Гранатовый браслет автор произведения. Характеристика Желткова: "Гранатовый браслет", А

Одним из самых известных творений Александра Куприна является «Гранатовый браслет». Жанр этого произведения определить не так просто. Его называют и повестью, и рассказом. В чем заключается разница между этими жанрами? И к какому из них все-таки относится «Гранатовый браслет»?

Сюжет

Произведение «Гранатовый браслет», жанр которого будет определен в этой статье, посвящено необыкновенной, неземной любви. Главные герои - семейная пара Вера и Василий Шеины. Действие происходит в небольшом провинциальном городе на берегу моря. Василий Шеин занимает почетную должность руководителя дворянства, что ко многому обязывает. Он присутствует на званых обедах самого высокого уровня, имеет соответствующий облик, и его семейная жизнь является образцовой. С женой Василия связывают дружные, теплые отношения. Вера давно не испытывает страстную любовь по отношению к мужу, но понимает его с полуслова, что можно сказать и о Василии.

Завязка происходит в пятой главе, когда в доме Шеиных празднуют именины хозяйки. Незаметно от гостей Вера получает подарок и приложенное к нему довольно пространное письмо. В послании - объяснение в любви. Подарок представляет собой массивный дутый браслет из низкопробного золота, украшенный гранатом.

Позже читатель узнает предысторию. Автор письма еще до замужества Веры забрасывал ее Но однажды втайне от мужа она в письменной форме запретила ему отправлять подобные послания. Отныне он ограничивался лишь поздравлениями на Новый год, Пасху и именины. Переписку он не прекратил, однако же о любви больше в своих посланиях не заговаривал.

Родные Веры, а в особенности брат Николай, были крайне возмущены подарком. И потому решили предпринять действенные методы по нейтрализации неугомонного поклонника. Однажды Василий и Николай отправились прямо домой к человеку, который более восьми лет безответно любил Веру, и в настойчивой форме потребовали прекратить письма. Также дарителю был возвращен гранатовый браслет.

Жанр

В литературе встречаются различные виды произведений: от небольшого лирического стихотворения до масштабного романа в нескольких томах. Выше было изложено вкратце содержание произведения «Гранатовый браслет». Жанр его необходимо определить. Но прежде стоит несколько слов сказать об этом литературном понятии.

Жанр - совокупность произведений, обладающих какими-либо характерными общими признаками. Это может быть и комедия, и очерк, и поэма, и роман, и повесть, и рассказ. Рассматривать будем два последних варианта. Жанр «Гранатового браслета» Куприна, разумеется, не может быть ни комедией, ни поэмой, ни романом.

Отличие между рассказом и романом существенное. Эти жанры спутать невозможно. Главная особенность рассказа - малый объем. Провести границу между ним и повестью значительно сложнее. Но отличие все-таки есть. В повести описываются события, которые являются составляющими одного цельного сюжета. Этот жанр зародился во времена Древней Руси. Первыми его примерами были произведения о подвигах русских воинов. Значительно позже этот жанр стал развивать Карамзин. А после него - Пушкин, Гоголь, Тургенев. Для повести характерно равномерное неторопливое развитие событий.

Этот жанр представляет собой небольшое реалистическое произведение. Оно напоминает западноевропейскую новеллу, но многие литературоведы выделяют рассказ в отдельный, особенный вид произведения. Для рассказа характерна неожиданная развязка. Этот жанр от повести отличается отсутствием предыстории, ограниченным числом персонажей, сосредоточенностью вокруг основного события.

Так все-таки - рассказ или повесть?

В начале статьи был изложен сюжет произведения «Гранатовый браслет». Какой жанр приходит в голову после прочтения этого произведения или даже его краткого пересказа? Несомненно, повесть. В «Гранатовом браслете» изображены персонажи, которые не имеют прямого отношения к основным событиям. Некоторые упоминаются вскользь, другие - весьма подробно. В произведении дана развернутая характеристика Анны - младшей сестры Веры. К тому же довольно подробно представлена биография генерала Аносова - друга семьи Шеиных. Он не просто только изображен автором ярко и красочно. Его присутствие в сюжете имеет символическое значение. Аносов обсуждает с Верой тему «настоящей любви, на которую мужчины теперь не способны». Он также произносит существенную фразу о чувстве, которое встретилось Вере на жизненном пути и о котором мечтает каждая женщина в мире. Но герой этот на ход событий никак не влияет. Его значение в сюжете лишь символическое.

Следует также напомнить, что в присутствует предыстория. Вера рассказывает тому же Аносову о событиях последних лет, а именно о поклоннике, который преподнес ей компрометирующий подарок. Все это позволяет с уверенностью заявить, что жанр произведения Куприна «Гранатовый браслет» - повесть. Хотя стоит добавить, что это понятие присуще исключительно русской литературе. В других языках оно не имеет точного аналога. В английском и немецком, например, произведение Куприна названо новеллой. А потому, тот, кто определит «Гранатовый браслет» рассказом, не совершит грубой ошибки.

А. И. Куприн написал красивую и грустную историю о любви, которую бы хотелось испытать каждому человеку. Рассказ "Гранатовый браслет" именно о таком возвышенном и бескорыстном чувстве. И сейчас читатели продолжают дискутировать о том, правильно ли поступила главная героиня, отказав своему поклоннику. Или, возможно, воздыхатель сделал бы ее счастливой? Чтобы рассуждать на эту тему, нужно дать характеристику Желткову из "Гранатового браслета".

Описание внешности поклонника Веры

Что примечательного есть в этом господине и почему автор решил сделать его главным персонажем? Может, в характеристике Желткова в рассказе "Гранатовый браслет" присутствует что-то необычное? Например, во многих романтических историях у главных героев красивая или запоминающаяся внешность. Следует сразу отметить: в рассказе не указывается имя главного персонажа (возможно, его зовут Георгий). Это можно объяснить попытками писателя показать незначительность человека в глазах общества.

Желтков был высок ростом, худощавого телосложения. Лицо его больше похоже на девичье: мягкие черты, голубые глаза и упрямый подбородок с ямочкой. Именно последний пункт указывает на то, что несмотря на кажущуюся податливость натуры, этот человек на самом деле упрям и не любит отступаться от своих решений.

На вид ему было 30-35 лет, т. е. это уже взрослый мужчина и вполне сформировавшаяся личность. Во всех его движениях проглядывало нервическое: пальцы беспрестанно теребили пуговицы, а сам он был бледен, что указывает на его сильное душевное волнение. Если опираться на внешнюю характеристику Желткова из "Гранатового браслета", можно сделать вывод о том, что он обладает мягкой, восприимчивой натурой, склонен к переживаниям, но в то же время не лишен настойчивости.

Обстановка в комнате главного героя

Впервые своего персонажа Куприн "выводит" на суд читателя во время визита мужа и брата главной героини. До этого о его существовании было известно только по письмам. К характеристике Желткова в "Гранатовом браслете" можно добавить описание его жилищных условий. Небогатое убранство комнаты подчеркивает его общественное положение. Ведь причиной того, что он не мог открыто общаться с Верой, было социальное неравенство.

Комната была с низкими потолками, круглые окна едва освещали ее. Из мебели была только узкая кровать, старый диван и стол, покрытый скатертью. Вся обстановка говорит о том, что квартиру занимает человек совсем небогатый и не стремящийся к уюту. А Желткову этого и не нужно было: в его жизни была только одна женщина, с которой он мог быть счастлив, но она была уже замужем. Поэтому мужчина и не думал о создании семьи. То есть характеристику Желткова в "Гранатовом браслете" дополняет важное качество - он однолюб.

Показателен тот факт, что в доме маленькие окна. Комната - это отражение существования главного героя. У него в жизни было мало радостей, она полна трудностей и единственным светлым лучом для несчастного была Вера.

Характер Желткова

Несмотря на ничтожность своего положения, главный герой обладал возвышенной натурой, иначе он бы не был способен на такую бескорыстную любовь. Мужчина служил чиновником в какой-то палате. О том, что у него было денег, сообщается читателю из письма, в котором Желтков пишет, что не смог бы подарить Вере подарка, достойного ее, из-за ограниченности в средствах.

Желтков был воспитанным и скромным человеком, не считал себя наделенным тонким вкусом. Для хозяйки комнаты, которую он снимал, Желтков стал как родной сын - таким учтивым и добросердечным было его обхождение.

Муж Веры разглядел в нем благородную и честную натуру, которая не способна на обман. Главный герой сразу признается ему, что не сможет разлюбить Веру, потому что это чувство сильнее его. Но он больше не будет ей докучать, потому что об этом попросила она, а спокойствие и счастье его возлюбленной важнее всего на свете.

История любви Желткова к Вере

Несмотря на то что это безответный роман в письмах, писатель смог показать возвышенное чувство. Поэтому необычная любовная история занимает умы читателей уже несколько десятилетий. Что до характеристики Желткова в "Гранатовом браслете", то именно готовность довольствоваться малым, способность к бескорыстной любви, выдает благородство его души.

Он впервые увидел Веру 8 лет назад и сразу понял, что она - та самая, просто потому, что нет на свете женщины лучше.

И все это время Желктов продолжал ее любить, не ожидая никакой взаимности. Он следил за ней, писал письма, но не с целью преследования, а просто потому что искренне любил. Желтков не желал ничего для себя - для него важнее всего было благополучие Веры. Мужчина не понимал, чем заслужил такое счастье - светлое чувство к ней. Трагедия Веры состоит в том, что она лишь в самом конце поняла, что это была та самая любовь, о которой мечтают женщины. Она почувствовала, что Желтков ее простил, потому что его любовь была бескорыстна и возвышенна. В "Гранатовом браслете" Куприна характеристика Желткова - это не описание одного человека, но истинного, постоянного, драгоценного чувства.

Язык оригинала русский Дата написания Дата первой публикации Цитаты в Викицитатнике

«Гранатовый браслет» - повесть Александра Ивановича Куприна , написанная в 1910 году . Основана на реальных событиях.

Сюжет

В день своих именин княгиня Вера Николаевна Шеина получила от своего давнего анонимного поклонника в подарок золотой браслет, с пятью крупными гранатами-кабошонами густо-красного цвета, окружающими зелёный камень - гранат редкого сорта . Будучи замужней женщиной, она посчитала себя не вправе получать какие-либо подарки от посторонних мужчин.

Её брат, Николай Николаевич, помощник прокурора, вместе с её мужем князем Василием Львовичем нашёл отправителя. Им оказался скромный чиновник Георгий Желтков. Много лет назад он случайно на цирковом представлении увидел в ложе княгиню Веру и влюбился в неё чистою и безответною любовью. Несколько раз в год, на большие праздники он позволял себе писать ей письма.

Когда брат Николай Николаевич, явившись в жилище Желткова вместе с мужем, вернул ему гранатовый браслет и в разговоре упомянул о возможности обращения к властям, чтобы прекратить преследование, по его словам, княгини Веры Николаевны, Желтков попросил разрешения мужа и брата княгини позвонить ей. Она сказала ему, что если бы его не было, ей было бы спокойней. Желтков просил послушать cонату № 2 Бетховена . Затем он отнёс квартирной хозяйке возвращённый ему браслет с просьбой повесить украшение на икону Божьей Матери (по католическому обычаю), заперся в своей комнате и застрелился, чтобы княгине Вере жилось спокойно. Он сделал это всё из-за любви к Вере и ради ее блага. Желтков оставил предсмертную записку, в которой объяснил, что застрелился по причине растраты казённых денег.

Вера Николаевна, узнав о смерти Желткова, спросила разрешения мужа и поехала на квартиру самоубийцы, чтобы посмотреть хотя бы раз на человека, который столько лет безответно любил её. Вернувшись домой, она попросила Женни Рейтер сыграть что-нибудь, не сомневаясь, что та сыграет именно ту часть сонаты, о которой писал Желтков. Сидя в цветнике под звуки прекрасной музыки, Вера Николаевна прижалась к стволу акации и плакала. Она поняла, что та любовь, о которой говорил генерал Аносов, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Когда пианистка закончила играть и вышла к княгине, та стала целовать её со словами: «Нет, нет, - он меня простил теперь. Всё хорошо».

Герои

  • Князь Василий Львович Шеин - губернский предводитель дворянства
  • Вера Николаевна Шеина - жена князя Шеина, получала письма от Желткова
  • Георгий Степанович Желтков - чиновник контрольной палаты, влюблённый в Веру
  • Анна Николаевна Фриессе - сестра Веры, не любит своего мужа
  • Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский - брат Веры и Анны, товарищ прокурора
  • Генерал Яков Михайлович Аносов - военный товарищ отца Веры и Анны, крестный Анны
  • Людмила Львовна Дурасова - сестра Василия Шеина
  • Густав Иванович Фриессе - муж Анны Николаевны
  • Понамарёв - штабной полковник, друг Аносова
  • Бахтинский - гвардейский царский поручик, друг Аносова
  • Женни Рейтер - пианистка
  • Лука - повар
  • Васючок - молодой шалопай и кутила

Интерпретации

В большинстве работ о «Гранатовом браслете» в качестве его главной идеи обсуждается преображающая сила любви, придающая масштаб фигуре Желткова и отбрасывающая отсвет на однообразное, заурядное в остальном существование княгини Веры . Встречаются, однако, и иные трактовки «Гранатового браслета»: так, Д. В. Кузьмин предлагает «разобраться, кто в нём подлинный герой: незадачливый влюблённый чиновник, на свой лад стремившийся довести до сведения дамы сердца, что „в таком-то городе живёт Пётр Иванович Бобчинский“, или муж героини, всякое действие или бездействие которого определяется желанием счастья для своей не слишком внимательной к нему супруги» .

Одно из самых известных произведений Александра Куприна - «Гранатовый браслет». К какому жанру относится история о безответной любви скромного чиновника Желткова? Чаще это произведение называют рассказом. Но в нём присутствуют и черты, характерные для повести. Определить жанр «Гранатового браслета», оказывается, непросто.

Для того чтобы сделать это, следует вспомнить содержание произведения Куприна, а также рассмотреть особенности и рассказа, и повести.

Что такое рассказ?

Под этим литературным термином понимают сочинение малой прозы. Синоним к этому слову — «новелла». Рассказами обычно называли свои произведения русские писатели. Новелла — понятие, присущее больше зарубежной литературе. Существенной разницы между ними нет. И в первом, и во втором случае речь идет о произведении небольшого объёма, в котором встречается всего несколько героев. Важная особенность — наличие только одной сюжетной линии.

Структура такого произведения довольно проста: завязка, кульминация, развязка. В русской литературе XIX века повестью часто называли то, что сегодня принято именовать рассказом. Яркий пример — всем известные произведения Пушкина. Писатель создал несколько рассказов, сюжет которых ему якобы поведал некий Белкин, и назвал их повестями. В каждом из этих произведений персонажей немного и всего по одной сюжетной линии. Так почему же Пушкин не назвал свой сборник «Рассказы Белкина»? Дело в том, что литературная терминология XIX века несколько отличается от современной.

А вот жанровая принадлежность произведений Чехова сомнений не вызывает. События в рассказах этого писателя вращаются вокруг каких-либо, на первый взгляд, мелких происшествий, позволяющих героям взглянуть на свою жизнь иначе. Лишних персонажей в произведениях Чехова нет. Рассказы его четки, лаконичны. То же самое можно сказать и о прозе более поздних авторов — Леонида Андреева, Ивана Бунина.

Что такое повесть?

Произведение этого жанра занимает промежуточную позицию между рассказом и романом. В зарубежной литературе понятие "повесть" отсутствует. Английские и французские авторы создавали либо новеллы, либо романы.

В Древней Руси повестью называли любое прозаическое произведение. Со временем термин приобрел более узкое значение. До середины XIX века под ним понимали сочинение небольшого размера, но большего, нежели рассказ. Героев в повести обычно значительно меньше, чем в эпопее «Война и мир», но больше, чем в чеховском «Бумажнике». Все же современные литературоведы порой затрудняются определить жанр того или иного произведения, написанного более 200 лет назад.

В повести события вращаются вокруг главного героя. Действия происходят в небольшой период времени. То есть если в произведении рассказано о том, как герой появился на свет, окончил школу, университет, сделал успешную карьеру, а затем, ближе к семидесятилетию, благополучно скончался в своей постели, то это роман, но никак не повесть.

Если показан всего один день из жизни персонажа, а в сюжете присутствуют два-три действующих лица, это рассказ. Пожалуй, самым четким определением повести будет следующее: «произведение, которое нельзя назвать ни романом, ни рассказом». Каков жанр «Гранатового браслета»? Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним содержание.

«Гранатовый браслет»

Произведение к жанру рассказа с уверенностью можно отнести, если в нём идёт речь о двух-трех персонажах. Здесь героев больше.

Вера Шеина замужем за добрым и благовоспитанным человеком. Ей нет никакого дела до телеграфиста, который регулярно пишет ей любовные письма. Более того, она и лица его никогда не видела. Равнодушие Веры сменяется чувством тревоги, а затем жалостью и сожалением после того, как она получает в подарок от телеграфиста гранатовый браслет.

Жанр этого произведения можно было бы определить с легкостью, если бы Куприн исключил из повествования таких персонажей, как генерал Аносов, брат и сестра Веры. Но эти герои не просто присутствуют в сюжете. Они, а в особенности генерал, играют определенную роль.

Вспомним несколько историй, включённых Куприным в «Гранатовый браслет». Жанр произведения можно определить в процессе его художественного анализа. А для этого следует снова обратиться к содержанию.

Безумная любовь

Офицер влюбился в жену полкового командира. Эта женщина не отличалась привлекательностью, к тому же была морфинисткой. Но любовь зла… Роман длился недолго. Опытной женщине молодой возлюбленный вскоре надоел.

Гарнизонная жизнь скучна и однообразна. Жене военного, видимо, захотелось скрасить будни острыми ощущениями, и она потребовала от прежнего возлюбленного доказательств любви. А именно броситься под поезд. Он не погиб, но остался на всю жизнь инвалидом.

Любовный треугольник

Еще об одном случае из гарнизонной жизни повествует другая история, включенная в «Гранатовый браслет». Жанр ее можно было бы с легкостью определить, если б она представляла собой отдельное произведение. Это был бы классический рассказ.

Жена отважного офицера, весьма уважаемого солдатами, влюбилась в поручика. Завязался страстный роман. Изменница отнюдь не скрывала своих чувств. Более того, муж был хорошо осведомлён о ее отношениях с любовником. Когда же полк отправили на войну, она пригрозила ему разводом в случае, если что-то случится с поручиком. Мужчина ходил на саперные работы вместо любовника своей супруги. Проверял сторожевые посты за него по ночам. Делал всё, чтобы сохранить здоровье и жизнь своему сопернику.

Генерал

Эти истории приведены неслучайно. Их поведал Вере генерал Аносов - один из наиболее ярких персонажей «Гранатового браслета». Жанр этого произведения не вызывал бы сомнения, если бы в нём не было этого колоритного героя. В таком случае это был бы рассказ. Но генерал отвлекает читателя от основной сюжетной линии. Помимо вышеприведённых историй, Вере он также рассказывает о некоторых фактах из своей биографии. Кроме того, Куприн уделил внимание и другим второстепенным героям (например, сестре Веры Шеиной). Структура произведения от этого стала более сложной, сюжет глубоким и интересным.

Истории, рассказанные Аносовым, производят впечатление на главную героиню. А его рассуждения о любви заставляют взглянуть княгиню иначе на чувства безликого телеграфиста.

К какому жанру относится «Гранатовый браслет»?

Выше было сказано о том, что в литературе раньше не было четкого разделения между такими понятиями, как рассказ и повесть. Но так было лишь в начале XIX века. Произведение, о котором речь идёт в этой статье, Куприн написал в 1910 году. К тому времени уже сформировались понятия, которыми пользуются современные литературоведы.

Писатель определил свое произведение как повесть. Называть «Гранатовый браслет» рассказом неправильно. Впрочем, ошибка эта простительная. Как сказал не без доли иронии один известный литературный критик, отличить рассказ от повести в совершенстве не умеет никто, но на эту тему любят спорить студенты-филологи.

Желтков Г. С. (видимо, Георгий - «пан Ежий») - появляется в рассказе лишь ближе к концу: «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти». Наряду с княгиней Верой может быть назван главным героем рассказа. Завязка конфликта - получение княгиней Верой 17 сентября, в день своих именин, письма, подписанного инициалами «Г. С. Ж.», и гранатового браслета в красном футляре.

То был подарок от незнакомого тогда Вере Ж., который семь лет назад влюбился в нее, писал письма, потом по ее просьбе перестал беспокоить, но сейчас снова признавался в любви. В письме Ж. объяснял, что старинный серебряный некогда браслет принадлежал его бабке, затем все камни были перенесены на новый, золотой, браслет. Ж. раскаивается в том, что прежде «осмеливался писать глупые и дерзкие письма» и добавляет: «Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность». Один из гостей на именинах развлечения ради преподносит историю любви телеграфиста, П. П. Ж. (искаженное Г. С. Ж.), к Вере в комическом, стилизованном под бульварный роман виде. Другой гость, близкий для семьи человек, старый генерал Аносов высказывает предположение: «Может быть, это просто ненормальный малый, маньак <...> может быть, твой жизненый путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Под воздействием своего шурина муж Веры князь Василий Львович Шеин решает возвратить браслет и пресечь переписку. Ж. поразил Шеина при встрече своей искренностью. Ж., испросив разрешения у Шеина, говорит по телефону с Верой, но она тоже просит прекратить «эту историю». Шеин чувствовал, что присутствует «при какой-то громадной трагедии души». Когда он сообщает об этом Вере, та предсказывает, что Ж. убьет себя. Позже из газеты она случайно узнала о самоубийстве Ж., сославшегося в своей предсмертной записке на растрату казенных денег. Вечером того же дня она получает прощальное письмо от Ж. Любовь к Вере он называет «громадным счастьем», посланным ему Богом. Признается, что его «не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей». Вся жизнь заключается в любви к Вере: «Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата <...> Уходя, я в восторге говорю: Да святится имя Твое». Князь Шеин признается: Ж. не был сумасшедшим и сильно любил Веру и оттого был обречен на смерть. Он разрешает Вере проститься с Ж. Глядя на покойного, она «поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». В лице мертвого ^К. она заметила «глубокую важность», «глубокую и сладкую тайну», «умиротворенное выражение», которое «она видела на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона».

Дома Вера застала знакомую пианистку - Женни Рейтер, которая сыграла ей именно то место из второй сонаты Бетховена, которое казалось Ж. самым совершенным - «Largo Appassionato». И эта музыка стала обращенным к Вере загробным объяснением в любви. Мысли Веры о том, что «мимо нее прошла большая любовь», совпали с музыкой, каждый «куплет» которой заканчивался словами: «Да святится имя Твое». В самом конце рассказа Вера произносит только ей понятные слова: «...он меня простил теперь. Все хорошо».

У всех героев рассказа, не исключая Ж., были реальные прототипы. Критика указывала, однако, на связь «Гранатового браслета» с прозой норвежского писателя Кнута Гамсуна.