Где учился бородин. Между наукой и искусством: химик и композитор Александр Бородин

Юность

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября 1833 года от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя Луки Степановича Гедианова (1772-1840) и 25-летней Авдотьи Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя - Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.

До 8 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Авдотьи Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались и незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Авдотьи Константиновны.

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение - польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет - на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано.

В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. Он получил право закончить гимназию и продолжить своё образование в высшем учебном заведении.

Летом 1850 года Бородин отлично сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой Санкт-Петербургской гимназии, а в сентябре того же года семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина.

Медицина и химия

В марте 1857 года молодой медик был назначен ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя, где познакомился с находившимся на лечении офицером Модестом Мусоргским.

В 1868 году Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».

В 1858 году Военно-медицинский учёный Совет направил Бородина в Солигалич для изучения состава минеральных вод основанной в 1841 году купцом В. А. Кокоревым водолечебницы. Отчёт о работе, опубликованный в газете «Московские ведомости» в 1859 году, стал настоящим научным трудом по бальнеологии, который принёс автору широкую известность.

Заграничная командировка

С 1859 г. Бородин совершенствовал свои познания в области химии за границей - первоначально в Германии (Гейдельбергский университет). В сентябре 1860 г. Бородин наряду с Зининым и Менделеевым (первый был его учителем, второй - другом) участвовал в знаменитом международном конгрессе химиков в Карлсруэ. Здесь даны были чёткие определения понятиям «атом» и «молекула» («частица», «корпускула»), что означало окончательное торжество атомо-молекулярной теории строения вещества, а также признаны т. н. «новые» атомные веса, установленные трудами гениального французского химика Жерара (ум. 1856) и его учеников. Осенью 1860 г. Бородин и Менделеев посетили Геную и Рим, преследуя цели чисто туристические, после чего Менделеев вернулся в Гейдельберг, а Бородин уехал в Париж, где провёл зиму. В Париже Бородин занимался серьёзной научной работой, посещал библиотеку, слушал лекции известных учёных.

Весной 1861 г. Бородин вернулся в Гейдельберг. Здесь в мае 1861 г. он познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой - молодой незамужней женщиной, страдавшей серьёзным хроническим бронхо-лёгочным заболеванием и приехавшей в Германию для лечения. Екатерина Сергеевна оказалась замечательной пианисткой и обладательницей абсолютного музыкального слуха. По её воспоминаниям, Бородин «тогда ещё почти вовсе не знал Шумана, а Шопена разве немного больше». Встреча с новыми музыкальными впечатлениями пробудила интерес Бородина к композиции, который начал было несколько угасать, а Екатерина Сергеевна вскоре стала его невестой. В сентябре её здоровье значительно ухудшилось, и гейдельбергский профессор дал рекомендацию срочно переменить климат - ехать на юг, в Италию, в Пизу. Бородин сопровождал её. После визита к профессору химии Пизанского университета Де-Лука, который встретил русского коллегу «в высшей степени любезно», Бородин получил возможность заниматься в университетской лаборатории, где «предпринял серьёзную работу с фтористыми соединениями». В Гейдельберг он вернулся только летом 1862 года.

Профессор химии

По возвращении в Россию Бородину пришлось временно расстаться со своей невестой, которая осталась у матери в Москве, сам же он поехал в Петербург, где представил отчёт о заграничной командировке и вскоре получил должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии. Новая должность отнюдь не улучшила материальное положение молодого учёного: жалованье составляло только 700 рублей в год, тогда как прежде, числясь ординатором госпиталя, он получал 900 рублей в год. Кроме того, Бородин долго не мог получить обещанную ему казённую квартиру в новом здании Естественноисторического факультета, где далеки были от завершения отделочные работы. Материальная и бытовая неустроенность побудила Бородина отложить свадьбу, которая состоялась только в апреле 1863 года. Материальные проблемы преследовали семью всю оставшуюся жизнь, вынуждая Бородина много трудиться - преподавать в Лесной академии и заниматься переводами.

С 1864 года Бородин - ординарный профессор, с 1874 года - руководитель химической лаборатории, а с 1877 года - академик Медико-хирургической академии. С 1883 - почётный член Общества русских врачей. А. П. Бородин - ученик и ближайший сотрудник выдающегося химика Николая Зинина, вместе с которым в 1868 году стал членом-учредителем Русского химического общества.

Автор более 40 работ по химии. Именно А. П. Бородин открыл способ получения бромзамещённых углеводородов действием брома на серебряные соли кислот, известный как реакция Бородина - Хунсдикера, первым в мире (в 1862 году) получил фторорганическое соединение - фтористый бензоил, провёл исследование ацетальдегида, описал альдоль и химическую реакцию альдольной конденсации.

Музыкальное творчество

Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.

По возвращении в Россию в 1862 он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок (получивший в позднейшей традиции название «Могучая кучка»). Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя Михаила Глинки. А. П. Бородин был активным членом Беляевского кружка.

В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила», имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.

А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора.

К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.

Бородин - не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (Сергей Прокофьев, Юрий Шапорин, Георгий Свиридов, Арам Хачатурян и др.).

Общественный деятель

Заслугой Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 по 1887 год.

Значительное время Бородин уделял работе со студентами и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II.

Огромное значение для международного признания русской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил бо?льшую часть своей жизни.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1850-1856 - доходный дом, Бочарная улица, 49;

Семейная жизнь

Екатерина Сергеевна Бородина страдала астмой, плохо переносила нездоровый климат Санкт-Петербурга и осенью обычно уезжала в Москву, где подолгу жила у родственников, возвращаясь к мужу только зимой, когда устанавливалась сухая морозная погода. Однако это всё-таки не гарантировало её от астматических приступов, во время которых муж был для неё и врачом, и сиделкой. Несмотря на тяжёлую болезнь, Екатерина Сергеевна много курила; при этом она страдала бессонницей и засыпала только под утро. Со всем этим Александр Порфирьевич, нежно любивший жену, вынужден был мириться. Детей в семье не было.

Безвременная смерть

На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Вечером 15 (27) февраля 1887, во время масленицы, он отправился в гости к своим друзьям, где внезапно почувствовал себя плохо, упал и потерял сознание. Попытки оказать ему помощь были безуспешными.

Бородин скоропостижно скончался от разрыва сердца в возрасте 53 лет.

Память

В память о выдающемся учёном и композиторе были названы:

  • Государственный квартет имени А. П. Бородина
  • Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств
  • Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области
  • Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске
  • Самолет Airbus A319 (номер VP-BDM) авиакомпании Аэрофлот

Основные произведения

Оперы

  • Богатыри (1868)
  • Млада (совместно с другими композиторами, 1872)
  • Князь Игорь (1869-1887)
  • Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачены)

Произведения для оркестра

  • Симфония № 1 Es-dur (1866)
  • Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1876)
  • Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)
  • Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880)

Камерно-инструментальные ансамбли

  • струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55)
  • струнное трио (Большое, G-dur, до 1862)
  • фортепианное трио (D-dur, до 1862)
  • струнный квинтет (f-moll, до 1862)
  • струнный секстет (d-moll, 1860-61)
  • фортепианный квинтет (c-moll, 1862)
  • 2 струнных квартета (A-dur, 1879; D-dur, 1881)
  • Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)

Произведения для фортепиано

  • Патетическое адажио (As-dur, 1849)
  • Маленькая сюита (1885)
  • Скерцо (As-dur, 1885)
  • Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, 1878)и это всё с помощью Бородина
  • Скерцо (E-dur, 1861)
  • Тарантелла (D-dur, 1862)

Произведения для голоса и фортепиано

  • Разлюбила красна девица (50-е годы)
  • Слушайте, подруженьки, песенку мою (50-е годы)
  • Что ты рано, зоренька (50-е годы)
  • Красавица-рыбачка (слова Г. Гейне, 1854-55)
  • Спящая княжна (1867)
  • Морская царевна (1868)
  • Песня тёмного леса (1868)
  • Фальшивая нота (1868)
  • Море (1870)
  • Отравой полны мои песни (слова Г. Гейне, 1868)
  • Из слез моих (слова Г. Гейне, 1871)
  • Арабская мелодия (1881)
  • Для берегов отчизны дальней (слова А. С. Пушкина, 1881)
  • У людей-то в дому (слова Н. А. Некрасова, 1881)
  • Спесь (слова А. К. Толстого, 1884-85)
  • Чудный сад (Septain, 1885)
(1887-02-27 ) (53 года) Место смерти:

Медицина и химия

Основатели Русского Химического Общества. 1868

В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь» , являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов . Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре , опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила» , имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.

А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского , положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора.

К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.

Музыка второй части Струнного квинтета Бородина была использована в ХХ веке для создания популярнейшей песни «Вижу чудное приволье» (на стихи Ф. П. Савинова).

Бородин - не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина . Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса , а с ними - освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (Сергей Прокофьев , Юрий Шапорин , Георгий Свиридов , Арам Хачатурян и др.).

Общественный деятель

Заслугой Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 по 1887 год.

Значительное время Бородин уделял работе со студентами и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II .

Огромное значение для международного признания русской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил бо́льшую часть своей жизни.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1850-1856 - доходный дом, Бочарная улица, 49;

Семейная жизнь

Екатерина Сергеевна Бородина страдала астмой, плохо переносила нездоровый климат Санкт-Петербурга и осенью обычно уезжала в Москву, где подолгу жила у родственников, возвращаясь к мужу только зимой, когда устанавливалась сухая морозная погода. Однако это всё-таки не гарантировало её от астматических приступов, во время которых муж был для неё и врачом, и сиделкой. Несмотря на тяжёлую болезнь, Екатерина Сергеевна много курила; при этом она страдала бессонницей и засыпала только под утро. Со всем этим Александр Порфирьевич, нежно любивший жену, вынужден был мириться. Детей в семье не было.

Безвременная смерть

На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Вечером 15 (27) февраля , во время масленицы, он отправился в гости к своим друзьям, где внезапно почувствовал себя плохо, упал и потерял сознание. Попытки оказать ему помощь были безуспешными.

Бородин скоропостижно скончался от разрыва сердца в возрасте 53 лет.

Память

В память о выдающемся учёном и композиторе были названы:

  • Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств
  • Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области
  • Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге .
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске
  • Самолет Airbus A319 (номер VP-BDM) авиакомпании Аэрофлот
  • Музей Александра Порфирьевича Бородина, село Давыдово Владимирской области

Основные произведения

Оперы

  • Богатыри (1868)
  • Млада (совместно с другими композиторами, 1872)
  • Князь Игорь (1869-1887)
  • Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачены)

Произведения для оркестра

  • Симфония № 1 Es-dur (1866)
  • Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1876)
  • Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)
  • Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880)

Камерно-инструментальные ансамбли

  • струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55)
  • струнное трио (Большое, G-dur, до 1862)
  • фортепианное трио (D-dur, до 1862)
  • струнный квинтет (f-moll, до 1862)
  • струнный секстет (d-moll, 1860-61)
  • фортепианный квинтет (c-moll, 1862)
  • 2 струнных квартета (A-dur, 1879; D-dur, 1881)
  • Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)

Произведения для фортепиано

В две руки

  • Патетическое адажио (As-dur, 1849)
  • Маленькая сюита (1885)
  • Скерцо (As-dur, 1885)

В три руки

  • Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, 1878)и это всё с помощью Бородина

В четыре руки

  • Скерцо (E-dur, 1861)
  • Тарантелла (D-dur, 1862)

Произведения для голоса и фортепиано

  • Разлюбила красна девица (50-е годы)
  • Слушайте, подруженьки, песенку мою (50-е годы)
  • Что ты рано, зоренька (50-е годы)
  • (слова Г. Гейне, 1854-55) (для голоса, виолончели и фортепиано)
  • (слова Г. Гейне , перевод Л. А. Мея , 1868)
  • (слова Г. Гейне, перевод Л. А. Мея, 1871)
  • У людей-то в дому (слова Н. А. Некрасова , 1881)
  • (слова А. С. Пушкина, 1881)
  • (слова А. К. Толстого , 1884-85)
  • Чудный сад (Septain G., 1885)

На слова Бородина

  • Морская царевна (1868)
  • (1867)
  • . Романс (1868)
  • Песня тёмного леса (1868)
  • Море. Баллада (1870)
  • Арабская мелодия (1881)

Вокальный ансамбль

  • мужской вокальный квартет без сопровождения Серенада четырёх кавалеров одной даме (слова Бородина, 1868-72)

Литература

  • Александр Порфирьевич Бородин. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи (с предисловием и биографическим очерком В. В. Стасова), СПб., 1889.
  • Письма А. П. Бородина. Полное собрание, критически сверенное с подлинными текстами. С предисловием и примечаниями С. А. Дианина. Вып. 1-4. М.-Л., 1927-50.
  • Хубов Г. , А. П. Бородин, М., 1933.
  • А. П. Бородин: к столетию со дня рождения / Ю. А. Кремлев; [отв. ред. А. В. Оссовский ]. - Л. : Ленинградская филармония, 1934. - 87, с. : портр.
  • Фигуровский Н. А., Соловьев Ю. И. Александр Порфирьевич Бородин. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - 212 с.
  • Ильин М., Сегал Е., Александр Порфирьевич Бородин, М., 1953.
  • Дианин С. А. Бородин: Жизнеописание, материалы и документы. 2-е изд. М., 1960.
  • Сохор А. Н. Александр Порфирьевич Бородин: Жизнь, деятельность, муз. творчество. М.-Л.: Музыка, 1965. - 826 с.
  • Зорина А. Г. Александр Порфирьевич Бородин. (1833-1887). - М., Музыка, 1987. - 192 с., вкл. (Русские и советские композиторы).
  • Kuhn E. (Hrsg.): Alexander Borodin. Sein Leben, seine Musik, seine Schriften. - Berlin: Verlag Ernst Kuhn, 1992. ISBN 3-928864-03-3

Ссылки

  • Музыкальная энциклопедия, М.: Большая советская энциклопедия, том 1. М., 1973.
  • Бородин Александр Сайт о жизни и творчестве композитора.

Александр Порфирьевич Бородин, человек неординарный, сделавший много для русской культуры и науки, родился 31 октября (12 ноября) 1833 года в Санкт-Петербурге.

Незаконорожденный сын грузинского аристократа, он не имел возможности учиться в гимназии и, лишь ухищрением матери и отчима, которые добились для него звания купца, способный ребёнок получил возможность сменить домашнее обучение на гимназическое.

С детства Бородин увлекался музыкой. Мальчику легко подчинились флейта, фортепьяно и виолончель, он рано начал сочинять небольшие произведения. А к 10 годам умом ребёнка завладела химия.

В 1850 году, блестяще отучившись в гимназии, Бородин поступает в Медико-хирургическую академию, где изучает медицину в совокупности с химией. Его наставником становится Н.Н. Зинин, известный учёный-химик. В 1859 году он уезжает за границу. Там, вначале в Германии, позже во Франции продолжает оттачивать свои познания в науке. Там же в Германии знакомится со своей будущей женой, способной пианисткой с абсолютным слухом. Именно она побудила его вернуться к слегка позабытым занятиям музыкой.

Вернувшись в Россию, Бородин много работает и в 1864 году получает звание профессора, позже становится руководителем лаборатории, далее академиком Медико-хирургической академии. Его работы по органической химии изучаются студентами во многих странах.

Невозможно переоценить талант Бородина-музыканта.

В 1862 году композитор Балакирев вводит его в кружок "Могучая кучка". Здесь он проявился, как сторонник развития русского течения в музыке. Лучшие качества русского народа, его сила, свободолюбие, величие становятся главной темой его работ.

Самым большим и узнаваемым музыкальным творением Бородина считается опера "Князь Игорь".

Трудиться над ней автор начал в 1869 году с подачи В.В. Стасова. Работа затянулась надолго, потому что невозможно было оставить научную работу. Опера не была закончена из-за скоропостижной кончины композитора в феврале 1887 года от инфаркта. Окончанием оперы занимались друзья Бородина Глазунов и Римский-Корсаков, а премьера состоялась в Мариинском театре в конце октября 1890 года.

Бородин прожил не слишком долгую жизнь, и его научная деятельность не позволяла заниматься композиторством в полной мере, но его вклад в развитие русской музыкальной классики велик и будет цениться многими поколениями любителей музыки.

Биография 2

Русская музыка велика настолько же, насколько важен наш русский язык, наша речь. Многие имена русских композиторов и музыкантов известно людям. Глинка, Римский – Корсаков, Чайковский – все они считаются великими людьми и внесли неоценимый вклад в родную классическую музыку. К этому числу людей также можно отнести и Бородина. Чем он прославился? И только ли музыку затронул Александр?

Александр Бородин Появился на свет 31 октября 1833 года. Было это в городе Санкт – Петербурге. Его отцом был князь одного из участков грузинских земель. Кстати, так вышло, что Александр стал внебрачным ребенком. Именно поэтому мальчика пришлось отдать слуге князя, Порфирию Бородину и его жене, отсюда и отчество Александра. 8 лет мальчику приходилось прислуживать в доме князя, пока он не скончался, предварительно оставив своему ребенку и Авдотье дом. Александру пришлось получить много проблем из-за того, что связи вне брака еще не были нормой. Поэтому настоящую фамилию пришлось скрыть ото всех. Мало того, благодаря подобному происхождению, гимназии были для Александра под запретом, из – за чего пришлось изучать науки дома. Но мальчик был отлично обучен.

Уже в 9 лет у Бородина проявился интерес к музыке. Тогда же он получил свое первое музыкальное создание – польку, именуемая "Helen". Сначала он играл на флейте и фортепиано, но с 13 лет он заимел в свой обиход также вошла виолончель. И в этом же возрасте у Бородина получилось провести свой первый концерт, главными инструментами которого были флейта и фортепиано. В свое первое десятилетие Александру начала нравится химия. Но все одна и та же проблема препятствовала изучению разных наук – это внебрачное происхождение. Пришлось просить помощи у чиновников, чтобы записаться в Новоторжскую третью купеческую гильдию. Так у Александра была возможность завершить свое обучение.

Какие области в науке затронул Александр Порфирьевич Бородин?

Химия и врачевание.

В 1858 году Александр стал доктором медицины после того, как он удачно защитил свою научную работу и провел ряд опытов. Тогда же Бородина отправили в город Солигалич для того, чтобы тот провел исследования с минеральной водой, найденная купцом Кокоревым. Затем Александр стал улучшать свои химические умения, странствуя по другим странам. В 1864 году Бородин становится профессором химии.

Музыка.

Один из главных участников "Могучей кучки". Впервые ввел в Россию эпический симфонизм. На счету Бородина такие оперы и произведения, как "Князь Игорь", "Богатыри" и "Царская невеста".

Иммануил Кант являлся великим немецким философом, заложившим основы классицизма в философии. Большинство трудов философа разобраны на цитаты потомками.

  • Ленин Владимир Ильич

    Владимир Ильич Ленин – политический деятель и революционер. Был рожден в 1870 году, в Симбирске. За всю свою жизнь основал много партий Советского Союза. Он окончил Симбирскую гимназию, и поступил в Казанский университет

  • А.П. Бородина знают как выдающегося композитора, автора оперы «Князь Игорь», симфонии «Богатырская» и других музыкальных произведений.

    Гораздо меньше он известен как ученый, внесший неоценимый вклад в науку в области органической химии.

    Происхождение. Ранние годы

    А.П. Бородин был внебрачным сыном 62-летнего грузинского князя Л. С. Геневанишвили и А.К. Антоновой. Родился он 31.10.(12.11) 1833 года.

    Его записали как сына крепостных слуг князя - супругов Порфирия Ионовича и Татьяны Григорьевны Бородиных. Таким образом, восемь лет мальчик числился в доме отца как крепостной. Но перед смертью (1840) князь выдал на сына вольную, купил ему и его матери Авдотье Константиновне Антоновой четырехэтажный дом, предварительно выдав ее замуж за военврача Клейнеке.

    Мальчика, во избежание ненужных слухов, представляли племянником Авдотьи Константиновны. Поскольку происхождение не позволяло Александру учиться в гимназии, он обучался дома всем предметам гимназического курса, кроме того, немецкому и французскому языкам, получив прекрасное домашнее образование.

    Уже в раннем детстве у Александра обнаружились музыкальные способности: в девятилетнем возрасте он сочинил свою первую композицию - польку «Helen». Овладел несколькими музыкальными инструментами: флейтой, фортепиано, виолончелью. В тринадцать лет он уже написал концерт для флейты и фортепиано.

    Образование

    Увлечение химией тоже появилось в детстве. Но происхождение препятствовало занятиям наукой и дальнейшему поступлению в университет. Мать с отчимом с большим трудом «утрясли» этот вопрос, записав сына в купечество, после чего юноша отлично закончил Санкт-Петербургскую гимназию, и на правах вольнослушателя стал посещать занятия Медико-хирургической академии. Окончил ее в конце 1856 г. Обучаясь медицине, он все больше углублялся в изучение химии под наставничеством Н. Н. Зинина.

    Медицинская и научная деятельность

    После окончания академии Бородин некоторое время работал ординатором во Втором военно-сухопутном госпитале, где познакомился с лечившимся там офицером, никому еще не известным . В 1858 г. после серьезных исследований Бородин стал доктором медицины, защитив диссертацию по химии.

    В том же году по направлению Военно-медицинского ученого Совета он поехал в Солигалич, чтобы изучать состав минеральной воды в лечебнице купца А. А. Кокорева. Отчет об этих исследованиях А. Бородина был опубликован в «Московских ведомостях» (1859), став серьезной научной работой по бальнеологии, что принесла ученому широкую известность.

    За границей

    Продолжил изучение химии Бородин в Гейдельбургском университете (Германия). В г. Карлсруэ был участником знаменитого Международного конгресса химиков вместе со своим учителем Зининым и другом . На этом конгрессе окончательно закрепилась атомо-молекулярная теория строения веществ. Зиму 1860 г. Бородин провел в Париже, где серьезно занимался наукой, прослушал много лекций известных ученых, часами просиживал в библиотеках.

    Знакомство с будущей женой

    Вернувшись в Гейдельберг, весной 1861 г. Бородин познакомился с Е. С. Протопоповой, которая находилась в Германии на лечении серьезного хронического бронхо-легочного заболевания. Она была замечательной пианисткой. Под ее влиянием у Бородина возродился совсем было угасший интерес к композиции. Вскоре здоровье Екатерины Сергеевны сильно ухудшилось, и Бородин уже в качестве ее жениха сопровождал женщину в Италию, где климат был более благоприятным.

    После возвращения на родину

    На родине пара вынуждена была расстаться: Екатерина Сергеевна осталась в Москве у матери, а Александр Порфирьевич уехал в Петербург, где получил место адъюнкт-профессора в Медико-хирургической академии. Из-за материальной и бытовой неустроенности свадьба состоялась только через несколько месяцев - весной 1863 г. Занятия наукой Бородин не прекращал до конца жизни. Его авторству принадлежит более сорока фундаментальных трудов по химии.

    Музыкальное творчество

    Музыкой Бородин занимался с юности, писал романсы, камерно-инструментальные и фортепианные пьесы. Эти занятия он был вынужден скрывать от коллег по научной работе. Вопреки всему, творчество А. Бородина является неоценимым вкладом в сокровищницу не только русской, но и мировой музыкальной классики.

    Восемнадцать лет Бородин работал над своей знаменитой оперой «Князь Игорь», но окончить ее так и не успел, ее заканчивали, следуя замыслу автора, Римский - Корсаков и . Это был настоящий национальный героический эпос в музыке. Первая постановка «Князя Игоря» состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге (1890). Опера Бородина до сих пор с успехом идет в театрах всего мира.

    Вершина русской мировой симфонической музыки - Вторая симфония Бородина, известная под названием «Богатырская» (1876). В ней, как и в опере «Князь Игорь», слышатся мотивы русского народного песенного творчества, а в симфонической картине под названием «В Средней Азии» - народная музыка Востока. В жанре вокальной лирик композитор создал множество романсов. Самым знаменитым является романс на стихи А. «Для берегов отчизны дальной». В других его романсах живут образы богатырского эпоса и освободительной идеи («Спящая княжна», «Песня темного леса»).

    Смерть

    Не смотря на то, что Бородин посвятил науке всю свою жизнь, мир знает и чтит его как великого композитора. Он умер внезапно, не дожив до старости, от инфаркта в феврале 1887 года. Ему было всего 53 года. Похоронили А.П. Бородина в Санкт-Петербурге, на Тихвинском кладбище.

    Имя: Александр Бородин (Aleksandr Borodin)

    Возраст: 53 года

    Деятельность: композитор, химик, медик

    Семейное положение: был женат

    Александр Бородин: биография

    Александр Бородин – прославленный ученый и великий композитор, ставший уникальным явлением в русской действительности 19 века. Академик, сделавший ряд фундаментальных открытий в области органической химии, считавший науку и медицину главной профессией, прославился как создатель оперы «Князь Игорь», «Богатырской» симфонии и других музыкальных произведений, известных всему миру.

    Детство и юность

    Александр Порфирьевич Бородин, родившийся 12 ноября 1833 года, был внебрачным сыном представителя грузинского княжеского рода Луки Гедеванишвили и крепостной девушки. С младенчества до 8 лет мальчик оставался холопом своего предка, а родителями маленького Саши считались Порфирий Бородин с супругой Татьяной. Перед кончиной князь дал вольную Александру и его матери, отданной в жены военному доктору по фамилии Клейнеке, и устроил их будущее, подарив просторный дом.


    Александр Бородин в юности

    Не имея права на получение академического образования в стенах гимназии, Бородин обучался дома, приобрел знания по многим дисциплинам школьного курса. Мальчик испытывал интерес к музыке и проявлял склонность к композиции. Когда Саше исполнилось 9 лет, он сочинил миниатюрную танцевальную пьесу и начал осваивать флейту, виолончель и фортепиано, а к 13 годам стал автором полноценного концертного произведения, навеянного оперой «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера.


    Увлечение искусством не ограничивалось музыкой - юный композитор увлеченно рисовал и занимался прикладным творчеством. Параллельно мальчик увлекся химией, наукой, которая помогала понять состав и природу интересных явлений. Первые опыты Бородин проводил дома. Глядя на это и беспокоясь о сохранности жилища, мать решила, что сыну необходимо окончить гимназию и пойти учиться дальше.

    С помощью канцеляристов казенного учреждения юношу определили в купечество и послали в Медико-хирургическую академию Петербурга, где он, осваивая профессию врача, усиленно занимался химией под началом Николая Николаевича Зинина.

    Медицина и химия

    По окончании учебного курса в 1857 году Бородин работал в военном госпитале. Через год он защитил диссертацию, получил докторскую степень по медицине и занялся исследовательской работой. Первым научным трудом, прославившим Александра, стал отчет о влиянии минеральных вод на организм человека, ставший достоянием общественности в 1859 году.


    В том же году академический совет отправил Бородина за границу, чтобы тот повысил квалификацию и перенял иностранный опыт. На протяжении 2 лет в Германии, проведенных в окружении блестящих ученых Эдуарда Юнге, Сергея Боткина, Николая Зинина, молодой исследователь участвовал в заседаниях ученого конгресса, где были четко определены понятия «молекула» и «атом».

    Во время зарубежной командировки Бородин посетил Италию, познакомился с местными профессорами, ставил химические опыты с фтористыми соединениями в студенческой лаборатории Пизанского университета. Лето 1862 года молодой ученый снова провел в Германии, а на зиму переехал во французскую столицу.

    На родину Александр вернулся в начале 1863 года. Он сдал отчет о проделанной научной работе и занял должность помощника профессора академии, которую совмещал с преподаванием. Через год Бородина повысили до ординарного профессора и поручили возглавить химическую лабораторию, где он продолжал заниматься научными исследованиями.


    В 1868 году вместе со своим учителем Николаем Зининым Александр заложил фундамент Русского химического общества, а затем поспособствовал Дмитрию Менделееву в организации медицинских курсов для барышень, бывших аналогом университетского образования.

    В 1877 году Бородин достиг верхней ступени ученого сообщества и получил звание академика, а в 1883 году Общество русских врачей избрало его почетным членом. За время научной карьеры талантливый химик написал более 40 работ, ему принадлежит открытие фтористого бензола и способа получения галогенозамещенных углеродов, который назвали реакцией Бородина-Хунсдикера.

    Музыка

    Несмотря на то, что Бородин много времени уделял научной работе, музыка продолжала быть значительной частью его биографии. Будучи студентом, Александр Порфирьевич сочинял миниатюрные пьесы для фортепиано и романсы, самыми популярными из которых стали «Арабская мелодия», «Спящая княжна» и «Песня темного леса». Путешествуя за границей, он ходил на концерты, знакомясь с творчеством европейских композиторов , и других.


    В Петербурге молодой ученый познакомился с видным музыкальным и общественным деятелем Милием Балакиревым и стал участником «Могучей кучки», куда, помимо него, вошли Модест Мусоргский, Цезарь Кюи. Объединение, возглавляемое литературным критиком Владимиром Стасовым, ставшее второй семьей Бородина, повлияло на музыкальный вкус и творческую направленность композитора, считавшегося продолжателем традиции .

    Собственные сочинения Александр Порфирьевич исполнял на званых вечерах в особняке Митрофана Беляева, где собиралась российская творческая элита. Основными темами шедевров Бородина стали свобода, любовь к родине и национальная гордость русского народа. Бородин стал одним из родоначальников симфонии и героико-эпических тенденций в русской музыке.

    Опера Александра Бородина «Князь Игорь»

    Первое крупное произведение композитора нового жанра, исполненное в 1869 году оркестром под управлением его друга дирижера Милии Балакирева, принесло автору европейскую славу и известность. Композитор сочинил 16 романсов, 3 симфонии, пьесы для фортепиано, инструментальные миниатюры, музыкальную поэму «В Средней Азии», а также оперы «Богатыри» и «Князь Игорь».

    Истинное величие таланта Бородина раскрылось во 2-й «Богатырской» симфонии, воспевающей былинную силу русского народа. В этом эпическом произведении плясовые мотивы переплелись с задушевными лирическими темами и, постепенно нагнетаясь, трансформировались в мощные звуки игрищ былинных силачей.

    Симфония Александра Бородина «Богатырская» (Симфония №2)

    С «Богатырской» симфонией перекликается неоконченная опера «Князь Игорь», над которой автор трудился 18 лет. Она стала эталоном героико-эпического стиля в музыке, поражая масштабностью сцен в исполнении народного хора и целостным воплощением отдельных образов. Интересен тот факт, что эти великие творения создавались композитором параллельно, и материалы, предназначенные для одного сочинения, иногда становились частью другого.

    Личная жизнь

    Во время пребывания за границей Бородин ухаживал за юной пианисткой Екатериной Протопоповой, проходившей в Германии курс лечения от хронической астмы. Девушка, обладавшая абсолютным слухом, часто музицировала в компании ученого, знакомя его с сочинениями европейских композиторов. Молодые люди много времени проводили вместе, посещали концерты в Баден-Бадене, вскоре полюбили друг друга и решили пожениться.


    Свадьба состоялась весной 1863 года. Пара поселилась в Санкт-Петербурге, в доходном доме на Бочарной улице.

    Из-за хронических проблем с легкими Екатерина Сергеевна не могла подолгу оставаться в северной столице. Ее отъезды в Москву в дом матери омрачали личную жизнь Бородина. Многие факты биографии ученого и композитора потомки почерпнули из писем, которыми обменивались супруги во время разлуки. Пара не имела детей и скрашивала одиночество заботами о взятых на попечение воспитанницах, которых считали родными дочерьми.

    Смерть

    В конце жизненного пути Бородин активно занимался общественной работой, был членом различных организаций, руководителем студенческого хора и симфонического оркестра академии, участвовал в приемах и костюмированных вечерах, популярных в научной среде.


    В 1880 году скончался друг и учитель композитора Николай Зинин, а через год не стало любимого коллеги Модеста Мусоргского. Напряженная работа, личные потери и заботы о больной жене наложили отпечаток на физическое и психологическое состояние Бородина.

    27 февраля 1887 года, на праздновании широкой масленицы композитор весело проводил время в обществе друзей и коллег, много танцевал и шутил. В самый разгар гуляний Александр Порфирьевич запнулся на полуслове и замертво рухнул на пол. Причиной смерти великого ученого и композитора стал разрыв сердца.


    Бородина похоронили в некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры. На могиле установлен памятник с портретом покойного, окруженный нотными фрагментами его творений в обрамлении молекулярных формул.

    Смирившись с утратой, друзья Бородина доработали некоторые из его незавершенных творений. Николай Римский-Корсаков и другие представители музыкального сообщества дописали оперу «Князь Игорь», которую представили публике в 1890 году, Александр Глазунов сделал оркестровку 3-й симфонии a-moll.

    Произведения

    • 1849 – «Патетическое адажио (As-dur)»
    • 1850-е – «Слушайте, подруженьки, песенку мою»
    • 1862 –«Струнный квинтет (f-moll)»
    • 1866 – «Симфония № 1 Es-dur»
    • 1867 – «Спящая княжна»
    • 1868-1872 – «Мужской вокальный квартет без сопровождения «Серенада четырёх кавалеров одной даме»
    • 1868 – «Богатыри»
    • 1869-1887 – «Князь Игорь»
    • 1875 – «Симфония № 2 h-moll «Богатырская»
    • 1887 – «Симфония № 3 a-moll»
    • 1880 – «Симфоническая картина «В Средней Азии»