Тренировка музыкального слуха онлайн. Упражнения для развития музыкального слуха: пора делиться секретами! Что такое слух

Online игра "Абсолютный слух"

To view this page ensure that Adobe Flash Player version 10.0.0 or greater is installed.


Если вы не видите игру над этой надписью, то вам нужно скачать и установить Adobe Flash Player

По техническим причинам мы больше не формируем таблицу рекордов, поэтому вводить в конце игры данные НЕ надо...

По техническим причинам мы больше
не выдаем ДИПЛОМЫ и приносим извинения:-(

В игре звучат первых 33 вопроса из данного списка. Весь список из 55 вопросов (с 34 по 55 фишки с нотым станом) представлен в полной версии данной игры, входящей в программу .

1. ДО
2. РЕ
3. МИ
4. СИ
5. ЛЯ
6. РЕ
7. МИ
8. ФА
9. ЛЯ
10. СИ
11. СОЛЬ
12. МИ
13. ДО 1-й октавы
14. РЕ 1-й октавы
15. МИ 2-й октавы
16. ФА малой октавы
17. СОЛЬ 1-й октавы
18. ЛЯ 1-й октавы
19. СИ малой октавы
20. ДО малой октавы
21. РЕ малой октавы
22. МИ большой октавы
23. ФА 1-й октавы
24. СОЛЬ малой октавы
25. ЛЯ большой октавы
26. СИ большой октавы
27. ДО 2-й октавы
28. РЕ 1-й октавы
29. МИ 1-й октавы
30. ФА 2-й октавы
31. СОЛЬ большой октавы
32. ЛЯ малой октавы
33. СИ 2-й октавы
34. ДО 1-й октавы + нотный стан
35. СОЛЬ малой октавы + нотный стан
36. ЛЯ большой октавы + нотный стан
37. ФА большой октавы + нотный стан
38. РЕ большой октавы + нотный стан
39. МИ 1-й октавы + нотный стан
40. ДО 1-й октавы + нотный стан
41. СОЛЬ 1-й октавы + нотный стан
42. СИ 1-й октавы + нотный стан
43. РЕ 2-й октавы + нотный стан
44. МИ 2-й октавы + нотный стан
45. ФА 2-й октавы + нотный стан
46. СОЛЬ 2-й октавы + нотный стан
47. СИ 2-й октавы + нотный стан
48. ДО 3-й октавы + нотный стан
49. ДО 1-й октавы + нотный стан
50. ЛЯ малой октавы + нотный стан
51. ФА малой октавы + нотный стан
52. РЕ малой октавы + нотный стан
53. СОЛЬ большой октавы + нотный стан
54. МИ большой октавы + нотный стан
55. ДО большой октавы + нотный стан

Алексей Устинов, 2011-12-30

Игра обновлена 2013-11-30

Комментарий педагога

Абсолютный музыкальный слух - способность определять высоту тона, независимо от других тонов , т.е. не сравнивая звуки между собой и, как следствие, присваивать этому звуку название ноты. Природа этого феномена недостаточно исследована в кругах музыковедов и, видимо, поэтому представлена разными точками зрения. Но еще менее она знакома педагогам-практикам. При этом, навык "абсолютного музыкального слуха" постоянно остается в фокусе как интереса, так и споров почти у всех музыкантов. Принято считать, что все струнники (скрипачи, виолончелисты) обладают таким слухом, но это не так! Напротив, кажется, что пианисту он вовсе не нужен - однако, те из них, кто владеет этим навыком, говорят, что он очень помогает, например, при чтении партитур… Еще один часто дискуссируемый вопрос: можно ли его развить, или это что-то врожденное?...

Что делать с ребенком, который легко подбирает любую мелодию и совсем не желает смотреть в нотный текст? Как развить слух ученику, который хорошо знает нотные символы, но может играть фальшивые ноты, заучивает их и педагог никакими силами не может ему помочь?

Однажды мой ученик второго класса попросил сыграть ему пьесу Геннадия Сасько "Блюз", достаточно сложную в ритме, с пассажем в конце. Сыграла ее три раза... а на следующем уроке он играл Блюз без нот и в том же темпе, котором пьеса прозвучала. Случай с этим мальчик был для меня примером моей некомпетентности в работе с одаренным, с абсолютным слухом, учеником… Детей с абсолютным слухом в моей педагогической практике встречалось не много. И чаще всего такие дети не заканчивали музыкальную школу. Они с самого начала могли запомнить и сыграть пьесы с рук, "на слух", но чтение сложного текста вызывало у них сопротивление и, как следствие, у них терялся интерес к обучению.

Иными словами, навык "абсолютного слуха" не является чем-то отдельным в процессе обучения, однозначно положительным или негативным. И наличие, и отсутствие его требует от педагога дополнительного внимания и особого подхода к ученику. И все-таки, этот навык крайне желателен!

Чтобы помочь своим ученикам, а самой не повторить ошибки молодости, сейчас я применяю метод Мальцева С.М. - автора комплексной методики обучения игре на фортепиано, а так же сольфеджирования, синхронного с фортепианной игрой. Этот метод помогает мне выявлять уже в первый год обучения детей с хорошо развитым слухом и постоянно работать с ними чтением нот с листа.

Большинству учащихся и желающим освоить музыкальные премудрости, легко разучивать и играть любимые мелодии на фортепиано или гитаре, все же надо развивать слух. И игра "Абсолютный слух" - превосходное средство для этого. Она годится для всех возрастов.

Маленькие дети, которые и читать то не могут, по картинкам будут угадывать нужный ответ. (Только им надо помочь - вначале поиграйте в игру НОТКИ - КАРТИНКИ, чтобы ребенок познакомился с нотками, спрятанными в простых словах: ДОМ, РЕПКА. Там же, он познакомится и со звучанием нот.).

Ребята постарше и взрослые, играя, обнаружат, что у них ЕСТЬ абсолютный слух и что этот навык развивается - проверено!

Конечно, кто-то может сказать, что в игре нет полутонов (точнее, полной хроматической гаммы). Да, игра включает только белые клавиши фортепиано, т.е. фактически мы находимся в мажорном (ДО) или минорном (ЛЯ) ладу… Кто-то может отметить, что здесь играют роль ступени лада и интервалы... Абсолютно верно! Но, начните с простых задач, добейтесь уверенного распознавания этих нот, и вы сделаете большой шаг в совершенствовании вашего музыкального слуха. Поверьте, вы получите громадное удовольствие, обнаружив, что вы на слух определяете название ноты!

Кривопалова Л.Н.
Педагог фортепиано, Дворец творчества детей и молодежи, г. Томск
01.05.2011

Команда Вирартек выражает признательность Любови Николаевне Кривопаловой, принявшей активное участие в создании данной игры и в ее тестировании. СПАСИБО! Успехов вам и вашим ученикам!

Тренированный необходим каждому, кто занимается музыкой.

То, что вы слышите, это то, что вы играете, и если у вас проблемы с распознаванием разных типов аккордов, ритма или мелодий, это значительно ограничивает ваши возможности.

Однажды после занятий со своими учениками я решил выпить чашечку кофе. По пути в кофейню я услышал крик птицы, пролетавшей мимо. Ничего странного, скажете вы. Но есть одна мелочь: я распознал в этом звуке интервал в большую терцию. И вот, у меня уже есть идея для следующей статьи!

Я уже давно преподаю игру на гитаре и могу сказать, что большинство современных гитаристов обладают очень хорошо и слишком . Отличный способ проверить, можете ли вы играть на слух, это попросить друга сыграть легкую фразу дважды, а потом попробовать воспроизвести ее самостоятельно.

Если вам удастся сыграть фразу без ошибок с первого раза, вы на верном пути. Если вам пришлось долго искать нужные ноты, самое время заняться тренировкой слуха. Как и техника игры, способность распознавать и понимать музыкальные звуки требует постоянной практики и усилий. Многие мои ученики и товарищи понятия не имеют, как тренировать слух, поэтому я разработал несколько способов для этого.

Как тренировать слух

Хорошая идея — сходить в ближайшую музыкальную школу и узнать, не предлагают ли они курсов по сольфеджио и развитию слуха. Я сам и не догадывался о важности слуха, пока не начал ходить на занятия по и тренировке слуха в музыкальном колледже. Помимо прочего, там учат распознавать . Также вы узнаете, как записывать мелодии на бумагу и различать ритмы.

А что, если вы и так можете подбирать мелодии и вам для этого не нужно быть специалистом по ритмам и нотной записи? Отлично! Теперь попробуйте объяснить свою музыкальную идею клавишнику группы! Помните: профессионализм — не минутное дело! Ваши коллеги в любом случае оценят ваше внимание к деталям. В конечном итоге, большинство музыкальных курсов основываются на одном и том же. Попробуйте сыграть и спеть мажорную гамму, стараясь попадать в ноты.

Для начала, возьмите тональность, в которой вам легче всего петь. Потом можете играть и петь ноты гаммы с пропусками. Например, в тональности G мажор вы играете и поете ноту G, пропускаете ноту A и поете ноту B. Тренируйтесь до тех пор, пока не почувствуете, что это дается вам легко. Затем попробуйте спеть эту ноту без гитары. Добейтесь максимальной точности.

Пойте ступени гаммы в виде . Первая ступень — тоника, потом вторая ступень и т.д. Кроме того, можно также тренироваться петь , а также другие лады и

Музыкальный слух – это способность человека воспринимать музыкальные произведения и определять в них какие-либо недостатки или наоборот, оценивать достоинства музыки.

Некоторые люди воспринимают звуки только определённого происхождения и совершенно не различают звуки музыки. А некоторые музыканты, естественно обладающие музыкальным слухом, не восприимчивы к посторонним звукам. Также есть люди, отлично различающие звуки только одного рода и совершенно не воспринимающие звуки другого. Таким образом, развитие слуха обладает индивидуальными различиями.

Невнимательность или «музыкальная глухота»

Большинство случаев «музыкальной глухоты» – это всего лишь невнимательность. К примеру, когда человек занимается каким-то делом, он совершенно невнимателен к звукам. То есть, ухо то, конечно, воспринимает звук, а вот мозг, сосредоточенный на основном занятии, не фиксирует происходящий звук. Естественно он его и не будет обрабатывать за ненадобностью.

Слух необходимо развивать, так как он способен прогрессировать лучше любого другого чувства. Существуют специальные упражнения для развития музыкального слуха, практикуя которые можно развиваться в восприятии и определении музыкальных звуков и не только. Добавив к упражнениям необходимый уход за музыкальным слухом можно достичь определённых высот в музыке. А при небрежном отношении и невнимательности – запустить свой слух. Далее рассмотрим несколько упражнений для развития музыкального слуха.

Первое упражнение

Первое упражнение на внимательность и интерес. Прогуливаясь по улице необходимо прислушиваться к разговорам прохожих и удерживать в голове некоторое время обрывок услышанный вами. Применяя данное упражнение на практике, через какое-то время вы будете способны удерживать в памяти сразу несколько обрывков разговоров.

Второе упражнение

Прислушиваясь к разговорам прохожих, старайтесь запомнить не только фразу, но ещё и голоса людей, чтобы услышав какой-то голос в следующий раз, вспомнить фразу произнесённую обладателем этого . Практикуя это упражнение, обратите внимание, на то, что каждый человек обладает присущей только ему манерой разговора.

Третье упражнение

Это упражнение также основывается на запоминании голоса. Существует забавная , где перед главным участником усаживают несколько человек, с которыми он знаком и завязывают ему глаза. Люди по очереди произносят какие-либо слова, а главный герой игры должен определить, кому принадлежит голос. Такое упражнение очень полезно для развития слуха.

Четвёртое упражнение

Следующее упражнение заключается в том, чтобы прослушать несложное музыкальное произведение и затем попытаться его пропеть. Такое простое упражнение способствует интенсивному развитию слуха и вниманию к музыкальным звукам. Сначала можно побаловаться прямо-таки песнями, запоминать с первого раза и её мелодию, вариант посложнее и поинтереснее – попробовать повторить по памяти отрывок музыки инструментальной. Спустя какое-то время почувствуется легкость в воспроизведении мелодий и можно будет перейти к более сложным произведениям.

Пятое упражнение

Это упражнение, как ни странно, основывается на прослушивании лекций. Так что студентам будет легче развивать слух и внимательность, чем, людям, общающимся в ограниченном кругу. Упражнение заключается в следующем: необходимо после прослушивания лекции попытаться воспроизвести не только запомнившуюся информацию, но и попытаться повторить её с той же интонацией, что и преподаватель.

Повторяя вышеизложенные упражнения для развития музыкального слуха изо дня в день, можно достичь больших вершин в развитии не только музыкального слуха, но и внимательности, интереса к окружающему миру. А это уже новая ступень к реализации человеком его творческого потенциала, причём, с более профессиональным подходом к делу.

Давайте посмотрим видео, в котором раскрываются вопросы музыкального слуха и определяются его основные виды:

Анастасия Сергеева

Как развить музыкальный слух самостоятельно?

Кто из нас не любит подпевать любимым песням! Вот только делается это все иногда будто бы тайком, чтобы никто не услышал. Происходит так потому, что многие люди отчего-то всю жизнь живут с уверенностью, будто у них отсутствует музыкальный слух. Однако это в корне неверно. Как развить музыкальный слух в любом возрасте — читайте далее.

Можете ли вы определить, когда человек берет фальшивые ноты? Заметите ли, если у песни изменят аранжировку? Скорее всего, ответ будет «да» — тогда подумайте, а как это вы справляетесь с этими вопросами при отсутствующем музыкальном слухе?

Давно пора уяснить: музыкальный слух — не исключительно врожденный талант, а способность, развиваемая в процессе обучения. Кому-то действительно повезло с отличным музыкальным слухом с рождения, но эта функция не подвластна лишь избранным — ее можно развить так же, как спортсмены развивают навыки выносливости, силы, гибкости.

Развитие музыкального слуха — для чего нужно?

Когда вы слышите мелодию, но не можете потом воспроизвести ее голосом в том же виде, у вас отсутствует координация между слухом и голосом. Но также как и координацию движений тела можно развивать и совершенствовать, так и эта ситуация вполне поправима.

Думают о том, как развить хороший музыкальный слух, не только люди, желающие стать певцами — он необходим также музыкантам, звукорежиссерам, музыкальным продюсерам и другим напрямую связанным с музыкой специалистам, а ученые считают, что развитый музыкальный слух способствует изучению иностранных языков.


Развить музыкальный слух и голос помогает отдельная дисциплина — сольфеджио. Вы можете пойти в музыкальную школу, хор или заниматься отдельно с педагогом, чтобы получить профессиональную помощь. Занятия с преподавателем имеют неоспоримое преимущество, ведь он будет замечать ваши ошибки и помогать сразу же их исправлять, а также расскажет, над чем нужно поработать дополнительно.

Если же у вас нет такой возможности и вы хотите заниматься дома, то взять уроки сольфеджио на вооружение все равно необходимо — вы просто будете выполнять их самостоятельно.

Упражнения для развития слуха

Существуют специальные упражнения, которые способствуют развитию музыкального слуха. Мы рассмотрим основные из них. Чтобы их выполнять, вам понадобится фортепиано, синтезатор, в крайнем случае, виртуальная программа-симулятор на компьютере или онлайн.


Ознакомиться с основами нотной грамоты тоже необходимо: на распознавании и воспроизведении нот построены очень многие упражнения.

Пение гамм

Упражнение заключается в том, чтобы пропевать «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» под аккомпанемент фортепиано.

После этого поупражняйтесь в пении хроматической гаммы. Для этого вам нужно проигрывать все клавиши одну за другой по очереди, после воспроизводя голосом соответствующую последовательность нот. Зажмите любую клавишу и двигаясь вверх, пропойте двенадцать полутонов; на тринадцатом вы заметите, что этот звук такой же, как и первый, просто его нужно спеть на другой высоте.

Пение интервалов

Интервал в музыке — это промежуток между двумя звуками, их созвучие, например, до-ре, ре-до и т.п. Играйте эти звуки на инструменте и пропевайте.

Очень эффективное упражнение, помогающее развить музыкальный слух. Оно учит определять ноты на слух. Для этого найдите ноты какой-либо композиции в Интернете, прослушайте эту композицию несколько раз, на слух запишите нотный текст и только потом сверьтесь с исходником.

Упражнение «Эхо»

Такое упражнение доступно каждому: прослушайте какую-нибудь песню и старайтесь ее точно повторить. Послушайте и спойте сначала одну строчку, потом следующую — и так до конца. Не переходите к следующей строчке, пока не справитесь c предыдущей.

Предлагаем посмотреть видео с уроком по сольфеджио для развития музыкального слуха.

Слушайте классическую музыку. Именно она богата выразительными мелодиями, музыкальными приемами и переходами. Развивая слух по классическим композициям, вы достигнете лучшего результата, чем с помощью рок- и поп-песен с более примитивными мелодиями.


Сейчас в Интернете можно найти массу платных и бесплатных программ, приложений и флеш-игр, позволяющих натренировать слух при самостоятельной подготовке. Не обходите вниманием и дополнительную литературу с материалами по развитию музыкального слуха.

Как и в любом другом деле, вам необходимо как можно чаще практиковаться, поддерживать прогресс. Постоянно тренируются даже умелые певцы, а вам нужно стараться вдвое больше, раз вы пока еще только учитесь петь правильно и попадать в ноты. По началу у вас будет много ошибок, но не останавливайтесь и работайте над собой дальше.

Надеемся, наши советы открыли вам представление о том, как развить музыкальный слух и показали, что в этом уж точно нет ничего невозможного.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Можно с уверенностью сказать, что хороший слух это единственная способность, которая позволяет стать музыкантом.

Без этого не может быть ничего.

Конечно возможно научить играть на музыкальном инструменте человека без музыкального слуха, но его игра, скорее всего, будет напоминать действия робота выполняющего заложенную программу и неспособного отклониться от нее.

Когда говорят о музыкальности, то всегда подразумевают хорошо развитый музыкальный слух, даже если эту идею не озвучивают.

Я думаю, что существует множество вопросов связанных с музыкальным слухом, но на наиболее важными, являются следующие:

  • Что подразумевают под хорошим музыкальным слухом?
  • Какие существуют критерии для его определения?
  • Как развивать музыкальный слух?

Начнем с того, что определим,чем музыкальный слух отличается от обычного слуха.

Музыкальный слух - совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух, прежде всего, опирается на знание и на усвоенную систему символов. Например, каждый может напеть мелодию песни “В лесу родилась елочка”, но не каждый может назвать интервалы и ноты, из которых она состоит.

С другой стороны, если Вашей голове есть устойчивая связь между первой интонацией этой песни и тем, что это интервал большой сексты, то когда Вы слышите эту в любом музыкальном произведении. Вы знаете, что это интервал большой сексты и можете сыграть его на инструменте.

Работа слуха в таком случае заключается в запоминании определенных музыкальных структур и наделение их смысловой нагрузкой.

Как видите, развитие слуха представляет собой применение определенного знания на практике в совмещении с развитием слуховой памяти.

Отсутствие понимания того, как соотнести слуховой опыт с развитием слуха может приводить людей к мысли о том, что у них нет слуха.

Однако людей без слуха практически не бывает. Большинство проблем связанно с некачественным обучением основам, в музыкальных школах и прочих учебных заведениях.

Существует множество категорий музыкального слуха. Наиболее важными являются:

Абсолютный слух - способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном. Это подразумевает, что услышав любую ноту, Вы можете назвать ее.

Подразделяется на пассивный (небольшой процент определения нот, ограниченное применение) и активный.

Относительный слух - наиважнейший для любого музыканта — определяется, как способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.;

Внутренний слух - способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес; очень важен при обучении .

Гармонический слух - способность слышать гармонические созвучия - аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.

Полифонический слух – способность слушать все голоса в многоголосном произведении.

Полиритмический слух – способность слышать ритмические фигуры звучащие разных размерах и способность воспроизводить эти ритмы.

Существует несколько основных способов развития слуха:

Сольфеджирование

Сольфеджирование (то есть практика ) предполагает пропевание интервалов, аккордов, гамм, ладов, мелодий. Такая практика закрепляет связь между слухом и написанной нотой, а также сольфеджирование формирует определенную слуховую систему.

Например, пропевая мажорную гамму Вы усваиваете ее строй, звучание и постепенно оно становиться для Вас естественным и привычным и любое отклонение Вы будете воспринимать, как неудобство. Таким образом, с одной стороны Ваш слух развивается, с другой стороны пока Вы не освоите, что-либо другое оно будет недоступно для Вашего восприятия. Такая проблема может, например, возникнуть при прослушивании атональной музыки.

2. Музыкальный диктант

Процесс в чем-то противоположный сольфеджированию. Здесь Вы, опираясь на уже приобретенные знания, записываете на ноты сыгранную преподавателем мелодию. Для этого используется различные приемы (нахождение устойчивых ступеней тональности в мелодике, узнавание интервалов, определение кадансов и т.д.).

Также музыкальный диктант способствует развитию музыкальной памяти.

3. Транскрибирование (от англ.transcribing переписывание) или съем — подбор по слуху или на инструменте и запись на
ноты какого-либо произведения.

Это может быть как съем Вашего инструмента, так и других инструментов и даже написание целой партитуры.

Существую различные приемы используемые транскрайберами для ускорения процесса переноса звучащей музыки на бумагу (замедление записи, таблицы, анализ и др.).

4. Слуховой анализ – определение на слух интервалов, аккордов, последовательностей аккордов, ритмических фигур и т.д.

Также для развития слуха можно использовать различные специализированные программы (например, Ear Trainer).

Таким образом, критерием хорошего слуха является способность слышать и воспроизводить различные элементарные структурные элементы, способность записать нотами услышанную мелодию, умение предслышать определенное звучание, умение слышать музыку глазами и т.д.