Энциклопедия танца: Фламенко. Фламенко - страстный испанский танец под звуки гитары

Сегодня многие женщины и даже мужчины хотят не просто заниматься фитнесом, но делать это красиво, не только похудеть и укрепить мышцы, но и развить грацию и пластику. Именно поэтому такой популярностью стали пользоваться танцы: латина, танго, брейк-данс, хастл, сальса и, наконец, хит сезона — фламенко.

Про фламенко многие слышали, некоторые видели, но мало кто из непосвященных представляет, как и где его танцевать.

Зачем танцевать

Фламенко — особое сочетание танца (байле ), аккомпанемента (токе ) и вокала (канте ), зародившееся на юго-западе Испании, в Андалузии. Это не просто вид искусства, а целая культура, основной мотив которой — чувственность.

Сегодня фламенко не только творят, но и изучают. В 1955 году Гонсалес Климент написал книгу под названием «Фламенкология», положившую начало одноимённой области искусствознания.

А в 1958 году в г. Херес-де-ла -Фронтера открылась первая кафедра фламенкологии. Её сотрудники изучают происхождение фламенко, его исконный стиль, традиции и эволюцию.

Оставив в стороне пение и игру на музыкальных инструментах, а также более глубокие духовные аспекты, рассмотрим подробнее хореографический компонент. Прежде всего, фламенко — очень красивый танец. Стук каблуков, резкие и, в то же время, элегантные движения, развевающаяся юбка — всё это создаёт особое эмоциональное настроение. Фламенко позволяет проявлять в танце свое настроение и сексуальность. Кроме того, занятия фламенко развивают координацию движений и улучшают осанку. Наконец, это просто один из способов поддержания хорошей физической формы.

Кто танцует

Во фламенко нет ограничений по полу, возрасту и комплекции. Приходить можно как с партнёром, так и без: фламенко может танцевать один человек, пара или группа, здесь нет особых канонов. Это не значит, что фламенко бесполый танец, просто в нём есть и мужские, и женские элементы, а уж сочетаться они могут по-разному. Характерный мужской танец — выстукивание ритмов ногами, а женский — то изящные, то плавные, то неожиданно резкие движения корпуса.

Фламенко не требует основательной физической подготовки или умения садиться на шпагат. Важнее чувствовать музыку и ритм, впрочем, иметь музыкальное образование тоже не обязательно. Стоит вспомнить, что многие мастера фламенко не были профессиональными музыкантами, а мелодии передавались от учителя к ученику без всякой нотной записи.

В целом, фламенко может заняться практически любой желающий. Главное, чтобы не было противопоказаний по состоянию здоровья. Во время танца повышенная нагрузка приходится на ноги, позвоночник, шею. Поэтому людям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, прежде чем идти в танцкласс, стоит предварительно посоветоваться с врачом.

Как проходят занятия

В большинстве школ новички танцуют два раза в неделю по 1–1,5 часа. Скорее всего, Вам предложат несколько видов занятий: помимо самих танцев, есть специальные классы по ритмам (компа с), которые составляют основу фламенко. В некоторых школах танцы проходят под живую музыку, но чаще всего используют записи.

В чем танцевать

Чтобы танцевать фламенко нужен специальный наряд. По классическим канонам танцовщица надевает традиционное платье с оборками и воланами, а её партнёр — темные брюки, широкий пояс и белую рубашку с широкими рукавами. И конечно, обоим совершенно необходимы звонкие каблуки, позволяющие отбивать четкие ритмы.

Если Вы не собираетесь, во всяком случае, в первое время, участвовать в представлениях, к выбору одежды можно подойти попроще: подойдёт любой удобный спортивный костюм. Самое главное — это обувь. Нужно купить туфли (хорошо сидящие на ноге) или ботиночки на устойчивом широком каблуке (4-7 см) с круглыми носами. Бывают и особые туфли для фламенко, которые продаются в специализированных танцевальных магазинах. В последующем женщинам понадобится юбка, облегающая бёдра и расклешенная книзу — её можно сшить на заказ.

Где танцевать

Фламенко можно учиться во многих многопрофильных школах танцев, однако есть и узконаправленные учреждения. Вот лишь некоторые из московских школ фламенко.

1. Школа танца фламенко “Pasion Flamenco” — тел. (495) 649–90–24

Школа организована в партнёрстве с испанским центром, поэтому здесь делается акцент на передачу исконных традиций. В этой масштабной школе занимаются с детьми и взрослыми в нескольких залах на «Кузнецком мосту», «Пушкинской», «Смоленской» и «Академической», в том числе по индивидуальному графику. Стоимость восьми занятий — 3000 рублей.

2. Школа танца и музыки «Территория Фламенко» — тел. +7(909) 973–95–93, +7(926) 524–17–60

Помимо танцев и занятий по ритму имеется класс вокала и гитары. Регулярно набираются группы начинающих. Занятия проходят рядом с метро «Серпуховская» (МДЦ Москворечье).

3. Школа танцев фламенко Алёны Шульгиной — тел. 8 (926)- 878–78–76

Занятия по вечерам два раза в неделю, разноуровневые группы. Стоимость разового занятия 350–450 рублей. Абонемент на восемь занятий 2200-2500 рублей. Занятия проходят рядом с метро « Китай-город », «Чеховская».

4. Школа танцев Лилии Сафиной тел. 962–04–27, 165–02–48, 518–69–18

Постановка корпуса, движения рук, дроби, работа с юбкой, изучение ритма. Класс фламенко — 2200 рублей в месяц за 8 занятий по 1,5 часа, 2400 рублей за 9 занятий. Занятия проходят рядом с метро «Улица Подбельского».

Для тех, кто уже занимается фламенко и хочет повысить своё мастерство, регулярно проходят мастер-классы артистов. Лучшей школой фламенко остаётся испанская, поэтому полезно бывает поучиться у приезжающих в Россию испанских мастеров.

Если вам захотелось не только потанцевать самим, но и посмотреть, как это делают мастера - не проблема. В Москве регулярно, практически каждую неделю, проходят концерты, вечера и даже фестивали фламенко. Ближайшее крупное мероприятие — балет Антонио Гадеса 16–19 марта в Театре Эстрады.

Ольга Добрушина

К нам на военно-музыкальный фестиваль "Спасская башня" летят оркестры из 13 стран.

В Москву прибывают музыканты и артисты из Белоруссии, Бельгии, Великобритании, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Казахстана, Китая, Мексики, Пакистана, Словении и Японии.

И по традиции на Красную площадь выйдут подразделения Президентского полка, все лучшие военные музыканты российской армии, МЧС и МВД, Кремлевская школа верховой езды и Школа шотландского танца Shady Glen.

Почетный гость фестиваля - Мирей Матье, она прилетела во вторник. На Красной площади она споет "Под небом Парижа", и "Гимн любви", и "Синий платочек" на русском языке.

Количество оркестров даже не пытайтесь сосчитать - все равно ошибетесь. К нам летит оркестр муниципальной полиции Рима. Создан в 1870 году как оркестр городской гвардии, сегодня он музыкальный символ Вечного города. Но фактически это три оркестра: эти же музыканты выступают в оркестрах карабинеров и Ватикана.

Старше их только колоритный фольклорный коллектив из Японии "Канто Мацури", которому 400 лет. В переводе с японского - "Праздник фонарей".

Необычный участник - "Королевские ходулисты" из Бельгии. В Средневековье бельгийцы использовали ходули вместо сапог: переходили на них ручьи и реки. А еще они возродили еще один древний способ передвижения. Выстраиваются друг за другом по четыре человека и закрепляют свои башмаки-сабо на две деревянные доски: получается что-то вроде импровизированных лыж.

В общем, в сентябре на лыжах по кремлевской брусчатке - зрелище, мягко говоря, необычное.

Без волынок "Спасскую башню" уже нельзя представить - и значит, они будут. Ирландия прислала Оркестр волынок и барабанов, который срывал аплодисменты в прошлом году.

Выступят и старые знакомые: роты почетного караула Казахстана и Белоруссии.

Греция тоже направила в Москву ветеранов фестиваля: оркестр Военно-воздушных сил и роту почетного караула.

Новички фестиваля: духовой оркестр почтовой службы из Словении и Имперский юношеский оркестр из Великобритании.

На этот раз не будет шаолиньских монахов и зажигательных мексиканских танцоров. Вместо них прилетели Оркестр и рота почетного караула китайской армии и Образцовый оркестр вооруженных сил Мексики.

Из Пакистана прибыл армейский оркестр.

Особый гость фестиваля: Королевская Андалузская школа искусства верховой езды.

Это элита мировой кавалерии. Испанцы выступают в костюмах XVIII века. Живая музыка: за роялем пианист-виртуоз и композитор Маноло Карраско, создатель собственного стиля new piano flamenco. Кстати, у пианиста русская жена, а испанскую музыку он считает близкой по страсти к русской. Определенно наш человек.

Андалузские скакуны синхронно "танцуют" под аккомпанемент Маноло. Апогей шоу: лошадь становится на дыбы и... подпрыгивает на задних ногах. Публика в шоке.

"Трюк называется Corbeta, - пояснил журналисту "РГ" директор Андалузской школы Хуан Карлос Роман. - Дома наши шоу обычно называют конным балетом".

В прошлом году гостей фестиваля поражал "летающий всадник" француз Лоренцо. Теперь вот прыгающие с задних ног испанские скакуны. По-моему, единственный симметричный ответ с нашей стороны - срочно обучить какого-нибудь циркового медведя акробатическому рок-н-роллу.

"Можно и без крайностей, - смеется гендиректор Кремлевской школы верховой езды Борис Петров. - Испанцы ведь от нашей джигитовки просто в восторге. Они тоже не понимают, как можно выполнять такие трюки на бешеной скорости и так владеть своим телом и холодным оружием".

Кремлевская школа представляет "Традиции России" - это отточенное до совершенства шоу, дополненное новыми трюками.

"Но перед испанцами и их мастерством я тоже снимаю шляпу", - признается Борис Петров.

В одном наши и испанцы совершенно схожи: в трогательном и трепетном отношении к лошадям. Они с ними почти не расстаются.

"Мы предложили испанцам гостиницу в центре Москвы, - рассказывает комендант Кремля генерал-лейтенант Сергей Хлебников. - Они отказались, попросив поселить их поближе к своим лошадям, которые разместились в конюшне Кремлевской школы верховой езды, а это Красногорский район, деревня Путилково".

..."Спасская башня" проходит с 5 по 13 сентября, но график у артистов напряженный, некоторые улетят раньше закрытия. В частности, еще до гала-представления Москву покинет японская группа, 6 сентября улетит и Мирей Матье.

Не упустите шанс увидеть.

Кстати

Как сообщил музыкальный руководитель "Спасской башни", главный военный дирижер России генерал-лейтенант Валерий Халилов, в финале фестиваля численность музыкантов достигнет 1,5 тыс. человек: "Мы исполним попурри из военных песен, которое завершится не маршем "Прощание славянки", как в прошлые годы, а коллективным исполнением песни "День победы".

Фламенко - национальный испанский танец. Но это слишком простое и утрированное определение, ведь фламенко - это страсть, огонь, яркие эмоции и драматизм. Достаточно один раз увидеть эффектные и выразительные движения танцовщиц, чтобы забыть о счете времени. А музыка… Это отдельная история... Не будем вас томить - пора окунуться в историю и специфику этого танца.

История фламенко: боль изгнанных народов

Официальная дата рождения фламенко - 1785 год. Именно тогда Хуан Игнасио Гонсалес дель Кастильо, испанский драматург, впервые употребил слово «фламенко». Но это формальности. На самом деле история этого направления насчитывает более 10 веков, на протяжении которых культура Испании менялась и развивалась не без участия других национальностей. Предлагаем проникнуться атмосферой ушедших лет, чтобы лучше прочувствовать энергетику и характер танца.

Наше повествование начинается в далеком 711 году в древней Андалусии, расположенной в южной части Пиренейского полуострова. Сейчас это автономное испанское сообщество, а тогда власть на этой земле принадлежала вестготам, древнегерманскому племени. Устав от произвола правящей верхушки, население Андалусии обратилось за помощью к мусульманам. Так полуостров завоевали мавры или арабы, пришедшие из Северной Африки.


На протяжении более 700 лет территория древней Испании находилась в руках мавров. Им удалось превратить ее в самую прекрасную европейскую страну. Сюда стекались люди со всего континента, чтобы полюбоваться великолепной архитектурой, приобщиться к науке и понять утонченность восточной поэзии.

Не остается в стороне и развитие музыки. Персидские мотивы начинают овладевать умами жителей Андалусии, заставляя менять свои музыкальные и танцевальные традиции. Огромную роль в этом сыграл Абу-аль-Хасан-Али, багдадский музыкант и поэт. Искусствоведы видят в его творчестве первые следы фламенко и отдают ему право считаться отцом андалусской музыки.

В XV веке христианские государства, расположенные в северной части полуострова, начинают вытеснять арабов. Куда исчезли испанские мавры - тайна, разгадать которую историки пока не в силах. Несмотря на это, восточная культура стала частью мировоззрения людей, населявших Андалусию. Но для возникновения фламенко не хватает страданий еще одного гонимого по свету этноса - цыган.


Уставшие от постоянных скитаний, цыгане пришли на полуостров в 1425 году. Эти земли показались им раем, но местные власти испытывали неприязнь к чужеземцам и преследовали их. Все, что было связано с цыганами, признавалось преступным, включая танцы и музыку.

Кровопролитные гонения не помешали цыганскому фольклору объединиться с восточными традициями, которые уже к тому времени пустили корни среди местного населения Андалусии. Именно с этого момента начинает зарождаться фламенко - на стыке нескольких культур.

Куда ведет нас история дальше? В испанские таверны и пивные. Именно здесь местное население начинает исполнять чувственный танец, привлекая к нему все больше любопытных глаз. Пока фламенко существует только для узкого круга людей. Но примерно в середине XIX века стиль выходит на улицу. Уличные представления или фиесты теперь не обходятся без страстных и эмоциональных танцевальных движений фламенко.

А далее танец ждет профессиональная сцена. Фламенкологи отмечают, что пик жанра приходится на вторую половину XIX века, когда испанское население было без ума от творчества певца Сильверио Франконетти. Но век танца был быстротечен. Уже к концу столетия фламенко превратилось в обычное развлечение в глазах молодежи. История танца, наполненная страданиями и болью различных народностей, осталась на задворках.

Приравнять фламенко к низкопробному искусству, позволить жанру навсегда покинуть уютные улочки Испании не позволили музыкант Федерико Гарсия Лорка и поэт Мануэль де Фалья. С их легкой подачи в 1922 году состоялся первый фестиваль андалусского народного пения, где звучали любимые многими испанцами мелодии.

    Шестиструнная гитара - национальный испанский инструмент, без которого немыслимо исполнение фламенко.

    Традиционный женский костюм исполнительницы фламенко - длинное платье в пол или bata de cola. Его обязательные элементы - облегающий лиф, множество оборок и воланов по краю юбки и рукавов. За счет особенностей кроя и получаются эффектные движения во время танца. Ничего не напоминает? Одежда была позаимствована у цыганок и стала символом женственности и притягательности.

    Фламенко невольно ассоциируется с красным цветом. Но профессиональные танцоры видят в этом лишь национальный стереотип. Откуда появился миф о танце, окрашенном в красный? Из названия стиля. В переводе с латинского «flamma» означает пламя, огонь. Эти понятия неизменно связывают именно с оттенками красного. Также параллели проводятся с фламинго, название которых так созвучно страстному танцу.

    Еще один стереотип связан с кастаньетами . Это ударный инструмент в виде двух вогнутых пластин, который надевают на руки. Да, их звук отчетливо слышен во время танца. Да, их используют танцовщицы. Но в традиционном фламенко руки девушек должны быть свободны. Откуда тогда появилась традиция танцевать именно с кастаньетами? Благодаря публике, которая с восторгом приняла использование этого музыкального инструмента.

    Характер стиля во многом определяет и обувь танцоров. Носок и каблук туфель специально подбивают маленькими гвоздиками, чтобы получить характерное звучание во время исполнения дроби. Не зря фламенко считают прообразом чечетки .

    Испанский город Севилья считается одним из значимых в развитии фламенко. Здесь находится музей, посвященный этому танцу. Открыла его Кристина Ойос, известная танцовщица. Популярен этот город и благодаря литературным персонажам: Дон Кихоту и Кармен .

    С именами каких танцовщиц ассоциируется фламенко? Это, безусловно, Антония Мерсе-и-Луки, Кармен Амайя, Мерседес Руис и Магдалена Седа.

Что должен увидеть каждый турист в Каталонии ? Бой быков? Конное шоу? Винные погреба? Зажигательное фламенко ? А может быть, начать именно с фламенко , чтобы понять страстную испанскую душу?

Теперь давайте поговорим о том, где можно посмотреть и послушать фламенко . В отличие от корриды , здесь вариантов предостаточно. Арена не требуется, многочисленные творческие коллективы мобильны и вездесущи. И если вам лень искать фламенко , то оно само найдет вас. Прямо в отеле. В сезон «фламенко шоу» пару раз в неделю обязательно будет и в вашем. Только вот не стоит тратить на него свое драгоценное курортное время и смазывать впечатление. Пусть развлекают немецких пенсионеров. А мы с вами пойдем, извините, в таблао.

Как вы уже знаете, таблао – это такие кафе с небольшой сценой, где исполняют фламенко . Иногда весьма недурственно. На побережье их предостаточно, просто скажите таксисту магическую фразу «фламенко таблао». Гид тоже может подсказать, куда имеет смысл податься вечером.

Для более подробной информации или покупки билетов пожалуйста свяжитесь с нами: Тел: (+34) 644 322 555

В рамках экскурсии «Испанская ночь » вы не только увидите великолепное конное шоу, но и погрузитесь в неповторимый мир испанской музыки и ритмов фламенко . Как правило, шоу фламенко проходит во второй части вечера. Следует заметить, что испанская музыка зародилась в процессе взаимодействия многих музыкальных культур, населявших когда-то эту страну - иберов, кельтов, финикийцев, римлян, германцев, арабов, берберов, евреев и, позднее, цыган.

Последние, оказавшись на полуострове в 15 веке, впитали в себя древнее популярное искусство юга этой страны и, в настоящее время, в основном только они являются носителями этого вида народного творчества. - это не только танцы, сольное пение, гитара, кастаньеты, прежде всего, - это стиль жизни, фламенко - это легкие, длинные платья с оборками и шали с кистями, взлетающие в импровизированном танце. - это черные и красные кожаные туфли, отбивающие ритм чечетки, фламенко - это гибкие, страстные движения танцовщицы, завораживающей весь зал. - это Испания!

По окончании вечера комфортабельный автобус доставит туристов в отель.

В старинном доме со множеством коридоров первого этажа с трудом можно пробраться к главному месту съемок, - а именно, спальне, где главные герои танцуют свое «Фламенко». В этой комнате можно встретить всё: от столярных тисков до фортепиано. Пока сохнут глиняные куклы, камеры направлены на большую кровать, где сладко спит женщина. Дубль за дублем она делает поворот на другой бок. В соседней гостиной режиссер и оператор пристально следят за тем, что происходит в соседней комнате через мониторы.

Играет мрачная музыка, по стенам бегут тени прошлого и воздух пропитан расставанием. Приезда Левы и Шуры ожидают с минуту на минуту. Они приехали всего на час, посмотреть за ходом съемок, познакомиться с актерами, и, конечно, ответить на вопросы любопытных:

Ребята, расскажите, что это за мистическая квартира?
Лева: эта квартира художника Верещагина. В этой квартире каждый день снимаются какие-то сериалы. Она такая колоритная и фактурная, и я думаю, что в ней по ночам ходят всякие именитые привидения.
Шура: а вообще, эту квартиру выбрал режиссер, когда он послушал песню, то у него возникла идея.

Расскажите немного о клипе.
Шура: - это второй клип нашего проекта «Нечетный воин», первым стал клип на песню «Медленная звезда», которую спела с нами Диана Арбенина. Клип на «Фламенко» - это своего рода продолжение клипа на «Медленную звезду» по настроению и по истории.
Лева: песня «Фламенко» для нас связана с личными переживаниями, которые не хотелось бы выносить на всеобщее обозрение.
Шура: клип на самом деле очень личный, и имеет больше отношения ко мне, чем к леве.

В съемках принимают участие профессиональные актеры Пономарева Ирина, Борис Токарев, которые и играют танцоров, которые протанцевали и прожили вместе всю жизнь. Пока съемочная команда занималась постановкой кадров с участием кукол Левы и Шуры, «танцоры» поделились с нами о своих впечатлениях от съемок в клипе:

Скажите, вы актеры или танцоры?
Пономарева Ирина: мы драматические актеры. Играем и в театре, и в кино.
Борис Токарев: я, в основном, в кино.

В каких сериалах вы снимались?
П.и.: «Линия защиты», «Кулагин и к», последний фильм - «Глазами волка», где я играю главную женскую роль.

Какие ваши впечатления от участия в съемках клипа?
Б.т.: замечательные! Очень хорошая команда и сюжет нам очень нравится. Единственная проблема с финалом, потому что мы с Ирой в конце танцуем несколько развязок танца «Фламенко». Вот сейчас репетируем танец.

Я вижу, вам помогает в этом инструктор по танцам.
П.и.: да, конечно! Это, я считаю, необходимо, хоть мы и сами не плохо двигаемся для драматических актеров, но здесь, конечно, очень важна отточенность движений, ведь мы играем профессиональных танцоров, и наши движения должны быть безукоризненными. Тем более, это финал клипа, и очень важно, чтобы он был ярким.

А приходилось ли вам танцевать «Фламенко» на сцене или в жизни?
П.и.: нет, не приходилось, к сожалению. Русские народные я отплясывала в ансамбле. Но сам танец мне очень нравится, но не в эстрадном варианте.
Б.т.: нет, я никогда не танцевал «Фламенко».

Что вы можете сказать о режиссере Владе Разгулине, легко ли с ним работать?
П.и.: очень милый человек, знает, что хочет.
Б.т.: четко ставит задачи. Не многословен, что хорошо. Всё конкретно и четко.

Как вы относитесь к музыке группы «Би-2», слушаете ли дома?
П.и.: так, чтобы включать дома магнитофон и слушать - такого нет, но когда я слышу - я не выключаю, потому что мне нравится эта группа. Когда я сыну сказала, что буду сниматься в клипе, он был очень удивлен и обрадован, - я поняла, что он одобрил.
Б.т.: у меня есть кассета в машине, и когда я выезжаю куда-то, то я ставлю. Я думаю, что этот клип будет их лучшим клипом, потому что песня замечательная, и она как бы идет немножко вразрез с тем, что они делали раньше. И это очень удачный эксперимент, который займет достойное место в хит-парадах.

Актеров отвлекает инструктор по танцу «Фламенко»: до следующего этапа съемок нужно отрепетировать самое сложное - танец. Тем временем камера и свет направлены на столик в спальне, на котором во множестве фактурных и ярких предметов стоят две глиняные куколки. Одна с гитарой, другая с микрофоном. Как рассказал нам режиссер клипа Влад Разгулин, через весь клип будет обозначено их ненавязчивое присутствие. Вообще, Влад не любит говорить о том, что он снимает. Правда, во время обеденного перерыва, когда вся команда отдыхала в небольшом садике во дворе дома (Лева и Шура тоже, дав несколько интервью, отправились обедать в расположившийся по соседству знаменитый ресторан «Дача»), Влад согласился ответить на пару вопросов специально для посетителей сайта Би-2:

Обычно Би-2 устраивают нечто вроде тендера перед съемками, то есть показывают разным режиссерам песню, они предлагают свои идеи, а далее группа выбирает наиболее понравившийся вариант. Скажите, на этот раз было также?
В.р.: ну, в этот раз было совсем по-другому. Я пришел с готовой идеей и сказал: или я снимаю, или нет. Им очень понравилась моя идея клипа.

Как сформировалась история ролика о двух танцорах?
В.р.: - я послушал музыку, и в голове сложилась такая история, образ. Знаете, когда музыка хорошая - все рождается очень быстро.

Почему вы заменили живых музыкантов на кукол?
В.р.: мне история ролика сама по себе кажется очень грустной, и я не нашел в ней место живым музыкантам, и мне четко пришла в голову мысль сделать глиняных кукол, и это понравилось всем.

Что это за место, где проходят съемки, чья это квартира?
В.р.: - с этой квартирой я знаком. Мы здесь часто снимаем что-то, и всякий раз получается все по-разному. Квартира сама очень фактурная. Здесь есть много предметов, которые можно двигать в процессе съемок и строить кадры так, как кажется интересным.

Кто оператор клипа?
В.р.: - Марат Адельшин. Он снимал с нами клипы на песни «Зажигать» и «Невероятная история».

Кстати, о клипе на песню «Невероятная история». Я была на съемках клипа, а конечный вариант очень удивил. Многие поклонники группы говорили, что присутствие в клипе летающей тарелки не совсем им понятно.
В.р.: ну, на самом деле, мы тоже не понимаем, откуда она взялась! (смеется). Она в голову пришла нам в последний день. А почему бы и нет, пускай будет летающая тарелка - подумали мы.

А то, что получилось, вам понравилось?
В.р.: я не супер доволен, конечно, но так мало времени на такие вещи не должно быть. Клип должен сниматься два дня! Когда нужно успеть все снять в один день, то это очень сложно, как и для команды, так и для актеров. Посмотрим, что получится с «Фламенко».

Впереди у съемочной команды трудный день и еще очень много задач. Из того, что мне удалось увидеть, я сделала очень приятный для себя вывод: клип будет очень образным - через предметы и мелкие движения актеров режиссер нам расскажет трогательную историю двух любящих друг друга людей, несмотря ни на что танцующих свой яркий и неповторимый танец любви. Здесь время не властно, и цвета не играют ролей, здесь «Фламенко».