Самодельные художественные масляные краски. Как сделать краски для рисования в домашних условиях? Состав масляной краски для живописи

Масляная краска - это смесь олифы с пигментами, т. е. с красящими веществами.

Натуральную олифу готовят на растительных маслах. Такиx масел множество; некоторые из них способны высыхать на воздухе (льняное, конопляное). Другие натуральные масла высыхают лишь отчасти, и поэтому называются полувысыхающими (подсолнечное масло). А некоторые масла не высыхают вовсе - оливковое из оливок, касторовое из клещевины.

Под термином "высыхают" понимают, что на само деле масла полимеризуются, их молекулы связываются между собой под действием кислорода воздуха, образуя твердый нерастворимый и неплавкий полимер.

Масла реагируют с кислородом очень медленно, даже высыхающие. Реакцию высыхания масла можно значительно ускорить, если к нему добавить специальный катализатор высыхания - сиккатив .

Обычная олифа - это смесь масла (в последнее время - все чаще синтетического) с сиккативом. Многие сиккативы - это соли органических кислот, например: резинат свинца, резинат кальция, оксид марганца и т.п.

Приготовление олифы.

Что бы приготовить олифу необходимо добавить сиккатив (независимо от вида) в нагретое до 150-200 o C льняное или конопляное масло - оба высыхающие. Лучше, если масло рафинированное. На 100 частей масла возьмите 3-5 частей сиккатива и размешайте смесь до полного его растворения. Вы приготовили олифу. Дайте ей остыть и проверьте действие сиккатива.

Нанесите олифу тонким слоем на стекло или металл, рядом нанесите такую же пленку чистого масла, без катализатора. Вы легко обнаружите, насколько сиккатив ускоряет высыхание масла.

Изготовление масляной краски.

Для приготовления масляной краски, олифу надо смешать с пигментом, готовым или самодельным. Имейте в виду, что пигмент должен быть высушен как следует, растерт и просеян через самое мелкое сито, какое вы сможете найти, или через марлю, сложенную вдвое.

К такому мелкому порошку добавляйте по каплям олифу, каждый раз размешивая и растирая ее, пока не получится густая однородная масса, напоминающая кашу. Разотрите ее тщательно еще раз и разбавьте все той же олифой, чтобы она приняла густоту обычной малярной краски.

Возможно, ваша маслянная краска окажется прозрачной, а это далеко не всегда желательно. Чтобы избежать прозрачности (как говорят специалисты, чтобы краска была укрывистой), добавьте к маслу какой-нибудь белый пигмент. Этот белый пигмент не повлияет на окончательный цвет краски, но лишит масляную краску прозрачности.

Масляная живопись - это один из наиболее популярных видов изобразительного искусства. Это связано с яркостью и долговечностью работ. Кроме того, работать с этим материалом чрезвычайно легко и приятно. В связи с этим важно знать, чем разбавить масляные краски.

Нужно ли разбавлять масляные краски

Рецепт "тройника"

Опытные художники предпочитают самостоятельно готовить с учетом своих потребностей. Самый распространенный рецепт "тройника" включает в себя следующие компоненты:

  • живописный лак (лучше выбирать даммарный или же мастичный);
  • конопляное, льняное или маковое масло (последнее считается одним из самых прозрачных и чистых);
  • скипидар или растворитель для художественных масляных красок (чаще всего используют уайт-спирит).

Все компоненты смешивают в чистой стеклянной емкости в равных пропорциях. Сосуд должен быть плотно закрыт, иначе растворитель начнет испаряться и утратит свои свойства.

Полезная информация

Начинающие и опытные художники непременно оценят следующие советы.

Никогда не используйте растворители из строительных магазинов, ведь они не только обладают неприятным запахом, но еще и придают краскам оттенок желтизны после высыхания.

Некоторые разбавители делают цвет краски бледным, но по мере их испарения оттенок может снова стать более ярким.

Прежде чем использовать тот или иной растворитель в работе над картиной, поэкспериментируйте на пробном кусочке холста.

Не стоит использовать слишком много разбавителя, ведь масляная краска может стать рыхлой и будет хуже держаться на поверхности.

Для быстрого высыхания используйте скипидар или художественный лак, а если вам предстоит длительная работа, то лучше отдавать предпочтение растительному маслу.

При работе с растворителями (особенно с химическими) надевайте перчатки и марлевые повязки, а также не забывайте проветривать помещение.

Всегда разбавляйте небольшое количество краски, ведь в таком виде она не подлежит хранению.

Если вы хотите придать своей картине приятный аромат, то используйте в качестве растворителя кедровый или пихтовый лак.

Можно ли повторно использовать разбавитель?

Довольно часто художники макают в емкость с растворителем кисточки, испачканные в краске. В результате он становится мутным и, на первый взгляд, абсолютно непригодным к использованию. Грязный разбавитель вполне можно использовать повторно, если провести процедуру фильтрации. Для начала дайте жидкости постоять, чтобы выпал осадок, после чего пропустите ее через бумажный фильтр. Процедуру нужно повторять до тех пор, пока осадок не перестанет выпадать. Отфильтрованный разбавитель перелейте в чистую стеклянную емкость и плотно закрутите крышкой.

Правильно подобранный разбавитель для масляных красок сделает вашу работу более яркой, а также позволит ускорить процесс высыхания.

Всякая масляная краска - это смесь олифы с пигментами, т. е. с красящими веществами. Как их приготовить самостоятельно, будет рассказано дальше , а сейчас займемся основой масляной краски - олифой.

Разумеется, олифу (как и некоторые пигменты) можно купить в магазине. Но для юного химика такое решение было бы слишком неинтересным. Если уж ставить опыты, то надо и олифу приготовить самостоятельно. Однако прежде надо уяснить, что она собой представляет.

Натуральную олифу готовят на растительных маслах. Такиx масел множество; некоторые из них способны высыхать на воздухе (льняное, конопляное). Другие высыхают лишь отчасти, и поэтому называются полувысыхающими (например, подсолнечное масло). А некоторые масла не высыхают вовсе - оливковое из оливок, касторовое из клещевины.

Но что значит слово «высыхают» применительно к маслам? В них нет растворителя, и высыхать вроде бы нечему. Так оно и есть. Высыхание - термин хотя и устоявшийся, но не совсем точный. На самом деле масла полимеризуются, их молекулы связываются между собой, образуя твердый нерастворимый и неплавкий полимер. Но для этого нужно вещество, которое сшило бы воедино относительно небольшие молекулы масла. Это веществ о -кислород воздуха. Вот почему пленка масляной краски, нанесенной на изделие, высыхает быстро. А масло, оставшееся в банке, загустевает лишь с поверхности: только она и соприкасается с воздухом.

Но даже высыхающие масла сами по себе реагируют с кислородом очень медленно, и нам пришлось бы ждать очень долго, пока краска перестанет пачкать. Однако эту реакцию можно значительно ускорить, если добавить к маслу немного катализатора. Те катализаторы, которые ускоряют высыхание масляной пленки, называют сиккативами . Обычная олифа - это смесь масла (в последнее время - все чаще синтетического) с сиккативом.

Итак, чтобы приготовить олифу, надо смешать высыхающее масло с сиккативом. Его также можно купить в магазине, но не лучше ли будет приготовить сиккатив самостоятельно и на опыте проверить его действие?

Многие сиккативы - это соли органических кислот. Вы можете приготовить такую соль, достаточно известную - плавленый резинат; резинатами называют соли кислот, входящих в состав канифоли.

В фарфоровой посуде (а если ее нет, то в металлической) нагрейте около 50 г канифоли. Температура должна быть примерно 220-250°С. Канифоль при такой температуре расплавится. В этот расплав небольшими порциями при размешивании введите (с осторожностью, не дотрагиваясь руками) 5 г негашеной извести СаО. В результате реакции получится резинат кальция.

Если вместо извести взять 15 г глета (оксида свинца РbО), растертого в пасту с льняным маслом, и добавлять его небольшими порциями, то образуется другой сиккатив - резинат свинца. Глет можно получить из порошка свинца, смешанного с натриевой или калиевой селитрой (это распространенные удобрения). При нагревании смеси образуется оксид свинца РbО желтого цвета, так что о ходе реакции можно судить по изменению окраски. Когда она станет достаточно интенсивной, прекратите нагрев, охладите смесь и обработайте ее водой. Растворимые продукты реакции перейдут в раствор, а при встряхивании легкий глет отделится от тяжелого свинца, не вступившего в реакцию, - он осядет на дно. Таким образом, надо слить взмученную непрозрачную жидкость с осадка, профильтровать и высушить - глет готов.

Смесь канифоли с СаО или РbО надо нагревать до тех пор, пока не получится однородная масса. Ее капли помещайте время от времени на чистое стекло, и как только капля окажется прозрачной, нагрев можно прекратить.

Еще один очень распространенный сиккатив - оксид марганца МnО 2 . Получить его можно просто. Приготовьте два раствора - сульфита натрия Na 2 SO 3 и перманганата калия КМnO 4 (марганцовки). Когда вы смешаете эти растворы, в осадок выпадет черный порошок. Это и есть искомый оксид. Отфильтруйте его и высушите на воздухе без подогрева.

Какой бы сиккатив вы ни приготовили, дальнейшие действия будут одинаковыми. Добавьте сиккатив в нагретое до 150-200°С льняное или конопляное масло - оба высыхающие. Опыт удается лучше, если масло рафинированное. На 100 частей масла возьмите 3-5 частей сиккатива и размешайте смесь до полного его растворения. Вы приготовили олифу. Дайте ей остыть и проверьте действие сиккатива.

Нанесите олифу тонким слоем на стекло или металл, рядом нанесите такую же пленку чистого масла, без катализатора. Вы легко обнаружите, насколько сиккатив ускоряет высыхание масла. Если вы приготовили несколько сиккативов, сравните их активность.

Чтобы получить масляную краску, олифу надо смешать с пигментом, готовым или самодельным. Имейте в виду, что пигмент должен быть высушен как следует, растерт и просеян через самое мелкое сито, какое вы сможете найти, или через марлю, сложенную вдвое.

К такому мелкому порошку добавляйте по каплям олифу, каждый раз размешивая и растирая ее, пока не получится густая однородная масса, напоминающая кашу. Разотрите ее тщательно еще раз и разбавьте все той же олифой, чтобы она приняла густоту обычной малярной краски. Возможно, ваша краска окажется прозрачной, а это далеко не всегда желательно. Чтобы избежать прозрачности (как говорят специалисты, чтобы краска была укрывистой), добавьте к маслу какой-нибудь белый пигмент. Он не повлияет на окончательный цвет краски, но лишит ее прозрачности.

Даже если вы все будете делать аккуратно, полученная масляная краска все равно будет, пожалуй, чуть-чуть хуже, чем из магазина. Зато - своими руками.

О. Ольгин. "Опыты без взрывов"
М., "Химия", 1986

Любая малярная работа начинается с составления проекта, подбора всех необходимых материалов и инструментов, подготовки стеновых поверхностей и т.д. Сегодня поговорим о том, как сделать масляные краски в домашних условиях, какие виды растительной основы для них выбора, на какие кисти обратить внимание и с помощью чего провести колорирование.

В момент, когда готовим материалы, очень важно понимать, какое масло добавить в краску чтобы получить оптимальный результат по цветовой композиции и текстуре. Актуальные профессиональные советы по этому поводу можно найти на предлагаемой страннице.

Тут же дана исчерпывающая информация по смешиванию цветов и выбору подходящего оттенка для решения той или иной дизайнерской и оформительской задачи. Ну и не обойтись без советов по поводу выбора малярных кистей.

Краска и олифа на основе масла

Для приготовления краски на основе масла употребляют растительные компоненты, добываемые из семян: льна, конопли, подсолнечника, рапса и др.; лучшим и прочным считается льняное масло. В малярном деле употребляется оно не сырым, а вареным, с прибавкой к нему некоторых веществ, придающих ему способность скоро твердеть и сохнуть на воздухе.

Приготовленное таким образом масло называется олифой, которая в городах и больших селениях имеется в продаже. Дома можно приготовить олифу следующим образом.

Навесить котел в безопасном от пожара и удобном для варки месте, влить в него требуемое количество льняного растительное масла для красок, прибавить на каждые 16 кг по 300 г сурику и 100 г умбры (если масло варится для желтой окраски пола или другого), подложить под котел дрова и варить масло на ровном жару. Когда масло будет кипеть, следует размешивать его палочкой и не давать пригорать ему к стенкам котла, отчего оно может сделаться темным, негодным для цветных красок, да и потерять способность к затвердению. Масло варится от 1-2 часов. Вполне сваренным считается масло тогда, когда:

  • оно издает неприятный запах;
  • когда усы гусиного пера или зеленая травка, опущенные в котел, быстро свертываются, как бы от огня;
  • когда капля масла, спущенная на руку, при растирании ее пальцем не маслится, а мылится, производя пену.

Приготовленная таким способом олифа должна иметь цвет светло-соломенный, или янтарный, в соединении с краской должна просыхать в 24-48 часов, не должна давать отлипа и должна сопротивляться жару и сырости Лучшая олифа получается из старого, отстоянного масла, когда оно варится в широком котле на легком жару и постоянно размешивается. Свежее масло требует более продолжительного кипения его, чем старое. После охлаждения приготовленную олифу сливают с осадка.

При кипении масла надобно зорко смотреть, чтоб пена его не выходила за края котла; от пламени огня пена может легко загореться и зажечь все масло в котле. Гасить его отнюдь не следует водой, а следует поскорее покрыть котел крышкой и снять его с огня. Крышка и крючья для снятия котла всегда должны быть приготовлены до варки масла.

Приготовленная дома олифа из лучшего масла и неспешно может быть по качеству выше находящейся в продаже, из неизвестно из какого масла и с какими примесями приготовленной. Во всяком случае купленную олифу следует подвергнуть испытанию.

Производство рабочего состава

Одной олифой покрывают разные плотничные и столярные изделия и тем охраняют их от сырости и придают им более или менее красивый вид. Но несравненно прочнее и красивее выходит, когда олифу смешают с хорошей краской и покроют ею тот или другой предмет несколько раз; смесь эту называют масляной краской и производство рабочего состава осуществляют следующим образом.

Перед тем, как сделать масляные краски, купленный в виде камня пигмент, или вообще твердый минерал разбивают молотком, толкут в ступке, растирают курантом на плите и просевают сквозь мелкое сито; купленную же в порошке только просевают. Просеянную краску сложат на плите в виде круглой грудки, в средине ее сделают углубление, нальют в него олифы столько, чтоб ею можно было замесить краску в массу, в которой могла бы стоять шпатля; тогда сложат эту массу с плиты в посудину и плиту вытрут дочиста. Из замешанной массы берут понемногу краски па плиту и растирают ее курантом, держа его обеими руками и кружа его по поверхности плиты.

Перед тем, как самому сделать масляные краски, размазанную по плите массу, равно и приставшую к куранту, той же шпатлей собирают на средину плиты и снова растирают, пока она вполне не соединится с маслом. Чем долее растирают краску на плите, тем она бывает прочнее в деле, то есть более сопротивляется сырости и менее выгорает. Вполне истертую краску переносят с плиты в ведерко, или в банку таким образом: соберут краску на средину плиты и приложат к ней шпатлю пластъю, и приставшую краску спустят со шпатли в приготовленную посудину тонкой палочкой, которую для этого держат сверх посудины. Для растирания красок имеются в продаже машинки.

Когда приготовленная краска не будет употреблена в дело в течение суток, тогда следует прикрывать ее слоем масла, которое потом пред употреблением краски сливать; оставленная же краска на несколько суток без масла может сверху засыхать и не годиться для дела.

Тертые масляные краски имеются в продаже в городах и в больших селах, только качество их более или менее сомнительно, так как неизвестно, из лучшего ли масла и высшего ли сорта белил и красок составлены они. Во всяком случае при покупке их следует быть осторожными и купленные исследовать.

Важно знать о том, какие кисти нужны для масляных красок, а выбрать их помогут советы профессионалов. Красят посредством кистей, которые имеются в продаже разной величины и достоинства. Одни кисти продаются весом, другие - поштучно; но те и другие требуют от маляра некоторого приспособления их к делу. Весовыми кистями называются перевязанные ниткой пучки ровной щетины весом в 400, 200 и 100 г; употребляются они для окраски больших поверхностей: полу, стен и крыш дома. Штучные кисти для масляных красок снабжены рукояткой и употребляются для окраски столярных вещей, шкафов, сундуков, также дверей, оконных переплетов и проч. Весовые кисти бывают разной, доброты, лучшими считаются те, которые собраны из белой длинной и ровной щетины. Такие кисти приспособляют к делу следующим образом.

Приготовят круглую рукоятку длины и толщины по величине кисти, вокруг конца первой уложат ровным слоем щетину и, отступя немного от верхнего края, перевяжут ее прочной тонкой бечевкой. Потом из крепкой бечевки делают несколько петель и, надев их на кисть, затягивают их возможно туже. Такими петлями обвязывают кисть далее половины ее. Для клеевой и водяной окраски приготовляют весовые кисти еще и другим способом: набирают длинной и жесткой щетины в легкий железный обруч и посредством ударов по столу выравнивают ее.

Потом приготовят круглую рукоятку, утолщенную с одного конца и доску, на которой просверлят несколько разных дыр, подходящих к толщине рукоятки; тогда подыщут кусок старой подошвы и сделают на ней дыру, равную тонкому концу палки. Вставив в кисть рукоятку тонким концом, проденут ее в меньшую дыру кожи и доски и начнут ударять молотком по толстому концу ее, и по мере надобности переставлять рукоятку с кожей из меньших по размеру в большие дыры; когда толстый конец рукоятки сравняется с обручем, тогда подровняют щетину, и кисть готова.

И небольшие покупные кисти с рукоятками также требуют со стороны маляра некоторого приспособления для работы. Их необходимо перевязать прочной голландской ниткой на две трети, потому что в купленных кистях щетина, имея малую перевязь, бывает длинна и неудобна для крашения ею. Перевязку эту делают таким образом. Купят довольно длинную пробку, равную по толщине концу рукоятки, вставленному в кисть, прикрепят ее к рукоятке проволочным гвоздем и прочной голландской ниткой перевязывают кисть, начиная сверху до конца пробки посредством петель, окончательно закрепляют бечевку на рукоятке сверх кисти. Перевязь эта препятствует сползанию щетины и делает кисть более твердою и вполне годною для равномерного покрывания краской известных предметов.

Прочное устройство кистей и содержание их в порядке главное условие для успешного производства малярной работы. Самого лучшего материала и самого прочного устройства кисть можно испортить после одного употребления ее в дело, если только после оного кисть не будет тотчас надлежащим образом промыта теплой водой с мылом и вполне просушена. При обиходе же кисти могут служить очень долго. Чуть засохла кисть с краской, должно промыть ее скипидаром; волосяные кисти, употребляемые для клеевой окраски, после промывки скипидаром смазывают еще салом и завертывают в бумагу. В таком виде кисть не портится очень долго. Пред употреблением в дело обертывают кисть серой бумагой, прикладывают ее к горячему железу, причем все сало растапливается и впитывается в бумагу. При постоянном употреблении кисть с масляной краской на ночь сохраняют под водой или же погружают ее в краску, но ежедневно не промывают.

Грамотный подбор краски для стен по цвету

Очень важен профессиональный подбор цветов краски, поскольку от их сочетания зависит общее настроение и стиль. Для окраски полов в домах употребляется охра, желтая краска разных оттенков; лучшей считается французская охра. Для окраски окон и дверей в белый цвет употребляются преимущественно белила № 0, 1, 2 и крем-шифервейс, в желтый цвет-светлая охра, в коричневый - умбра и мумия. Грамотный подбор краски для стен по цвету начинается с определения общего стиля помещения и согласуется с заранее составленным проектом.

Для окраски стен в белый цвет употребляют белила, в серый - цинк-грау и цементную или же дикую -составную. В синий цвет - берут ультрамарин, берлинскую лазурь; в желтый - охру светлую, крон. Для зеленого цвета берут цинковую зеленъ и зеленую киноварь; для красного-мумию, сурик железный и сурик свинцовый. Для окраски крыш в зеленый цвет требуется медянка французская яр и цинковая зеленъ; в красный - сурик железный, сурик, мумия французская, черлядь, тот же сурик употребляется и при окраске баков для воды.

Из названных красок можно получить и другие цвета, смешав их одну с другой. Для окраски в серый цвет к белилам прибавляют немного сажи; голубой получают чрез прибавку к лазури и ультрамарину белил. Светло-зеленый цвет получают от прибавки белой краски к зеленой. От соединения синей краски с желтой получаются разные зеленые цвета.

Приготовив кисти и краску для известного дела, осуществив подбор цвета краски, подготовляют назначенные для окраски предметы. Подготовка эта состоит в том, чтоб все назначенное под окраску было совершенно сухо и очищено от пыли, копоти, грязи, ржавчины и старой краски; очистку производят щетками, кистями и стальными скребками, которыми стараются действовать осторожнее, чтоб острыми углами их не сделать на ровной поверхности повреждений. Для успешной очистки старую клеевую краску слегка водой смачивают; масляную же окраску моют крепким щелоком.

На деревянном полу старую окраску выжигают: горячим углём на железном листе, передвигая его с одного места на другое по мере надобности, или же скипидаром, покрывая им кистью уцелевшие места краски и зажигая его; в том и другом случае поступают осторожно и обгоревшую краску поскорее снимают скребком. Но так как и для новых построек часто употребляется суковатый лесной материал, и обрабатывается он мастерами спешно, да и не всегда острыми инструментами, то на поверхности полов, стен и крыш получается довольно сучков и углублений, мешающих ровной и прочной окраске их. Осуществляя подбор цветов краски для стен, потолков и прочих поверхностей следует учитывать, что необходима более интенсивная укрывания сила именно на таких местах.

К смолистым сучкам плохо пристает краска; в углублениях она ложится толстым слоем и долго не засыхает. Тогда маляру следует более смолистые и выдавшиеся сучки несколько порубить стамеской, чтоб поверхность их сделать шероховатой, способной держать краску, углубления же значительные заделать плотнику или столяру деревом, незначительные -подмазать прочной замазкой.

Подготовленную указанным способом поверхность можно выкрывать краской за несколько раз и достигать того, чтобы на ней образовался самый твердый слой краски, охраняющий ее от сырости, жару и прочих вредных воздушных влияний.

Магазин-витрина товаров ручной работы

Как сделать краски своими руками. Как сделать заменитель акриловых или масляных красок

Мастер-класс от Елены Крючковой. Акрил — дорогой, масло — дорогое, еще и сохнет долго. Что, если вы хотите только попробовать что-то нарисовать на холсте? Всего одну картинку, ради которой не хочется выкидывать «бешеные тыщи» на краски, которые потом будут просто лежать без дела? Или вы только учитесь, или рисуете с детьми, или просто рисуете для себя. В любом из этих случаев на помощь приходит дуэт гуашь+клей ПВА.

Этому приему меня научили друзья-керамисты, и я долго пользовалась этой смесью и для рисования на холстах, и для росписи фигурок — да для чего угодно это можно использовать. Между прочим, говорят, что такой же смесью расписывают шкатулки с традиционными орнаментами.

После смешивания с ПВА гуашь становится более прочной, хорошо ложится на холст или другую поверхность, не обсыпается, еще и держит объем. И все это — на долгие годы (заглавная картина была нарисована 6 лет назад, и все еще никаких изменений).

При этом, если работа не получилась или надоела — открываем кран с горячей водой и за одну минуту все смывается почти бесследно. И холст не пропадает, а снова идет в работу.

  • клей ПВА
  • самая обычная гуашь — 9 или 12 цветов
  • стеки или какие-нибудь палочки для смешивания красок
  • то, на чем вы будете рисовать
  • кисти (я беру плоские, как для масла)
  • бумага или тряпка для вытирания кистей и стеков
  • палитра
  • вдохновение

Наливаем в ячейку палитры клей ПВА из расчета примерно 1 к 1 с краской, можно 1 к 2 — смотрите по объему, по густоте краски, лучше сначала поэкспериментировать с разными пропорциями.

Смешиваем с краской. Если нужно получить новый оттенок — то сначала намешиваем этот оттенок, а потом уже вливаем ПВА, потому что пока он не высох, он создает иллюзию более светлого цвета.

Получится вот такая объемная смесь — все, набираем на кисточку и рисуем.

Можно растирать ее по холсту тонким слоем, а можно класть объемно.

После высыхания: первая полоска слева гуашь без ПВА, посередине гуашь с ПВА объемная, справа, самая светлая гуашь с ПВА растертая (видите, насколько лучше выглядит смесь гуашь+ПВА? а та, что без клея, уже готова отваливаться).

Чтобы закрепить готовый рисунок, его можно покрыть дополнительным слоем ПВА или лаком (но если возьмете лак, то уже эту картинку водой не смоете).

А вот так холст выглядит после купания в горячей воде — просто легкий след краски, поверх которого можно снова рисовать:

Как сделать масляные краски самостоятельно

Для начала необходимо купить или изготовить самостоятельно пигмент. Пигменты бывают натуральные, т.е. перетертые из каких-либо минералов, и синтетические — созданные в лабораторных условиях. Какие лучше брать — вопрос спорный, поскольку и у одного и у другого типа есть как приверженцы, так и противники.

В любом случае, пигмент не должен содержать излишне крупных частиц, поскольку это все в конечном итоге отразится на качестве полученной краски.

В качестве связующего элемента используется масло. В зависимости от желаемого эффекта можно использовать различные масла.

Так, к примеру, льняное, тунговое и конопляное масла способствуют быстрому высыханию краски, образуют прочную пленку.Также они нерастворимы в органических растворителях.

Маковое и соевое масла высыхают гораздо медленнее. Полученная пленка частично растворяется органическими растворителями, размягчается и плавится при нагревании. Стоит отметить, что маковое масло желтеет меньше остальных, в результате чего отлично подходит для белил.

Масла, вроде оливкового вообще не высыхают полностью, поэтому с их использованием надо быть крайне аккуратными.

Однако есть также масла, которые вообще не образуют пленку и не высыхают. К таким относится касторовое масло.

При изготовлении краски надо учитывать, что ее нельзя делать слишком жидкой, как и излишне густой.

Стоит отметить, что самостоятельно изготовленные масляные краски обходятся значительно дешевле магазинных.

На фото ниже показан процесс изготовления красок на основе пигмента из лазурита.

Необходимые разговорные фразы на английском

Музыка в дорогу

Действительно ли так вредна лапша «Доширак»?

Космическая миссия к Юпитеру расскажет нам историю происхождения Земли

Опасности для вашей кожи, о которых вы не догадываетесь

Коллекция книг о живописи и искусстве

Для учащихся в художественных учебных заведениях

  • Предисловие
  • Применение различных материалов в пейзажной живописи
  • Основа под живопись
  • Холст
  • Подрамник
  • Натягивание холста на подрамник
  • Увлажнение холста
  • Проклеивание холста, 1 часть
  • Проклеивание холста, 2 часть
  • Грунтовка холста, 1 часть
  • Грунтовка холста, 2 часть
  • Грунтовка холста, 3 часть
  • Грунтованные холсты фабричного изготовления
  • Холст на картоне
  • Картон
  • Текстолит
  • Фанера
  • Доски
  • Тонирование грунта
  • Масляные художественные краски
  • Белые красящие вещества
  • Жёлтые красящие вещества
  • Красные красящие вещества
  • Синие красящие вещества
  • Зеленые красящие вещества
  • Фиолетовые красящие вещества
  • Коричневые красящие вещества
  • Черные красящие вещества
  • Палитра красящих веществ
  • Масла, применяемые при изготовлении красок
  • → Способы самостоятельного приготовления масляных красок
  • Выбор красок
  • Смешивание красок
  • Корпусные и лессирующие краски
  • Краски для работы при сильном морозе
  • Разжижители масляных красок
  • Художественные принадлежности
  • Рисунок и его значение в пейзажной живописи
  • Материалы для рисунка, часть 1
  • Материалы для рисунка, часть 2
  • Материалы для рисунка, часть 3
  • Техника рисунка
  • Рисунок в творчестве некоторых известных художников
  • Этюд, часть 1
  • Этюд, часть 2
  • Техника современной пейзажной живописи

Способы самостоятельного приготовления масляных красок

Живописные масляные краски состоят из тонко измельченного красящего вещества и связующего вещества — масла. Красящее вещество придает краскам цвет, а связующее связывает частицы красящего вещества в единое целое и удерживает их на поверхности; благодаря ему краски, высыхая, образуют прочные и стойкие красочные пленки.

Качество масляных живописных красок зависит как от чистоты красящего вещества и степени его измельчения, так и от качества связующего вещества — масла.

Чистота цвета, неизменяемость его тона при высыхании и отвердевании красочного слоя, прочность, стойкость, прозрачность и блеск слоя живописной масляной краски находятся в прямой зависимости от качества связующего вещества краски — масла.

Не всегда бывает возможно приобрести необходимую масляную краску, полностью отвечающую всем требованиям к ней живописца в отношении как цвета, так и высыхания образующегося слоя и сохранения им прозрачности, глянцевитости, блеска, а главное, полной неизменяемости первоначального цветового оттенка. Но художник, имея сухие красящие вещества, в особенности природные, из местных месторождений, может сам сделать необходимую ему краску.

Масляные краски приготовляются посредством смешения тонко измельченного сухого красящего вещества с облагороженным маслом и последующего перетирания смеси курантом на каменной доске или на краскотерке до тех пор, пока вся масса не станет совершенно однородной и все частицы красящего вещества не будут смочены равным количеством масла.

Однако, прежде чем стирать отдельные красящие вещества с маслом, необходимо провести некоторые подготовительные операции.

Натуральные земляные и природные минеральные красящие вещества сначала высушивают, а затем измельчают. Измельчение очень твердых веществ надо производить в каменной или в медной ступке. Многие красящие вещества (охры, земли), а также измельченные в ступке минеральные красящие вещества твердых пород (киноварь, лазуритовая лазурь и др.) следует всыпать в сосуд с чистой водой, взболтать и осторожно слить в другой сосуд. Взмученному таким образом веществу надо дать отстояться. При этом мельчайшие частицы его осядут на дно. После этого их высушивают на воздухе, насыпав отмученное красящее вещество тонким слоем на дощатый лоток с бортами. Оставшиеся крупные частицы снова измельчают посредством растирания в смеси с водой на каменной плите. Искусственные красящие вещества обычно бывают достаточно тонко измельчены и нет надобности измельчать их дополнительно. Надо только проверить, не загрязнены ли они посторонними примесями. И если это так, необходимо либо просеять их через мелкое сито, либо произвести отмачивание.

Каменная плита и курант, имеющий форму узкого конуса, выделываются из твердых пород камня: гранита или порфира. Мягкие породы камня, например мрамор и известняк, здесь непригодны, так как при растирании на них красок поверхности стираются и образующаяся при этом каменная пыль смешивается с краской и загрязняет её.

Плита и основание куранта должны иметь совершенно ровную и гладкую поверхность, обеспечивающую хорошую захватываемость красочной массы при её перетирании.

Перетирание красочной массы на плите начинают с того, что на ее поверхность насыпают сухое красящее вещество, предварительно очищенное от различных загрязнений и примесей. В него добавляют немного масла и перемешивают шпателем до тех пор, пока не образуется густая однородная масса, которую затем перетирают курантом. Понемногу в эту массу добавляется остальное масло. Перетирание следует производить, делая равномерные кругообразные движения курантом. Время от времени растекающуюся красочную массу собирают шпателем о плиты и вновь перетирают.

При стирании красок надо иметь в виду, что каждое красящее вещество требует определенного количества масла. Его надо заранее отмерить и затем постепенно вводить в пасту в процессе её перетирания. Ниже приводим таблицу соотношения весовых частей масла, красящего вещества и отбеленного пчелиного воска.

Некоторые красящие вещества, например краплаки и берлинская лазурь, плохо смешиваются с маслом, поэтому к ним прибавляют некоторое количество глинозема, тщательно с ним смешивают, а еще лучше, если осаждают красящее вещество на глинозем и только после этого смешивают его с маслом.

Соотношение частиц масла, красящего вещества и отбеленного пчелиного воска в живописных масляных красках:

Отдельные красящие вещества, например ультрамарин, нельзя хорошо стереть только с одним маслом, так как полученная при этом паста липнет, тянется нитями, плохо ложится на грунт. При стирании такого рода красок надо добавить в масло небольшое количество воска или воскового раствора, приготовив его посредством растворения натурального пчелиного воска в скипидаре и последующего смешения с подогретым маслом. Воск необходимо предварительно выбелить. Для этого его мелко настругивают и выставляют, ничем не прикрывая, на две-три недели на солнце. Отбеленный воск растворяют в горячем скипидаре до тех пор, пока он не разойдется в нем полностью, и в виде горячего раствора вводят в красочную пасту при ее перетирании. На 100 весовых частей масла надо взять 27 частей скипидара и 7 частей отбеленного воска.

В тех случаях, когда художник по тем или иным причинам не в состоянии сам изготовить краски, а качество готовых фабричных красок его не удовлетворяет, можно заменить в готовых масляных красках фабричное масло своим, облагороженным маслом. Делают это следующим образом: открывают нижний конец тубы и выдавливают из нее всю красочную пасту на кусок картона; дают пасте в течение 6—10 часок обезмаслиться, а затем снимают ее с картона шпателем, тщательно перетирают на палитре или стекле с облагороженным маслом и помещают обратно в тубу. При этом необходимо внимательно следить за тем, чтобы перетираемые краски имели соответствующую консистенцию. Дело в том, что не все красящие вещества требуют одного и того же количества масла: одним из них его нужно больше, а другим меньше.

П. П. Кончаловский, перетирая свои краски с облагороженным маслом, руководствовался следующей нормой соотношения сухого красящего вещества и облагороженного масла:

Перетирая краски на облагороженном масле, надо брать для красок светлых тонов только подсолнечное масло, которое при высыхании совершенно не желтеет, а для красок темных тонов — льняное, которое, высыхая, немного желтеет. Необходимо также помнить, что перетирать краски можно только на облагороженных маслах достаточно жидкой консистенции, а не на сильно загустевших.