Какие русские народные сказки про ивана дурака. Образ Ивана-дурака в детской психологии

Иванушка-дурачок народная сказка, которая расскажет юным читателям о том, что удача дураков любит. Главным героем этой сказки выступает Иванушка, самый младший сын в семье. Душой он был добрый, а вот большим умом не отличался. Поэтому и кликали его все дурачком. Терпел Иванушка-дурачок от своих братьев и оскорбления, и побои. Решили они как-то утопить неразумного брата. Но тут Иванушке улыбнулась удача: вместо него камнем под воду барин ушел, и вслед за ним два злобных брата. Знать, не такой уж и глупый он оказался! Читать сказку Иванушка-дурачок онлайн можно найти здесь.

Кому жить на Руси здорово?

В старину считали, что слабоумные люди обладают открытым сердцем и хорошей интуицией. Их по жизни будто ведет какая-то божественная сила, оберегая от несчастных случаев. Более того, им всегда сопутствует удача, которая не отвернулась от героя сказки и в трудную минуту спасла ему жизнь. Вот и думай, и гадай, Некрасова вспоминай: кому жить на Руси здорово – ученому коту или Иванушке-дурачку?

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

Много сказок интересных накопилось за века,
Но особенно известна про Ивана-дурака.
Откровенный, добрый малый и наивный, как дитя.
Никогда не унывал он, делал трудное шутя.

(Г. Ладонщиков)

Проект

«Русский герой сказок – Иван – Дурак»

Проект выполнили:

учащиеся 1 «Б» класса

Руководитель:

Ваньшина О.А.,

учитель начальных классов

март 2013 года

Цель: Изучить образ Ивана в русских народных сказках

Задачи :

1. Узнать значение имени;

2. Описать образ Ивана, выяснить какой у него характер.

3. Определить род его занятий.

4. Выяснить в каких отношениях он находится с людьми.

Методы реализации проекта :

    изучение источников информации (научной и художественной);

    опрос учеников;

    рисование сюжетов сказок;

    анализ сказок.

Ожидаемый результат: работа поможет понять глубину смыслового содержания сказки, истоки и особенности русского фольклора

1. Введение.

2. История имени.

3. Образ Ивана-дурака в русских народных сказках.

4. Загадка образа Ивана-дурака

5. Иван – дурак и Иван - царевич.

6. Заключение.


1. Введение

Иван - один из персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII(18) - начале XIX(19) века.

Иван - третий и младший из братьев. Он появляется на свет в крестьянской семье, но чаще всего не занимается никаким полезным трудом, в отличие от старших братьев - расчетливых, домовитых хозяев. Тем не менее, братья Ивана никогда не достигают поставленной цели, в то время, как он, наоборот, обретает богатство и счастье. Иванушка-дурачок – младший крестьянский сын. Родные и соседи считают его глупым и сумасбродным отроком, которого можно заставить выполнять любую чёрную работу, не требующую особых навыков и познаний.

На самом же деле Иванушка – баловень судьбы и любимец природы; он сдружился с животными, птицами и рыбами, живёт не разумом, а сердцем, поэтому его поступки кажутся нелогичными для других. Благодаря своему «не уму» и нерациональному поведению ему удаются дела, невозможные для других. Он ведает, где спрятана смерть Кощея, знает слабые места нечисти и врагов.

Иван-царевич – младший сын царя, самый любимый и самый умный из трёх братьев. Не имея прав на престол отца, занимается любимыми делами: оттачивает мастерство владения мечом и луком, обучается премудростям ведения боя, верховой езде. Бо-рется со всяким злом, защищает со своей дружиной приграничные земли от вражеских набегов.

В русских народных сказках Ивашка, Иванушка, Иванушка-дурачок, Иван-дурак, Иван-царевич – герой положительный, потому что беззлобный, смекалистый, зачастую романтик, не ищет выгоды ни в одном деле, во всём видит хорошее, живёт по совести – герой, самый любимый народом.

Поэтому в конце сказок и награда достаётся ЕМУ, а не старшим братьям, которые хитрят, обманывают, ищут выгоду.


У кого ты ни спроси –

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его … Иван

_________________________ 2. История имени

Имя Иван по происхождению – древнееврейское (Yohanan - Бог милует), и пришло в русский имённик с принятием православия как имя Иоанна-крестителя. Имя Иоанн является одним из знаковых в христианстве. Следовательно, имя Иван подчёркивает, что наш герой является православным христианином.

Это имя любили на Руси и посвятили ему три праздника:

В этот день пекут из теста лестницу для восхождения на небо в будущей жизни. На Листвиничка домовой бесится до полуночи, пока не запоет петух.

Накануне, в ночь, волшебную силу приобретают цветы и растения, купальские костры исцеляют всякую хворь человека и скотины. В эту ночь особую силу и власть обретает всякая нечисть: ведьмы, русалки, змеи.

Соблюдается строгий пост, нельзя есть яблоки, капусту, арбузы и прочее, что напоминало бы голову; нельзя что – то резать ножом, пить и плясать, потому что Иродова падчерица Саломея с помощью пляски и песни добилась казни Ивана.

Герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти», пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных - Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Имя «Дурак» встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас - глупого человека. Естественно, ведь самый младший - самый неопытный и несмышлёный. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей.

Иван-дурак , или Иванушка-дурачок - один из главных персонажей русских сказок. Как правило, его социальный статус низкий - крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат. По некоторым версиям имя Иван-дурак является именем-оберегом, предотвращающим сглаз. Как известно, сказки складывались во времена язычества, и многие герои являлись представителями Добра и Зла. Иван-дурак относится к положительным героям.


______3. Образ Ивана-дурака в русских народных сказках

Про сказочного дурака принято думать хорошо: он, мол, с виду такой, а на самом деле – ума палата. Но дураки бывают разные.

    Дурак-невежа

«Таскать вам не перетаскать!» - кричит такой Иван-дурак на похоронах. А свадебному поезду он желает царствия небесного и вечного покоя. Он невежа и всё делает невпопад. Сказка над таким дураком смеётся.

    Ленивый дурак

Такой дурак лежит себе целые дни на печи. Но ему невероятно везёт. Пойдёт за водой – щуку волшебную из проруби вытащит. Станет пень стегать – а из-под пня золото посыплется. И тут он неожиданно получает всё, что только пожелает: и красный кафтан, и красоту, и пригожесть, и даже царскую дочку с полцарством в придачу. В таком дураке скрыты добрые начала. Когда приходит время, он и выглядит, и поступает по-молодецки. Один отпускает щуку на волю, другой, охраняя пшеницу, показывает и ловкость, и смелость, и смекалку.

    Исполнительный дурак

Есть дураки исполнительные. «Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибёт» - это сказано про таких. Таким работником бывает дурак, что и дверь отдельно от дома охраняет, и медведя вместо коровы к скотине загоняет.

    Просто дурак

Такие дураки есть во всяком народе. Недаром говорят: «Дураков не сеют, не жнут – они сами родятся». Над ними всегда вволю потешаются и рассказчики, и слушатели, чувствуя себя очень умными.

Перед нами в волшебных сказках встает вариант худшего человека - бедного, несчастливого, непрактичного и, действительно, глупого. Например, в одной из сказок героя посылают на базар, чтобы купить все необходимое по хозяйству - стол, ложки, горшки, еду. На обратном пути, стремясь помочь своей ослабевшей лошади, дурак оставляет стол на дороге: «А что, - думает себе Иванушка, - ведь у лошади четыре ноги, и у стола тоже четыре; так стол-то и сам добежит». И вороны не зря кричат над головой, наверно, есть хотят. И Иван-дурак раскладывает перед ними еду. Обгорелые пни в лесу покрывает горшками: «Эх, - думает, - ребята-то без шапок; ведь озябнут, сердечные!» В итоге, домой он приезжает с пустыми руками, подводит семью. Но рассказчик и слушатели героя не ругают. Все понимают, что делал это Иванушка по глупости, а не по злому умыслу. В сказке еще он выполняет роль шута, скомороха.

Образ Ивана успешно перешагнул и в современную реальность. О нем снимаются фильмы, мультфильмы , облик стал соответствовать нашему дню: м/ф «Ивашка из дворца пионеров», «Ивашка в тридевятом царстве», к/ф «Чародеи». Однако стиль его поступков остался тем же: вижу цель, не замечаю препятствий – и все это делается с добрым сердцем и на благо людям.

________________5. Загадка образа Ивана-дурака

Иван-дурак - персонаж, по своей сути неясный, если не сказать, загадочный. Будучи главным героем сказки, он, в согласии с законами жанра, успешно преодолевает все препятствия, расставленные на его пути судьбой, и достигает благополучия, обычно символизируемого женитьбой на царской дочке. В этом Иван-дурак мало чем отличается от Ивана-царевича и других сказочных героев, которым сочувствуют и с которыми могут отождествлять себя слушатели, но если в других сказочных сюжетах удача в конце концов вознаграждает героев за их ум, хитрость, верность, доброту, храбрость, то, рассматривая данный тип сказок, приходится сделать вывод, что Иван-дурак вознаграждается за свою глупость. Не обладая никакими особенными достоинствами, которые хотя бы уравновешивали его глупость, он тем не менее приходит к такому же финалу, как и заведомо достойные герои. Более того, в сказке кроме Ивана-дурака часто присутствуют его братья, которые отличаются от него только своей разумностью и которые тоже пытаются завоевать удачу, но из трех братьев судьба оказывается благосклонной именно к дураку, подтверждая вывод о награде за глупость.

Прямолинейно выведенная из этих сказок мораль говорит, что ум человеку не особенно и нужен, он вовсе не требуется для достижения жизненного успеха; если тебе на роду написано стать царским зятем, то, даже если ты дурак, это тебе не помешает им стать, а если не написано, то и стараться не стоит. Отсюда иногда делается довольно обидное для нас, русских, заключение, что народ, любимым фольклорным героем которого может быть дурак и бездельник, не ценит ума, трудолюбия, расчета и упорства в достижении цели, а склонен, лежа на печи, надеяться на чудо, которое безо всяких хлопот вознесет его из грязи в князи. Но этот вывод находится в явном противоречии с тем, что в других - созданных тем же народом - сказках природный ум героев, их образованность, расчетливость, остроумие, хитрость служат основой их жизненных успехов и получают очень высокую оценку.

Ершов в своем знаменитом “Коньке-горбунке”, пользуясь фольклорным сюжетом об Иване-дураке, идет этим общепринятым путем. В зачине он, правда, следует народной сказке, говоря:

“Было у него три сына.
Старший умный был детина,
Средний был и так, и сяк,
Младший вовсе был дурак.”

Иван-дурак трактуется Ершовым как герой, которого считают глупым лишь по недоразумению и чьи достоинства до поры до времени скрыты под неприметным обликом. Ершов следует обыденному здравому смыслу, уверенному в том, что, если человек, которого мы считали дураком, добился в жизни неординарного успеха, то он, вероятно, не такой уж и дурак, а может быть, и поумнее прочих. Сказка от этого становится более “правильной”, логичной, но при этом теряется оригинальность и истинный смысл сюжета.

Чтобы правильно понять смысл сказки и выяснить, почему главный герой - дурак, в чем функциональная роль его глупости в развертывании сюжета, необходимо отойти от своих привычных представлений и попытаться стать на точку зрения субъекта фольклора,

Сюжет об Иване-дураке похож на тип волшебных сказок, и в нем используются те же элементы: здесь также есть трудные задания, превосходящие человеческие возможности, есть волшебные помощники, решающие за героя неразрешимые проблемы, в конце героя ожидает тот же блистательный финал. Глупость Ивана ничем в сказке не доказывается, он дурак по определению. Очевидно, его дурь настолько неоспорима, что ее и не надо доказывать, он общеизвестный деревенский дурачок, которому Господь не дал разума.

В сказках об Иване-дураке есть противоречие, снимаемое развитием сюжета. Так, в одном из вариантов этой сказки сюжет разворачивается следующим образом. При разделе имущества между братьями младший брат-дурак просит у отца также выделить ему часть, и хотя старик-отец сомневается, стоит ли это делать - никакое имущество дураку не поможет, дело его безнадежное, - он все же из справедливости и жалости выдает дураку сто рублей. Дурак идет на улицу, а там мальчишки мучают котенка и щенка. Дурак просит отдать их ему и взамен отдает свои сто рублей. В дальнейшем собака с кошкой вырастают и, естественно, оказываются чудесными помощниками дурака, приносящими ему удачу и счастливый финал сказки. Из этого видно, что успех дураку приносит правильный (в его положении) выбор пути: после того, как он совершился, доведение сюжета до благополучного конца оказывается уже делом сказочной техники.

Кто ненавидит Ивана. Прежде всего, Иван - Дурак начисто лишен трех пороков, которые его враги считают достоинствами.

Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы.

Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает.

В третьих, нет в нем даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими, и жесток он лишь в случаях крайней необходимости, и только с нечистой силой.

С точки зрения врагов именно отсутствие этих трех пороков, которые они считают наипервейшими достоинствами, позволяет назвать Ивана "дураком". В сказках враги, зная, как поведет себя Иван, пользуются этим, провоцируют условия, в которых он идет "туда, не зная куда", чтобы "принести то, не зная что", для них достает и славу, и богатство.

Почему побеждает Иван. Высший смысл путешествий и всех злоключений Ивана даже тогда, когда он идет, и не зная куда и неизвестно за чем - в борьбе с нечистью и в умножении добра. Он побеждает врагов в силу своего естественного, Богом данного поведения. Ивану помогает все, что светло и добро, и мать - сыра земля, и леса, и реки, и меньшие братья, до малой зверушки и букашки. Помогает, потому что он сам светел и добр, а не просто близок свету и добру. Он человек внутренний, живущий сердцем - вещуном."Тут старушечка прыгает через грядку: Фу-фу-фу, что это такое! Русский дух ко мне в лес зашел!"... Царству мертвых, основных врагов Ивана - Кощею, Бабе-Яге, Змею Горынычу - противостоит царство живых. Особая страна Иванство-Ивания, - особая цивилизация. "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет". Это - цивилизация Россия. Другой такой не найти. "Рус Иван" называли и называют нас западные соседи, "урус Иван" - восточные.

Причем человек противного личностного класса, противоположной цивилизации, где в почете, прежде всего, "любимые" богатства, то есть человек внешний, живущий холодным рассудком, православных считает уже не сказочными, а самыми настоящими дураками, и Россию - дикой, нецивилизованной страной дураков. Люди из этой страны-цивилизации, оставшиеся православными, то есть мы с вами, и есть Иваны - Дураки.

Между тем бессмертие России - именно в том, что в ней жили и творили, живут и творят Иваны, помнящие родство.

____________________5. Иван – дурак и Иван - царевич.

Как же стало возможным, что один и тот же образ Ивана– воплощается в двух героях - дурака и царевича.

Царевич - человек благородного происхождения, сын царя. А сын царя всегда должен быть положительным и сильным. Поэтому Иван-царевич - народный положительный герой. Образ Ивана-царевича значительно более древний, чем Ивана-дурака.

Иван – царевич – положительный персонаж.

    беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении;

    борется со злом, помогает обиженным или слабым;

    в конце сказки он получает полцарства, царскую или королевскую дочь, волшебного или дорогого коня.

Любимый герой русских сказок – Иван-царевич, Иван-дурак, Иван - крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.

6. Заключение

Любит русский народ дураков не за то, что они глупые, а за то, что умные: умные высшим умом, который не в хитрости и обмане других заключен, не в плутовстве и удачном преследовании своей узкой выгоды, а в мудрости, знающей истинную цену всякой фальши, показной красивости, видящей цену в совершении добра другим, а следовательно, и себе, как личности.

И не всякого дурака и чудака любит русский народ, а только такого, который некрасивого конька-горбунка приголубит, голубка не обидит, деревце говорящее не сломает, а потом и свое другим отдаст, природу сбережет и родимых родителей уважит. Такому "дураку" не просто красавица достанется, а царевна из окошечка перстень обручальный отдаст, а с ним вместе и полцарства-государства в приданое.

Сказки об Иване.

    Иванушка-Дурачок

    Сивка-Бурка Вещая-Каурка

    Как Иванушка-дурачок за чудом ходил

    Иван-Царевич и серый волк

    Как Иван-дурак дверь стерег

    Поди туда – не знаю куда, принеси то - не знаю что.

    Иванушка и домовой

    Сказка о молодильных яблоках и живой воде

    Иван Бесталанный и Елена Премудрая

    Иван – крестьянский сын и чудо – юдо

    Марья Моревна

    Иван Быкович

    Кощей Бессмертный

    Медное, серебряное и золотое царство

    Василиса Премудрая

    Волшебное кольцо

    Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Опрос учащихся

1. Иван – дурак он или умный?

2. Какие качества вам нравятся у Ивана- дурака?

8 .Использованная литература

    Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986

    Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974.

    Андрей Синявский. Иван-дурак в русских сказках// Синявский А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. - М.: Аграф, 2001, с. 37-48

    Бахтин В. Сказки

    Лихачёв Д.С. Ещё раз о красоте

    Пропп В.Я. Морфология сказки

    Материалы Интернета

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик со старухой. У них было три сына, третьего звали Иван-дурак. Первые двое женатые, а Иван-дурак холостой; два брата занимались делом, управляли домом, пахали и сеяли, третий же ничего не делал. Один раз отец и снохи стали Ивана посылать на поле допахать сколько-то лех (мера земли) пашни. Парень поехал, приехал на пашню, запряг лошадь, проехал с сохой раз ли, два ли, видит: счету нет комаров да мошек; он схватил хлыстик, стегнул по боку лошадь, убил их без сметы; ударил по другому, убил сорок паутов (слепень или овод) и думает: «Ведь я на один замах убил сорок богатырей, а мелкой сошки (мера земли, с которой платилось в старину. Выражение «мелкой сошки» означает здесь: низшего разряда) сметы нет!».

Взял их всех положил в кучу и завалил конским калом; сам не стал пахать, выпряг лошадь, поехал домой. Приезжает домой и говорит снохам и матери: «Давайте мне полог(толстая холстина, сшитая в несколько полос) и седло, а ты, батюшка, давай саблю, котора у тебя висит - на стене заржавела. Что я за мужик! У меня ничего нет».

Те посмеялись над ним и дали на смех какой-то расколотый тюрик (толстая холстина, сшитая в несколько полос) наместо седла; парень наш приделал к нему подпруги и надел на худую кобыленку. Вместо пологу мать дала какой-то старый дубас (род одежды, подобной сарафану и названной так потому, что ее красят в дубовом листу); он и то взял, да взял саблю у отца, пошел, выточил, собрался и поехал. Доезжает до росстаней (место, где одна дорога разделяется на две, перекресток) - а был еще мало-мало грамотный - написал на столбе: приезжали бы сильные богатыри Илья Муромец и Федор Лыжников в такое-то государство к сильному и могучему богатырю, который на один помах убил сорок богатырей, а мелкой сошки сметы нет, и всех их камнем привалил.

Точно, после его приезжает богатырь Илья Муромец, видит на столбе надпись: «Ба, - говорит, - проехал сильный, могучий богатырь: ослушаться не годно». Поехал, догонят Ванюху; далеко не доехал, снял шапку и кланятся: «Здравствуй, сильный, могучий богатырь!» А Ванюха не ломат шапки, говорит: «Здорово, Илюха!» Поехали вместе. Не чрез долго времени к тому же столбу приехал Федор Лыжников, видит, на столбе написано, ослушаться не годно: Илья Муромец проехал! - и он поехал туда же; так же далеко не доехал до Ванюхи - снимат шапку, говорит: «Здравствуй, сильный, могучий богатырь!» А Ванюха шапки не ломат. «Здорово, - говорит, - Федюнька!»

Поехали вместе все трое; приезжают в одно государство, остановились на царских лугах. Богатыри поставили себе шатры, а Ванюха распялил дубас; коней два богатыря спутали шелковыми путами, а Ванюха сорвал прут с дерева, свил его и спутал свою кобылу. Вот и живут. Царь из своего терему увидел, что его любимые луга травят какие-то люди, тотчас отряжат ближнего своего спросить, что за люди? Тот приехал на луга, подошел к Илье Муромцу, спрашиват, что они за люди и как смели без спросу топтать царские луга? Илья Муромец отвечал: «Не наше дело! Спрашивай вон старшого - сильного, могучего богатыря».

Посол подошел к Ванюхе. Тот закричал на него, не дал слова молвить: «Убирайся, докуля жив, и скажи царю, что на его луга приехал сильный, могучий богатырь, который на один помах убил сорок богатырей, а мелкой сошки сметы нет, и камнем привалил, да Илья Муромец и Федор Лыжников с ним, и требует у царя дочь замуж». Тот пересказал это царю. Царь хватил по записям: Илья Муромец и Федор Лыжников есть, а третьего, который убиват на один помах по сороку богатырей, нет в записях. То царь приказал собрать рать, захватить трех богатырей и привести к нему. Где захватить? Ванюха увидел, как стала подходить ближе рать; он крикнул: «Илюха! Ступай прогони их, что за люди?» - сам лежит, растянулся да поглядыват, как сыч.

Илья Муромец на того слова соскочил на коня, погнал, не столько руками бил, сколько конем топтал; всех прибил, оставил только одних язычников8 царю. Царь услышал эту беду, того больше собрал силы и послал поймать богатырей. Иван-дурак крикнул: «Федюнька! Поди-ка прогони эту сволочь!» Тот соскочил на коня, всех прибил, оставил одних язычников.

Чего делать царю? Дело худо, силу побили богатыри; царь призадумался и вспомнил, что у него в царстве живет сильный богатырь Добрыня. Он посылает к нему письмо, просит приехать победить трех богатырей. Добрыня приехал; царь на третьем балконе встретил его, а Добрыня навершный (верхом едущий) подъехал к балкону вровень с царем: вот какой был! Поздоровался, поговорили. Он и поехал на царские луга. Илья Муромец и Федор Лыжников увидели, что к ним едет Добрыня, испугались, соскочили на своих лошадей да ступай-ка оттуда - угнали. А Ванюха не успел. Пока имал свою кобыленку, Добрыня и подъехал к нему, да и смеется, что это за сильный, могучий богатырь? Маленький, худенький! Согнулся головой к самому Ванюхе, смотрит на него, да и любуется. Ванюха да как-то не обробел, выхватил свою саблёшку, да и ссек ему голову.

Царь это увидел, перепугался: «Ох, - говорит, - богатырь убил Добрыню; беда теперя! Ступайте скорее, зовите богатыря во дворец». За Ванюхой приехал такой почет, что батюшки упаси! Кареты самолучши, люди все изжалованы. Посадили и привезли к царю. Царь его угостил и отдал дочь; обвенчались они, и теперя живут, хлеб жуют.

Я тут был, мед пил; по усам текло, в рот не попало. Дали мне колпак, да почали толкать; дали мне кафтан, я иду домой, а синичка летат и говорит: «Синь да хорош!» Я думал: «Скинь да положь!» Взял скинул, да и положил. Это не сказка, а присказка, сказка впереди!

Сказка про Ивана-Дурака и Царевну-Лягушку

В некотором царстве - некотором государстве правил Царь.

Было у него три сына. Двое умных и с нормальными именами, а третий не только Иван, но еще и дурак!

Был этот царь вечно пьяный и дурной швайн. И создал подданным своим жизнь невыносимую.

Хотели подданные против него взбунтоваться, да не вышло. Вынес царь-батюшка бумагу с печатями и зачитал, что царство все - его личная собственность, он - гарант конституции, а все подданные на земле этой проживают из его, царя милости.

Не нравится, как я правлю - вон пошли все! Все здесь мое! И земля и нефть и газ и даже ваше имущество. Кто хочет - в одних штанах - вон из царства!

И потянулись вереницы подданных в разные страны…

Ученые, купцы, Мастеровые. Пока не осталась в царстве одна лишь бесполезная, нигде не востребованная чиновничья сволочь. И служители культа. И оборотни в погонах.

А царю-батюшке алкоголь уже слабоват показался, стал царь-батюшка его наркотой разбавлять.

И однажды в угаре решил женить трех своих сыновей.

Но один из зеленых чертей, с которыми он в белой горячке спорил, подсказал ему, чтобы они стрелы послали в болото. Из болота-де самые шикарные дамы родом. И если какие там околачиваются, пусть стрелу подбирают и под венец!

Старшие-то сговорились с принцессой соседской да с офигенной дояркой из села недалекого, куда стрелы пустят, чтоб подбирали срочно. А Иван - дурак ни с кем не сговорился.

Послали они стрелы.

Со стрелой старшего принцесса соседнего царства вся в тине и грязи вылезла.

Со стрелой среднего доярка такая офигенная, что вся царская свита слюни по подбородку распустила.

А Ивана-дурака стрелу лягушка в зубах держит.

Ржет все царство над Иваном, а ему не привыкать.

Царь-шизофреник алко-наркотный приказал и три свадьбы разом сыграли.

Иван-дурак в опочивальню тазик с водой приволок, чтоб лягушке там плавать привольно было.

Старший с принцессой отвалили в ее царство захудалое.

Средний с дояркой в соседней опочивальне кроватью скрипят.

А Иван-Дурак только хотел лягушку в тазик посадить, как сняла она лягушачью шкурку, да обернулась такой красавицей, что и доярки все отдыхают.

Офигеть, - сказал Иван-дурак.

Выбирай, Ваня, - говорит Лягушка-царевна. - Я могу быть ночью лягушкой, днем царевной, могу быть ночью царевной, днем Лягушкой. В первом случае тебе очень круто будет со мной перед другими в течении дня красоваться. А ночью - увы!

Во втором - над тобой все царство ржать будет, но ночью мы с тобой, Иван царевич, так отрываться будем, что им, смехунам, и не снилось. Что ты выбираешь?

Ну конечно второе!!! - завопил Иван. - надо мной и так все царство ржет. А так я буду самый счастливый и удовлетворенный.

А еще меня можно расколдовать, - продолжила Лягушка-Царевна, но Иван-Дурак ее уже не слушал, а повалил на кровать. И прислушивались, офигев от недоумения.

Средний с дояркой, когда угомонились, к стонам и скрипу кровати из опочивальни Ивана.

Кого же он там?? - гадали они. - Стоны и крики вперемешку мужские и женские. А кваканья и не слышно.

Днем Иван-Дурак отлучился куда-то, а Царь-батюшка в пьяном угаре лягушку ему подменил. Заколдованную выбросил в окошко, где ее подхватила цапля. И утащила куда-то далеко-далеко… А там то ли - съела, то ли потеряла… А Ивану-Дураку оставил самую обычную.

Впал Иван-Дурак ночью в истерику!

Ну не хочет лягушка в красавицу превращаться никак.

Вышвырнул Иван - Дурак ее вон.

И до конца жизни лазил по болотам, в надежде найти эту лягушку. Или другую не хуже. Так и утонул в болоте однажды.

Мораль - С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ!

Царь, перебрав алкоголя и наркотиков сдох прямо у себя в кабинете.

А средний с дояркой, ставшей царицей, правил долго и счастливо.

И, насмотревшись на папашу-царя, сделал трезвость нормой жизни. И для себя и для подданных.

Сократил подданным налоги, ограничил самовластье конституцией, а нефть и газ передал в общенародную собственность.

Правил долго и счастливо. Подданные стали возвращаться обратно.

Мораль:

И ДОЯРКА МОЖЕТ СТАТЬ ЦАРИЦЕЙ! (Если, конечно, это офигенная доярка).

"Трезвость - норма жизни" - это круто!

Из книги Хищное творчество [этические отношения искусства к действительности] автора Диденко Борис Андреевич

Заставить бы дурака… «Заставь дурака молиться, он и лоб расшибет!» – в этом народном «афоризме» не следует видеть только негативный смысл. Дурак – это вроде бы ругательный синоним диффузного человека, но не совсем им заслуженный. Глупость, наивность – это не отсутствие

Из книги Трактат о выживании, как его понимает обычный практик автора Братута Сергей

Не кутёнка, не лягушку, а неведому зверушку Коротко:В результате умножения генной энтропии самца и самки – уровень мутаций может превысить уровень генной стабильности данного вида. В таком случае, возникает угроза производства особи нового вида, наделённой высоким

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Сказка про синюю лягушку В одном зеленом лесу в зеленом болоте под зелеными листьями жили-были зеленые лягушки. И одна из них была синяя. Папа-мама у нее были зеленые, братья-сестры - зеленые, друзья-подруги у нее были зеленые и только она одна была синяя. И ничуть это ее не

Из книги Дитя удачи, или Антикарма. Практическое руководство по модели везения автора Григорчук Тимофей

Защита от дурака Когда вам гадят в уши, то самая элементарная стратегия заключается в том, чтобы говорить: «Да, да, конечно! Всё сделаю! Всё что ни скажете, всё сделаю! Вы меня научили, как правильно жить! Спасибо!». А потом идёте и делаете всё по-своему. При таком поведении

Из книги Такие неformatные дети автора Белопольская Наталия

Зачем тебе два Ивана? Ваня выходил с друзьями из школы, когда его окликнул отец.– Привет, молодой человек! Рад тебя видеть!Ваня остановился в нерешительности.– Иван! Ты что ж это, родному отцу не рад? – Павел Иванович подмигнул сыну.Мальчик немного побледнел, затем

Из книги Путь к Дураку. Книга первая. Философия Смеха. автора Курлов Григорий

КОДЕКС ДУРАКА 1. Ищите Дурака, да обрящете.2. Эволюция развивалась от умного - к дураку. Умный может открыть в себе Дурака. Дурак никогда не согласится стать снова умным, дурак с маленькой буквы - тупиковая ветвь эволюции.3. Дурак настолько прост, что в него отказываются

Из книги Путь к Дураку. Книга 2. Освоение пространства Сказки, или Школа Дурака автора Курлов Григорий

Кодекс Дурака 1. Ищите Дурака, да обрящете.2. Эволюция развивалась от умного - к дураку. Умный может открыть в себе Дурака. Дурак никогда не согласится стать снова умным, дурак с маленькой буквы - тупиковая ветвь эволюции.3. Дурак настолько прост, что в него отказываются

Из книги Женитьба дурака [Теория и предварительная подготовка] автора Шевцов Александр Александрович

Заключение дурака Битва, которую ведет дурак, как бы странно это ни прозвучало, - это битва разума. Разум вырастает из дурака, как из корня. Это видно уже из того, что мы все вырастаем вместе с нашим умищем из детей, которые неразумны.Конечно, эту битву можно кратко и ярко

Из книги Мои исследования геносоциограмм и синдрома годовщины автора Шутценбергер Анн Анселин

Концепция Ивана Бузормени-Надя После краткого личного экскурса мне бы хотелось проанализировать понятие лояльность, одно из ключевых в концепции Бузормени-Надя , которое отсылает нас к двум уровням понимания. Уровню системному, то есть к социальной системе, и уровню

Из книги Обалденика. Книга-состояние. Фаза вторая автора Курлов Григорий Петрович

Из книги Обалденика. Книга-состояние. Фаза третья автора Курлов Григорий Петрович

Кодекс дурака 1. Ищите Дурака, да обрящете.2. Эволюция развивалась от умного – к Дураку. Умный может открыть в себе Дурака. Дурак никогда не согласится стать снова умным, «дурак» с маленькой буквы – тупиковая ветвь эволюции.3. Дурак настолько прост, что в него отказываются

Из книги Правильные сказки автора Шлахтер Вадим Вадимович

Про Ивана-Дурака, Емелю на печи, Сивку-Бурку и Елену Прекрасную Жили были три брата.Двое старших, а третий Иван-Дурак. Перло его, когда все его дураком считали а он потом всех имел.Был он хитрый и прожженый, Ванятка. С утра до вчера тренировался. На коня

Из книги автора

Про Ивана дурака, Попа, Царя, всенародно избранного и заокеанскго партнера Змея-Горыныча В некотором царстве, некотором государстве правил Царь. Царя избрали всенародно. Но считали голоса царевы слуги. Потому царь был избран всей страной единогласно, даже мертвяки с

Из книги автора

Про Ивана-Дурака, Колобка и Шамаханскую Царицу Жил да был на свете Иван.Сами понимаете, Дурак. Все бы такими дураками были - может и жизнь бы наладилась.Хотя вряд ли… И был у него друг - Колобок. Воспитывали его дедушка с бабушкой. Родители без конца отношения выясняли,

Из книги автора

Про Ивана и 333-х богатырей Едет Иван через горы, через лес. Встречает лесных разбойничков. А Ивана с детства маменька учили: ударят тебя по левой щеке, а ты правую подставь… Издеваются, а ты терпи, Бог их накажет. И в школе учили смирению, послушным быть… И горе, не было в доме

Из книги автора

Сказка про Царевну-Несмеяну и Коня Лошадкина Жил-был Царь.И была у него дочь. Звали ее Царевна Несмеяна. Она никогда даже не улыбалась. Издал Царь указ:Кто рассмешит Царевну Несмеяну - тому полцарства и ее саму в жены. Так достало его царское Величество нытье царевны.

Жили три брата: двое разумные, а один дурак. Разумные были женаты, богаты и жили без забот, а дурак свиней пас.
Покуда жил отец, дурак не унывал. Но вот умер отец. И, умирая, он сказал, чтоб стерегли его могилу три ночи по очереди: первую ночь — старший, вторую— средний, а третью — Иван-дурачок.
Вот подходит первая ночь. Боится старший брат:
— Ты,— говорит жене,— уговори Ивана. Пряничек ему, блинок дай, он и пойдет.
Подходит вечер. Иван сидит на печи да в потолке суки считает. Вот жена старшего брата и говорит:
— Сходи, Иван, постереги за брата могилу отца. Я тебе тут блинов напекла, пряников.
— Ладно!—кричит Иван.
Собрался Иван, напихал за пазуху блинов, пряников и пошел... Много ли, мало ли сидел он. Подходит полночь. Раскрывается могила и встает отец.
— Ты, Иван, стережешь?
— Я,— отвечает Иван-дурачок.
— А что старший брат не пришел?
— Боится.
Посидели, поговорили, петухи запели. Покойник вздрогнул и в могилу полез. Приходит Иван домой.
Вот жена старшего брата и спрашивает:
— Ну, что там было?
— Ничего! — отвечает Иван.
Опять приходит вечер. Вот жена среднего брата и говорит:
— Постереги, Иванушка, и за другого брата. Я тут тебе блинков напекла, пряничков.
Обулся Иван-дурачок, забирает блины за пазуху и уходит.
Пришел, сел на могилу, и, пока поел блины, подошла полночь. Открывается могила. Встает отец.
— Ты, Иван, опять стережешь? — спрашивает отец.
— Я,— отвечает Иван-дурачок.
— А что ж не пришел средний брат?
— Боится.
Посидели, поговорили, петухи запели. Покойник вздрогнул и в могилу полез.
Приходит Иван домой. Жена среднего брата спрашивает:
— Ну, что там было?
— Ничего.
Забрался Иван-дурачок на печь да и заснул, как пеньку продавши. Приходит третья ночь. Лежит Иван-дурачок на печи, потягивается. Вот жены братьев и говорят:
— Иди, дурак, стеречь! Твоя очередь! Собрался Иван-дурачок, положил за пазуху хлеба краюху и пошел.
Пришел, сел на могилу и пока ел хлеб, подошла полночь. Открывается могила. Встает отец.
— Ты, Иван, стережешь?
— Я,— отвечает Иван-дурачок.
— Вот, Иван,— говорит отец,— третью ночь ты меня стережешь. Больше всех ты меня любишь. Я тебе отплачу.
Поднялся отец и трижды свистнул. Летит кобылица, золотыми копытами стучит. Хвост по земле волочился, грива до колен...
Отец говорит:
— Вот тебе эта кобылица. Как надо тебе что, пролезь ей с левого уха в правое, и станешь ты молодцом, которому не будет равного. Садись потом на нее, и ты достанешь, что захочешь. А пролезешь с правого-уха в левое,— станешь таким, каким был. Служить тебе она будет до конца твоих дней.
Только он кончил, петухи запели. Покойник вздрогнул и в могилу ввалился.
Погладил Иван кобылицу и отпустил на волю пастись.
Много ли, мало ли прошло времени, объявляет царь по всему царству:
— Кто вспрыгнет на третий этаж за три раза, тому моя дочь и корона.
Съезжаются скакуны-витязи со всего царства. Стали собираться и Ивановы братья, чтоб посмотреть, кто у них новым царем будет. Вот Иван с печи и говорит:
— И я там буду.
— Сиди уж, дурак! — отвечают братья.— Тебе свиней вон пасти надо!
Поехали старшие братья.
Оделся Иван-дурачок и погнал свиней в поле. Там прохожего старца попросил свиней пасти, а сам зашел в лес да как присвистнет три раза!
Летит кобылица, золотые копытца, грива до колен, хвост по земле волочится.
— Что, Иван, надо?
— Едут все на царскую дочь глядеть. Хочу и я с ними.
— Полезай из уха в ухо!
Пролез Иван-дурачок из уха в ухо и стал молодцом таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Вот подъезжает он к царскому дворцу. А народу, народу! Некоторые прыгают на своих конях — хотят до третьего этажа доскочить. Прыгнут — да об землю!
Разогнался Иван-дурачок на своей кобылице и сразу до первого этажа доскочил.
— Лови, лови,— закричал народ. Но Иван-дурачок задал по спине своим братьям нагайкой и вмиг исчез...
Пригнал Иван-дурачок свиней домой, забрался на печь и лежит. Вот приезжают братья.
— Ну, что там было? — спрашивают жены.
— А что там было? Разогнался некий витязь и сразу до первого этажа вспрыгнул!
— Это я,— говорит Иван-дурачок.
— Дурак, не мели пустое! — говорят братья.
— А били вас? — спрашивает Иван.
— Сиди уж там! — прикрикнули братья.— Завтра еще поедем.
Прошла ночь. Наступило утро. Снова собираются братья.
— И я там буду! — говорит Иван-дурачок.
— Иди уж свиней паси! — говорят они.
Оделся Иван-дурачок, корзинку на грибы взял и погнал свиней. Набрал грибов, наварил, наелся и захотел опять съездить к цареву дворцу. Вот он зашел в лес да как свистнет три раза! Летит кобылица, золотые копытца, грива до колен, хвост по земле волочится.
— Что надо, Иван?

— Они нас будут глядеть, а не мы их! — сказала кобылица.— Полезай из уха в ухо!
Пролез Иван из уха в ухо и стал молодцом лучше прежнего. Вот приезжают они к царскому дворцу— народу еще больше. Увидели его, закричали:
— Вот он! Вот он!..
Разогнался Иван-дурачок на своей кобылице — второго этажа достиг!
— Лови, лови! — закричал народ. Но Иван-дурачок задал по спине своим братьям нагайкой и вмиг исчез.
Пригнал он свиней, забрался на печь и лежит. Приходят братья. Жены их спрашивают:
— Ну что там было?
— Одурел тот витязь... До второго этажа уже допрыгнул.
— То был я! — говорит дурачок.
— Что ты там, дурак, бормочешь?
— Я спрашиваю: били вас? — отвечает Иван-дурачок.
— Завтра поедем еще! — говорят братья и ложатся спать.
Наутро, чуть свет, братья уже собираются. Иван-дурачок говорит им:
— И я там буду!
— Свиней, дурак, паси!
Оделся Иван-дурачок, корзину на грибы взял и погнал свиней. Набрал там грибов, наварил, наелся захотел опять съездить на царев двор. Зашел в лес да как свистнет три раза! Летит кобылица, золотые копытца, грива до колен, хвост по земле волочится.
— Что надо, Иван?
— Все едут царевну глядеть. Хочу и я.
— Они нас будут глядеть, а не мы их! — отвечает кобылица, золотые копытца.
Пролез Иван-дурачок из уха в ухо и стал молодцом хоть куда. Вот подъезжает он к царскому дворцу. А народу, народу... не пробиться! Шевельнул Иван-дурачок уздечкой, взвилась кобылица — третьего этажа достигла. А царевна — кольцо на палец Ивану!
Вернулся Иван к своим свиньям, перелез из уха в ухо, отпускает кобылицу, завязывает тряпочкой кольцо на пальце и гонит свиней домой.
Пригнал, отрезал хлеба ломоть — и на печь.
Приезжают братья. Жены спрашивают их:
— Ну, что там было?
— Что? Уже до третьего этажа допрыгнул тот витязь. Скоро, наверное, свадьба!
— То я был и царевну видал! — говорит Иван.
Братья посчитали, что дурак бредит, и ничего не ответили. Подошла ночь. Спать легли. Не спится Ивану. Хочется поглядеть, что за кольцо на пальце.
Только развернул тряпочку, кольцо как блеснет!
— Что ты, дурак, спички трешь?! — закричали братья.— Хату спалишь!
Спрятал Иван кольцо, лежит — не дышит.
Много ли, мало ли времени прошло, приглашает царь съехаться всех мужчин ко двору.
Поехали братья. Решил Иван-дурачок ехать.
Не гонит свиней. Лежит на печке да сучки в потолке считает.
— Гони свиней! — закричали на него жены братьев.
— Я не погоню.
Сволокли они его с печи, надавали под бока и за двери вытолкнули.
Пошел он в лес, свистнул трижды. Прибежала кобылица, золотые копытца, грива до колен, хвост по земле волочится.
— Что надо, Иван?
Все поехали к царю. Хочу и я.
— Садись! — говорит кобылица.
Вмиг очутились у столицы. Тут Иван-дурачок остановился, отпустил кобылицу и пешком пошел.
Пришел он ко дворцу и стал в уголок.
Вот царь, дочь его и старший боярин ходят по рядам мужчин, узнают жениха. Один, другой... Доходит, наконец, очередь до Ивана-дурачка. Он лохматый, оборванный.
— Что глядеть его? — говорит царь.
А боярин был разумней царя. Говорит Ивану:
— Покажи-ка руки! Протянул Иван руки свои.
— А что это у тебя палец завернут? — спрашивает боярин.
— Это я свиней пас, мозоль набил.
— Ну-ка, развяжи!
Столпился вокруг народ. Прибежали сюда и братья Ивановы. Развязал Иван-дурачок палец.
— Этот! — говорит царская дочь.— Прогоните его! Я за него замуж не пойду!
— Нет, дочь, что случилось, то и будет! — говорит царь.— Царское слово должно крепким быть.
Делать нечего. Взяла царская дочь Ивана-дурачка и повела его во дворец.
Поглядели братья, позавидовали.
Много ли, мало ли прошло времени после свадьбы, пошел соседний царь войной на это царство. Все едут на войну. Вот царская дочь, жена Иванова, и говорит:
— Один ты сидишь дома!
Гонец за гонцом скачут в столицу. Дрянь дела на войне... Свистнул Иван-дурачок трижды. Прилетела кобылица, золотые копытца, грива до колен, хвост по земле волочится.
— Что надо, Иван?
— Плохи дела на войне. Надо помочь.
— Лезь из уха в ухо.
Пролез Иван из уха в ухо и сделался молодцом, закованным в щит и с мечом в руках.
Прискакал на поле боя. А неприятель идет и идет. Ну и взялся тут Иван-дурачок! Не столько он рубит, сколько кобылица ногами топчет. Побил, разогнал, потоптал Иван чужое войско. Рать царя-тестя обрадовалась, кинулась вдогонку. Иван поднял уздечку. Взвилась кобылица, и исчезли они с поля боя.
Ради победы собрались пировать в царском дворце витязи. Ну, конечно, пригласили и Ивана-дурачка: царский зять!
Выпили, закусили. Вот царь и говорит:
— А если б не тот витязь, плохо б нам было. Вот ели б мне его увидеть!
Не успел царь так сказать, как скачет гонец и объявляет, что с другой стороны идет новый царь войной.
Снова воюют, снова идут люди на войну. Вот царская дочь и говорит Ивану-дурачку:
— Все едут на войну, один ты сидишь дома!
Снова скачут гонцы с плохими вестями.
Решил Иван, что пора и ему на войну ехать. Вышел он вечером и трижды свистнул. Прилетела кобылица, золотые копытца, грива до колен, хвост по земле волочится.
— Что надо, Иван?
— Дрянь дела на войне. Надо помочь.
— Полезай из уха в ухо.
Полез он в левое ухо, а из правого вылез закованный в щит, с мечом в руке.
И вот он опять в самом бою. Вскипел богатырским гневом и ну бить! Не столько рубит, сколько кобылица ногами солдат давит. Перетер, перебил и остатки чужого войска разогнал.
Вернулся царь во дворец, да и задумался: «Кто такой? Куда делся? Как найти? Как отблагодарить этого витязя?»
Опять собрались во дворец пировать ради победы. Царь и говорит:
— Кто может найти богатыря, что два раза спасал наше царство?
Все задумались, а Иван-дурачок знай ест, как ни в чем не бывало. И вот опять летит гонец с третьей стороны!
В третий раз война.
В третий раз собираются люди.
Сидит Иван-дурачок да в окно поглядывает.
Вот царевна и говорит ему:
— Все едут на войну, один ты сидишь!
А чужие солдаты все ближе и ближе... Царь забеспокоился пуще прежнего.
Ничего Иван-дурачок не сказал, а как дождался утра, вышел на крыльцо и свистнул три раза. Прилетела кобылица, золотые копытца, грива до колен, хвост по земле волочится.
— Что надо, Иван?
— Плохи дела на войне.
— Лезь из уха в ухо.
Пролез Иван-дурачоок из уха в ухо и стал богатырем, закованным в латы и с огненным мечом в руке.
Кобылица и говорит ему:
— Бей неприятеля, но только с правой стороны. Если ударишь с левой, тебя заберут или неприятельские силы, или свои солдаты. Тогда я тебе не в силах помочь. Помни.
Шевельнул он уздечкой, взвилась кобылица. А царевна видела, как Иван пролез из уха в ухо и каким после этого стал, и слышала, что говорила ему кобылица. И вот шлет она полк солдат, чтобы не дали они ему дураком сделаться, а как победят неприятеля, схватили бы Ивана в облике богатыря. И наказала, чтобы хватали с левой стороны.
Врезался Иван-дурачок на своей кобылице в гущy неприятеля и ну сечь, бить, топтать... Не столько рубит, сколько кобылица копытами топчет.
Видит неприятель, что дело плохо, и давай удирать.
Подлетел полк солдат к Ивану и давай поздравлять, и все норовят зайти с левой стороны. Ближе, ближе... Кобылица храпит, бьет копытами об землю, а Иван, как нарочно, не шевелит уздечкой. И вот смельчаки схватили Ивана. Взмахнул он мечом и грохнулся об землю. Кобылица заржала и исчезла.
Нагнулись солдаты над богатырем и видят, что это Иван, муж царевны. Шевельнулся Иван-дурачок раза два и умер. И долго плакало войско над ним, плакала и царевна.