Город грехов. Отвратительные мужики, бухло, женщины и пули: гид по Городу грехов

Мар 29, 2017

Город грехов Фрэнк Миллер

(Пока оценок нет)

Название: Город грехов

О книге «Город грехов» Фрэнк Миллер

«Город грехов» — цикл графических новелл американского писателя и художника. Фрэнк Миллер создал серию удивительных комиксов, герои которых погрязли в разврате и жестокости. Многим знаком одноименный фильм, вышедший в свет в 2005 году. Кинокартина имела ошеломительный успех, завоевала сердца зрителей и престижные награды.

Комиксы «Город грехов», читать которые вы можете на нашем сайте, представляют собой серию историй о жителях Бэйсин-Сити. На месте мегаполиса когда-то был перевалочный пункт для золотоискателей. Здесь они делили сокровища, пили и отдыхали с девицами. Прошли десятки лет. Город стал огромным, но по сути своей остался прежним.

В Бэйсин-Сити процветают проституция, криминал и насилие. Каждый персонаж книги имеет весьма неприятную биографию. Если вы встретите на этих улицах милую красотку – не делайте поспешных выводов. Она наверняка окажется шлюхой или даже наемным убийцей. «Город грехов» полон извращенцев и мерзавцев. Готэм по сравнению с Бэйсин-Сити – это райский уголок. Здесь нет доблестных героев, которые сражаются за закон. А если и есть, то их методы далеки от норм правопорядка.

Мегаполис построен на противостоянии преступных кланов и шаек. Власть разделяют продажные копы, мафия и бордели. В самом центре Бэйсин-Сити орудуют вооруженные проститутки. Они любой ценой готовы защищать свою независимость. Пусть даже придется резать глотки случайным прохожим. И поверьте, это самые «добрые» персонажи книги.

Фрэнк Миллер отличается уникальным стилем. Это касается как иллюстраций, так и сюжета книг. Хотя текста в новеллах совсем немного, он полностью погружает в атмосферу историй. Сюжеты новелл независимы друг от друга, но иногда переплетаются. Центральные персонажи одних историй становятся второстепенными в других. Поэтому лучше читать их по порядку.
Фрэнк Миллер вложил немало скрытых идей в свое произведение. На первый взгляд, в столице порока нет места надежде. Но «Город грехов» полон контрастов. В абсолютной тьме даже маленький лучик света сияет ярче, чем где-либо.

Герои новелл способны удивлять и даже шокировать. Персонажи попадают в ситуации, когда проявляются самые глубокие человеческие качества. Кажется, что события комиксов граничат с фантастикой. Но в итоге понимаешь, что реальный мир полон такой же жестокости. С какими ужасами придется столкнуться героям? Стоит начать читать новеллу, чтобы узнать ответ.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Город грехов» Фрэнк Миллер в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Город грехов» Фрэнк Миллер

Ад - это просыпаться каждое утро и не знать, за каким чертом ты живешь. Почему ты все еще дышишь.

Скачать бесплатно книгу «Город грехов» Фрэнк Миллер

В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :

В самом начале девяностых звезда мира комиксов Фрэнк Миллер переезжает в Калифорнию, где начинает работать над серией, которой впоследствии суждено стать культовой и получить практически эталонную экранизацию - «Город грехов». Ещё до перехода из DC в Dark Horse Миллер заигрывает с нуаром, но сделать это окончательно художнику мешает редактура - его ограничивают. Рисовать, как он сам говорит, «не стандартных супергероев в лосинах, а новеллы для крутых парней про крутых парней» Фрэнк начинает только после переезда в Калифорнию, и довольно быстро серия становится популярной.

Фрэнк Миллер.

Графика Фрэнка Миллера сама по себе уже стала вполне определённым понятием: рубленые широкие фигуры людей, кажущееся отсутствие деталей, своеобразный подход к цвету. «Город грехов» сродни картине «Мост Ватерлоо » Клода Моне. Концентрируясь на каком-то конкретном участке рисунка, бывает непросто понять, что именно на нем изображено, но стоит охватить взглядом всё полотно, и монохром распадается на сцену. Чёрный и белый - двух цветов оказалось вполне достаточно не только для того, чтобы изобразить ночь, оружие и густой сигаретный дым: в этом мире пламя зажигалки всё равно оранжевое, а кровь - алая.

Второе рождение «Городу грехов» даёт экранизация Родригеса. Получить разрешение на съёмку фильма было непросто: после двух не самых удачных «Робокопов», к которым Миллер писал сценарий, художник к Голливуду охладел и ничего хорошего от кинопостановок комиксов, тем более своих, не ждал. Родригес втайне от Миллера снял тестовую сцену по короткому выпуску «Клиент всегда прав», которая впоследствии и открыла фильм. Стремясь максимально приблизить кинокадр к рисункам, режиссёр постоянно сверял сцену с распечатками комикса, и такой подход дал результат: Миллер не только дал добро на съёмку, но и сам присоединился к производству.

В связи с выходом второго фильма «Город грехов» мы решили вспомнить самых ярких героев графической новеллы. И потом, как верно заметил в своей Александр Каныгин, без знания оригинальной картины вникнуть в суть событий второй части будет непросто.

Марв

Шкафообразный Марвин хранит у своей старенькой матушки дома пистолет Глэдис, с которым он периодически разговаривает. Если, конечно, в этот момент он не занят перемалыванием людей в кровавое месиво или не любуется недосягаемой красоткой Нэнси в местном кабаке.

Угрюмый Марв - простоват, но доверие его не купишь, а если уж сдружился с этим не самым вменяемым здоровяком - будь уверен, что тот отдаст за тебя свою жизнь. Он не очень умён, но если что-то нужно, может найти человека умнее и спросить у него. А отказывать Марву - опасно.

Самого подходящего на роль Марва актёра - Микки Рурка - нашли быстро. Как рассказывал сам Миллер, после приглашения на пробы в гостиничный номер Родригеса Рурк завалился с какой-то противной собачонкой, минут двадцать распинался о том, как у него херово идут дела, собака его при этом нассала Родригесу на диван, а потом он и вовсе свалил, так и не заговорив о роли и пробах. Так Миллер и понял, что перед ним был идеальный Марв.

Дуайт

Местный рыцарь в кедах - ему обязаны жизнью сразу несколько обитательниц местных улиц. Однако свою жизнь Дуайт временами превращает в фантасмагорию из крови и трупов. Простое стечение обстоятельств с ним в главной роли выливается в ад и войну двух половин Бэйсин-сити, а перетекание мозгов Дуайта из черепа к ширинке (в чем его винить сложно) запускает сложную череду событий, меняющих его не только внутренне, но и внешне. Именно поэтому в двух экранизациях героя играют разные актёры - Клайв Оуэн в первом фильме и Джош Бролин в свежей ленте.

Хартиган

Классическое амплуа копа «несколько_дней_до_пенсии» - с совершенно неклассической судьбой. Решение спасти от педофила девочку Нэнси полностью меняет его жизнь: за стрельбу на ультракоротких дистанциях по яйцам преступника Хартиган отправляется на нары: педофил оказывается сынком местной шишки. Участь копа страшнее смерти: бандиты избивают его до состояния куска сырого мяса, потом местные доктора фактически заново его сшивают и требуют взять преступления сына сенатора на себя. Годы пыток волю старика сломят, но в итоге Хартиган будет хоть и ненадолго, но щедро вознаграждён.

Кевин

Неразговорчивый обладатель бесшумной походки, просветлённого выражения лица и хорошего аппетита до редкого деликатеса - человечины. Кевин, плюс ко всему, слышит голоса: в качестве акта справедливости они велят ему открыть сезон охоты на местных проституток, которых он, собственно, и ест. Кости, по близкой русскому человеку традиции, не выбрасывает, а относит собаке, вместо которой у Кевина - средних размеров голодный волк. К слову, не смотря на общую жестокость серии, животное в итоге не пострадает и даже вполне нормально поест в финале первой книги серии.

Семья Рорков

Рорки - представители местной верхушки власти. Как и в реальной жизни, они нарушают законы, избегая всякой ответственности в судах, но в итоге сполна получают её от обитателей города. Кардинал Рорк приютил каннибала Кевина и настолько проникся его святой охотой, что решил присоединиться и тоже распробовал вкус местных шлюх. Его брат, сенатор, избил до полусмерти жену и, разумеется, не присел, несмотря на очевидные доказательства. Кроме того, сенатор прикрывает того самого сынка-педофила, которого за любовь к маленьким девочкам престарелый коп Хартиган лишил яиц. Приборчик сынку вернет медицина, но извращенец поплатится внешностью: побочные эффекты от лекарств сделают его кожу жёлтой, и это первый из трёх случаев, когда в новелле Миллера появляется цвет.

Нэнси

Красотка Нэнси Каллахан подрабатывает стриптизёршей. Местные знают, что смотреть можно, а трогать - нет: за безопасностью Нэнси следит не столько охрана, сколько не самый дипломатичный человек на земле Марв. Но никто не знает, что это именно та малышка, которую когда-то спас от педофила старый полицейский Хартиган. Нэнси своего спасителя не забыла - влюбившись в него ещё тогда, до самого момента его выхода из тюрьмы она будет отправлять ему зашифрованные весточки. Старый коп спасёт её ещё раз - уже ценой своей жизни, и Нэнси отомстит за возлюбленного своим многолетним преследователям.

Ава

Роковая женщина, разящая наповал каждого мужика в Бэйсин-сити. Ава некогда была вместе с Дуайтом, но и после разрыва с ним она находит необходимую ниточку, которая включает у того режим «думать членом». Такой рычаг ей удастся найти не только у Дуайта. Все мужики рядом с этой женщиной гибнут: жестокая красавица использует их всех, разбивая сердца и уничтожая жизни - но разве можно устоять перед перед этой пышногрудой красоткой? Ладно, а если ее роль исполняет Ева Грин?

Интересно, что постер Авы в исполнении Евы Грин вызвал бурление говн у наиболее чистоплюйной части населения: пуританам не понравился слишком откровенный вид груди актрисы. Бюст пришлось затемнить; при этом меньше он, разумеется, не стал, но такое решение недовольных вполне удовлетворило.

Гейл

Королева проституток Гейл - жёсткая женщина, не церемонящаяся с теми, кто представляет опасность. Стоит клиенту попытаться обмануть её девочку, а полицейскому-новичку - случайно заехать в старый город, как домой к ужину их обоих уже не дождутся никогда. Но в руках возлюбленного, Дуайта, Гейл тает и уже не боится быть слабой и беззащитной.

Интересный нюанс: постер Гейл почему-то никого не смутил, хотя вид Розарио Доусон в кожаном костюме со стальными, а-ля Джэнет Джексон, звёздочками на сосках гораздо вульгарнее скрытого блузкой пышного бюста Евы Грин.

Михо

Бесшумная смертоносная Михо - мощнейшее оружие в руках проституток старого города: ей понадобится всего, чтобы аккуратно разрезать своей катаной пару-тройку человек, пока ещё несколько будут горлом ловить её сюрикены. Однако и она обязана своей жизнью Дуайту Маккарти, и это сыграет важную роль в одной из запутанных историй Города Грехов.

Город грехов

У Города Грехов есть и более точное название - см. дорожный указатель с надписью «Basin Сity»; первые буквы продырявлены пулями. Вроде всё как всегда: преступления, коррупция, продажная власть, тёмные закоулки и ощущение опасности, не покидающее никогда. Главное, что отличает Бэйсин от других тонущих в крови населённых пунктов - районом под названием «Старый город» управляют исключительно проститутки. С законом у них сделка: девочки бесплатно обслуживают копов и обеспечивают им безопасность. Полиция, в свою очередь, не трогает никого из обитателей района и, что важно, позволяет продажным женщинам вершить своё правосудие.

Откуда столько проституток? Всё просто. Во времена золотой лихорадки семья Рорков привозила женщин развлекать шахтёров. Потом рабочие разъехались, ублажать стало некого, и женщины сбились в свой сладострастный и смертоносный квартал.

К слову, настоящий город Бэйсин существует в штате Вашингтон. Однако решение посетить его будет не лучшим в мире: если что и будет угрожать вашей жизни, то это смерть от скуки. В городе живет меньше тысячи человек, и все они - фермеры.

Перед просмотром нового фильма настоятельно рекомендуем пересмотреть первую экранизацию: во первых, с момента её выхода прошло девять лет, и многие детали могли забыться. К тому же, внимательный зритель будет вознаграждён: мир «Города грехов» тесен, и персонажи пересекаются в нём самыми нетривиальными способами. Для желающих глубже погрузиться в чёрно-белые улицы Города рекомендуем навестить ближайший книжный и найти на полках сборник коротких историй, one-shot’ов нуарной вселенной «Бухло, тёлки и пули». Там можно найти редкого гостя Города грехов: в двух новеллах будет цвет, синий и красный, по одному на рассказ. Кроме того, там есть две потрясающие зарисовки про Марва: из одной вы узнаете, в каком месте громила достаёт себе стильную одежду, а во второй - «Silent night» - на протяжении нескольких страниц развернется всего одна сцена, которая запомнится вам на всю жизнь.

Текст: Алексей Соколов

«Город грехов» — это цикл графических новелл в исполнение его превосходительства и метра графического нуара Фрэнка Миллера.

Любители красочной иллюстрации будут разочарованы, основа основ в этом комиксе — монохромные цветовые решения. Тех, кто не очень любит читать, так же ждет всепоглощающая печаль, обилие и глубина монологов заставят вас поднапрячь свои мозги. Миллер мастерски наполнил лаконичные изображения монументальными метафорами, посредством тонко продуманных монологов.

Сюжет всех 6 книг, входящих в цикл, закручен вокруг вымышленного города — Basin City, который является перевалочным пунктом для золотоискателей, злачное место где работники ножа и топора могу сбыть краденое и развлечся по полной на вырученные богатства. Игра слов приводит нас к названию комикса Basin City — Sin City.


Порочный город Миллера всегда находится во тьме, как в прямом, так и переносном смысле, город живет, так сказать, ночным промыслом. Именно потому автор обращается к таким мрачным цветовым решениям. Только смутные силуэты, маргинальные безликие призраки, вот кто населяет этот город. В каждой последующей серии центральный образ меняется, в цикле нет какого-то одного главного героя, в том или ином выпуске, появляются персонажи из прошлых сюжетных линий, но уже как второстепенные герои. Главный и центральный образ, задающий весь сюжет, остается его величество порок в лице целого города.


Миллер привносит в эту серию комикса очень много, несвойственных данному литературному жанру, элементов, в первую очередь выделяется небывалое обилие текстового наполнения. Монологи протагонистов составляют большую часть повествования, именно из их размышлений мы имеем возможность оценить общее настроение новелы. Дефицит красочных образов дополняется посредством очень тонко продуманных, красивых описательных реплик. Таким образом, комикс превращается в полноценное литературное произведение с сюжетом, огранённым продуманной серией монологов.


Лаконичные, но очень емкие изображения, благодаря текстовому наполнению не только не ущемляют новелkу в глубине смыслового наполнения, они задают ей особый ритм развития. Все эти нововведения выделяют произведение Миллера на фоне других его работ.


Миллер изменяет своему монохромному цветовому решению, только начиная с четвертой книги «Тот желтый ублюдок», там появляются отдельные незначительные цветные вставки, которые подчеркивают особо важные элементы. А так же энные вставки присутствуют в коротком рассказе «Крошка носит красное». По названию этих выпусков не трудно догадаться какой именно цвет был использован в качестве альтернативы черно-белым тенденциям. Все короткие произведения, количеством страниц не более 30-ти были составлены в сборник — «Бухло, бабы и пули». Название более чем красноречиво и само за себя говорящее, как и все словесные определения от Миллера.


Всем нам известная экранизация цикла состоит из трёх новелл, в основу которых положены графические романы: «Трудное прощание», «Большая смачная резня», «Эта жёлтая мразь». Режиссеры Роберт Родригес и Квентин Тарантино не обошлись без помощи автора, Миллер присутствовал на съемках и корректировал процесс. И, безусловно, именно он создавал раскадравку к будущему фильму. К такому тесному сотрудничеству режиссеры прибегнули для того, чтобы сохранить классическое виденье образов и сюжета от автора, что у них более чем удалось.