Картины зинаиды серебряковой с названиями. Зинаида Серебрякова

Зинаида Серебрякова. Перед зеркалом (автопортрет). 1910 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Wikipedia.org

Зинаиду Серебрякову (1884 – 1967 гг.) ждала счастливая жизнь. Красивая и добрая девушка. Вышла замуж по большой любви. Родила четверых здоровых детей.

Радостные будни счастливой матери и жены. У которой была возможность реализовываться. Ведь она, как и многие дети в роду Лансере-Бенуа, рисовала с раннего детства.

Но все начало рушиться в 1917 году. Ей было 33 года. Прекрасный мир обернулся чередой лишений и страданий.

Почему Серебрякова не вписалась в новую эпоху? Что вынудило ее уехать в Париж навсегда? Почему она будет разлучена с детьми на целых 36 лет? А признание придёт к ней лишь за год до смерти в 1966 году?

Вот 7 картин художницы, которые поведают нам о ее жизни.

1. За туалетом. 1909 г.


Зинаида Серебрякова. За туалетом (автопортрет). 1909 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Wikipedia.org

Необычный автопортрет. Девушка отражена в зеркале. Мы это понимаем по двойной свече. Белоснежное нижнее белье. Белый цвет в интерьере. Женские безделушки перед зеркалом. Розовый румянец. Большие глаза и непосредственная улыбка.

Все так обаятельно и свежо. Это словно аллегория беззаботной молодости. Когда настроение хорошее даже утром. Когда впереди ждёт день, полный приятных забот. И в запасе столько красоты и здоровья, что хватит ещё на многие годы.

Зинаида Серебрякова в детстве была болезненным и замкнутым ребёнком. Но ее детская худоба превратилась в изящную фигуру. А замкнутость – в скромный и доброжелательный характер.

Ее знакомые отмечали, что она всегда выглядела моложе своих лет. И в 40, и в 50 лет она почти не менялась внешне.

Автопортреты З. Серебряковой (в возрасте 39 и 53 лет).

Автопортрет “Перед зеркалом” был написан в счастливые годы жизни. Она вышла замуж за своего двоюродного брата, в которого была сильно влюблена. Она уже родила двоих мальчишек. Жизнь шла своим чередом в их родовом имении Нескучное.

2. За завтраком. 1914 г.


Зинаида Серебрякова. За завтраком. 1914 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Art-catalog.ru

На картине трое детей Серебряковой. Женя уткнулся носом в стакан. Саша обернулся. Таня тоже внимательно смотрит, положив ручку на тарелку. Четвёртый ребёнок, Катя ещё на руках кормилицы. Она слишком мала, чтобы садится за общий стол.

Почему же картина называется “За завтраком”? Ведь на столе мы видим супницу.

До революции было принято устраивать два завтрака. Один был лёгким. Второй – более сытным. Который впоследствии стал называться обедом.

Сюжет картины очень простой. Как будто сделан фотоснимок. Рука бабушки, разливающей суп. Вид на стол немного сверху, с высоты взрослого человека. Непосредственные реакции детей.

Мужа за столом нет. Он инженер-путеец. И в это время был в командировке в Сибири. На строительстве железной дороги.

3. Беление холста. 1917 г.


Зинаида Серебрякова. Беление холста. 1917 г. . Artchive.ru

В 1910-ые Серебрякова создаёт цикл работ с крестьянами. Которые работали в ее поместье. Она вставала очень рано и бежала с красками в поле. Чтобы сделать этюды с натуры.

Серебрякова была эстетом. Простые женщины у неё все красивы. Пропуская образы через себя, они выходили у неё очищенными и ясными. Даже самый обыкновенный человек становился особенным. Самая неприглядная вещь – изумительной.

Ее картины составляли разительный контраст с произведениями других художников. В то время восхищались роскошным Врубелем и неординарным Шагалом.

Слева: . 1890 г. Государственная Третьяковская галерея. Справа: . День рождения. 1915 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Среди этих ярких, экспрессивных образов непритязательные крестьянки Серебряковой стояли особняком. Но ее все равно ценили. И даже присвоили звание академика в начале 1917 г.

Но жизнь, полная признания и достатка уже совсем скоро рухнет. Как карточный домик.

4. Карточный домик. 1919 г.


Серебрякова Зинаида. Карточный домик. 1919 г. , г. Санкт-Петербург. Artchive.ru

Это одна из самых печальных картин Серебряковой. На ней нет феерии светлых красок. Только грустные дети. Хрупкий карточный домик. И даже лежащая кукла приобретает зловещий смысл. В жизни Серебряковой произошла трагедия…

На дворе 1919 год. Крестьяне толпой подошли к дому хозяев. Они решили предупредить Зинаиду, что дело совсем плохо. Вокруг разграблены почти все усадьбы. И в случае чего, они будут не в силах защитить хозяйку с детьми.

Серебрякова посадила детей и мать на телегу. Они уехали навсегда. Через несколько дней усадьбу подожгут.

О муже не было известий целый год. Он был в тюремном заключении. По пути домой он подхватит брюшной тиф. И быстро угаснет на руках жены.

Серебрякова была однолюбом. Уже тогда она поняла, что ее счастливая жизнь навсегда закончилась. Замуж она уже никогда не выйдет.

5. Снежинки. 1923 г.


Зинаида Серебрякова. Балетная уборная. Снежинки (балет “Щелкунчик”). 1923 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. Artchive.ru

На руках Серебряковой было четверо детей и стареющая мать. Нужно было кормить семью. И она решила переехать в Петербург. Надеясь там на заработки.

Часто рисовала балерин в Мариинке. В театре, который когда-то спроектировал ее прадед.

Балерины изображены не на сцене. А за кулисами. Поправляющими волосы или пуанты. Опять эффект фотоснимка. Мгновение жизни красивых, элегантных девушек.

Но в Петербурге работа ей приносила сущие копейки. Ее картины никак не вписывались в новую эпоху.

От художников требовали переквалифицироваться в плакатчиков и дизайнеров советского быта. Передовые Степанова и Родченко охотно подчинились призыву “Художник – на производство”.

Слева: Варвара Степанова. Проект спорт-одежды. 1923 г. Справа: Александр Родченко. Плакат “Лучших сосок не было и нет”. 1923 г.

Нищета преследовала семью. Серебрякова решила поехать на заработки в Париж. Думала, на пару месяцев. Но оказалось, навсегда.

6. Освещённая солнцем. 1928 г.


Серебрякова Зинаида. Освещённая солнцем. 1928 г. Калужский государственный музей. Avangardism.ru

В Париже дела поначалу пошли неплохо. Писала на заказ портреты.

Однако Серебряковой не хватало умения отстаивать свои интересы. Дарила портреты или продавала за копейки, лишь бы завоевать симпатии богатых клиентов. Многие пользовались этой щедростью. В результате работала чуть ли не себе в убыток. Выкручивалась. Делала самодельные краски. Чтобы продолжать работу.

Однажды – удача. Барон Броуэр заказал Серебряковой панно для своего особняка. Ему так понравилась работа художницы, что он даже спонсировал ее поездку в Марракеш. Где она набралась невероятных впечатлений.

Там и был написан ее шедевр “Освещённая солнцем”. Невероятное ощущение от картины. Зной, от которого “плавится” воздух и щемит глаза. В контрасте с тёмной кожей улыбчивой марокканки.

Поразительно, что картина написана за 30 минут! Коран запрещает людям позировать. Поэтому Серебрякова работала с феноменальной скоростью, чтобы закончить рисунок за полчаса. На большее ее марокканские модели не соглашались.

Но яркие впечатления лишь временно приглушали душевную боль. Советская власть разрешила выпустить из страны только двух ее детей, Сашу и Катю (младшего сына и младшую дочь).

Двух оставшихся детей, старшего Женю и Татьяну, по непонятным причинам так и не выпустили. С ними она увидется лишь 36 лет спустя.

7. Спящая натурщица. 1941 г.


Зинаида Серебрякова. Спящая натурщица. 1941 г. Киевский музей русского искусства. Gallerix.ru

В Париже Зинаида создала много ню. Они написаны в неоклассическом стиле. Как у старых мастеров. Ее обнаженные похожи на или Джорджоне. Красивые. Нежные. Розовокожие.

В Серебряковой не было ни капли русской крови. По происхождению она была француженка (в девичестве Лансере). Но во Франции она себя ощущала русской. Ни с кем не дружила. Круглосуточно работала.

К тому же она была вновь не в моде. Балом правил стиль Ар-деко.

Зинаида Евгеньевна, урожденная Лансере, происходила из художественной семьи. Жизнь ее, легкая сначала и складывавшаяся "по любви", однажды рухнула и уже не наладилась. Даже после смерти: умерла русская художница не на родной земле, а в далекой Франции. Ее прах покоится на эмигрантском кладбище в Париже среди других талантливых людей "от искусства", оставшихся когда-то и насовсем без точки опоры и с вечной тоской по родине в душе. А картины Зинаиды Серебряковой, вопреки всему, вернулись в Россию и стали неотъемлемой частью русского искусства.

Зика. Нескучное

Зика Лансере родилась, по одним данным, 10, по другим, 12 декабря 1884 года в имении своих родителей неподалеку от Харькова. Имение имело звучное название "Нескучное". Может быть потому, что людям, в нем проживавшим, было нескучно жить - они слишком любили тот мир, который их окружал, и были увлечены творчеством: мать и братья - живописью, отец - скульптурой, дед - архитектурой. А может быть, потому что жители этой местности были жизнерадостными людьми и очень любили жизнь.

Возможно, природный талант графика и влияние отца сделали бы из юного дарования хорошего скульптора, но Евгений Лансере очень рано умирает от чахотки. В то время Зике было всего два года.

Зина очень рано увлеклась рисованием - сказывались фамильные способности. В 1886 году семья Лансере перебралась в Петербург. А Нескучное осталось всего лишь местом для сюжета ежегодной летней сказки. Но именно эта сказка стала целым этапом в ее жизни: на противоположном берегу реки Муромки, почти напротив дома Лансере, в Нескучном проживал голубоглазый красавец Борис Серебряков, любовь к которому озарила девичье существование и внесла в него живительную чистую струю и терпкий вкус ожидания чуда.

Даже в Италии, куда совершила поездку Зинаида, девушка не сумела насладиться ее природой и культурой, так она скучала по своему Борису и Нескучному. При этом она писала жадно и много. Однако итальянские картины Зинаиды Серебряковой большого внимания к себе не привлекли.

Зинаида Лансере. Петербургкое

Этап жизни Зинаиды Лансере, протекавший в Петербурге, дал ей возможности получения хорошего образования и творческого развития. Художественное образование Зина получила в школе княгини Тенишевой. Раннее творчество не дало девушке известности. Но в 1905 году изменяется семейный статус Зинаиды - она выходит замуж за Бориса Серебрякова и берет его фамилию, под которой и станет известной для всех любителей поэзии Серебряного века.

Сразу после свадьбы в биографии Зинаиды Серебряковой появляется в первый раз Франция, куда она отправляется учиться любимому делу. Огромное количество этюдов, набросков, картин разнообразной тематики было написано ею во время этой поездки, в которую она отправилась вместе с мужем.

Романтические настроения, навеянные теплым и глубоким чувством к мужу, находят отражение и в картинах художницы: яркие чистые радостные цвета, рисунок будто бы прозрачный и совсем невесомый, от всего исходит ощущение позитива, счастья и света. Зинаида пишет портрет любимого мужа и себя перед началом нового счастливого дня - за утренним туалетом. Эти картины вошли в первую выставку полотен Зинаиды Серебряковой, состоявшуюся в 1910 году в Петербурге. Потом картины: автопортрет Зинаиды Серебряковой "За туалетом" и "Зеленая осень" - были куплены Павлом Третьяковым и вошли в основной фонд его галереи.

Зинаида Серебрякова. Плодотворное

Время после замужества, когда у молодой четы за небольшое время рождается четверо детей - два сына и две дочери, стало самым плодотворным и в творчестве художницы. Да и темы, к которым обращается молодая мать, связаны с землей, ее плодородием и изобильностью, русской деревней с ее большими дружными и работящими семьями и крестьянским трудом, но не тяжким бременем, а живой радостью наполняющим тружеников на земле. Красота русской природы, необъятность родных просторов отражены в таких картинах, как "Крестьяне", "Жатва", "Беление холста" и др.

Картины Зинаиды Серебряковой еще по-прежнему светлы и радостны, восприятие мира незамутненно и по-хорошему наивно. Цветовая гамма такая же яркая и насыщенная, а образы людей и природы существуют в полной гармонии. И пишет она их в любимом сердцу Нескучном. Картины Зинаиды Серебряковой именно в эти три предреволюционных года делают ее знаменитой. Самой известной работой этого периода является картина "За завтраком", отражающая счастье тихой семейной жизни и являющаяся воплощением тихого и уютного семейного быта Серебряковых.

Зинаида Серебрякова. Крах

Все ужасное в жизни всегда происходит неожиданно. Зинаида Евгеньевна Серебрякова, по ее воспоминаниям, предчувствовала беду: еще перед революцией в 1917 году трагическая смерть деревенской девушки Поли Молчановой, утонувшей в Муромке, показалась ей нехорошим знаком. Так и случилось. И первым пострадало родное Нескучное - в 1918 году оно было сожжено. Зинаида с матерью и детьми перебралась в Харьков и устроилась работать в археологический музей. В то время ее муж Борис Серебряков работал на строительстве железной дороги Уфа - Оренбург, и виделись они редко. Не всегда удавалось и дозвониться - надолго порой прерывалась связь. По дороге домой Борис заражается сыпным тифом и скоропостижно умирает на руках жены. Зинаида остается с четырьмя маленькими детьми на руках. В это же время тяжело заболевает Екатерина Николаевна Бенуа - мать художницы.

В 1920 году семья Зинаиды Серебряковой перебирается в Петербург и поселяется в коммуналке, разместившейся в фамильной квартире Бенуа. Художнице предлагают работать преподавателем в Академии художеств, но она отказалась. Не хочет она писать и востребованные советской властью агитационные плакаты, которые в то время могли бы дать им и пищу и благополучие. Она пишет то, что ей было родным: пейзажи, портреты, натюрморты, бытовые картины. Денег мало, средств к существованию практически не осталось. Именно в этот период пишутся самые тяжкие по духу и восприятию полотна. Самым известным из них стала картина "Карточный домик", написанная в 1919 году.

Зинаида Серебрякова. За границу!

Казалось бы, жизнь и удача вдруг повернулись к Зинаиде Серебряковой лицом: сначала в 1924 году продаются все ее картины, вошедшие в состав выставки русского искусства в Америке, затем из Парижа поступает заказ на создание большого декоративного панно. Для того чтобы выполнить работу, нужно было покинуть родную землю и отправиться во Францию, в Париж. Женщина хватается за этот спасательный круг и уезжает, оставив в России мать и детей.

Зинаида Серебрякова. В изгнании

В Париже она оказывается никому не нужной. Небольших денег, заработанных за проданные с трудом полотна, едва хватает, чтобы хоть как-то связывать концы с концами. Большую их часть она отсылает матери и детям.Через год после отъезда во Францию советские власти разрешают выехать к ней среднему сыну Александру, а еще через два года - младшей дочери Екатерине. Вернуться на Родину Зинаида Серебрякова уже не сможет, хотя картины ее в Россию возвращаются: в 1960-х годах в Москве, Ленинграде и Киеве проходили с большим успехом выставки Зинаиды Серебряковой. Евгений и Татьяна проживали в Ленинграде с бабушкой Екатериной Бенуа.

Произведения этого периода частично "навеяны" Русскими сезонами Сергея Дягилева и посвящены русскому балету, но, кроме того, связаны с той страничкой жизни, когда балетом занималась ее дочь Тата: "Балетная уборная. Снежинки", "Девочки-сильфиды" и др.

Ряд картин охватывает пейзажную тематику и отражает красоту и необычность для восприятия Серебряковой европейской природы. Есть портреты и натюрморты. Но все эти картины хранят оттенок мрачности и тоски, грусти и философского созерцания.

Зинаида Серебрякова. Возвращение без возвращения

Ниточкой, связывавшей художницу с Отечеством, стала дочь Татьяна Борисовна Серебрякова - театральный художник Московского художественного академического театра.

В 1980-е годы о Зинаиде Евгеньевне Серебряковой вспомнили и заговорили на ее родине, даже разрешили вернуться. Но у художницы уже не было ни сил, ни здоровья на этот длинный и нелегкий путь. В 82-летнем возрасте она скончалась и была похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Недавно, в апреле 2017 года, в Третьяковской галерее была представлена еще одна выставка Зинаиды Серебряковой. Особенно выделяются, кроме названных выше, портреты детей художницы. Также притягивают взгляд автопортреты Зинаиды Серебряковой. Что-то щемящее прокрадывается в душу, когда вглядываешься в эти лица и вспоминаешь о нелегкой судьбе персонажей.

Незабываемы и образы русских красавиц с чертами европейских Мадонн, представленные в произведениях Зинаиды Серебряковой. Озорные открытые лица, широко распахнутые глаза, полуулыбка... Есть в них что-то от красавиц эпохи Возрождения, изображенных на полотнах Леонардо да Винчи и Рафаэля. Гимн женской красоте и молодости!

Биография Зинаиды Серебряковой была очень тяжелой. Однако художница, преодолев все тяготы и невзгоды, стала одним из немногих примеров женщин, сумевших завоевать признание в мире искусства.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967) – русская художница, член общества художников «Мир искусства».

28 ноября 1884 года в усадьбе Нескучное (под Харьковом) родилась девочка, которой суждено было стать одной из первых русских женщин, вошедших в историю мировой живописи. Имя ей – Зинаида Серебрякова.

Иначе сложиться и не могло, ведь с самого рождения ее окружали талантливые люди. Отец – Е.А. Лансере –известный скульптор, мать – сестра знаменитого художника, основателя «Мира искусства», Александра Бенуа. Не менее талантливы были братья Зинаиды – младший стал видным архитектором, а старший – мастером монументальной живописи.

Первые 2 года детства Зины прошли в семейной усадьбе Нескучное, сюда она позже возвращалась и в старшем возрасте. В дальнейшем, впечатления, полученные от жизни в имении, найдут свое отражение в ее творчестве.

В 1886 году, после смерти отца, семья переезжает в дом деда в Петербурге. Здесь ценили классическое искусство, образованность и тягу к прекрасному. Каждый отдавал себя творчеству, рисовать начала и Зина.

Закончив в 1900 году женскую гимназию, она поступает в художественную школу, основанную княгиней М. Тенешевой. Под впечатлением от рассказов деда, профессора Николая Бенуа, в 1902 году Зинаида совершает поездку в Италию, где пишет этюды и наброски. Вернувшись домой, в 1903-1905 молодая художница занимается в мастерской О.Э. Браза.

В 1905 девушка выходит замуж за своего двоюродного брата, Бориса Серебрякова. Во время свадебного путешествия Зинаида продолжает совершенствовать свое художественное мастерство – посещает занятия в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже.

С 1906 года художница много и плодотворно работает. Уже в ранних произведениях – «Деревенская девушка», 1906 и «Фруктовый сад в цвету», 1908 – проявляется незаурядный талант Серебряковой, начинает складываться ее собственный стиль и почерк. Красота простых вещей, очарование русской природы, гармония крестьянского труда – все это служило вдохновением художнице.

Первый по-настоящему громкий успех принесла ей работа «Автопортрет. За туалетом», показанная в 1910 году на выставке Союза русских художников. Покорившая критиков свежестью, простотой и непосредственностью, картина была приобретена Третьяковской галереей.

В 1911 году Серебрякова вступает в общество «Мир искусства», выступающее за возрождение традиций художественного наследия прошлого.

Предреволюционные 1914-1917 гг – время расцвета живописного таланта Зинаиды Серебряковой. В этот период она создает картины, воспевающие русскую деревню, родную природу и труд простых крестьян – «Крестьяне» (1914), «Жатва» (1915), «Спящая крестьянка» (1917), «Беление холста» (1917).


В 1916 году А.Н. Бенуа привлек художницу к работе над росписью Казанского вокзала, где Зинаида проявила себя прекрасным мастером монументальной живописи. Япония и Индия, Турция и Сиам волею фантазии художницы обрели вид прекрасных женщин и стали ярким украшением вокзала.

После оглушительного успеха в жизни З. Серебряковой последовала полоса несчастий. В 1917 году был сожжен фамильный дом и разрушена мастерская художницы в Нескучном. В 1919 году от тифа умирает муж художницы. Семья испытывает острую нужду во всем. В это время Серебрякова пишет картину «Карточный домик» - олицетворение хрупкости семейного счастья, тепла и уюта, способного растаять в один миг.

Личная трагедия, бушевавшая в стране Гражданская война, заставили художницу на короткое время покинуть родину и отправиться во Францию.

В 1920 году, получив предложение о месте профессора Академии художеств, Серебрякова с семьей переезжает в Петроград. Старшая дочь Татьяна начинает заниматься балетом, приходит танец и на полотна художницы. В целом, в 20-е гг она сторонилась массовой революционно-агитационной темы, отказывалась «освоить» футуризм, оставаясь верной традициям «Мира искусств».

В 1924 году работы Зинаиды Серебряковой были показаны на благотворительной выставке русской живописи в Америке. На вырученные от продажи картин деньги, художница решается отправиться в Париж, с целью устроить персональную выставку и получить больше заказов. Уезжая во Францию в сентябре 1924 года, она надеялась вскоре вернуться, но судьба распорядилась иначе.

За границей художнице удается устроить несколько персональных выставок, но работа не приносит ей прежнего удовлетворения, а скромные заработанные средства не позволяют вернуться на родину. Окончательно планы по возвращению домой разрушила начавшаяся Вторая Мировая война. Чтобы не стать узницей концлагеря, Зинаиде Евгеньевне пришлось отказаться от русского гражданства и получить французский паспорт.

Зинаида Серебрякова так и не смогла приехать на родную землю. В СССР о ней вспомнили лишь в 1966 году, когда стараниями детей Серебряковой и неравнодушных художников в стране удалось организовать большую выставку ее работ. Картины получили всеобщее признание, и имя художницы в полную силу зазвучало на горячо ей любимой родине.

Скончалась Зинаида Серебрякова в 1967 году во Франции. Похоронена на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа.

Картины Зинаиды Серебряковой:

Зинаида Серебрякова — русская художница, прославившаяся в начале 20 века своим автопортретом, прожила длинную и богатую событиями жизнь, большая часть которой прошла в эмиграции в Париже. Сейчас, в связи с проведением в Третьяковской галерее огромной выставки ее работ, хочется вспомнить и рассказать о ее нелегкой жизни, о взлетах и падениях, о судьбе ее семьи.

Зинаида Серебрякова: биография, первые успехи в живописи

Она родилась в 1884 г. в знаменитой художественной семье Бенуа-Лансере, которая прославилась несколькими поколениями скульпторов, художников, архитекторов и композиторов. Ее детство прошло в прекрасной творческой атмосфере в кругу большой семьи, окружавшей ее нежностью и заботой.

Семья жила в Петербурге, а на лето всегда переезжала в поместье Нескучное около Харькова. Живописи Зинаида Евгеньевна Серебрякова обучалась частным образом вначале у княгини Тенищевой в Петербурге, далее у портретиста О. Браза. Позднее она продолжила образование в Италии и Франции.

По возвращении из Парижа, художница вступает в общество «Мир искусства», объединявшее художников тех времен, названных впоследствии эпохой Серебряного века. Первый успех пришел к ней в 1910 г., после показа своего автопортрета «За туалетом» (1909), сразу же купленного П. Третьяковым для галереи.

На картине изображена красивая молодая женщина, которая стоит перед зеркалом, занимаясь утренним туалетом. Ее глаза приветливо смотрят на зрителя, рядом на столике разложены женские мелочи: флаконы духов, шкатулка, бусы, стоит незажженная свеча. В этой работе лицо и глаза художницы еще полны радостной молодости и солнца, выражают светлый эмоциональный жизнеутверждающий настрой.

Замужество и дети

Со своим избранником она провела все детство и юность, постоянно общаясь и в Нескучном, и в Петербурге с семьей своих родственников Серебряковых. Борис Серебряков был ее двоюродным братом, они с детства любили друг друга и мечтали пожениться. Однако это долго не получалось из-за несогласия церкви на близкородственные браки. И только в 1905 г. после договора с местным батюшкой (за 300 рублей) родные смогли устроить им венчание.

Интересы у молодоженов были совершенно противоположные: Борис готовился стать инженером железных дорог, любил риск и даже отправился на практику в Маньчжурию во время русско-японской войны, а Зинаида Серебрякова увлекалась живописью. Однако у них были очень нежные и крепкие любовные отношения, радужные планы на будущую совместную жизнь.

Их совместная жизнь началась с длиной в год, где художница продолжала обучаться живописи в Академии де ла Гранд Шомьер, а Борис учился в Высшей школе мостов и дорог.

Возвратившись в Нескучное, художница активно работает над пейзажами и портретами, а Борис продолжает обучение в Институте путей сообщения и занимается домашним хозяйством. У них родились четверо детей-погодок: вначале два сына, затем две дочки. В эти годы ее детям посвящены многие работы, которые отражают все радости материнства и взросления малышей.

Известная картина «За завтраком» рисует семейное застолье в доме, где живет любовь и счастье, изображает детей за столом, окружающие домашние мелочи. Художница пишет и портреты, свои и мужа, зарисовки хозяйственной жизни в Нескучном, рисует местных крестьянок в работах «Беление холста», «Жатва» и др. Местные жители очень любили семью Серебряковых, уважали за умение вести хозяйство и поэтому с удовольствием позировали для картин художницы.

Революция и голод

Революционные события 1917 г. дошли и до Нескучного, принеся пожар и бедствие. Усадьбу Серебряковых спалили «борцы революции», но сама художница с детьми успела из нее выехать с помощью местных крестьян, которые предупредили ее и даже дали в дорогу несколько мешков пшеницы и моркови. Серебряковы переезжают в Харьков к бабушке. Борис в эти месяцы работал в качестве специалиста по дорогам вначале в Сибири, затем в Москве.

Не получая от мужа никаких известий, сильно беспокоясь за него, Зинаида Серебрякова едет его искать, оставив детей у своей матери. Однако уже после их воссоединения в дороге Борис заразился тифом и умер на руках у любящей жены. Зинаида остается одна с 4-мя детьми и престарелой матерью в голодном Харькове. Она подрабатывает в археологическом музее, делая зарисовки доисторических черепов и за эти деньги покупая детям еду.

Трагичный «Карточный домик»

Картина «Карточный домик» Зинаиды Серебряковой была написана спустя несколько месяцев после гибели мужа Бориса, когда художница впроголодь жила с детьми и своей матерью в Харькове, и стала самой трагичной среди ее работ. Сама Серебрякова воспринимала название картины как метафору собственной жизни.

Она была написана масляными красками, которые были последними в тот период, т.к. все деньги уходили на то, чтобы не умереть семье от голода. Жизнь развалилась как карточный домик. И впереди у художницы не было никаких перспектив в творческой и личной жизни, главное на тот момент было — спасти и прокормить детей.

Жизнь в Петрограде

В Харькове не было ни денег, ни заказов на работы по живописи, поэтому художница решает перебраться всей семьей в Петроград, поближе к родственникам и культурной жизни. Ее приглашают на работу в Петроградский отдел музеев на место профессора в Академии художеств, и в декабре 1920 г. вся семья уже живет в Петрограде. Однако от преподавательской деятельности она отказалась, чтобы работать в своей мастерской.

Серебрякова пишет портреты, виды Царского села и Гатчины. Однако ее надежды на лучшую жизнь не оправдались: в Северной столице также был голод, приходилось даже есть картофельные очистки.

Редкие заказчики помогали Зинаиде кормить и растить детей, дочь Таня начала обучаться хореографии в Мариинском театре. В дом к ним постоянно приходили юные балерины, которые позировали художнице. Так была создана целая серия балетных картин и композиций, в которых показаны юные сильфиды и балерины, одевающиеся для выхода на сцену в спектакле.

В 1924 г. начинается оживление Несколько картин Зинаиды Серебряковой на выставке русского искусства в Америке были проданы. Получив гонорар, она принимает решение уехать на время в Париж, чтобы заработать денег на содержание своей большой семьи.

Париж. В эмиграции

Оставив детей с бабушкой в Петрограде, Серебрякова приезжает в Париж в сентябре 1924 г. Однако творческая жизнь здесь оказалась неудачной: сначала не было собственной мастерской, мало заказов, денег удается заработать очень немного, да и те она отсылает в Россию своей семье.

В биографии художницы Зинаиды Серебряковой жизнь в Париже оказалась поворотным пунктом, после которого она уже никогда не смогла вернуться на родину, а двух своих детей она увидит только спустя 36 лет, почти перед самой смертью.

Самый светлый период жизни во Франции — когда сюда приезжает ее дочь Катя, и они вместе посещают небольшие города Франции и Швейцарии, делая зарисовки, пейзажи, портреты местных крестьян (1926).

Поездки в Марокко

В 1928 г. после написания серии портретов для бельгийского предпринимателя, на заработанные деньги Зинаида и Екатерина Серебряковы отправляются в путешествие по Марокко. Пораженная красотой Востока, Серебрякова делает целую серию этюдов и работ, рисуя восточные улочки и местных жителей.

Вернувшись в Париж, она устраивает выставку «марокканских» работ, собрав огромное количество восторженных отзывов, однако ничего не смогла заработать. Все знакомые отмечали ее непрактичность и неумение продавать свои работы.

В 1932 г. Зинаида Серебрякова повторно едет в Марокко, занимаясь там опять зарисовками и пейзажами. В эти годы к ней смог вырваться сын Александр, который также стал художником. Он занимается декоративной деятельностью, оформляет интерьеры, а также изготавливает на заказ абажуры.

Ее двое детей, приехав в Париж, помогают ей зарабатывать деньги, активно занимаясь различными художественными и декоративными работами.

Дети в России

Двое детей художницы Евгений и Татьяна, оставшиеся в России с бабушкой, жили очень бедно и голодно. Их квартиру уплотнили, и они занимали только одну комнату, которую приходилось отапливать самостоятельно.

В 1933 г. ее мама Е. Н. Лансере, умерла, не выдержав голода и лишений, дети остались сами. Они уже выросли и избрали себе также творческие профессии: Женя стал архитектором, а Татьяна — художником в театре. Постепенно они устроили свою жизнь, создали семьи, однако много лет мечтали встретиться со своей матерью, постоянно ведя с ней переписку.

В 1930-е годы советское правительство приглашало ее вернуться на родину, однако в те годы Серебрякова работала над частным заказом в Бельгии, а затем началась Вторая мировая война. Уже после окончания войны она сильно заболела и не решилась на переезд.

Только в 1960 г. Татьяна смогла приехать в Париж и увидеть свою маму, спустя 36 лет после расставания.

Выставки Серебряковой в России

В 1965 в годы оттепели в Советском Союзе состоялась единственная прижизненная персональная выставка Зинаиды Серебряковой в Москве, затем она прошла в Киеве и Ленинграде. Художнице в тот момент было 80 лет, и приехать из-за состояния здоровья она не смогла, но была безмерно счастлива тем, что о ней помнят на родине.

Выставки прошли с громадным успехом, напомнив всем о забытой великой художнице, которая всегда была предана классическому искусству. Серебрякова смогла, несмотря на все бурные годы первой половины 20 в., обрести свой собственный стиль. В те годы в Европе главенствовали импрессионизм и арт-деко, абстракционизм и другие течения.

Ее дети, жившие вместе с ней во Франции, остались преданными ей до конца жизни, обустраивая ее быт и помогая материально. Они так и не завели свои семьи и жили с ней до самой смерти в возрасте 82 лет, после которой занимались организацией ее выставок.

Похоронена З. Серебрякова в 1967 г. на кладбище Сен-Женевьев де Буа в Париже.

Выставка в 2017 году

Выставка Зинаиды Серебряковой в Третьяковской галерее — самая большая за последние 30 лет (200 картин и рисунков), приуроченная к 50-летию со дня смерти художницы, проходит с апреля до конца июля 2017 г.

Предыдущая ретроспектива ее работ состоялась в 1986 г., затем были осуществлены некоторые проекты, которые показывали ее работы в Русском музее в Петербурге и на небольших частных выставках.

В этот раз кураторы французского фонда Fondation Serebriakoff собрали большое количество работ, чтобы сделать грандиозную выставку, которая в течение лета 2017 будет размещаться на 2-х этажах Инженерного корпуса галереи.

Ретроспектива расположена по хронологии, что позволит зрителю увидеть различные творческие линии художницы Зинаиды Серебряковой, начиная от ранних портретов и балетных работ танцовщиц Мариинского театра, которые были сделаны в России в 20-е годы. Всем ее картинам присущи эмоциональность и лирика, позитивное ощущение жизни. В отдельном зале представлены работы с изображениями ее детей.

На следующем этаже собраны работы, созданные в Париже в эмиграции, в их числе:

  • бельгийские панно, сделанные на заказ барона де Броуэра (1937-1937), которые одно время считались погибшими во время войны;
  • марокканские эскизы и зарисовки, написанные в 1928 и 1932 гг.;
  • портреты русских эмигрантов, которые были написаны в Париже;
  • пейзажи и этюды природы Франции, Испании и др.

Послесловие

Все дети Зинаиды Серебряковой продолжили творческие традиции и стали художниками и архитекторами, работая в различных жанрах. Младшая дочь Серебряковой — Екатерина прожила долгую жизнь, после смерти матери она активно занималась выставочной деятельностью и работой в фонде Fondation Serebriakoff, умерла в возрасте 101 года в Париже.

Зинаида Серебрякова была предана традициям классического искусства и обрела собственную манеру живописи, демонстрирующую радость и оптимизм, веру в любовь и силу творчества, запечатлев множество прекрасных моментов своей и окружающей жизни.

Замирая порой у картин великих художников, понимаешь, что ничего не знаешь ни о полотне, ни о самом творце его. А ведь известные в прошлом люди часто проживали настолько интересную жизнь, что при чтении их биографий возникает целая гамма чувств - от восхищения до недоумения и даже неприятия. Сегодняшний рассказ сайт - о великой художнице, которая при жизни была известна и популярна, но отчего-то при этом получала за свою работу жалкие гроши...

«Каждая её работа вызывала восторженный гул», - отзывался о творчестве художницы Зинаиды Серебряковой её собрат по ремеслу С. Маковский.

Картина, ставшая пропуском в мир большого искусства

Рожденная в творческой семье

Серебрякова

Рисовать много, забывая обо всём, она начала в юном возрасте. Любимое детское увлечение стало призванием.

Да и не могла Зина не стать художником, - её путь, казалось, был предопределен с рождения: девочка росла в семье, где все были творческими личностями.

Дед и прадед были признанными архитекторами, отец Евгений Лансере - скульптором, живописью занималась и мать Екатерина Николаевна, сестра известного критика и художника Александра Бенуа. В духовно возвышенной атмосфере семьи Бенуа Зина оказалась с двухлетнего возраста: от чахотки умер отец, и мать со всеми детьми возвратилась в отчий дом в Петербург.

В доме была особая обстановка, младшие представители семьи постоянно слышали разговоры о высоком назначении искусства и художника, посещали Эрмитаж, театры и выставки.

Зина по несколько раз перечитывала редкие книги по искусству из огромной домашней библиотеки. Все родные занимались творческой работой: рисовали, ходили на этюды.

Повзрослев, Зина работала в студии под руководством знаменитого живописца Ильи Репина.

Ученица талантливо копировала эрмитажные полотна, и очень ценила это занятие, ведь и работы старых мастеров кисти её многому учили.

Вдовство - тяжкий крест

Утро, принесшее славу

Серебрякова

Позже 21-летняя Зинаида, уже замужняя дама, училась живописи в Париже, куда в октябре 1905 года она уехала вместе с матерью.

Вскоре к ним присоединился муж художницы Борис Серебряков, инженер-путеец.

Они приходились друг другу близкими родственниками - двоюродными братом и сестрой, поэтому за своё счастье пришлось побороться, так как родные препятствовали браку между кровными родственниками.

После Франции молодая художница лето и осень обычно проводила под Харьковом в семейном имении Нескучном - писала этюды крестьянок, а на зиму уезжала в Петербург.

Счастливым для творческого развития Зинаиды стал 1909 год, когда она подольше задержалась в имении.

Наступила ранняя зима, сад, поля, дороги занесло снегом, и работу с написанием этюдов пришлось прервать.

В одно солнечное утро у художницы родился замысел написания картины, принесший вскоре известность - автопортрет «За туалетом».

Проснувшись, Зинаида полюбовалась природой из окна, подошла к зеркалу. Отвела в сторону густые тёмные волосы, взмахнула гребнем и замерла.

В зеркале отражалось её лицо, которое светилось покоем и счастьем. Художница вдруг почувствовала желание написать своё отражение.

«Разноцветные флакончики, булавки, бусы, уголок белоснежной постели, подсвечники с длинными, стройными свечами, деревенский, с кувшинами и тазиками, рукомойник.

И себя в белой, сбившейся с плеча, рубашке, с лёгким детским румянцем на щеках и ясной улыбкой. В общем, такой, какой она и была на самом деле и немножко хотела бы быть»,

Так описывает этот самый известный портрет художницы научный сотрудник Эрмитажа В. Леняшин.

Получился не традиционный автопортрет, а жанровая сцена, рассказ об одном счастливом утре молодой женщины.

Его широкая публика увидела на выставке Союза русских художников зимой 1910 года. Картина Серебряковой висела рядом с картинами Серова, Кустодиева, Врубеля.

Она не затерялась среди полотен признанных мастеров, более того - работу дебютантки приобрела Третьяковская галерея.

С картины «За туалетом» и началась известность русской художницы Зинаиды Серебряковой.

Талант и деньги - одно исключает другое

Семья и одиночество

Серебрякова

Она работала в археологическом музее при Харьковском университете, когда произошла революция.

Смутное тревожное время, неопределённость, тяжёлый быт наполняли жизнь семьи З. Серебряковой. В 1919 году её постигло большое горе - умер муж.

После продолжительной разлуки они встретились в Москве, и, спустя месяц, Зинаида уговорила Бориса на три дня съездить в Харьков, повидаться с детьми.

После короткой встречи с семьёй он вновь простился с родными - торопился на работу. В дороге вдруг прихватило сердце и пришлось вернуться в Харьков.

Борис пересел на военный поезд, там и заразился сыпным тифом. Болезнь скосила быстро, он умирал на глазах у растерянной жены и плачущих больной матери и детей.

Похоронив мужа, Зинаида осталась одна в ответе за большую семью, состоящую из слабой здоровьем матери и четверых детей.

В дневнике вдова с надрывом писала о бытовых невзгодах, выпавших на её долю, подавленном душевном состоянии.

Осенью 1920 года она получила приглашение перевестись в Петроградский отдел музеев и приняла его, но жить легче не стало.

«Я до сих пор не забуду, какое сильное впечатление на меня произвели её прекрасные лучистые глаза, - вспоминала сослуживица художницы Г. И. Тесленко.

- Несмотря на большое горе и непреодолимые трудности житейские - четверо детей и мать! - она выглядела значительно моложе своих лет, и её лицо поражало свежестью красок.

Глубокая внутренняя жизнь, которой она жила, создавала такое внешнее обаяние, которому противиться не было никакой возможности».

Галина Тесленко стала подругой художницы на многие годы. «Вы так молоды, любимы, цените это время, - говорила ей Серебрякова в 1922 году. - Ах, так горько, так грустно сознавать, что жизнь уже позади…».

Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все, что происходило вокруг, близко к сердцу принимала горе и радость.

Современники отмечали её поразительно искреннее отношение к людям, событиям, она живо отзывалась на просьбы, ценила в людях доброту, восхищалась всем красивым, ненавидела зло.

О повторном замужестве Зинаида и не думала, была по натуре однолюбом. Время было тяжёлым, семья Серебряковой едва сводила концы с концами.

Художница, получив разрешение в дни балетных спектаклей бывать за кулисами бывшей Мариинки, три года делала наброски, сеансы продолжались и дома, к ней балерины приходили охотно.

Так возникла серия балетных портретов и композиций. Эта работа была почти единственным источником доходов для большой семьи.

Надежда на улучшение положения появилась после участия Серебряковой в большой американской выставке, устроенной с целью материальной помощи русским художникам.

Две её картины были сразу же проданы. Ободрённая успехом, Зинаида Евгеньевна на вырученные деньги уехала в Париж.

Она предполагала пожить на чужбине несколько месяцев, хотела заработать частными заказами и вернуться в Россию. Но оказалось, что покинула страну навсегда.

Неоцененная гениальность

Серебрякова

…Двое детей художницы так и остались в России, а старшие Александр и Екатерина приехали к матери в 1925-м и 1928-м годах.

С дочерью Татьяной художница встретилась через 36 лет, когда та приезжала навестить мать в Париже. Но и на чужбине не удавалось избавиться от нужды, и здесь жизнь оставалась нелёгкой.

Мастерство Серебряковой многим казалось устаревшим, и её работы крайне редко приобретались на выставках.

«Если сравнить настоящее время, беспомощное (во всём) в искусстве, с прежними веками, то ведь всё никуда не годится, а всё-таки мы продолжаем рисовать», - удивлялась собственной выносливости художница.

«Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью - уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь», - писала художница.

…В середине 30-х годов Зинаида Евгеньевна Серебрякова собиралась вернуться на родину.

Но, оказалось, не судьба: сначала затянулось оформление документов, потом переезд сделала невозможным Вторая мировая война и оккупация Парижа.

После войны дети и русские художники звали её вернуться, но старая художница была уже тяжело больна и после двух перенесённых операций на переезд не решилась.

Да и сына и дочь, тоже ставших художниками, не хотела покидать за границей. «Вообще я часто раскаиваюсь, что заехала так безнадёжно далеко от своих», - писала она ещё в 1926 году.

И с горечью подводила итог прожитому: «Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы…».

З. Е. Серебрякова умерла в 82 года в Париже, в сентябре 1967 года.

За несколько лет до смерти друзья и дети художницы устроили в России выставку, и для многих - не только соотечественников - она стала открытием подлинного русского таланта.

Инна ИНИНА