Как называется значимая подробность являющаяся средством художественной. Егэ расставил ловушки

Как на­зы­ва­ет­ся зна­чи­мая подробность, яв­ля­ю­ща­я­ся сред­ством ху­до­же­ствен­ной ха­рак­те­ри­сти­ки (например, от­ме­чен­ные ав­то­ром ба­за­ров­ский ба­ла­хон и ан­глий­ский сьют Павла Петровича)?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

— Вот мы и дома, — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

— Поесть действительно не худо, — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

— Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. — Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

— Вот он, Прокофьич, — начал Николай Петрович, — приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

— В лучшем виде-с, — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. — На стол накрывать прикажете? — проговорил он внушительно.

— Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

— Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, — прибавил он, снимая с себя свой балахон.

— Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

— Да, надо почиститься, — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

— Я уже думал, что вы не приедете сегодня, — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. — Разве что на дороге случилось?

— Ничего не случилось, — отвечал Аркадий, — так, замешкались немного.

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Пояснение.

Такая по­дроб­ность на­зы­ва­ет­ся де­та­лью или ху­до­же­ствен­ной деталью. Дадим определение.

Художественная деталь — особо значимый, вы­де­лен­ный эле­мент ху­до­же­ствен­но­го образа, вы­ра­зи­тель­ная по­дроб­ность в произведении, не­су­щая зна­чи­тель­ную смыс­ло­вую и идейно-эмоциональную нагрузку.

Ответ: художественная деталь.

Ответ: деталь|ху­до­же­ствен­наядеталь

Что общего между главным государственным экзаменом и лицемерием? Литература формирует мировоззрение, учит анализировать большие объемы информации и вычленять главное, формулировать собственную точку зрения. Проверить все это с помощью ЕГЭ невозможно, считает и показывает на собственном примере преподаватель и практикующий литератор Александр Закуренко.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Я всегда был активным противником ЕГЭ по литературе. У этого неприятия несколько логических оснований. Что, собственно, проверяет ЕГЭ по литературе? Если речь идет о теоретических знаниях или о знаниях истории литературы - то тут формализация возможна, и объективная оценка такого набора знаний осуществима.

Литература - это не теория и знание биографий писателей. Это умение читать, понимать, писать, логически и аргументировано излагать свою позицию

Причем писать не то, что ожидают от ученика, а то, что рождается в душе и голове читающего. И говорить то, что думаешь, а не то, что «нужно». Более того, все главные навыки, воспитываемые литературой: анализ, вживание в чужое Я, полифоническое отношение к жизни и уважение к различным жизненным позициям, умение работать с полученной информацией и переводить ее из художественной сферы в логическую, умение эстетически воспринимать объекты, - невозможно проверить в рамках ЕГЭ. Наоборот. Любое индивидуальное прочтение или мышление в ЕГЭ карается.

В отношении эстетики, очевидно, нет общих правил, и проверяющий учитель может воспринимать тот или иной художественный образ принципиально иначе, чем проверяемый. Устное же умение внятной речи в ЕГЭ не проверяется вообще. Например, критерий проверки микросочинений, приводящий к «0» баллов (5-10 предложений), -"существенное искажение авторской позиции».

Получается, что у проверяющих в наличии имеется готовая «авторская позиция»

Но как же тогда быть с символической природой литературы, предполагающей множественность прочтений? С герменевтикой, целостным анализом? Ведь в ХХ веке уже очевидно, что чем в художественном смысле произведение качественнее, тем сложнее (если вообще возможно) определять авторскую позицию. Достаточно упомянуть полифонический роман по Михаилу Бахтину, утверждающего принципиальную невозможность определения авторской позиции в определенных жанрах. Следовательно, этот критерий - дело вкуса и знаний проверяющих, а не объективная оценка.

В сочинении части два (не менее 200 слов) вновь возникает этот критерий («авторская позиция»). И еще присутствует критерий «раскрытия темы сочинений». Критерий абсолютно произвольный, потому что сам предмет художественного изображения в литературе включает различные темы, или тема может быть как в матрешке - включена в следующую тему, а та, в свою очередь, еще в следующую. Темы могут соединяться сложными ассоциативными цепочками, выводить к другим текстам (интертекстуальность), быть «ложными» внутри сложной композиции. Достаточно одного неточного критерия, чтобы оценка по ЕГЭ приобрела вкусовой характер и полностью зависела от знания и понимания проверяющего.

Доказать, что тема раскрыта или не раскрыта - почти невозможно, тем самым смысл объективности оценки исчезает

У меня неоднократно были случаи, когда мои ученики побеждали на олимпиадах филологического факультета МГУ или поступали в Литературный институт им. Горького (пройдя творческий конкурс и собеседование), или становились призерами Всероссийской олимпиады по литературе - и с трудом набирали минимальное для прохождения количество баллов на ЕГЭ.

Так, одной ученице снизили баллы потому, что она в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» в названии корабля «Атлантида» увидела символический смысл. А проверяющий не увидел, возможно, не знал, что Атлантида - это погибшая в воде цивилизация…

ЕГЭ по литературе - это как если бы на экзамене по кулинарии от повара требовали не приготовить качественную и вкусную еду, а написать меню (количество продуктов в граммах и пропорции оных в блюде). И потом съесть его

Главное «преступление» ЕГЭ - понижение планки анализа текста, уничтожение собственной позиции, привычка к лицемерию, когда учащийся пишет не то, что думает о произведении, а то, чему его учит репетитор по сдаче ЕГЭ. Все это очевидные вещи, и поэтому Минобразования вынуждено возвращает в школу выпускное сочинение, чтобы хоть как-то соотнести предмет литературы и критерии проверки его усвояемости в школе.

Тем не менее я решил провериться сам и написал ЕГЭ по литературе (демонстрационный материал за 2016 год).

В экзамене 17 заданий. Разбиты задания на две части. Первая часть - на два комплекса. Вторая часть - сочинение на одну из трех предложенных тем в объеме не менее 200 слов.

В первой части (комплекс 1) - 7 теоретических вопросов к тексту, предложенному для анализа, и два микросочинения (5-10 предложений), являющиеся развернутыми ответами на вопросы (вопросы № 8, 9) к прилагаемому тексту.Текст - фрагмент из романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Сразу хронометраж. На выполнение заданий отводится 235 минут.

Я выполнил задания за 80 минут. Теоретическую часть - за 20. Остальное время - писал ответы и сочинение. Естественно, сравнивать скорость моего анализа с ученической - некорректно. Я практикующий литератор, автор множества статей и книг, диссертаций и исследований.

Все-таки подтверждается мое мнение о том, что ЕГЭ по литературе - это понижение планки требований и упрощение

Логично, что государство, нуждающееся в разумных гражданах, вынуждено компенсировать нижнюю планку ЕГЭ вновь возвращенным сочинением.

Итак, первые семь вопросов носят характер теоретический:

1. К какому жанру относится произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети»?

2. Как называлось негативное умонастроение, культивируемое Базаровым и Аркадием Кирсановым?

3. Внутренний и внешний демократизм Базарова созвучен духу описываемой автором эпохи. Укажите фамилию властителя дум революционно-демократической молодежи тех лет - литературного критика, памяти которого посвящены «Отцы и дети».

4. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

5. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?

6. Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения противопоставлены друг другу. Как называется прием резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

7. «Отцы и дети» образно и тематически перекликаются с известным произведением И. А. Гончарова, названным по фамилии главного героя. Укажите фамилии двух гончаровских персонажей, один из которых внутренне близок Базарову, а другой является его полной противоположностью

Вопросы № 1 и № 2 выявляют элементарные знания по теории литературы и затруднений не вызвали. Вопрос № 4 проверяет знание сюжета, причем для ответа на этот вопрос достаточно прочитать краткое содержание. Вопрос № 5 некорректно сформулирован и поэтому правильный ответ «художественная деталь» будет засчитан как неправильный, потому что в ответах написано просто «деталь» (хотя при формулировке задания предлагается отвечать «словом или словосочетанием»). Тут необходимо убрать двусмысленность и в ответах указывать все возможные варианты: как одним словом, так и словосочетанием. Вопрос № 6 - снова вопрос по теории, причем сам термин «контраст» шире литературного употребления и вполне применим в жизни. Поэтому ученик, обладающий сообразительностью, может угадать ответ исходя из подсказки: «противопоставление друг другу». Последний вопрос требует, как минимум, знать героев изучаемого в школе романа «Обломов». Что касается смысла, то, конечно же, Базаров и Штольц совсем внутренне не близки. Скорее, Обломов, бросающий своим поведением вызов общественной норме - ближе Базарову, чем живущий по нормам Штольц.

Здесь яркий пример непонимания великого романа теми, кто составляет задания по ЕГЭ

Интересен третий вопрос, поскольку у меня он вызвал затруднение. Я, честно говоря, не мог вспомнить, кому посвящен роман (тут проверка внимания). Но выручила логика. Кумирами были и Белинский, и Добролюбов, и Чернышевский, и Писарев. Но к моменту выхода романа в 1862 году кумирами могли быть либо Белинский, либо Добролюбов (1859). Причем Добролюбов только умер и, казалось бы, что посвящение ему - логичнее. Но тут я вспомнил, что Белинского Тургенев ценил и уважал, а Добролюбова презирал (и прервал сотрудничество с «Современником» Некрасова в том числе из-за Добролюбова). Таким образом, остался один Белинский и ответ оказался верным.

Вопросы-темы для микросочинений достаточно просты и при этом разумны, поскольку проверяют умение анализировать текст и вписывать произведение в контекст русской литературы:

8. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

9. В каких произведениях русской классики отображен конфликт между представителями разных поколений и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

В ответе на восьмой вопрос я анализировал роль детали в одежде и портретах героев. В девятом сравнивал проблему отцов и детей в «Войне и мире» на примере семьи Болконских и в «Тарасе Бульбе» - в трагедии отношений Тараса и Андрия.

Второй комплекс задания № 1 предлагает для анализа лирический текст, в нашем случае - стихотворение А. Блока «Россия».

10. Назовите модернистское поэтическое течение, одним из ярких представителей которого являлся А. А. Блок.

11. Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.

12. Из третьей строфы выпишите эпитет, являющийся одной из характеристик центрального образа стихотворения А. А. Блока.

13. Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гипербола 2) инверсия 3) ирония 4) повтор 5) сравнение

14. Укажите размер, которым написано стихотворение А. А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).

Ответы на теоретические вопросы заняли у меня менее пяти минут. Не уверен, что стоило обучать литературе 11 лет, чтобы свести проверку знания литературы к столь простым вопросам.

А вот микросочинения вызвали некоторые раздумья:

15. Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?

Вопрос № 15 слишком обтекаем. Очевидно, речь идет о любви к России. Но ведь есть в стихотворении и сострадание, и жалость, и восхищение, и отчаяние, и надежда. Примитивность вопроса ограничивает анализ и ответ, увы, тоже должен быть примитивным, хотя описанная Блоком любовь - это сложный комплекс чувств, во многом противоречащих друг другу.

16. В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чем его сходство и различие в этих произведениях и стихотворении А. А. Блока?

Здесь, наоборот, тема бесконечна, потому что любовь к России звучит уже в «Слове о полку Игореве», у Тредиаковского, Ломоносова, Державина и далее по списку - у всех крупных (и не очень крупных) русских поэтов. Здесь, по-хорошему, потребовалось бы провести типологию «образов России» и лишь потом сравнивать блоковскую Россию (тоже меняющую свой облик от ранней софийной мистической красоты к туманностям Незнакомки и потом - к пошлости Катьки в «Двенадцати») с Россией других авторов.

Во второй части были предложены три темы (требовалось написать сочинение «в объеме не менее 200 слов»):

Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

В чем противопоставлены друг другу образы Катерины и Варвары? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Как в прозе М. А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»)

Я выбрал для анализа роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Требование «опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения» выглядит абсурдно, потому что авторская точка зрения на роман неизвестна никому, включая Булгакова (роман не завершен). Кроме того, тема сформулирована крайне плохо (термин «проза» предполагает корпус прозаических текстов, а анализировать следует лишь один текст), но толкования романа столь разнообразны, что тема, если ее обозначить просто как «нравственный выбор героев романа», представляет творческий интерес.

Следует сказать, что роман чрезвычайно сложен для анализа, и я сам, многие годы профессионально занимаясь герменевтикой, не могу назвать ни одного устраивающего меня прочтения «Мастера и Маргариты»

Писал я сочинение 20 минут, но в данном случае я лишь формулировал уже сложившиеся у меня оценки и позиции, поскольку писал об этом произведении научные работы. На самом деле сложность темы предполагает значительно более продолжительную работу.

Но из всех заданий - это единственное, в котором ученик может проявить свою индивидуальность, во всяком случае, спор между Воландом и Левием Матфеем, Мастером-творцом и сломленным системой писателем, Иешуа и Пилатом - не завершен. И читатель становится участником спора и занимает в силу своего нравственного выбора ту или иную сторону. Правда, индивидуальность оценки в сочинении будет для ученика дополнительным фактором риска и если его выводы не совпадут с оценками проверяющих - на сочинении можно потерять много баллов.

Что в сухом остатке? Из 17 заданий творческое - одно. Микросочинения проверяют умение кратко и точно формулировать мысли, анализировать тексты различных родов литературы (проза, эпос, драма, лирика) и вводить произведение в контекст русской литературы. Теоретическая часть примитивна и ничего, кроме знания терминов и краткого содержания, не проверяет.

Как минимум такой экзамен должен быть двухуровневый - стандартный уровень для обычных форм обучения и повышенный для профильных и гимназических классов

Очевидно, что ни умение мыслить, ни умение эстетически оценивать художественный текст, ни умение доказывать свою мысль устно - не проверяются. По сути, предмет литературы в школе «стараниями» создателей ЕГЭ сведен к повторению заученных терминов и формулировки мнений, сформировавшихся у учителей, проверяющих задания.

Конечно, такой способ проверки помимо того, что весь выпускной класс отвлекает и учеников, и учителей от спокойного и вдумчивого прочтения сложных произведений ХХ века, уничтожает сам смысл литературы в школе.

Главное, экзамен по литературе должен логически и содержательно вытекать из самого предмета и проверять именно то, что дает изучение литературы в школе. Поэтому вначале должен быть изменен позитивистский подход к гуманитарному образованию в школе, и только потом возникнуть разумные экзамены, венчающие изучение литературы, а не противоречащие ее смыслам.

И, естественно, нынешний экзамен должен быть изменен. Я мог бы предложить вариант разумного экзамена, стимулирующего развитие творческих способностей учащихся и связывающего умение читать и понимать с умением писать самому, но это уже тема другой статьи.

а) Аня

б) Раневская

в) Варя

г) Дуняша

69. «Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень». Какое изобразительно-выразительное средство дважды использовано в этом высказывании героини?

а) метафора

б) сравнение

в) олицетворение

г) гипербола

70. Какой фразой заканчивается драма «Гроза»?

а) Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…

б) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!

в) Хорошо тебе, Катя. А я-то зачем остался жить на свете да мучиться !

г) Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судьей, который милосерднее вас!

71. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось

творчество и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях».

а) Сентиментализм

б) Реализм

в) Романтизм

г) Классицизм

72. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?

а) описание

б) ремарка

в) деталь

г) композиция

73. Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

а) метафора

б) сравнение

в) оксюморон

г) антитеза

74. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное,н о без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Чья это портретная характеристика?

а) Николая Кирсанова

б) Павла Кирсанова

в) Евгения Базарова

г) Аркадия Кирсанова

75. Соотнесите фамилии, имена и отчества героев повести «Собачье сердце»:

а) А-1, Б-2, В-4, Г-3

б) А-1, Б-3, В-2, Г-4

в) А-2, Б-4, В-1, Г-3

г) А-3, Б-2, В-1, Г-4

76. Кто так описывается в романе? «...Человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отёкшим... жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щёлочки, но одушевлённые красноватые глазки».

а) Зосимов

б) Мармеладов

в) Раскольников

г) Свидригайлов

77. Кто так описывается в романе? «...Высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках и с большим золотым перстнем на припухшем от жиру пальце. Было ему лет двадцать семь. Одет он был в широком щёгольском лёгком пальто, в светлых летних брюках , и вообще всё было на нём широко, щёгольское с иголочки; бельё безукоризненное, цепь к часам массивная».

а) Зосимов

б) Мармеладов

в) Раскольников

г) Свидригайлов

а) Лука

б) Сатин

в) Наташа

г) Бубнов

79. Кто устроил встречи Катерины и Бориса, украв у Кабанихи ключ?

а) Кудряш

б) Кулигин

в) Варвара

г) Глаша

80. Почему князь Андрей идет служить в действующую армию

а) представления об офицерском долге

б) стремление защищать Родину

в) стремление к славе

г) по настоянию отца


Часть В

1. Кого в пьесе Островского, Н. Добролюбов называл "лучом света в темном царстве"?

Ответ: Катерина

2. Что такое нигилизм, по определению Тургенева, в романе "Отцы и дети"?

Ответ: отрицание

3. Основные мотивы лирики Некрасова.

Ответ: тема родины

4. Две основные мысли в романе Толстого "Война и мир" (ответ записать через запятую).

Ответ: семейная, народная

5. Тема пьесы Чехова "Вишневый сад".

Ответ: продажа вишневого сада

6. Напишите название первой поэмы о революции.

Ответ: Двенадцать

7. Две основные темы лирики Есенина (ответ записать через запятую).

Ответ: родина, природа

8. Напишите названия сатирических стихов Маяковского (ответ записать через запятую).

Ответ: Прозаседавшиеся, О дряни

9. На примере какого персонажа показана судьба донского крестьянства в романе Шолохова "Тихий Дон".

Ответ: Григорий Мелихов

10. Кто из героев Шолохова написал заявление о вступлении в колхоз, т. к. он с новой жизнью вполне согласен.

Ответ: Кондрат Майданников

11. Почему у Тургенева умирает Базаров.

Ответ: Его время не пришло

12. Основная тема лирики Цветаевой.

Ответ: любовь

13. Смысл повести Толстого "Гадюка".

Ответ: ярость гражданской войны

14. Смысл легенды о Данко в рассказе "Старуха Изергиль".

Ответ: служение народу

15. Какая музыка звучит в повести Куприна "Гранатовый браслет" (ответ записать через запятую).

Ответ: Соната №2, Апоссионата Бетховена

16. Как звали ассистента профессора Преображенского (Ф. И.О.).

Ответ:

17. Почему героя Шукшина называют чудаком.

Ответ: с ним постоянно что-то случалось

18. Как называется сборник стихотворений Высоцкого.

Ответ: Нерв

19. Как звали героя рассказа Шолохова "Судьба человека".

Ответ: Андрей Соколов

20. Какую книгу про бойца написал Твардовский.

Ответ: Василий Теркин

Часть С

Прочитайте отрывок из «Войны и мира» и выполните задания.

Как ни тесна и никому не нужна и ни тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.

Приказания на завтрашнее сражение были отданы и получены им. Делать ему было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины.

“Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем-то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня».

Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик!” – с злостью вслух проговорил он.

– Как же! я верил в какую-то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще… Все это ужасно просто, гадко!

Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики; а пришел Наполеон и, не зная об его существовании, как щепку с дороги, столкнул его, и развалились его Лысые Горы и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание, посланное свыше. Для чего же испытание, когда его уже нет и не будет? никогда больше не будет!

Его нет! Так кому же это испытание? Отечество, погибель Москвы! А завтра меня убьет – и не француз даже, а свой, как вчера разрядил солдат ружье около моего уха, и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтоб я не вонял им под носом, и сложатся новые условия жизни, которые будут также привычны для других, и я не буду знать про них, и меня не будет».

1) Какие страшные мысли не дают покоя князю Андрею?

2) Какие события своей жизни князь Андрей считает самыми трагичными?

3) О какой девочке идет речь в конце второго абзаца?

4) О каком событии в своей жизни князь Андрей говорит: « Все это ужасно просто, гадко!»?

5) Какие средства психологического письма использует автор, чтобы передать внутренне состояние князя? Выберите верные ответы из слов и выражений для справок: сон, внутренний монолог, письмо, дневник, исповедь, авторский комментарий.

6) В каком году состоялось Бородинское сражение?

7) В третьем абзаце текста найдите 2 фразы, из которых становится ясно, что накануне сражения в сознании князя Андрея происходит переоценка ценностей

8) Сравните состояние князя Андрея перед Аустерлицким и Бородинским сражениями (найдите сходства и различия).

4. Критерии по выставлению баллов

Определение количества тестовых вопросов (заданий)

Количество часов учебной дисциплины согласно учебному плану

Всего

Часть А

Часть В

Часть С

≥ 101

Сводная таблица с критериями баллов

Итак, в нашем варианте ЕГЭ по литературе задание 5 посвящено композиции произведения.

5. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, «тулуп», « сапоги», «платье»)?
Ответ:___________________________

Подробный разбор задания 5 вы можете посмотреть на видео.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

В современном литературоведении термин «КОМПОЗИЦИЯ» произведения понимается по-разному. Не будем вдаваться в подробности каждого мнения литературоведческих школ, а только обозначим, что мы понимаем композицию в двух вариантах.

Первый вариант - широкое понимание композиции

Композиция - это общее построение художественного произведения - смысловые части, авторские деление на части и тому подобное.

Исходя из этого понимания композиции, мы можем обозначить в «Капитанской дочке» следующие композиционные части:

1. Деление на композиционные части по географическому принципу:

2. Деление на композиционные части по принципу взросления главного героя:

Как видно из приведенных примеров деления на композиционные части, широкое понимание термина КОМПОЗИЦИИ для точной работы с художественным текстом просто не годится. Каждый прочитавший в зависимости от понимания прочитанного составит свою, ни на что не похожую, композицию. Из этого можно сделать вывод, что широкое понимание термина КОМПОЗИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ отличается субъективизмом, т.е. неточностью.

Второй вариант - узкое понимание композиции

Композиция - это расположение структурных элементов произведения, которые, служа авторскому замыслу, создают цельные художественные образы.

Какие основные структурные элементы произведения стоит выделить при анализе композиции произведения?

Название произведения - это элемент композиции, который служит основным ориентиром и смысловым акцентом произведения. В нашем случае название - «Капитанская дочка». А.С. Пушкин специально вынес в название вымышленного персонажа - капитанскую дочку Марью Ивановну Миронову.

Этот элемент композиции настраивает читателя на восприятия художественного замысла писателя. Это произведение не исторический труд, художественная реконструкция исторических событий.

Названия глав - это также структурный элемент композиции. С помощью этих названий писатель даёт читателю чувство предвкушения следующих событий. Например: название главы «Сержант гвардии» настраивает мысль читателя на кардинальные изменения в жизни главного героя.

Эпиграфы - это одновременно структурный элемент сюжета и композиции произведения. Эпиграф в сжатом виде даёт основной смысл произведения или его части. Особенностью композиции «Капитанской дочки» является обилие эпиграфов (эпиграф ко всему произведению и к каждой главе в отдельности).

Повествование - это цепочка событий, которые являются основой развития действия всего произведения. В «Капитанской дочке» повествование последовательно, без временных перестановок.

Описание - это вид речи художественного произведения, который отличается статичностью, обилием деталей, портретов, пейзажей и пр. Описание замедляет пространственно-временной континуум произведения, даёт возможность читателю осмыслить уже прочитанное.

Деталь - это важный для создания целостного художественного образа предмет (явление, подробность, вещь). В «Капитанской дочке» обилие деталей. с одной стороны, воссоздает быт того времени, например «кастрюлька с вареньем», «тулуп», «банные принадлежности»; с другой стороны, создают неповторимые художественные образы «красные сапоги», «белое утреннее платье» и пр.

Портрет - это совокупность деталей, которые создают внешность художественного образа, например: портрет Пугачева, портрет Гринева и пр.

Пейзаж - это совокупность деталей, которые создают образ природы. Особенность природных деталей может добавить характер пейзажу, например: враждебный пейзаж (метель, буран) во время езды Петра Гринева из дома в Оренбург. Обычно характер пейзажа предвосхищает последующие события.

Интерьер - это совокупность деталей внутреннего убранства помещения, например: интерьер избы, в которую их привел вожатый.

Экстерьер - это совокупность деталей внешнего состояния строения, здания, дома, например: экстерьер Белогорской крепости.

Рассуждение - это тип речи, который характеризуется отступлением от повествования. В рассуждении выясняются причинно-следственные связи описываемых в произведении событий. Например: рассуждения отца Гринева о судьбе своего сына.

Внутренний монолог - это рассуждения героя, которые не должны услышать другие герои произведения. Внутренний монолог, с точки зрения читателя, характеризует его психологическое состояние, например: внутренний монолог Петра Гринева на допросе.

Монолог - это рассуждения героя произведения. Монолог не рассчитан на ответ тех, к кому монолог обращен, например: монолог Марии Ивановны.

Диалог - это рассуждение двоих героев, которое осуществляется путем обмена репликами, например: диалог Петра Гринева и Пугачева по пути в Белогорскую крепость.

Полилог - это рассуждение нескольких (более двух) героев произведения, которое так же, как и диалог, осуществляется с помощью обмена репликами, например: полилог на военном совете Пугачева, на котором присутствовал Гринев.

Письмо - это разновидность монолога, которое дано в виде записи, т.е. письма, например: письмо отца Гринева Савельичу.

Также в качестве композиционных частей можно считать фольклорные элементы: песни, сказки, легенды, пословицы, загадки и пр. Например: песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка…» или калмыцкая сказка, которую рассказал Пугачев Гриневу.

Всем перечисленным композиционные элементы не исчерпываются. В каждом отдельном произведении наличие композиционных частей будет своим собственным, в этом и будет проявляться особенность композиции.

Вконтакте

Как подготовка к ЕГЭ по литературе превратилась для учеников и учителей в квест с непредсказуемым финалом

Текст: Наталья Лебедева
Фото: Profi.ru

До выпускных экзаменов остаются считаные месяцы. Тем, кто выбрал гуманитарные факультеты, предстоит сдать . С какими трудностями на экзамене сталкиваются начитанные дети, различающие строфу, анафору и оксюморон? Почему заданиям из серии «вопрос-ответ» не место на экзамене по литературе? И нужно ли читать все произведения из списка, чтобы получить максимальный балл? На эти и другие вопросы отвечает автор многочисленных учебников и пособий по литературе, доцент МГПУ Елена Полтавец .

Елена Юрьевна, как думаете, достаточно ли тех знаний, что дают в школе, для того чтобы успешно сдать ЕГЭ по литературе?

Елена Полтавец : Знания и школы бывают разные. Бывает, знания дают, но в силу разных причин их не берут, бывает, что знания навязывают, но навязанное никакими завязками не привяжешь. Знания можно только добыть собственными усилиями и сделать их неотъемлемой частью своего внутреннего мира. Еще говорил, что хороший читатель примешивает к произведению каплю собственной крови.

Современный абитуриент, мотивированный на экзамен, найдет все необходимое в библиотеке, интернете и, конечно, дополнительных вопросах к учителю. Но парадокс в том, что чем лучше добросовестный ученик выучит, что такое ремарка, анафора, инверсия, лироэпос, оксюморон, аллитерация, ассонанс и все остальные элементы, знание которых требуется в «Перечне элементов содержания» и «Перечне требований к уровню подготовки выпускников», тем больше вероятность снижения экзаменационных баллов.

Как такое возможно?!

Елена Полтавец : Простой пример, в демонстрационном варианте есть задание по стихотворению «Россия», в котором требуется указать «номер строфы, в которой поэт использует анафору». Школьник, прочитавший хотя бы краткую статью «Анафора» в словаре литературоведческих терминов, найдет анафору, но не найдет строфу. Хотя бы потому, что в перечне «элементов содержания» нет термина «строфа» (но это не так страшно: разработчики КИМов уверены, что школьник не может этого не знать). Хуже другое: шестая строфа предложенного стихотворения, содержащая анафору, представляет собой не строфу, а строфоид, поэтому прилежный абитуриент, повторивший перед экзаменом, кроме термина «анафора», еще и термин «строфа», растеряется.

Другой пример - вопрос по роману : «Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?» Подразумевается ответ: «деталь». Но в теории «деталь» и «подробность» разграничиваются как термины.

На мой взгляд, главная проблема ЕГЭ - концептуальная несостоятельность тестовых КИМов, да и вообще любых однозначных заданий в режиме «вопрос-ответ» по дисциплине «литература». Ситуация некорректного вопроса «Как называется подробность…?» - это ловушка для умного абитуриента. Особенно если он задумается, не имеются ли в виду символика деталей и их противопоставление. Он мог бы обо всем этом написать в сочинении, но не в строчке, в которой поместится не более десятка букв.

Но ведь в ЕГЭ по литературе уже появились задания, где надо писать развернутые ответы объемом в 5-10 предложений.

Елена Полтавец : Это уже не ловушка, а прямо-таки «подстава», и очень серьезная. В демонстрационном варианте приводится эпизод первой встречи Базарова и Павла Кирсанова (глава четвертая романа «Отцы и дети», от слов Николая Петровича «Вот мы и дома» до реплики Аркадия: «Так, замешкались немного»). Вопрос звучит так: «Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?» Создается впечатление, что разработчик этого вопроса не читал великого романа. Потому что основной конфликт романа не намечается ни в антитезе балахона и английского сьюта, упомянутых в эпизоде, ни даже в противопоставлении поколений, ни в мировоззренческих спорах, которые разворачиваются в романе почти до эпизода дуэли, а заключается в конфликте «страстного, бунтующего сердца» человеческого и могилы как трагической участи всякой плоти среди вечной «равнодушной природы». Осознание своей душевной незаурядности и понимание обреченности на одиночество - вот что сближает после дуэли былых антагонистов - Базарова и Павла Кирсанова - и противопоставляет их всем остальным персонажам. Хороший учитель или репетитор так, конечно, и прочитает со своими учениками одно из величайших произведений мировой литературы.

Елена Полтавец : Начну сразу с примера. Задание по тому же роману «Отцы и дети»: «Установите соответствие между персонажами и их дальнейшей судьбой. (Персонажи: , Николай Петрович Кирсанов, Павел Петрович Кирсанов. Судьба: получает ранение на дуэли, женится на сестре Одинцовой, умирает от тяжелой болезни, женится на Фенечке».) Выполнить это задание может абитуриент, вовсе не читавший романа, при условии, что он знаком с кратким пересказом сюжета, и даже не сюжета, а только финала романа.

Других заданий, которые можно было бы рассматривать как проверку знания текста, в экзаменационном варианте нет, и это понятно: не превращать же экзаменационные вопросы в анекдоты: «Что ела свинья под окном дома : а) нектарины; б) бананы; в) авокадо…» Затея с «тестом по текстам», популярная в былые годы, провалилась. Потому что нет смысла спрашивать, как зовут главного героя романа , и нет никакого резона допытываться, помнит ли абитуриент кличку собаки, которую так не любила престарелая родственница Одинцовой в романе «Отцы и дети».

Задания слишком обобщенного характера: назвать произведения, в которых «отображен конфликт между представителями разных поколений», и сопоставить эти произведения с романом Тургенева или назвать о Родине тоже не очень-то позволят показать знание текста произведений. Ответ предлагается ограничить 5-10 предложениями. Да и в каких произведениях не «отображен конфликт поколений»?

Вот и получается, что справиться с 16 заданиями первой части может и абитуриент, знакомый только с кратким пересказом произведений. Учтите еще, что список художественных произведений, прочтение которых якобы требуется, не в меру обширен, особенно в части , что провоцирует недоумение школьника: «Все равно не успею, не упомню, не стоит и читать».

Насколько объективны критерии оценки? Ведь собственно ради объективности и уравнивания шансов и вводился ЕГЭ.

Елена Полтавец : Вот это самое интересное. Кажущиеся пригодными для объективной оценки (знает - не знает) задания первой части таковыми не являются. Вот задание: «Укажите размер, которым написано стихотворение, без указания количества стоп». Предположим, все экзаменующиеся указали правильно. Баллов получили поровну. Но кто-то знает еще и стопность, кто-то - семантический ореол, а кто-то определил семантику пиррихированных стоп. И где абитуриент может показать эти знания?

И вообще странный это подход: в первой части требуется знание терминов, а во второй части требуется написание сочинения. Как будто для сочинения знание терминов не нужно.

Абитуриенты часто спрашивают: «Сколько терминов может быть в хорошем сочинении?» Отвечу: в рассчитанном на 4 часа - не меньше 50-60, а то и 70. Потому что и сюжет, и конфликт, и образ, и пейзаж, и деталь, и ремарка, и анафора, и размер, в общем, все то, что перечислено в «элементах содержания», да и многое другое - это тот инструмент, с помощью которого автор сочинения осуществляет анализ произведения.

А сколько цитат? Ну, скажем, 70-80. Потому что совершенно не нужно тратить время на цитирование целой строфы, когда можно указать, что анафора («когда») и аллитерация (на «р» и «с») в том же стихотворении Блока «Россия» создают образ вечности и напоминают о ключевом слове (если абитуриент знает об анаграммировании, то выделит анаграмму «Россия»). Вот уже три цитаты в одном предложении сочинения.

Но ведь сочинение уже вернули - итоговое сочинение в декабре. И еще все школьники пишут сочинение на ЕГЭ по русскому языку…

Елена Полтавец : «Итоговое» «сочинение» с ориентацией на «метапредметность», рассуждения о жизни, «взгляд и нечто», желательно с привлечением «внепрограммных» литературных произведений и житейского опыта старшеклассников - это, конечно, полезно, но и вредно одновременно. Хотя бы потому, что подготовка этого «экзамена» и ответственность за него возложены на все того же многострадального школьного словесника. И потому, что никакое эссе, «темы» которого звучат пафосно-демагогически и предлагают высказаться за все хорошее против всего плохого, не заменит экзамена-сочинения по литературе. Так же, как рассуждения о том, зачем надо знать математику, не заменят знания хотя бы таблицы умножения.

Наличие нескольких вариантов сочинения (обязательного «итогового» и по выбору в ) привело к размыванию целей и задач каждого из экзаменов и дезориентации экзаменующихся. Усвоенные школьником требования к «итоговому» «сочинению» мешают ему (и учителю) перестроиться на анализ художественного произведения как эстетического явления, требующийся в сочинении на литературоведческую тему. Да и все старшеклассники благодаря итоговому сочинению быстро усваивают, что художественное произведение - это всего-навсего наглядная иллюстрация к какой-нибудь незатейливой житейской мудрости и что понимание произведения сводится к более или менее удачному привлечению его в качестве «материала» для «аргументации» прописных истин.

«Кого можно назвать верным другом?», «Можно ли изменить мечте?», «Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?» И эти темы для рассуждений предназначены семнадцатилетним, которые, как кажется, должны были уже прочитать Тургенева, и ? Мне кажется, только десятилеткам-четвероклассникам такие темы еще можно было бы предложить, да и то с чувством некоторой неловкости…

Правильно ли я понимаю, что самым правильным было бы вернуться к тому сочинению, которое мы все раньше писали в выпускном классе?

Елена Полтавец : Я уверена, что надо вернуть экзамен-сочинение для выпускников школы. Это должна быть итоговая творческая работа, позволяющая выпускнику раскрыть свои знания и свою, как это модно говорить, креативность. То же - на вступительном экзамене в вуз.

Многие жалуются, что школьники списывают из сборников всяких «золотых» и «бриллиантовых» сочинений, скачивают из интернета… Но никакое ЕГЭ и никакие полицейские меры этому не помешают. Да и в самих по себе сборниках «образцовых» сочинений нет ничего предосудительного, как и в каталогах, скажем, причесок, которые мы листаем, ожидая очереди в парикмахерской. Другое дело, что не всякая стрижка и не всякое платье подойдут конкретному человеку или хотя бы понравятся с эстетической точки зрения.

Мои старшеклассники получали задания написать рецензию на сочинение из «золотого сборника», обсуждали эти сочинения. Но никто не списывал, когда надо было сдавать свою работу. Хотя бы потому, что списывать было неоткуда: каждому ученику давалась индивидуальная тема и при этом такая, которой нет ни в «сборниках», ни в интернете. Да и калейдоскоп цитат из статей и предисловий для раскрытия темы сочинения уж точно не мог заменить логику оригинальной работы.

Как, по вашему мнению, должен выглядеть идеальный экзамен по литературе?

Елена Полтавец : Сочинение по одной из выбранных литературоведческих тем. То есть посвященных анализу творчества/произведения одного или нескольких авторов, перечисленных в программе для экзамена. Ни «свободные», ни беспроблемные «цитатные» темы для экзамена не годятся. Это должен быть экзамен по школьной дисциплине «литература», а не по чувствительности, впечатлительности, сердечной доброте, нравственной зрелости, гражданской ответственности и прочим восхитительным качествам, которым, однако, на школьных уроках не обучают.