История создания тема основная мысль гроза островский. Основная идея произведения «Гроза

ХХ век – очень сложный период в истории России. Это время перелома, тяжелых, глобальных перемен. Революция 1917 года потрясла своим размахом, значительностью всю огромную страну. Никто не мог остаться равнодушным. Безусловно, откликнулась на все происходящее в России и интеллигенция. Так, в 1918 году А. Блок написал свою знаменитую поэму «Двенадцать».
В период написания поэмы, Блок создал еще и поэму «Скифы», и статью «Интеллигенция и революция». В статье он призывал: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте Революцию». Сам поэт сначала восторженно принял революция. Он видел в ней начало великих перемен, которые приведут страну к расцвету, к новой, на самом деле лучшей жизни.
На мой взгляд, в поэме «Двенадцать» уже нет былой восторженности, былого восхваления революции. Это произведение показывает во многом объективный взгляд поэта на все происходящее. Блок воспринимает события этих лет как стихийное явление, которое, подобно ветру, метели, буре, не имеет цели и направления:
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!
Для поэта революция – это природная воля, неизбежность. Столько лет копившееся недовольство в один момент вырвалось на свободу и начало уничтожать все на своем пути. Именно поэтому в начале поэмы ветер, метель, буря сметают ненавистные поэту плакатные фигуры «страшного мира «буржуазной пошлости».
Гибнущий мир в поэме – это «барыня в каракуле», «буржуй», «товарищ поп», «вития», которым неуютно под ветром революции. Барыня поскользнулась, буржуй «в воротник упрятал нос», поп невеселый, вития пророчит гибель России. Но за этим он имеет в виду не всю огромную страну, а именно их старый уклад, прежнюю сытую и бессмысленную жизнь.
Природная стихия четко окрашена в контрастные цвета:
Черный вечер.
Белый снег.
Стихия человеческая же подобна природной, поэтому все людские эмоции окрашиваются в два контрастных цвета: «черная злоба» и «святая злоба». Для поэта очевидны трагические противоречия революции: борьба за «светлое будущее» происходит через грабежи, насилие, убийства, безнравственность. И все же Блок пытается осмыслить на протяжении всего произведения, несет ли революционная стихия только разрушение или способна еще и к созиданию.
Во главе поэмы стоит образ двенадцати красногвардейцев. Это патруль, призванный навести революционный порядок. Но трагичность заключается в том, что эти люди сами неуправляемы. Они подобны буре, ветру, их чувства, эмоции, поступки непредсказуемы. Внешне эти «блюститель порядка» напоминают скорее уголовников:
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз…
Но, с другой стороны, отношение к ним поэта весьма неоднозначно. Ведь это еще и простые русские ребята, одетые в рванье, готовые отдать жизнь за пока еще неясные им самим цели революции:
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить.
Но поступки этих персонажей не вызывают у читателя особой симпатии:
Эх, эх!
Позабавиться не грех!
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!
Они грабят, мародерствуют, убивают не своих врагов, а невинных людей. В этом плане символична смерть Катьки, которую из Петруха убивает также стихийно, поддавшись минутной вспышке ревности. Блок подчеркивает трагичность этой смерти, так как убивают женщину – Богородицу, Незнакомку, Прекрасную Даму.
Святыня и грех в поэме сливаются. На протяжении всего произведения красногвардейцы постоянно отрекаются от Христа:
От чего тебя упас
Золотой иконостас?
Да и сам поэт три раза повторяет фразу: «Эх, эх, без креста!». Он видит, что герои идут «без имени святого», которое является символом нравственности, чистоты души русского человека. Но все-таки двенадцати красногвардейцам не удается полностью выкинуть Христа из своей жизни, он появляется в конце поэмы вместо ожидаемого врага:
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.
Важно то, что Христос идет поступью «надвьюжной», то есть, надстихийной. Как и две тысячи лет назад, он пришел для того, чтобы помочь всем заблудшим возродиться.
В поэме мы видим, что для Блока не могло быть однозначной оценки революционных событий, однозначного их приятия. Поэт понимал неизбежность всего происходящего, но так и не смог принять жестоких, подчас безнравственных и бесчеловечных методов революции.


Сочинение по произведению на тему: Образы и символика в поэме А. Блока « »

Поэма “Двенадцать” была написана А Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и дать объективную историческую оценку. Революция 1917 года пронеслась, как буря, как ураган, и трудно было однозначно сказать, что хорошего и что плохого она принесла с собой. Именно под таким стихийным впечатлением была написана поэма “Двенадцать”.

Яркие, многозначные образы и символы играют важную роль в поэме А. Блока, их смысловая нагрузка велика; это позволяет более живо представить революционный Петербург, революционную Россию, понять авторское восприятие революции, его мысли и надежды. Одним из главных символов революции в поэме “Двенадцать” является ветер, подобно ему, он сносит все на своем пути.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком - ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит - ах, бедняжка!

В этой части поэмы А. Блок стремился донести до читателя атмосферу времени, когда всякий может “подскользнуться” на “ледке” революции, захваченный врасплох ураганом перемен.

В поэме встречается еще один яркий символ - “мировой пожар”. В статье “Интеллигенция и революция” Блок писал, что революция подобна стихийному явлению, “грозовому вихрю”, “снежному бурану”; для него “размах русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон...”. Эта идея нашла свое отражение в поэме “Двенадцать”, где автор говорит о “мировом пожаре” - символе вселенской революции. И этот “пожар” обещают раздуть двенадцать красноармейцев:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови -

Господи, благослови!

Эти двенадцать красноармейцев олицетворяют собой двенадцать апостолов революционной идеи. Им поручено великое дело - защищать революцию, хотя их путь лежит через кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. “Апостолы революции” оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить задачи революции. Блок считал, что путь к гармоничному будущему лежит через хаос, кровь.

В этом смысле образ Петрухи, одного из двенадцати красноармейцев, который из ревности убил Катьку, немаловажен. С одной стороны, А. Блок показывает, что его злодейство быстро забывается и оправдывается еще большим грядущим злодейством. С другой стороны, через образы Петрухи и Катьки Блок хочет передать, что, несмотря на происходящие важные исторические события, любовь, ревность, страсть - вечные чувства, которые руководят поступками человека.

Также немаловажными в поэме “Двенадцать” являются образы старухи, попа, буржуя - они представители старого, отжившего мира. Например, старуха далека от революции, от политических дел, ей непонятен смысл плаката “Вся власть Учредительному собранию!”, она не принимает и большевиков (“Ох, большевики загонят в гроб!”), но старуха верит в Богородицу, “матушку-заступницу”. Для нее важны насущные проблемы, а не революция:

На канате - плакат:

“Вся власть Учредительному Собранию!”

Старушка убивается - плачет,

Никак не поймет, что значит,

На что такой плакат,

Такой огромный лоскут?

Сколько бы вышло портянок для ребят...

Поп и буржуй боятся последствий революции, боятся за свою судьбу, за сбою дальнейшую жизнь:

Ветер хлесткий!

Не отстает и мороз!

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

А вон и длиннополый -

Сторонкой - за сугроб...

Что нынче невеселый,

Товарищ поп?

Старый, отживший, ненужный мир в поэме представлен также как “безродный”, “холодный” пес, который едва плетется за двенадцатью красноармейцами:

Скалит зубы.- волк голодный -

Хвост поджал - не отстает -

Пес холодный - пес безродный...

Впереди - Исус Христос.

Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только оправдание “святой злобы” революционного народа, но и идею принятия Христом очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к Его заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям. Иисус идет впереди двенадцати красноармейцев, которые проходят путь от свободы “без креста” к свободе с Христом.

Революционный Петербург, в котором разыгрываются “вселенские стихии”, олицетворяет всю революционную Россию. А. Блок изобразил ее как расколотый надвое мир, как противостояние черного и белого. Символика цвета играет важную роль в поэме “Двенадцать”: с одной стороны, черный ветер, черное небо, черная злоба, черные ремни винтовок, а с другой - белый снег, Христос в белом венчике из роз. Чёрное, злобное настоящее противопоставлено белому, светлому, гармоничному будущему. Символикой красного цвета выражается мотив кровавого преступления. Красный флаг, с одной стороны, - символ победного конца, с другой стороны - символ кровавого настоящего. Цвета ассоциируются с образом времени: черное прошлое, кровавое настоящее и белое будущее.

Благодаря системе образов и символике в поэме “Двенадцать” Блоку удалось показать, что в кровавом настоящем происходит становление нового человека и переход от хаоса к гармонии. В этом и заключается, по мысли поэта, истинный смысл революции.

blok/dvenadcat_27/

Если домашнее задание на тему: » Двенадцать, Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Сочинение по произведению на тему: «Новый» мир в поэме Блока «Двенадцать» На мой взгляд, в поэме Блока «Двенадцать» «нового» мира, как Сочинение по произведению на тему: Старый и новый мир в поэме А. Блока "Двенадцать". "Окаянные дни" - так охарактеризовал события 1918 Сочинение по произведению на тему: «Раздается мерный шаг...» (По поэме А. Блока «Двенадцать».) Поэма Блока "Двенадцать" написана в первые месяцы после Сочинение по произведению на тему: Композиция поэмы А. А. Блока «Двенадцать» И опять идут двенадцать. А. Блок Александр Александрович Блок - Сочинение по произведению на тему: Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать» Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

В лирике Блока 1910-х годов нарастают щемящие, горестные ноты тоски, бездомности, безотчетной тревоги, ощущения грядущей гибели окружающего его мира. Голос поэта воспринимается современниками как "трагический тенор эпохи", его лирический герой несет на себе печать "испепеляющих" "страшных лет России".

"Музыкальное" восприятие революции как разрушительной стихии отразилось в знаменитой поэме "Двенадцать". Финальный образ ее, Иисус Христос, возглавляющий шествие двенадцати красноармейцев, вызвал "бурю страстей" в литературном стане. Поэма была резко негативно встречена 3. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковским, Г. И. Чулковым, Ф. Сологубом, но в то же время ее высоко оценили Андрей Белый и М. А. Волошин.

Двенадцать апостолов Александра Блока

Число 12 в русской традиции переполнено значениями. Это и священное двенадцать апостолов, и мистическое «средостение» стрелок на циферблате - зловещая полночь, время хаоса и неопределенности. Пожалуй, нет произведения, более впитавшего в себя всю мистику и символизм дюжины, чем поэма Блока «Двенадцать». Она как бы стоит в одном ряду с другими образчиками мистицизма в русской культуре: «Черным квадратом» Малевича, сгоревшим томом «Мертвых душ», булгаковской бесовщиной…

Слова сложились в строчки сами собою за считанные дни. Блок говорил о своем тогдашнем состоянии как о «бессознательной лихорадке». Дописав знаменитую строчку про Иисуса Христа, поэт воскликнул: «Сегодня я - гений».

Весь текст пронизан инфернальной атмосферой с густой примесью революционной горячки. И все это на фоне вьюжного, оледенелого, январского Петрограда через год после революции 1917 года.

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер —

На всем божьем свете!

Блок начинает с черного. Едва ли символист мог не придавать этому значение. В этих контрастах так и чувствуется: новый мир после переворота будет создаваться из…зловещего хаоса.

Кто же будет его создавать?

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни,

Кругом — огни, огни, огни…

История сохранила множество свидетельств относительного того, что красногвардейские патрули состояли из 12 человек. Но кроме того, это еще и народные 12 кудеяровских разбойников, проливавшие «крови честных христиан».

В зубах — цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Бубновый тузом называли желтый четырехугольник на спинах арестантов - чтобы в случае побега стрелять по ним было легче. Вот какова блоковская характеристика для строителей «нового мира».

«Эх, эх, без креста!» — продолжает Блок. Здесь так и слышится отголоском постулат Достоевского: «если Бога (т.е. креста) нет, то все дозволено», а также продолжение ответа на вопрос: «что будет, если Иисус снова придет на землю?», поставленного писателем в «Легенде о Великом Инквизиторе».

До сих пор вызывают жаркие споры последние строки поэмы, где Иисус возглавляет эту банду головорезов, идущих маршем с винтовками на плечах. Даже Гумилев утверждал, что Блок, написав «Двенадцать», послужил «делу Антихриста» — «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя».

…Так идут державным шагом,

Позади — голодный пес,

Впереди — с кровавым флагом,

И за вьюгой, невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.

Почему Христос возглавляет это шествие нечистой силы? Мы видим, что снова на страстотерпца водружен карикатурный венец, «белый венчик из роз», и снова шагает он поверх стихии, «поступью надвьюжной».

Он пришел не возглавлять это шествие. Раз креста нет, так все дозволено. Эти двенадцать антиапостолов не ведают, что творят! «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Лк. Гл 23 ст 34

Блоковский Иисус сошел в адский Петроград спасать: искупать чужие грехи и выводить оттуда праведников. Вот и кровавый флаг в преломлении символистов вполне мог значить багровую порфиру - признак высшей власти.

Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый - «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть «невидимого» .

Блок не «благословлял» революцию атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Слушайте музыку революции», − призывал Блок.

Александр Блок прожил короткую жизнь - всего 40 лет, но творческий путь его с поистине необычайной яркостью, глубиной и искренностью отразил сложнейшие году в судьбе его Родины. Действительно, рубеж двух веков, начало 20 века, первая русская революция, время между двумя революциями, Великая Октябрьская революция и первые годы после неё - вот этапы его судьбы. И понять мир и поэзию Блока можно лишь в неразделимой связи с жизнью России в тревожное время, когда создавал он свои произведения.

Цели:
1.Образовательные:
Закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; развивать умения трактовать художественный текст в связи с исторической эпохой; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с историей, музыкой, лингвистикой, живописью.
2.Развивающие:
Развивать образное мышление, логику; умение сопоставлять образы.
3.Воспитательные:
Воспитывать нравственные начала, любовь к человеку, к истории своей страны.

Оборудование и ресурсы: персональный компьютер, мультимедиапроктор. Программа «Power Point», программа «Microsoft Word».

Источники:
Учебники и методическая литература.

Сайты:
http://www.russofile.ru
http://www.litera.ru/stixiya/articles/18.html
http://www.kostyor.ru/biography/
http://litera.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12446&ob_no=12720
http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/blok/

Ход урока:

Эпиграфы к уроку:
«Когда в воздухе собирается гроза, то великие поэты чувствуют эту грозу, хотя их современники обыкновенно грозы не ждут. Душа поэта подобна приемнику, который собирает из воздуха и сосредоточивает в себе всю силу электричества».

А.Блок

Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет, -
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа... Ф.И.Тютчев

«Сегодня я – гений! «Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал, потому что тогда я жил современностью.” А. Блок

“Разрушая, мы всё те же рабы старого мира.” А. Блок

1.Слово учителя
Блок – величайший русский поэт начала ХХ века. Судьба России, великие исторические потрясения, которые выпали на ее долю в начале XX века, стали одной из главных тем его творчества. А. Блок в своем творчестве отразил предреволюционную и революционную эпоху. Блок – лиричный поэт. Он по-своему слышал, чувствовал и понимал тот мир, в котором ему пришлось жить. Он осознавал пророческую миссию поэта, могущего заглянуть в будущее, отобразив настоящее.
Сегодня на уроке мы откроем для себя, что увидел и услышал Блок в роковой революции 1917 года и как с помощью языковых средств воплотил это в поэме «Двенадцать».
Но сначала давайте вспомним основные историко-культурные и биографические события рубежа веков – конца 19-начла 20 века. Проверка домашнего задания:

2.Проект 1 группы «Символизм как литературное направление». Приложение 1 .
3.Проект 2 группы «Биография Блока» Приложение 2 .
4.Проект 3 группы «Блок и революция» Приложение 3 .
5. Работа над анализом произведения Блока «Двенадцать».

1.Слово учителя. Приложение 4
Многие литературоведы трактуют блоковскую поэму как гимн революции, гимн всё сметающей на пути и очищающей силе. Так ли однозначна трактовка поэмы? Поэма удивляла ещё современников Блока. По утверждению В.Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». Попробуем разобраться в этом в течение урока, а если произведение вам понравиться, продолжим работу в проекте «Блок и революция».
Как показывают дневниковые записи Блока этого времени, его самого не оставляли сомнения в правомерности восприятия революции как очищения и оправдания бунта, стихии «музыки».

Блок рассказывал как-то, что он начал писать "Двенадцать" со слов, впоследствии вошедших в поэму:

Уж я ножичком
Полосну, полосну!..

Случайно ли именно эти слова первые возникли в сознании поэта, задумавшего написать поэму о революции?
- Каково значение названия поэмы? Почему именно 12? (В своей знаменитой книге "Десять дней, которые потрясли мир" Джон Рид писал: "Пикеты по двенадцать солдат с винтовками и примкнутыми штыками дежурили на перекрестках…», 12 апостолов, 12 часов = роковой час судьбы, 12 месяцев в году = круг, 12 глав поэмы).

Какой конфликт лежит в основе произведения?(борьба старого и нового, борьба двух «миров».)
- Какова символика произведения?
А) Ветер, вьюга, снег - стихия, всемирный масштаб событий.
Б) Двенадцать красноармейцев .
В) Женщина – символ возрождения.
Г)Буржуй, барыня, поэт-вития – самые простые образы, представители старого мира.
Д) Пес безродный - символ старого мира.
Е) Иисус Христос.

А) Стихия символический образ поэмы. Она олицетворяет вселенские катаклизмы; 12 апостолов революционной идеи обещают «раздуть мировой пожар», разыгрывается вьюга.

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!

С первых строчек подсознательно возникает ощущение опасности, когда «на всём божьем свете» человеку трудно удержаться на ногах, ведь есть сила, выбивающая его их привычной, размеренной жизни. Тяжесть такого времени подтверждают и следующие слова:

Под снежком - ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок…скользит.

Но эта стихия одинакова ко всем:Ветер веселый

И зол и рад….
Рвет, мнет и носит
Большой плакат:
"Вся власть Учредительному собранию"...

Символично, что во время бури

Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!

Люди становятся бесчувственными к чужому горю.

А рядом с постоянным блоковским цветовым эпитетом – мотив ненависти.

Черное, черное небо.
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...

Таково ощущение времени, таково ощущение революции.

Б) Как раскрываются образы 12 красноармейцев?

1. Блок нисколько не идеализирует своих героев. Выразители народной стихии, они несут в себе и все ее крайности. С одной стороны, это люди, видящие свой высокий революционный долг борьбе в невидимым врагом (“Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!”) и готовые его исполнить. С другой - в их психологии отчетливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы»

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!

2 глава. В их описании Блок достаточно прям:

В зубах - цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!

Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет (ромб нашивался каторжанам)

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!

"Свобода без креста" - в их устах это звучит как разгульный, разбойничий клич. За ним кроется развязанность рук для всего, о чем вчера еще только в мечтах помыслить могли, отрешение от принудительно навязанных "правил".

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь -
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!

Сколько раз во 2 главе звучит рефрен Эх, эх, без креста! ?(3 раза)

Это случайность? Или так он хочет обратить наше внимание на святотатство по отношению к верующей Руси?Двенадцать красногвардейцев пробираются сквозь лютую вьюгу; они "ко всему готовы", настороженны; их ведет вперед инстинкт, но они еще толком не представляют себе до конца весь смысл своей борьбы, своего "державного шага" в будущее.

Не звучат ли насмешливо слова красноармейцев, которые в «рваном пальтишке», но с австрийским ружьём в руках:

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови!

При этом красноармейцы подсознательно или по привычке обращаются к Господу.

4,5,6 главы.

Какие чувства испытывают двенадцать красноармейцев в разговоре о Ваньке с Катькой и при дальнейшем с ними столкновении?
(Не без зависти думают они о тепле и кабаке, в котором обретаются Ванька с Катькой. При столкновении с Ванькой, в героях проявляется не только зависть к его беспечальному житью, к его лихости и удачливости, но и месть за измену товарищам, их общему, пусть даже неясно представляемому, делу).

Как реагируют на убийство Катьки красноармейцы?

Что", Катька, рада? - Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!..

Убийство Катьки воспринимается ими как революционное возмездие, как зло, направленное не только против Петрухи, но и против них. Друзья Петьки недовольны им за то, что он слишком бурно предается своему горю и дорогим воспоминаниям, они не дают ему задуматься над своим поступком, «душу наизнанку» вывернуть.

7 глава. Скорбь Петрухи является помехой красногвардейцам.

Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!

- Может ли что-нибудь быть «потяжеле» убийства человека?

- А как ведёт себя Петруха? ("у бедного убийцы не видать совсем лица", он прячет свою растерянность от товарищей. После убийства перед нами выступает лицо человека любящего, оскорбленного, страдающего. За ухарской бравадой обнаружилась запрятанная личная драма. Понятно, что человеческие ценности не совсем потеряны в этом человеке. Может, этим объясняются слова в конце 8 главы: « Упокой, господи, душу рабы твоея...Скучно!» возможно, принадлежавшие Петрухе)

Как вы думаете, какое слово пропустил Блок в словах Петруши?

Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча... ах! (Жизнь Катьки? Свою душу?)

В поэме поднимается проблема соотношения революции и личности, о жертвах, которые человек приносит революции. Блок как будто заглянул в недалёкое будущее.

А как вы думаете, можно ли переступить через жизнь человека ради достижения каких-либо целей? А что говорит по этому поводу христианское учение?

11 глава. И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

Случайно ли у Блока в конце многоточие? (ожидание чего-то страшного от того, кому ничего в этом мире не жаль?..)

Вывод: свобода нарушать Христовы заповеди, а именно – убивать - трансформируются в стихию вседозволенности. В крови 12 дозорных – «мировой пожар», безбожники готовы пролить кровь, будь то изменившая своему возлюбленному Катька или буржуй. На протяжении всей поэмы красноармейцы идут «без креста» в душе, без веры, без Бога.

В) Женщина – символ возрождения.

Как показана Катька? Можем ли мы увидеть её внешность? (найдём строчки)

Как вы думаете, как очутилась Катька "на краю"? У Блока есть стихотворение «Перед судом»:

Я не только не имею права,
Я тебя не в силах упрекнуть
За мучительный твой, за лукавый,
Многим женщинам сужденный путь...
Но ведь я немного по-другому,
Чем иные, знаю жизнь твою,
Более, чем судьям, мне знакомо,
Как ты очутилась на краю.

Помнишь, Катя, офицера -
Не ушел он от ножа...

Голос самого поэта, чувствующего вину всего общества перед этой судьбой, сливается в оплакивании Катьки голосом Петрухи.
Вывод: любовная интрига играет ключевую роль в раскрытии темы напрасной крови в период исторических возмездий, темы неприятия насилия. Конфликт интимный перерастает в конфликт социальный. Убивая Катьку, патруль убивает будущее.

Г) Образы представителей старого мира.
- Совершается исторический акт – рушится старый мир, но какой мир идёт ему навстречу? (Может быть, мир ещё большего насилия?)
- Есть ли в поэме зримые (да и незримые) враги у красноармейцев? Можно ли считать Катьку или её кавалера врагами?
- Как представлены образы представителей старого мира? Найдите строчки о старушке Зачитайте их.Нет ничего плохого в том, что старушка радеет о бесполезности плаката, из которого для бедных детей можно cшить столько одежды.
- Найдите строчки о писателе-витии. Прочитайте.Оратясь к одному из эпиграфов поэмы, мы увидим, как сам Блок видит миссию поэта (и писателя) – это человек, видящий дальше и больше обычных людей. И если писатель говорит: «Погибла Россия!», значит, он почувствовал то, что не смогли почувствовать другие. Он не может говорить громко, чтобы его услышали все, он говорит вполголоса, ведь наступила хоть и пролетарская, но диктатура.
-Можно ли в образе попа увидеть заклятого врага пролетариата? Страшён ли он?
- Найдите упоминания о буржуе.Ассоциациативно автор связывает буржуя с воробышком, а не с хищной птицей. Нарисуем себе картину, которую можно представить по строчкам о буржуе: он не просто упрятал нос в воротник (ему холодно здесь, как и всем), он как голодный пёс, он безмолвен (так же безмолвны будут и все те, кого вели на расстрел при сталинском правлении), буржуй стоит как вопрос, он растерян, оглушён. А что такое представляет собой перекрёсток, если его изобразить графически? Крест. Этот крест будет нести и бывший буржуй.

Вывод: в поэме Блока врагов у 12 красноармейцев практически нет. На смену старому миру грядёт новый, новые люди и мировоззрения. Но лучше ли они оказываются в действительности?

Д) Пес безродный - символ старого мира.
- Многие литературоведы говорят о скрытой в образе пса угрозе новому строю. Давайте попробуем, найдя и проанализировав строчки поэмы и псе, понять, так ли это утверждение однозначно.

Можно ли за этими описаниями увидеть угрожающий, злой, ненавидящий старый мир? Ведь пса можно и палкой отогнать, а если накормить, то он станет верным дворнягой.

Почему в конце поэмы пёс не отстал от красноармейцев, а так и следовал за ними, хотя его зло прогоняли?(Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!)

Вывод: нельзя построить что-то на пустыре, не имея корней, основы. Нельзя старый мир «разрушить до основания» и построить новый мир, чтобы тот, «кто был никем» стал всем. История страны, какой бы она ни была – часть нашей любви к Родине.

Е) Иисус Христос.

Какое отношение имеет Христос к содержанию поэмы?

Чтобы понять это, сначала обратимся к истории написания произведения.

В 1904-1906 гг. Блок, увлечённый борьбой со старым миром, желая «быть жестче», «много ненавидеть», уверял, что не пойдёт «врачеваться к Христу», никогда не примет Его. Но уже в 1918 году появляется новый мотив в его творчестве, воплощённый в образе Христа – мотив вселенской целесообразности, разумности, высшего начала.

Как показывают дневниковые записи Блока этого времени, его самого не оставляли сомнения в правомерности восприятия революции как очищения и оправдания бунта, стихии «музыки» («Он (Иисус)идет с ними, а надо, чтобы шел Другой», т.е. Антихрист, – запись от 20 февраля 1918). Другими словами, изначально было бы правомернее рядом с шествующим патрулём изобразить не покидающего их Антихриста. В тех же дневниковых записях мы читаем: «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа…»

Кто на протяжении поэмы обращается к Божьему началу?

Каково отношение к Богу у красноармейцев?

Они не будут ни в чём разбираться, а откроют сразу пальбу. И кто попадёт в эту перестрелку – неважно (ср. случайное убийство Катьки)

Почему Иисус ходит беглым шагом, хоронясь за все дома? (Те, кто не верит в Него – ни видят. Неверующие – слепы)

Можно ли назвать дозорных и Христа антиподами?

Почему Блок изобразил Христа идущего не рядом с ними, а впереди них? Играет ли эта деталь какую-либо роль?

Двенадцать идут «державным шагом» вдаль. Какое значение имеет это пространственное измерение у Блока? (даль – справедливое, светлое будущее)

27 июля 1918 года Блок отметил в дневнике: «В народе говорят, что всё происходящее – от падения религии…»

Можно ли сказать, что в своей поэме Блок обозначил для революционеров перспективу – грядущую веру в Христовы заповеди?

Бойцы проходят путь от свободы «без креста» к истинной свободе – с Христом. И эта метаморфоза происходит помимо их воли, так как это проявление высшего начала. Эти герои обрели друг друга (вспомним историю – Иисус был с теми, кому плохо). В образе Христа заключены идеи:

искупление Христом очередного кровавого греха людей прощения.

6. Вывод . Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого так боялся еще Пушкин.
В концепции поэмы сказались противоречия мировоззрения Блока, с одной стороны человека, желающего верить в новое, созидательное, с другой стороны гражданина, человека творческого, мыслящего, имеющего в своей основе нравственные начала русского народа, вечные ценности христианства. Отсюда и неприятие старого и неприятие нового, антигуманного, могущего переступить через любого человека, сделать несчастным и безучастным к страданиям ближнего.И только тогда достигается мировая гармония, когда переступившие через кровь придут к вере, христианским заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям.

7. Домашнее задание.
Заключительная строфа поэмы породила множество споров не только со смысловой точки зрения, но и сточки зрения синтаксического анализа.

Попробуйте сделать анализ синтаксиса этого предложения, от которого будет зависеть ваша интерпретация строфы: кто же идёт с красным флагом – кто-то впереди или Иисус Христос(обратите внимание на знак препинания после слова флагом )? Докажите свою точку зрения с помощью подстановки других знаков препинания.

Найдите в дополнительных источниках информации другую, отличную от этой интерпретацию поэмы. Подготовьте сообщение о том, какая точка зрения близка вам?

На основе своего суждения ответьте на вопрос урока: «Поэма «Двенадцать» - гимн революции?»

Заполните лист экспресс-диагностики.

Тезисы Да Нет
1. Мысли, прозвучавшие на уроке, противоречат моим прежним представлениям.
2. Понравилась такая интерпретация блоковской поэмы.
3.Узнал много нового и интересного о жизни и творчестве А.Блока.
4.Хочу узнать подробнее о творчестве Блока.
5. Знакомство с этой поэмой может повлиять на мое мировоззрение.
6. Хочу поучаствовать в создании проекта по творчеству А.Блока.

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!

Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком - ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит - ах, бедняжка!

От здания к зданию
Протянут канат.
На канате - плакат:

Старушка убивается - плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
А всякий - раздет, разут…

Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.
- Ох, Матушка-Заступница!
- Ох, большевики загонят в гроб!

Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.

А это кто?- Длинные волосы
И говорит в полголоса:
- Предатели!
- Погибла Россия!
Должно быть, писатель -
Вития…

А вон и долгополый -
Стороночкой и за сугроб…
Что нынче не веселый,
Товарищ поп?

Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?

Вон барыня в каракуле
К другой подвернулась:
- Уж мы плакали, плакали…
Поскользнулась
И - бац - растянулась!

Ай, ай!
Тяни, подымай!

Ветер весёлый.
И зол и рад.

Крутит подолы,
Прохожих косит.
Рвет, мнет и носит
Большой плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию!»
И слова доносит:

…И у нас было собрание…
…Вот в этом здании…
…Обсудили -
Постановили:
На время - десять, на ночь - двадцать пять…
…И меньше ни с кого не брать…
…Пойдем спать…

Поздний вечер.
Пустеет улица.
Один бродяга
Сутулится,
Да свищет ветер…

Эй, бедняга!
Подходи -
Поцелуемся…

Хлеба!
Что впереди?
Проходи!

Черное, черное небо.

Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Черная злоба, святая злоба…

Товарищ! Гляди
В оба!

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни
Кругом - огни, огни, огни…

В зубах цигарка, примят картуз,
На спину надо бубновый туз!

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!

Тра-та-та!

Холодно, товарищи, холодно!

А Ванька с Катькой в кабаке…
- У ей керенки есть в чулке!

Ванюшка сам теперь богат…
- Был Ванька наш, а стал солдат!

Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,
Мою, попробуй, поцелуй!

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Катька с Ванькой занята -
Чем, чем занята?..

Тра-та-та!

Кругом - огни, огни, огни…
Оплечь - ружейные ремни…

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь -

В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

Как пошли наши ребята
В Красной Армии служить -
В Красной Армии служить -
Буйну голову сложить!

Эх ты, горе-горькое,
Сладкое житьё!
Рваное пальтишко,
Австрийское ружьё!

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи благослови!

Снег крутит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит -
Елекстрический фонарик
На оглобельках…
Ах, ах, пади!

н в шинелишке солдатской
С физиономией дурацкой
Крутит, крутит черный ус,
Да покручивает,
Да пошучивает…

Вот так Ванька - он плечист!
Вот так Ванька - он речист!
Катьку-дуру обнимает,
Заговаривает…

Запрокинулась лицом,
Зубки блещут жемчугом…
Ах ты, Катя, моя Катя,
Толстоморденькая…

У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под грудью, Катя,
Та царапина свежа!

Эх, эх, попляши!
Больно ножки хороши!

В кружевном белье ходила -
Походи-ка, походи!
С офицерами блудила -
Поблуди-ка, поблуди!

Эх, эх, поблуди!
Сердце ёкнуло в груди!

Помнишь, Катя, офицера -
Не ушел он от ножа…
Аль не вспомнила, холера?
Али память не свежа?

Эх, эх, освежи,
Спать с собою положи!

Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала.
С юнкерьем гулять ходила -
С солдатьем теперь пошла?

Эх, эх, согреши!
Будет легче для души!

…Опять навстречу несётся вскач,
Летит, вопит, орет лихач…

Стой, стой! Андрюха, помогай!
Петруха, сзаду забегай!..

Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!
Вскрутился к небу снежный прах!..

Лихач - и с Ванькой - наутёк…
Ещё разок! Взводи курок!..

Трах-тарарах! Ты будешь знать,
. . . . . . . . . . . . . . .
Как с девочкой чужой гулять!..

Утек, подлец! Ужо, постой,
Расправлюсь завтра я с тобой!

А Катька где?- Мертва, мертва!
Простреленная голова!

Что, Катька, рада?- Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

И опять идут двенадцать,
За плечами - ружьеца.
Лишь у бедного убийцы
Не видать совсем лица…

Всё быстрее и быстрее
Уторапливает шаг.
Замотал платок на шее -
Не оправится никак…

Что, товарищ, ты не весел?
- Что, дружок, оторопел?
- Что, Петруха, нос повесил,
Или Катьку пожалел?

Ох, товарищи, родные,
Эту девку я любил…
Ночки черные, хмельные
С этой девкой проводил…

Из-за удали бедовой
В огневых её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча… ах!

Ишь, стервец, завел шарманку,
Что ты, Петька, баба, что ль?
- Верно душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
- Поддержи свою осанку!
- Над собой держи контроль!

Не такое нынче время,
Что бы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!

И Петруха замедляет
Торопливые шаги…

Он головку вскидавает,
Он опять повеселел…

Эх, эх!
Позабавиться не грех!

Запирайти етажи,
Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!

Ох ты горе-горькое!
Скука скучная,
Смертная!

Ужь я времячко
Проведу, проведу…

Ужь я темячко
Почешу, почешу…

Ужь я семячки
Полущу, полущу…

Ужь я ножичком
Полосну, полосну!..

Ты лети, буржуй, воронышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку…

Упокойся, господи, душу рабы твоея…

Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового -
Гуляй, ребята, без вина!

Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес.

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!

Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся…

Ох, пурга какая, спасе!
- Петька! Эй, не завирайся!
От чего тебя упас
Золотой иконостас?
Бессознательный ты, право,
Рассуди, подумай здраво -
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
- Шаг держи революционный!
Близок враг неугомонный!

Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!

…И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…

Их винтовочки стальные
На незримого врага…
В переулочки глухие,
Где одна пылит пурга…
Да в сугробы пуховые -
Не утянешь сапога…

В очи бьется
Красный флаг.

Раздается
Мерный шаг.

Вот - проснётся
Лютый враг…

И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет!…

Вперёд, вперёд,
Рабочий народ!

…Вдаль идут державным шагом…
- Кто ещё там? Выходи!
Это - ветер с красным флагом
Разыгрался впереди…

Впереди - сугроб холодный.
- Кто в сугробе - выходи!
Только нищий пёс голодный
Ковыляет позади…

Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пёс паршивый,
Провались - поколочу!

…Скалит зубы - волк голодный -
Хвост поджал - не отстаёт -
Пёс холодный - пёс безродный…
- Эй, откликнись, кто идет?

Кто там машет красным флагом?
- Приглядись-ка, эка тьма!
- Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?

Всё равно, тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
- Эй, товарищ, будет худо,
Выходи, стрелять начнем!

Трах-тах-тах!- И только эхо
Откликается в домах…
Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах…

Трах-тах-тах!
Трах-тах-тах!
…Так идут державным шагом -
Позади - голодный пёс.
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой неведим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.

Анализ поэмы «Двенадцать» Блока

Многие считают поэму «Двенадцать» главным произведением в творчестве Блока. Она была написана поэтом в начале 1918 г. и отражает его взгляд на российскую революцию.

Поэма 12 – оригинальное стихотворение. Она написана в новаторском стиле. Язык поэмы максимально приближен к малограмотному «солдату революции». Высокообразованного человека приводят в недоумение некоторые фрагменты стихотворения. Крайний цинизм и откровенность «двенадцати апостолов революции» — характерная особенность стиха.

Сюжет основан на обходе красноармейского патруля, состоящего из двенадцати человек. Люди, представляющие собой рождение нового мира, — хладнокровные преступники и убийцы, для которых нет ничего святого. Ими движет крайняя ненависть ко всему, что символизирует собой старое общество. До сих пор до конца не ясно подлинное отношение Блока к созданным персонажам. В воспоминаниях и произведениях советских писателей главные герои подвергались излишней идеализации. Борьба за строительство коммунизма ассоциировалась только со светлыми и справедливыми идеями. Для персонажей Блока одна из главных целей – «пальнуть пулей в Святую Русь».

Стихотворение перенасыщено кровожадными садистскими лозунгами и фразами: «мировой пожар в крови», «простреленная голова», «выпью кровушку» и мн. др. Речь главных героев изобилует грубостью и ругательствами.

Сам патрульный обход выглядит совершенно бессмысленным действием. У красноармейцев нет какой-нибудь определенной цели. Они, как стервятники, хотят найти любой предлог для грабежа или убийства.

С каким-то нездоровым упорством Блок постоянно вводит в текст своего произведения христианские образы. Число «героев» равно количеству апостолов. «Черная злоба» приравнивается к «святой злобе». Все чудовищные деяния революционеров сопровождаются пожеланием «Господи, благослови!». Наконец, предводителем опьяненной кровью шайки убийц и головорезов становится главный символ христианства – Иисус Христос. Сам Блок утверждал, что просто не смог подобрать более значимой фигуры на эту роль.

Поэма «Двенадцать» оставляет после себя неоднозначные чувства. Считать ее произведением, прославляющим рождение нового мира, может только неисправимый борец за всеобщую революцию или психически ненормальный человек. Не подпадает она и под категорию «суровой правды жизни» хотя бы потому, что «ножичком полосну, полосну» как-то не сочетается с «упокой, Господи, душу рабы Твоея». Есть мнения, что Блок попросту издевался над новым строем, но сам он этого не подтверждал. Известно, что у поэта возникало желание сжечь свою поэму.