Иоанн креститель да винчи интересные факты. Леонардо да Винчи: картины итальянского гения в Лувре

Пророка Иоанна Господь призвал для проповеди еврейскому народу, сказать о пришествии Иисуса Христа. «и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.3:2). “Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем” (Лук.3:16). Но Иоанн крестил и Иисуса Христа.


Иоанн обличал пороки всех людей, за что навлёк на себя гнев царя Ирода. Иоанн не боялся говорить о связи царя с женой брата Иродианой, которая была для него ещё и племянницей. Но Ирод не мог просто убить его, так как боялся гнева народа. Иродиана ещё больше чем Ирод ненавидела Иоанна. И на дне рождения Ирода Соломия, дочь Иродианы, танцевала так, что Ирод пообещал выполнить любое её желание. И по совету своей матери она потребовала принести ей на блюде голову Иоана Крестителя. Обещание было выполнено.

Этот сюжет был популярен в изобразительном искусстве. Леонардо да Винчи также не обошёл его стороной. Но эта картина отличается от других его творений. Леонардо использовал глубокий пейзаж (Джоконда, портрет Джиневры Бенчи, Мадонна в гроте, даже на таких картинах как Мадонна Литта в окне мы видим пейзаж). На этой картине фон тёмный. Многие искусствоведы считают, что в образе Иоанна нарисован ученик да Винчи. Леонардо порывает здесь с классическим стилем.

Картина писалась около четырёх лет. На ней изображён женоподобный мужчина. У него округлые плечи, женственное мягкое лицо, вьющиеся волосы, и опять та же манящая улыбка. Левой рукой он держит крест, а правая указует наверх. Но выгладит он далеко не как святой. Дживелегов пишет следующее по этому поводу: «Что картина принадлежит самому Леонардо, ясно помимо стилистических признаков. Ни у одного из учеников не могло бы явиться такой дерзкой, почти богохульной мысли, как та, которая олицетворена «Крестителем». В виндзорском наброске первой флорентийской поры, современном «Поклонению волхвов» и влияниям платоновской Академии, «Иоанн Креститель» совсем другой. Тот мог и акридами питаться и изнурять себя аскетическими помыслами. Этот - совсем иной». Также исследователь отмечает, что «в техническом отношении «Иоанн Креститель» продолжает то, что Леонардо нашел и осуществил в полной мере еще в «Джоконде».

"Иоанн" - великолепная игра светотени, такая чудесная гармония леонардовского sfumato». По словам Б.Р. Виппера «Но леонардовское сфумато есть нечто большее, чем внешняя среда; оно словно пронизывает тело насквозь, согревает его своей живительной силой, заставляет теплую кровь заиграть под кожей. С помощью сфумато Леонардо хочет проникнуть во внутреннюю жизнь предмета, раскрыть его душу, узнать тайну его божественной красоты. Леонардовское сфумато, таким образом, служит не только формальным живописным целям, но и духовному воздействию на зрителя».

Под сфумато подразумевают - мягкость живописной манеры, тональных переходов. Этот термин ввёл сам да Винчи, записи которого сохранились в «Трактате о живописи».

Лувр хранит большую часть известных работ Леонардо да Винчи, и, что немаловажно, - самые ценные.

Названия с кратким описанием

В просторных залах галереи выставлены следующие произведения:

  • «Мадонна в скалах;
  • «Благовещение»;
  • «Прекрасная Ферроньера»;
  • «Иоанн Креститель»;
  • «Вакх»;
  • «Святая Анна с Мадонной и младенцем Иисусом»;
  • «Мона Лиза».

«Джоконда», она же «Мона Лиза» - одна из известнейших и загадочнейших картин в мире. Идентифицировать женщину, изображенную на ней, не смогли до сих пор. Восхитительная незнакомка на полотне 1503 года удивительно улыбается, а её глаза, кажется, следят за зрителем. Сегодня портрет оценивается в 50 миллиардов долларов.

«Мадонна в скалах» 1486 года изображает Марию в окружении двух маленьких ангелов, а также юного Иоанна Крестителя. Девушка заботливо положила правую руку на одного из малышей, левую держит над другим. Дети словно играют, Иоанн наблюдает за ними с легкой усмешкой и нежностью. На фоне отчетливо видны отвесные скалы, придающие картине некую тревогу, контрастируя с тёплыми образами.

Женский портрет под названием «Прекрасная Ферроньера», написанный в 1490-1495 гг, предлагает насладиться красотой молодой девушки, обращенной к зрителю вполоборота. Её взгляд пронзительный и строгий, а губы крепко сомкнуты. Такая холодность идёт вразрез с чарующей внешностью, что определённо придаёт работе свою «изюминку».

Произведения «Иоанн Креститель» 1514-1516 гг и «Вакх» 1510-1515 гг были срисованы с одного натурщика, который являлся да Винчи учеником. Его звали Салаи, он провёл рядом с мастером около 20 лет, и многие историки даже сегодня спорят про природу взаимоотношений преподавателя и ученика.

Считается, что они всё же являлись любовниками – уж слишком женственен Иоанн и Вакх, а в их взглядах читаются страсть и таинственность. К тому же, зрителю почти физически передаются нежные, тёплые чувства, которые художник явно испытывал к натурщику.

Полотно «Анна с Мадонной и младенцем Христом», которое считается незаконченным, было начато в 1508 году. Гений посадил Марию на колени Анне - её матери, а младенца Иисуса практически усадил на руки Мадонне. Композиция описывает известное в Италии изречение «mise en abyme», что означает «эффект лона», когда следующее поколение сидит на лоне, благодаря которому появилось.

«Благовещение». Леонардо да Винчи написал данное полотно в 1475 году. Сюжетом была выбрана часть Евангелия, повествующая про возвещение о будущем рождении Спасителя.

В исторической науке существует очень условная дата окончания Средних веков - 1456 год. На смену им приходит период Возрождения, начавшийся прежде всего в Италии, когда появился большой интерес к античности с ее достижениями в самых различных областях культуры и общественной деятельности.

Высокое Возрождение

В Италии, раздираемой внутренними противоречиями и вдруг происходит выброс духовности - эпоха Возрождения Леонардо да Винчи. В одно и тоже время по улицам ходит мрачный Микеланджело и веселый, окруженный компанией друзей, Рафаэль. Во Флоренции одновременно получают заказ на роспись собора Микеланджело и Леонардо да Винчи, а наблюдать за ходом работ поручают молодому подающему надежды чиновнику Ну, разве это не выброс духовности? Идеалы красоты античности с ее точно выверенными математическими пропорциями статуй и зданий становятся образцом для деятелей искусства. Но они подходят к этому творчески, с большой фантазией, заимствуя только то, что считают возможным и уместным, творчески перерабатывая греко-римское наследие.

Творческое наследие Леонардо

Гений этого человека распространялся почти на все области инженерии и живописи. Он позиционировал себя в основном не как живописец, что было менее востребовано, но как инженер, умеющий создавать оружие, например, или как кулинар, привнесший на кухню новые изобретения и блюда. В Милане он был в том числе распорядителем стола герцога. Он наблюдал как за сервировкой пиршественных столов, так и за готовкой. К инженерным достижениям Леонардо да Винчи относят многочисленные чертежи, по которым можно построить аэроплан.

Человек должен летать, считал этот гений. К числу его инженерных изобретений относят парашют, телескоп с двумя линзами, легкие переносные мостки для армии и многое другое. В своих знаниях анатомии он лет на триста обогнал свое время. Живя в последние годы во Франции, Леонардо да Винчи организовывал придворные праздники, создавал план нового королевского дворца, одновременно менял русло двух рек и планировал канал между ними.

Искусство

По каким-то внутренним причинам искусство мало интересовало Леонардо да Винчи. Произведения, дошедшие до наших времен, относительно немногочисленны.

Еще надо подчеркнуть, что единственный портрет Леонардо, возможно, изображает не его. Да Винчи и работал медленно, и уделял живописи мало времени. Но его разработки в области художественной области так велики и значимы, что находятся на недосягаемой высоте вплоть до наших дней. Его размытые линии, воздушное пространство, окружающие все фигуры и предметы на изображениях, - это то, как мы видим изображаемые предметы в жизни.

Записные книжки

Он носил их постоянно и пришедшую мысль записывал тайным письмом, изобретенным, конечно, им самим. Еще никто до конца не расшифровал записи Леонардо да Винчи. За всю его жизнь собралось около ста двадцати таких книжек, в которых записаны и басни, и анекдоты. В них есть чертежи, эскизы. Главным считал Леонардо не книжные знания, а познание закономерностей и вещей. Очень велико оказалось его стремление двигать науку вперед.

Рукописи

До наших дней дошли рукописи Леонардо, которые он писал не правой, а левой рукой. Он их не печатал, хотя в последние годы жизни такие мысли приходили ему в голову. Он писал не на научной латыни, а на разговорном итальянском языке своего времени - сжато, кратко, точно. Язык его богат, ярок и выразителен.

Поэтому, кроме исторической и научной, записи имеют художественную ценность. Для наших современников по-прежнему актуален написанный им «Трактат о живописи». До нас дошли его басни и шутливые рассказы, а также пророчества и аллегории, эпиграммы.

Картина на доске

Картина «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи написана ореховым маслом по дереву в 1508-1513 годах. Ее размер 69 х 57 см. Надо сказать, что в те времена к материалам для живописи было совсем иное отношение. Масло стояло и выбеливалось на солнце лет пятьдесят. По шестьдесят, а то и более, лет сушились доски. А краски художник составлял сам, применяя кристаллы, истолченные в порошок.

Итак, Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель».

Молодой Иоанн вполуоборот изображен на темном фоне. Свет на него падает слева. Указательным пальцем правой руки он указывает на крест, его типичный атрибут, и на небо, как бы приглашая зрителя поразмышлять над пришествием Христа и подготовиться к его приходу. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи разговаривает со зрителем глазами, нежно улыбаясь. Его внешний вид характерен для зрелого Леонардо. Одежда отшельника - меховая шкура, в которую он не полностью укрыт. Правое плечо с правильными пропорциями так и осталось оголенным. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи имеет длинные кудрявые волосы, которые ниспадают на плечи. Моделью, предположительно, служил его ученик Салаи. Переходы от света к теням тонки и изысканы. Это и есть знаменитое сфумато, которое мягкими и нежными переходами между светлыми и темными тонами подчеркивает пластику и округлость совершенных форм, а также отражает духовное состояние святого. На полотне просто невозможно обнаружить следов кисти.

Первые упоминания о картине "Иоанн Креститель" Леонардо да Винчи относятся к 1517 году. После смерти Леонардо эта работа стала собственностью его ученика Салаи, который сделал для себя ее копию, и та неплохо сохранилась. А после и его смерти родственники продали оригинал во Францию. Так эта работа оказалась в Лувре. Но позже она была перепродана в Англию в коллекцию Карла I. После казни короля она уже оказывается в Германии, но не позднее ее выкупают агенты Людовика XIV, и она вновь появляется во Франции. И теперь находится в экспозиции Лувра.

Впервые Св.Иоанн изображён не аскетом, как во всех иллюстрациях, а с улыбкой на лице. Здесь применён свой способ нанесения краски так, что кажется, будто из темноты внезапно появляется сияющая фигура Иоанна.

Одна из последних картин мастера. Она была взята им с собой во Францию вместе с «Джокондой» и «Святой Анной с Марией и Младенцем».

В Амбуазе в усадьбе Клу, Леонардо прожил последние три года жизни, окруженный почетом и вниманием. Впервые, за долгие годы странствий он ни в чем не нуждался, мог забыть о кредиторах, сроках исполнения заказов – здесь ему предоставили полную свободу. Но угасла и творческая активность художника. Он дорабатывал и перерабатывал, привезенные с собой картины. Возможно, не купи король Франциск I «Джоконду» сразу, как Леонардо приехал к нему, она стояла бы на подрамнике художника до самой смерти, считаясь им самим неоконченной.

Местные живописцы с благоговением разглядывали работы итальянца. Но Иоанн Креститель вызвал их недоумение. Очень уж отличался образ, созданный Леонардо, от канонического. Вместо сурового аскета с длинной бородой на картине изображен цветущий молодой человек, с какой-то вызывающей двусмысленной улыбкой. Подобными утонченными чертами лица, такими же неясными улыбками, Леонардо наделял в своих последних работах и мужчин и женщин, словно стирая разницу между полами.

Приезд итальянца всколыхнул не только местных художников, но и весь королевский двор. Художник стал законодателем мод: король, придворные копировали его костюм, бороду, прическу. Без него не обходились празднества, многочисленные в Амбуазе, загородной резиденции Франциска. На какое-то время сюда переезжал из Парижа весь двор, порой король приезжал с немногочисленной свитой, чтобы уединиться со своими любовницами. Эти неофициальные праздники были еще веселей официальных: здесь играли в любовь и в карты, пили вино и музицировали. Впрочем, возраст Леонардо склонял его к другому проведению времени. Он предпочитал общество ученых, поэтов, философов, священников. Или уединялся в подаренном ему живописном поместье Клу, которое находилось недалеко от королевского замка и соединялось с ним подземным ходом. Умер Леонардо 2 июня 1519 года на руках короля. Вот как описывает его смерть Вазари:

«Будучи уже стар, Леонардо заболел и пролежал несколько месяцев. Чувствуя близость кончины, он занялся исключительно истинами нашей святой католической религии. Скорбя о своих грехах, больной исповедался со смирением и, приготовляясь набожно принять причастие, приподнялся, хотя не мог стоять. Друзья и слуги поддержали его, король, часто посещавший его по-приятельски, вошел как раз в эту минуту. Леонардо, весьма уважавший монарха, снова лег в постель и, рассказывая королю подробности своей болезни, просил прощения у Бога и людей в том, что не сделал для искусства всего, что мог бы сделать…»

Масло/Доска (1516)

Описание


Изображение святого снабжено традиционной атрибутикой: тонкий тростниковый крест, длинные волосы, одежды из шерсти. Пересечение диагоналей корпуса тела и правой руки...

«Иоанн Креститель» - картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. Это произведение относится к позднему периоду творчества художника.

Глухой фон, лишенный пейзажа, столь характерного для работ эпохи Возрождения вообще (например, «Женский портрет» Нерокко ди Ланди) и Леонардо да Винчи в частности («Мона Лиза»), целиком концентрирует внимание зрителя на фигуре Иоанна Крестителя, которую обволакивает доведённое до совершенства тающее сфумато.
Изображение святого снабжено традиционной атрибутикой: тонкий тростниковый крест, длинные волосы, одежды из шерсти. Пересечение диагоналей корпуса тела и правой руки усиливает мотив креста, который едва заметно написан художником.

Традиционным для изображений Иоанна Крестителя считается и жест правой руки, направленный вверх. Впрочем, этот жест в определенном смысле является традиционным и для творчества Леонардо, его можно обнаружить в ряде законченных произведений («Тайная вечеря», «Мадонна в скалах», «Мадонна с Младенцем» (1510) и др.), а также набросков.

Изнеженность Св. Иоанна, граничащая с женоподобием, мягкая улыбка, взгляд, вьющиеся кольцами волосы свидетельствуют о вырождении в творчестве мастера принципов классического стиля. Леонардо да Винчи здесь выступает как инициатор маньеризма.

Поскольку моделью для «Иоанна Крестителя», как и «Вакха», вероятнее всего послужил Салаи, очевидно, что «предательская улыбка», по словам У. Пейтера, «выдаёт мысли, далеко не исчерпывающиеся внешним жестом или обстановкой».