Композитор кальман имя. Имре Кальман: биография и интересные факты


Казалось, между русской эмигранткой и известными венгерским композитором не могло быть ничего общего. Имре Кальман поначалу всего лишь проявил дружеское участие к бедной молоденькой девочке. Тогда никто и предположить не мог, что Вере Макинской суждено было стать последним счастьем гения. История их взаимоотношений могла бы лечь в основу одной из оперетт того времени.

Неслучайная встреча


Впервые Вера Макинская увидела Имре Кальмана за кулисами Берлинского театра в 1926 году. Узнав, что она русская, композитор посочувствовал девочке, вынужденной скитаться на чужбине с юного возраста.

Следующая встреча произошла спустя два года. Вере было 17, она жила в венском пансионе и страстно хотела стать актрисой. Но статисток в театре хватало, оставалось надеяться лишь на счастливый случай. Вместе с подружками, делившими с ней комнатку, она после обеда выбиралась в соседнее кафе. Это же заведение часто посещали представители музыкально-художественной элиты. Каждая начинающая актриса мечтала встретить здесь человека, имеющего возможность помочь в карьерном взлете юного таланта.


Имре Кальман и Вера одновременно подошли к стойке, чтоб забрать пальто, гардеробщица отдала предпочтение Кальману, презрительно бросив, что девушка нигде не платит. А Кальман вдруг предложил ей свою помощь. Вера решилась. Даже роль статистки в его новой оперетте ее устраивала.


В театре он опекал свою юную протеже и каждый день кормил ее булочкой с ветчиной, отдавая Вере свой нехитрый завтрак. Он же купил для нее первый приличный наряд.

А после в театр на премьеру приехала его возлюбленная Агнеш Эстерхази. Наверное, именно тогда юная актриса поняла, что влюбилась. А утром закатила ему настоящую сцену, даже не понимая, что этим выдает с головой свои чувства. Имре Кальман лишь улыбался и качал головой. Он точно знал, что она выиграла этот поединок в тот самый миг, когда впервые появилась перед ним в кафе «Захер».

Мечты сбываются


Вере композитор посвятил свою "Фиалку Монмартра". / Фото: www.kp.by

Их роман развивался весьма стремительно. Но композитор долгое время не мог поверить в то, что Верушка из всех мужчин выбрала именно его. Для Веры же в этом немолодом и очень добром господине сосредоточились все надежды на будущее. Он мог бы помочь ей стать знаменитостью, но выяснилось, что актерским талантом Вера Макинская не обладает. Но у нее трезвый и практичный ум. Она видит возможность уйти от нищеты, связав свою жизнь с Имре Кальманом узами брака.

Композитор не торопился делать ей предложение, но страх потерять возлюбленную, которую мама грозилась увезти из Вены и из его жизни, заставил его решиться на женитьбу.


Блистать на сцене она никак не могла, а вот на светских раутах, устраиваемых ею в доме Кальмана, Вера чувствовала себя настоящей звездой. Правда, супруг ее в это время предпочитал отсиживаться на кухне. Он не был знаком с большей частью своих гостей, но и лишать супругу возможности развлекаться тоже не желал. Рождение детей великий Имре Кальман воспринял, как награду свыше. Он был счастлив. Вере он посвятил одну из лучших своих оперетт – «Фиалку Монмартра».

«За расставаньем будет встреча…»


Приход к власти Гитлера, победное шествие нацистских войск по Европе заставили Кальмана отправиться в путь сначала во Францию, затем в Америку. Гитлер любил музыку и обеспечил композитору свое личное покровительство, но Имре не мог и не хотел иметь ничего общего с фашизмом.

Им пришлось все начинать с нуля в незнакомой стране. Семья испытывала финансовые трудности, и Верушка устроилась работать продавщицей в салон. Где и встретила французского богача, предложившего ей руку и сердце.


Она просила развода у Кальмана, а он отпустил ее, заботясь исключительно о счастье и благополучии любимой. Правда, разлука была недолгой. Первая же встреча после получения документов о разводе, всколыхнула и Веру, и ее супруга. Вскоре они снова жили вместе, стараясь не вспоминать об этом неприятном моменте в их жизни.

Возвращение


Отсутствие интереса к музыку Кальмана в Америке, расставание с любимой Верушей, а затем известие о гибели в фашистском концлагере сестер Кальмана основательно пошатнули его здоровье. В 1949 году композитор перенес инсульт.

Болезнь мужа изменила отношение к нему Веры. По ее собственным воспоминаниям, она осознала, насколько дорог ей этот человек, совместные переживание сблизили их. Неожиданно обретенное второе дыхание их любви в немалой степени способствовало выздоровлению композитора.


В 1950 году семья возвращается в Европу. Кальман хотел обосноваться в Цюрихе, но снова уступил супруге и ее желанию жить в Париже. Последние дни маэстро проводил в обществе сестры Ирмгард, своей сиделки. Имре Кальман не ограничивал свободу своей супруги, но постепенно вводил ее в курс всех дел, предчувствуя скорую кончину.


30 октября 1953 года Имре Кальман тихо ушел во сне. После смерти мужа Вера не вышла больше замуж, посвятив остаток жизни сохранению наследия своего супруга. Но ее до сих пор называют женщиной, которая забрала у музыки Имре Кальмана.

Была в жизни великого композитора еще и легкомысленная муза,

Имре Кальман, венгр еврейского происхождения, родился на курорте близ озера Балатон. Первые воспоминания Имре были связаны с музыкой: порхание пальчиков сестры над черно-белыми клавишами, потертая скрипка отдыхающего профессора Лильде и «Летучая мышь» Иоганна Штрауса. Светлая пара детства быстро промелькнула, одним за другим последовали годы обучения в будапештской гимназии и музыкальной школе. Листовская академия стала для Франца последней ступенью музыкального образования.

Еще будучи студентом Имре сочинял музыку: он писал куплеты для кабаре, песни, симфонии, фортепианные пьесы. После окончания юридического университета он несколько лет работал в газете и писал в разделе музыкальной критики толковые рецензии на музыкальные сочинения. Оперетта «Наследство Переслени» была написана Имре для театральной постановки. К сожалению, это творение постигла несчастная судьба – высшие мира сего усмотрели в безобидной оперетте политическую провокацию и запретили к показу.

Неудача не сломила Кальмана, он продолжил работать и вознаграждение не заставило себя долго ждать. Успех пришел к нему после премьеры оперетты «Осенние манёвры». Волна постановок прокатилась по Европе и Америке. Имре Кальман угадал с жанром: европейцы и даже американцы отчаянно жаждали веселья.

Музыкальные комедии – «Королева чардаша» или «Сильва», «Цыган-премьер», «Солдат в отпуске» – полюбились зрителям. Имя Имре Кальмана во всем мире означало прекрасно проведенный вечер.

Музыкальные критики сходились во мнении, что творчество Имре питается народной песенной традицией. Они находили, что композитор извлекает на свет корень проблем, что он точно передает нюансы и характерные детали, что он верно расставляет акценты. Все критики до единого расписывались в том, что он обладает уникальным даром выражать человеческие чувства.

Блестящее исполнение, безупречная техника, яркие финальные сцены – выделяли его постановки из ряда других.

В 20-ые годы Имре Кальман достиг своего творческого пика. В Вене, где он жил и работал, под рукоплескания и смех публики шли его музыкальные комедии: «Баядера», «Графиня Марица», «Принцесса цирка», «Фиалки Монмартра». Его игривая музыка наталкивала на мысль, что написание оперетт не составляет никакого труда. Но за сверкающей феерией звуков скрывалась упорная работа. Иллюзию легкости рабочего процесса поддерживал и сам Имре Кальман. С иронией он писал, что оперетты рождаются за кофе и сигаретами в шутках, спорах и криках.

На Европу надвигались грозные 30-ые годы. В 1932 году Имре Кальман еще успел прокатить по европейским театрам историческую оперетту «Дьявольский наездник». Над этой комедией европейцы смеялись в последний раз перед войной Через шесть лет Австрию оккупировали нацисты, вынудив Кальмана эмигрировать в Швейцарию, где он прожил два года, прежде чем отправиться в Америку. Когда война закончилась и чуть зарубцевались раны, нанесенные разорвавшимися бомбами, Имре Кальман вернулся в Старый Свет и поселился в Париже. Человек, заставлявший целый мир самозабвенно смеяться, плакал, когда возлагал на могилы погибших друзей траурные венки.

Имре Кальман, как Штраус и , оригинально решил вопрос венских оперетт. Новаторский подход подарил миру около 20 музыкально-комедийный произведений. Грандиозный успех, который сопровождал его творения, объясняется просто: броская, энергичная, сверкающая музыка была просто необходима в годы, когда весь мир на всех парах летел к черту. Его творчество завершило развитие жанра оперетты, отыгравшей свое в XX веке.

Имре Кальман считал, что на формирование его сочинительского таланта оказал влияние русский композитор . Примечательно, что женой Легара стала актриса Вера Макинская, уроженка Перми, эмигрировавшая из советской России. Вера подарила мужу трех детей, а он жене – «Фиалку Монмартра». Семейная жизнь творческих людей была необычной: они ругались, расходились, но всегда возвращались друг к другу.

Имре Кальман музицировал, играя и шутя, от всего сердца, он не щадил устоев и щедро приправлял лирикой оперетты. Имре Кальман вышел за пределы опереточных клише, оставив далеко позади многих коллег и конкурентов. И хотя сюжетная канва почти всегда уступает его музыке, оперетты Имре Кальман затрагивают понятные каждому человеку чувства.

Имя его прогремело по всей Европе и оставило характерный след в музыкальном мире. Его лучшие произведения и сегодня разнообразят репертуар знаменитых исполнителей и собирают целые залы.

Имре Кальман никогда не равнял себя с большими композиторами, но он без лишней скромности считал, что его остроумная, веселая, жизнеутверждающая музыка спасает от душевных пожаров.

Музыкальные Сезоны

Мастер оперетты - Имре Кальман

Имре Кальман - знаменитый венгерский композитор, один из основателей и наиболее ярких представителей так называемого нового венского направления в жанре оперетты. Огромная популярность произведений маэстро объясняется, прежде всего, особой мелодичностью, лёгкостью, живописной инструментовкой и гармоничностью языка. Мелодика и ритмика оперетт Кальмана по духу очень близки народной венгерской песне, сочетающей в себе подлинный драматизм и прочувствованный лиризм, сентиментальность и искромётное веселье. Лучшие арии, оркестровые фрагменты и ансамбли из творений всемирно известного композитора заняли своё достойное место в классическом оперном репертуаре.

Образование и первые шаги в творчестве

Имре (Эммерих) Кальман родился 24 октября 1882 года в живописном местечке Шиофок, расположенном на берегу крупнейшего венгерского озера Балатон. С малых лет Имре полюбил музыку, которая его просто завораживала. Мальчик часами мог слушать, как играют на фортепиано его мама и сестра, а вскоре и сам стал музицировать. Несмотря на то, что он посещал две школы - гимназию и музыкальную школу, юный Кальман всё свободное время старался проводить за роялем, увлечённо разучивая сочинения Шопена и Шумана.

После окончания гимназии и музыкальной школы в Будапеште основными этапами образования будущего композитора стали Академия музыки по классу композиции педагога Ганса фон Кёсслера и одновременное обучение в будапештском Университете на юридическом факультете. Ещё будучи студентом, Кальман начал сочинять музыку. Это были фортепианные пьесы, симфонические произведения, куплеты для кабаре, песни. Главным трудом из всего этого многообразия молодой человек обозначил симфоническую поэму для оркестра под названием «Сатурналии». Первое исполнение симфонии Кальмана состоялось 29 февраля 1904 года в Королевском оперном театре города Будапешта на концерте выпускников музыкальной Академии. Именно этот день маэстро считал началом своей карьеры в качестве музыканта. С тех пор композитор свято верил в то, что високосные годы будут приносить ему большую удачу, а 29 февраля вообще считал днём особого благополучия.

Карьера Кальмана в качестве адвоката не сложилась. После завершения учёбы он работал в должности музыкального критика в редакции венгерской газеты «Пешти Напло», не переставая при этом много сочинять. В основном это были инструментальные пьесы и романсы. Настоящее же признание пришло к Имре Кальману, когда он обратился к опереточному жанру. В 1908 году маэстро сочинил свою первую оперетту, которая называлась «Осенние маневры». Её премьера в Будапеште состоялась с огромным успехом. Публика восторженно аплодировала, многократно вызывая исполнителей на бис. С не меньшим восторгом оперетта Кальмана была встречена в Вене, Гамбурге и Берлине, Лондоне, а спустя некоторое время в Америке и Южной Африке.

Лучшие произведения композитора

В Вене, где известный композитор проживал с 1909 года, были написаны его лучшие оперетты, принёсшие Кальману мировую славу. В своём новом произведении «Цыган-премьер», поставленном в «Иоганн Штраус-театре» в 1912 году, автор впервые использовал мелодии, созвучные с интонациями и ритмами венгерского и цыганского фольклора. Вопреки дурным предчувствиям Кальмана, успех оперетты был невероятным: уже на следующий день весь город распевал мелодии из «Цыган-премьера».

Премьера «Королевы чардаша», более известной под названием «Сильва», состоялась в 1915 году, в самый разгар Первой мировой войны. Но, ни грохот пушек, ни напряжённые бои не помешали новой оперетте пробиться к российской и американской публике. Зарубежные поклонники с теплотой и восторгом встретили «Сильву». Мелодраматический сюжет произведения, который был обработан опытными либреттистами Йенбахом и Штейном, позволил Имре Кальману в полной мере продемонстрировать своё мастерство композитора, тонко чувствующего специфику опереточного жанра.

Пик расцвета творчества Кальмана приходится на 20-е гг. прошлого столетия. В этот период он жил и творил в Вене. С большим успехом прошла в 1921 году премьера «Баядерки», в которой маэстро часто использовал ритмы новых танцев того времени - шимми и фокстрота. Прошедшие в Вене оперетты - «Марица», поставленная в 1924 году, «Принцесса цирка» - в 1926-м, «Фиалка Монмартра» - в 1930-м, относятся к числу самых популярных произведений Кальмана.

Самое лирическое произведение маэстро, завоевавшее сцены европейских театров - великолепная «Фиалка Монмартра», занимает особое место в его творчестве. Эту оперетту Имре посвятил своей молодой жене, молодой русской актрисе Вере Макинской. Очаровательная эмигрантка из России покорила сердце известного композитора. Разница в возрасте составляла тридцать лет, но, несмотря на это обстоятельство, влюблённые вскоре поженились. В то время Кальман только что начал работать над «Фиалкой Монмартра» и принял решение посвятить её своей жене. Вскоре у счастливых супругов родился сын, а потом ещё две дочери.

Вдали от родины

В 30-х гг. Имре Кальман много работал в жанре киномузыки, представил на суд публики «Дьявольского наездника», новую историческую оперетту, премьера которой состоялась в 1932 году в театре «Ан дер Вин». Заглавную партию пел сам Губерт Маришка, директор театра. Постановка имела настоящий успех. Однако премьера оперетты оказалась для композитора последней в Вене. В 1938 году в Австрию вторглись немецкие солдаты. На евреев начались гонения. Оставаться в стране Кальман больше не мог. Сначала он отправился в Швейцарию, затем во Францию и, наконец, оказался в Соединённых Штатах, в Голливуде.

Чужая культура, оторванность от родной земли, от привычной обстановки, не в лучшую сторону отразились на творчестве маэстро. В последние два десятилетия жизни им были написаны лишь два произведения: «Маринка» (1945) и незадолго до смерти - «Аризонская леди». Эти оперетты имели некоторый успех, но надолго не задержались в театральном репертуаре.

Зимой 1949 года знаменитого композитора парализовало. Он не мог говорить и едва передвигал ноги. Затем Кальману стало немного лучше, и по настоянию его жены семья переехала в Париж. Там маэстро и скончался в возрасте 69 лет.

Лучшие сочинения Имре Кальмана и сегодня не утратили своей популярности и являются украшением репертуара многих ведущих музыкальных театров мира. В основе его музыки, ярко выражающей глубокие человеческие чувства, лежит народная песня. Его мелодии относительно просты, но вместе с тем, отличаются своей оригинальностью и поэтичностью, чем и очаровывают публику.

24 октября 1882 года родился Имре Кальман (Emmerich Kalman), венгерский композитор, автор популярных оперетт.

Венгерский композитор Имре (Эммерих) Кальман (Emmerich Kalman) родился 24 октября 1882 года в городе Шиофоке (Австро Венгрия, ныне Венгрия), на берегу озера Балатон, в семье еврея торговца Карла Коппштейна (Karl Koppstein).

Вскоре семья в Будапешт, где отец обанкротился. Еще в школе мальчик сменил фамилию на Кальман. Учился на юридическом факультете Будапештского университета, одновременно обучаясь в Музыкальной академии (ныне Музыкальная академия Ференца Листа), класс композиции Ганса Кеслера.

В 1904-1908 годах Кальман работал музыкальным критиком в будапештской газете "Пешти Напло".

Сочинять музыку он начал уже в студенческие годы . Это были симфонические произведения, песни, фортепианные пьесы, куплеты для кабаре.

Симфонические произведения Кальмана большого успеха не имели, зато Большую премию города Будапешта получил его цикл песен. По совету своего друга композитора Виктора Якоби, автора оперетты "Ярмарка невест", Кальман решил попробовать силы в оперетте. Его первая оперетта "Осенние маневры", поставленная в 1908 году в Будапеште, имела успех у зрителей. Затем она была поставлена в Вене (Австрия) и впоследствии обошла многие сцены в Европе и Америке.

В 1908 году композитор переехал в Вену , где были созданы лучшие его произведения - оперетты "Цыган премьер" (1912), "Королева чардаша" (известна под названием "Сильва", 1915), "Баядера" (1921), "Графиня Марица" (1924), "Принцесса цирка" (1926), "Фиалка Монмартра" (1930). Большинство оперетт Кальмана связано с национальной венгерской песенно танцевальной мелодикой - стилем вербункош, отличающимся эмоциональной мелодикой и ритмическим разнообразием.

В 1930-х годах композитор много работал в жанре киномузыки, написал историческую оперетту "Дьявольский наездник" (1932), премьера которой стала для Кальмана последней в Вене.

В 1938 году, после захвата Австрии гитлеровской Германией, Кальман был вынужден эмигрировать сначала в Париж (1938), затем в США (1940). Его оперетты были запрещены в нацистской Германии. За рубежом композитор написал лишь две оперетты "Маринка" (1945) и незадолго до смерти "Аризонскую леди".

Помимо 20 оперетт, Кальман написал нескольких произведений для оркестра (симфонические поэмы "Сатурналии" (1904) и "Эндре и Иоганна" (1905) и другие), сочинения для фортепиано, вокальные произведения, музыку для театра и кино.

В 1949 году после инсульта Кальман был частично парализован. После улучшения самочувствия, по настоянию близких, в 1951 году он переехал в Париж. 30 октября 1953 года Имре Кальман скончался. Согласно завещанию, он был похоронен в Вене на Центральном кладбище.

Композитор был награжден французским орденом Почетного легиона (1934).

В Национальной библиотеке Австрии была открыта мемориальная комната Кальмана.

В России оперетты Имре Кальмана идут практически во всех музыкальных театрах страны. Наиболее часто в Московском театре оперетты, Музыкальном театре на Басманной, Театре музыкальной комедии (Санкт Петербург), и Екатеринбургском театре музыкальной комедии.

Имре Кальман был женат на русской эмигрантке из Перми, актрисе Вере Макинской, которой он посвятил оперетту "Фиалка Монмартра". У них родились сын и две дочери.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

И́мре (Э́ммерих) Ка́льман (венг. Kálmán Imre , нем. Emmerich Kalman ; 24 октября - 30 октября ) - венгерский композитор, автор популярных оперетт : «Сильва» , «Баядера », «Принцесса цирка », «Фиалка Монмартра » и других. Творчество Кальмана завершает период расцвета венской оперетты .

Биография

После аншлюса Австрии, отказавшись от предложения стать «почётным арийцем», Кальман эмигрировал - сначала в Париж (), затем в США (). Его оперетты были запрещены в нацистской Германии , две сестры Кальмана погибли в концлагерях.

: Кальман разводится с Верой, но через несколько месяцев они вновь воссоединяются.

После разгрома нацизма, зимой /1949 года , Кальман приехал в Европу, возложил венок на могилу Легара , затем вернулся в США. В 1949 году после инсульта был частично парализован. Затем самочувствие несколько улучшилось, и в 1951 году Кальман по настоянию Веры переехал в Париж , где спустя 2 года умер. Похоронен, согласно завещанию, в Вене на Центральном кладбище . В Австрийской национальной библиотеке открыта мемориальная комната Кальмана. Изображен на австрийской почтовой марке 1982 года.

Творчество

Музыка Кальмана не имеет равных в оперетте по своей праздничности, «нарядности», отточенности мелодики и оркестровки. Она неизменно пронизана венгерскими мотивами - даже если персонаж индиец («Баядера»), русский («Принцесса цирка») или француз («Фиалка Монмартра»), но самая венгерская из оперетт Кальмана - «Марица».

  • «Осенние манёвры» (Tatárjárás , она же Ein Herbstmanöver , 1908, Будапешт)
  • «Солдат в отпуске» (Az Obsitos , она же Der gute Kamerad , 1910, Будапешт)
  • «Маленький король» (Der kleine König , 1912, Вена)
  • «Цыган-премьер» (Der Zigeunerprimás , 1912, Вена)
  • «Королева чардаша (Сильва) » (Die Csárdásfürstin , 1915, Вена)
  • «Фея карнавала » (Die Faschingsfee , 1917, Вена)
  • «Голландочка» (Das Hollandweibchen , 1920, Вена)
  • «Баядера» (Die Bajadere , 1921, Вена)
  • «Марица» («Графиня Марица») (Gräfin Mariza , 1924, Вена)
  • «Принцесса цирка» (Die Zirkusprinzessin , 1926, Вена)
  • «Золотой рассвет» (Golden Dawn , 1927, Нью-Йорк)
  • «Герцогиня из Чикаго» (Die Herzogin von Chicago , 1928, Вена)
  • «Фиалка Монмартра» (Das Veilchen vom Montmartre , 1930, Вена)
  • «Дьявольский наездник» (Der Teufelsreiter , 1932, Вена)
  • «Императрица Жозефина» (Kaiserin Josephine , 1936, Цюрих)
  • «Маринка » (Marinka , 1945, Нью-Йорк)
  • «Аризонская леди» (Arizona Lady , 1953, Берн)

Память

  • Х/ф «Der Czardas-König » (реж. Харальд Филип, пр-во ФРГ)
  • Д/ф «Композитор Имре Кальман » (о жизни и творчестве Кальмана рассказывает Григорий Ярон)
  • Х/ф «Загадка Кальмана » (реж. Дьёрдь Палашти , пр-во СССР, Венгрия)

Экранизации произведений Кальмана

В СССР

  • - «Сильва »
  • - «Мистер Икс »
  • - «Под крышами Монмартра »
  • - «Сильва »
  • - «Принцесса цирка »
  • - «Марица »

В других странах

  • - «Цыган-премьер» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Der Zigeunerprimas ), Германия.
  • - «Фея карнавала» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Die Faschingsfee ), Германия.
  • - «Графиня Марица» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Gräfin Mariza ), Германия.
  • - «Княгиня чардаша» (англ.) на сайте Internet Movie Database (фр. Princesse Czardas ), Франция.
  • - «Княгиня чардаша» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Die Czardasfürstin ), Германия.
  • - «Княгиня чардаша» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Die Csardasfürstin ), ФРГ, с Марикой Рёкк.
  • - «Марица» (нем. Gräfin Mariza ), ФРГ.
  • - «Принцесса цирка» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Die Zirkusprinzessin ), телепостановка, ФРГ - Австрия.
  • - «Княгиня чардаша» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Die Czardasfürstin ), ФРГ - Венгрия - Австрия, с Анной Моффо , шла в СССР.
  • - «Графиня Марица» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Gräfin Mariza ), ФРГ.

См. также

Напишите отзыв о статье "Кальман, Имре"

Примечания

Литература

  • Владимирская А. Р. . - Л. : Искусство, 1975. - 136 с.
  • Кальман Вера . Помнишь ли ты? Жизнь Имре Кальмана. - М.: Познавательная книга плюс, 2002, 336 с. ISBN 5-05-005406-0 .
  • Юрий Нагибин . Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана. / В кн.: Музыканты. - М.: Современник, 1986. - (Новинки «Современника»).
  • Трауберг Л. Жак Оффенбах и другие. - М.: Искусство, 1987. (гл. 12-я: Кальман)
  • Ярон Г. М. - М.: Искусство, 1960.
  • Савранский В. (сост.) Имре Кальман. Сборник статей и воспоминаний. - М.: Советский композитор, 1980.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кальман, Имре

Я застыла... Как же знакомы были мне эти слова!.. Эта горькая правда так часто сопровождала меня в моей, коротенькой ещё, жизни, что я не могла поверить – слышу их от кого-то ещё!.. Наверное, это и впрямь было верно, что платить приходилось всем, только не все шли на это добровольно... И ещё иногда эта плата являлась слишком дорогой...
Стелла удивлённо вглядывалась в моё лицо, видимо заметив моё странное замешательство. Но я тут же показала ей, что «всё в порядке, всё хорошо», и, замолчавшая на мгновение, Изидора, продолжала свой прерванный рассказ.
Караффа удалился, уводя мою дорогую малышку. Окружающий мир померк, а моё опустошённое сердце капля за каплей медленно заполнялось чёрной, беспросветной тоской. Будущее казалось зловещим. В нём не было никакой надежды, не было привычной уверенности в том, что, как бы сейчас не было трудно, но в конце концов всё как-нибудь образуется, и обязательно будет всё хорошо.
Я прекрасно знала – хорошо не будет... У нас никогда не будет «сказки со счастливым концом»...
Даже не заметив, что уже вечерело, я всё ещё сидела у окна, наблюдая за суетившимися на крыше воробьями и думала свои печальные думы. Выхода не было. Караффа дирижировал этим «спектаклем», и именно ОН решал, когда оборвётся чья-либо жизнь. Я не в силах была противостоять его козням, даже если и могла теперь с помощью Анны их предусмотреть. Настоящее меня пугало и заставляло ещё яростнее искать хотя бы малейший выход из положения, чтобы как-то разорвать этот жуткий «капкан», поймавший наши истерзанные жизни.
Неожиданно прямо передо мной воздух засверкал зеленоватым светом. Я насторожилась, ожидая новый «сюрприз» Караффы... Но ничего плохого вроде бы не происходило. Зелёная энергия всё сгущалась, понемногу превращаясь в высокую человеческую фигуру. Через несколько секунд передо мной стоял очень приятный, молодой незнакомый человек... Он был одет в странную, снежно-белую «тунику», подпоясанную ярко-красным широким поясом. Серые глаза незнакомца светились добром и приглашали верить ему, даже ещё не зная его. И я поверила... Почувствовав это, человек заговорил.
– Здравствуй, Изидора. Меня зовут Север. Я знаю, ты не помнишь меня.
– Кто ты, Север?.. И почему я должна тебя помнить? Значит ли это, что я встречала тебя?
Ощущение было очень странным – будто пытаешься вспомнить то, чего никогда не было... но чувствуешь, что ты откуда-то всё это очень хорошо знаешь.
– Ты была ещё слишком маленькой, чтобы помнить меня. Твой отец когда-то привёз тебя к нам. Я из Мэтэоры...
– Но я никогда не была там! Или ты хочешь сказать, что он просто мне никогда об этом не говорил?!.. – удивлённо воскликнула я.
Незнакомец улыбался, и от его улыбки мне почему-то вдруг стало очень тепло и спокойно, как будто я вдруг нашла своего давно потерянного старого доброго друга... Я ему верила. Во всём, что бы он не говорил.
– Ты должна уходить, Изидора! Он уничтожит тебя. Ты не сможешь противостоять ему. Он сильнее. Вернее, сильнее то, что он получил. Это было давно.
– Ты имеешь в виду не только защиту? Кто же мог ему дать такое?..
Серые глаза погрустнели...
– Мы не давали. Дал наш Гость. Он был не отсюда. И, к сожалению, ока-зался «чёрным»...
– Но Вы ведь в и д и т е!!! Как же вы могли допустить такое?! Как Вы могли принять его в свой «священный круг»?..
– Он нашёл нас. Так же, как нашёл нас Караффа. Мы не отказываем тем, кто способен нас найти. Но обычно это никогда не бывали «опасные»... Мы сделали ошибку.
– А знаете ли Вы, какой страшной ценой платят за Вашу «ошибку» люди?!.. Знаешь ли ты, сколько жизней ушло в небытие в изуверских муках, и сколько ещё уйдёт?.. Отвечай, Север!
Меня взорвало – они называли это всего лишь ошибкой!!! Загадочный «подарок» Караффе был «ошибкой», сделавшей его почти неуязвимым! И беспомощным людям приходилось за это платить! Моему бедному мужу, и возможно, даже моей дорогой малышке, приходилось за это платить!.. А они считали это всего лишь ОШИБКОЙ???
– Прошу тебя, не злись Изидора. Этим сейчас не поможешь... Такое иногда случалось. Мы ведь не боги, мы люди... И мы тоже имеем право ошибаться. Я понимаю твою боль и твою горечь... Моя семья так же погибла из-за чьей-то ошибки. Даже более простой, чем эта. Просто на этот раз чей-то «подарок» попал в очень опасные руки. Мы попробуем как-то это исправить. Но пока не можем. Ты должна уйти. Ты не имеешь права погибнуть.
– О нет, ошибаешься Север! Я имею любое право, если оно поможет мне избавить Землю от этой гадюки! – возмущённо крикнула я.
– Не поможет. К сожалению, ничто тебе не поможет, Изидора. Уходи. Я помогу тебе вернуться домой... Ты уже прожила здесь свою Судьбу, ты можешь вернуться Домой.
– Где же есть мой Дом?.. – удивлённо спросила я.
– Это далеко... В созвездии Орион есть звезда, с чудесным именем Аста. Это и есть твой Дом, Изидора. Так же, как и мой.
Я потрясённо смотрела на него, не в состоянии поверить. Ни даже понять такую странную новость. Это не укладывалось в моей воспалённой голове ни в какую настоящую реальность и казалось, что я, как Караффа, понемногу схожу с ума... Но Север был реальным, и уж никак не казалось, чтобы он шутил. Поэтому, как-то собравшись, я уже намного спокойнее спросила:
– Как же получилось, что Караффа нашёл Вас? Разве же у него есть Дар?..
– Нет, Дара у него нет. Но у него есть Ум, который ему великолепно служит. Вот он и использовал его, чтобы нас найти. Он о нас читал в очень старой летописи, которую неизвестно, как и откуда достал. Но он знает много, верь мне. У него есть какой-то удивительный источник, из которого он черпает свои знания, но я не ведаю, откуда он, и где можно этот источник найти, чтобы обезопасить его.
– О, не беспокойся! Зато я об этом очень хорошо ведаю! Я знаю этот «источник»!.. Это его дивная библиотека, в которой старейшие рукописи хранятся в несметных количествах. Для них-то, думаю, и нужна Караффе его длинная Жизнь... – мне стало до смерти грустно и по-детски захотелось плакать... – Как же нам уничтожить его, Север?! Он не имеет права жить на земле! Он чудовище, которое унесёт миллионы жизней, если его не остановить! Что же нам делать?
– Тебе – ничего, Изидора. Ты просто должна уйти. Мы найдём способ избавиться от него. Нужно всего лишь время.
– А за это время будут гибнуть невинные люди! Нет, Север, я уйду только тогда, когда у меня не будет выбора. А пока он есть, я буду бороться. Даже если нет никакой надежды.
К Вам привезут мою дочь, береги её. Я не смогу её сберечь...
Его светящаяся фигура стала совершенно прозрачной. И начала исчезать.
– Я ещё вернусь, Изидора. – прошелестел ласковый голос.
– Прощай, Север... – так же тихо ответила я.
– Но, как же так?! – вдруг воскликнула Стелла. – Ты даже не спросила о планете, с которой пришла?!.. Неужели тебе было не интересно?! Как же так?..
Если честно, я тоже еле выдержала, чтобы не спросить Изидору о том же! Её сущность пришла извне, а она даже не поинтересовалась об этом!.. Но в какой-то мере я наверное её понимала, так как это было слишком страшное для неё время, и она смертельно боялась за тех, кого очень сильно любила, и кого всё ещё пыталась спасти. Ну, а Дом – его можно было найти и позже, когда не останется другого выбора, кроме, как только – уйти...
– Нет, милая, я не спросила не потому, что мне не было интересно. А потому, что тогда это было, не столь важно, как-то, что гибли чудесные люди. И гибли они в зверских муках, которые разрешал и поддерживал один человек. И он не имел права существовать на нашей земле. Это было самое важное. А всё остальное можно было оставить на потом.
Стелла покраснела, устыдившись своего всплеска и тихонечко прошептала:
– Ты прости, пожалуйста, Изидора...
А Изидора уже опять «ушла» в своё прошлое, продолжая свой удивительный рассказ...
Как только Север исчез, я тут же попыталась мысленно вызвать своего отца. Но он почему-то не отзывался. Это меня чуточку насторожило, но, не ожидая ничего плохого, я попробовала снова – ответа всё также не было...