Как относились к господину из сан франциско. Анализ рассказа И.А

Не только в преддверии революции, но и во время и после нее стала подниматься такая проблема, как смысл жизни. Размышления об этом предоставил писатель Иван Бунин, который своим рассказом "Господин из Сан-Франциско" перевернул сознание большинства людей.

Что же особенного в произведении творца? Необычно то, что главный герой имеет семью, статное положение, хорошее обеспечение в плане материальном. Всю свою жизнь он тратит на то, чтобы скопить как можно больше денег, дабы на старости, не работая, жить припеваючи. Однако жизнь бьёт редко, но метко. Персонаж не успевает дожить до положенного возраста, он уходит из мира никому не нужным. Почему о нем не печалится его семья? Отчего героя никто не вспоминает? А все из-за того, что душа его задолго покинула тело. Смерть физическая не значится как смерть духовная. Нет, главный герой умертвил собственную душу еще тогда, когда погнался за ложными мечтами. Он считал, что нужно работать в поте лица, усердствовать, не замечая ничего вокруг, никаких прелестей жизни. Персонаж абстрагировался от радостей судьбы, от того сиюминутного мгновения, что нежданно приходит, заставая врасплох. Герой прожил время впустую, ибо даже то богатство, что он нажил, стало никому не нужным. Так вот!

Иван Бунин старается донести до читателей то, что при любых обстоятельствах необходимо не терять собственный разум, не гнаться за чем-то материальным. Важно становится духовным, открывать в жизни всегда новое. Как говорил Чехов: "пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро". И правильно, надо не только проводить время с пользой для себя, но и для других. Что наказывал нам еще Толстой? "Надо жить, надо любить, надо верить!" Не имеет смысла усердствовать там, где польза душе не будет, главное в жизни – это счастье внутреннее, а не физическое. Человек и создан для того, чтобы осознавать важность своего существования, ибо он послан в этот мир для открытий, любви, приобщению к искусству. Главного героя же кроме денежных средств, ничего не интересовало. В этот то и проблема, ибо после того, как человек ставит выше духовности материальные, тогда он гибнет. Душа парализуется, омертвляется, что на самом деле очень страшно.

Так что не стоит тратить собственную жизнь на погони за материальными благами, иначе не успеешь оглянуться, как все станет ненужным! И, выбирая путь физических мечтаний, отказываешься от восприятия, казалось бы, простых, но необходимых счастливых моментов с любимыми людьми. А, отодвигая все прекрасное, что тебя окружает, в конечном итоге остаешься в полном одиночестве. И никому ты становишься не нужным! Люди забывают о тебе, о твоем статусе, о твоих деньгах. Поэтому главное не ошибиться при определении пути жизни. Важно лишь помнить, что с духовным миром никогда не прогадаешь!

Анализ 2

Чем ценна наша жизнь? В чём её смысл? Ответ на эти вопросы пытается раскрыть И. А. Бунин в своём произведении «Господин из Сан-Франциско».

На первый взгляд ничего не понятного и сложного в рассказе нет. Он повествует о некоем очень богатом пожилом человеке. Господин путешествует вместе со своей семьёй на шикарном пароходе «Атлантида», который «был похож на громадный отель со всеми удобствами», из Сан-Франциско в Неаполь. Всё в жизни этого человека сложилось очень удачно. Правда, сценарий для этого он подглядел у таких же обеспеченных людей, взяв их судьбы за эталон.

Всю жизнь господин много работал, завёл добропорядочную семью, заработал огромное состояние, дожил до почтенного возраста и наконец решил, что пришло время отдохнуть. Для этого он выбрал двухлетнее роскошное морское путешествие вокруг света. Продиктован такой выбор был не веянием сердца и желанием, а потому, что так поступали все люди его круга, которые «имели обычай начинать наслаждение жизнью с поездки в Европу».

Жизнь на теплоходе шикарна, но лишена смысла. Всё подчинено шелесту купюр и праздности. И в то время, когда на верхней палубе господин «сидел в золотисто-жемчужном сиянии», вкушая все прелести жизни, которые сводились к обычному чревоугодию и танцам, внизу, в трюме, «великое множество слуг работало».

Автор очень умело вплетает в повествование метафоры, аллегорию и сравнения. Корабль предстаёт перед читателем в образе самой жизни, где у одних – вечный праздник, который им обеспечивают другие. Писатель подчёркивает, что богатство безлико. Он не даёт имени своему главному герою, состоятельному человеку, и в то же время обычного коридорного называет Луиджи. Бесцельно и праздно живущих богатеев писатель описывает через сравнение с музеями – «повсюду одно и то же: величавый вход, закрытый тяжкой кожаной завесой, а внутри – огромная пустота».

Развязкой повествования становится внезапная смерть главного героя, которая всего лишь омрачила праздник жизни, не вызвав никакого горя и сочувствия. Метрдотель комментирует происходящее гостям как «это так, пустяк, маленький обморок». Более того, тело состоятельного человека не разрешают вернуть в шикарную каюту, объясняя это скандалом, который разразится от такого известия. Потому его помещают в самую сырую маленькую каюту на корабле. Ирония заключается в том, что огромное состояние не помогает вернуть тело усопшего со всеми почестями, а везут его украдкой, в самом обычно просмоленном гробу в трюме. К семье покойного все сразу же потеряли интерес, отказав даже в минимальной помощи. Власть шелеста купюр почила вместе с господином. А «океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нём никто не думал».

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Отдых после боя Непринцева 8 класс

    В основу холста «Отдых после боя» была положена поэма «Василий Теркин». Собственно после того как художник прочел эту поэму, он пришел к такому выводу, что напишет чудесный холст на военную тематику.

  • Кохання це велике почуття, яке може охопити кожного, але не всі зможуть відчути справжню силу кохання. Кохати – це значить розуміти кохану людину лише за поглядом, бажання бути поряд.

  • Особенности композиции комедии Грибоедова Горе от ума

    Произведение имеет уникальную композицию. Автор стремился сделать повествование максимально жизненным и правдивым. Грибоедов отошел от канонического классицизма

  • Нужно уметь быть милосердным и уметь сохранять равновесие в трудные моменты жизни.

  • Сочинение Эмоции могут вспыхнуть в любом человеке

    еловек очень чувственное создание. Одной из ее постоянных нужд является выражение своих эмоций. Конечно, есть разные люди. У каждого свой характер, своя натура.

«Господин из Сан-Франциско» был написан в 1915 году. В этот тяжелый период, во время первой мировой войны, люди переосмыслили устоявшиеся ценности, по-иному воспринимали окружающий мир и себя, пытались понять причины катастрофы, в поисках выхода из столь тяжелой ситуации.

Таким произведением и является «Господин из Сан-Франциско», где автор рассуждает о главных ценностях жизни, которым нужно следовать, что принесет спасение и успокоение.
Наблюдая за жизнью состоятельного американца и членов его семьи, мы видим, что в образе жизни, мыслях и действиях этих людей есть какой-то изьян, превращающий последних в живых мертвецов.

Конечно, жизнь героя из Сан-Франциско довольно благополучна, так как он богат и уважаем, у него есть семье. Всю жизнь трудясь, достигая намеченной цели – богатству, господин замечает, что прошел большой путь и практически сравнялся с теми, кто был ему когда-то образцом.

Автор показывает, что прожив пятьдесят восемь лет и достигнув своей цели, господин так или иначе не жил, а лишь существовал, лишенный всех прелестей жизни. И наконец он решил отдохнуть, наслаждаясь жизнью. А что же для него значит «наслаждаться жизнью»?

Живя в окружении иллюзий общества, господин слеп, у него нет собственных мыслей, чувств, желаний, он следует желаниям общества и окружения.

Герой, имея много денег, сравнивает себя с властелином мира, так как может многое себе позволить, но все это не способно сделать человека счастливым, согреть его душу.

Имея богатство, господин упустил главное в свое жизни - настоящую любовь, семью, опру в жизни. Он не питает любви к своей жене, а она не любит его, дочь, хотя и в возрасте зрелой для невесты, не замужем, руководствуясь такими же принципами, как у ее отца. Автор замечает, что во время этого круиза вся семья надеялась встретить богатого жениха для дочери.

Во время действия произведения писатель показывает оторванность личности героя от реальной жизни, ложность его ценностей и идеалов. Кульминацией процесса становится смерть героя, расставившая все по своим местам, указав герою его место. Как оказалось, деньги и богатства не играют никакой роли, если речь идет о настоящих любви, признании и уважении. Никто не вспомнил имени героя после смерти, как, впрочем, и не помнили и при жизни.

Тело героя возвращалось домой также на пароходе «Атлантида », но уже в трюме, среди ящиков всякого хлама. Это и есть подведенный итог жизни героя. Из произведения мы видим, что писатель отвергает идеалы буржуазного мира, считает их ведущими к разрушению. Истиной для писателя является то, что стоит свыше человеческих амбиций и заблуждений, и это, прежде всего природа, что является вечной и неизменной, хранит в себе законы Вселенной, а также высшие человеческие ценности – честность, доверие, справедливость, любовь и т.д.

Если человек нарушает все это, то он неизбежно стремиться к смерти, подобно обществу, проповедующему такие ценности. Именно по этой причине эпиграфом произведения стали строки из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий, ибо в один час пришел суд твой».

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждении

«Средняя общеобразовательная школа №2»

План-конспект урока

По литературе в 11 классе

на тему « И.А.Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско».

Обращение писателя к социально-философским вопросам».

Курушина Н.В.

Урок составлен по материалам УМК: Учебник «Русская литература 20 века»: Учебник для 11 кл.: в 2 ч.

Под ред. В.П.Журавлёва. – М.: Просвещение, 2012 г.

Тип урока: урок-беседа

Вид урока : урок-практикум (осмысление темы через речевой тренинг, анализ текста, выполнение заданий репродуктивного, конструктивного и творческого характера)

Используемые технологии : вопросно - ответная форма, педагогика сотрудничества

Оценка педагогической ситуации: от учителя требуется особенно тщательная разработка вопросов к классу, так как от вопросов зависит многое: будут ли они стимулировать самостоятельное мышление и деятельность учащихся.

На уроках такого типа мысль ученика в основном опирается на вопросы, которые ставит перед ним учитель. учащиеся умеют анализировать текст, с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля и осмысливать знания с целью самостоятельного видения проблемы.

Цели урока :

Образовательная: продолжить работу над навыками работы с текстом, отбора нужной информации, совершенствовать умения выбирать нужную информацию из большого по объёму материала, познакомиться с новыми терминами (символизм, символ)

Воспитательная : развивать познавательную активность учащихся, эмоциональную чувствительность, уважение к человеку даже после его смерти, уважение к чувствам людей, которых коснулось горе, уважение к семье, способность сопереживать

Развивающая: развивать образное и логическое мышление, умение рассуждать, анализировать, аргументировать

и отстаивать свою позицию, оценивать себя и товарищей

Оборудование: портрет Бунина

1.Цели учебной деятельности

(2 мин.)

Введение в тему

Выявить особенности художественного стиля писателя, идейный смысл рассказа;

вовлечь учащихся в размышления о смысле жизни.

2.Повторение изученного

Актуализация опорных знаний

(6 мин.)

3.Усвоение содержания учебного материала.

Проверочная работа

(10 мин.)

4 . Работа с текстом.

«(20 мин.)

5. Этап подведения итогов.

Учитель начинает урок отрывком из стихотворения И.А.Бунина:

Твой труд переживёт тебя, поэт,

Переживут творца его творенья,

Живого не утратит выраженья

С тебя когда-то писаный портрет –

И станешь ты незримый, бестелесный,

Мечтою, мыслью, сказкою чудесной…

Так о поэте говорит Бунин, но, очевидно, это и о нём самом, не случайно нас волнуют и сегодня его произведения, заставляют волноваться, будят мысль.

Почему?

Учащиеся:

В произведениях писателя всё имеет глубинный смысл, у него нет ни одного лишнего слова, точки, запятой. Бунин говорил: «Как же всё-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок, а в словесности без слова…» и это слово приобретает свою мелодию с самого начала – с названия.

Учитель:

В чём особенность названий рассказов Бунина? («Тишина», «Первая любовь», «Антоновские яблоки», «Заря всю ночь», «Тёмные аллеи»).

Учащиеся:

В названиях ощущается особый лиризм, затаённая печаль, тоска по ушедшему.

Учитель

Но этого нет в названии рассказа «Господин из Сан-Франциско». Почему?

Примерные ответы учащихся.

Возможно, речь пойдёт о жизни, в которой нет места прекрасному, о жизни, в которой нечем восхищаться. Размеренное, бесцветное, безжизненное существование господина.

Проверочная работа по тексту рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

    С кем отправился в путешествие господин из Сан-Франциско?

    Название парохода, на котором путешествовал господин из Сан-Франциско?

    С кем познакомилась на пароходе его дочь?

    Как называется остров, где умер господин из Сан-Франциско?

    В каком номере в отеле поселилась его семья?

    В какой номер унесли умирать господина из Сан-Франциско?

    Какие чувства вызвала смерть господина из Сан-Франциско у хозяина отеля?

    Как изменилось отношение окружающих к семье господина из Сан-Франциско после его смерти?

    Что предложили для умершего господина из Сан-Франциско вместо гроба?

    Как возвращается домой тело господина из Сан-Франциско?

Работу можно дать как письменно, так и в форме устного опроса учащихся.

История создания рассказа

Рассказ заранее подготовленного ученика.

Год написания 1916.

До этого сам писатель много путешествовал по миру и наблюдал кризис цивилизации. Бунина не устраивал буржуазный уклад жизни. Он видел бездушность буржуазного общества и его неминуемую гибель.

Первое название рассказа «Смерть на Капри». Эпиграфом было «Слава тебе, Вавилон, город крепкий»-город, погрязший в грехе, как современное Бунину общество. Эпиграф был снят писателем в 1951 г. в последней редакции.

Учитель.

-- Вспомните, к какому литературному течению относил себя Бунин?

Ученики .

Не относил себя ни к какому литературному течению.

Учитель.

- Рассказ содержит в себе философские размышления о смерти и бессмертии. В рассказе много символов. Обильное использование символики позволяет относить рассказ к символистскому направлению.

(Уместно дать определение СИМВОЛИЗМ, СИМВОЛ)

Символизм- антиреалистическое направление в литературе и искусстве, основным средством которого является символ.

Символ – условный знак выражающий сущность какого-либо явления.

Учитель.

Давайте найдем символы в тексте.

Учащиеся.

- Океан- символ жизни. Эпитет «суровый» говорит о том, что жизнь трудная и суровая, но не задумываются об это путешественники.

Пароход-символ буржуазного общества. Этажи парохода- слои общества. Наверху, на палубе, происходит радостное наслаждение жизнью, которое обеспечивают рабочие, находящиеся внизу, в «подводной утробе парохода».Название пароходу дано неслучайно- это намек на возможную катастрофу.

Жизнь нарядных людей, «господ» наверху, в освещённых барах, пронизана ложью, подчёркивает Бунин, - там служила специально нанятая пара, изображавшая любовь и тем самым благотворно влиявшая на настроение богатых пассажиров.

Вой сирены- символ приближающейся катастрофы. Музыка- гармония. Она заглушает вой сирены, и ничто не тревожит беспечность «господ».

Учитель.

В чём смысл образа капитана.

Учащиеся.

Командир корабля, «рыжий человек чудовищной величины и грузности», напоминает « огромного идола», «языческого бога» - всё то, что происходит под его началом, очень далеко от христианской жизни… В его образе проявляется мистицизм, так же как и в образе Дьявола, наблюдающего за пароходом, как и в изображении погоды во время путешествия.

Вернёмся к главному герою. Дайте его портрет. Каково отношение автора к своему герою?

Учащиеся. (работа в группах)

Вопросы для групповой работы работы:

1. Внешность героя.

«Смокинг и крахмальное бельё очень молодили господина из Сан-Франциско. Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова…»

2. В чем свободен и в чем несвободен господин из Сан-Франциско?

Далее мы видим, что тот. Кто ощущает себя господином жизни, тот, которому наперебой предлагали услуги и который их снисходительно принимал или не принимал. Вовсе и не свободен в своей жизни – он едет туда, куда прилично ездить людям его круга, а не куда он сам хочет, селится в отелях, наиболее отвечающих его положению, например. В Неаполе выбирает тот, «где мог остановиться и принц».

3. В чем смысл названия рассказа?

В названии рассказа сквозит одновременно и самоощущение богатого американца, и авторская ирония над этим, и характеристика унылой безликости главного героя. Он не свободен, он и не живёт, а только собирается жить, этот «человек со старым сердцем».

Поведение Господина, жадного до наслаждений бытом, туалетом,- пик слепоты того, кто уже коснулся пропасти небытия.

4. Почему у господина нет даже имени?

Это образ собирательный. Под этим господином «скрываются» тысячи таких господ, кто жаждет денег и наслаждений. Кто живет фальшивой и пустой жизнью.

Учитель.

Однако … у Бунина есть это «однако». Это природа, которая бушует, это стужа, это небывалые ливни, шторм. Природа и человек вступают в схватку.Почему? И кто победит в ней?

Учащиеся.

Испортившаяся погода, за которую почти извинялись слуги, и была той неприятностью, что омрачила путешествие, шедшее в Неаполе в прежнем русле.

Дожди и холод погнали семью американца на Капри: все уверяли, что там теплее и комфортнее Природа, потому что именно в ней – всё живое, в отличие от господ с их «заведённым» механическим порядком.

Учитель.

Почему господин из Сан-Франциско не придал значения странному совпадению с явью своего сна в ночь переезда на Капри?

Учащиеся.

После тяжёлой морской качки на пути к Капри, когда «господин» чувствовал себя «совсем стариком» («как и подобало ему» - сурово напоминает автор), семья вступила на остров, вновь выбирая лучший отель, благосклонно принимая услуги, и «как по сцене пошёл…господин из Сан-Франциско» к «сияющему» подъезду отеля.

Вот тут-то и произошёл случай, «на мгновение» поразивший американца»: в «отменно элегантном и молодом» хозяине отеля, поклонившемся им, господин из Сан-Франциско вдруг узнал человека, виденного им в эту ночь во сне. «Удивлённый, он даже было не приостановился».

Учитель

Почему?

Учащиеся .

Рационализм его натуры, его глухота к потаённым токам жизни, к мистическим знакам, предзнаменованиям лишила его возможности увидеть в этом предупреждение, он лишь пошутил об этом с женой и дочерью. Юная девушка, в отличие от старого отца, почувствовала тоску, страшное одиночество «на этом глухом, тёмном острове».

Учитель.

В чём особенность описания поведения господина из Сан-Франциско перед обедом на Капри, в последние минуты его жизни?

Учащиеся.

Преисполненный уважения к самому себе, он ведёт себя с прислугой подчёркнуто высокомерно, отвечает «с неторопливой отчётливостью», «обидно-вежливым голосом», тщательно соблюдая дистанцию – об этом он всегда помнит.

Его подготовка к обеду описана Буниным с особенной тщательностью, и начинается это описание со знаменитой фразы: « А затем он снова стал точно к венцу готовиться». Венец в человеческой культуре присутствует в обряде свадьбы, коронации, - но и похорон.

Учитель.

« Что думал, что чувствовал господин в этот столь знаменательный для него вечер?»

Учащиеся.

А ничего – он после качки очень хотел есть и был в некотором возбуждении, «не оставлявшем времени для чувств и размышлений». Он ничего не предчувствовал – он не умел этого делать; ощущение господина жизни, казалось, страховало его от всех неприятных случайностей. Педантично приводит себ в порядок господин из Сан-Франциско, и его восклицание: «О, это ужасно!» относится к длительности и напряжённости его манипуляций с шейной запонкой. Самое ужасное в его жизни уже приближается. Об этом оповещает второй гонг, который «зычно, точно в языческом храме, загудел по всему дому». Пожилой американец, игриво думал о танцовщице, которую сейчас увидит, пошёл, в ожидании жены и дочери, в читальню. Это можно назвать его финальным шествием – как он это чувствовал – победителя жизни, от которого жались по стенам слуги, который легко обогнал старуху, спешившую впереди него изо всех сил… В читальне он «холодно» осмотрел (привычно оценивая его социальное положение) единственного посетителя, немца «с сумасшедшими, изумлёнными глазами» - это был последний человек, которого он видел. Смерть, которая, по все видимости, наступила от апоплексического удара, как тогда называли инсульт, прервала это его греховное занятие, и его тело, «отчаянно борясь с кем-то», поползло на пол.

Учитель.

Когда Бунин в первый раз называет героя не господином?

Учащиеся.

Когда природа его побеждает, он человек, а не господин.

Учитель.

И вновь возникает деталь – «наслаждение жизнью»! Это ли «наслаждение»? Наверное нет, так как интонация рассказа становится более мрачной, чувствуется приближение трагедии (идёт анализ художественных деталей). Это ощущает и герой рассказа. Чем же он занят в этот вечер

И в чём видит наслаждение?

Учащиеся.

(«В ложке супа, в глотке вина»)

Учитель.

Анализируем последние действия героя и отмечаем художественные детали: «серебряная оправа», «жемчужные волосы черепа», « чёрные носки», «чёрные брюки», «бормотание», «стон», «хрип сдавленного горла» и т.д.

Так кто же перед нами – человек или господин?

Учащиеся : Перед нами человек с живыми чувствами, и перед смертью он ведёт себя как человек, а не «заведённый механизм» Он очень долго умирает, так как всеми силами цепляется за жизнь, ведь лишь сейчас он понимает, что откладывать «наслаждение жизнью» нельзя, нужно ценить жизнь сегодня, сейчас, такой, какая она есть.

Учитель.

Объясните изменение отношения к господину из Сан-Франциско после его смерти.

Учащиеся.(Примерные ответы)

С точки зрения хозяина отеля то, что «натворил» американец, есть «ужасное происшествие», и ужас не в смерти самой по себе, а в коммерческих, так сказать, последствиях её. Надо отменять тарантеллу, надо удерживать туристов. которым, конечно. Будет неприятно соседство с покойником – вот что «натворил» старик.

Смерть настигла его внезапно и грубо, он только начинал жить, он не был готов к встрече с ней. И он «настойчиво боролся со смертью».

Вечер, однако, «был испорчен», туристы имели «обиженные лица». Хозяин отеля находился в приличном раздражении и давал слово, что примет «все зависящие от него меры…» Открытый рот мёртвого американца был «рсвещён отблеском золота» его пломб, золото – основная ценность этого человека да и этого мира.

После его смерти, т.е. исчезновения у него того, что было главным для этого мира, - денег (хозяину отеля «совсем не интересны были те пустяки, что могли оставить теперь в его кассе» вдова и дочь), отношение к старику изменилось самым коренным образом. Хозяин разговаривает с убитыми горем женщинами «уже без всякой любезности» и отказывает им в комнате, где жил покойный, так как это распугает туристов.

Отчаяние вдовы и дочери не трогают хозяина отеля. Он как можно скорее хочет избавиться от тела, и не дожидаясь гроба, предлагает для умершего ящик из-под содовой. Хозяин должен служить тем, у кого есть деньги.

Учитель.

Нашему герою предстоит возвращение: как он возвращается?

Учащиеся.

Тело мёртвого старика, неделю пространствовав между портами, « испытало много унижений, много человеческого невнимания» и вновь попало на ту же самую «Атлантиду», что везла его в Старый Свет. Всё переменилось теперь в его положении: теперь его «глубоко спустили в просмолённом гробе в чёрный трюм» - повернулось колесо его фортуны. Когда Бунин стал называть господина из Сан-Франциско «мёртвым стариком», в описаниях появились печальные интонации, человеческая жалость к тому, кого так далеко упрятали от веселящихся людей.

На корабле, как всегда ночью, был бал… «бальная музыка гремела опять среди бешеной вьюги…как погребальная месса…»

Учитель просит подвести итоги беседы: о чём же рассказ Бунина, какие темы поднимает в нём автор.

Учащиеся

В своем рассказе писатель показывает, что в мире, где правят деньги, нет места для вечных ценностей: любовь, искусство, природа, и тд. Такое общество ждет неизбежная гибель.

Учитель

Философские размышления о смерти рождают в рассказе размышления о бессмертии.

В рассказе есть эпизодический персонаж, у которого есть имя. Кто это?

Ученики

Рыбак Лоренцо.

Учитель.

Что вы можете сказать о нем?

Ученики.

Это здоровый, красивый, жизнерадостный старик. Он часть природы. У него нет денег, но не в этом видит он счастье.

Учитель

С этим образом связаны размышления Бунина о бессмертии. Как мы понимаем, что Лоренцо не забудут люди?

Ученики.

Лоренцо несколько раз позировал живописцам. Это сделает его бессмертным в памяти людей.

Учитель.

Какой вывод мы можем сделать из всего сказанного? Бунин спрашивает нас о том, в чём заключается наслаждение жизнью, что нужно успеть сделать человеку в этой жизни

Ученики.

Деньги, материальные блага и удовольствия не обогащают душу. Человек, который живет ради денег и преклоняется деньгам, обречен на смерть и забвение. Любовь, доброта- это вечные ценности. Это и есть бессмертие

6. Итог.

(Рефлексия)

(3 мин.)

Учитель подводит итоги урока, благодарит учащихся за активную работу на уроке.

Объявляет оценки за урок.

7 .Задание на дом.

(1 мин.)

Прочитайте рассказ «Чистый понедельник».

Какова проблематика рассказа, композиция. авторское мироощущение, эмоциональная тональность.

Попробуйте самостоятельно проанализировать рассказ.

Герой рассказа - Господин - один из многих, подобных ему. Наличие иронии при изображении Господина не делает его образ гротескным, в нем нет карикатурности. Перед нами очень богатый человек, который последовательно стремится к своей цели. И вот к пятидесяти годам он «решил передохнуть». Человеческие чувства ему не чужды: «...рад был и за жену с дочерью». В Господине воплощены характерные черты того клана, к которому он принадлежит. Это самонадеянность и эгоистичность, убежденность, что «нет и не может быть сомнения в правоте» его желаний, пренебрежительное отношение к людям другого социального положения. Но при всей бездуховности в Господине пробуждается недовольство тем образом жизни, который он ведет. После качки на пароходе он произносит: «О, это ужасно!» «Ужасно» - это наступающая старость, погоня за однообразными и утомительными развлечениями. Внезапная смерть Господина неожиданно подчеркнула его человеческие черты: «...черты его стали утончаться, светлеть - красотой, уже подобавшей ему».
Оказалось, что все накопленное Господином не имеет никакого значения перед вечными законами жизни. Вывод прост: смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то ином - в житейской мудрости, доброте, духовности. «Отборное общество» обиделось, что смерть испортила обед, нарушила веселье. Ни у кого не нашлось слова сочувствия семье Господина. Тело выволокли в самый сырой и холодный номер и поместили в ящик из-под содовой воды.
По контрасту (основной композиционный принцип рассказа) с «отборным обществом» Бунин рисует горцев, близких к природе и далеких от «прелестей» цивилизации. Они умеют радоваться красоте моря, горам, небу. «Они обнажили головы, приложили к губам свои цевницы - и полились наивные и смиренно-радостные хвалы их солнцу, утру, ей, непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире...»
Очень значим финал рассказа. Никто в залах «Атлантиды», излучавших свет и радость, не знал, что «глубоко под ними» стоял гроб Господина. Гроб в трюме - своеобразный приговор безумно веселящемуся обществу. Бальная музыка (контраст!) гремит «среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса... океаном».
Рассказ выражает убежденность автора в надвигающейся глобальной катастрофе. Эта мысль передается с помощью символических образов Океана, Бездны, Хаоса, Дьявола, Атлантиды - исчезнувшего огромного острова. Бунин исходит из своего представления об иллюзорности общественных законов, лживости, бессмысленности человеческих отношений, о порочности натуры «цивилизованных» людей. Автор выражает идею бренности всего сущего на земле. Увлеченность Господина сиюминутными удовольствиями означает смещение ценностей в мире, в результате жизнь человека становится ничтожна. Бессмысленность человеческого бытйя подчеркивается и образом курсирующего корабля в бушующей бездне океана.
В рассказе выражен авторский идеал - он в естественных, природных ценностях жизни. Особое значение в рассказе имеет изображение крестьян, слитых с красотой гор и неба.