Почему говорят пословица всем делам помощница. Сочинение описание по картине Шишкина «Зима в лесу, иней»

Тема: «Пословица - всем делам помощница» (внеклассное мероприятие)

Цели: Обобщить знания учащихся о народных пословицах, показать глубину их мысли, напевность речи, своеобразие языка; прививать любовь к своей Родине, ее прошлому; учить работать в группе.

Форма проведения : устный журнал

Оборудование: Плакат с пословицами, «Книга пословиц», тексты на столах в каждой группе; карточки с пословицами в конвертах; игра «Ромашка», книги с пословицами; русский костюм; музыкальное сопровождение.

Подготовительный этап: Класс делится на четыре группы, каждая из которых получает конверт с пословицами. Из этого конверта дети выбирают карточки с пословицами, подходящими по смыслу к каждому этапу мероприятия.

Ход мероприятия

Вводная часть

(Звучит народная мелодия)

Учитель: Сегодня у нас необычное мероприятие - мы будем говорить о том, что люди часто употребляют в речи. От этого их речь становиться яркой, образной.

Выходит ученица в русском народном костюме, в руках у нее рушник с караваем.

Здесь и красные девицы,

Добры молодцы кругом-

Все уселись за столом.

Будет вам всем здесь приятно

Побывать в гостях у нас.

Ведь изба красна не углами, а пирогами.

Угощает гостей и детей

2. Объявление темы

В. О чем мы будем говорить, вы узнаете, когда прочитаете вот эти предложения.

На доске:

Красна речь пословицей.

Без пословицы не проживешь.

Пословица недаром молвиться.

Старая пословица не сломиться.

Так что же это? Каким одним словом мы можем объединить эти предложения?

Пословицы.

Правильно, и тема нашего мероприятия: «Пословица – всем делам помощница»

3. Беседа о жанрах русского народного творчества (фольклора)

У.: Не зря Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Что за Роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей, что за золото!»

Пословица-это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

В пословицах-народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях.

Пословица советует, научает, наставляет, предупреждает.

А какие еще жанры фольклора вы знаете?

Дети: Поговорки, потешки, скороговорки, загадки, прибаутки…

У.: Сохранилось много пословиц, и фольклористы (то есть люди, которые занимаются изучением, собиранием пословиц, сказок, поговорок, песен, шуток, прибауток) решили собрать все это в одну книгу –«Книгу пословиц» (Воспитатель демонстрирует книгу «Пословицы русского народа», составленную Далем)

Но сегодня мы будем работать по книге меньшего объема, в которой будет 5 страниц.

(Названия страниц вывешены на доске.)

4. Основная часть. «Книга пословиц»

У.: И сегодня мы с вами будем путешествовать по страницам такой книги. Каждая страница-тема, на которую собраны пословицы. Путешествие начинается. Открываем первую страницу нашей книги.

«ЧТЕНИЕ-ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ»

1. Чтение «по цепочке»

У.: Вот мы с вами сейчас почитаем.

Каждая группа читает «по цепочке свой текст. Дети сомостоятельно оценивают работу каждого.

В.: Кто читал хорошо без ошибок?

Один ученик от группы называет лучших чтецов

2.Подбор пословиц о чтении

У.: Найдите пословицы, которые можно отнести к этой теме и объясните их.

Дети подбирают подходящие пословицы из конверта.

* Книга для ума-что теплый дождик для всходов.

*Книга поможет в труде, выручит в беде.

*Кто много читает, тот много знает.

*Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

*Хорошая книга-лучший друг.

*Грамоте учиться вперед пригодиться.

3.Игра «Ромашка»

На доске ромашка со съемными лепестками, на которых написаны отрывки из произведений

У.: Сейчас мы с вами поиграем. Я зачитаю вам отрывки из произведений, а вы должны к лепестку с их названием прикрепить лепесток с фамилией автора.

Воспитатель читает отрывки

*«Мороз» (Е. Благинина)

* «Детство» (И. Суриков)

* «Сказка о рыбаке и рыбке» (А. Пушкин)

* «Серая шейка » (-Сибиряк)

* «Корзина с еловыми шишками» (К. Паустовский)

* «Не ветер бушует над бором» (Н. Некрасов)

* «Летучий корабль» (Русская народная сказка)

Какая книга здесь лишня и почему?

Дети: Сказку «Летучий корабль » создал народ, а остальные-авторские.

«ДЕРЕВО СИЛЬНО КОРНЯМИ, А ЧЕЛОВЕК ТРУДОМ»

1.Подбор пословиц

У. В.: Это вторая страница нашей «Книги пословиц». Как вы думаете, о чем можно узнать на этой странице? На какую тему должны находиться здесь пословицы?

Дети: О труде.

У. В.: Найдите на карточках пословицы, которые можно отнести к этой теме.

Дети выбирают пословицы из конверта.

Без труда ничего не деется.

Землю красит солнце, а человека – труд.

Птица крепнет в полете, а человек в труде.

Деревья смотри в плодах, а человека смотри в трудах.

2.Чтение стихотворения

У. В.: Давайте послушаем стихотворение.

Читает подготовленный ученик.

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож,

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба-

Все это создано трудом,

А не, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придет пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд-это учеба, хорошие, крепкие знания. Но, кроме хорошей учебы, вы должны уметь и себя обслужить, а также помочь маме, брату, сестре.

3. Загадки о пословицах

Загадки загадывает каждая группа

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской

У него в руках ведро

Сам расписан он пестро. (Маляр)

Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несет в секрете

На тропе, на берегу,

Преграждая путь врагу. (Пограничник)

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)

Кто в дни болезней всех полезней,

И лечит нас от всех болезней. (Доктор)

«ПТИЦА СИЛЬНА КРЫЛЬЯМИ, А ЧЕЛОВЕК -- ДРУЖБОЙ»

1. Подбор пословиц

У. В.: Как вы думаете, на какую тему могут быть пословицы на третьей странице?

Д.: О Дружбе.

У.: Давайте найдем пословицы о дружбе.

* Человек без друга – что земля без воды.

* Друга ищи, а нашел – береги.

* Друзья познаются в беде.

* Старый друг лучше новых двух.

* Не тот друг, кто медком помажет, а кто правду скажет.

* Друга на деньги не купишь.

2. Игра «Отгадай пословицу»

У.: Вот мы и проверим, как вы умеете дружно работать. Каждой группе я даю по карточке со словами из пословиц. Вы должны их вспомнить.

Дети получают карточки со словами из пословицы.

Коса-камень

Д. Нашла коса на камень.

Шило-мешок

Д. Шила в мешке не утаишь

Язык-дело

Д. Не спеши языком, торопись делом.

Дело-мастер

Д. Дело мастера боится

Труд-лень

Д. Труд человека кормит, а лень-портит.

5 Физкультминутка-музыкальная пауза

Дети исполняют белорусскую народную песню «Кума, мая кумачка…»

«ОДНА У ЧЕЛОВЕКА РОДНАЯ МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА »

1. Подбор пословиц

У.: Какие пословицы могут быть на четвертой странице?

Д.: О Родине.

У.: Прочитайте и объясните их смысл.

* Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

* Родина-мать, умей за нее постоять.

* Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.

* На чужой сторонушке рад своей воронушке.

* Своя земля и в горсти мила.

* Жить –Родине служить.

Дети читают пословицы и объясняют их смысл.

2. Чтение стихотворений

Если скажут слово «Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки Березка-скромница

И ромашковый бугор.

А другим, наверно вспомниться

Свой родно, красивый двор,

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина у всех бывает разная,

Но у всех она одна.

Последнюю строку читают все вместе.

У.: Да, и у нас с вами есть Родина, страна, где мы живем. Как она называется?

Д.: Беларусь

У.: А что значит малая Родина?

Д.: Это то место, где мы родились.

Звучит гимн Беларуси в исполнении детей.

4.Викторина.

У.: А сейчас проведем викторину. Надо по началу пословицы найти конец.

Учитель раздает карточки с написанным началом пословиц. Дети заканчивают пословицы.

Д. Как на крыльях летать.

В. Поздно встанешь…

Д. Мало сделаешь.

В. Мир освещается солнцем…

Д. А человек знанием.

В. Не красна изба углами…

Д. Красна пирогами.

В. Что одному не под силу. То…

Д. Легко коллективу.

В. Делаешь наспех…

Д. Сделаешь на смех.

5. Творческая работа.

В. Ребята, у нас еще остались пословицы, которые мы никуда не отнесли. Прочитайте их. Как вы думаете, к каким темам можно их отнести

В каждой группе осталось по шесть пословиц. Дети их распределяют.

Хорошо трудиться – хлеб уродиться.

Земля – тарелка, что положишь, то и возьмешь.

Что посеешь, то и пожнешь.

Д. О сельском труде.

Осень –перемен восемь.

Сентябрь холоден, да сыт.

Новый год – к весне оборот

Д. О временах года.

Группа 2

Мир не без добрых людей.

Где смелость там и победа.

Д. О мире

Трус таракана посчитает за великана .

Скромность красит человека.

Д. О характере людей.

Группа 3.

Пока ленивый проспится, усердный с работы вернется.

Лень лени и за ложку взяться, а не лень лени обедать.

Солнышка садится – лентяй веселится, солнышко всходит.

Д. О лени.

Сам погибай, а товарища выручай.

Один за всех, все за одного.

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Один в поле не воин.

У.: И вот мы открываем последнюю страницу нашей «Книги пословиц»

«КОНЧИЛ ДЕЛО-ГУЛЯЙ СМЕЛО»

У. В.: Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Д.: Отдыхать можно тогда, когда закончил все дела.

У.: А сейчас посмотрите сценку, которая так и называется: «Кончил дело –гуляй смело».

Сценку разыгрывают подготовительные дети.

Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает солнышко.

Солнышко.

Недовольно ли учиться?

Не пора ли по ли порезвиться?

Нет, ясное солнышко, нет.

Теперь мне гулянье не впрок,

Дай прежде окончу урок!

Недовольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?

Нет, милая, гулянье не впрок,

Дай прежде окончу урок!

Недовольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?

Нет, кисонька, нет

Теперь гулянье не впрок,

Дай прежде окончу урок!

Наконец урок окончен, мальчик убирает книги, тетрадь в портфель, встает из-за стола.

Мальчик. Ну-ка, кто меня манил?

Все. Кончил дело?

Мальчик. Да!

Все. Гуляй смело!

Дети поют белорусскую народную песню «Саука ды Грышка» Итог мероприятия.

У.. Ребята, правильно поступил мальчик?

У.. Ну вот и все, теперь и мы можем гулять смело, так как все дела мы сделали.

Я надеюсь, что вы не будете забывать пословицы и будете правильно употреблять их в своей речи.

ГУО «Пластокский УПК ДС-БШ ЛЮбанскогорайона»

ПОСЛОВИЦА-

ВСЕМ ДЕЛАМ ПОМОЩНИЦА

(устный журнал)

Учитель: Черкас

Ольга Николаевна

Познавательно – развлекательное занятие

Цель занятия: познакомить с пословицами и поговорками, учить составлять пословицы, рисовать иллюстрации к пословицам, выполнять тестовые задания, проводить игры и занимательные задания с пословицами. Ведущий: Красив русский язык! Кто не восхищался и не восхищается величием и богатством нашего родного языка. Он мелодично звучит на просторах нашей Родины. Это богатый сильный, выразительный и музыкальный язык русского народа. - А что украшает нашу речь? (Пословицы и поговорки) - Сегодня наш разговор о пословицах и поговорках. (Ведущий вешает на доску плакат «Пословица – всем делам помощница» ) (слайд 1) - Кто изображен на портрете? Владимир Иванович Даль (1801-1872) был образованным и трудолюбивым человеком. Он закончил Петербургский морской корпус, а затем - Дерптский университет, получив диплом врача. Однако основным делом его жизни стала литературная деятельность. Он вошел в историю мировой культуры как составитель «Словаря живого великорусского языка».

Словарь Даля, как его стали сокращенно называть уже современники, впервые отразил богатство и красоту разговорного народного языка.

Каждому слову Даль давал объяснение и иллюстрировал его употребление пословицами или поговорками.

Кроме этого, Даль создал множество литературных произведений: сказок, рассказов, очерков и повестей. Полное собрание сочинений Даля составляет 10 объемных томов. Его произведения написаны таким живым и увлекательным языком, что их легко читают дети любого возраста.

Деятельность Даля по созданию словаря при его жизни получила общественное признание: он был удостоен Ломоносовской премии и большой золотой медали Российского географического общества. В 1868 году Даль был избран почетным академиком.

Мы начинаем конкурсную программу

«Пословица – всем делам помощница»

1 КОНКУРС - ВИЗИТКА

Команда «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

Из терема выходят две девочки. Одна из них Ульяна. Она садится на завалинку, зевает, начинает дремать.

Регина: Проснулась Ульяна не поздно не рано.

До обеда проспала, да обедать стала. Наелась, поклонилась да опять повалилась.

Матушка: (Выглядывает из окна). Ульяна, сходи за водицей на речку!

Ульяна : Да лень мне, дрёма одолела.

Регина: Вот лодырь! Кто ленив, тот и сонлив.

Матушка: (Из терема). Ульяна, иди киселя хлебать!

Ульяна: (Поднuмаясь). Раз матушка велит - надо идти. Где моя большая ложка? Без меня не начинайте! (Уходит в терем).

Группа на завалинке (запевает): Хорошо лентяю жить, совсем не о чем тужить. ОН избы не прибирает, как испечь калач не знает. С зарёй рано не встаёт, с косой в поле не идёт.

А уж как за стол идти, ложку знает где найти.

Ульяна: ( Высовывается из окна). Ой-ой! Не надо про меня петь.

Все: ( Хором). Хочешь есть калачи - не сиди на печи

Команда «Кончил дело – гуляй смело!

Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает солнышко. Солнышко: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться? Мальчик: Нет, ясное солнышко, нет. Теперь мне гулянье не впрок, Дай прежде окончу урок! Птичка: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться? Мальчик: Нет, милая, гулянье не впрок, Дай прежде окончу урок! Кошка: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться? Мальчик: Нет, кисонька, нет. Теперь гулянье не впрок, Дай прежде окончу урок! (Наконец урок окончен, мальчик убирает книги, тетради в портфель, встает из-за стола.) Мальчик: Ну-ка, кто меня манил? Все: Кончил дело? Мальчик: Да! Все: Гуляй смело! - А кто из вас знает, что такое пословица? 2 КОНКУРС «Расскажи» (конкурс капитанов ) (слайд 2)

Альбина: Пословица – народная мудрость, где есть порицание или совет. Пословицы появились давно.Люди много наблюдали жизнь, составляли краткие выразительные изречения, которые легко запоминались. В пословицах выражались взгляды нашего народа на жизнь, его любовь к Родине, высокое сознание долга, правдивость и честность, верность в дружбе, уважение к науке и труду.

Кристина: Пословицы - краткие народные изречения с назидательным содержанием, народные афоризмы . У русского народа, как и у любого другого, существует бесчисленное множество пословиц и поговорок. Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались народом в течение многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому.

3 КОНКУРС «Назови правильно пословицу» (слайд 3) Пословица тебя мы знаем, но не такою ты была….! Неужто, буква озорная, вновь чьё – то место заняла? Два сапога - тара (пара). Ус - хорошо, а два – лучше (ум). Мы сами с умами (усами). Первый клин комом (блин). Сашу маслом не испортишь (кашу). Не сиди сложа брюки , не будет и скуки (руки).

Ведущий : (слайд 4) В пословицах беспощадно высмеивали предателей и трусов, льстецов и болтунов, лентяев и хвастунов. Пословицы украшают живую речь, делают её меткой и убедительной. Их создавали во все времена, часть их отмирала, остальные сохранились в живой речи народа. Много пословиц было создано в нашу эпоху о Родине.

- Как называется наша Родина? (Отчизна, мать, Казахстан, Отечество, родной край, отчий дом) 4 Конкурс «Перепутаница» (слайд 5) - Собери части пословиц о Родине. За Родину - мать

( Ответы: За Родину - мать сумей постоять. С родной земли – умри - не сходи. Кто за Родину – горой, тот истинный герой. Своя земля и в горсти мила. Родина любимая, словно мать родимая. На чужой стороне и весна не красна. Где кто родится, и весна не красна. Где кто родится, там и пригодится. Жить - Родине служить.) Ведущий : - А как вы понимаете последнюю пословицу? (Нужно много учиться, работать, чтобы быть полезным своей стране). 5 Конкурс « Продолжи пословицу» (слайд 6) Труд человека кормит, а лень… портит. Скучен день до вечера, коли делать… нечего. Маленькое дело лучше большого… безделья. Терпение и труд всё… перетрут. Без труда не вынешь и рыбку из… пруда. Не сиди сложа руки, не будет и… скуки. Ведущий : К пословицам можно нарисовать рисунки. Давайте попробуем определить, какая пословица подходит к этому рисунку? (слайд 7 – 8) 6 КОНКУРС «Нарисуй пословицу!» (Ведущий даёт участникам ватманы и фломастеры и предлагает нарисовать пословицу) Семь раз отмерь, один раз отрежь. Рот до ушей, хоть завязочки пришей.

Ведущий: В пословицах очень часто используют числа. Давайте вспомним эти пословицы.

- ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «СКОЛЬКО?» ( слайд 9)

(слайд 10)

Ведущий : - А сейчас посмотрим сказку К.Д.Ушинского «Лиса и Журавль» (слайд 11) Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: - Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу. Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает: - Покушай, голубчик-куманек, - сама стряпала. Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит: - Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает: - Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости. На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит: - Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать. Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел. - Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать. Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - несолоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь. - Какая пословица подойдёт к сказке? (Как аукнулось, так и откликнулось.) 7 КОНКУРС «Выбери правильный ответ» (слайд 12) Ложь человека не … А) красит Б) не рисует В) не пишет Труд кормит и… А) одевает Б) раздевает В) покупает Не имей сто рублей, а имей… А) два мерседеса Б) сто друзей В) тысячу коней Куда иголка, туда… А) и нитка Б) и портной В) и платье

Ведущий Вспомните русскую народную сказку «Петушок – золотой гребешок». (слайд 13) - О чём это произведение? (О дружбе, товариществе) 8 КОНКУРС «Вставь частицу «не» в пословицы!» (слайд 14) Дружба крепка…лестью, а правдой и честью. Семеро одного… ждут. Близок локоток, да…укусишь. Из чёрного пса… сделаешь белой собаки. имей сто рублей, а имей сто друзей. узнавай друга в три дня, узнавай в три года. Ведущий: А сейчас послушайте стихотворение С.Я. Маршака «Друзья – товарищи.» День стоял веселый Раннею весной. Шли мы после школы - Я да ты со мной. Куртки нараспашку, Шапки набекрень, - Шли куда попало В первый теплый день. Шли куда попало - Просто наугад, Прямо и направо, А потом назад. А потом обратно, А потом кругом, А потом вприпрыжку, А потом бегом. Весело бродили Я да ты со мной, Весело вернулись К вечеру домой. Весело расстались - Что нам унывать? Весело друг с другом Встретимся опять! - О каких хороших качествах двух друзей говорится в этом стихотворении? (О взаимовыручке, дружбе, уважении, общих интересах…) - Какой дорогой нам нужно идти по жизни?

Песня «Дорогою добра»

9 КОНКУРС «Кто больше?» Учащимся двух команд предлагается назвать пословицы о дружбе, кто больше? ( слайд 15) ( Ответы: Старый друг лучше новых двух. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года. Будь сам верным другом, и тебе помогут в беде и др.) 10 КОНКУРС «Составь пословицу !» ( слайд 16) Из пары слов нужно составить пословицы. Дело – смело. Дело – мастер. Живи – учись. Труда – пруда. ( Ответы: За правое дело стой смело. Дело мастера боится. Век живи – век учись. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.) Ведущий: В пословицах часто сравнивали хорошее с плохим, чёрное с белым, отрицательное и положительное. 11КОНКУРС «Подбери антонимы» (слайд 17) Речь хороша короткая, а верёвка - … длинная. Болен – лечись, а … - берегись. здоров Родная сторона – мать, а чужая -… мачеха. У спорого кузнеца руки чёрные, да хлеб - … белый.

- подведение итогов

Ведущий : - С чем мы познакомились на занятии? Какие пословицы вам больше всего запомнились? Какие узнали впервые? (слайд 18) Пословица недаром молвится, Без них прожить никак нельзя! Они – великие помощницы, И в жизни – верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают. Порой чему – то поучают, и от беды нас берегут.

Характерной чертой пословиц и поговорок является их целенаправленность, желание привить слушающему определенную оценку явлений действительности. При этом идея не навязывается, она воплощена в образ, представляющий единство содержания и художественной формы.
Все элементы пословицы подчинены тому, чтобы убедить в истинности высказанного суждения. - Многие пословицы таят в себе иносказательный смысл, который проявляется в зависимости от того или иного контекста. Это касается многих пословиц и поговорок, высмеивающих различные пороки человека, как например: " «Каков Савва, такова ему и слава», «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива», «Не все золото, что блестит», «Убери пень в вешний день, и пень будет пригож», «Видом орел, умом тетерев».
Но это не относится ко всем произведениям пословичного жанра. Можно назвать и пословицы другого типа, употребляющиеся только в прямом смысле, без обиняков и иносказаний. Именно гак мы воспринимаем такие образцы этого жанра, как, например:
«Пословица - всем делам помощница», «Лицо - зеркало души», "Где ум, там и толк". Употребление пословиц в прямом смысле, в одном или близком контексте свойственно большей части пословиц. Для пословиц и поговорок, как и для других фольклорных жанров, характерно бытование во многих вариантах, оттенки которых изменяются как хронологически, так и в зависимости от той или иной территории их распространения. Ниже предлагаем ознакомиться с пословицами о весне.

3. Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.

4. Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

5. Весна днём красна.

6. Весна всё покажет.

9. Как не злись метелица, всё весной повевает.

10. Вода с гор потекла – весну принесла.

11. Готовь сани с весны, а колёса с осени.

12. Весною день упустишь, годом не вернешь.

13. Днём раньше посеешь, неделей раньше уберешь.

14. Посеешь в погоду - больше приплоду.

15. Кто рано сеет, семян не теряет.

16. Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

17. Весной часом отстанешь, днём не догонишь.

18. Весна днём красна.

19. Отстанешь на верстень - не догонишь во весь день.

20. Всякое семя знает своё время.

21. До поры до времени не сей семени.

22. Сей овёс в грязь - будет овёс князь, а рожь хоть в золу, да в пору.Фото цветы Пролиски в весеннем лесу Сватово

23. Вспашешь в срок, посеешь в срок - урожай будет высок.

24. Ранний посев к позднему в амбар не ходит.

25. В срок не вспашешь, не сборонишь - урожай свой проворонишь.

26. Вешняя пора - поел, да со двора.

27. Вешний день целый год кормит.

28. Кто спит весною - плачет зимою.

29. Растение – земли украшение.

30. Рощи да леса – всему краю краса!

31. Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба.

32. Сажай лес в поле – будет хлеба более.

33. Весна, зажги снега, заиграй овражки.

36. Весной пролежишь, так зимой с сумой побежишь.

37. Ласковое слово – что весенний день.

38. Ласковое слово, что дождь в засуху.

39. Потрудись весной –сытым будешь зимой.

40. Поле труд любит.

41. Больше землю удобряй, будет выше урожай.

42. Глубже пахать – больше хлеба видать.

43. Доброе семя, добрый и всход.

Калтабаева Клара Смадьяровна,
Астраханская область, п. Прикаспийский,
воспитатель МБОУ «СОШ п.Прикаспийский»

«Пословица — всем делам помощница»

Ведущий : Мы все хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки. Сегодня мы поговорим о пословицах – одним из жанров русского народного фольклора. Пословицы возникли с далёких незапамятных времён, как только люди научились говорить и общаться друг с другом.

С тех пор они по жизни всегда с человеком: советуют, поучают, предупреждают, наставляют. Недаром говорят: «Пословица недаром молвится». В этом мы убедимся на нашем устном журнале «Пословица – всем делам помощница».

Говорят, «без пословицы не проживёшь». На свете, наверное, нет человека, который хоть раз не использовал пословицы в своей речи. Пословицы делают нашу речь богатой, образной, яркой, выразительной.

Люди с уважением относятся к пословицам, ведь это наша культура и история.

I страница: « С книгой жить — век не тужить»

Ведущий: Книги – наши верные, мудрые друзья и добрые советчики. Живут они с нами в шкафах и на полках. Стоит только протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям, разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны. Нашим замечательным друзьям мы посвящаем эти пословицы:

1. Книга – зеркало жизни.

2. Книга поможет в труде, выручит в беде.

3. Хорошая книга – лучший друг.

4. Кто много читает, тот много знает.

5. Прочел новую книгу – встретился с новым другом.

6. С книгой жить – век не тужить.

Ведущий:

У меня корзина здесь, Поспешите угадать,

В ней вещей не перечесть, Что в ней и откуда?

Вес её полпуда.

Задание №1: определить принадлежность того или иного предмета и назвать сказку.