Экспрессионизм. Отчужденный человек во враждебном мире

Личности, особое пространство со своими типажами и законами. Враждебный мир - темный мир. Другое название - мир

Враждебный мир - мир, с которым нужно воевать. Своих - мало, врагов - много. Изначально человек человеку - волк. Пока кто-то не зарекомендовал себя с лучшей стороны - не подпускаем его близко. А когда зарекомендовал - тоже не подпускаем, потому что он наверняка втирается в доверие, чтобы узнать больные точки. Поселенцы такого мира боятся манипуляций от всех, даже от близких людей. Любые перемены - страшно. Этот мир темный и опасный, здесь можно только воевать. Или - мир бояться, если воевать невозможно.

Незнакомый человек во враждебном мире - враг, до тех пор, пока не доказал обратного. От него нужно защищаться, а лучше - самому напасть первому. Ударить словом, недоверием, холодностью. Во враждебном мире, полном опасностей, свой защитит, а чужой - нет. «Свой» для нас всегда «хороший», а «чужой» - если не враг, то, по крайней мере, внушающий опасения. Со своим мы вместе и дружим, от чужого мы держимся на расстоянии. Впрочем, во враждебном мире у нас есть силы дать им отпор, в отличие от Страшного мира , где у нас сил сопротивляться уже нет.

Дети часто дерутся, но с Враждебным миром знакомы мало. Ситуативные состояния и переживания враждебности возможны в любом возрасте, но как базовое мировосприятие, "Мир враждебен" очень характерен для подросткового возраста, после в благополучном варианте сменяется более высоким тоном, однако снова приходит к большинству людей . "Мир враждебен!" - одна из самых популярных тем не только подросткового возраста как такового, но и всего тяжелого рока на музыкального направления в целом.

Эмоции и эмоциональные состояния, характерные для Враждебного мира: и , обида. , возмущение. , . . Это темный мир

"Мир враждебен" - установка, открывающая ворота во Враждебный мир. Убеждение, характерное для жителей Враждебного мира. Внушение, убивающее жителей Дружественного мира.

Противоядие

Лозунг "Мир дружественен", тем более "Мир прекрасен" противоядием не является. У жителей Враждебного мира такой взгляд на мир вызывает протест и отторжение, как слишком контрастный с их мироощущением.

Противоядием от внушения "Мир враждебен" является спокойное отношение только с элементами дружественности и внушением "Мир разный. Чаще - мир обычен, к людям надо присматриваться и разбираться, какие они. Бывают и нормальные". Смотри

Мир – враждебен

Нам очень рано стали объяснять, в каком враждебном мире мы живем.

– Ты куда пошел, там Баба-яга сидит, вот она тебя сейчас заберет…

– Ну-ка, дядя, забери этого плохого мальчика, который маму не слушается…

Нам быстро объяснили, что мы живем в мире людей, которые, того и гляди, обманут, предадут, украдут, бросят.

– Никому не доверяй! – как часто мы слышали эти слова.

– Не успеешь оглянуться – сожрут! – в этих словах ярко выражена вся философия, основанная на представлении о враждебном мире и враждебно настроенных людях.

Мы действительно жили во враждебном мире. Мы жили в стране, в которой образ врага, образ угрозы насаждался десятилетиями, стал нормой представлений о жизни.

Мы были окружены врагами в лице американского империализма, мирового капитализма, национализма, сионизма и т. д. И мы действительно верили в то, что мир – враждебен.

Я помню один случай, произошедший еще в период моей «жертвенности», когда я жила в негативных убеждениях и представлениях о мире.

Тяжелым трудом мы с мужем заработали деньги на загранпоездку, которая в советское время была пределом мечтаний.

Мы почти год стояли в очереди, отмечаясь раз в неделю, чтобы купить путевку.

Мы ехали за границу, получив инструкции от серьезных людей из серьезной организации, как себя вести, с кем не общаться, что делать, чего не делать. Общий смысл этих инструкций: держать ухо востро, потому что это – заграница!

И, хотя ехали мы в социалистическую тогда еще Венгрию, все равно – расслабляться было нельзя!

И однажды, гуляя по улицам небольшого венгерского городка, мы с мужем набрели на бассейн под открытым небом. Это был большой бассейн в центре живописной зеленой поляны. И множество людей – местных жителей и туристов разных национальностей, – сбросив одежду, просто положив ее на траву, – купались в этом бассейне, выражая свое настроение радостными возгласами и смехом.

Мы тоже решили искупаться. Мы разделись, положили на траву нашу одежду и, что называется, затормозили.

– А вещи как мы оставим? – одновременно родился в нас один и тот же вопрос. Для нас, выходцев советского строя, было просто немыслимо представить, что можно просто оставить одежду и пойти купаться. Ведь сопрут же!

Мы огляделись. Никто ничего не сторожил. Люди просто оставляли одежду и шли в воду. Но понять и принять это было немыслимо.

– Иди ты, – сказала я мужу. – Я потом пойду.

Муж пошел плавать. Я сидела и сторожила одежду. Я сидела, «охраняя» свою одежду от невидимых, но потенциальных воров, потому что действительно считала, что «никому нельзя доверять» и что «не успеешь оглянуться – сопрут».

Потом одежду сторожил муж, а я плавала, уже осознавая всю глупость этой ситуации. Потому что никто, кроме нас, ничего не охранял.

Люди просто веселились. Люди просто радовались. Они резвились, как дети. Мысль, что они находятся среди врагов, которые того и гляди оставят их в чем мать родила, их головы не посещала.

Я поплавала немного, потом, полежав на траве, сказала мужу:

– Пойдем вместе…

– А вещи? – спросил он.

– Будем посматривать, – успокоила я.

И мы «посматривали». Плавая то в одну, то в другую сторону, мы контролировали ситуацию. Даже в воде мы не расслаблялись. Мы были как два бойца невидимого фронта, попавшие во вражеский лагерь и существующие в ожиданиях «угрозы».

Сейчас об этом смешно вспоминать. Смешно и грустно. Но я была тогда такая, какая была, со всем махровым набором ограничивающих негативных представлений о жизни. И неудивительно, что в моей жизни постоянно были, что называется, «то понос, то золотуха»…

Имея такое представление о мире, мы всегда ждем, опасаемся неприятностей, и, соответственно этим ожиданиям, получаем их по полной программе.

Мы живем в злом мире, в котором есть злые люди – они только и ждут, чтобы тебя обставить или осудить.

Мы живем в мире, в котором есть злой Бог, который постоянно следит за твоими греховными поступками – и только и ждет, как бы тебя наказать.

Мы живем во враждебной Вселенной – достаточно вспомнить любой фильм об инопланетянах, представителях иных цивилизаций, которые всегда в наших представлениях враждебно настроены и прилетают только для того, чтобы разрушить нашу жизнь, уничтожить нашу планету.

Но почему мы должны верить, что мир – таков?

Кто так решил? Ты? Или твои родители и люди, которые даже не задумываются, во что они верят, но сеют вокруг заразу своих представлений?

Я больше не верю во всю эту белиберду.

Мой мир – светел. Он добр и радостен. В нем живут прекрасные люди. И добрые, любящие Бог и Вселенная поддерживают меня, ведут меня по моей жизни.

Допусти хотя бы мысль, что так может быть!

И тогда представление о доброте мира – поможет тебе создать совсем другую жизнь. Полную добра, доверия и поддержки.

Экспрессионизм (термин expressionism введен французским художественным критиком Луи Воселем после серии картин Ж.А. Эрве "Экспрессионизм" 1901; по другой версии, название дано не художниками, а критикой по доминантному признаку - повышенной, взвинченной эмоциональности, экспрессивности) трудноуловим для обобщающей характеристики из-за многообразия его групп, оттенков, ответвлений. Термин "экспрессионизм" впервые употребил Курт Хиллер1 в 1911 г. по отношению к литературе. Он говорил о новом искусстве: "...экспрессионизм как способ переживания, норма поведения охватывает все мировоззрение".

Австрийский писатель Герман Бар в книге об экспрессионизме (1914) причисляет к этому художественному направлению А. Матисса, Ж. Брака, П. Пикассо, футуристов, фовистов, членов немецких объединений "Мост" и "Синий всадник", венцев Оскара Кокошку и Эгона Шиле. Этот список не точный (футуристы и фовисты здесь ни при чем; это самостоятельные художественные направления).

Главный редактор журнала "Штурм" Герхарт Вальден считает, что экспрессионизм - это искусство, придающее форму глубинному внутреннему опыту. Оттенки стиля не так важны, главное - отказ художника от подражания природе. Немецкий поэт-экспрессионист Готфрид Бенн отмечает, что экспрессионизм - это "восстание, в котором есть прорыв, экстаз, ярость, жажда нового человечества; это язык, который, взрываясь, взрывает весь мир". Экспрессионистское произведение разрушает реальность ради построения новой, более гуманной реальности и подразумевает эстетическое, этическое преобразование общества.

Экспрессионизм - это направление, и следует найти его концептуальный инвариант.

Художественная концепция

Экспрессионизм - художественное направление, утверждающее: отчужденный человек живет во враждебном мире. В качестве героя времени экспрессионизм выдвинул мятущуюся, захлестываемую эмоциями личность, не способную внести гармонию в разрываемый страстями мир.

Искусство экспрессионизма отражает смятенную хаосом мира индивидуальность. Эта особенность экспрессионизма проявилась в живописи и графике Э. Кирхнера ("Американские танцовщики"), О. Кокошки ("Этюд пером", "Портрет Вальдена").

Согласно художественной концепции экспрессионизма, сущностные силы личности отчуждены в противостоящих человеку и враждебных ему общественных институтах: все безысходно. Экспрессионизм - выражение боли художника-гуманиста по поводу несовершенства мира. Концепция личности экспрессионизма: человек - существо эмоциональное, "природное", чуждое индустриальному и рациональному, урбанистическому миру, в котором вынужден жить.

Основные черты экспрессионистской концепции человека явственно видны в новелле "Охотник Гракх". Гракх изображен "повисшим" между бытием и небытием: он ни жив, ни мертв, он не находится ни в посюстороннем, ни в потустороннем мире. Полторы тысячи лет после своей смерти Гракх в старой лодке "носится без руля по воле ветра, который дует в низших областях смерти" (Кафка. 1965. С. 534).

Однажды в порту охотника посещает гость и просит рассказать коротко, но связно, что с ним произошло. На это Гракх отвечает, что он не видит связи ни в явлениях мира, ни в мыслях людей, хотя они упорно кричат о связанности всего и вся. Шекспировский Гамлет трагически ощущал порвавшуюся связь времен. Герой Кафки восстает против всякой связи, даже против связности в изложении мысли: мир принципиально хаотичен, время и пространство разорваны.

Одинокий Гракх настолько отрешен от мира, что отпадают противоречия между Я и действительностью, между жизнью и смертью.

Немецкий искусствовед С. Эйнштейн перечислял особенности художественной концепции экспрессионизма: отказ от всего индивидуального, личностного; стремление к унифицированным, "стандартизованным" социальным структурам (Einstein. 1926. S. 116).

"...И еще раньше у меня получалось лечить людей (снимать головную, зубную боль, лечить простуду) а сейчас все куда-то пропало. А жаль, вообще это очень приятно помогать людям. А из-за чего я не знаю. Может это повышает собственную самооценку.

Хотя скорее просто приятно и все, из-за чего не знаю. И вообще больше всего на свете я хочу чтобы у меня появился вкус к жизни. Чтобы мне интересно было жить. В общем не знаю даже как объяснить. Пока у меня этого нет. Живу как амёба. Даже противно...

Это величайшее достоинство человека. Без него все остальное не имеет особой ценности. Именно поэтому вы стремитесь к нему всю свою жизнь. Обычно вы оцениваете свои успехи в каждый момент времени по тому, насколько глубок мир в вашей душе.

Мир в душе - это ваш внутренний гироскоп. Только живя в гармонии с собственными высшими ценностями и внутренними убеждениями, находясь в совершенном балансе с жизнью, вы достигаете мира в душе. Если по какой-то причине вы заключаете компромисс с собственными...

Как правило, невежды думают будто буддисты верят в перевоплощения, даже в метемпсихоз (переселение душ). Но они заблуждаются. На самом буддизм учит только, что энергия, полученная в результате духе и физической деятельности какого-либо существа, порождает после его смерти новые явления духовного и физического порядка.

На эту тему существует множество хитроумных теорий, и, по-видимому, мистики Тибета трактуют вопрос о смерти глубже, чем большинство других буддистов.

Философское...

На протяжении первого года своей жизни ребенок живет в реальности бессознательного и большую часть своих впечатлений получает от матери. Он безошибочно реагирует на ее сознательные и бессознательные импульсы и мало-помалу узнает очень многое уже тогда. Влияние матери гораздо более существенно, чем думают многие, и то, как она ведет себя по отношению к ребенку (зачастую на бессознательном уровне), показывает ребенку, каково его место. Видимо, в мире новорожденного важную роль играет и ряд других...

Наконец-то наступил долгожданный 21 век, к которому все мы так долго готовились. Помните, как в детстве нам постоянно твердили, что мы дети нового века, что именно нам предстоит жить и строить коммунизм 21 века? И что сейчас?

Оказывается, что давно уже не надо строить никакого коммунизма, все мы выросли и перестали быть детьми, с улыбкой мы смотрим старые «советские» фильмы и удивляемся, если вдруг на ВДНХ видим памятник вождю мирового пролетариата дедушке Ленину. Мы просто живем в новом веке...

Принято считать, что обоняние в жизни современного человека играет намного меньшую роль, чем, например, зрение или слух. Мол, этим мы отличаемся от животных, для которых запах является основным регулятором как полового поведения, так и поведения вообще.

Но все мы - дети природы. Поэтому тот факт, что мир запахов с точки зрения управления нашим поведением часто недооценивается, можно считать странным. Например, давно установлено, что обонятельный импульс доходит до мозга намного быстрее, чем...

"Нет насилия в духовном", - говорят каббалисты. Зато в нашем материальном мире насилия предостаточно. Разве есть хоть один уголок, где ты могла бы быть уверена, что тебя не обидят, не унизят, не заставят делать то, чего ты не хочешь?

Нет такого места на земле! Нет места, где ты могла бы чувствовать себя в безопасности. Почему так, ведь эти же самые каббалисты уверяют нас в том, что нет ничего на свете, чему не было причины бы в духовном мире?

"Да, я бы хотела жить в таком мире...

Я давно заметил одну странность, человек не хочет решать проблему он ищет, кого бы в ней обвинить. И виновные находятся, социальные люди находят виновников в правительстве, в работодателях, в бандитах, в мафии, в США и т. д. Люди духовные отличаются.

Но лишь окраской: христиане винят дьявола и бесов, а многочисленные эзотерики кого только не винят: астральные сущности, энергетические вампиры, эгрегоры, порчи, сглазы, карма, деструктивное влияние аур окружающих людей и прочее, и прочее и...

Субъективно, переживание начала родов несет в себе сильный страх и ощущение нависшей смертельной угрозы. Кажется, будто вся наша Вселенная в опасности, но источник этой угрозы остается тайной, ускользающей от наших попыток постичь ее. Поскольку первоначальные изменения имеют химическую природу, они могут ощущаться как болезнь или отравление В крайних случаях человек может чувствовать себя преследуемым или подвергающимся коварному нападению. В попытках найти объяснение, он может приписывать ощущения угрозы ядам, электромагнитному излучению, злым силам, тайным организациям, или даже внеземным влияниям. Судя по всему, спонтанное пробуждение воспоминаний, связанных с внутриутробными нарушениями или с началом процесса родов, относится к числу важных причин параноидальных состояний.

По мере развития и углубления переживаний угрозы, у человека могут возникнуть видение гигантского водоворота и ощущение, что он находится в этой воронке и его неумолимо затягивания в ее центр. Также может казаться, что земля разверзлась и поглощает невольного путешественника в темные лабиринты жуткого подземного мира. Еще одна разновидность тех же самых переживаний - ощущение того, что тебя пожирает архетипическое чудовище, ловит ужасающий спрут или огромный тарантул. Это переживание может достигать фантастических масштабов, словно поглощению подвергается не отдельный человек, а весь мир. Общая атмосфера создает впечатление апокалипсиса, разрушающего безмятежный внутриутробный мир и заменяющего океаническую и космическую свободу эмбриона мучительным заточением и ощущением пребывания во власти неизвестных внешних сил.

Человек, переживающий полное развитие БПМ-II, ощущает себя запертым в вызывающем клаустрофобию мире кошмаров. Зрительное поле становится темным и зловещим, и общая атмосфера напоминает невыносимые душевные и физические муки. Одновременно, полностью теряется связь с линейным временем, и все происходящее кажется вечным, словно оно никогда не кончится. Под влиянием БПМ-II человек избирательно настраивается на самые худшие и безнадежные аспекты существования; он начинает остро осознавать захватывающие его психику темные, безобразные и злые аспекты Вселенной. Вся наша планета выглядит апокалиптическим местом, полным ужаса, страданий, войн, эпидемий, катастроф и стихийных бедствий. В то же время в человеческой жизни невозможно увидеть какие либо положительные аспекты - такие, например, как любовь и дружба, достижения в области науки и искусства или красота природы. В этом состоянии человек видит красивых детей, играющих друг с другом, и думает о том, как они состарятся и умрут, а увидев восхитительную розу, представляет себе, как через несколько дней она завянет.



БПМ-II в почти мистическом смысле соединяет людей со страданиями мира и заставляет их отождествляться со всеми преследуемыми, униженными и угнетенными. В глубоких необычных состояниях, управляемых этой матрицей, мы действительно можем переживать себя тысячами молодых людей, погибших во всех войнах в ходе человеческой истории. Мы можем отождествляться со всеми заключенными, когда либо страдавшими и умиравшими в тюрьмах, камерах пыток, концентрационных лагерях или приютах для умалишенных во всем мире. Среди тем, связанных с этой матрицей, часто встречаются сцены недоедания и голода, а также дискомфорта и опасности, исходящих от мороза, льда и снега. Это, по видимому, связано с тем, что при сокращениях матки прерывается снабжение ребенка кровью, означающей для него питание и тепло. Еще один типичный аспект БПМ-II - это атмосфера бесчеловечного, абсурдного и странного мира автоматов, роботов и механических устройств. Кроме того, к типичному символизму этой матрицы относятся образы человеческих увечий и уродств, а также бессмысленного мира игорных притонов.

БПМ-II сопровождается весьма отчетливыми физическими проявлениями. К ним относятся напряжение всего тела и поза, выражающая чувство попадания в тупик и/или тщетной борьбы. Человек может ощущать мощное давление на голову и тело, тяжесть в груди и разнообразные сочетания сильных физических болей. Голова при этом наклонена вперед, челюсти сомкнуты, подбородок прижат к груди, руки, чаще всего, сложены на груди, а пальцы крепко сжаты в кулаки. Колени нередко бывают согнуты, и ноги прижаты к животу, что довершает картину позы эмбриона. Возможны застой крови в капиллярах и появление красных пятен на различных участках тела.