Гаршин всеволод михайлович краткая. Интересные факты из жизни гаршина всеволода михайловича

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Гаршина Всеволода Михайловича

Всеволод Михайлович Гаршин − известный российский прозаик второй половины XIX столетия, который занимался также искусствоведением и писал критические статьи.

Детство и юность

Родился Всеволод Михайлович Гаршин в 1855 году 2 февраля (по новому стилю – 14-го). Это событие произошло в родовом имении под названием Приятная Долина, которое располагалось в Екатеринославской губернии и принадлежало офицерской семье обрусевшего татарина Михаила Егоровича Гаршина, ведущего свою родословную от мурзы из Золотой Орды по имени Горши. Мать маленького Севы была типичной «шестидесятницей». Она живо интересовалась литературой и текущей политикой, владела совершенно свободно французским и немецким языками. Естественно, что именно она оказала на сына огромное влияние.

В возрасте пяти лет Сева пережил большую семейную драму, которая катастрофически сказалась на здоровье мальчика и очень значительно повлияла на его мироощущение и формирование характера. Мать Всеволода влюбилась в П.В. Завадского, молодого человека, являвшегося воспитателем её старших детей, и бросила семью. Оказалось, что этот человек был организатором тайного общества, и отец Гаршина, узнав об этом, донёс в полицию. Оппозиционера арестовала охранка, и он был сослан в Петрозаводск. Неверная супруга переехала в Санкт-Петербург, чтобы иметь возможность навещать ссыльного. Немудрено, что ребёнок являлся в это время для родителей предметом раздора. Сева жил с отцом до 1864 года, а впоследствии мама забрала его и отдала в гимназию в СПб.

В 1864-74 годах Гаршин учился в гимназии. Тогда-то он и начал писать стихи и рассказы, в которых подражал «Илиаде» Гомера и «Запискам охотника» знаменитого . В старших классах гимназии Гаршин увлёкся естествознанием, этому способствовали дружеские отношения с талантливым педагогом Александром Яковлевичем Гердом, который был известным популяризатором естественных наук. По совету этого человека Всеволод поступил в Горный институт, а также слушал с большим интересом лекции Дмитрия Ивановича Менделеева в Петербургском университете.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Литературная деятельность

Гаршин начал печататься в 1876 году (ещё будучи студентом). Его первой опубликованной работой был очерк под названием «Подлинная история N-ского земского собрания», написан в духе сатиры. Затем после сближения с художниками-передвижниками Всеволод написал об их творчестве ряд статей, особое внимание уделяя полотнам, представленным на выставках. После начала новой русско-турецкой войны студент бросил занятия в Горном институте и отправился на фронт добровольцем, участвовал в болгарском походе, воплотив впоследствии свои впечатления в ряде рассказов, которые были опубликованы в 1877-79 годах.

В бою возле селения Аяслар Гаршин получил ранение и после лечения в госпитале был отправлен в отпуск на целый год домой. Он приехал в СПб уже с твёрдой уверенностью, что будет заниматься исключительно литературной деятельностью. Спустя полгода Всеволод получил звание офицера, а когда война закончилась в 1878 году, то его уволили в запас.

Гаршин продолжил своё образование в качестве вольнослушателя на историко-филологическом факультете в университете СПб.

Отношение к революционным событиям

Молодой литератор продолжал писать и публиковать рассказы, в которых ставил перед интеллигенцией проблему выбора: идти ли по пути личного обогащения или избрать полную лишений дорогу служения своему народу.

Гаршин не принял революционный террор, разразившийся в России в конце 70-х годов. Он воспринимал чрезвычайно остро и болезненно все события, связанные с этим. Несостоятельность методов революционной борьбы, применявшихся народниками, становилась все очевиднее ему. Писатель выразил в рассказе «Ночь» трагическое мироощущение современного ему молодого поколения.

Болезнь и смерть

В начале 70-х у Всеволода Михайловича врачи диагностировали расстройство психики. В 1880 г. Гаршин предпринял неудачную попытку выступить на общественную защиту революционера Ипполита Осиповича Млодецкого, покушавшегося на жизнь графа Лорис-Мельникова. Последовавшая вскоре казнь Ипполита потрясла писателя, и психическая болезнь обострилась. Гаршину пришлось около двух лет провести в психиатрической клинике.

Восстановив немного душевное равновесие, Всеволод Михайлович возвратился в мае 1882 года в Санкт-Петербург. Он вернулся к литературному творчеству, опубликовал очерк под названием «Петербургские письма», в котором глубоко размышлял о Петербурге как о единственной духовной родине для всей отечественной интеллигенции. Гаршин даже поступил на гражданскую службу и женился в 1883 году на молодой женщине-враче Н. Золотиловой. Это был, по-видимому, самый счастливый в его короткой жизни период. Именно тогда Всеволод Михайлович написал свой лучший рассказ «Красный цветок».

Однако уже в 1887 году у Гаршина наступила вновь тяжелейшая депрессия, и он оставил государственную службу. Вскоре начались также ссоры между его матерью и молодой женой. Эти события не могли не привести к трагическому исходу. Всеволод Михайлович Гаршин покончил жизнь самоубийством. 5 апреля (24 марта по старому стилю) 1888 он бросился в пролёт лестницы.

Прозаик, критик

Родился 2(14) февраля 1855 года в имении Приятная Долина Бахмутского уезда, ныне Донецкая область. Отец - офицер, участник Крымской войны 1853-56гг. Первый воспитатель Гаршина - П.В.Завадский, деятель революционного движения 50-60-х гг. В 1860г. в доме Гаршиным произошла семейная драма, оказавшая значительное влияние на формирование личности писателя. Мать покинула семью вместе с воспитателем Завадским. Отец, предпринимая попытку вернуть жену, обращается в полицию и III отделение с жалобой на Завадского, обыск у которого даёт в руки властей материалы, доказывающие существование тайного политического общества в студенческой среде Харьковского университета в конце 50-х гг. Завадский, один из организаторов этого общества, был сослан в Олонецкую губернию. Гаршин становится предметом ожесточённой борьбы между родителями, живёт то с отцом, то с матерью, которая, будучи гражданской женой Завадского, посещает его в ссылке, куда дважды берёт с собой Гаршина. Личные контакты юного Гаршина, через мать и Завадского, с представителями революционно-демократической интеллигенции 60-х гг. способствовали знакомству будущего писателя с идеями шестидесятников, а позднее с идеологией народничества, в значительной степени окрасившей всё его творчество.

1874 - Гаршин заканчивает Петербургскую реальную гимназию и в этом же году поступает в Горный институт в Петербурге.

1876 - начинает печататься (очерк «Подлинная история Энского земского собрания»).

1877 - сблизившись с художниками-передвижниками, пишет ряд статей о живописи («Вторая выставка «Общества выставок художественных произведений»», «Новая картина Семирадского «Светочи христианства»», и др.).

1877 - уходит добровольцем на русско-турецкую войну, где получает ранение при Аясларе (Болгария). Вскоре был произведён в офицеры, по окончании войны уволен в запас (1878). Военные впечатления Гаршина отразились в рассказах «Четыре дня» (1877), «Трус» (1879), «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883).

С начала 70-х гг. Гаршин страдает психическим заболеванием.

21 февраля 1880 - после покушения революционера И.О.Млодецкого на М.Т.Лорис-Меликова, Гаршин добивается у последнего аудиенции и обращается с просьбой "помиловать преступника", стремясь убедить главу Верховной распорядительной комиссии в том, что этот акт поможет разорвать заколдованный круг правительственного и революционного террора. Визит Гаршина к Лорис-Меликову совпал с началом обострения душевной болезни, после казни Млодецкого состояние писателя резко ухудшается. Около 2 лет Гаршин проводит в психиатрической лечебнице.

1882 - Гаршин издает сборник "Рассказы", вызвавший полемику, главным образом по вопросу о направлении творчества, о мировоззрении Гаршина.

1883 - женится на Н.М.Золотиловой, слушательнице женских медицинских курсов; не надеясь на литературный заработок, в том же году поступает секретарём в канцелярию Съезда представителей железных дорог. Публикует рассказы "Из воспоминаний рядового Иванова", "Красный цветок".

1885 - выходит повесть "Надежда Николаевна".

1886-87 - Гаршин много сил отдаёт деятельности в качестве члена К-та общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным.

1887 - выходит последнее произведение Гаршина - сказка для детей "Лягушка-путешественница".

1888 - заболевание, имевшее наследственный характер (два старших брата позднее также покончили самоубийством), обостряется, и 24 марта (5 апреля) во время одного из припадков Всеволод Михайлович Гаршин кончает с собой.

Основные произведения:

«Четыре дня» (1877)

«Происшествие» (1878)

«Трус» (1879)

«Встреча» (1879)

«Художники» (1879)

«Ночь» (1880)

«Из воспоминаний рядового Иванова» (1883)

«Красный цветок» (1883)

«Надежда Николаевна» (1885)

«Attalea princeps» (1880)

«То, чего не было» (1882)

«Сказка о жабе и розе» (1884)

«Сказание о гордом Аггее» (1886)

«Лягушка-путешественница» (1887)

Статьи о живописи, очерки, стихи, стихотворения в прозе.

Гаршин В.М. Сочинения. - М.: Гослитиздат, 1955.

ГАРШИН, ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ (1855–1888), русский писатель, критик. Родился 2 (14) февраля 1855 в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губ. в семье дворян, ведущих свою родословную от золотоордынского мурзы Горши. Отец был офицером, участвовал в Крымской войне 1853–1856. Мать, дочь морского офицера, принимала участие в революционно-демократическом движении 1860-х годов.

Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Мать влюбилась в воспитателя старших детей П.В.Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, после чего Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск по политическому обвинению. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. До 1864 Гаршин жил с отцом в имении близ г.Старобельска Харьковской губ., затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию.

В 1874 Гаршин поступил в петербургский Горный институт. Спустя два года состоялся его литературный дебют. В основу его первого сатирического очерка Подлинная история Энского земского собрания (1876) легли воспоминания о провинциальной жизни. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о художниках-передвижниках.

В день объявления Россией войны Турции, 12 апреля 1877, Гаршин добровольцем вступил в действующую армию. В августе был ранен в бою у болгарского селения Аяслар. Личные впечатления послужили материалом для первого рассказа о войне Четыре дня (1877), который Гаршин написал в госпитале. После его публикации в октябрьском номере журнала «Отечественные записки» имя Гаршина стало известно всей России.

Получив годовой отпуск по ранению, Гаршин вернулся в Петербург, где его тепло приняли писатели круга «Отечественных записок» – М.Е.Салтыков-Щедрин, Г.И.Успенский и др. В 1878 Гаршин был произведен в офицеры, по состоянию здоровья вышел в отставку и продолжил учебу как вольнослушатель Петербургского университета.

Война наложила глубокий отпечаток на восприимчивую психику писателя и его творчество. Простые в фабульном и композиционном отношении рассказы Гаршина поражали читателей предельной обнаженностью чувств героя. Повествование от первого лица, с использованием дневниковых записей, внимание к самым болезненным душевным переживаниям создавало эффект абсолютной тождественности автора и героя. В литературной критике тех лет часто встречалась фраза: «Гаршин пишет кровью». Писатель соединял крайности проявления человеческих чувств: героический, жертвенный порыв и осознание мерзости войны (Четыре дня ); чувство долга, попытки уклонения от него и осознание невозможности этого (Трус , 1879). Беспомощность человека перед стихией зла, подчеркнутая трагическими финалами, становилась главной темой не только военных, но и более поздних рассказов Гаршина. Например, рассказ Происшествие (1878) – это уличная сценка, в которой писатель показывает лицемерие общества и дикость толпы в осуждении проститутки.

Даже изображая людей искусства, художников, Гаршин не находил разрешения своим мучительным душевным поискам. Рассказ Художники (1879) проникнут пессимистическими размышлениями о ненужности настоящего искусства. Его герой, талантливый художник Рябинин, бросает живопись и уезжает в деревню, чтобы учить крестьянских детей.

В рассказе Attalea princeps (1880) Гаршин в символической форме выразил свое мироощущение. Свободолюбивая пальма в стремлении вырваться из стеклянной оранжереи пробивает крышу и погибает. Романтически относясь к действительности, Гаршин пытался разорвать заколдованный круг жизненных вопросов, но болезненная психика и сложный характер возвращали писателя в состояние отчаяния и безысходности.

Это состояние усугублялось событиями, происходившими в России. В феврале 1880 революционер-террорист И.О.Млодецкий совершил покушение на главу Верховной распорядительной комиссии графа М.Т.Лорис-Меликова. Гаршин как известный писатель добился у графа аудиенции, чтобы просить о помиловании преступника во имя милосердия и гражданского мира. Писатель убеждал высокого сановника в том, что казнь террориста только удлинит цепочку бесполезных смертей в борьбе правительства и революционеров. После казни Млодецкого у Гаршина обострился маниакально-депрессивный психоз. Не помогло путешествие по Тульской и Орловской губерниям. Писателя поместили в Орловскую, а затем в Харьковскую и Петербургскую психиатрические лечебницы.

После относительного выздоровления Гаршин долгое время не возвращался к творчеству. В 1882 вышел его сборник Рассказы , который вызвал в критике жаркие споры. Гаршина осуждали за пессимизм, мрачный тон его произведений. Народники использовали творчество писателя, чтобы на его примере показать, как мучается и терзается угрызениями совести современный интеллигент.

В августе-сентябре 1882 по приглашению И.С.Тургенева Гаршин жил и работал над рассказом Из воспоминаний рядового Иванова (1883) в Спасском-Лутовинове.

Зимой 1883 Гаршин женился на слушательнице медицинских курсов Н.М.Золотиловой и поступил на службу секретарем канцелярии Съезда представителей железных дорог. Много душевных сил писатель потратил на рассказ Красный цветок (1883), в котором герой ценой собственной жизни уничтожает все зло, сконцентрированное, как рисуется его воспаленному воображению, в трех цветках мака, растущих на больничном дворе. В последующие годы Гаршин стремился к упрощению своей повествовательной манеры. Появились рассказы, написанные в духе народных рассказов Толстого, – Сказание о гордом Аггее (1886), Сигнал (1887). Детская сказка Лягушка -путешественница (1887) стала последним произведением писателя.

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888) родился в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в дворянской семье, отец его был офицером кирасирского полка, участником Крымской войны 1853-1856 годов, мать - из семьи морского офицера. В детстве Гаршину и его братьям пришлось пережить тяжёлую душевную травму: мать их Екатерина Степановна, увлёкшись воспитателем старших детей П.В. :Завадским, в 1860 году оставила семью.

Завадский, организатор тайного студенческого политического общества, после обращения в полицию отца Гаршина, пытавшегося вернуть жену, был арестован и сослан в Олонецкую губернию, куда мать Гаршина вместе с сыном Всеволодом несколько раз ездила. Общение будущего писателя с революционно-демократической интеллигенцией станет впоследствии основой его близости к народникам и воздействия их идей на его творчество.

В юности Гаршин интересовался естественными науками, однако его желание заниматься ими не смогло осуществиться: выпускник реального училища был лишён права поступать в университет. Поэтому он выбрал Горный институт, хотя профессия инженера его не особенно привлекала. Вскоре после объявления в 1877 году Россией войны Турции Гаршин, одержимый порывом разделить "общее страдание", уходит из института и участвует в боевых действиях на Балканах.

В одном из боёв он был ранен в ногу и попал в госпиталь. В реляции сообщалось, что Гаршин "примером личной храбрости увлёк товарищей в атаку". Год спустя он был произведён в офицеры, однако продолжать службу не захотел, чтобы иметь возможность окончить ученье и заниматься литературной деятельностью.

Острота нравственного чувства побуждала Гаршина к ярким, самоотверженным поступкам. В 1880 году, после покушения революционера И.О. Млодецкого на особо приближённого к императору и наделённого чрезвычайными полномочиями М.Т. Лорис-Меликова, Гаршин добивается аудиенции у генерала, чтобы просить о помиловании преступника, так как, по его убеждению, только милосердие способно прекратить правительственный и революционный террор. Тем не менее казнь состоялась, и это был удар для писателя.

Эти переживания обостряли его наследственный душевный недуг (маниакально-депрессивный синдром, из-за которого Гаршин в 1880 году находился в психиатрической лечебнице, а восемь лет спустя покончил жизнь самоубийством, бросившись в пролёт лестницы своего дома), он мало писал и, не рассчитывая на литературный заработок, вынужден был устроиться в 1882 году чиновником в канцелярию Съезда представителей железных дорог. Помимо этого, он сотрудничал с В.Г. Чертковым в издательстве "Посредник", а также принимал активное участие в работе Комитета общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным.

Литературная деятельность Гаршина началась в 1876 году с сатирического очерка "Подлинная история Энского земского собрания" (газета "Молва"), в котором отразились его впечатления от Старобельска, где он одно время жил вместе с отцом. Написал Гаршин немного. Но это немногое внесло в литературу ту ноту, которой в ней прежде не было или она не прозвучала столь сильно, как у него. "Голосом совести и её мучеником" справедливо назвал Гаршина критик Ю.Айхенвальд. Именно так он и воспринимался современниками.

В сочинениях Гаршина человек - в состоянии душевного смятения. В первом рассказе "Четыре дня", написанном в госпитале и отразившем собственные впечатления писателя, герой ранен в бою и ждет смерти, рядом же разлагается труп убитого им турка. Эту сцену часто сравнивали со сценой из "Войны и мира", где раненный в Аустерлицком сражении князь Андрей Болконский смотрит на небо. Герой Гаршина тоже смотрит на небо, но вопросы его волнуют не отвлечённо философские, а вполне земные: зачем война? почему он вынужден был убить этого человека, к которому не испытывал враждебных чувств и, по сути, ни в чём не виновного?

Военная тема у Гаршина пропущена через горнило совести, через душу, растерянную перед непостижимостью этой неведомо кем предумышленной и никому не нужной бойни. А между тем Русско-турецкая война 1877 года была начата с благородной целью помощи братьям-славянам в избавлении от турецкого ига. Гаршина же волнуют не политические мотивы, а вопросы экзистенциальные. Персонаж не хочет убивать других людей, не хочет идти на войну (рассказ "Трус"). Тем не менее он, подчиняясь общему порыву и считая это своим долгом, записывается добровольцем и гибнет. Бессмысленность этой гибели не даёт покоя автору.

Но что существенно - нелепость эта не единична в общем строе бытия. В том же рассказе "Трус" умирает от гангрены, начавшейся с зубной боли, студент-медик. Эти два события - параллельны, и именно в их художественном сопряжении высвечивается один из главных гаршинских вопросов - о природе зла.

Этот вопрос мучил писателя всю жизнь. Не случайно его герой, рефлектирующий интеллигент, протестует против мировой несправедливости, воплощающейся в неких безликих силах, что влекут человека к гибели и разрушению, в том числе и саморазрушению. Именно конкретного человека. Личность. Лицо.

Вместе с тем боль писателя об одном человеке, об одной-единственной жизни неотделима от его стремления хотя бы на уровне имени главного персонажа достичь всеохватывающего обобщения. Его герой носит фамилию Иванов и имя Иван Иванович. В этом своеобразие гаршинского гуманизма: человек у него сам и одновременно часть целого - народа, страны, общества. Гаршин был связан с народническим "Русским богатством" и сотрудничал с его лидерами - Н.Михайловским и другими. Однако тревога и печаль его о бедствиях народных выходила за рамки традиционного народничества.

Под гаршинской болью о народе таилось страдание об участи человека вообще. О личности. И это выделяло его идейно-художественную позицию среди писателей 70-80-х годов. Он подходил к драматизму человеческой жизни не столько с позиции социальной критики, сколько с позиции экзистенциальной растерянности перед лицом мирового зла и протеста против него, как правило, безуспешного и трагического.

Хрестоматийными стали его аллегорические рассказы "Красный цветок" и "Attalea princeps". В первом душевно больной человек, находящийся в психиатрической лечебнице, борется с мировым злом в образе ослепительно красных цветов мака на больничной клумбе. Во втором оранжерейная пальма, устремившись к свободе, проламывает крышу. И - гибнет.

Характерно для Гаршина (и в этом отнюдь не только автобиографический момент) изображение героя на грани безумия. Дело не столько в болезни, сколько в том, что человек у писателя не в силах справиться с неизбывностью зла в мире.

Современники оценили героизм гаршинских персонажей: те пытаются противостоять злу, несмотря на собственную слабость. Именно безумие оказывается началом бунта, так как рационально осмыслить зло, по Гаршину, невозможно: сам человек вовлечён в него - и не только социальными силами, но и, что не менее, а может быть, и более важно, силами внутренними. Он сам отчасти носитель зла - подчас вопреки собственным представлениям о себе. Иррациональное в душе человека делает его непредсказуемым, выплеск этой не поддающейся контролю стихии - не только бунт против зла, но и само зло.

Большая часть рассказов Гаршина полна безысходности и трагизма, за что его не раз упрекали критики, усматривавшие в его прозе философию отчаяния и отрицание борьбы. Два из них - о любви - строятся вокруг главной героини Надежды Николаевны. Родом из интеллигентной семьи, волей обстоятельств оказавшаяся на панели, она, натура сложная и противоречивая, как бы сама стремится к гибели. И любовь к ней Ивана Никитина в рассказе "Происшествие" она отвергает, боясь нравственного порабощения, что приводит того к самоубийству.

Её социальное положение, её прошлое не дают ей довериться благородству и бескорыстию другого человека. Самолюбие и гордость, которая паче гордыни, приводят к тому, что именно этим началам её сильной и сложной натуры приносятся в жертву и возможность другой, более чистой жизни, и, самое печальное, живой человек. Жизнь приносится в жертву неким абстракциям.

Образ падшей женщины становится у Гаршина символом общественного неблагополучия и больше - мирового неустройства. И спасение падшей женщины для гаршинского героя равносильно победе над мировым злом хотя бы в данном частном случае. Но и эта победа в конечном счете оборачивается гибелью участников коллизии. Зло всё равно находит лазейку. Один из персонажей, литератор Бессонов, тоже когда-то думал о спасении Надежды Николаевны, но не решился, а теперь вдруг понял, что она на самом деле для него значит. Анализируя мотивы собственных поступков, снимая покров за покровом, пласт за пластом, он вдруг обнаруживает, что обманывал сам себя, что был втянут в некую игру-интригу своего самолюбия, амбиций, ревности. И, не в силах смириться с утратой возлюбленной, убивает её и себя.

Всё это привносит в рассказы Гаршина не только экспрессию трагизма, но и долю мелодраматичности, романтической эскалации страстей и крови. Писатель тяготеет к театральности и даже кинематографичности, хотя до изобретения братьев Люмьер ещё не дошло. Для его поэтики характерны контрасты, резкие перепады света и тени (последователем Гаршина станет Л.Андреев). Его рассказы часто строятся как дневники или записки, однако в некоторых сценах ощутима именно театральная преувеличенность, даже некоторые детали в них обладают бутафорской эксцентричностью.

Гаршин любил живопись, писал статьи о ней, поддерживая передвижников. Был он близко знаком с И.Репиным, который использовал этюд с Гаршина (особое впечатление на всех производили задумчивые, ласково-печальные глаза писателя) для лица царевича Ивана в картине "Иван Грозный и его сын Иван", а написанный им отдельно портрет Гаршина - одна из лучших работ художника в этом жанре.

Тяготел он к живописи и в прозе - не только делая своими героями именно художников ("Художники", "Надежда Николаевна"), но и сам мастерски владея словесной пластикой. Чистому искусству, которое Гаршин почти отождествлял с ремесленничеством, он противопоставлял более близкое ему реалистическое искусство, болеющее за народ. Искусство, способное задевать душу, тревожить её.

Русская литература XIX века

Всеволод Михайлович Гаршин

Биография

Гаршин Всеволод Михайлович - выдающийся русский прозаик. Родился 2 февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область, Украина) в дворянской офицерской семье. Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, сказавшуюся на его здоровье и в значительной степени повлиявшую на мироощущение и характер. Его мать влюбилась в воспитателя старших детей П. В. Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. Ребенок стал предметом острого раздора между родителями. До 1864 г. он жил с отцом, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 году Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовали его больше, чем наука. Он начинает печатать, пишет очерки и искусствоведческие статьи. В 1877 году Россия объявила войну Турции; Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую армию. В одном из первых своих сражений он увлек полк в атаку и был ранен в ногу. Рана оказалась неопасной, но в дальнейших военных действиях Гаршин участия уже не принимал. Произведенный в офицеры, он вскоре вышел в отставку, недолго пробыл вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности. Гаршин быстро приобрел известность, особенной популярностью пользовались рассказы, в которых отразились его военные впечатления, - «Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова». В начале 80-х гг. обострился психический недуг писателя (это была наследственная болезнь, и проявлялась она, когда Гаршин был еще подростком); обострение во многом было вызвано казнью революционера Млодецкого, за которого Гаршин пытался вступиться перед властями. Около двух лет он провел в харьковской психиатрической лечебнице. В 1883 писатель женится на Н. М. Золотиловой, слушательнице женских медицинских курсов. В эти годы, которые Гаршин считал самыми счастливыми в своей жизни, создан лучший его рассказ - «Красный цветок». В 1887 г. выходит последнее произведение - детская сказка «Лягушка - путешественница». Но очень скоро наступает очередная тяжелая депрессия. 24 марта 1888 г. во время одного из припадков Всеволод Михайлович Гаршин кончает с собой - он бросается в лестничный пролет. Похоронен писатель в Петербурге.

Гаршин Всеволод Михайлович остался в памяти русской прозы. На свет он появился 2 февраля 1855 г. на территории Екатеринославской губернии, в имении Приятная Долина (сейчас Донецкая область, Украина) в семье офицера при дворе. В возрасте пяти лет он впервые испытал неведомые чувства, которые впоследствии нанесут урон его здоровью, и окажут влияние на характер и мировоззрение.

Воспитателем старших детей на тот момент был П.В. Завадский, он же главарь подпольного политического общества. В него влюбляется мать Всеволода и уходит из семьи. Отец же, в свою очередь, обращается за помощью в полицию, и Завадский оказывается в ссылке в Петрозаводске. Чтобы быть поближе к любимому, мать переезжает в Петрозаводск. Но поделить ребенка родителям сложно. До девятилетнего возраста маленький Всеволод жил с отцом, но при переезде мать забирает его в Петербург и отдает учиться в гимназию.

После окончания гимназии в 1874 г. Гаршин становится студентом Горного института. Но наука на втором плане, на первый план выходит искусство и литература. Путь в литературу начинается с коротких очерков и статей. Когда в 1877 году Россия открывает войну с Турцией, Гаршин изъявляет желание воевать, и тут же идет в ряды добровольцев. Скорое ранение в ногу поставило крест на дальнейшем участии в боевых действиях.

Офицер Гаршин вскоре уходит в отставку, на короткое время став слушателем филологического факультета при университете в Петербурге. 80-е начались обострением наследственной психической болезни, первые проявление которой начались в отрочестве. Причиной тому во многом послужила казнь революционера Молодецкого, которого яростно защищал Гаршин перед властями. Его помещают на лечение в Харьковскую психиатрическую лечебницу на два года.

После лечения, в 1883 году, Гаршин создает семью с Н.М. Золотиловой, имеющей медицинское образование. Эти годы становятся самыми счастливыми в его жизни, и именно в эти годы выходит лучшее произведение, - рассказ «Красный цветок». Его перу принадлежат также повествования «Сигнал» и «Художники». Последним детищем, в 1887 году, стала детская сказка «Лягушка-путешественница». Но в скором времени Гаршина снова настигает тяжелое обострение. Он не в силах справиться с депрессией. 24 марта 1888 года становится последним днем в жизни прозаика, он бросился в лестничный пролет. Вечный покой Всеволод Михайлович Гаршин обрел на кладбище в Петербурге.