Жизнь надо прожить так островский. Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы

Недавно прочитал о таком интересном исследовании, которое меня просто шокировало!

В хосписе (место, где ухаживают за неизлечимо больными людьми на последней стадии болезни) проводили опрос: о чем люди больше всего жалеют перед смертью.

И 87% ответили, что больше всего сожалеют о том, что прожили бессмысленную и пустую жизнь! Вдумайся в эти дикие цифры!!! 9 из 10 людей вместо того, чтобы заниматься тем, что им действительно нравится и идти навстречу своим мечтам - по сути, просто выкинули свои жизни на помойку! Опрос очень показателен: ведь молодому и здоровому человеку всегда кажется, что впереди куча времени, чтобы все исправить и изменить. Но жизнь пролетает очень стремительно, и к концу мы получаем такой печальный итог.

О чем же конкретно сожалели умирающие.

Сожалели о том, что за все отведенное время им не хватило смелости жить той жизнью, которая была правильной именно для них, а не той жизнью, которой ожидали от них другие. Большинство людей едва ли пытались воплотить половину из того, о чем мечтали. Они умерали, осознавая, что все это происходило вследствие их выбора, который они сделали или не сделали. Если ты не берешь на себя ответственность за свою жизнь, не идешь к своим целям, то всегда найдется кто-то другой, ради чьих целей ты будешь жить.

Им было жаль, что они так много работали, занимаясь нелюбимым делом, и жизнь прошла мимо них. Задумайся, та деятельность, которой ты сейчас занимаешься, готов ли ты посвятить ей всю свою жизнь. Считаешь ли ты ее своим любимым делом, предназначением, миссией? Занимался бы ты этой деятельностью в качестве хобби? Люди думают, что им нужно много денег и тратят на их зарабатывание все свое время. Они не задумываются, что перед смертью, которая неизбежна, все это состояние они не смогут забрать с собой. По сути все зарабатывание денег к этому моменту не будет иметь никакой ценности. Гораздо важнее те воспоминания и эмоции, которые ты получаешь в течение жизни, чтобы умирая, ты сказал: «я прожил яркую и насыщенную жизнь, я много в жизни повидал и мне не стыдно уйти на покой». Оставь время для увлечений, родных и близких и ваша жизнь станет счастливее.

Многим было жаль, что у них не было смелости, чтобы выразить свои чувства, тогда возможно их жизнь сложилась совсем по-другому. Они сожалели, что не поддерживали отношения со своими друзьями, что их дружбе не было уделено столько усилий и времени, сколько она заслуживала, все скучают по своим друзьям, когда умирают. Иногда гордыня перевешивает все на свете, из-за чего в старости или перед смертью ты остаешься совсем один не нужный никому. Представь на секунду свои похороны. Много ли человек пришло на них? Какие слова о тебе говорили бы люди? Было бы это правдой?

Возможно, ты уже сейчас сожалеешь о том, что есть одна девушка, которая тебе нравится, но ты так и не решаешься заговорить с ней. Или эту девушку ты хочешь вернуть, глупо расставшись с ней когда-то, но в дальнейшем ты осознал, как на самом деле она тебе дорога. Может быть, ты каждый день, бывая в людных местах, видишь красивых девушек, но так и не решаешься подойти и познакомиться, откладывая свою личную жизнь на потом. Не удивляйся, что в итоге ты будешь жить той жизнью, которую не выбирал.

В целом люди, стоящие на пороге смерти жалели о том, что не позволяли себе быть счастливыми. Это было на удивление общим сожалением. Многие до конца так и не поняли, что их счастье - это вопрос их выбора. Будь счастлив уже сегодня, у тебя одна жизнь, проживи ее правильно, чтобы потом ни о чем не жалеть в конце.

Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы
Из романа (ч. 2, гл. 3) «Как закалялась сталь» (1932-1934) советского\" писателя Николая Алексеевича Островского (1904-1936): «Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и. мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее.
Охваченный этими мыслями, Корчагин ушел с братского кладбища».
Цитируется: как призыв к достойной, деятельной жизни.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


  • Жизнь коротка, искусство вечно
  • Жизнь начинается после сорока

Смотреть что такое "Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы" в других словарях:

    Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы

    Чтобы не было мучительно больно - см. Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

    жизнь - , и, ж. 1. Период существования человека. ** [Не надо печалиться] вся жизнь впереди [надейся и жди]. // Слова из песни А.Экимяна на стихи Р.Рождественского “Не надо печалиться” (1975 г.). Этот же мотив используется в песне А.Пахмутовой на …

    жизнь - и, ж. 1. Особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее развития. Возникновение жизни на земле. □ Основой жизни являются белковые соединения, которые при высокой температуре свертываются. В. Комаров, Происхождение растений.… … Малый академический словарь

    год - , а, м. == Славные годы. ◘ Она [индустриализация] была проведена в славные годы первых пятилеток. ХО, 388. == Юбилейный год. ◘ Ваше имя? Э э э. Фамилия? Э э э. На что жалуетесь? Э э э. А какой нынче год? Юбилейный. Купина, 122. *… … Толковый словарь языка Совдепии

    ПАВЕЛ КОРЧАГИН - «ПАВЕЛ КОРЧАГИН», СССР, КИЕВСКАЯ киностудия, 1956, цв., 102 мин. Героико романтическая драма. По роману Н.Островского «Как закалялась сталь». «Самое дорогое у человека это жизнь. Она дается один раз и прожить ее нужно так, чтобы не было… … Энциклопедия кино

    Как закалялась сталь - У этого термина существуют и другие значения, см. Как закалялась сталь (значения). Как закалялась сталь Жанр: роман

    Как закалялась сталь (роман) - У этого термина существуют и другие значения, см. Как закалялась сталь. Как закалялась сталь Жанр: роман

    Пульс хранителя дверей лабиринта - Студийный альбом «Алисы» Дата выпуска 18 февраля 2008 Записан … Википедия

Книги

  • Как закалялась сталь (аудиокнига MP3) , Н. Островский. "Как закалялась сталь" - один из величайших романов советского времени, автобиографический роман советского писателя - Николая Алексеевича Островского. Это бессмертное произведение… Купить за 173 руб аудиокнига
  • Как закалялась сталь , Островский Николай Алексеевич. "Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы"-пожалуй, одна из самых известных…

"Самое дорогое у человека - это жизнь.

Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества".

Николай Островский

Николай Островский родился 29 сентября 1904 года в селе Вилия на Волыни в семье отставного военного.

Его отец Алексей Иванович отличился в Русско-турецкой войне 1877-1878 года и за особую храбрость был награжден двумя Георгиевскими крестами. После войны Анатолий Островский работал солодовщиком на винокуренном заводе, а мама Островского, Ольга Осиповна, была кухаркой.

Семья Островских жила небогато, но дружно, ценила образование и труд. Старшие сестры Николая - Надежда и Екатерина стали сельскими учительницами, а сам Николай был досрочно был принят в церковно-приходскую школу "по причине незаурядных способностей", которую окончил в 9 лет с похвальным листом. В 1915 году он окончил двухклассное училище в Шепетовке, а в 1918 году поступил в Высшее начальное училище, позднее преобразованное в Единую трудовую школу, и стал представителем учащихся в педагогическом совете.

С 12 лет Островскому пришлось работать по найму: кубовщиком, рабочим на складе и подручным кочегара на электростанции. Впоследствии он писал Михаилу Шолохову об этом периоде своей жизни: "Я штатный кочегар и насчет заправки котлов был неплохой мастер".

  • Островский, Белинский, Некрасов и другие... экстремисты


Тяжелая работа не мешала романтическим порывам Островского. Его любимыми книгами были "Спартак" Джованьоли, "Овод" Войнич, романы Купера и Вальтера Скотта, в которых отважные герои боролись за свободу против несправедливости тиранов. В юности он читал друзьям стихи Брюсова, приехав к Новикову, проглотил "Илиаду" Гомера, "Похвалу глупости" Эразма Роттердамского.

Под влиянием шепетовских марксистов Островский втянулся в подпольную работу и стал активистом революционного движения. Воспитанный на романтически-авантюрных книжных идеалах, он принимал Октябрьскую революцию с восторгом. 20 июля 1919 года Николай Островский вступил в комсомол и ушел на фронт сражаться против врагов революции. Он сначала служил в дивизии Котовского, затем - в 1-й Конной армии под командованием Буденного.

В одном из боев Островский на всем скаку упал с лошади, позже он получил ранение в голову, и в живот. Все это жесточайшим образом сказалось на его здоровье, и в 1922 году восемнадцатилетний Островский был отправлен на пенсию.

После демобилизации Островский нашел себе применение на трудовом фронте. Окончив школу в Шепетовке, он без отрыва от производства продолжил учебу в Киевском электротехническом техникуме, и вместе с первыми комсомольцами Украины был мобилизован на восстановление народного хозяйства. Островский участвовал в строительстве узкоколейной дороги, которая должна была стать основной магистралью для обеспечения дровами вымирающего от холода и тифа Киева. Там он простудился, заболел тифом и в бессознательном состоянии был отправлен домой. Усилиями родных ему удалось справиться с болезнью, но вскоре он вновь простудился, спасая в ледяной воде лес. Учебу после этого пришлось прервать, и, как оказалось, навсегда.

Обо всем этом он позже написал в своем романе "Как закалялась сталь": и как, спасая лесосплав, бросился в ледяную воду, и жестокой простуде после этого трудового подвига, и о ревматизме, и о тифе...

В 18 лет он узнал, что врачами ему поставлен страшный диагноз - неизлечимая, прогрессирующая болезнь Бехтерева, которая приводит больного к полной инвалидности. У Островского сильно болели суставы. А позже ему был поставлен окончательный диагноз - прогрессирующий анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов.

Врачи предложили потрясенному юноше перейти на инвалидность и ожидать конца. Но Николай выбрал борьбу. Он стремился сделать жизнь и в этом, казалось бы, безнадежном состоянии, полезной для других. Однако, последствия изнурительной работы все чаще давали себя знать. Первые приступы неизлечимой болезни он испытал в 1924 году и в этом же году стал членом Компартии.

Со свойственной ему полной самоотдачей и юношеским максимализмом он посвятил себя работе с молодежью. Он стал комсомольским вожаком и организатором первых комсомольских ячеек в пограничных районах Украины: Берездове, Изяславле. Вместе с комсомольскими активистами Островский участвовал в борьбе ЧОНовских отрядов с вооруженными бандами, стремящимися прорваться на советскую территорию.

Болезнь прогрессировала, и началась бесконечная череда пребывания в больницах, клиниках и санаториях. Мучительные процедуры, операции не приносили улучшения, но Николай не сдавался. Он занимался самообразованием, учился в Свердловском заочном коммунистическом университете, и очень много читал.

  • Русские писатели-классики о российских либералах

В конце двадцатых годов в Новороссийске он познакомился со своей будущей женой. К осени 1927 года Николай Алексеевич уже не мог ходить. К тому же у него началась болезнь глаз, которая в итоге привела его к слепоте, и была следствием осложнения после сыпного тифа.

Николай Островский с женой Раисой за год до смерти.

Осенью 1927 года Островский начал писать автобиографический роман "Повесть о "котовцах". Рукопись этой книги, созданная поистине титаническим трудом и отправленная по почте в Одессу бывшим боевым товарищам для обсуждения, к несчастью, потерялась на обратном пути, и судьба ее так и осталась неизвестной. Но Николай Островский, привыкший выносить и не такие удары судьбы, не потерял мужества, и не отчаялся.

В письме от 26 ноября 1928 года он писал: "Вокруг меня ходят крепкие, как волы, люди, но с холодной, как у рыб, кровью. От их речей веет плесенью, и я их ненавижу, не могу понять, как здоровый человек может скучать в такой напряженный период. Я никогда не жил такой жизнью и не буду жить".

С этого времени он навсегда был прикован к постели, и осенью 1929 года Островский переехал на лечение в Москву.

"Принесенных стоп в 20 - 30 книг ему едва хватало на неделю", - отмечала жена. Да в его библиотеке было не две - две тысячи книг! А начиналась она, по свидетельству матери, с журнального листа, в который хотели завернуть ему селедку, но он принес селедку, держа за хвост, а журнальный лист положил на полку... "Я очень изменился?" - спрашивал позже Островский Марту Пуринь, своего давнего друга. "Да, - ответила она, - ты стал образованным человеком".

В 1932 году он начал работу над книгой "Как закалялась сталь". После восьмимесячного пребывания в больнице Островский вместе с женой поселился в столице. Абсолютно обездвиженный, слепой и беспомощный, он ежедневно на 12-16 часов оставался в полном одиночестве. Пытаясь побороть отчаяние и безысходность, он искал выход из своей энергии, а так как его руки еще сохраняли некоторую подвижность, Николай Алексеевич решил начать писать. С помощью жены и друзей, сделавших ему специальный "транспарант" (папку с прорезями) он пытался записывать первые страницы будущей книги. Но и эта возможность писать самому продолжалась недолго, и в дальнейшем он был вынужден диктовать книгу своим родным, друзьям, соседке по квартире, и даже девятилетней племяннице.

С болезнью боролся с тем же мужеством и упорством, с какими некогда воевал на гражданской войне. Он занимался самообразованием, читал одну за другой книги, заочно окончил коммунистический университет. Будучи парализованным, вел на дому комсомольский кружок, готовил себя к литературной деятельности. Работал по ночам, с помощью трафарета, а днем друзья, соседи, жена, мать сообща расшифровывали написанное.

Николай Островский стремился научиться хорошо писать - следы этого хорошо видны опытному глазу. Он учился искусству литератора у Гоголя (сцены с петлюровским полковником Голубом; зачины типа "хороши вечера на Украине летом в таких маленьких городишках-местечках, как Шепетовка..." и др.). Учился у своих современников ("рубленый стиль" Б.Пильняка, И.Бабеля), у тех, кто помогал ему редактировать книгу. Учился писать портреты (получалось не очень умело, однообразно), искать сравнения, индивидуализировать речь персонажей, строить образ. Не все было удачным, с трудом приходилось освобождаться от штампов, находить удачные выражения, - делать это все приходилось, преодолевая болезнь, неподвижность, элементарную невозможность самому читать и писать...

Посланная в журнал "Молодая гвардия" рукопись получила разгромную рецензию: "выведенные типы нереальны". Однако Островский добился вторичного рецензирования рукописи. После этого рукопись активно редактировали заместитель главного редактора "Молодой Гвардии" Марк Колосов и ответственный редактор Анна Караваева, известная писательница того времени. Островский признавал большое участие Караваевой в работе с текстом романа; также он отмечал участие Александра Серафимовича.

Первую часть романа имела огромный успех. Номера журнала, где он публиковался, невозможно было достать, в библиотеках за ним стояли очереди. Редакцию журнала захлестнул поток читательских писем.

Образ главного героя романа - Корчагина был автобиографичен. Писатель переосмыслил личные впечатления и документы, и создал новые литературные образы. Революционные лозунги и деловая речь, документальность и художественная вымысел, лиризм и хроника - все это соединилось у Островского в новое для советской литературы художественное произведение. Для многих поколений советской молодёжи герой романа стал нравственным образцом.

Однажды, недовольный некоторыми семейными сценами романа, какой-то критик написал, что они способствуют "разжижению гранитной фигуры Павки Корчагина". Николай был возмущен - гранит не строительный материал для живого человека. Назвал статью "вульгарной": "Сердечно болен, однако отвечу ударом сабли". Одна из его добровольных секретарей, Мария Барц, оставила нам свидетельство того, что его беспокоило при диктовке: "По-человечески ли получилось? Не лубочно ли? Не слишком ли ортодоксален Павел Корчагин? Не плакатен ли?"

В 1933 году Николай Островский в Сочи продолжил работу над второй частью романа, а в 1934 году вышло первое полное издание этой книги.

В марте 1935 года в газете "Правда" был опубликован очерк Михаила Кольцова "Мужество". Из него миллионы читателей впервые узнали, что герой романа "Как закалялась сталь" Павел Корчагин - не плод фантазии автора. Что именно автор этого романа - и есть герой. Островским начали восхищаться. Его роман переводился на английский, японский и чешский языки. В Нью-Йорке он печатался в газете.

  • Кто диктует правила на писательском фронте Беларуси

1 октября 1935 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Островского наградили орденом Ленина. В декабре 1935 года Николаю Алексеевичу была предоставлена квартиру в Москве, на улице Горького, и специально для него была построена дачу в Сочи. Также ему было присвоено воинское звание бригадного комиссара.

Островский продолжал работать, и летом 1936 года он закончил первую часть романа "Рожденные бурей". По настоянию автора новую книгу обсудили на выездном заседании президиума правления Союза советских писателей на московской квартире автора.

Последний месяц жизни Николай Алексеевич был занят внесением поправок в роман. Он трудится "в три смены" и готовился отдохнуть. А 22 декабря 1936 года сердце Николая Алексеевича Островского остановилось.

В день его торжественных похорон, 26 декабря, книга вышла в свет - рабочие типографии набрали и отпечатали ее в рекордно короткие строки.

Мейерхольд поставил спектакль о Павке Корчагине по инсценировке романа, сделанной Евгением Габриловичем. За несколько лет до своей смерти Евгений Иосифович Габрилович рассказывал, какое это было грандиозное зрелище: "На просмотре зал взорвался овациями! Это было так жгуче, так потрясало! То была торжественная трагедия". Трагедийность той эпохи мы хорошо видим сегодня. Тогда видеть ее было запрещено. Ведь "жить стало лучше, жить стало веселее"... Спектакль запретили.

Роман "Как закалялась сталь" Островского выдержал более 200 изданий на многих языках мира. До конца 1980-х годов он занимал центральное место в школьной программе.

Николай Островский был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сложно отыскать человека в возрасте, который бы не жалел о чем-то, чего не сделал, будучи молодым… Если вы еще молоды, то вам непременно нужно попробовать некоторые вещи, даже если они кажутся вам сегодня бессмысленными и безрассудными. Не факт, конечно, что все это вам придется по душе, однако впоследствии точно будет о чем вспомнить!

Проводите бессонные ночи

Только лет до двадцати пяти мы можем позволить себе не спать безо всяких последствий. Например, куролесить всю ночь, а наутро преспокойно и со светлой головой отправиться на экзамен или на работу. В наше время многие, правда, чуть ли не до рассвета просиживают в Сети, но мы-то предлагаем вам не тупо пялиться в экран компьютера, а провести волшебную ночь, наполненную приключениями.

Можно позвать гостей, а можно самим отправиться в гости. Или "закатиться" в какой-нибудь ночной клуб, где можно отплясывать на столах… Гарантируем - в хорошей и интересной компании спать вам не захочется.

Конечно, мы не призываем вас вести ночной образ жизни, так вы быстро выдохнетесь, да и учеба с работой начнут страдать. Но хотя бы разок попробовать можно.

Посещайте вечеринки

Порой мы отказываемся от похода на вечеринку, так как надо заниматься или нам страшновато идти в незнакомую компанию. На самом деле, любая вечеринка - это новый опыт и порой полезные знакомства.

Старайтесь ходить не только в те компании, в которых вы кого-то знаете, но и туда, где вы будете чужаком. Это научит вас общению. К тому же, часто вечеринки связаны с острыми ощущениями, новыми впечатлениями, которые пойдут вам только на пользу. Не забывайте о безопасности, но и не бойтесь выходить из зоны комфорта - это станет для вас своего рода тренингом, ведь вы не сможете всю жизнь провести в исключительно тепличной обстановке.

Попробуйте как можно большее количество алкогольных напитков

Разумеется, вы не должны, придя, скажем, в бар, пробовать их все сразу за один вечер. Тем более, их не стоит смешивать между собой - самочувствие будет не из лучших. Но если вы все время пьете одно и то же, к примеру, шампанское или джин-тоник, то, значит, вы еще не зрелая личность и не открыты для нового опыта.

Пробуйте по возможности и понемногу все: красные и белые вина, водку, виски, - выпивая за один заход хотя бы по маленькой рюмочке данного напитка… Только так вы сможете понять, что нравится вам на самом деле, а что нет.

Даже если вы пару раз действительно переборщите со спиртным - это не так уж страшно. Пусть это станет для вас уроком. Вы будете знать свою норму и научитесь пить "правильно".

Читайте книги!

Имеются в виду отнюдь не учебники, которые вам и так придется читать. Часто мы откладываем чтение книг "не по специальности" на будущее, полагая, что в этом самом будущем у нас появится на это время. А сейчас есть занятия поинтереснее - скажем, видеоигры или свидания…

Дело в том, что в зрелом возрасте у вас появится столько работы и других разных дел, что времени на книги вы просто не сумеете выделить, если только вы по профессии не филолог или литературовед. Будьте готовы к тому, что если вы не будете много читать в молодости, то этого не случится уже никогда.

Разыгрывайте знакомых

С детства нам внушают, что врать нехорошо. И порой мы так и вырастаем, чувствуя себя неловко всякий раз, когда приходится говорить неправду.

Но грамотный и веселый розыгрыш - это же совсем другое дело! Сказать однокурсникам, что преподаватель заболел и занятий не будет, шепнуть подруге, что Славка, который давно ей нравится, просил ее телефон, позвонить другу-отличнику и сообщить, что он выиграл престижный грант и едет учиться за границу…

Старайтесь, чтобы ваши розыгрыши были безобидными, чтобы они не имели далеко идущих отрицательных последствий и не причиняли людям настоящую боль… Не помешает также привлекать к вашим задумкам и друзей. Такое совместное предприятие станет, скорее всего, одним из самых приятных и позитивных воспоминаний.

В более зрелом возрасте такое может и не сойти вам с рук - на вас обидятся, ведь вы взрослый и серьезный человек и вам не пристало делать такие глупости. Но молодость - как раз время для совершения глупостей…

Автобиографический роман Николая Островского разделён на две части, каждая из которых содержит по девять глав: детство, отрочество и юность; затем зрелые годы и болезнь.

За недостойный поступок (насыпал священнику махры в тесто) кухаркина сына Павку Корчагина выгоняют из школы, и он попадает «в люди». «Заглянул мальчик в самую глубину жизни, на её дно, в колодезь, и затхлой плесенью, болотной сыростью пахнуло на него, жадного ко всему новому, неизведанному». Когда в его маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая весть «Царя скинули», Павлу вовсе некогда было думать об учёбе, он тяжело работает и по-мальчишески, не раздумывая, прячет оружие вопреки запрету со стороны шефов внезапно нахлынувшей неметчины. Когда губернию заливает лавина петлюровских банд, он становится свидетелем множества еврейских погромов, заканчивавшихся зверскими убийствами.

Гнев и возмущение часто охватывают юного смельчака, и он не может не помочь матросу Жухраю, другу своего брата Артема, работавшего в депо. Матрос не раз по-доброму беседовал с Павлом: «У тебя, Павлуша, есть все, чтобы быть хорошим бойцом за рабочее дело, только вот молод ты очень и понятие о классовой борьбе очень слабое имеешь. Я тебе, братишка, расскажу про настоящую дорогу, потому что знаю: будет из тебя толк. Тихоньких да примазанных не люблю. Теперь на всей земле пожар начался. Восстали рабы и старую жизнь должны пустить на дно. Но для этого нужна братва отважная, не маменькины сынки, а народ крепкой породы, который перед дракой не лезет в щели, как таракан, а бьёт без пощады». Умеющий драться, крепкий и мускулистый Павка Корчагин спасает из-под конвоя Жухрая, за что его самого по доносу хватают петлюровцы. Павке не был знаком страх обывателя, защищающего свой скарб (у него ничего не было), но обычный человеческий страх захватил его ледяной рукой, особенно когда он услышал от своего конвоира: «Чего его таскать, пане хорунжий? Пулю в спину, и кончено». Павке стало страшно. Однако Павке удаётся спастись, и он прячется у знакомой девушки Тони, в которую влюблён. К сожалению, она интеллигентка из «класса богатых»: дочь лесничего.

Пройдя первое боевое крещение в боях гражданской войны, Павел возвращается в город, где создана комсомольская организация, и становится её активным членом. Попытка затащить в эту организацию Тоню проваливается. Девушка готова ему подчиняться, но не до конца. Слишком расфранчённой она приходит на первое комсомольское собрание, и ему тяжело её видеть среди выцветших гимнастёрок и кофточек. Дешёвый индивидуализм Тони становится непереносимым Павлу. Необходимость разрыва была ясна им обоим... Непримиримость Павла приводит его в ЧК, тем более в губернии её возглавляет Жухрай. Однако чекистская работа действует на нервы Павла весьма разрушающе, учащаются его контузионные боли, он часто теряет сознание, и после короткой передышки в родном городе Павел едет в Киев, где тоже попадает в Особый отдел под руководство товарища Сегала.

Вторая часть романа открывается описанием поездки на губконференцию с Ритой Устинович, Корчагина назначают ей в помощники и телохранители. Одолжив у Риты «кожаную куртку», он протискивается в вагон, а потом через окно втаскивает молодую женщину. «Для него Рита была неприкосновенна. Это был его друг и товарищ по цели, его политрук, и все же она была женщиной. Он это впервые ощутил у моста, и вот почему его волнует так её объятье. Павел чувствовал глубокое ровное дыхание, где-то совсем близко её губы. От близости родилось непреодолимое желание найти эти губы. Напрягая волю, он подавил это желание». Не в силах совладать со своим чувством, Павел Корчагин отказывается от встреч с Ритой Устинович, обучающей его политграмоте. Мысли о личном отодвигаются в сознании юноши ещё дальше, когда он принимает участие в строительстве узкоколейки. Время года трудное - зима, комсомольцы работают в четыре смены, не успевая отдыхать. Работу задерживают бандитские налёты. Кормить комсомольцев нечем, одежды и обуви тоже нет. Работа до полного надрыва сил заканчивается тяжёлой болезнью. Павел падает, сражённый тифом. Самые близкие друзья его, Жухрай и Устинович, не имея о нем сведений, думают, что он умер.

Однако после болезни Павел снова в строю. В качестве рабочего он возвращается в мастерские, где не только упорно трудится, но ещё и наводит порядок, заставляя комсомольцев вымыть и почистить цех к вящему недоумению начальства. В городке и по всей Украине продолжается классовая борьба, чекисты ловят врагов революции, подавляют бандитские налёты. Молодой комсомолец Корчагин совершает немало добрых дел, защищая на заседаниях ячейки своих товарищей, а на тёмных улицах - подруг по партии.

«Самое дорогое у человека - это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь, все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать её».

Став свидетелем множества смертей и убивая сам, Павка ценил каждый прожитый день, принимая партийные приказы и уставные распоряжения как ответственные директивы своего бытия. Как пропагандист он принимает участие и в разгроме «рабочей оппозиции», называя «мелкобуржуазным» поведение своего родного брата, и тем более в словесных атаках на троцкистов, осмелившихся выступать против партии. Его не желают слушать, а ведь товарищ Ленин указывал, что надо делать ставку на молодёжь.

Когда в Шепетовке стало известно, что умер Ленин, тысячи рабочих стали большевиками. Уважение партийцев продвинуло Павла далеко вперёд, и однажды он оказался в Большом театре рядом с членом ЦК Ритой Устинович, с удивлением узнавшей, что Павел жив. Павел говорит, что он её любил, как Овод, человек мужественный и безгранично выносливый. Но у Риты уже есть друг и трёхлетняя дочурка, а Павел болен, и его отправляют в санаторий ЦК, тщательно обследуют. Однако тяжёлая болезнь, приведшая к полной неподвижности, прогрессирует. Никакие новые лучшие санатории и больницы не в состоянии его спасти. С мыслью о том, что «надо остаться в строю», Корчагин начинает писать. Рядом с ним хорошие добрые женщины: сначала Дора Родкина, потом Тая Кюцам. «Хорошо ли, плохо ли он прожил свои двадцать четыре года? Перебирая в памяти год за годом, Павел проверял свою жизнь как беспристрастный судья и с глубоким удовлетворением решил, что жизнь прожита не так уж плохо... Самое главное, он не проспал горячих дней, нашёл своё место в железной схватке за власть, и на багровом знамени революции есть и его несколько капель крови».