Что такое. Крематорий — это место прощания

Потерю близкого человека всегда очень трудно пережить. На то, чтобы справиться с горем? у многих людей уходят долгие годы, но существует ряд проблем, которые приходится решать сразу же после смерти, не откладывая на потом. И самая важная из них - это организация похорон. В последние годы в крупных городах вместо традиционного погребения на кладбище родственники усопшего выбирают альтернативный вариант - кремацию. Что же это такое? Где находятся крематории и как проходит сам процесс сжигания тела?

Крематорий - это что такое?

Тема предания огню тел усопших не нова в истории человечества, но все же современный человек плохо представляет, как происходит данный процесс в условиях современных технологий. Крематорий - это ритуальный комплекс, предназначенный для прощания с усопшим и непосредственно сжигания тела. Родственники покойного могут совершить светский либо религиозный обряд прощания, для этого в крематориях существует несколько отдельных залов. В печи может находиться только один гроб с усопшим, чтобы работники крематория не перепутали прах при выдаче его родственникам.

Практика сжигания тел в истории человечества

Стоит отметить, что на протяжении веков идеи кремации то и дело занимали умы людей. В Европе практику сжигания тел усопших ввели этруски, они не признавали захоронения в земле и считали, что пламя возносит душу человека к небесам. От них данную традицию переняли греки и римляне, и вплоть до Карла Великого этот способ считался единственным и самым правильным. Но в восьмом веке предание тел огню было признано еретическим и языческим обрядом, поэтому попало под строжайший запрет. Этому способствовало и развитие христианства, считающего данную традицию оскорбительной и варварской.

Буквально до шестнадцатого века Европа не вспоминала про кремацию тел усопших, но по мере роста городов жители столкнулись с проблемой свободных земель. Мест, отведенных под кладбища, катастрофически не хватало. Чаще всего простых людей хоронили в общих могилах, стоявших открытыми по нескольку дней. Это способствовало распространению страшных инфекций, уносивших тысячи новых жизней. Поэтому европейцы вернулись к практике сжигание тел, но вот способа, который позволял бы сжечь тело быстро и безопасно, на тот момент не существовало.

Первый крематорий: где появился?

До конца девятнадцатого века изобретатели работали над созданием нового способа кремации, чего и добился в итоге немецкий ученый в 1874 году. Он сумел провести обряд сжигания тела с помощью струи воздуха, раскаленного до высокой температуры. Технология получила распространение в Европе, и уже через два года в Милане открылся первый в мире полноценный крематорий. В настоящий момент по всей планете действует более четырнадцати тысяч подобных объектов. В Европе данный способ захоронения является крайне популярным и востребованным. А что можно сказать о нашей стране?

Россия: кремация усопших

Многие утверждают, что в России практику сжигания тел усопших ввели в середине прошлого века в связи с большим количеством тел солдат, павших на полях сражений в войну. Но в действительности первый крематорий в нашей стране появился еще до революции 1917 года. Он был расположен во Владивостоке и применялся в основном для кремации жителей Японии, которые представляли собой довольно крупную диаспору. Печь была тоже сконструирована и произведена японскими инженерами.

Но для русского человека кремация долгие годы оставалась неприемлемой, в двадцатые годы прошлого века в Петрограде было открыто специализированное здание для сжигания тел усопших. Адрес крематория был известен в основном полицейским, так как сюда направляли неопознанные и невостребованные тела. Обычные граждане это здание не жаловали и предпочитали хоронить близких более традиционным способом.

Спустя семь лет был запущен первый крематорий в Москве, открывший новую эру в ритуальных обрядах. Правительство СССР проводило активную пропаганду кремации, позиционируя этот способ самым современным и подходящим для советских граждан. Стратегия оказалась оправданной, и крематории постепенно стали открываться по всей стране. В данный момент в России работает более двадцати крематориев, расположенных преимущественно в крупных городах.

Отношение религии к кремации граждан

Несмотря на активную пропаганду кремации во всем мире, церковь относится к данному ритуалу крайне негативно. В понимании православных священников крематорий - это проявление неуважения к усопшему, который достоин быть захороненным в земле, а не сожженным по языческому обряду в раскаленной печи. Причем данного мнения придерживается не только православное духовенство. Против строительства крематориев выступает иудаизм, ислам и греческая церковь. Хотя в последние годы позиция духовенства становится более гибкой.

К примеру, разрешение на кремацию верующих дали протестантские, лютеранские и католические священники. Бытует мнение, что и православная церковь не едина в своем мнении - многие священнослужители выступают за данный обряд, представляя его более цивилизованным по сравнению с традиционным захоронением в землю.

Как происходит кремация?

Чаще всего крематории строятся возле кладбищ, но иногда условия не позволяют расположить данный ритуальный комплекс в черте города, и тогда он выносится за его пределы.

Каждый крематорий оборудован залом прощания, где близкие могут провести несколько часов перед самим ритуалом сожжения. Родственники усопшего должны позаботиться о том, чтобы гроб был из дерева, желательно без пластиковых накладок и ручек. Помимо самой процедуры, необходимо оплатить стоимость урны или капсулы, куда будет помещен прах. После кремации он выдается родственникам, в некоторых учреждениях это происходит в тот же день, но чаще всего выдача праха производится в течение трех дней после самой процедуры.

Кремация происходит в печах, работающих на раскаленном газе. Они оборудованы специальными датчиками и сенсорами, регулирующими поступление пламени. В некоторых крематориях родственники могут видеть, каким образом гроб отправляется в печь, через специальное стекло. В большинстве учреждений на гроб набивается металлическая табличка с номером, соответствующим записи в журнале. По данному номеру будет выдаваться прах покойного родственникам.

Кладбище крематория: что это такое?

После того как работники крематория выдадут прах усопшего, перед близкими встает довольно сложный вопрос: "Что делать с урной?" Чаще всего она помещается в колумбарий - специальную ячейку для хранения праха. Данные сооружения могут располагаться на кладбищах или около крематориев. Постепенно в стране вводится практика частных колумбариев. Процесс помещения урны в ячейку выглядит следующим образом:

  • выбор колумбария;
  • оплата ячейки;
  • оплата мемориальной плиты;
  • размещение урны внутри ячейки и закрытие ее.

В дальнейшем не предусматривается возможность открытия ячейки с целью перемещения урны.

Если этот способ кому-то не подходит, то можно захоронить урну в родственную могилу или забрать домой. Весьма популярна традиция развеивания праха в каком-нибудь красивом уголке планеты.

Домашние питомцы: можно ли кремировать?

Российское законодательство запрещает самостоятельно хоронить умерших животных в земле. Они должны быть утилизированы по специальным правилам, поэтому крематорий для животных является лучшим способом решить проблему утилизации.

В нашей стране такие учреждения еще не слишком распространены, но на Западе они максимально востребованы. Хотя и в России крематории для сжигания тел умерших животных все-таки существуют. Оборудование для них закупается в Европе, а технология работы идентична с печами для сжигания человеческих останков.

Процедура кремации представлена двумя вариантами:

  • индивидуальная;
  • общая.

При индивидуальной кремации хозяева могут наблюдать за процессом и получить в конечном итоге прах своего любимца, чтобы распорядиться им по своему усмотрению. При общей процедуре сжигание происходит среди множества тел, а прах утилизируется работниками крематория.

Где в России находятся крематории?

Крематории Москвы являются самыми многочисленными и востребованными, процедуру сожжения тела выбирают более пятидесяти процентов всех родственников умершего. Поэтому в городе сейчас действуют три крематория:

  • Хованский.
  • Митинский.
  • Николо-Архангельский.

Столь же востребован крематорий СПб, он построен еще в советские времена и расположен на Шафировском проспекте. Стоит отметить, что в Петербурге кремацию выбирают до семидесяти процентов родственников усопших. Это связано с существенной экономией денежных средств (кремация значительно дешевле традиционного захоронения) и недостатком свободных земель, которые можно отвести под кладбища.

Строительство крематориев ведется по всей России, не обошла эта тенденция и сибирские города. Несколько лет назад был открыт самый современный и экологичный крематорий. Новосибирск стал городом, где впервые при строительстве подобного учреждения были соблюдены все мировые стандарты безопасности. Данный крематорий является частным и представляет собой огромный комплекс с большим количеством зеленых насаждений.

Архангельский крематорий относится к самым новым и недавно сданным в эксплуатацию. Он существует чуть более одного года, но уже показал, насколько востребована услуга кремации в городе.

Конечно, каждый сам решает, какой ритуал захоронения выбрать для своих близких и любимых, покинувших этот мир. Но не стоит забывать, что крематорий - это не страшное место из фильмов ужасов, а альтернативный и цивилизованный способ отдать дань уважения усопшему.

26Янв

Крематорий – это объект, построенный для целей сжигания (кремации) человеческих останков.

Обычно крематории располагаются возле кладбищ или похоронных домов, но бывает, что они находятся за пределами городов. Размеры данных объектов напрямую зависят от количества и размеров кремационных печей.

Крематорий. Что происходит внутри?

Когда тело попадает в крематорий, оно сжигается в высокотемпературной печи. Вследствие чего останки превращаются в золу и остатки крупных костей. Зачастую оставшиеся после кремации кости перемалывают в пыль, но бывает, что эту процедуру не проводят по религиозным соображениям. В любом случаи, оставшийся прах собирают и упаковывают в специальную урну, которую передают родственникам для дальнейшего захоронения или помещения в специальное хранилище.

В зависимости от типа крематория, членам семьи позволяют присутствовать либо при самой кремации, либо при официальном начале процедуры. Некоторые крематории включают в себя небольшие часовни или прощальные комнаты, где родственники могут провести умершего в последний путь.

Популярность кремации в мире.

В западных цивилизациях, практика кремации приобрела популярность в 20-ом веке, особенно после разоблачающих публикаций на тему монополизации и сверхприбылей от похоронного бизнеса. Но многие культуры практикуют кремацию на протяжении многих веков, зачастую это связано с религиозными верованиями.

Современные европейцы и американцы склоняются в пользу сожжения останков по причине экологической безопасности, более свободных религиозных и социальных взглядов и убеждений, а также по причине уменьшения финансовых затрат. Что по своей сути является весьма взвешенным и объективным решением.

Крематорий и законодательство.

Как и все остальные погребальные услуги, кремация строго регулируется законодательством. Есть четко регламентированные правила и процедуры, которые должны обеспечить безопасность процедуры и уважительное отношение к телам умерших людей. Есть страны, где кремация официально запрещена законом, а есть и те, где государство контролирует даже температуру в печах. В тех или иных случаях, государство всегда контролирует все процессы связанные с кремацией.

Крематорий — это специальное здание, в котором сжигают тела умерших людей. Для одних это звучит страшно, другие считают эту процедуру практичной. Некоторые даже завещают развеять их прах в том месте, которое было дорого им при жизни. Есть много противников такого способа уничтожения тела, ведь по христианской религии оно должно быть предано земле. Но в любом случае каждый волен сам решать, что более допустимо для последнего прощания: кладбища, крематории или другие нетрадиционные обряды захоронения, в соответствии со своими убеждениями, религией и мировоззрением. Современные технологии позволяют сделать процесс быстрым и эстетичным.

Как он устроен

Крематорий — это комплекс услуг, позволяющих достойно проститься с умершим. Родным и близким, приглашенным на церемонию, надо хотя бы кратко ознакомиться с тем, как все это будет происходить, потому что многих пугает сама мысль о том, что они там могут увидеть. Часто крематории расположены рядом с кладбищами. Они имеют собственные морги, в которых сохраняют тело покойного в течение трех суток. Также предоставляют услуги по укладке волос, нанесению макияжа, одеванию. Кроме того, в них есть залы для прощания, а также ведущие, которые проведут церемонию в торжественной обстановке. После того как сказаны последние слова и возложены цветы и букеты, гроб везут к печи. Смотреть, как он отправится в огонь, совсем не обязательно, да и не все смогут выдержать такую моральную нагрузку. Но есть те, кто, наоборот, хотят видеть все, что будет происходить с телом близкого человека, как бы находясь с ним рядом до последней минуты. Им предоставляется такая возможность (для этого есть специальное окошко в печи), но за отдельную плату.

Как получается прах

Крематорий — это не только здание, но и печь, где тело умершего подвергается воздействию струи горячего газа, температура которого достигает 900-1000 градусов С. Казалось бы, в пепел должно обратиться все, что подвергается такому тепловому воздействию. Однако кости остаются целыми. Чтобы получить прах для колумбария, работники измельчают их на кремуляторе. Затем, смешав с пеплом из печи, наполняют специальную капсулу. При таком способе «утилизации» тела получается «продукт» весом 2,5-3 кг или объемом 3 литра. Сам процесс происходит в течение 1-1,5 часов. К сожалению, по нашим законам нельзя хранить прах близкого человека, полученный из крематория, дома. Обязательно надо захоронить его в специальном колумбарии или закопать в землю на кладбище. В отдельных случаях, если получено разрешение Санэпидемслужбы, можно развеять его в выбранном месте.

Положительные стороны

Крематорий — это место достойного прощания с умершим. Для многих людей психологически легче захоронить прах, чем думать о том, что происходит с телом близкого человека под землей. К тому же в некоторых случаях, например, если человек скончался в другой стране, кремированные останки легче транспортировать к месту похорон. Также возможность долгого хранения праха является большим плюсом, когда по каким-то причинам надо отложить церемонию прощания на некоторое время.

Не стоит опасаться того, что в процессе кремации появится неприятный запах. В наше время используются усовершенствованные печи, так что родственники не увидят даже дыма. Кроме того, пепел является стерильным, что делает захоронение гигиеничной процедурой. Ведь зачастую в санитарные службы поступают жалобы о том, что в воду и почву поступают вредные вещества, образующиеся в процессе разложения под землей тел погребенных на кладбищах.

Приемлемо ли это

Христианская религия осуждает кремацию, как языческий обряд. Поэтому в нашей стране не так распространена, как за рубежом. Но в то же время построено несколько крематориев, оборудованных всем необходимым. Также в этих зданиях сжигают неопознанные трупы или тела тех людей, родственники которых отказались их хоронить.

Например, в Москве уже 31 год работает Адрес: 6-й километр Пятницкого шоссе. Он располагается рядом с кладбищем, имеет свой морг и зал для прощальной церемонии. Это крематорий, цены в котором волне доступны и зависят от того, какой гроб и похоронные принадлежности будут заказаны. Эконом-вариант будет стоить всего 18500 рублей.

Одни не хотят знать о том, что будет с их телом после смерти. Другие, наоборот, хотят быть в курсе всех возможных вариантов, чтобы как можно комфортнее Как бы там ни было, кремация — это достойная и, при правильной организации, торжественная церемония, которая для некоторых народов является единственно возможным способом погребения.

Известная советская и российская рок-группа. Лидер и вокалист, а также автор почти всех песен - Армен Григорян.

История

Основатели группы «Крематорий» Армен Григорян и Виктор Троегубов познакомились 1 сентября 1977 г. на вводной лек­ции первого курса Московского авиационного института (МАИ). Ещё в школе оба увлекались рок-музыкой и играли в школьных ансамблях. Во время учёбы в МАИ они продолжали музицировать: Григорян - в группе «Атмосферное давление», Трое­губов - в коллективе с грозным назва­нием «Монстры».

«Крематорий» появился на свет в 1983 г. как дуэт Троегубова и Григоря­на. На первых порах Армен и Виктор ограничивались акустическими гитарами, губной гармоникой да расчёской. Тем не менее уже в 1983 г. были написаны пес­ни, которым предстояло стать первыми шлягерами будущего «Крематория»: «Та­ня», «Посвящение бывшей подруге», «Аутсайдер», «Винные мемуары».

Практически весь 1983 год Троегу­бов и Григорян провели в поисках сту­дии, где можно было записать свои пес­ни. Наконец в начале января 1984 г. в студии Московского театра имени Владимира Маяковского был записан первый альбом группы «Кремато­рий» - «Винные мемуары» (назван по одноимённой песне В. Троегубова). Все инструментальные и вокальные партии Армен и Виктор исполнили сами, пес­ни (за исключением одной) также сочи­нили сами.

В апреле 1984 г. появился аль­бом «Крематорий-2». Чтобы обо­гатить звуковой ряд, Григорян и Троегубов пригласили альтиста Дмитрия Плетнёва и ударника группы «Атмосферное давление» Александра Севастьянова, играв­шего на перкуссии. Второй альбом «Крематория» получился более интересным и разноплановым, чем дебютный. Из семнадцати песен девять принадлежат Григоряну, восемь - Троегубову.

«Винные мемуары» «Крематорий-2» стали распространяться в виде магнитоальбомов и постепенно завоевал свою аудиторию. Летом 1984 г. группа начала давать так называемые квартирные концерты. К этому времени сложился следующий состав: Армен Гри­горян - акустическая гитара, вокал, ав­тор музыки и текстов; Виктор Троегу­бов - электрогитара, вокал, гармоника, автор музыки и текстов; Сергей Пушкарёв (Пушкин) - бас-гитара; Михаил Россовский - скрипка. Успеху коллек­тива во многом способствовало то, что даже на домашних концертах зву­чали электрогитара Троегубова и бас-гитара Пушкарёва, исполь­зовались микрофоны. К концу 1984 г. группа концертировала ре­гулярно, но, как только она высту­пила перед более широкой ауди­торией, начались неприятности с милицией. В сентябре - октяб­ре Троегубов и Григорян сотруд­ничали с театром-студией «Арле­кин», в частности ездили с ним на гастроли в Ереван. Троегубов ис­полнил заглавную партию в рок-опере «Франсуа Вийон.

Крематорий-86: Виктор Троегубов, Михаил Россовский, Армен Григорян

В 1986 г. «Крематорий» вступил в недавно созданную Московскую рок-лабораторию и теперь уже мог давать концерты в средних и больших залах. Чтобы усилить ритмическую структуру музыки, группа использовала ритм-ма­шинку, собранную талантливым самоуч­кой Алексеем Кондратьевым. На самые ответственные выступления привлека­ли профессионального скрипача Вади­ма Саралидзе. В том же году «Кремато­рий» записал свой третий альбом - «Иллюзорный мир».
В 1987 г. в результате творческих разногласий Виктор Троегубов покинул «Крематорий» и вместе с Саралидзе со­здал арт-роковый коллектив «Дым». В следующем году к ним присоедини­лись Сергей Пушкарёв, гитарист Андрей Мурашов и ударник Александр Соломатин. В 1989 г. группа записала студий­ный альбом «Для умного достаточно» (издан фирмой «Мелодия»).

Тем временем появился знаменитый альбом «Крематория» «Кома» (1988 г.). В его создании принимали участие ги­таристы Олег Лагутин и Евгений Хо­мяков. Альбом включает такие извест­ные композиции, как «Безобразная Эльза », «Мусорный ветер», «Реанимационная машина» и «Клаустрофобия». Сразу после записи в коллективе про­изошла ссора, и «Крематорий» поки­нули Сергей Пушкарёв, Олег Лагутин, Алексей Кондратьев и директор группы Дмитрий Бродкин.

Оставшиеся в коллективе Григорян и Россовский пригласили новых му­зыкантов: ударника Андрея Сараева, саксофониста Александра Куницына, бас-гитариста Сергея Третьяко­ва и гитариста Дмитрия Куликова. В таком составе группа переписала некоторые известные композиции (изданы в виде альбома-сборника «Живые и мёртвые») и создала аль­бом «Клубника со льдом» (оба 1989 г.). В 1990 г. коллектив по­кинул Дмитрий Куликов, и для работы над альбомом «Зомби» (1991 г.) пригласили гитариста Виктора Осипова.

В начале 1991 г. Григорян и Троегубов решили дать совме­стный «квартирный» концерт. Он прошёл с большим успехом. Затем Троегубов выступил в концертах-презентациях альбома «Зомби», а потом и вовсе вернулся в группу (летом 1991 г. он стал директором группы «Кремато­рий», в 1992 г. - генеральным директо­ром акционерного общества «Кремато­рий»). Эти концерты, проходившие в Доме культуры Московского энергети­ческого института (МЭИ), оказались про­щальными для гитариста Виктора Оси­пова. Некоторое время в коллективе не было лидер-гитариста; Григорян и Трое­губов играли на акустических гитарах. Однако уже в мае приступил к репети­циям гитарист группы «Дым» Андрей Мурашов, и вскоре он дебютировал в со­ставе «Крематория». Профессиональ­ный уровень Андрея Мурашова был очень высок, и это позволило поднять качество и студийных записей, и кон­цертных выступлений. Вообще, сложив­шийся в 1991 г. состав (Григорян, Троегубов, Россовский, Мурашов, Третьяков, Сараев) концертировал очень удачно. В частности, «Крематорий» с успехом отыграл на рок-концертах, приурочен­ных к годовщине создания телекомпа­нии «Вид». Они проходили в спортивно-концертном комплексе «Олимпийский» (Москва) в декабре 1991 г.

В 1993 г., к десятилетию основания группы, «Крематорий» выпустил «Двой­ной альбом». Большинство композиций представляют собой версии хитов кол­лектива. Кроме них в альбом вошли две новые песни и суперхит «Дрянь» лиде­ра группы «Зоопарк» Майка Науменко. А в ноябре в Доме культуры (ДК) имени Горбунова (известен также под названием «Горбушка») состоялся кон­церт, посвященный десятилетию «Кре­матория».

В конце 1993 г. скрипач Михаил Россовский эмигрировал в Израиль, и «Кре­маторий» лишился одного из своих «фирменных» инструментов. Вскоре Россовского заменил артист Вячеслав Бухаров, который умел играть на скрип­ке. С ним музыканты познакомились на съёмках фильма «Гончие псы». К марту следующего года был закончен новый альбом - «Танго на облаке». В записи участвовало женское скрипич­ное трио, а Бухаров пока только испол­нял роль дополнительного вокалиста.

В начале мая «Крематорий» вторич­но покинул Виктор Троегубов. Он со­брал новый состав группы «Дым» (кол­лектив работал в стиле «тяжёлого» прогрессив-рока). В 1996 г. фирма «Мороз-Рекордз» издала сольный альбом Троегубова «Мастер снов». Диск полу­чил положительные рецензии в основ­ных отечественных рок-энциклопеди­ях. Однако вскоре после концертов в поддержку альбома группа «Дым» пре­кратила своё существование, а Виктор Троегубов обратился к литературно-издательской деятельности в сфере рок-литературы. Он написал книгу мему­аров «Жизнь в „Крематории" и вокруг него» и выступил соавтором книг «Ле­генды русского рока» и «„Ария". Леген­да о динозавре».

После ухода Троегубова состав «Кре­матория» не изменялся до лета 2001 г. За это время группа выпустила следу­ющие альбомы: «Текиловые сны», «Кон­церт в Горбушке» (оба 1995 г.), «Мик­ронезия», «Гигантомания» (оба 1996 г.), «Ботаника» (1997 г.), «Трилогия» (1998 г.) - тройной сборник с включе­нием новых песен, «Три источника» (2000 г.) и «Реквием для всадника без го­ловы» (2001 г.). В 1998 г. увидела свет мультимедийная энциклопедия «„Крема­торий". Между небом и землёй». В на­чале лета 2001 г. «Крематорий» покинул гитарист Андрей Мурашов, а его место занял Дмитрий Терентьев.

Состав

Состав группы менялся неоднократно. Единственный постоянный музыкант - лидер группы.

Современный состав

  • Армен Григорян - вокал, ритм-гитара, автор песен
  • Владимир Бурхель - соло-гитара
  • Николай Коршунов - бас-гитара, бэк-вокал
  • Андрей Ермола - барабаны
  • Александр Лучков - скрипка, клавишные, губная гармоника, перкуссия, бэк-вокал

Музыканты прошлых составов

  • Виктор Троегубов - вокал, гитара, бэк-вокал (1983-1987, 1991-1994)
  • Дмитрий Плетнёв (Альтист Данилов) - альт (1984)
  • Александр «Стив» Севастьянов - ударные, перкуссия (1984-1986)
  • Сергей «Пушкин» Пушкарёв - бас-гитара, клавишные (1984-1988)
  • Михаил Россовский - скрипка (1984-1993)
  • Александр «Змей» Портнов - гитара (1985-1986)
  • Евгений «Джон» Хомяков - гитара (1985-1987, 1988-1989)
  • Олег Лагутин - гитара (1987-1988)
  • Алексей Кондратьев (Кондратий) - ударные, ритм-бокс (1987-1988)
  • Вадим Саралидзе - скрипка (1987-1988, 1992-1993)
  • Андрей Сараев - ударные (1988-2009)
  • Сергей Третьяков - бас-гитара (1988-2008)
  • Александр Куницын - саксофон (1988-1990)
  • Дмитрий Куликов - гитара (1988-1990)
  • Виктор Осипов - гитара (1990-1991)
  • Андрей Мурашов - гитара (1991-2001)
  • Вячеслав Бухаров - скрипка, клавишные, перкуссия, бэк-вокал (1994-2007)
  • Дмитрий Терентьев - гитара (2001-2005)
  • Максим Гусельщиков - скрипка, клавишные, перкуссия, бэк-вокал (2007-2011)
  • Виктор Пономарёв - бас-гитара (2008)
  • Александр Гончаренко - гитара (2008)

Дискография

Номерные альбомы

  • 1983 - Винные мемуары
  • 1984 - Крематорий II
  • 1986 - Иллюзорный Мір
  • 1988 - Кома
  • 1989 - Клубника со льдом
  • 1991 - Зомби
  • 1994 - Танго на облаке
  • 1995 - Текиловые сны
  • 1996 - Микронезия
  • 1996 - Гигантомания
  • 1997 - Ботаника
  • 2000 - Три источника
  • 2002 - Мифология
  • 2003 - Рок’N’Roll
  • 2008 - Амстердам

Сборники

  • 1989 - Живые и Мёртвые
  • 1993 - Двойной альбом
  • 1996 - Легенды русского рока. Крематорий
  • 1998 - Трилогия
  • 2000 - Fan-Tom
  • 2002 - Сирены Титана
  • 2003 - Легенды русского рока. Крематорий. Выпуск 2
  • 2009 - XXV Лет - The Best

Синглы

  • Бесы в моих снах (1995)

Раритетные записи

  • Неизданное (1999)
  • Реквием для всадника без головы (2001)

Концертные записи

  • Unplugged (1992)
  • Концерт в Горбушке (1996)
  • Юбилейный (2004)

Видеозаписи

  • Крематорий. 10 лет (VHS) (1993)
  • Крематорий. 20 лет (CD) (2003)
  • Крематорий. Юбилейный (DVD) (2004)
  • Амстердам (DVD) (2008)
  • XXV (2 DVD) (2011)

Мультимедиа

  • CD-ROM «Между Небом и Землёй» (1998)
  • Mp3-коллекция на 2-х CD-ROM «Крематорий» (2002)
  • Mp3-коллекция на 3-х CD-ROM «Крематорий» (2006)

Литература

  • Современная энциклопедия «Аванта+». Музыка наших дней. Москва, ЗАО Аванта+, (2002)