Любовь Казарновская: «Кто много жрет, тот быстро старится. Любовь Казарновская: «Муж бродил с коляской по улицам в компании местных бомжей

Любовь Казарновская всегда энергична и ее тонусу можно вполне позавидовать. Она успевает многое: ездит с гастролями по России и зарубежью, преподает в своей академии, проводит мастер-классы, а также является членом жюри музыкальных телепередач. В ближайших планах оперной певицы — открытие музыкальных салонов в столице, а также создание галереи в Германии и Франции, где будут петь и выставлять свои картины молодые таланты со всего мира. В личной жизни Казарновской сложилось так, что она и муж являются не только партнерами, но и близкими людьми, до сих пор влюбленными друг в друга. С недавних пор пара почти не расстается, и сейчас они наслаждаются своим близким общением. В творческой атмосфере вырос и их сын, который полюбил музыку и стал скрипачом.

Любовь родилась в 1956 года в Москве. Ее отец – генерал запаса, занимался военно-дипломатической работой, а мама, по профессии филолог, преподавала русский язык и литературу. Неудивительно, что будущая певица еще в детские годы проявляла способности в гуманитарных предметах, являясь постоянной победительницей в городских олимпиадах по литературе. Несмотря на то, что девушка уже тогда демонстрировала свой певческий талант и была солисткой в эстрадно-джазовой школьной студии, она совсем не стремилась стать певицей, собираясь после школы получить профессию журналиста.

Но получилось так, что совершенно случайно Казарновская поступила не в МГУ, а в Гнесинский институт. А уже позднее она закончила также Московскую консерваторию. За время своей сольной карьеры оперная певица была солисткой театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве и театра оперы и балета имени Кирова в Ленинграде, а также пела в лучших оперных театрах мира. Уже несколько лет она сотрудничает с телевидением, являясь членом жюри телепрограммы «Призрак оперы», шоу «Один в один!» и «Точь-в-точь» на Первом канале.

На фото Любовь Казарновская в молодости

Еще в молодости Любовь поняла, что очень нравится юношам. Большеглазая красотка с длинными светлыми волосами кружила головы парням всего курса, а вскоре в ее личной жизни появились и первые серьезные отношения. Однако, только встретив своего будущего мужа, австрийского продюсера Роберта Росцика, она поняла, что это ее мужчина. Будущие супруги познакомились друг с другом в 1989 году. В то время Казарновская пела на сцене Мариинского театра, а Росцик, который был импресарио, приехал в Россию, чтобы найти молодые таланты и пригласить их работать в Венскую оперу. В числе этих счастливчиков оказалась и молодая певица.

Вскоре между молодыми людьми завязалось тесное общение, а затем вспыхнул роман. Когда Роберт вновь приехал в Россию, он сделал Любе предложение. Однако, чтобы сыграть свадьбу, влюбленным пришлось собрать огромное количество документов. Родители сначала были в шоке, но когда поговорили с будущим мужем дочери, приняли его как родного. У Роберта — славянские ­корни: его отец, хорват, родом из Югославии, а мама — австрийка из Верхней Австрии. Его родители знали русский язык, поэтому и сам Росцик получил образование в Венском университете, где изучал русский язык и читал классику.

На фото Любовь Казарновская с мужем Робертом Росциком

Супруги мечтали о детях, и наконец в 1993 году у них родился сын Андрей. Но певица не сидела в декрете и почти сразу вышла на сцену. Так как она часто бывала на гастролях, времени на личную жизнь и семью почти не оставалось, поэтому муж стал первым помощником в воспитании сына. Конечно, за мальчиком присматривали няни, однако, именно супруг Казарновской делал все возможное, чтобы мальчик чувствовал себя нужным родителям.

На фото изображен сын Любови Казарновской — Андрей

Сейчас Андрей увлечен дирижированием и учится в Московской консерватории. Юноша играет на скрипке и у него уже появились ученики. Супруги имеют два дома: один находится в Москве, а второй они приобрели в Германии. В свободное время они любят читать, что-нибудь приготовить или просто посидеть у телевизора. Сейчас муж часто сопровождает певицу на съемках, стараясь надолго с ней не разлучаться.

Любовь Юрьевна Казарновская покорила сердца многих любителей оперного искусства. Певица обладает уникальным оперным голосом (сопрано), благодаря чему стала известна во всем мире и получила многочисленные титулы и награды.

Биография Любови Казарновской полна творческих успехов и свершений.

Детство

Девочка Люба появилась на свет 18 июля 1956 года в Москве. Ее родители – военный дипломат Юрий Игнатьевич и преподаватель филологии Лидия Алексеевна – были озабочены музыкальным образованием дочери с раннего детства. Старшая сестра Любови, Наталья, пошла по стопам матери и получила филологическое образование.

После выпуска из школы Люба, по совету матери, решила подать документы в приемную комиссию Гнесинки. После прослушивания девушку зачислили на отделение музыкальной комедии. В процессе обучения практически все профессора единогласно заявляли об уникальном тембре ее голоса, и Любовь поняла: её призвание – исполнять оперные арии.

По окончании училища имени Гнесиных Казарновская поступила в Московскую консерваторию и в 1984 году окончила аспирантуру. В интервью Любовь Юрьевна всегда благодарит своего педагога Надежду Малышеву-Виноградову, которая внесла большой вклад в становлении звезды.

Карьера и история успеха

Дебютной работой молодой певицы была партия Татьяны в известной опере «Евгений Онегин», представленной на сцене московского театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В последующие несколько лет Любовь Казарновская исполняла ведущие партии во многих других музыкальных произведениях, таких как «Иоланта» Чайковского, «Паяцы» Леонкавалло, «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова и другие.

В 1989 году судьба сделала певице щедрый подарок. От всемирно известного дирижера Герберта фон Караяна ей поступило предложение стать участницей летнего Зальцбургского фестиваля. Казарновская пела партию в произведении Джузеппе Верди «Реквием». Благодаря этому событию о таланте Любови узнал весь мир. Для нее открылись самые прославленные сцены в Америке и Европе. Певица работала с именитыми дирижерами, ее творческими партнерами были величайшие оперные исполнители.

В конце 90-х годов певица основала «Фонд Любови Казарновской», деятельность которого направлена на поддержку и развитие отечественного оперного искусства. Благодаря усилиям этой организации в нашей стране неоднократно проходили выступления звёзд зарубежной оперы, полезные семинары и уроки вокального мастерства для молодых исполнителей.

Таланты певицы не ограничиваются только музыкой – Любовь Юрьевна пробовала свои силы и в качестве актрисы. Для нее такие понятия, как «певица» и «актриса», тесно связаны. В период 1994–1996 гг. Казарновская работала на сцене Мариинского театра в Петербурге.

Свой след певица оставила и в советском кинематографе. В 1988 году она сыграла роль в художественном фильме «Цыганский барон», а затем, в 2005-м, получила роли в кинокартинах «Анна» и «Тёмный инстинкт». Необходимо добавить, что любой музыкальный номер артистки превращается в театральное представление, столько души она вкладывает в любимую работу.

Репертуар певицы, которым она очень гордится, состоит более чем из 50 партий и включает такие произведения, как «Бал-маскарад», «Травиата», «Сила судьбы» Джузеппе Верди, «Саломея» Рихарда Штрауса, «Евгений Онегин» Петра Чайковского, «Тоска» Джакоммо Пуччини. Одно из наиболее популярных произведений современности – ария Магдалены из оперы «Иисус Христос – суперзвезда». Кроме того, оперная дива озвучивала злую волшебницу Малифисенту в русском дубляже мультфильма «Спящая красавица».

Семья артистки

В школьные годы будущая звезда мировой оперы не пользовалась большой популярностью у представителей противоположного пола. А вот во времена студенчества гадкий утёнок превратился в лебедя. От поклонников не было отбоя, но девушка не отдавала никому предпочтения, да и устройство личной жизни не особенно интересовало молодую певицу с напряженным графиком учебы.

В 1989 году советскую столицу посетил продюсер Роберт Росцик, приехавший, чтобы отобрать таланты для Венской оперы. Одной из таких счастливиц оказалась Любовь, к которой Роберт сразу стал проявлять симпатию. Уже в Вене молодая пара осознала, что между ними появились настоящие чувства. Ради сохранения доброго имени своей возлюбленной и во избежание обвинений в корысти, Росцик принял решение прекратить деятельность, связанную с оперой, и направил свои силы в другое русло. Бракосочетание Любови и Роберта состоялось 21 апреля 1989 года.

Люба и ее муж мечтали завести детей, и спустя четыре года после бракосочетания, в 1993 году, в семье появился сын Андрей. Рождение малыша влекло за собой коренные изменения в творческой жизни женщины: был риск изменения голоса из-за родов, нехватка времени на гастрольные туры, отказ от большого числа контрактов. Но, несмотря на все карьерные риски, певица с легкостью пошла на этот шаг.

Любовь Казарновская и ее муж всегда говорили, что дети – цветы жизни и символ любви. Пара приняла верное решение, и их семья счастлива по сей день. Повзрослев, Андрей, как и его именитые отец с матерью, решил посвятить жизнь музыкальному искусству. Он играет на скрипке, учится в колледже при консерватории, а в будущем грезит карьерой симфонического дирижера.

В наши дни

Сейчас оперная певица Любовь Казарновская живет в Москве. Несмотря на свой возраст, она, как и раньше, много гастролирует и преподаёт вокал молодым дарованиям. Ее голосу завидуют тысячи, а талантом восхищаются миллионы слушателей во всем мире. Певица находится в прекрасной физической форме, занимается спортом, ведет здоровый образ жизни.

Артистка уделяет большое внимание педагогической деятельности, поиску молодых людей с выдающимися музыкальными способностями. Один из ее протеже, травести-дива Урсула из Украины, – уникальный исполнитель, который может петь как в высокой женской тональности, так и мужским тенором.

Любовь Юрьевна также ведет активную творческую жизнь на российском телевидении. В 2013 году она стала наставником в шоу «Один в один!», а уже в 2014 году певицу пригласили в жюри телепроекта «Первого канала» «Точь-в-точь». Автор: Наталья Светлова

Любовь Казарновская - знаменитая российская певица, актриса и педагог. На сегодняшний день ей 62 года, и она замужем. Рост ее составляет 168 см. По знаку зодиака она Рак. Любовь, несмотря на свой немолодой возраст, старается поддерживать себя в форме: она занимается спортом и старается избегать вредной пищи.

Любовь Казарновская. Биография

Родилась певица и актриса 18 июля 1956 года в Москве (Россия). Ее семья была образованной и интеллигентной, но, несмотря на это, далекой от творчества. Мать Лидия Александровна была учителем литературы и русского языка в школе. Папа - генерал, а также автор многих книг по военной истории. У Любови также есть старшая сестра, которая сегодня работает в Сорбонне, читая лекции студентам. По образованию она филолог.

Ошибочно Любовь Казарновскую считают не русской, приписывая ей венгерские корни. Сама актриса это опровергает и твердит: «Я русская».

Дальнейшая судьба Любы

С раннего возраста мечтала стать филологом и Любовь Казарновская. Биография девочки могла бы содержать графу: студентка факультета иностранных языков. Однако, будучи совсем маленьким ребенком, она стала проявлять любовь к творчеству. Люба обожала песни и танцы.

Будучи школьницей, девочка всегда была первой претенденткой на главные роли в сценках и спектаклях. Также она красиво исполняла народные песни, которые зал слушал с замиранием. В выпускном классе родители девочки стали интересоваться о выборе ее будущей профессии, на что она отвечала без сомнений: «Я хочу стать актрисой». В планах Любы было стать студенткой известной Гнесинки.

Студенческие годы

Мечта юной талантливой девочки об актерском образовании была исполнена. Она училась на факультете актеров музыкального театра, где была одной из лучших. Всегда получала высокие отметки, а также с легкостью справлялась со множеством обязанностей, которые ей поручали преподаватели.

В период студенчества будущая актриса Казарновская познакомилась с Надеждой Малышевой-Виноградовой, которая многому ее научила и стала ей близким человеком. Творческую биографию Любовь Казарновская начала еще в Гнесинке. Тогда она была солисткой в театре имени Станиславского. После этого работала в театре имени Кирова.

В 1982 году Люба окончила учебу и сразу поступила в аспирантуру. Этот этап учебы в биографии Любовь Казарновская завершила в 1985 году.

Первая роль в театре

В студенческие годы Люба дебютировала как актриса. Она сыграла Татьяну в «Евгении Онегине» Чайковского. Казарновская смогла передать зрителю все черты характера и образа своей героини. Кинокритики достойно оценили эту работу оперной певицы и пророчили ей большое актерское будущее. Однако любовь к пению победила, и она решила продолжить работу в опере.

Опера в жизни Казарновской

Новые интересные предложения все чаще и чаще поступали Любе. Она награждалась многими премиями и стала лауреатом множества конкурсов Международного и Всесоюзного уровня. Также она стала председателем музыкального общества России, доктором музыкальных наук и профессором.

Стараниями этой женщины был создан отдельный фонд, который она назвала своим именем. Его задачей была поддержка работы оперы и оперных исполнителей.

Критики с особым трепетом относятся к Любови, считая ее талантом от Бога. Она обладает редким тембром голоса, он многогранен и интересен. Многие партии она исполняла очень своеобразно. Никто из оперных исполнителей не мог повторить ее звучания.

Любимые композиторы Казарновской - Чайковский, Рахманинов и Пуччини.

Огромную популярность обрела после конкурса вокалистов имени Глинки Любовь Казарновская. Биография и фото певицы в тот период публиковались во многих известных изданиях. Ее персона была очень обсуждаемой и востребованной.

Спустя некоторое время репертуар Казарновской пополнился партиями в операх «Паяц», «Иоланта» и «Майская ночь». Затем ей поступило предложение петь в Большом театре под руководством Евгения Светланова.

Мировая популярность

Мировой славой певица обязана конкурсу молодых исполнителей ЮНЕСКО в городе Братиславе (Словакия), где она стала победительницей. Произошло это важное событие в 1984 году. Планирование семьи и детей в биографии Любовь Казарновская пока ставила на последнее место.

В том же году певица отправилась в Хельсинки, где приняла участие в опере «Сила судьбы» Верди. Там она исполнила арию Леоноры, за что получила премию Конкурса Мирьям Хеллин. Через два года, а именно в 1986 году, Любовь получила премию имени Ленинского комсомола. Тогда же ей поступило предложение работать в Мариинском театре, на что она согласилась. Три года подряд она имела честь быть его солисткой.

Впервые за свою карьеру Любовь выступила за пределами своей страны в Лондоне. В 1988 году она исполнила на гастролях партию Татьяны в «Евгении Онегине». На тот момент она была так увлечена и воодушевлена работой, что у нее не было ни малейшего желания устраивать личную жизнь и связывать себя семейными узами. Так, мужа Любовь Казарновская в биографии и паспорте решила отметить не скоро.

Спустя год Казарновская выступила в Зальцбурге на вокальном фестивале. Ее пригласил сам дирижер Герберт фон Караян, известный во всем мире своими работами. На одной из репетиций случилось непредвиденное несчастье, маэстро ушел из жизни. Уже во время выступления Казарновская исполнила «Реквием» Верди в память об этом великом человеке. После этого выступления Казарновской долгое время аплодировал стоя весь зал. Музыкальные критики оценили ее выступление, и теперь для оперной дивы были открыты двери всех ведущих сцен в мире.

Работа на ТВ

Мужа и детей Любовь Казарновская в биографии по-прежнему ставила не на первое место и изо всех сил продолжала трудиться, отдавая всю себя творчеству, даже будучи семейной. Так, в 2013 году она стала наставницей в популярном телепроекте «Один в один». В следующем году ее пригласили на шоу «Точь-в-точь», где она также стала членом жюри. Работая на Первом канале, она познакомилась со многими людьми, связь с которыми поддерживает и сегодня. Среди них Геннадий Хазанов и Михаил Боярский. Даже во время разногласий на телешоу они всегда умели красиво выйти из ситуации, при этом оставаясь доброжелательными к остальным членам жюри.

Весной 2015 года Казарновская стала одной из членов жюри на международном конкурсе «Евровидение».

Личная жизнь

В один прекрасный момент певицы поняла, что все в этом мире не вечно, и карьера когда-то закончится. Именно тогда она стала задумываться о муже и детях. Любовь Казарновская биографию и фото свои афишировала неохотно, никогда не любила позировать перед фотокамерой.

В 1989 году в жизни певицы произошло судьбоносное знакомство: она встретила своего будущего супруга Роберта Росцика. Он на тот момент прилетел из Вены на прослушивание молодых и талантливых исполнителей, где присутствовала и Люба в качестве участницы.

Отношения у молодых людей завязались не сразу, но то, что Роберт с первого взгляда влюбился в Любу, сегодня не отрицает. Долгое время он ухаживал за Казарновской, и она поддалась его чарам. Был период, когда между ними возникали разногласия из-за работы известного импресарио. Тогда он принял решение сменить ее. Любовь оценила такой поступок Росцика.

Спустя некоторое время они поженились. В 1992 году пара стала задумываться о детях. Любовь Казарновская фото и биографию своей семьи по-прежнему афиширует не часто. Она следует словам о том, что счастье любит тишину. В 1993 году она подарила мужу сына, которого они назвали Андреем.

Ради этого ребенка певица была готова на многое, даже бросить карьеру. К тому же она еще до родов была настроена на завершение работы в опере. Медики предупреждали Любовь, что ее голос может измениться после рождения ребенка, а это в случае оперной дивы грозило потерей главного «рабочего инструмента».

Казарновская ни капли не жалеет о контрактах, от которых отказалась ради семьи. Ведь сегодня она счастлива и ни за что не променяет своих мужчин на что бы то ни было. Любимый муж и дети - залог настоящего женского счастья, как поделилась в одном из своих интервью Казарновская.

Как писал один из музыкальных критиков, "Казарновская пела неплохо до того, как сошла с ума"

Чем она хороша?

У Казарновской в 80-90-е был яркий голос, хорошие актёрские данные и выигрышная внешность - стройная шатенка с хорошей фигурой. Это позволило ей блеснуть на оперной сцене. Она пела в столичных театрах, потом получила приглашение в Зальцбург (это священное моцартовское место и самый престижный музыкальный фестиваль в Европе) спеть одну из партий в Реквиеме Верди, и выступила в семи спектаклях главного театра мира - нью-йоркского Метрополитен. Что, конечно, говорит о хорошем уровне её вокала. Плохих певцов туда не берут.

Вот, например, она в роли Саломеи из оперы Рихарда Штрауса (постановка Мариинского театра 1995 года).

Саломея - юная психопатичная эратоманка и убийца. В этой сцене она с нетерпением ждёт, когда же отрежут голову святому Иоаканаану. Казарновская тут по-настоящему впечатляет. Партия очень трудная.

Вот ещё симпатичный ролик с Голубого огонька 1982 года, где она поёт с Владимиром Черновым.

Ещё Казарновская хороша в разговорном жанре, она умеет увлекательно и ярко высказываться. И никогда не упускает такой возможности: она живо комментирует выступления участников всяческих проектов на Первом канале, ведёт музыкальную передачу на радио "Орфей", часто даёт интервью и приходит на ток шоу.

И конечно, очень хорошо, что у неё такая неуёмная энергия. Улыбка и жизненный драйв всегда украшают человека. Она обаятельная и легкая на подъём в свои 62.
Что в ней плохо?

Казарновская потеряла голос много лет назад. Это, конечно, не просто плохо, это беда для певицы, и ей можно только посочувствовать. То ли соматическая астма, как говорит сама Казарновская, то ли неправильное обращение с голосом тому причиной - неизвестно. Но это факт.

И очень плохо то, что она, тем не менее, всё ещё поёт, вместо того, чтобы уйти тихо в педагогику или ещё куда. Она, собственно, и ушла, куда только могла, но петь не перестаёт.

И поёт не просто плохо, а душераздирающе, фантастически, неслыханно плохо! Её коллеги вокалисты хранят по этому поводу скорбное молчание и никогда не комментируют её пение. Да и никто не комментирует, это ниже уровня всякой критики. Казарновская превратилась в прикол ютуба. Двадцати секунд хватит, чтобы получить представление.

Собственно говоря, очень многие поют тогда, когда голос уже кончился. Если уж Монсеррат Кабалье поёт в 85 лет и Пласидо Доминго выжимает из себя последние звуки в 77, то чего бы и Казарновской не петь? Никто силком народ на её концерты не тащит.

Но тут всё дело в том, что Кабалье и Доминго заслужили себе такую блестящую репутацию, что народ идёт просто посмотреть на эти живые реликвии великого искусства. Никто уже и не ждёт от них выдающегося пения.

А у Казарновской этой репутации нет. Отработать штатной солисткой ведущих театров Советского Союза (но не Большого) в течение 8 лет, подписать контракт на несколько разовых выступлений на Западе и получить несколько положительных рецензий в зарубежной прессе - это ещё не повод считать себя звездой международного формата.

И вроде бы, что тут такого, что у человека раздутое самомнение? Многие этим грешат.

Но она сама создаёт себе фальшивую репутацию средствами совершенно беспардонного пиара. С помощью мужа - профессионального театрального агента. Вот выдержки из её биографий в разных источниках (понятно, что их не редакторы сочиняли, а этот семейный пиар-тандем):

Казарновская - профессор. Это звание она присвоила себе сама, поскольку ни одного дня не преподавала в ни в одном вузе и не имеет учёных степеней.
Она - доктор музыкальных наук. Сама по себе это фраза - анекдот, потому что такой научной степени нет в природе. Это все равно, что написать - "доктор танцевальных наук".

Она закончила институт имени Гнесиных, Московскую консерваторию и аспирантуру при ней. На самом деле она начинала своё образование не в институте, а в училище имени Гнесиных. В списке выпускников Московской консерватории она не значится вообще (возможно, не доучилась? или консерватория по ошибке упустила имя такой славной своей выпускницы?) и, следовательно, о какой аспирантуре может идти речь? Собственно, большой вопрос - для чего певице аспирантура, но зачем сочинять? К примеру, Анна Нетребко не скрывает, что после второго курса консерватории ушла на заработки в Европу и на этом её образование закончилось.
Казарновская пела на лучших сценах мира: Ла Скала, Ковент-Гарден, Санта Чечилия. Да, пела, но далеко не всегда потому, что эти театры её приглашали и лично с ней подписывали контракты, а в составе труппы Мариинки, приезжавшей туда на гастроли. В зачёт себе она может поставить только разовые контракты с Метрополитен-опера в начале 90-х и ещё несколько спектаклей.

Для сравнения, в эти же годы её партнёр по дуэту на Голубом огоньке (см. последний ролик) баритон Владимир Чернов был приглашён в Метрополитен на правах штатного солиста на длительный срок и действительно сделал себе блестящую международную карьеру. Но кто у нас знает это имя? А про Казарновскую - что она оперная дива - знают все)

Смешная строчка из одной провинциальной газеты о Казарновской, как раз передающая "размах" её вокальной карьеры: "Певица, которую считают за честь приглашать лучшие оперные театры мира, в минувший вторник дала концерт в областном ДК им. Кирова.

Кстати, она упорно поддерживает легенду о том, что до сих пор все театры мира просят её спеть у них хоть разок, и она бы спела, ещё как! но не хочет из принципиальных соображений. Мол, измельчала опера, режиссёры - все, как на подбор, проходимцы, петь уже никто не умеет как следует, и она выше всего этого.

Она - единственная русская исполнительница партии Саломеи, лучшая вердиевская певица и лучшая Татьяна Ларина. Это уже просто ложь, распространяемая Казарновской и людьми, далекими от музыки. "Саломею" Рихарда Штрауса только Мариинский театр ставил уже три раза, и с главной партией прекрасно справлялись другие русские сопрано. И назначать себя главной вердиевской певицей - это даже комментировать нет смысла.
Она удостоена высоких наград у нас и на Западе. В России она получила только премию Ленинского комсомола в пору расцвета её таланта (1986 год). Награды "престижного центра в Кембридже" и "Американской академии", о которых сообщается в её биографиях - это примерно как "доктор музыкальных наук" - пустой звук, поскольку никто не знает таких организаций.
Она основатель всяческих фондов и общественных организаций. Копните хотя бы один из них, и вы поймёте, что и за этой вывеской пусто.

Но публика верит ей, и покупает билеты на её концерты по приличной цене, и думает, что так вот оперные дивы и поют. В опере, видать, положено такие звуки издавать. А то, что она дива - ясно издалека. Как писала другая провинциальная газета, "даже когда она идёт по улице - сразу видно: оперная дива!"

А то не видно! Наряды - главное средство создания образа примадонны.

Плохо ещё то, что где Казарновская - там сразу самый дурной опереточный стиль. Знойные взгляды, откровенные декольте, чувственные позы, страстные стоны в вокале в исполнении дамы пенсионного возраста - это уже как-то странно смотрится. Все, наверное, видели по TV её дуэты со всякими "королями российской эстрады".

Казарновская сама себе Гомер, Пимен и барон Мюнхаузен - всё вместе. Перед каждой её концертной поездкой в регионы, представитель Казарновской звонит в районную газету и велит взять у "дивы" интервью. В этих интервью она чего только не рассказывает о себе!

Обычно это байки в стиле: "и вот сидим мы с Караяном, и он мне говорит...", или - "публика в Италии орала и визжала от восторга!". Или - "после моей Дездемоны овации не кончались 40 минут!" Или про то, как Паваротти с Доминго только её и обхаживали со всех сторон: один всё время кормил её пастой, а другой нянчился с её ребенком. Видимо, им больше делать нечего было.

И как всё это может не действовать на неокрепшие российские души? Наша добрая и доверчивая провинциальная публика рукоплещет Казарновской, кричит "браво" (а первым кричит всегда её супруг на последнем ряду), и верит, что это настоящая классика и есть. Любит Любу, как родную, за её пламенные речи, за танцы на сцене, за весь этот цирк с воплями, и искренне считают её прекрасной певицей.

Первая мысль, которая приходит в голову, когда её слушаешь: наверное, Казарновская не способна оценить себя адекватно. (Как писал один из музыкальных критиков, "Казарновская пела неплохо до того, как сошла с ума"). Но это вряд ли. Вон как она обличает все недостатки других певцов, когда сидит в жюри всяких шоу на TV! А если это так, то ей должно быть хоть немного стыдно за этот гигантский развод народных масс во имя того, чтобы построить себе вторую дачу под Ярославлем (первая у неё в Баварии, кажется).

Спасибо.

P.s Отзыв слушателя.
Алла Закурдаева

Это возмутительно!
Ходили с подругой на концерт Казарновской у нас в Барнауле. Ожидали чудного вокального вечера, а получили полное разочарование и испорченное настроение.

Это нельзя назвать пением: сплошное дребезжание, нечистая интонация, пугающие, неожиданные вдруг выкрики на высоких нотах, подъезды... Более того, "Хабанера" и "Цыганская песня" в исполнении Казарновской, на мой взгляд, вообще образцы пошлости и манерности: темповые неточности, опять-таки "подъезды" на началах фраз, грубые окончания, кривлянья на сцене. Всё это граничит с дурным вкусом.

В общем, мы не смогли дослушать до конца даже первое отделение - вынуждены были встать и уйти. И мы были не одиноки. Вечер был испорчен.

Создалось такое впечатление, что это, простите, какая-то пародия, а не пение профессиональной певицы, коей себя считает Л.Казарновская. Прямо-таки образец того, как нельзя петь! Это возмутительно!

Любовь Юрьевна, имейте совесть, будьте человеком! Надо уважать и себя, а самое главное, публику, которая купила билеты и пришла на Ваш концерт. Публика - не стадо баранов! Так петь нельзя, это стыд и позор! Если Вы уже в силу возраста или каких-либо еще причин не можете нормально петь, не лучше ли просто не выходить на сцену?

Любовь Юрьевна Казарновская – оперная певица, дебютировавшая в опере «Евгений Онегин» с партией Татьяны. В прошлом – солистка Московского академического Музыкального театра, Мариинского театра (тогда – Государственный академический театра им. Кирова). В 1989 году женщина стала первой российской певицей-сопрано, приглашенной на музыкальный фестиваль Зальцбурга великим Гербертом фон Караяном. С этого момента и началась ее головокружительная карьера на международной оперной сцене: Метрополитен-опера, Ла-Скала... В последние годы Любовь Казарновская также занимается преподавательской деятельностью.

Детство и семья Казарновской

Родной город Любови Казарновской – Москва. Её мама, Лидия Игнатьевна, по образованию была филологом, преподавала русский язык и литературу, а отец малышки, Юрий Игнатьевич, имел звание генерала запаса, занимался военно-политической работой, также был специалистом по военной истории. Когда маленькая Любовь появилась на свет, в семье уже подрастала ее старшая сестра Наталья. Впоследствии старшая дочь Казарновских пошла по стопам матери-филолога, избрав специальность «французская грамматика».


Любе же всегда нравилось петь, девочка всерьез занималась музыкой, однако после выпуска она решила подавать документы на факультет иностранных языков. Незадолго до поступления она решила все-таки попытать удачи и подала документы на вокальный факультет «Гнесинки».

В очень скором времени преподаватели обратили внимание на студентку с редким оперным голосом, имевшим уникальный тембр. За училищем Гнесиных последовала Московская консерватория, там же девушка прошла аспирантуру, которую окончила в 1985 году. Однако переломным моментом своей жизни, повлиявшим на дальнейший творческий путь, Любовь всегда считала встречу с концертмейстером Федора Шаляпина и бывшей ученицей Станиславского – педагогом вокала Надеждой Малышевой-Виноградовой.

Начало карьеры певицы Любови Казарновской

В 1981 году, в период обучения в столичной консерватории, Любовь Юрьевна дебютировала с партией Татьяны в опере «Евгений Онегин». В 1984 году ею была спета одна из главных партий в опере «Сказание о невидимом граде Китеже», а также завоеван гран-при фестиваля юных исполнителей ЮНЕСКО, проводившегося в Братиславе. В «Паяцах» (постановка 1985 года) девушка блестяще исполнила партию Недды.


С 1986 года Любовь Казарновская являлась ведущей солисткой Мариинского театра. В ее репертуар входило множество сложных партий – «Дон Жуан», «Фауст», «Сила судьбы». Леонора из последней постановки навсегда вошла в число ее любимых ролей.

Триумф Любови Казарновской в опере

Первым триумфом певицы за рубежом стало выступление на сцене Ковент-Гарден – та самая партия Татьяны из оперы «Евгений Онегин». В 1989 певица получила приглашение от Герберта фон Караяна посетить проходящий в Зальцбурге летний фестиваль. Там певица дебютировала в «Реквиеме» Джузеппе Верди под дирижерством Рикардо Мути. Выступление Любови получило высокую оценку всего музыкального мира.

Любовь Казарновская и Виктория Оганесян - «Приходите завтра»

Так было положено начало успешной карьеры, по итогу приведшей певицу с ярким голосом на крупнейшие оперные сцены мира: Милана, Сан-Франциско, Лондона, Нью-Йорка, Чикаго, Вены. Её партнёрами на сцене в разное время были величайшие оперные певцы современности: Лучано Паваротти , Пласидо Доминго и Хосе Каррерас .

Любовь Казарновская в программе «Наедине со всеми»

В течение трех лет, начиная с 1994 года, оперная певица сотрудничала с Мариинским театром и, в частности, с Валерием Гергиевым. В 1996 году она дебютировала на сцене Ла-Скала в опере «Игрок».

В репертуаре Казарновской – более пятидесяти партий; эту воистину гениальную певицу признали лучшей исполнительницей опер Верди, а так же окрестили её «лучшей Саломеей современности».

Любовь Казарновская – «Хабанера», опера «Кармен»

«Фонд Любови Казарновской» – так называется основанный в 1997 году оперной дивой фонд, главное целью которого является развитие и поддержание оперного искусства в стране. Благодаря Казарновской Россию не раз посещали известнейшие мастера вокального искусства с ценными уроками и мастер-классами. От имени фонда Любови Казарновской в России нередко организуются концерты мировых знаменитостей. Для поддержания и помощи юных российских талантов Казарновская посредством своего фонда учредила специальные премии.

Оперная певица пробовала себя и в качестве актрисы. В 1988 году она снялась в роли Киры Даниловой в кинокартине «Цыганский барон». В 2005 Казарновская появилась сразу в двух кинофильмах: в фильме «Анна» зрители увидели ее в роли певицы Анны Романовой, второй фильм с её участием называется «Тёмный инстинкт». Известно, что фильм «Анна» был отмечен гран-при кинофестиваля в Гатчине. Также певица озвучивала злую волшебницу Малифисенту в русском дубляже мультипликационного диснеевского фильма «Спящая красавица».

Казарновская в настоящее время

Певица немало времени уделяет занятиям с травести-дивой Урсулой. Речь идёт о молодом исполнителе из Украины – Артёме Семёнове. Юноше достался редкий дар – он один из немногих людей, обладающих одновременно мужским тенором и совершенно уникальным женским сопрано.

В 2013 году Любовь Юрьевна вместе с Геннадием Хазановым , Александром Ревва и Людмилой Артемьевой вошла в основной состав жюри шоу перевоплощений «Один в один». В 2014 году на Первом канале появилось аналогичное шоу «Точь в точь», где Казарновская вновь стала одним из членов жюри.

«Точь-в-точь»: Любовь Казарновская – «Заздравная»

Личная жизнь Любови Казарновской

В своих воспоминаниях певица всегда упоминала, что в школе всегда была гадким утенком, пока в седьмом классе с ней не произошли перемены – вчерашняя дурнушка превратилась в красавицу, сводящую с ума всех одноклассников. В «Гнесинке» же девушка слыла первой красоткой; одногруппники наперебой предлагали ей свои руку и сердце, однако Любовь, по ее словам, была слишком легкомысленной, чтобы воспринимать их юношеский пыл всерьез.

В 1989 году в жизни Любови Казарновской появился тот самый, единственный – австриец Роберт Росцик, оперный импресарио. Мужчина приехал в Москву, чтобы отобрать 12 обладателей оперного голоса для Венской оперы. Среди дюжины талантливых счастливцев оказалась и Любовь.


Неожиданно для певицы, Роберт стал звонить ей лично. Они много разговаривали, отмечали поразительное сходство во взглядах, в интересах. Любовь полагала, что такое отношение к сотрудникам – обычное дело для улыбчивого иностранца, но прилетев, наконец, в Вену, поняла, что его интерес к ней выходит за рамки профессионального. После долгой череды межнациональных рейсов, многочасовых телефонных разговоров и дней, проведенных вместе, влюбленные приняли решение о свадьбе. Торжественная церемония прошла 21 апреля 1989 года.