Отношение Верейского к Маше: искренни ли чувства князя.

Урок 21 . Подготовка к сочинению

Цели урока: учиться отбирать материал к сочинению, показать логику развития мысли в сочинении.

Методические приемы: анализ текста, анализ планов, выбор эпизодов для сочинений.

Ход урока

Обсуждение планов, запись примерных пла­нов сочинений и материала к ним в тетради.

1. Почему Владимир Дубровский стал разбойником?

    Краткая история героя: Владимир.-сын А. Г. Дубровского, рано по­терял мать, воспитывался в Петербурге, стал офицером, вел вольную жизнь - гл. III.

    Характер героя. Честолюбие, расточительность, любовь и привязан­ность к отцу - гл. III ; благородство - гл. V , где Дубровский заступа­ется за Шабашкина; смелость, отвага, находчивость, решительность, хладнокровие - история в «медвежьей комнате».

    Письмо из дому, нарушившее налаженную жизнь. Чувство вины и ответственности - гл. III.

    Болезнь и смерть отца, смутные сведения о виновнике всех несча­стий - Троекурове (Владимир по реакции отца понимает, что именно Троекуров виноват в их разорении, отец не успевает ему ничего объ­яснить).

    Самодурство Троекурова, из-за прихоти которого оказался разорен его бывший товарищ (Неправедный суд, лжесвидетели, подкуплен­ные чиновники).

    Последняя ночь Владимира в родном доме и решение поджечь его (уже преступный, с точки зрения властей, поступок). Желание отом­стить Троекурову и тем, кто считает богатство и власть выше закона. Смерть приказных (преступление, за которое должен был нести от­ветственность и Дубровский) - гл. VI.

    Ответственность Дубровского за крепостных людей, разделивших его судьбу. Появление шайки «отважных злодеев».

    Дубровский открывается Маше, объясняя, почему он стал разбойни­ком: «Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах» -гл. XII.

    Дубровский - «благородный разбойник»: слухи о великодушии Дуб­ровского - гл. VII, история Гробовой - гл. IX:

2. Владимир Дубровский и Маша Троекурова

    История героев и их семей: дружба отцов, оба рано лишились мате­ри, были одиноки и впечатлительны. Троекуров когда-то прочил Машу за Владимира Дубровского - гл. I , IX .

    Владимир отказывается от мести Троекурову, полюбив Машу, и проникает в их дом - гл. XII.

3) Маша понимает, что неравнодушна к Дефоржу: история с медведем - гл. IX .

4). Объяснение Дубровского с Машей, его признание в обмане - гл. XII.

    Маша боится и самого Дубровского, и чувства к нему: они разные и по происхождению, и по положению в обществе (Маша - аристо­кратка, Владимир - разоренный дворянин, разбойник) - гл. XII .

    Сватовство Верейского, угроза замужества. Согласие Маши принять помощь Дубровского - гл. XIV-XV.

    Свадьба Маши. Маша проявляет твердость, верность данному слову. Она готова была стать женой разбойника, но преступить клятву она не может - гл. XVIII.

    Отчаяние Дубровского. Дубровский оставляет шайку - гл. XIX.

    Честь и верность данному слову как главные ценности для Владими­ра и Маши.

10)Мое отношение к героям.

3. О чем заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А.С. Пушкина?

Домашнее задание

Написать сочинение по одной из разобранных тем.

Инд. задание. Лермонтов – биография.

Сватовство князя Верейского не было уже тайною для соседства — Кирила Петрович принимал поздравления, свадьба готовилась. Маша день ото дня отлагала решительное объявление. Между тем обращение ее со старым женихом было холодно и принужденно. Князь о том не заботился. Он о любви не хлопотал, довольный ее безмолвным согласием. Но время шло. Маша наконец решилась действовать — и написала письмо князю Верейскому; она старалась возбудить в его сердце чувство великодушия, откровенно признавалась, что не имела к нему ни малейшей привязанности, умоляла его отказаться от ее руки и самому защитить ее от власти родителя. Она тихонько вручила письмо князю Верейскому, тот прочел его наедине и нимало не был тронут откровенностию своей невесты. Напротив, он увидел необходимость ускорить свадьбу и для того почел нужным показать письмо будущему тестю. Кирила Петрович взбесился; насилу князь мог уговорить его не показывать Маше и виду, что он уведомлен о ее письме. Кирила Петрович согласился ей о том не говорить, но решился не тратить времени и назначил быть свадьбе на другой же день. Князь нашел сие весьма благоразумным, пошел к своей невесте, сказал ей, что письмо очень его опечалило, но что он надеется со временем заслужить ее привязанность, что мысль ее лишиться слишком для него тяжела и что он не в силах согласиться на свой смертный приговор. За сим он почтительно поцеловал ее руку и уехал, не сказав ей ни слова о решении Кирила Петровича. Но едва успел он выехать со двора, как отец ее вошел и напрямик велел ей быть готовой на завтрашний день. Марья Кириловна, уже взволнованная объяснением князя Верейского, залилась слезами и бросилась к ногам отца. — Папенька, — закричала она жалобным голосом, — папенька, не губите меня, я не люблю князя, я не хочу быть его женою... — Это что значит, — сказал грозно Кирила Петрович, — до сих пор ты молчала и была согласна, а теперь, когда все решено, ты вздумала капризничать и отрекаться. Не изволь дурачиться; этим со мною ты ничего не выиграешь. — Не губите меня, — повторяла бедная Маша, — за что гоните меня от себя прочь и отдаете человеку нелюбимому, разве я вам надоела, я хочу остаться с вами по-прежнему. Папенька, вам без меня будет грустно, еще грустнее, когда подумаете, что я несчастлива, папенька: не принуждайте меня, я не хочу идти замуж... Кирила Петрович был тронут, но скрыл свое смущение и, оттолкнув ее, сказал сурово: — Все это вздор, слышишь ли. Я знаю лучше твоего, что нужно для твоего счастия. Слезы тебе не помогут, послезавтра будет твоя свадьба. — Послезавтра! — вскрикнула Маша, — боже мой! Нет, нет, невозможно, этому не быть. Папенька, послушайте, если уже вы решились погубить меня, то я найду защитника, о котором вы и не думаете, вы увидите, вы ужаснетесь, до чего вы меня довели. — Что? что? — сказал Троекуров, — угрозы! мне угрозы, дерзкая девчонка! Да знаешь ли ты, что я с тобою сделаю то, чего ты и не воображаешь. Ты смеешь меня стращать защитником. Посмотрим, кто будет этот защитник. — Владимир Дубровский, — отвечала Маша в отчаянии. Кирила Петрович подумал, что она сошла с ума, и глядел на нее с изумлением. — Добро, — сказал он ей после некоторого молчания, — жди себе кого хочешь в избавители, а покамест сиди в этой комнате, ты из нее не выйдешь до самой свадьбы. — С этим словом Кирила Петрович вышел и запер за собою двери. Долго плакала бедная девушка, воображая все, что ожидало ее, но бурное объяснение облегчило ее душу, и она спокойнее могла рассуждать о своей участи и о том, что надлежало ей делать. Главное было для нее: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для нее раем в сравнении со жребием, ей уготовленным. Она взглянула на кольцо, оставленное ей Дубровским. Пламенно желала она с ним увидеться наедине и еще раз перед решительной минутой долго посоветоваться. Предчувствие сказывало ей, что вечером найдет она Дубровского в саду близ беседки; она решилась пойти ожидать его там, как только станет смеркаться. Смерклось. Маша приготовилась, но дверь ее заперта на ключ. Горничная отвечала ей из-за двери, что Кирила Петрович не приказал ее выпускать. Она была под арестом. Глубоко оскорбленная, она села под окошко и до глубокой ночи сидела не раздеваясь, неподвижно глядя на темное небо. На рассвете она задремала, но тонкий сон ее был встревожен печальными видениями, и лучи восходящего солнца уже разбудили ее.

Опубликовано 12.06.2017 по предмету Литература от Гость >>

Сочинение на тему Дубровский и Маша Троекурова
1.История героев и их семей:дружба отцов,оба рана лишились матери,были одиноки и впечатлительны.Троекуров когда то прочёл Машу за Дубровского. 2.Владимир отказывается от мести Троекурову полюбив Машу и проникает в их в дом.3.Маша понимает что не равнодушно к деффоржу:история с медведем 4.Объяснение Дубровского с Машей,его признания в обмане 5.Маша боится и самого Дубровского и чувство к нему:они разные и по происхождению, и по положению в обществе (Маша-аристократка,Владимир разорённый дворянин) 6.Сватовство Верейского,угроза замужества:согласие Маши принять помощь Дубровского 7. Cвадьба Маши.Маша проявляет твёрдость,верность данному слову.Она готова стать женою разбойника но преступить клятву она не может. 8. Отчаяние Дубровского. Дубровский оставляет шайку и уезжает за границу. 9.Честь и верность данному слову как давние ценности для Владимира и Маши 10. Моё отношение к героям. CРОЧНО НАДО ПОМОГИТЕ

Ответ оставил Гость

Два соседа, которые некогда были хорошими товарищами (можно даже назвать друзьями). Троекуров тогда прочил свою дочь в жёны сыну Дубровского. Маша- обычная скромная девушка, рано потерявшая мать. Отец не всегда уделял ей должным образом внимание. Спустя некоторое время она увлеклась французскими романами, мало обращая внимание на окружающих её мужчин, так как они для неё были не ровня в духовном развитии.Владимир Дуброский - сын помещика, некогда обучался в Кадетском корпусе. Его не заботят мирские проблемы, он расточителен, уверен в том, что судьба обязательно сведёт его с богатой невестой.

Смерть отца заставляет Владимира отомстить Троекурову (сначала он сжигает дом отца, чтобы владение не досталось соседу; затем проникает в дом к Кириле Петровичу под видом учителя Дефоржа). И Маша не обращала на него внимания, да и не обратила бы и дальше бы, если б не случай с убийством медведя, после которого Дефорж предстал пред ней в другом свете (как отважный молодой человек). Героиня теперь неравнодушна к Владимиру (Дефоржу).

Спустя короткий промежуток времени, Дубровский признаётся Маше в том, кем он является на самом деле. Девушка находится в растерянных чувствах. С одной стороны, этот молодой человек привлекает её внимание, с другой стороны, у них много разного: и происхождение (Маша-аристократка, Владимир-разорённый дворянин), и взгляды на дальнейшую жизнь. Они всё же продолжают тайно встречаться. Но однажды Владимир узнаёт о том, что для Маши отец нашёл жениха, князя Верейского. Бедная девушка расстроена, она готова прибегнуть к помощи Владимира. Но ситуация неотвратима. И свадьбе суждено состояться. Главный герой расстроен. Он понимает безысходность ситуации. Это вынуждает его уехать за границу. Но они остаются в мыслях друг друга. Ведь для них обоих очень важны такие понятия как "честь", "достоинство", "верность данному слову".

Я положительно отношусь к обеим героям произведения. Да, они не идеальны, но... Они оба ценят своих родителей, оба добродушны (не смотря на то, что Дубровский так поступил с домом и крестьянами. По моему мнению, это была вынужденная мера, он должен был отомстить за смерть отца). И если бы не настойчивость отца Маши, я думаю, их бы ожидало светлое будущее вместе.

Разбойничий роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» отражает нравы общества 19 века. В произведении ярко и образно дана характеристика главным героям, среди которых особое внимание привлекает образ князя Верейского.

Князь Верейский – один из героев романа А.С.Пушкина «Дубровский». Долгое время князь жил за границей, никогда не был в своем имении до того момента, когда начинают разворачиваться события повествования. Несмотря на то, что Верейскому было около пятидесяти лет, он казался намного старше своего возраста. Он был англофилом, все в его имении подражало английским традициям. Внешне Верейский был привлекательным, умел нравиться женщинам, знал много историй для поддержания беседы.

Несмотря на то, что князь не жил в своем имении, хозяйство находилось в хорошем состоянии. Его управляющий исправно выполнял указания и требования Верейского. На лугах паслись швейцарские коровы. Крестьянские дома были чисты, а люди веселы.

Князь был светским человеком. Приехав в деревню, он вскоре заскучал и решил нанести визит своим соседу, которым оказался Троекуров. Кирила Петрович был рад приезду богатого помещика. Как обычно он повел показывать гостю свои владения, в том числе и псарню, где Верейскому особенно не понравилось. Однако, исходя из учтивости к хозяину, он не стал афишировать данный факт.

Верейский был восхищен красотой Маши, дочери Троекурова. Марья Кириловна оживила душу старого князя, в обществе которого охотно проводила время. Он знал много историй, с удовольствием рассказывал о своих путешествиях. Вскоре Верейский предложил девушке замужество, на которое, не раздумывая, дал свое согласие Троекуров. Чувство Маши ни князю, ни ее отцу не были интересны, каждый из них видел свою выгоду в данном союзе. Письмо девушки, в котором она просила князя отказаться от свадьбы, лишь ускорило приготовления к ней. Это говорит о том, что Верейский не привыкший к отказу, добивался всего любой ценой. Любовь Маши не была для него необходимостью, что он и дал понять девушке.

В характере и образе Верейского отражены черты крупных помещиков 19 века. Князь не знает отказа, его поступки и действия несут в себе черты эгоизма, подкрепленного властью в обществе.

2 вариант

В произведении Пушкина «Дубровский» рассказывается про те самые события, которые происходили в 19 веке. Здесь ярко описана характеристика каждому главному герою и среди них находится и князь Верейский.

Много лет назад он уехал навсегда жить за границу и обещал, что больше сюда не вернется. Но наступили такие времена, которые заставили его вернуться. На тот момент Верейскому уже исполнилось пятьдесят лет, но вот те, кто видел его впервые, говорили, что ему намного больше. Кроме этого тем людям, которые его видели впервые, могло показаться, что он является англичанином, ведь он в его речи проскальзывали английские нотки. Но не смотря на это он очень сильно нравился разным женщинам и ради того чтобы он согласился с ними встречаться женщины готовы сделать все что угодно. А для того чтобы поддержать с ними разговор он мог заговорить с ней на разные темы и они обязательно нравились женщинам.

И хотя он долгое время не жил в своем большом особняке, но все равно у него осталось большое хозяйство, за которым присматривали слуги. Управляющий постоянно звонил Верейскому и докладывал все, что творится в особняке, а также выслушивал его приказы и указания и выполнял их. Каждый день коровы выгонялись на луг, а вечером подоены и загнаны в стойло.

А поскольку он любил различные светские вечеринки, то и ни один день не обходился без них. Кроме этого, когда он приехал обратно в деревню, то стал очень сильно скучать по тем дням, когда были те самые вечеринки. И для того чтобы хотя бы немного себя развлечь он решил сходить к своему давнему другу Троекурову. Тот сначала решил показать свои владения, а потом уже пировать.

У Троекурова есть дочь по имени Маша. И она очень сильно понравилась Верейскому. Только с ней он начал жить по-другому и она стала совсем не похожа на прошлую его жизнь, а ведь там она была скучной. Больше всего на свете ей нравилось рассказывать ему разные истории. Также ей нравились, и его истории и теперь они стали встречаться каждый день. А немного позже он предложил руку и сердце Маше, вот только ответить ему взаимностью она не могла, а все потому что просто его не любила. Но когда об этом узнал отец девушки, то сразу же согласился и был этому очень рад. Отцу девушки была выгодна эта свадьба потому что не только его дочь, но и он станет богатым человеком. Поскольку девушка не нашла поддержки со стороны отца, то решила поговорить с князем, но он также был согласен и отказываться не собирался. Верейскому еще никто никогда не отказывал и поэтому этого отказа он также не хотел принимать и для того чтобы все сбылось готов сделать все и даже заплатить большие деньги. И ему было все равно на ее чувства, и об этом он открыто говорил даже самой Маше.

Сочинение на тему Верейский

Кто знает, как сложилась бы судьба Марии Кирилловны Троекуровой, если бы однажды в своё имение, которое было по соседству с имением Троекурова, не заглянул князь Верейский. Это был его первый приезд в своё имение, а приехал он прямиком из заграницы.

Князь Верейский - очень богатый помещик, у которого на службе состоят три тысячи крестьян. У него огромный дом, украшенный всякими изысканными интерьерами, большой сад в английском стиле, как тогда было модно. О возрасте князя известно, что ему было пятьдесят лет, однако на вид ему было гораздо больше, потому что все дурные вещи, которые он себе позволял в силу своего богатства, плохо сказывались на здоровье. При всём при этом, вид его был очень приятным, он умел нравится женщинам.

О Верейском можно сказать, что он достаточно брезгливый и ненавидящий собак человек: об этом читатель узнаёт, когда князь находится на экскурсии у Троекурова, который гордится своей псарней. И несмотря на то, что князь и Троекуров не нашли общих интересов в собачьем деле, они всё равно неплохо поладили, ведь богатые забавы, красивые пышные праздники и грандиозные, дорогие дома любили они оба.

В доме Троекурова князь впервые встречается с Марией Троекуровой, которая пленит его своей красотой и очарованием. Недолго думая, Верейский решает завоевать сердце юной Марии, несмотря на их огромную разницу в возрасте. Отчасти у него это получается, потому что своими историями и харизматичными рассказами он добивается интереса со стороны Марии, но она вовсе не думает о том, что ей придётся жить с этим человеком всю жизнь, ведь её сердце занято Владимиром Дубровским.

Князь доходит до того, что просит руки и сердца Маши у её отца - Троекурова, на что тот охотно соглашается, потому что главное для него и для всех людей его общества - это чтобы жених был богатый. Мария просит в письме князя, чтобы тот отказался от неё, потому что она любит другого, но Верейский даже не собирается этого делать. Он приходит к Троекурову и показывает письмо, которое написала Мария, из-за этого её сажают под домашний арест. Эта ситуация говорит о том, что князь был человеком бесчувственным, неблагородным и эгоистичным, думающем лишь о своих похотливых мыслях насчёт молодой Марии.

В целом можно сказать, что образ Князя Верейского - это типичный образ богатого человека того времени, которых и высмеивал Пушкин в своём романе. С Троекуровым они «два сапога пара», поэтому и отношение к князю складывается очень негативное. Он также не ценит и волю Марии, которая не хочет за него замуж, он вообще малодушный человек, который не способен понимать других людей и их чувства. Князь Верейский - это бездушная оболочка, испорченная всеми благами мира, богатствами и властью.

Грибоедов в своем произведении «Горе от ума» раскрывает любовную и политическую тему. Проблематика данных вопросов является актуальной и по сей день, даже несмотря на то, что прошло не одно десятилетие спустя написания комедии.

  • Анализ Божественной комедии (произведения Данте Алигьери)

    Божественная комедия - знаменитое произведение с глубокомысленным содержанием писателя Алигьери Данте. Произведение включает в себя три части, в которых открывается содержание о предназначении любви

  • Сочинение Петр Верховенский образ и характеристика в романе Бесы Достоевского

    Одной из самых неприятных фигур романа «Бесы» Достоевского выступает Пётр Степанович Верховенский. Это сын Степана Трофимовича, приживалы Варвары Петровны, матери главного героя, Николая Ставрогина.

  • » А. С. Пушкин говорит о чести и подлости, любви и ненависти, благородстве и низости.

    Одной из важных сюжетных линий романа являет-ся история взаимоотношений Владимира Дубровско-го и Маши Троекуровой. В судьбах этих героев много общего. Они оба рано потеряли матерей и были лише-ны достаточной родительской ласки и тепла. Один воспитывался вдали от дома, другая жила при отце, но, избегая проявлений его горячего и непредсказуе-мого нрава, предпочитала уединяться с книгами, не-жели открывать свои чувства родителю.

    Владимир знал Машу еще ребенком, и она «тогда уже обещала быть красавицей». Направляясь по зову старой Егоровны к больному отцу, Дубровский-млад-ший вновь увидел Машу и полюбил. Эта любовь взяла верх над ненавистью и жаждой мести. И несмотря на то, что отец Маши, Кирила Петрович, был первым врагом Владимира, виновником всех его несчастий, благородный разбойник отказывается от налетов на Покровское.

    Дубровский является в дом Троекурова под видом молодого учителя, француза Дефоржа, который пона-чалу не возбуждает никакого интереса у Марьи Кириловны. «Воспитанная в аристократических предрас-судках», она не воспринимала его не только как муж-чину, но и как объект, заслуживающий внимания. «Учитель был для нее род слуги или мастерового, — говорит автор, — а слуга или мастеровой не казался ей мужчиною».

    Дерзкая забава отца помогла Маше увидеть в Дефорже мужественного и смелого человека. Оставшись наедине с медведем, Владимир нисколько не расте-рялся, он выхватил пистолет и выстрелил в ухо голод-ному зверю. Свой неожиданный для всех поступок «француз» объяснил тем, что «не намерен терпеть обиду». Это по-настоящему потрясло Машу. Именно о таком герое грезила она после чтения французских романов.

    Ограбление Антона Пафнутьича заставило Дубров-ского бежать из троекуровского дома. Не желая про-слыть подлецом, Владимир решается объясниться с Машей, открыть ей истину о себе. Записка Дубровского возбудила в Маше двойственные чувства: с одной стороны, ей было любопытно и приятно, с другой — своим приглашением на ночное свидание учитель ставил ее в неловкое положение. Тем не менее Маша со-гласилась. Героиня ждала объяснения в любви, а ус-лышала страшное признание: «Я не француз Дефорж, я Дубровский». Владимир в очередной раз продемон-стрировал храбрость и благородство, но это стало для Марьи Кириловны настоящим ударом. Вернувшись к себе, долго рыдала она «в истерическом припадке». Все ее надежды на счастье были разрушены. Вынуж-денный скрываться, Дубровский обещает быть пре-данным Маше и предлагает ей свою помощь и защиту. Марье Кириловне она действительно понадобилась, когда появился князь Верейский. Имение князя Верейского, богатого помещика, на-ходилось всего в тридцати верстах от Покровского. Вернувшись из-за границы, старый князь, не при-выкший к уединению, уже на третий день отправился на обед к Троекурову. Верейский выглядел гораздо старше своих лет, но все же был довольно приятен, к тому же любезен. Он прекрасно знал свет, и ему до-вольно быстро удалось завоевать внимание Кирилы Петровича и Маши, живущих в глуши, своими рас-сказами о нем.

    Арбатово поразило Троекуровых своей красотой, чистотой, изяществом. День в обществе Верейского, с «чувством и воображением» говорящего не только о картинах из своей галереи, но и на любые темы, про-летел незаметно. Марья Кириловна чувствовала себя все время легко и непринужденно, будто уже давно была знакома с князем. Верейский, действительно, располагал к себе. Он удивил своих гостей великолеп-ной кухней, настоящим салютом, духовой музыкой. Кирила Петрович воспринимал все это как знаки уважения к себе, а Маша ни о чем не задумывалась и про-сто была счастлива.

    Однако «старый волокита был поражен ее красотой» с первого взгляда и умело плел вокруг юной красавицы свои сети. Не раздумывая долго, он поехал ее сватать. Этого доверчивая и наивная Маша никак не ожидала. В один миг из обаятельного собеседника Верейский пре-вратился для нее в отвратительного и ненавистного ста-рика. Брак с ним пугал ее «как плаха, как могила». Все надежды уговорить алчного отца и самого Верейского отказаться от свадьбы оказались напрасными. Слезы и мольбы Маши никого не тронули, и в отчаянии она ста-ла искать помощи Дубровского.

    Помощь пришла, но поздно. Венчание свершилось, и на слова Владимира о свободе Марья Кириловна от-ветила, что не может нарушить клятвы, данной перед богом. И это пушкинский идеал женщины — верная и преданная, вопреки всем и вся. Поступок Маши пора-жает своей высокой нравственностью, цельностью ха-рактера и мужеством.

    Жаль Владимира, жаль Машу, но все же читатель испытывает в финале романа какое-то светлое чувст-во, и вызвано оно решительностью и бескомпромисс-ностью юной девушки.