Кто такой капитан салазар история. Все, что мы можем рассказать о новом блокбастере «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки

«Пираты Карибского моря»: Как создавался образ Капитана Салазара.
Елена Божкова, 08.09.2017.
Источник: render.ru

Визуальные эффекты в новой части “Пиратов Карибского моря” снова впечатляют - тут вам и акулы-призраки, и корабли, пожирающие друг друга. Но больше всего восторгов у специалистов и в прессе вызывают две вещи: сцена, где показан герой Джонни Деппа лет на 25 моложе и вид Капитана Салазара с его океанской прической и командой призраков.

Что касается первого - эту технику часто называют “цифровым омоложением”. Как пишет издание Bustle, его в той или иной степени начали использовать примерно 10 лет назад, например, в фильме 2006-го года “Люди Х: Последняя битва” и “Загадочная история Бенджамина Баттона” 2008-го. Чаще всего этим занимается студия Lola VFX. Техника становится все более популярной, особенно любит ее использовать студия Disney, Кстати, в том же материале Bustle показывает примеры из других фильмов, где делалось “омоложение актеров”.

А журналисты британского Independent обсудили работу над визуальными эффектами с VFX супервайзерами MPC (Moving Picture Company) Гари Брозеничем и Шелдоном Стопсаком. Гари включился в работу на самой ранней стадии, когда еще только прорабатывалась концепция, а Шелдон - на год позже.

“Я общался с режиссерами каждый день во время препродакшна и продакшна. Во время постпродакшна я был в Лос-Анджелесе, потом в Монреале, а потом в Лондоне, помогал все завершить. В этот период мы как минимум созванивались каждый день в течение трех лет”, - рассказал в интервью Гари Брозенич.
По его мнению, в фильме удалось соблюсти баланс между реальными и цифровыми эффектами. “Практическая сторона была очень важна. Костюмы, макияж Салазара и его экипажа были настоящими. Мы делали замену или дополняли что-то. Надеюсь, некоторые вещи, которые мы сделали, зрители никогда не заметят”.
По его словам, самым сложным для команды было создать команду призраков, их внешний вид и самого Капитана Салазара. Все то, что происходило под водой - развевающиеся волосы, например, было очень непросто сделать. Не говоря уже о больших объемах воды, открытых океанах и сверхъественных явлениях, вроде могилы Посейдона.

Герой Хавьера Бардема - довольно часто появляется на экране в фильме. И все бы ничего, но большую часть экранного времени он выглядит так, как будто находится под водой.
Его внешность - это результат применения разных технологий: грим на съемочной площадке, синий экран и трэкинг маркеры. А также огромная работа студии Moving Picture Company по удалению и замене черт лица, симуляции волос и одежды.
Как пишет издание Cartoon Brew, которое поговорило с Патриком Ледда, супервайзером по визуальным эффектам студии, преображение Салазара началось еще на этапе съемок, на Золотом Побережье Австралии. Актер носил отслеживающие маркеры и убирал волосы назад - потом их целиком заменили на CG волосы. Затем на него часами накладывали скульптурный грим. А чтобы оставить “пустые места”, которые MPC “заполнила” позже, макияж включал кусочки “синего экрана”.

“На съемочной площадке Бардем и его экипаж играли как будто в замедленной съемке, как будто они находились под водой”, - объяснил Ледда. При этом они носили части костюмов, иногда с трэкинг деталями серого цвета. MPC потом дополняли их во время постпродакшна.

Сначала студии пришлось поработать с ротоскопической анимацией Бардема и других актеров, чтобы отследить и соотнести их движения. “Когда мы это закончили, мы применили поверх цифровые костюмы, “разорванные” и “прожженные” во многих местах”, - рассказал Ледда. “Потом в работу включились наши технические аниматоры: они добавили симуляции одежды и волос и того самого ощущения, как будто они под водой”.
Что касается CG волос Салазара, студия MPC столкнулась с двумя трудностями. Первая заключалась в том, то любая симуляция должна была соотноситься с реальными движениями актера на съемочной площадке, а он в целом двигался в реальном времени. А вторая - волосы должны были выглядеть так, как будто они находятся под водой, что обычно дает замедление. Надо было найти верное решение, но которое было бы возможно менять в разных кадрах.

После нескольких проб, студия нашла нужный подход - он позволил художникам сделать физически правильную симуляцию волос и “причесать” их с помощью своего специального инструмента Furtility, но при этом сохранить над ними контроль с творческой точки зрения, то есть расположить волосы в определенных кадрах так, как им было нужно. “Если мы хотели, чтобы прядь волос легла на нос или чтобы волосы ниспадали назад, мы могли поместить их туда. Наша симуляция учитывала это расположение и мягко передвигала волосы от кадра к кадру, почти как если бы это было что-то вроде поля или течения, которое направляет их через ключевые кадры”, - объясняет Ледда.

Прическа Салазара была сделана из нормальных и поврежденных волос, плюс несколько дредов. Последние вели себя под водой иначе, но в целом все это было переплетено и спутано на множество узлов.

Еще одной трудной, но интересной задачей было поддерживать непрерывность. “ Обычно аниматоры работают с 3-4 кадрами одновременно, там что мы можем видеть, как персонаж двигается на протяжение определенного отрезка. Но в данном случае, поскольку анимация была больше технической, она не была настолько ориентирована на части”.

“Разница здесь в том, что все эти симуляции волос должны были проходить через много кадров. Ведь если прядь находится слева в предыдущем кадре, очевидно, она должна быть там же и в следующем. Это довольно непросто - в случае с волосами могло выйти слишком много “склеек”. Сделать симуляцию, которая длится 20 кадров и быть уверенным, что она выглядит убедительно - это определенно стало для нас большим вызовом”, - рассказал Ледда.

А супервайзер MPC Гари Брозеничем в интервью Independent так подвел итог огромной работы, которая была проделана:

“В процессе работы ты занят решением текущих задач. Конечно, это страшно, если что-то не получается. Но процесс с каждым разом становится все более отработанным и качество нашей работы растет. Но и требования тоже. Но в целом, да, когда оглядываешься назад и смотришь на результат, то думаешь: “Боже, я не могу поверить, что мы сделали это!”

Армандо Салазар - печально известный испанский охотник на пиратов, который действовал в 18-м веке эпохи пиратства. Родом из Испании, он был офицером испанского королевского флота и капитаном могущественного военного корабля «Немая Мария» (В прошлом «Роттердам»). Вместе со своей командой Салазар охотился на пиратов на просторах всех Семи Морей, убив великое множество из них, пока молодой пират по имени Джек Воробей не перехитрил безжалостного капитана, заманив его в Треугольник Дьявола.

Но давайте мы копнём чуть глубже.

О раннем периоде жизни Салазара не так много известно за исключением того, что он присоединился к Испанскому Королевскому Флоту, став офицером и то, что его отец и дед были убиты руками пиратов. Вскоре поднялся по карьерной лестнице и получил несколько высших военных наград за эти годы. Мужчина стал капитаном мощного линейного корабля «Немая Мария». В какой-то момент в течение своей карьеры Салазар дал клятву истребить всех пиратов в открытом море. Он стал настолько успешным и известным, что некоторые истории об охоте на пиратов утверждали, что он выследил и убил тысячу несчастных моряков.

Армандо был известен также по прозвищу Эль-Матадор дель Мар.

Капитан Салазар, как уже было упомянуто, служил в испанском королевском флоте. Быстро продвигаясь по карьерной лестнице, он получал множество наград и вскоре стал капитаном военного корабля. Капитан Салазар поклялся истребить всех пиратов, населяющих Семь Морей. Причиной такой ненависти к морякам под черным флагом была семейная трагедия: отца и деда Салазара отправили на тот свет именно пираты. В своей вендетте флибустьерам он стал настолько успешен, что стали поговаривать будто бы Армандо отправил на тот свет не одну тысячу моряков, сея среди них невообразимый ужас.

Потерял он деда в море примерно, когда ему было лет десять, отца – в двенадцать, свою мать он и вовсе не знал. Возможно, она умерла при родах или так же была убита пиратами.

Раньше Армандо был простым матросом, а позже офицером. Он терпел избиение, ругательства свой адрес и унижение, но пройдя весь этот путь, он стал капитаном судна назвав его «Немая Мария» или же «Тихая Мария»

В названии корабля присутствует имя Мария. Я часто задумывалась, почему именно Мария?
Возможно, это имя матери Армандо, или же его жены/девушки/дочери/невесты. Вариантов много, но я склонна думать, что это имя его матери.

Связь персонажей.

Армандо и Джека, наверное, многие хоть раз да шиперили их, но не в этом суть…

Армандо винит во всех своих бедах Джека, но с другой стороны он и сам виноват. Ведь именно Салазар убил капитана Джека.
Но и Воробей тоже повинен. Джек разбил мечту Армандо, когда тот был очень близок к ней, перехитрив его.

» - Пираты веками отравляли морские просторы. Они отняли у меня отца, а до того и деда, посему я поклялся покончить с этой чумой!»
― Армандо Салазар

На протяжении трех мировых блокбастеров Уилл Тернер и Элизабет Суонн осваивали мир пиратов. Теперь пришло время их сына. Пятая серия «карибской» эпопеи выводит на экран Генри Тернера, которому предстоит вместе с капитаном Джеком Воробьем отправиться в свое первое океанское путешествие. Новый фильм, который поставили норвежские номинанты «Оскара» Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг , называется «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки ».

Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о мистико-приключенческой ленте, где главные герои разыскивают самый могущественный океанский артефакт и отбиваются от испанских моряков-зомби, у которых давние счеты с Джеком Воробьем. Пиратская жизнь бьет ключом!

Предыстория фильма

Пятая серия «Пиратов Карибского моря» должна была выйти несколько лет назад. Незадолго до премьеры четвертой серии «Пираты Карибского моря: На странных берегах » стало известно, что студия Walt Disney так сильно верит в популярность цикла, что планирует сразу два сиквела, пятый и шестой эпизоды. Но хотя «На странных берегах» превосходно прошел в прокате и доплыл до клуба миллиардеров, отзывы на ленту были такими, что студия отказалась от своих наполеоновских планов и предпочла «погодить и посмотреть».

Возможно, на это решение повлияла предыстория «карибской» эпопеи, заставляющая ждать фиаско от каждого амбициозного пиратского фильма. Пиратское кино в Голливуде стало выходить в начале XX века, и оно достигло своего пика в 1940-х и 1950-х, когда пиратские ленты появлялись так же часто, как сейчас картины о супергероях. Однако в 1960-х, когда Голливуд переключился на современные истории, пиратский жанр отдал концы, и все позднейшие попытки его реанимировать оказались тщетными. Так, романтическая пиратская лента 1995 года «Остров головорезов » собрала всего 10 миллионов долларов при бюджете в 98 миллионов и похоронила под собой знаменитую студию Carolco Pictures, лидера в производстве жанрового кино 1980-х.

В теории ничто не должно было мешать возрождению пиратского жанра в те годы, когда регулярно выходили ничуть не менее «эскапистские» и надуманные ленты, чем классические пиратские полотна. Но благодаря мультфильмам вроде «Питера Пэна » пираты утратили репутацию суровых морских разбойников и стали восприниматься как безвредные и старомодные посмешища, которые могут привлечь лишь маленьких детей. Жанр же требовал ориентации на как минимум подростков, и он остро нуждался в картинах наподобие «Супермена » Ричарда Доннера и «Бэтмена » Тима Бертона , которые сделали супергероев достаточно крутыми для зрителей всех возрастов.

В начале 1990-х, после выхода «Аладдина », сценаристы мультфильма и предложили соединить пиратское кино с мистическим и снять атмосферную картину, в которой бы к традиционным морским приключениям примешивались пугающие проклятия и сверхъестественные персонажи. Идея такой ленты была позаимствована у аттракциона «Пираты Карибского моря» из парка Disneyland, созданного под личным руководством Уолта Диснея (аттракцион был открыт в 1967 году, через три месяца после смерти великого продюсера). Сперва предложение «экранизировать аттракцион» показалось диснеевским боссам нелепым, но в начале 2000-х студия решила застолбить бренд «Пираты Карибского моря» в киномире, и замысел Эллиота и Россио пришелся как нельзя кстати.

Реноме пиратского кино не вселяло веры в проект, и диснеевцы подумывали отделаться малой финансовой кровью. Прорабатывался даже вариант с видеорелизом. Но когда к проекту подключили суперпродюсера Джерри Брукхаймера , слово «скромность» было забыто. Брукхаймер счел сценарий Эллиота и Россио достаточно удачным, чтобы положить его в основу полноценного блокбастера, и он смог убедить диснеевское начальство в своей правоте.

Чтобы картина сразу привлекла внимание зрителей и критиков, Брукхаймер взял на ключевую пиратскую роль Джонни Деппа - популярного, харизматичного, но преимущественно артхаусного актера, чьим главным коммерческим хитом на то время была «Сонная лощина » Тима Бертона. Депп, который как раз стал отцом, сам обратился к диснеевцам с вопросом, нет ли у них мультфильма, который он мог бы озвучить и показать своим детям (не показывать же им «Мертвеца » и «Донни Браско »!). Вместо мультфильма создатели «Пиратов» предложили ему сыграть пиратского капитана Джека Воробья, и актер согласился, как только услышал, что ему дадут шпагу и позволят изобразить морского разбойника. Оказалось, что это его детская мечта.

Картина была смоделирована по образцу «бадди-муви» - комично-приключенческих или комично-криминальных историй о напарниках с разным темпераментом, которые вынуждены работать вместе. Депп получил роль эксцентричного напарника, и он заметно поднял градус эксцентрики в сравнении с тем, что изначально было в сценарии. Актер счел, что пиратские капитаны на Карибских островах были чем-то вроде нынешних музыкальных звезд, и он разработал своего персонажа на основе своих рок-кумиров.

Главные роли в картине получили герой «Властелина Колец » Орландо Блум и героиня спортивной ленты «Играй, как Бекхем » Кира Найтли . Сейчас мы знаем Найтли по многим другим ролям, две из которых принесли ей номинации на «Оскар», но тогда Найтли была восходящей звездочкой, и именно «Пираты» полноценно ее прославили на весь мир. Актрисе здорово помогло то, что порученная ей дочь губернатора Элизабет Суонн была не банальной «девой в беде», а деятельной и решительной девушкой. Так что Найтли было где развернуться.

Промо-кадр к фильму "Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины"


Блум сыграл влюбленного в Элизабет кузнеца Уилла Тернера, который отправлялся спасать любимую после того, как ее похищали пираты. Чтобы разыскать Элизабет, Уиллу приходилось сотрудничать с Джеком Воробьем, хотя они, как и полагалось по законам «бадди-муви», друг друга терпеть не могли.

Главного злодея ленты, пиратского капитана Гектора Барбоссу, изобразил лауреат «Оскара» Джеффри Раш . Яркого австралийского актера пригласили, чтобы он создал более сложный, многогранный образ, чем плоские злодеи в слабых пиратских лентах. Показательно, что в дальнейшем Барбосса превратился из злодея «Пиратов» в антигероя, который преследует свои цели, но в конечном итоге льет воду на мельницу положительных персонажей. С плоскими злодеями такого «перерождения» не случается.

Постановка «Пиратов» была поручена Гору Вербински - бывшему клипмейкеру с коротким послужным списком в большом кино, который, однако, успел проявить себя в нескольких разных жанрах - в комедии («Мышиная охота »), романтико-криминальном кино («Мексиканец ») и в хорроре («Звонок »). «Пираты» планировались как жанровая «сборная солянка», так что проекту нужен был многоплановый постановщик, которого к тому же еще в бытность его клипмейкером ценили за визуальное мастерство.

Съемки «Пиратов» обошлись в 140 миллионов долларов. Чтобы никто не усомнился, что студия Walt Disney верит в проект, ленте дали название «Пираты Карибского моря: Проклятие “Черной жемчужины” », которое прозрачно намекало, что это первый, а не единственный фильм цикла. Кстати, Вербински, говорят, был в ярости, когда услышал это заглавие, поскольку оно ошибочно. Прокляты в фильме пираты, а не их судно. Но студийные бюрократы пересилили постановщика. Он лишь смог добиться того, чтобы подзаголовок был написан на постерах заметно меньшим шрифтом, чем слова «Пираты Карибского моря».

Многие сомневались, что диснеевцы возродят жанр, но им пришлось признать, что Брукхаймер, Вербински и студия знали, что делали. Лента собрала в прокате 654 миллиона долларов и стала одним из главных хитов 2003 года. Самых громких похвал удостоился Джонни Депп, что было заслуженно, но не вполне справедливо, поскольку успех был общим. Депп лишь вколотил в «девятку» мяч, который для него протащили с другой половины поля.

Студия Walt Disney была так воодушевлена сборами ленты, что заказала сразу два сиквела, чтобы снять их одновременно и выпустить с небольшим промежутком. Это дешевле, чем снимать сперва один фильм, а затем второй, но рискованней, поскольку неизвестно, как публика отреагирует на первый сиквел. Вдруг он провалится и у студии на руках окажется еще не выпущенная третья картина, про которую уже ясно, что публике она не нужна? Изначально была идея выстроить «Пиратов» по образцу «Индианы Джонса» (каждая серия - отдельное приключение), но затем Эллиот и Россио предложили продолжить историю Уилла, Элизабет и Джека и выстроить эпическое повествование с участием пиратов со всего мира.

Промо-кадр к фильму "Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины"


Это, пожалуй, был перегиб. К кульминации второго сиквела действие было столь перегружено событиями и персонажами, что ему трудно было сопереживать. Зато им можно было любоваться, поскольку бюджет картины дотянул до 300 миллионов долларов (первый сиквел обошелся в 225 миллионов), и не все эти деньги были потрачены на гонорары Деппа и других звезд. Так что компьютерных и практических спецэффектов в обоих фильмах было более чем достаточно.

Взявшись на пятую серию «Пиратов», сорежиссеры немедленно пообещали публике, что цикл возвращается к истокам, к сюжетной и эмоциональной простоте первой ленты. Никаких толп персонажей, никаких чрезмерно запутанных сюжетных линий. Вместо этого - несложная история о поиске артефакта и о противостоянии героев с центральным злодеем, которым стал испанский капитан Армандо Салазар, кровожадный истребитель пиратов. Некогда, когда Джек только стал пиратским вожаком, Салазар чуть не убил молодого пирата. Но Воробей тогда взял верх, и Салазар превратился в зомби, прикованного к проклятому месту в океане. В начале картины проклятие частично снимается (Салазар и его люди все еще нежить, но они снова могут странствовать по морям), и испанец получает долгожданную возможность отомстить. Именно поэтому Джек соглашается помочь Генри и Карине. Ему нужен трезубец Посейдона для защиты от того, кто после смерти боится лишь сильной магии.

В ранних версиях сценария злодея звали не Салазар, а Джон Брэнд, и он был английским злодеем. Поэтому среди претендентов на эту роль был Кристоф Вальц . Но австриец отказался играть зомби, и роль получил испанец Хавьер Бардем , злодей артхаусного хита « » и «бондовского» блокбастера «007: Координаты “Скайфолл” », а также супруг Пенелопы Крус , главной героини «На странных берегах». Соответственно, злодей стал испанцем, что только добавило ленте правдоподобия. Ведь англоязычные пираты в первую очередь охотились на испанские галеоны с добычей из Южной Америки. Так что у испанцев с карибскими пиратами были особые счеты, и логично, что именно испанский капитан объявил себя безжалостным истребителем морских разбойников. К сожалению, для героини Крус места в сценарии не нашлось, так что Бардем снимался без семейной поддержки.

Решение по поводу Бардема было принято в конце 2014 года. Сценарий Натансона был утвержден летом 2014-го, и кастинг после этого кипел ключом. На роль Генри претендовали такие молодые звезды, как Тарон Эджертон из блокбастера «Kingsman: Секретная служба », будущий герой «Капитана Фантастик » Джордж МакКей , Ансел Элгорт из «Дивергента » и «Виноваты звезды » и Митчелл Хоуп из диснеевского телемюзикла «Отпрыски». Победителем вышел Брентон Туэйтс из «Посвященного » и «Богов Египта » - очередной «экспортный» австралийский красавчик.

Борьба за роль Карины была не менее жесткой, но менее представительной. Среди тех претенденток, кто заслуживает упоминания, отметим Габриэллу Уайлд из «Трех мушкетеров » Пола Андерсона и Александру Даулинг из британского телесериала «Мушкетеры» и из «Игры престолов ». Победительницей предсказуемо вышла самая известная кандидатка - британская бразильянка Кая Скоделарио , которая дебютировала в британском телехите «Молокососы » и снялась в блокбастерах «Битва титанов » и «Бегущий в лабиринте ».

Джеффри Раш, который вместе с Деппом стал талисманом цикла, вновь сыграл капитана Барбоссу и опять исполнил функцию неоднозначного антигероя. Не оставил Деппа и Кевин МакНелли , по традиции изобразивший Гиббса, верного сторонника и первого помощника Джека Воробья. Дэвид Уэнем из «Властелина Колец» и «300 спартанцев » сыграл британского офицера Скарфилда, а живущая во Франции иранская актриса Гольшифте Фарахани получила роль загадочной ведьмы, с которой по магическим и темным делам консультируется Барбосса. Участие Орландо Блума и Киры Найтли какое-то время было под вопросом, но звезды трех первых «Пиратов» в фильме все же появились. Наконец, легендарный рокер Пол МакКартни снялся в небольшой, но запоминающейся сцене. Он изобразил дядю Джека Воробья.

Первоначально было объявлено, что фильм будет сниматься в США, в Пуэрто-Рико и Луизиане. Но голливудский патриотизм как проснулся, так и заснул, когда стало известно, что австралийские власти могут предоставить очень выгодные налоговые вычеты, если лента будет полностью снята в Австралии.

Съемки проходили в штате Квинсленд на северо-востоке континента. Интерьерные сцены снимались на студии Village Roadshow Studios в Оксенфорде, где в прошлом десятилетии работали над фэнтези-лентой «Хроники Нарнии: Покоритель зари ». Уличные сцены создавались по всему побережью штата, в одном из съемочных мест была сооружена внушительная декорация поселения.

Для океанских сцен использовалось парусное судно под названием «Радужная цыганка», построенное австралийским моряком и энтузиастом старомодного мореплавания Китом Вудвордом. «Цыганка» - это копия рыбацкого траулера конца XIX века, так что продюсеры купили корабль, а декораторы существенно его изменили, причем несколько раз, поскольку «Цыганка» сыграла несколько разных судов. Вудворд участвовал в подготовке корабля к выходам в море, поскольку никто лучше него не знает «Цыганку». Он десять лет потратил на ее сооружение.

Австралия оказалась для голливудцев не только гостеприимной, но и взбалмошной хозяйкой. Когда стало известно, что студия везет в страну двух капуциновых обезьянок, которым предстояло сыграть мартышку Барбоссы, австралийские борцы за права животных пытались добиться запрета этого перелета - под тем предлогом, что перелеты из Калифорнии в Австралию для обезьян непривычны, а потому потенциально опасны, и что игра в кино - неестественное занятие для диких животных. К счастью, правительство не пошло на поводу у протестующих.

По ходу съемок Джонни Депп наглядно продемонстрировал, почему продюсеры настаивают, чтобы в опасных сценах актеров подменяли каскадеры. Депп был травмирован за пределами съемочной площадки (он повредил руку, занимаясь картингом), и его пришлось везти в Штаты на операцию. Актера не было на съемочной площадке более месяца, и после того, как группа сняла все сцены без участия Деппа, съемки пришлось прекратить на две недели. Сотни людей ждали, пока актер поправится. А если бы травма была более серьезной? Кстати, Скоделарио тоже пострадала во время съемок, но ее руку вылечили быстрее, чем руку Деппа.

Еще Депп отличился, когда незаконно, без прохождения обязательного карантина, ввез в страну на частном самолете своих двух собак. Когда нарушение обнаружилось, песиков пришлось везти обратно, что обошлось в дополнительные 320 тысяч долларов. Голливудцы такие голливудцы… Неудивительно, что у Деппа сейчас финансовые проблемы, несмотря на его запредельные заработки.

Съемки картины заняли три месяца и завершились в июле 2015 года. После этого целый год ушел на создание многочисленных компьютерных эффектов и прочий постпродакшен. В марте и апреле 2016 года в канадском Ванкувере прошли дополнительные съемки - обычное дело для проектов такого размаха.

Персонажи «Пиратов Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки»

Генри Тернер - главный герой фильма. Сын Уилла Тернера и Элизабет Суонн-Тернер, Генри мечтает спасти отца от морского проклятия, которое тот принял на себя перед самым рождением сына. Генри разыскивает могущественный трезубец Посейдона, и он обращается за помощью к пиратскому капитану Джеку Воробью. Генри сыграл Брентон Туэйтс.

Капитан Джек Воробей - главный вспомогательный персонаж фильма. Джек все еще пиратствует, но преимущественно на суше, поскольку он так и не вернул себе свое судно «Черная жемчужина». Его команда все еще с ним, но она уже задумывается о том, зачем им капитан без корабля. Джека сыграл Джонни Депп.

Карина Смит - главная героиня фильма. Решительная девушка-астроном, Карина унаследовала от отца, которого никогда не видела, зашифрованную книгу с картой, указывающей, как найти трезубец Посейдона. Карина ищет этот артефакт в надежде узнать побольше о своей семье. Карину сыграла Кая Скоделарио.

Капитан Армандо Салазар - главный злодей фильма. Испанский капитан, Салазар некогда поклялся, что изведет всех пиратов. Однако стычка с юным Джеком Воробьем превратила его в зомби. Теперь Салазар мечтает жестоко отомстить. Салазара сыграл Хавьер Бардем.

Капитан Гектор Барбосса - бывший противник и бывший соратник Джека Воробья, Барбосса сильно разбогател на своих пиратских операциях. Он оказывается втянут в сюжет, когда Салазар начинает разыскивать Джека. Барбоссу сыграл Джеффри Раш.

Ожидания

По последним данным, новые «Пираты» обошлись в 230 миллионов долларов, хотя прежде назывались куда более внушительные суммы. В любом случае картине будет непросто окупиться, но, судя по сборам предшествующих фильмов цикла, у нее на это неплохие шансы. Скоро мы узнаем, дотянут ли эти «Пираты» до миллиарда!

Также интересно, как повлияют на судьбу ленты первые критические отзывы, которые не слишком положительны. Похоже, что все усилия по приданию циклу новой энергии (новый сценарист, новые режиссеры, новые звезды) не дали того художественного результата, на который студия рассчитывала. Впрочем, мы не раз видели, как ругательные отзывы не мешают отлично зарабатывать. Особенно циклам с хорошей репутацией, с яркими звездами и с дорогими эффектами. А «Пираты» - как раз такая эпопея.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Армандо Салазар – при жизни был ярым охотником на пиратов, вершившим свое правосудие на Семи Морях в XVIII веке. По национальности Салазар испанец, нес службу в королевском флоте и впоследствии стал капитаном могущественного корабля «Немая Мария» . Армандо был известен также по прозвищу Эль-Матадор дель Мар.

Казалось бы, пределу его жестокого, и, немало важно, успешного правосудия, настигавшего пиратов, не было предела. Но все кардинально изменилось когда молодому удалось перехитрить бравого офицера и заманить его в сверхъестественную ловушку, в которой Армандо Салазару вместе с его командой пришлись быть долго время заточенным в облике призраков. Не забыв столь сильное унижение, спустя время, Армандо Салазар выбрался из проклятого Треугольника, в которым был заточен, и отправился на поиски артефакта, именуемого Трезубцем Посейдона. Цель Салазара — продолжить свою миссию по очистке мира от пиратов, и, конечно же, в первую очередь, отомстить Джеку Воробью.

Охота на пиратов

Капитан Салазар, как уже было упомянуто, служил в испанском королевском флоте. Быстро продвигаясь по карьерной лестнице, он получал множество наград и вскоре стал капитаном военного корабля. Капитан Салазар поклялся истребить всех пиратов, населяющих Семь Морей. Причиной такой ненависти к морякам под была семейная трагедия: отца и деда Салазара отправили на тот свет именно пираты. В своей вендетте флибустьерам он стал настолько успешен, что стали поговаривать, что Армандо отправил на тот свет не одну тысячу моряков, сея среди них невообразимый ужас.

Однажды капитан Армандо Салазар напал на пиратский флот, состоящий почти из десятка кораблей и несмотря на свое меньшинство, хладнокровно и мастерски уничтожал одно судно за другим, не давая пощады даже тем, кто пытался капитулировать под белым флагом . В итоге, последний оставшийся в пиратском флоте корабль стал для Салазара роковым. Ослепленный своей ненавистью он попался на уловку молодого Воробья, служившего на одном из тех пиратских судов, и дал себя заманить в окутанную темными силами ловушку, смерть от взрыва в которой вовсе не подарила охотнику на пиратов покой. Армандо Салазар и его команда стали чем-то на подобии жутких призраков и вынуждены были быть заточенными в том Дьявольском Треугольнике целых 30 лет .

Даже не верится, что я собираюсь критиковать последнюю часть любимой франшизы моего детства, но как бы мне ни хотелось оценить пятую часть на максимум, сделать этого я не могу. Помнится, выйдя из кинотеатра, я пребывала очень даже в приподнятом настроении, полагаю, вызванном в основном увиденными спустя несколько лет любимыми героями на экране. Однако через некоторое время, когда эйфория спала, уступив место здравому смыслу, я начала перебирать по кусочкам все события пятых «Пиратов» и обнаружила… что в этом фильме на самом деле-то нет ничего, за что можно было бы его похвалить.

Хотя нет, вру — пожалуй, мало-мальски достойный элемент этого фильма — «молодая кровь»: герои Брэндона Туэйтса и Каи Скоделарио. Они оба хорошо смотрелись и в целом вызывали симпатию. Ну и так же могу плюсик накинуть за промелькнувшего Пола МакКартни, хотя я надеялась, у него будет роль посущественнее, как у того же Кита Ричардса, а не просто двухминутное появление. Ну и еще ярким пятном был момент с молодым Джеком Воробьем, хотя в этом эпизоде основной акцент был не на нем.

А вот с остальным дела обстоят куда менее радужно. Во-первых, что хотелось бы отметить — так это графика . Это вообще что?! Как в блокбастере стоимостью больше 200 лямов оказались столь убогие спецэффекты, да ещё и в 2017 году? Это как же так вышло, что в том же «Сундуке мертвеца» 2006 года (моя любимая часть из первоначальной трилогии), с практически таким же бюджетом персонажи и спецэффекты выглядят куда реалистичнее и зрелищнее, чем спустя 11 лет, когда мы вдруг лицезрим графику на уровне фильмов компании Asylum? И это не придирки зажравшегося зрителя, потому как мертвецы-призраки, акулы и прочие шедевры спецэффектов здесь смотрелись настолько неестественно, что создавалось впечатление, будто их взяли из какого-то мультфильма и перенесли сюда.

Во-вторых, сюжет . Ладно ещё, что он крутится вокруг мифологии — так-то и предыдущие части были основаны на легендах. Здесь бросаются в глаза невообразимые сюжетные дыры, которые никаким образом не объясняются. Например, откуда вдруг взялась целая и невредимая команда Джека (точнее, ее часть). Кроме Джошами Гиббса, верного старпома Воробья, который действительно был жив-здоров и в предыдущей части, остальных членов экипажа «Чёрной жемчужины», как резонно могли полагать зрители, постигла та же участь, что и корабль — оказаться запертыми в бутылке в результате колдовства Чёрной Бороды. Вдруг здесь они откуда ни возьмись появляются, как ни в чем не бывало, и никто не должен этому удивляться? И потом, почему вдруг в команде Джека Скрам из четвёртой части, который, помнится, уплыл на корабле «Месть королевы Анны» вместе с ее новым капитаном — Барбоссой. А тут он вдруг тусит с экипажем «Чёрной жемчужины», словно всегда и был его частью.

И ещё кое-что: совершенно непонятна сюжетная линия с компасом Джека. На это уже обращали внимание некоторые рецензенты, и я с ними согласна полностью. Помнится, в предыдущих частях Воробей не раз расставался с компасом, даже для собственной выгоды, так почему же в эти моменты удача ему не изменяла и корабль-призрак не освобождался из заточения? Или обязательным условием было, чтобы Джек его именно пропил? Сами строим свои догадки, по всей видимости.

В-третьих, персонажи . И это главный провал фильма. Нет, я не беру «новеньких», о которых речь шла в начале. Я имею в виду старых добрых героев, так полюбившихся нам на протяжении долгих лет. Их просто опустошили. Окончательно и бесповоротно. В Джеке Воробье практически ничего не осталось от того обаятельного негодяя, которому хотелось сопереживать, несмотря на все его даже самые подлые выходки. Здесь он просто опустившийся алкоголик, которому, по всей видимости, настолько все осточертело, что и привычными грабежами он занимается лишь для того, чтобы чем-то занять хронометраж длиною в 2 с лишним часа. Уже ни его шутеечки, ни знакомые фразочки не вызывают ни улыбки, ни смешка. В этой части он будто пародирует сам себя, причём крайне неумело.

Капитан Барбосса также почти ничего не имеет общего с тем, безусловно, подлым, бессовестным, но все же харизматичным пиратом, которого мы видели в трилогии, да и в четвёртой части тоже. Здесь же он потерял свой облик и в прямом, и в переносном смысле. С чего это вдруг человек, столь жадный до грабежей и разбоев, внезапно решает уйти на покой и ничего ему больше не надо, главное положите жратвы погуще да повкуснее. И это все? Это и была цель всей жизни Барбоссы — стать зажравшимся во всех смыслах пиратским «боссом»? А зачем тогда вообще были все предыдущие части? Зачем была ему нужна столь отчаянно им желанная «Чёрная жемчужина», если всего, что мы видим в пятой части, он без труда добился и без неё? И в чем тогда, интересно, разница между ним и королем Георгом, перед которым он столь искусно притворялся, но которого на самом деле презирал, если сейчас он даже внешне на него смахивает?

Остальные знакомые из предыдущих частей герои никаким образом не запоминаются, поскольку времени им отведено чрезвычайно мало. Ну разве что Гиббса еще можно отметить, но он никаким образом на сюжетные ходы не влияет и его роль сведена теперь к минимуму.

Для меня стало понятным одно (хотя думается мне, это и так все поняли): что эта часть была снята для сруба бабла исключительно, а сама франшиза окончательно выдохлась. Если четвёртая часть ещё может похвастаться как захватывающим сюжетом, так и колоритными действующими лицами, то в этой части первое высосано из пальца, а второе отсутсвует напрочь. Потому что обстановку не разбавил ни Хавьер Бардем (опять же, из-за «прелестной» графики невозможно воспринимать его как полноценного персонажа), ни молодые герои, ни даже появление старых добрых Уилла и Элизабет. Последнее, как мне кажется, было лишь для того, чтобы хоть что-то глаз порадовало, и как-то положение спасти. В остальном же мы видим только как Джонни Депп с явным нежеланием пытается воссоздать всеми полюбившийся образ, который ему самому явно надоел. И хотя «Пиратов» невозможно представить без Джека в исполнении Деппа, сейчас идея перезапуска франшизы или ее продолжения без Воробья уже не кажется такой скверной. Тем более, восприниматься это уже будет, вероятно, как самостоятельный фильм, никак не связанный с оригинальной историей. А так хотя бы ни любимая франшиза, ни любимые персонажи не будут окончательно втоптаны в грязь.

Исключительно из уважения к предыдущим частям, рецензии ставлю не красный цвет, а самому фильму -