Значение древних рисунков. Наскальная живопись

Традиционно наскальные рисунки, называют - петроглифами, так называют все изображения на камне с древнейших времён (палеолита) вплоть до средневековья, как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.

Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всём мире гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер в Сахаре, среди песков пустыни.

Несмотря на то, что наскальные рисунки изучаются около 200 лет, они до сих пор остаются загадкой.


Наскальные рисунки индейцев хопи в штате Аризона, США, изображающие некие существа-качина. Индейцы считали их своими небесными учителями.

Согласно общепринятой теории эволюции, первобытный человек на протяжении многих десятков тысяч лет оставался примитивным охотником и собирателем. А затем его внезапно посетило настоящее озарение, и он принялся рисовать и высекать на стенах своих пещер, скал и горных расщелин таинственные символы и изображения.


Знаменитые Онежские петроглифы.

Освальд О. Тобиш, человек щедрых и многообразных дарований, на протяжении 30 лет провел исследования более 6000 наскальных рисунков, пытаясь восстановить некую логическую систему, объединяющую их. Когда знакомишься с выводами его исследований и многочисленными сравнительными таблицами, буквально дух захватывает. Тобиш прослеживает черты сходства самых разных наскальных рисунков, так что создается впечатление, будто в древности существовала единая пракультура и связанные с ней универсальные знания.


Испания. Наскальное изображение. XI век до н.э.

Разумеется, миллионы и миллионы наскальных рисунков появились не в одно и то же время; очень часто (но далеко не всегда) их разделяют многие тысячелетия. В других случаях на одних и тех же скалах рисунки создавались на протяжении нескольких тысячелетий.


Африка. Наскальный рисунок. VIII - IV век до н.э.

И тем не менее поразительный факт, что множество наскальных рисунков в самых разных частях света возникли практически одновременно. Всюду, будь то Торо Муэрто (Перу), где найдены десятки тысяч наскальных рисунков, Валь Кармоника (Италия), окрестности Каракорумского шоссе (Пакистан), плато Колорадо (США), регион Параибо (Бразилия) или южная Япония, - всюду обнаружены практически идентичные символы и фигуры. Разумеется, я не могу не отметить, что в каждом отдельном месте существуют свои собственные, строго локализованные типы изображений, которые невозможно встретить больше нигде, но это никак не проясняет тайну поразительного сходства остальных рисунков.


Австралия. XII - IV век до н.э.

Если рассматривать все эти изображения со всеми их атрибутами и символами, возникает удивительное впечатление, что по всем континентам вдруг раздался звук одной и той же призывной трубы: «Запомните: боги - это те, кто окружен лучами!» Эти «боги» в большинстве случаев изображаются куда более крупными, чем прочие человечки. Их головы практически всегда окружены или увенчаны ореолом или нимбом, словно от них исходят сияющие лучи. Кроме того, обычные люди всегда изображаются на почтительном расстоянии от «богов»; они преклоняют перед ними колени, простираются на земле или воздевают к ним руки.


Италия. Наскальный рисунок. XIII - VIII век до н.э.

Освальд Тобиш, специалист по наскальным рисункам, исколесивший весь свет, своими неутомимыми усилиями еще больше приблизился к разгадке этой древней тайны: «Быть может, это разительное сходство в изображениях божеств объясняется невероятным по нашим сегодняшним меркам «интернационализмом», и человечество той эпохи, вполне возможно, еще пребывало в мощном силовом поле «первозданного откровения» единого и всемогущего Творца?»


Скафандр Догу. Древнейшее в мире изображение скафандра.
Долина Смерти, США.
Перу. Наскальный рисунок. XII - IV век до н.э.




Наскальные рисунки индейцев хопи в штате Аризона, США




Австралия


Наскальные рисунки вблизи Онежского озера. Непонятные изображения, которые некоторые философы трактуют как летательные аппараты.


Австралия
Петроглифы из окрестностей села Каракол Онгудайского района
Сцены охоты, где антропоморфные существа (люди или духи?) с луками, копьями и палками охотятся на зверя, а собаки (или волки?) им помогают, появляются 5-6 тысяч лет назад - именно тогда был создан этот петроглиф.

на скале в японии 7 тысяч лет назад

Алжирская сахара, массив Тассили (подкрашенные наскальные рисунки). Эпоха круглых голов. Достигают 8 метров. Рисунки каменого века

Подобные примеры творчества древних народов можно встретить по всему миру. На Алтае - наскальные портреты человекоподобных существ в скафандрах, созданные 4 - 5 тысяч лет назад. В Центральной Америке - стартующие «космические корабли». Они изображены на некоторых гробницах майя возрастом около 1300 лет. В Японии находят одетые в шлемы и комбинезоны бронзовые фигурки IV века до н.э. В горах Тибета - нарисованные 3000 лет назад «летающие тарелки». Целые галереи монстров с антеннами на головах, щупальцами вместо рук и загадочным оружием «выставлены» на всеобщее обозрение нам, потомкам, в пещерах, на плато и в горах в Перу, Сахаре, Зимбабве, Австралии, Франции, Италии.
Огромные фигуры и рядом маленькие человечки.

В учебнике истории написано, что первобытный человек захотел себя как-нибудь проявить и реализовать свое первобытное творчество тем, что было под рукой. Так на скалах в глубоких пещерах появились наскальные рисунки.

Но вот насколько первобытными были наши предки? И так ли уж все просто было несколько тысяч лет назад, как мы себе это представляем? Собранные в данной статье рисунки из первобытного искусства, возможно, заставят вас задуматься над чем-то.

Какой рисунок самый древний? Вероятно, он должен быть нарисован на старом обветшалом кусочке папируса, который хранится теперь в каком-нибудь музее при определенных температурных условиях. Но время не пощадит такой рисунок даже при самых оптимальных условиях хранения – через несколько тысяч лет он неминуемо превратится в пыль. Но уничтожить горную породу пусть и за несколько десятков тысяч лет – задача сложная даже для всепожирающего времени. Возможно, в те далекие времена, когда человек только начал жить на Земле и ютился не в построенных собственными руками домах, а в созданных природой пещерах и гротах, он находил время не только добывать себе пропитание и поддерживать огонь, но и творить?

Действительно, наскальные рисунки, датирующиеся несколькими десятками тысяч лет до нашей эры можно найти в некоторых пещерах, разбросанных по разным уголкам планеты. Там, в темном и холодном замкнутом пространстве, краска долгое время сохраняет свои свойства. Интересно, что первые наскальные рисунки были найдены в 1879 году – сравнительно недавно по историческим меркам – когда археолог Марселино Санс де Саутуола, прогуливаясь со своей дочерью, забрел в пещеру и увидел многочисленные рисунки, украшавшие её свод. Ученые по всему миру сначала не поверили в удивительную находку, но исследования других пещер по всему подтвердили, что некоторые из них действительно служили убежищем для древнего человека и хранят в себе следы его пребывания, в том числе и рисунки.

Чтобы установить их возраст, археологи подвергают радиоуглеродному анализу частички красок, которые использовались для нанесения изображений. Проанализировав сотни рисунков, специалисты увидели, что наскальная живопись существовала и десять, и двадцать, и тридцать тысяч лет назад.

Это интересно: «разложив» найденные рисунки в хронологическом порядке, специалисты увидели, как менялась наскальная живопись с течением времени. Начиная с простых двумерных изображений, художники далекого прошлого совершенствовали свое мастерство, добавляя в свои творения сначала больше деталей, а затем тени и объем.

Но самое интересное, конечно же, это возраст наскальных рисунков. Использование современных сканеров при исследовании пещер открывает для нас даже те наскальные изображения, которые уже неразличимы для глаза человека. Рекорд древности найденного изображения постоянно обновляется. Как глубоко смогли мы проникнуть в прошлое, исследуя холодные каменные стены пещер и гротов? На текущий день самыми старыми наскальными рисунками может похвастаться пещера Эль-Кастильо , расположенная в Испании. Считается, что именно в этой пещере обнаружены самые древние наскальные рисунки. Один из них — изображение человеческой ладони путем распыления краски на прислоненную к стене руку — представляет особый интерес.


Самый древний рисунок на сегодняшний день, возраст ~ 40 800 лет. Пещера Эль-Кастильо, Испания.

Так как традиционный радиоуглеродный анализ дал бы слишком большой разброс в показаниях, для более точного определения возраста изображений ученые использовали метод радиоактивного распада урана, измерив количество продуктов распада в образовавшихся за тысячи лет поверх рисунка сталактитах. Оказалось, что возраст наскальных изображений составляет около 40 800 лет , что делает их самыми древними на Земле среди обнаруженных на данный момент. Вполне возможно, их рисовал даже не homo sapience, а неандерталец.

Но у пещеры Эль-Кастильо есть достойный конкурент: пещеры на индонезийском острове Сулавеси. Для определения возраста здешних рисунков, ученые исследовали возраст образовавшихся поверх них кальциевых отложений. Оказалось, что кальциевые отложения появились не меньше 40 000 лет назад, а значит, наскальные рисунки никак не могут быть моложе. К сожалению, более точно определить возраст творений древнего художника не представляется возможным. Но одно мы знаем точно: в будущем человечество ждут ещё более древние и удивительные находки.

Иллюстрация: изображение бизона в пещере Альтамира, Испания. Возраст около 20 000 лет

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Открытие пещерных картинных галерей поставило перед археологами ряд вопросов: чем рисовал первобытный художник, как он рисовал, где размещал рисунки, что рисовал и, наконец, зачем он это делал? Изучение пещер позволяет с той или иной степенью достоверности ответить на них.

Палитра первобытного человека была бедной: в ней четыре основных краски - черная, белая, красная и желтая. Для получения белых изображений использовался мел и мелоподобные известняки; черного - древесный уголь и окислы марганца; красного и желтого - минералы гематит (Fe2O3), пиролюзит (МnО2) и природные красители - охры, представляющие собой смесь гидроокислов железа (лимонит, Fe2O3.H2O), марганца (псиломелан, m.MnO.MnO2.nH2O) и глинистых частиц. В пещерах и гротах Франции найдены каменные плиты, на которых растиралась охра, а также куски темно-красной двуокиси марганца. Судя по технике росписи, куски краски растирались, разводились на костном мозге, животном жире или крови. Химический и рентгеноструктурный анализ красок из пещеры Ласко показали, что использовались не только природные красители, смеси которых дают разные оттенки основных цветов, но и довольно сложные соединения, полученные путем их обжига и добавления других компонентов (каолинита и окислов алюминия).

Серьезное изучение пещерных красителей только начинается. И сразу возникают вопросы: почему использовались только неорганические краски? Первобытный человек-собиратель различал более 200 различных растений, среди которых были и красящие. Почему в одних пещерах рисунки выполнены разными тонами одного цвета, а в других - двумя цветами одного тона? Почему так долго входят в раннюю живопись цвета зелено-сине-голубой части спектра? В палеолите их почти нет, в Египте они появляются 3,5 тыс. лет назад, а в Греции - только в IV в. до н. э. Археолог А. Формозов считает, что наши далекие предки не сразу разобрались в ярком оперении "волшебной птицы" - Земли. Самые древние цвета, красный и черный, отражают суровый колорит тогдашней жизни: солнечный диск у горизонта и пламя костра, полный опасностей мрак ночи и приносящую относительное спокойствие тьму пещер. Красное и черное ассоциировалось с противоположностями древнего мира: красное - тепло, свет, жизнь с горячей алой кровью; черное - холод, тьма, гибель... Эта символика универсальна. Долгим был путь от пещерного художника, имевшего в своей палитре всего 4 цвета, до египтян и шумерийцев, добавивших к ним еще два (синий и зеленый). Но еще дальше от них до космонавта XX века, взявшего в первые полеты вокруг Земли набор из 120 цветных карандашей.

Вторая группа вопросов, возникающих при изучении пещерной живописи, касается технологии рисунка. Проблему можно сформулировать так: звери, отображенные на рисунках палеолитического человека, "вышли" из стены или "ушли" в нее?

В 1923 г. Н. Кастере обнаружил в пещере Монтеспан позднепалеолитическую глиняную фигуру медведя, лежащую на земле. Она была покрыта углублениями - следами ударов дротика, а на полу обнаружились многочисленные отпечатки босых ног. Возникла мысль: это "макет", вобравший в себя закрепленные десятками тысячелетий охотничьи пантомимы у туши убитого медведя. Далее прослеживается следующий ряд, подтвержденный находками в других пещерах: макет медведя, выполненный в натуральную величину, одетый в его шкуру и украшенный настоящим черепом, сменяется его глиняным подобием; зверь постепенно "встает на ноги" - его для устойчивости прислоняют к стене (это уже шаг к созданию барельефа); затем зверь постепенно "уходит" в нее, оставив прочерченный, а затем и живописный контур... Так представляет себе возникновение палеолитической живописи археолог А. Соляр.

Не менее вероятен и другой путь. По мысли Леонардо да Винчи, первый рисунок - это тень предмета, освещенного костром. Первобытный человек начинает рисовать, осваивая технику "обвода". Пещеры сохранили десятки таких примеров. На стенах пещеры Гаргас (Франция) видны 130 "призрачных рук" - отпечатков рук человека на стене. Интересно, что в одних случаях они изображаются линией, в других - закраской внешнего или внутреннего контуров (позитивный или негативный трафарет), затем появляются рисунки, "оторванные" от объекта, который изображается уже не в натуральную величину, в профиль или фронтально. Иногда предметы рисуются как бы в разных проекциях (лицо и ноги - профиль, грудь и плечи - фронтально). Постепенно растет мастерство. Рисунок приобретает четкость, уверенность штриха. По лучшим рисункам биологи уверенно определяют не только род, но и вид, а иногда - подвид животного.

Следующий шаг делают мадленские художники: средствами живописи они передают динамику и перспективу. В этом очень помогает цвет. Полные жизни кони пещеры Гранд-Бен как бы пробегают перед нами, постепенно уменьшаясь в размерах... В дальнейшем этот прием был забыт, и подобные рисунки не встречаются в наскальной живописи ни в мезолите, ни в неолите. Последний шаг - переход от перспективного изображения к объемному. Так появляются скульптуры, "вышедшие" из стен пещеры.

Какая из приведенных точек зрения справедлива? Сопоставление абсолютных датировок фигурок, выполненных из костей и камня, свидетельствует, что они имеют примерно один возраст: 30-15 тыс. лет до н. э. Может быть, в разных местах пещерный художник шел разными путями?

Еще одна из загадок пещерной живописи - отсутствие фона и обрамления. Фигуры лошадей, быков, мамонтов свободно разбросаны по скальной стене. Рисунки как бы висят в воздухе, под ними не проведена даже символическая линия земли. На неровных сводах пещер животные помещены в самых неожиданных положениях: вниз головой или боком. Нет в рисунках первобытного человека и намека на ландшафтный фон. Только в XVII в. н. э. в Голландии пейзаж оформляется в особый жанр.

Изучение палеолитической живописи дает специалистам обильный материал для поиска истоков различных стилей и направлений в современном искусстве. Так, например, доисторический мастер за 12 тысяч лет до появления художников-пуантилистов изобразил животных на стене пещеры Марсула (Франция) с помощью крохотных цветных точек. Количество подобных примеров можно множить, но более важно другое: изображения на стенах пещер - это сплав реальности сущего и его отражения в мозгу палеолитического человека. Таким образом, палеолитическая живопись несет информацию об уровне мышления человека того времени, о проблемах, которыми он жил и которые волновали его. Первобытное искусство, открытое более 100 лет назад, остается настоящим Эльдорадо для всевозможных гипотез по этому поводу.

Дублянский В. Н., научно-популярная книга

Большинство учёных считают, что древние люди появились свыше двух миллионов лет назад. Следы их существования археологи нашли в Восточной Африке. Условия здесь были благоприятные для первобытного человека: жаркий климат, в достатке съедобных кореньев и плодов, есть, где укрыться от непогоды и хищников. Жизнь древнего человека завесила от природы. Первобытная история длилась сотни тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме Антарктиды. На территории нашей страны они появились примерно полмиллиона лет назад.

Возникновение первобытного искусства

Уже тогда существовало древнейшее искусство. Древнейшие изображения были обнаружены в Испании, на юге Франции, в России на Урале.

Первобытное искусство известно с незапамятных времён. К древнейшим изображениям на стенах пещер относятся изображения-оттиски человеческой руки. Почти 150 лет назад в Испании обнаружили пещеру, на стенах и потолке которой были рисунки. Позднее во Франции и Испании обнаружено более 100 подобных пещер.

В развитии пещерного искусства выделяется несколько периодов:

Первый период (ХХХ тыс. лет до н. э.). Когда поверхность внутри контура рисунка заполнялась чёрной или красной краской.

Второй период (до Х тыс. лет до н. э.) - отмечен переходом к косым параллельным штрихам. Так стали изображать шерсть на шкурах животных. Вводились дополнительные цвета (различные оттенки жёлтого и красного) для пятен на шкурах быков, лошадей, бизонов.

В третьем периоде (с Х тыс. до н. э.) – пещерное искусство стало очень объёмным с применением разноцветных красок

Первые краски.

Что же такое краски? В толковом словаре С. И. Ожигова дается вот такое определение:

Краска – однородное окрашенное вещество, придающее тот или иной цвет предметам. Широко используется в народном хозяйстве, быту, а также в живописи.

Конечно, красок в современном понимании этого слова у древнего человека не было. Он брал для своих рисунков природные материалы.

Первой краской была глина. Она бывает разная: жёлтая, красная, белая, синяя, зеленоватая. Древний художник высекал рисунок на скале, а затем в углубление втирал глину, смешанную с жиром животного. Часто древние художники использовали охру - краску красного, жёлтого и коричневого цвета, встречается в природе в виде глины или рассыпчатых маленьких комочков. Наскальные рисунки были сделаны и углём, который всегда был под рукой, а также чёрной сажей и копотью.

Краски из минералов, растений и животных.

Рисовали наши предки и красками, которые получали из горных пород. Синюю краску добывали из минерала лазурита, зелёную из – малахита, а красную из минерала, который называется киноварь.

Со временем люди научились добывать и делать много различных красок. Особенно ценился пурпурный багряный цвет. В Древнем Риме одежду пурпурного, багряного цветов носил только император. Эта краска была очень дорогой, её добывали из раковин улиток живущих в Средиземном море. Чтобы получить 1 грамм такой краски надо было обработать10 тысяч раковин. Делали краски даже из насекомых. Тропические насекомые – кашинель – были источником красной краски под названием «кармин».

Яркие и стойкие краски получали из растений. Растительные краски в древности применялись человеком, для украшения оружия, одежды, и жилища. Сначала это были соки ярких лепестков, листьев, плодов растений, затем люди научились приготавливать специальные красители из растений.

Например, из коры барбариса, ольхи, молочая получали жёлтую краску.

Луковая шелуха, кора дуба и листья хны, это растение лавсония давали коричневую краску.

Много разных красок добывали из растений и в Древней Руси. Синюю краску получали из корня горца красильного, жёлтую из корней щавеля конского, вишнёвую из лишайника степной золотянки, а с помощью ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые цвета.

При раскопках египетских пирамид найдены ткани синего цвета, окрашенные индиго, краситель из листьев растения индигофера.

Были найдены такие растения, из которых можно было получить краску нескольких цветов. Так, например, из растения зверобой получали красную, жёлтую и оранжевую краску. А из растения манжетка получали жёлтую, зелёную и чёрную краску. Особенно широкую цветовую палитру давало такое растение как марена красильная. Знаменитые яркостью красок и многоцветием дагестанские ковры ткались из шерсти окрашенной веществом, которое получали из корней марены.

Заключение.

Результаты наблюдений.

Мной был проведёно наблюдение.

Много раз я видела, как бабушка и мама красили луковой шелухой пасхальные яйца. У них получался очень насыщенный бордовый цвет.

К празднику мама часто печёт торт и украшает его кремом, в который добавляет сок свеклы и моркови. У неё получаются красные розочки и оранжевые цветы.

Результаты эксперимента.

Я сама провела эксперимент и попробовала сначала древесным углём нарисовать рисунок, а потом раскрасить его соком свеклы и моркови. К своим новым краскам я добавила отвар растения тысячелистника. У меня получился цветной рисунок «Цветы».

Таким образом, из всех рассмотренных выше красок, которые использовал древний художник можно сделать вывод:

1) Конечно красок в современном понимании этого слова у древнего человека не было. Он брал для своих рисунков природные материалы.

2) Цвет применялся для раскраски, хотя не очень отличался от естественного. Он носил условный характер, для выделения более важных предметов в рисунке.

3) Роспись осуществлялась минеральными красками, красками из растительного и животного мира

4) Краски, изготовленные из природных материалов, были доступны и безвредны.

5) До наших дней дошли рецепты приготовления некоторых красок из природных материалов таких как: коричневая из луковой шелухи, бордовая из свеклы и оранжевая из моркови и многие другие.

Из своего исследования я сделала вывод: выдвинутая мной гипотеза, что древние люди находили краски в природе, полностью подтвердилась.

Открытие пещерных картинных галерей поставило перед археологами ряд вопросов: чем рисовал первобытный художник, как он рисовал, где размещал рисунки, что рисовал и, наконец, зачем он это делал? Изучение пещер позволяет с той или иной степенью достоверности ответить на них.

Палитра первобытного человека была бедной: в ней четыре основных краски - черная, белая, красная и желтая. Для получения белых изображений использовался мел и мелоподобные известняки; черного - древесный уголь и окислы марганца; красного и желтого - минералы гематит (Fe2O3), пиролюзит (МnО2) и природные красители - охры, представляющие собой смесь гидроокислов железа (лимонит, Fe2O3.H2O), марганца (псиломелан, m.MnO.MnO2.nH2O) и глинистых частиц. В пещерах и гротах Франции найдены каменные плиты, на которых растиралась охра, а также куски темно-красной двуокиси марганца. Судя по технике росписи, куски краски растирались, разводились на костном мозге, животном жире или крови. Химический и рентгеноструктурный анализ красок из пещеры Ласко показали, что использовались не только природные красители, смеси которых дают разные оттенки основных цветов, но и довольно сложные соединения, полученные путем их обжига и добавления других компонентов (каолинита и окислов алюминия).

Серьезное изучение пещерных красителей только начинается. И сразу возникают вопросы: почему использовались только неорганические краски? Первобытный человек-собиратель различал более 200 различных растений, среди которых были и красящие. Почему в одних пещерах рисунки выполнены разными тонами одного цвета, а в других - двумя цветами одного тона? Почему так долго входят в раннюю живопись цвета зелено-сине-голубой части спектра? В палеолите их почти нет, в Египте они появляются 3,5 тыс. лет назад, а в Греции - только в IV в. до н. э. Археолог А. Формозов считает, что наши далекие предки не сразу разобрались в ярком оперении "волшебной птицы" - Земли. Самые древние цвета, красный и черный, отражают суровый колорит тогдашней жизни: солнечный диск у горизонта и пламя костра, полный опасностей мрак ночи и приносящую относительное спокойствие тьму пещер. Красное и черное ассоциировалось с противоположностями древнего мира: красное - тепло, свет, жизнь с горячей алой кровью; черное - холод, тьма, гибель... Эта символика универсальна. Долгим был путь от пещерного художника, имевшего в своей палитре всего 4 цвета, до египтян и шумерийцев, добавивших к ним еще два (синий и зеленый). Но еще дальше от них до космонавта XX века, взявшего в первые полеты вокруг Земли набор из 120 цветных карандашей.

Вторая группа вопросов, возникающих при изучении пещерной живописи, касается технологии рисунка. Проблему можно сформулировать так: звери, отображенные на рисунках палеолитического человека, "вышли" из стены или "ушли" в нее?

В 1923 г. Н. Кастере обнаружил в пещере Монтеспан позднепалеолитическую глиняную фигуру медведя, лежащую на земле. Она была покрыта углублениями - следами ударов дротика, а на полу обнаружились многочисленные отпечатки босых ног. Возникла мысль: это "макет", вобравший в себя закрепленные десятками тысячелетий охотничьи пантомимы у туши убитого медведя. Далее прослеживается следующий ряд, подтвержденный находками в других пещерах: макет медведя, выполненный в натуральную величину, одетый в его шкуру и украшенный настоящим черепом, сменяется его глиняным подобием; зверь постепенно "встает на ноги" - его для устойчивости прислоняют к стене (это уже шаг к созданию барельефа); затем зверь постепенно "уходит" в нее, оставив прочерченный, а затем и живописный контур... Так представляет себе возникновение палеолитической живописи археолог А. Соляр.

Не менее вероятен и другой путь. По мысли Леонардо да Винчи, первый рисунок - это тень предмета, освещенного костром. Первобытный человек начинает рисовать, осваивая технику "обвода". Пещеры сохранили десятки таких примеров. На стенах пещеры Гаргас (Франция) видны 130 "призрачных рук" - отпечатков рук человека на стене. Интересно, что в одних случаях они изображаются линией, в других - закраской внешнего или внутреннего контуров (позитивный или негативный трафарет), затем появляются рисунки, "оторванные" от объекта, который изображается уже не в натуральную величину, в профиль или фронтально. Иногда предметы рисуются как бы в разных проекциях (лицо и ноги - профиль, грудь и плечи - фронтально). Постепенно растет мастерство. Рисунок приобретает четкость, уверенность штриха. По лучшим рисункам биологи уверенно определяют не только род, но и вид, а иногда - подвид животного.

Следующий шаг делают мадленские художники: средствами живописи они передают динамику и перспективу. В этом очень помогает цвет. Полные жизни кони пещеры Гранд-Бен как бы пробегают перед нами, постепенно уменьшаясь в размерах... В дальнейшем этот прием был забыт, и подобные рисунки не встречаются в наскальной живописи ни в мезолите, ни в неолите. Последний шаг - переход от перспективного изображения к объемному. Так появляются скульптуры, "вышедшие" из стен пещеры.

Какая из приведенных точек зрения справедлива? Сопоставление абсолютных датировок фигурок, выполненных из костей и камня, свидетельствует, что они имеют примерно один возраст: 30-15 тыс. лет до н. э. Может быть, в разных местах пещерный художник шел разными путями?

Еще одна из загадок пещерной живописи - отсутствие фона и обрамления. Фигуры лошадей, быков, мамонтов свободно разбросаны по скальной стене. Рисунки как бы висят в воздухе, под ними не проведена даже символическая линия земли. На неровных сводах пещер животные помещены в самых неожиданных положениях: вниз головой или боком. Нет в рисунках первобытного человека и намека на ландшафтный фон. Только в XVII в. н. э. в Голландии пейзаж оформляется в особый жанр.

Изучение палеолитической живописи дает специалистам обильный материал для поиска истоков различных стилей и направлений в современном искусстве. Так, например, доисторический мастер за 12 тысяч лет до появления художников-пуантилистов изобразил животных на стене пещеры Марсула (Франция) с помощью крохотных цветных точек. Количество подобных примеров можно множить, но более важно другое: изображения на стенах пещер - это сплав реальности сущего и его отражения в мозгу палеолитического человека. Таким образом, палеолитическая живопись несет информацию об уровне мышления человека того времени, о проблемах, которыми он жил и которые волновали его. Первобытное искусство, открытое более 100 лет назад, остается настоящим Эльдорадо для всевозможных гипотез по этому поводу.

Дублянский В. Н., научно-популярная книга