Понятие об эстетической культуре личности. Эстетическая и художественная культура личности

Понятие об эстетической культуре личности . Формирование эст-кой кул-ры - это процесс целенаправленного раз­вития способности личности к полноценному восприятию и пра­вильному пониманию прекрасного в искусстве и действительно­сти. Он предусматривает выработку системы худ-ных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворе­ние от того, что является действительно эстетически ценным. Од­новременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бо­роться против уродливого, безобразного, низменного, а также го­товность к посильному проявлению себя в искусстве.

Эстетика детской жизни. Человек по своей натуре - худож­~к. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь жсоту. Эстетическое отношение человека к действительности обя­зано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание переживание труда как игры физ-их и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного состав­~от фундамент эст-ого раз-ия личности.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эст-кого оформления ближайшего окружения и быта. Улучшение жилищных условий, повышение материального благосостояния, увеличение выпуска товаров народного потребления существенно изменяют предметный мир и вещное окружение, к-ые не мо­гут не участвовать в повышении уровня бытовой кул-ры.

Эстетическое восприятие природы . Природа - ничем не за­менимый источник прекрасного. Она дает богатейший матери­ал для развития эстетического чувства, наблюдательности, во­ображения. Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению бла­годаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой зако­номерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе отношении к природе заключается в сохранении и приумноженииее богатства, в том числе - красоты, а зло состоит в нанесе­ш ей ущерба, в загрязнении окружающей среды.

Важно обеспечить эстетическую направленность природоох­ранительной деятельности уч-ся: проводить с ними наблюдения и опыты в уголке живой природы, на учебно-опытном школьном участке, организовать подкормку и охра­ну животных, охрану зеленых насаждений.

Формирование эстетической культуры средствами культуры .

Эстетическое развитие личности средствами искусства в педа­-ке принято называть художественным воспитанием

Одно из действенных средств воспитания лит-го вку­са и эстетической отзывчивости - развитие культуры чтения. На уроках родного языка учащиеся учатся воспринимать лит-­ру как искусство слова, воспроизводить образы худ-го произведения в своем воображении, тонко подмечать св-ва и хар-ки действующих лиц, анализировать их поступ­ки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у чита­теля глубокие и яркие впечатления.

Основой музыкального воспитания в школе яв-ся хоровое пение, к-ое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, чув­ство ритма, гармонию, певческие навыки, худ-ый вкус. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомлению с основами музы­кальной грамоты.

Одним из средств приобщения учащихся к худ-ой кул-ре яв-ся преподавание изоб-ого искусства . Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это в свою очередь требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформи­ровать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живолиси, лепки, декоративно-прикладного искусства.

Утвердилась такая форма эстетического воспитания, как музыкальная фоно­тека, в которую включаются записи лучших исполнителей - со­листов, хоровых и оркестровых коллективов.

Объективной предпосылкой формирования эстетической культуры личности выступают уровень развития материальных и духовных ценностей и степень их распространения в обществе. Приобщение конкретной личности к этим ценностям, их созданию, потреблению, сохранению, распространению — непременное условие формирования общей и эстетической культуры каждого человека.

Для того, чтобы иметь возможность приобщаться к материальным и духовным ценностям, создавать и использовать их, человек должен обладать известными субъективными способностями: иметь определенное образование, вкус, потребность, интерес. Здесь большая роль отведена деятельности специальных учреждений культуры (телевидения, театров, дворцов культуры, библиотек, школ и других учебных заведений). Однако культуру личности формируют, в основном, такие сферы, как труд, быт, спорт, само общение с другими людьми и природой. Воспитательный процесс должен охватывать не только сознание, (чувства, вкусы, идеалы, потребности, интересы), но и внешнюю культуру. Под так называемой "внешней культурой" понимается в данном случае не только культура тела (телесная гармония), но и культура речи, движений, жестов, мимики и т.д.

Уже известно, что такие особенности личности, как: характер, интеллект, поведение, закладываются во временном отрезке от рождения до шести лет. Последующие годы жизни лишь пополняют, шлифуют и социализируют опыт и навыки, полученные в детстве.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей вызывает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы, т.е. создаются все условия для формирования высокоинтеллектуальной, гармоничной личности.

Будущее человечества зависит от того, как будет использован тот великолепный потенциал, который заложен в сегодняшних детях. Какими будут сформированы дети, таким будет общество через 30-40 лет.

Это значит, что для создания культурного, высоко эстетического общества необходимо создать, своего рода элитарную группу числом около миллиарда. Именно столько, сколько детей на планете.

Основными воспитателями детей являются родители. Никакие организации и учреждения не способны так повлиять на формирование личности как мама и папа. Они главные воспитатели и учителя и несут ответственность за развитие своего ребенка. Очень важно на первых этапах развития расширить кругозор человека. Это значит не только учить читать, писать и рассказывать сказки, но и гулять вместе, посещать музеи, театры, выставки, кафе, создать комфортную обстановку внутри семьи. Разумеется, уровень эстетической культуры личности так же, как и уровень эстетического сознания, меняется в зависимости от индивидуального развития в течение всей жизни. Найти эффективные способы и формы развития, формирования и удовлетворения эстетических потребностей, интересов и вкусов можно лишь при условии, что мы будем знать их содержание и характер, а также тенденции их развития и изменения.

В эстетическом воспитании можно выделить непосредственную цель — формирование эстетических чувств, потребностей и интересов, эстетических вкусов и идеалов, способности человека к художественному творчеству и эстетическому осознанию окружающего мира.

Эстетическое воспитание выступает как одно из важнейших средств превращения нравственных установок в образ чувствования жизни и стиль поведения.

// Январь 9, 2009 // Просмотров: 16 430

Эстетическая культура личности – это сложное интегративное качество, выражающееся в способности и умении эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и искусства, а также преобразовывать природу, окружающий мир человека «по законам красоты».

Понятие «эстетическая культура личности» включает в себя две составляющие: эстетическое сознание и эстетическую деятельность.

Эстетическое сознание это одна из форм общественного сознания, которая отражает чувственно-эмоциональное и интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству, ее стремление к гармонии и совершенству. Структура эстетического сознания включает в себя потребностно-мотивационный компонент, эстетическое восприятие, эстетические чувства, вкус, интерес, эстетический идеал, эстетические творческие способности.

Эстетическая художественная деятельность –это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства. Конечно, любой вид деятельности содержит в себе в той или иной мере эстетический аспект. Например, формирование эстетического мотива деятельности, постановка цели создания эстетически-выразительного, эмоционально привлекательного продукта; выбор эстетически значимых средств и методов осуществления деятельности, получение эстетически ценного результата.

Таким образом, эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. В духовной структуре личности совокупность этих составляющих выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.

Следовательно, составляющими эстетической культуры личности являются:

а) развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);

б) развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования);

в) степень совершенства эстетического вкуса;

г) последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.

На основе вышеперечисленных составляющих эстетической культуры личности, можно рассмотреть критерии и уровни развития некоторых отдельных познавательных процессов личности и эстетической культуры в целом. В качестве такого процесса можно взять эстетическое восприятие, которое определяется как процесс отражения предметов и явлений действительности в искусстве во всем многообразии их свойств, в том числе и эстетических, непосредственно влияющих на органы чувств.



Своеобразие эстетического восприятия выражается в полном содержательном освоении эстетического предмета, способности охватить предмет во всех деталях, в эмоциональной непосредственности, увлеченности, сохраняющейся при анализе воспринимаемого объекта. Эстетическое восприятие всегда вызывает определенные ассоциации и мысли по поводу воспринимаемого явления. Таким образом, в процесс эстетического восприятия вовлекается вся личность человека.

В качестве критериев, на основании которых возможно определение уровня и динамики эстетического восприятия, можно предложить: адекватность воспринимаемому объекту, соотношение интеллектуального и эмоционального, целостность.

Важной составной частью эстетического сознания являются:

эстетический вкус – способность адек­ватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок. Самые первые градации вкуса: нравится – не нравится, краси­во – некрасиво. Понятно, что данная импульсивная реакция, приоб­ретающая значение невысказанной оценки, имеет естественную тен­денцию усложняться и в конечном счёте осознаваться личностью. Она оказывает непосредственное воздействие на поступки и переживания человека. Эстетический вкус регулирует его эмоциональные реакции, а также опосредованно воздействует и на интеллектуальную жизнь субъекта.

эстетические чувства особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. Эстетические чувства как своеобразные переживания человека возникают при восприятии специфических объектов – произведений искусства, красивых предметов, явлений природы. Они стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее влияние на его поведение и воздействуют на формирование общественно-политических, эстетических, этических и других идеалов личности.



Эстетический идеал – нормы, не приписывающие определенное отношение к действительности, а выступающие в виде моделей, определяющих границы эстетического отношения.

Эстетическое суждение – эстетическая оценка действитель­ности, мнение об эстетическом предмете или явлении. Главным мерилом оценки для него выступает эстетический идеал. Суждение оперирует эстетическими категория­ми, которые отражают наиболее общие и существенные стороны эсте­тических явлений действительности, эстетической деятельности и эстетического сознания.

Таким образом, эстетические качества личности составляют сложное понятие - эстетическая культура. По своему содержанию эстетическая культура личности во многом совпадает с эстетической культурой общества, отличаясь при этом субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных эстетических ценностей, направленностью.

Заключение

Курс «Этика и эстетика» играет важную роль в формировании духовной культуры личности, моральных качеств, эстетического вкуса.Мораль имеет общечеловеческое значение и конкретно-историческое содержание. Особенно остро проблема места и роли моральных ценностей встала в XX-XXI веках, в период постсоветской трансформации. Проблема войны в ядерный век, глобальный экологический кризис, проблемы взаимодействия культур и образования стали планетарными проблемами. Решение их без опоры на моральную составляющая человеческого существования невозможно, поскольку интеллект «без морали» способен уничтожить не только окружающий мир, но и себя. Моральное возрождение и духовное совершенствование человека – цель развития украинского общества и человечества в целом.Эстетика играет большую роль в формировании духовной культуры студентов, развития творческого потенциала, способности воспринимать мир по законам красоты.

Самостоятельная работа - важная, неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса, значимость которой в последнее время постоянно возрастает. Использование разработанных методических рекомендаций позволит повысить эффективность самостоятельной работы студентов, в том числе их готовность к самостоятельному получению знаний по данному курсу.

а) основная литература

Жаравина Л.В. «У времени на дне»: эстетика и поэтика прозы Варлама Шаламова: Монография. - М. : Флинта, 2010 г. - 232 с.

Современная этика: учебник для вузов/ В. А. Канке. - 4-е изд., стер.. - М.: Омега-Л, 2011. - 394 с.

Основы этики: учебник для среднего профессионального образования: рекомендовано Мин. образования/ А. В. Разин. - М.: Форум; М.: Инфра-М, 2014. - 304 с.

б) дополнительная литература

Этика и Эстетика [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: рекомендовано методсоветом ВУЗа/ Н. И. Безлепкин, О. А. Янутш; С.-Петерб. акад. упр. и экон. - Электрон. текстовые дан.. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010. - 1 CD-ROM:

Эстетика и этика в изменяющемся мире. - СПб., Астерион, 2009.

Основы этики и эстетики: учебное пособие /П.А.Егоров, В.Н.Руднев. – М.: Кно-Рус, 2010.

Гусейнов А.А., ДубкоЕ.Л.Этика:Учебник /Под общ.ред.А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко; М-во образования РФ. -М.:Гардарики,2004.

Ионов А.И.Этика и культура государственного управления: Уч. пос. / А.И. Ионова. - Флинта: М-во образования РФ. -М.: ,2005.

КибановА.Я.Этика деловых отношений:учебник; М-во образования РФ. -М.: ИНФРА-М,2003.

Мишаткина Т.В. Этика. – Мн.: Изд-во Новое знание, 2008.

Этика: учебное пособие/ Л.Е.Балашов. – М.: Изд-во Дашков и К, 2008. – 283 с.

Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики: учебник. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2007.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Информационно-образовательный портал СПБУУЭ. - http://e.spbame.ru/

Электронная библиотека СПБУУЭ. - http://library.ime.ru

Электронные информационные ресурсы:

сайт Института философии РАН: http://www.philosophy.ru;

сайт философского факультета МГУ: http://www.philos.msu.ru;

портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/;

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/;

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://schoolcollection;

- электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru;

- библиотека Гумер: http://gumer.info.ru.

Формирование эстетической культуры личности осуществляется в процессе эстетического воспитания

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в высоких культурных и духовных ценностях, развитии творческих способностей

СИСТЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Компоненты эстетического воспитания

Эстетическое развитие - процесс целенаправленного становления в ребёнке сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, а так же формирования духовных потребностей.

Художественное воспитание школьников - целенаправленно осуществляемый процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, любить и оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.

Художественное образование - процесс освоения школьниками совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

I. Какое значение имеет эстетическое воспитание в развитии личности и какие педагогические функции оно выполняет?

С давних времен люди стремились строить жизнь по законам красоты. Примечательной в этом отношении является притча Плутарха. Три раба везут нагруженные камнями тачки. Каждому из них философ задает один же вопрос: "Зачем ты везешь эти тяжелые камни?" Первый отвечает: "Приказали везти эту проклятую тачку". Второй говорит: "Везу тачку, чтобы заработать на хлеб". Третий же с восхищением произнес: "Строю прекрасный храм!"

Видеть в труде созидательное начало красоты - значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающую действительность. Недаром Ф.М.Достоевский, размышляя о социальных катаклизмах и трудных путях общественного прогресса, писал: "Красота спасет мир" . Именно поэтому огромное значение в обществе придается развитию литературы, музыки, изобразительного искусства и архитектуры, в которых воплощаются идеалы прекрасного.

Но искусство способствует не только духовному прогрессу общества. Большое влияние оно оказывает на личностное развитие человека и его деятельность. Какие же функции выполняет искусство с этой точки зрения?

Исключительно велико значение искусства в познании окружающего мира, в развитии сознания, чувств, взглядов и убеждений человека .

В.Г.Белинский отмечал, что в познании мира имеются два пути: путь научного познания и путь познания средствами искусства. Ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, художник - образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких причин. Поэт показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей. Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.

Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности .

Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на этическую сторону души, и поскольку она обладает такими свойствами, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. А.М.Горький называл эстетику этикой будущего.

Искусство и в особенности литература являются могучим средством духовного возвышения человека .

Чем больше я читаю, писал А.М.Горький, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А.И.Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания. Чтением человек переживает века. Э.Хемингуэй указывал на то, что книги воздействуют на подсознание человека, на глубинные сферы его психики и тем самым влияют на развитие его духовности. Он сравнивал книгу с айсбергом, большая часть которого находится под водой.

Литература и искусство зачастую оказывают непосредственное воздействие на жизнь и деятельность человека .

Известно, например, что необыкновенный героизм и стойкость в преодолении трудностей и жизненных невзгод, которые проявил Овод, главный герой одноименного романа английской писательницы Э.Войнич, помогали известным русским писателям Н.Островскому, Н.Бирюкову и белорусскому писателю В.Горбуку мужественно переносить тяжкие болезни и находить в себе силы оставаться в жизненном строю .

Немаловажное значение имеет развитие творческих способностей личности в области различных видов искусства. Однако влияние искусства на формирование человека во многом зависит от его художественно-эстетического развития . В восточных странах говорят: "Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба". Без знания законов и художественных средств постижения действительности, без понимания языка искусства оно не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Задача школы - обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в огромный мир искусства и сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенствования.

2. В чем состоит сущность эстетического воспитания и какова внутренняя структура этого процесса?

Термин эстетическое воспитание связан с понятием эстетика (от греч. aisthésis - ощущение, чувство), обозначающим философскую науку о прекрасном. Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства .

Процесс эстетического воспитания включает в себя:

- формирование у учащихся художественно-эстетических потребностей в области литературы, музыки и изобразительного искусства;

- развитие эстетических восприятий;

- овладение эстетическими знаниями (понятиями);

- формирование и развитие художественного вкуса, эстетических взглядов и убеждений;

- приобщение учащихся к художественному творчеству и развитие способностей в том или ином виде искусства.

Пути осуществления эстетического воспитания

    ЭВ и образование осуществляется в учебной (учебные занятия по языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству, мировой и отечественной художественной культуре) и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы

    Приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего, дополнительного образования, культуры.

Основные показатели эстетической воспитанности личности

Показатели

Характеристики

Эстетическая потребность

Заинтересованность человека в эстетических ценностях, исходный мо­мент освоения и создания человеком эстетического в разнообразных формах деятельности и прежде всего в деятельности художественной, в искусстве, где эстетическое начало выражается в наиболее концентри­рованном виде. Строится на бескорыстном отношении субъекта к эсте­тическому быту

Эстетическая

ценность

Особый класс ценностей, существующий наряду с ценностями утилитар­ными, моральными и т.п. и характеризующими значимость какого-либо объекта в жизнедеятельности общества, класса, социальной группы или отдельной личности

Эстетический

идеал

Вид эстетического отношения, являющийся образом должной и желае­мой эстетической ценности; высший критерий эстетической оценки, ко­торая предполагает сознательное или неосознанное сопоставление тех или иных явлений с эстетическим идеалом. Это такой вид эстетического отношения, который находится между эстетическим вкусом, с одной стороны, и эстетическими взглядами - с другой

Эстетическая

оценка

Способ установления эстетической ценности какого-либо объекта, осо­знаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа «это красиво», «это уродливо» и т.п. Заключительное звено эстетического восприятия

Эстетическое

суждение

Категория эстетики, фиксирующая специфику эстетического отраже­ния. В отличие от логико-понятийного суждения это не теоретическое вы­сказывание об эстетической значимости предмета, содержащее его оценку, а один из способов положительного или отрицательного реаги­рования субъекта на эстетические аспекты действительности и искусства

Эстетическое

чувство

Непосредственное эмоциональное переживание человеком своего эс­тетического отношения к действительности

Эстетический

вкус

Способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравится» - «не нравится») дифференцированно воспринимать и оце­нивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безоб­разного в действительности и в искусстве, различать эстетическое и не­эстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комиче­ского (чувство юмора)

3. Как формировать у учащихся художественно-эстетические потребности?

Работа эта должна начинаться в начальных классах И: активно осуществляться при изучении родного языка, при изучении доступных для ребят этого возраста литературных произведений, а также на уроках пения, рисования, природоведения . Обращая внимание на красоту и художественные особенности произведений искусства, учителю необходимо вызывать у детей эмоционально-эстетические переживания, приучать их к сравнению различных произведений искусства, побуждать высказывать свое мнение о том, какие из этих произведений им нравятся, какая музыкальная мелодия, по их мнению, лучше. Так у детей появляется потребность в приобщении к искусству. Одновременно с этим у них развивается стремление к эстетическому восприятию различных жанров литературы, музыки, художественных картин.

Большое значение в эстетическом воспитании младших школьников имеет заучивание стихов, исполнение песен, демонстрация репродукций картин художников, проведение экскурсий в природу. К.Д.Ушинский писал: "...Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога".

Развитие потребностно-мотивационной сферы в области художественно-эстетического формирования учащихся на более высоком уровне продолжается в средних и старших классах. В этих классах значительно расширяется диапазон ознакомления учащихся с различными видами и жанрами искусства, обогащается опыт сравнения и оценочных мнений об их художественно-эстетических достоинствах, что, естественно, укрепляет их потребности и мотивы в приобщении к эстетически-духовному богатству общества. Учащиеся начинают и осознавать, и эмоционально переживать положение, что художественно-эстетическое развитие является существенной стороной культуры человека, и стремятся активно работать над собой в этом направлении.

4. Какой должна быть воспитательная работа по развитию у учащихся эстетических представлений и понятий?

Важное значение данной работы состоит в том, что художественное развитие личности выражается в овладении ею эстетическими представлениями, понятиями и в выработке эстетических взглядов и убеждений . Решение этой проблемы является весьма непростым.

Художественно-эстетические представления формируются в процессе восприятия и сравнения произведений литературы и искусства. Отсюда возникает необходимость в организации и обогащении этих восприятий, в ознакомлении учащихся не только с разными видами и жанрами искусства, но и с их различными художественными достоинствами. Воспринимая и сравнивая эти достоинства, учащиеся вырабатывают соответствующие оценочные мнения, дают качественную характеристику произведениям литературы и искусства.

Простейшие эстетические представления и мнения формируются, как уже отмечено выше, в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется в средних и старших классах . В этих классах следует обогащать учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в различных видах литературы, музыки и искусства, добиваться осмысления и усвоения учащимися таких понятий, как художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительном искусстве и т.д.

В развитии у учащихся художественных представлений, суждений и понятий большое значение имеет осмысление той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Например, при изучении повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" учитель может использовать художественные иллюстрации С.Герасимова и П.Соколова к этой повести. Весьма полезным будет прослушивание романса А.Варламова "Белеет парус одинокий" при изучении лирики М.Ю.Лермонтова и, в частности, одноименного стихотворения поэта.

Хотя основные задачи эстетического воспитания решаются в процессе учебных занятий и внеклассной работы по литературе, музыке и изобразительному искусству, тем не менее эстетика должна пронизывать учебную работу по всем предметам. Аристотель, например, отмечал, что логика и симметрия характеризуют эстетическую сторону математики, которую необходимо использовать в воспитании.

Важнейшая задача эстетического воспитания – научить ребенка видеть в красоте окружающего мира благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе.

В.А.Сухомлинский

Красота спасет мир .

Ф.М.Достоевский

Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба.

Восточная поговорка

Эстетическая культура личности

Базовыми категориями эстетической культуры личности являются эстетическое сознание, художественно-эстетическое восприятие, эстетическое чувство, эстетическое переживание, эстетическая потребность, эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое суждение.

Эстетическое сознание включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев.

Важнейшим элементом эстетического сознания человека является художественно-эстетическое восприятие. Восприятие - исходный этап общения с искусством и красотой действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру.

Художественно-эстетическое восприятие проявляется в способности человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства.

Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства.

Эстетическое переживание - состояние потрясения, просветления, страдания, радости, восторга и др. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей.

Эстетическая потребность проявляется как устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями.

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал - социально обусловленное представление о современной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Эстетическое сознание в единстве с эстетическим чувством рождает художественно-эстетический вкус как тонкое и сложное умение видеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценить его.

На этой основе развивается способность эстетического суждения -доказательной, аргументированной, обоснованной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы.

Формирование эстетической культуры осуществляется в процессе эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать

прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по «законам красоты».

Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие -организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.

Сердцевиной эстетического воспитания является воздействие на личность средствами искусства и осуществление на его основе художественного воспитания.

Художественное воспитание - целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.

В основе организации системы эстетического воспитания лежит ряд принципов:

Всеобщность эстетического воспитания;

Комплексный подход ко всему делу воспитания;

Сочетание классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации;

Связь художественно-эстетической деятельности с жизнью, практикой обновления общества;

Единства художественного и психического развития;

Художественной деятельности и самодеятельности детей;

Эстетизация всей жизни;

Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Критерии сформированности эстетической культуры:

Наличие стремления к общению с искусством и природой;

Наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты и нетерпимости к безобразному;

Умение воспринять искусство, сопереживать и получать наслаждение от высокохудожественных образцов;

Умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы;

Способность художественно-творческого самовыражения;

Эстетизация отношений с окружающими людьми;

Знание основ народного творчества, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению.

Еще по теме § 4. Формирование эстетической культуры личности:

  1. ЗАНЯТИЕ № 20 ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА