Колбасьев сергей адамович.

Сергей Адамович Колбасьев

Колбасьев Сергей Адамович - поэт, прозаик.

Родился в семье чиновника; по материнской линии предками Колбасьева были мальтийские итальянцы, так что впоследствии своим «итальянско-мальтийским» происхождением Колбасьев объяснял как «романтические» наклонности своего характера, так и способность к языкам (уже в юности он в совершенстве владел английским, французским и немецким, позже изучал фарси и шведский). Мать Колбасьева - Эмилия Петровна, урожденная Каруана - была незаурядной, одаренной личностью, не чуждой литературному творчеству (в 1921-22 она работала секретарем петроградского Дома Поэтов на Литейном пр.), под ее влиянием в сыне рано сформировался интерес к искусству и литературе. Однако после окончания петербургской гимназии Лентовской Колбасьев по совету дяди и с согласия матери поступает в Петербургский Морской кадетский корпус (ныне - Морское училище им. М.В.Фрунзе).

В 1917 Колбасьев прошел практику на черноморском эскадренном миноносце «Свирепый», а в 1918 после досрочного (в связи с закрытием учебного заведения) выпуска начал службу на линкоре «Петропавловск». Воспитанный в либерально-демократических традициях, свойственных петербургской интеллигенции, Колбасьев решительно встает на сторону красных и делает типичную «революционную» карьеру «военспеца»: на эскадренном миноносце «Московитянин» принимает участие во взятии Энзели, затем служит старшим помощником на эскадренном миноносце «Прыткий» и принимает активное участие в боевых действиях Волго-Каспийской флотилии; в сент. 1919 вновь на «Петропавловске» участвует в боях за Петроград, а с июля 1919 по февр. 1922 занимает ответственные должности в Азовской военной флотилии и в штабе действующей эскадры Черного моря.

Переломным моментом в биографии Колбасьев стала встреча летом 1921 в Севастополе с Н.С.Гумилевым (в стихотворении Гумилева «Мои читатели» об этом сказано: «Лейтенант, водивший канонерки / Под огнем неприятельских батарей, / Целую ночь над южным морем / Читал мне на память мои стихи»). Колбасьев помог Гумилеву издать книгу стихов «Шатер», а затем сопровождал его в Петроград. Гумилев ввел Колбасьева в круг петроградской творческой интеллигенции, объединившейся тогда вокруг издательства «Всемирная литература»; в февр. 1922 по ходатайству наркома просвещения А.В.Луначарского Колбасьев был откомандирован для работы в этом издательстве и затем уволен в запас.

В 1922 Колбасьев вместе с Н.С.Тихоновым участвует в создании литературной группы «Островитяне», которая выпускает одноименный коллективный сборник стихотворений; тогда же Колбасьев издает поэму «Открытое море». Откликаясь на выход сборника и поэмы, В.Я.Брюсов писал: «Определенной программы в стихах островитян нет; единственное, что роднит их между собой, это - попытки выбиться из шаблона эпигонов символизма... С.Колбасьев стремится к простоте речи, хочет действовать на читателя сжатым реализмом своих картин; но очень часто это приводит автора к самой несомненной прозе» (Брюсов В.Я. Среди стихов: 1894-1924: Манифесты, статьи, рецензии. М., 1990. С.572). «Стихи, которые пишет тогда Колбасьев,- вспоминал Н.С.Тихонов,- полны впечатлений Гражданской войны, но в них, несмотря на точность морских описаний, есть излишняя сухость, прозаичность: "Светят прожекторами. / И, кажется, крейсера. / От них не уйдешь, пожалуй, / А уходить пора. / Что ж, держим на север, / Если нет другого пути. / Минные загражденья? / Попробуем пройти"». (Тихонов Н.С. Морские повести и рассказы Сергея Колбасьева // Колбасьев С.А. Поворот все вдруг. С.8). Нетрудно увидеть в «прозаизме» Колбасьева, равно как и в его стремлении к тематической «экзотике», влияние «школы Гумилева».

В 1923 после женитьбы на В.П.Семёновой - студийке «Института живого слова» и участнице литера. группы «Голубой круг» - Колбасьев устраивается, благодаря знакомству с семьей Л.М.Рейснер, на место переводчика в советском посольстве в Кабуле (Афганистан), которое возглавлял тогда муж Л.М.Рейснер - Ф.Ф.Раскольников. В том же году Колбасьев был отозван из Афганистана и направлен в торговое представительство СССР в Хельсинки, где проработал до 1928.

После возвращения в Ленинград Колбасьев вновь обращается к литературной деятельности, вступает в Ленинградско-Балтийское отделение Литературного объединения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ), где скоро заявляет о себе как о самобытном прозаике-маринисте.

В 1930 выходит его книга рассказов «Поворот все вдруг», главной темой которой стала судьба кадрового морского офицерства в годы Гражданской войны.

В 1930-е Колбасьев создает «трилогию» - повести «Арсен Люпен», «Джигит» и «Река»,- повествующую о становлении выпускника Морского кадетского корпуса, пришедшего на Красный флот; в главном герое трилогии Василии Бахметьеве угадываются автобиографические черты. Проза Колбасьев была лишена ложного пафоса; ироничная и безупречная по стилю, она быстро завоевала популярность у читателей, но тут же подверглась резкой критике со стороны «теоретиков» ЛОКАФа - Вс.Вишневского, Л.Соболева и др., которые обвиняли Колбасьева в «безыдейности» и «непонимании смысла Гражданской войны и движущих сил революции».

В 1930-е Колбасьев, помимо художественного творчества, увлекается радиоделом, много изобретает (среди прочего - оригинальные конструкции магнитофона и телевизора), пишет популярные учебники по радиоделу - «Радио - нам» (1929) и «Радиокнижка» (1931). Другим увлечением Колбасьев стал джаз: пропаганде джаза в Советской России Колбасьев уделил много сил, в т.ч. защите Л.О.Утесова от нападок властей; квартира Колбасьева на Моховой улице в Ленинграде стала своеобразным «музыкальным салоном» (помимо прочего, Колбасьев собрал уникальную коллекцию пластинок с записями джазовой музыки).

В 1935 выходит последний сборник «морских» рассказов Колбасьева - «Правила совместного плавания», а в 1937 Колбасьев был внезапно арестован. Дальнейшая его судьба неизвестна, равно как и точная дата смерти. Начиная с 1960-х произведения Колбасьева неоднократно переиздавались. «Есть книги, в которых отсутствует игра воображения,- писал Н.С.Тихонов,- они на грани воспоминаний; кажется, что в них герои носят подлинные фамилии, эти книги хорошо передают и дух, и цвет, и голос эпохи. Они правдивы и скромны, люди в них видны во весь рост, и это русские люди, показанные в решающие годы своей жизни. К таким книгам относятся и произведения Сергея Колбасьева» (Тихонов Н.С. Морские повести и рассказы Сергея Колбасьева. С.11).

Ю.В.Зобнин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 231-232.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Поворот все вдруг: рассказы и повести. Л., 1986.

Литература:

Черкасский Я. Моряки четырех морей, но одной революционной крови... // Колбасьев С.А. Повести. Рассказы. Мурманск, 1981. С.3-7;

Колбасьева Г.С. Сергей Колбасьев // Жизнь Николая Гумилева: Воспоминания современников. Л., 1991. С.315-317.

Сергей Адамович Колбасьев
267x400px
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ариэль Брайс

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

не известно

Гражданство:

Российская империя 22x20px Российская империя
СССР 22x20px СССР

Род деятельности:
Язык произведений:
Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Серге́й Ада́мович Колба́сьев (3 (15 ) марта , Одесса , Херсонская губерния , Российская империя -25 октября 1937/30 октября 1942 ) - русский и советский моряк, прозаик-маринист, поэт, радиолюбитель, энтузиаст джаза .

Биография

Осенью 1919 года на линкоре «Петропавловск» участвовал в обороне Петрограда.

С июля 1920 года служил командиром канонерской лодки «Знамя социализма» и, одновременно, командиром дивизиона канонерских лодок Азовской флотилии . С февраля 1920 года по февраль 1921 года был начальником оперативного отдела эскадры морских сил Черного моря . В феврале 1922 года по ходатайству наркома просвещения А. В. Луначарского Колбасьев был откомандирован для работы в издательстве «Всемирная литература » и уволен в запас.

В 1931-1932 годах Колбасьев проходил стажировку на эсминцах «Калинин » и «Карл Маркс » в качестве штурмана, затем флаг-связиста дивизиона эсминцев . В 1937 году Колбасьеву было присвоено звание интенданта 3-го ранга, что соответствовало званию капитан-лейтенанта в военно-морском флоте.

Дипломатическая работа

Работал переводчиком в советских дипломатических миссиях: в 1923 году в кабульском полпредстве (вернулся на родину из-за конфликта с главой миссии Ф. Ф. Раскольниковым), и в 1923-1928 годах - в торговом представительстве в Хельсинки . Затем там же, в Хельсинки, заведовал экспортом и импортом радиооборудования.

Творческая деятельность

Во время службы на Чёрном море летом 1921 года познакомился с Николаем Гумилёвым и решил заняться литературой.

В 1921 году вернулся в Петроград. Вместе с Н. Тихоновым и К. Ваги­новым вступил в литературную группу «Островитяне ». В сборнике этой группы опубликовал пять первых стихотворений. По воспоминаниям Исая Рахтанова , именно благодаря Колбасьеву, владевшему английским языком, Николай Тихонов испытал сильное влия­ние Редьярда Киплинга .

В Ленинграде Колбасьев стал членом «Литературного объединения Красной Армии и Флота ». В журнале «Вокруг света » писатель опубликовал роман-игру «Факультет кругосветного путешествия» (1928), цикл морских рассказов «Поворот все вдруг» (1930), повесть «Салажонок» (1931). Около 1930 года он написал научно-популярную книжку для юношества о радиотехнике, писал очерки о социалистическом строительстве в городе и на селе.

Колбасьев продолжил литературную деятельность, опубликовав книгу «Правила совместного плавания», повести «Арсен Люпен», «Джигит» и «Река». Главной темой произведений писателя была служба на кораблях Красного флота, со времён Гражданской войны до первой пяти­летки . Совместно с литературным критиком Н. А. Коварским написал сценарий к фильму «Миноносец „Бауман“».

В своих рассказах Колбасьев описывает собственный опыт службы во флоте, уделяя большое внимание техническим подробностям. Его проза - чаще всего авто­биографическая, - написана живо, но вовсе не плотно, не сжато; Колбасьев любит удивлять не­ожиданными поворотами сюжета и оживлять повествование прямой речью.

Есть версия, что именно Колбасьевым в 1937 или 1938 году написано известное стихотворение «В час вечерний, в час заката…», которое обычно считается предсмертным стихотворением Николая Гумилёва .

Увлечения

С. А. Колбасьев обладал разносторонними интересами, много читал, хорошо знал живопись и музыку, увлекался фотографией, авиа- и судомоделизмом , радиолюбительством .

Судомоделизм

Модели кораблей он начал строить ещё в детстве. лет с десяти, построил настоящий флот. Модели надводных и подводных кораблей отличались тщательностью изготовления, вплоть до мелких деталей - якорей, шлюпок, поворотных орудий и такелажа, при том, длина одного из самых крупных кораблей - линкора - была около восемнадцати сантиметров.

Подаренная дочери собственноручно изготовленная модель яхты (длиной около шестидесяти пяти сантиметров) была пригодна для пусков в Финском заливе, на ней можно было поднимать и спускать паруса.

Коллекция моделей погибла во время блокады Ленинграда в 1942 году.

Радиолюбительство

Важное место в жизни С. А. Колбасьева занимало увлечение радио. Он не только собрал собственный проигрыватель для пластинок, которые привозил из зарубежных командировок, и приемник, отличавшиеся прекрасным качеством звучания, но и, совместно с писателем и инженером В. Д. Охотниковым , разработал и звукозаписывающий аппарат. В этом устройстве для записи звука использовалась склеенная в кольцо кинопленка.

Им же было создано оригинальное устройство для воспроизведения изображения, в котором картинка возникала при вращении металлического перфорированного диска.

Написал популярные книги для юных радиолюбителей - «Радио - нам » и «Радиокнижка », которая выдержала три издания.

Энтузиаст джаза

Колбасьев был одним из пропагандистов джазовой музыки в СССР. Он коллекционировал грампластинки, записывал музыку с радиоэфира с помощью рекордеров собственной конструкции, вёл радио-передачи о джазе и выступал с лекциями в ленинградских и московских домах культуры. Был консультантом-методистом молодёжного джаз-оркестра, опубликовал статью «Jazz ». Эта сторона его деятельности показана в кинофильме 1983 года «Мы из джаза ».

Аресты и репрессии

В декабре 1933 года и в 1934 году С. А. Колбасьев дважды был арестован как «сотрудник иностранных разведорганов» Великобритании и Финляндии (дело «Двойник»), но оба раза был освобождён.

Как и при первых арестах, Колбасьев не признавал себя виновным, но его «контрреволюционность» подтвердили свидетели по делу: замредактора журнала «Костёр » К. Н. Боголюбов и безработный Д. Г. Стуков. В дни, когда ещё шло следствие, в передовой статье журнала «Рабочий и театр» за август 1937 года, «бывший офицер Колбасьев» был назван в числе «подонков, оказавшихся агентами фашизма».

Гибель

Сведения о гибели Колбасьева противоречивы. Ранее считалось, что он был расстрелян 30 октября 1937 года по решению тройки УНКВД по Ленинградской области в соответствии с актом о расстреле 65 осуждённых, в котором Колбасьев фигурировал под № 11 (акт подписан 30 октября 1937 года). Однако, согласно учётно-анкетной карточке Колбасьева, 21 января 1938 года он убыл из тюрьмы в неясном направлении. По свидетельству очевидца А. А. Вейхера, в феврале 1938 года Колбасьев среди большой группы заключённых замёрз на лесоповале в Талнахе .

В 1956 году дочь писателя Галина Сергеевна получила справку о смерти отца, где говорилось, что С. А. Колбасьев умер от лимфосаркомы 30 октября 1942 года. Известно, что подобные справки в большинстве случаев фальсифицировались .

Память

  • В течение 20 лет имя С. А. Колбасьева практически не упоминалось в печати. О его смерти стало известно лишь после реабилитации, последовавшей 2 июля 1956 года .
  • Капитан Колбасьев - эпизодический персонаж фильма «Мы из джаза ».
  • В 1999 году имя С. А. Колбасьева присвоено базовому тральщику Балтийского флота.
  • В 2007 году на доме по адресу Санкт-Петербург , Моховая улица 18, где в квартире № 6 проживал писатель, была торжественно открыта памятная доска работы Геннадия Пейчева .

Семья

В 1923 году С. А. Колбасьев женился на Вере Петровне Семёновой, в том же году у них родилась дочь Галина. В 1928 они разошлись. Хотя официального развода не было, в протоколах допросов женой указана тогдашняя подруга Колбасьева - Нина Николаевна Малкова, впоследствии сосланная в Ярославль. Дочь Сергея Колбасьева, Галина Сергеевна, сделала в квартире музей, посвящённый отцу, а в 2007 году присутствовала на открытии мемориальной доски на Моховой улице.

Сочинения

  • «Открытое море». Стихи. Петроград, 1922
  • «Радио - нам», 1929
  • «Поворот все вдруг», Ленинград, 1930 - трилогия из повестей:
    • «Арсен Люпен» ,
    • «Джигит» ,
    • «Река» .
  • «Салажонок», Москва, 1931
  • «Радиокнижка», 1931
  • «Правила совместного плавания», 1935
  • «Военно-морские повести», Москва, 1936
  • «Командиры кораблей», журнал «Нева» 1983.
  • «Два рассказа» // «Ав­рора», 1984, № 12.

См. также

Напишите отзыв о статье "Колбасьев, Сергей Адамович"

Примечания

Примечания

Сноски

Источники

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Колбасьев, Сергей Адамович

Встав и встряхнувшись от своих тяжких дум, я решила всё же последовать совету отца и ещё раз пойти в Мэтэору. Хуже всё равно уже не могло было быть. Поэтому, настроившись на Севера, я пошла...
На этот раз не было ни гор, ни прекрасных цветов... Меня встретил лишь просторный, очень длинный каменный зал, в дальнем конце которого зелёным светом сверкало что-то невероятно яркое и притягивающее, как ослепительная изумрудная звезда. Воздух вокруг неё сиял и пульсировал, выплёскивая длинные языки горящего зелёного «пламени», которое, вспыхивая, освещало огромный зал до самого потолка. Рядом с этой невиданной красотой, задумавшись о чём-то печальном, стоял Север.
– Здравия тебе, Изидора. Я рад, что ты пришла, – обернувшись, ласково произнёс он.
– И ты здравствуй, Север. Я пришла ненадолго, – изо всех сил стараясь не расслабляться и не поддаваться обаянию Мэтэоры, ответила я. – Скажи мне, Север, как вы могли отпустить отсюда Анну? Вы ведь знали, на что она шла! Как же вы могли отпустить её?! Я надеялась, Мэтэора будет её защитой, а она с такой легкостью её предала... Объясни, пожалуйста, если можешь...
Он смотрел на меня своими грустными, мудрыми глазами, не говоря ни слова. Будто всё уже было сказано, и ничего нельзя было изменить... Потом, отрицательно покачав головой, мягко произнёс:
– Мэтэора не предавала Анну, Изидора. Анна сама решила уйти. Она уже не ребёнок более, она мыслит и решает по-своему, и мы не вправе держать её здесь насильно. Даже если и не согласны с её решением. Ей сообщили, что Караффа будет мучить тебя, если она не согласится туда вернуться. Поэтому Анна и решила уйти. Наши правила очень жёстки и неизменны, Изидора. Стоит нам преступить их однажды, и в следующий раз найдётся причина, по который жизнь здесь быстро начнёт меняться. Это непозволимо, мы не вольны свернуть со своего пути.
– Знаешь, Север, я думаю, именно ЭТО и есть самая главная ваша ошибка... Вы слепо замкнулись в своих непогрешимых законах, которые, если внимательно к ним присмотреться, окажутся совершенно пустыми и, в какой-то степени, даже наивными. Вы имеете здесь дело с удивительными людьми, каждый из которых сам по себе уже является богатством. И их, таких необычайно ярких и сильных, невозможно скроить под один закон! Они ему просто не подчинятся. Вы должны быть более гибкими и понимающими, Север. Иногда жизнь становится слишком непредсказуемой, так же, как непредсказуемы бывают и обстоятельства. И вы не можете судить одинаково то, что п р и в ы ч н о, и то, что уже не вмещается более в ваши давно установленные, устаревшие «рамки». Неужели ты сам веришь в то, что ваши законы правильны? Скажи мне честно, Север!..
Он смотрел изучающе в моё лицо, становясь всё растеряннее, будто никак не мог определиться, говорить ли мне правду или оставить всё так, как есть, не беспокоя сожалениями свою мудрую душу...
– То, что являет собою наши законы, Изидора, создавалось не в один день... Проходили столетия, а волхвы всё так же платили за свои ошибки. Поэтому даже если что-то и кажется нам иногда не совсем правильным, мы предпочитаем смотреть на жизнь в её всеобъемлющей картине, не отключаясь на отдельные личности. Как бы это ни было больно...
Я отдал бы многое, если бы ты согласилась остаться с нами! В один прекрасный день ты, возможно, изменила бы Землю, Изидора... У тебя очень редкий Дар, и ты умеешь по настоящему МЫСЛИТЬ... Но я знаю, что не останешься. Не предашь себя. И я ничем не могу помочь тебе. Знаю, ты никогда не простишь нам, пока будешь жива... Как никогда не простила нас Магдалина за смерть своего любимого мужа – Иисуса Радомира... А ведь мы просили её вернуться, предлагая защиту её детям, но она никогда более не вернулась к нам... Мы живём с этой ношей долгие годы, Изидора, и поверь мне – нет на свете ноши тяжелей! Но такова наша судьба, к сожалению, и изменить её невозможно, пока не наступит на Земле настоящий день «пробуждения»... Когда нам не нужно будет скрываться более, когда Земля, наконец, станет по-настоящему чистой и мудрой, станет светлей... Вот тогда мы и сможем думать раздельно, думать о каждом одарённом, не боясь, что Земля уничтожит нас. Не боясь, что после нас не останется Веры и Знания, не останется ВЕДАЮЩИХ людей...
Север поник, будто внутри не соглашаясь с тем, что сам только что мне говорил... Я чувствовала всем своим сердцем, всей душой, что он верил намного более в то, во что так убеждённо верила я. Но я также знала – он не откроется мне, не предавая этим Мэтэору и своих любимых великих Учителей. Поэтому я решила оставить его в покое, не мучить его более...
– Скажи мне, Север, что стало с Марией Магдалиной? Живут ли ещё где-то на Земле её потомки?
– Конечно же, Изидора!.. – тут же ответил Север, и мне показалось, что его искренне обрадовала перемена темы...

Чудесная картина Рубенса «Распятие». Рядом с телом Христа (внизу) – Магдалина и его брат, Радан (в
красном), а за Магдалиной – мать Радомира, Ведунья Мария. На самом верху – Иоанн, а справа и слева от
него – двое Рыцарей Храма. Остальные две фигуры неизвестны. Возможно это были иудеи, у которых
жила семья Радомира?..

– После смерти Христа Магдалина покинула ту жестокую, злую землю, отнявшую у неё самого дорогого на свете человека. Она ушла, уводя с собой вместе малышку-дочь, которой было в то время всего-навсего четыре года. А её восьмилетнего сына тайно увезли в Испанию рыцари Храма, чтобы он, во что бы то ни стало, остался в живых и смог продолжить великий Род своего отца. Если желаешь, я расскажу тебе истинную историю их жизни, ибо то, что преподносится людям сегодня, является просто историей для несведущих и слепцов...

Магдалина со своими детьми – дочерью Радомир со своими детьми – сыном Светодаром и дочерью Вестой
и сыном. Витражи из церкви Святого Назара,
Лему, Лангедок, Франция
(St. Nazare, Lemoux, Langedoc)
На этих чудесных витражах Радомир и Магдалина со своими детьми – сыном
Светодаром и дочерью Вестой. Также, здесь видна ещё одна весьма интересная
деталь – священнослужитель, стоящий рядом с Радомиром одет в форму като-
лической церкви, что две тысячи лет назад ещё никоим образом не могло бы-
ло быть. Она появилась у священников только в 11-12 столетиях. Что, опять же,
доказывает рождение Иисуса-Радомира только в 11 веке.

Я согласно кивнула Северу.
– Расскажи, пожалуйста, правду... Расскажи мне о них, Север...

Радомир, предчувствуя свою скорую
гибель, отправляет девятилетнего
Светодара жить в Испанию... Чув-
ствуется глубокая грусть и общее
отчаяние.

Его мысли унеслись далеко-далеко, окунаясь в давние, покрытые пеплом веков, сокровенные воспоминания. И началась удивительная история...
– Как я тебе уже рассказывал ранее, Изидора, после смерти Иисуса и Магдалины, всю их светлую и печальную жизнь оплели бессовестной ложью, перенося эту ложь также и на потомков этой удивительной, мужественной семьи... На них «одели» ЧУЖУЮ ВЕРУ. Их чистые образы окружили жизнями ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ, которые тогда уже давно не жили... В их уста вложили СЛОВА, которых они НИКОГДА НЕ ПРОИЗНОСИЛИ... Их сделали ОТВЕТСТВЕННЫМИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, которые СОВЕРШАЛА И СОВЕРШАЕТ ЧУЖАЯ ВЕРА, самая лживая и преступная, существовавшая когда-либо на Земле...
* * *
От автора: Прошло много-много лет после моей встречи с Изидорой... И уже сейчас, вспоминая и проживая бывшие далёкие годы, мне удалось найти (находясь во Франции) любопытнейшие материалы, во многом подтверждающие правдивость рассказа Севера о жизни Марии Магдалины и Иисуса Радомира, которые, думаю, будут интересны для всех, читающих рассказ Изидоры, и возможно даже помогут пролить хоть какой-то свет на ложь «правящих мира сего». О найденных мною материалах прошу читать в «Дополнении» после глав Изидоры.
* * *
Я чувствовала, что весь этот рассказ давался Северу очень непросто. Видимо, его широкая душа всё ещё не соглашалась принять такую потерю и всё ещё сильно по ней болела. Но он честно продолжал рассказывать дальше, видимо понимая, что позже, возможно, я уже не смогу ни о чём более его спросить.

На этом витраже Магдалина изобра-
жена в виде Учителя, стоящего над
королями, аристократами, филосо-
фами и учёными...

– Помнишь ли, Изидора, я говорил тебе, что Иисус Радомир никогда не имел ничего общего с тем лживым учением, о котором кричит христианская церковь? Оно было полностью противоположно тому, чему учил сам Иисус, а после – и Магдалина. Они учили людей настоящему ЗНАНИЮ, учили тому, чему мы учили их здесь, в Мэтэоре...
А Мария знала даже больше, так как могла свободно черпать своё знание из широких просторов Космоса, после того как от нас ушла. Они жили, тесно окружённые Ведунами и одарёнными, которых люди позже переименовали в «апостолов»... в пресловутой «библии» оказавшихся старыми, недоверчивыми иудеями... которые, думаю, если бы могли, по-настоящему тысячу раз предали бы Иисуса. «Апостолами» же его в реальности были Рыцари Храма, только не построенного человеческими руками, а созданного высокой мыслью самого Радомира – Духовного Храма Истины и Знания. Этих рыцарей вначале было всего лишь девять, и собрались они вместе для того, чтобы в силу своих возможностей оберегать Радомира и Магдалину в той чужой и опасной для них стране, в которую так безжалостно швырнула их судьба. А ещё задача Рыцарей Храма состояла также и в том, чтобы (случись что-то непоправимое!) сберечь ИСТИНУ, которую несли «душой пропавшим» иудеям эти двое чудесных, светлых людей, отдававших свой Дар и свои чистые Жизни за покой на их любимой, но всё ещё очень жестокой планете...
– Значит и «апостолы» тоже были совершенно другими?! Какими же они были?! Можешь ли ты рассказать мне о них, Север?
Мне было настолько интересно, что на какой-то короткий миг даже удалось «усыпить» свои мучения и страхи, удалось на мгновение забыть грядущую боль!.. Я обрушила на Севера настоящий шквал вопросов, даже точно не зная, существуют ли на них ответы. Так сильно мне хотелось узнать настоящую историю этих мужественных людей, не опошлённую ложью долгих пяти сотен лет!!!
– О, они были истинно чудесными людьми – рыцари Храма – Изидора!.. Вместе с Радомиром и Магдалиной они создали великолепный костяк МУЖЕСТВА, ЧЕСТИ и ВЕРЫ, на котором строилось светлое УЧЕНИЕ, оставленное когда-то нашими предками для спасения нашей родной Земли. Двое из рыцарей Храма были нашими учениками, а также потомственными воинами из старейших европейских аристократических семей. Они стали у нас смелыми и одарёнными Ведунами, готовыми на всё, чтобы сохранить Иисуса и Магдалину. Четверо были потомками Русов-Меровингов, также имевших большой Дар, как и все их далёкие предки – короли Фракии... Как и сама Магдалина, также рождённая от этой необыкновенной династии, и с гордостью нёсшая свой семейный Дар. Двое же были нашими Волхвами, добровольно покинувшими Мэтэору, чтобы защитить идущего на собственную погибель их любимого Ученика, Иисуса Радомира. Они не смогли в своих душах предать Радомира, и даже зная, что его ждёт, без сожалений последовали за ним. Ну, а последним, девятым из рыцарей-защитников, о котором до сих пор не знает и не пишет никто, был родной брат самого Христа, сын Белого Волхва – Радан (Ра – дан, данный Ра)... Он-то и сумел сохранить сына Радомира, после гибели оного. Но, защищая его, к сожалению, погиб сам...
– Скажи, Север, не имеет ли это чего-либо общего с легендой о близнецах, где говорится, что у Христа был брат-близнец? Я об этом читала в нашей библиотеке и всегда хотела знать, было ли это правдой, или всего лишь очередной ложью «святых отцов»?

– Нет, Изидора, Радан не был близнецом Радомира. Это явилось бы нежелательной дополнительной опасностью к и так уже достаточно сложной жизни Христа и Магдалины. Тебе ведь известно, что близнецы связаны слишком тесно нитью своего рождения, и опасность для жизни одного может стать опасностью для другого? – Я кивнула. – Поэтому волхвы никак не могли допустить такой ошибки.
– Значит, всё же, не все в Мэтэоре предали Иисуса?! – обрадовано воскликнула я. – Не все спокойно смотрели, как он шёл на смерть?..
– Ну, конечно же, нет, Изидора!.. Мы бы все ушли, чтобы защитить его. Да не все сумели перешагнуть через свой Долг... Знаю, что ты не веришь мне, но мы все до единого очень любили его... и, конечно же, Магдалину. Просто не все могли забыть свои обязанности и бросить всё из-за одного человека, каким бы особенным он ни был. Ты ведь отдаёшь свою жизнь, чтобы спасти многих? Вот и наши волхвы остались в Мэтэоре, чтобы охранять Священные Знания и учить других одарённых. Такова жизнь, Изидора... И каждый делает её лучше, по мере своих возможностей.
– Скажи, Север, а почему ты называешь Франкских королей – Русами? Разве эти народы имели между собой что-либо общее? Насколько я помню, они всегда звались – Франками?.. А позже красавица Франкия стала Францией. Разве не так?
– Нет, Изидора. Знаешь ли ты, что означает слово – франки? – Я отрицательно мотнула головой. – «Франки» просто означает – свободные. А Меровинги были северными Русами, пришедшими учить свободных Франков военному искусству, правлению страной, политике и науке (как они шли во все остальные страны, будучи рождёнными для учения и блага остальных живущих людей). И назывались они правильно – Меравингли (мы-Ра-в-Инглии; мы, дети Ра, несущие Свет в родной Первозданной Инглии). Но, конечно же, потом это слово, как и многое другое, «упростили»... и оно стало звучать, как «Меровинги». Так создалась новая «история», в которой говорилось, что имя Меровинги произошло от имени короля Франков – Меровия. Хотя к королю Меровию это название ни малейшего отношения не имело. Тем более, что король Меровий был уже тринадцатым из королей Меровингов. И логичнее, естественно, было бы назвать всю династию именем первого из правящих королей, не так ли?

Колбасьев Сергей Адамович, 1898 г. р., уроженец г. Одесса, русский, беспартийный, член Союза советских писателей, проживал: г. Ленинград, Моховая ул., д. 18, кв. 6. Арестован 9 апреля 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 27 (25) октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-6-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 30 октября 1937 г. (по др. данным находился в тюрьме до 21 января 1938 г., см.: Ленинградский мартиролог. Т. 5. С. 537-542; ил. 92 - 93).

БЫЛ ЛИ РАССТРЕЛЯН ПИСАТЕЛЬ СЕРГЕЙ КОЛБАСЬЕВ?

В журнале «Нева», № 4 за 1999 год, опубликована статья Валентина Смирнова «Следственное дело Сергея Колбасьева». На первый взгляд в этом деле всё ясно: в апреле 1937 года человека арестовали, в октяб-ре того же года расстреляли, а в 1956 году посмертно реабилитиро-вали. Его имя помещено в списке расстрелянных во 2-м томе «Ленинградского мартиролога».

Сомнения у меня, дочери Сергея Адамовича Колбасьева, возник-ли сразу после того, как я получила первое свидетельство о его смерти от 13 декабря 1956 года, в котором сказано, что он умер от лимфосаркомы 30 октября 1942 года, причём место смерти не уста-новлено. Я говорю «первое» потому, что много позже было вто-рое, от 12 декабря 1991 года, а в нем указано, что мой отец был расстре-лян 30 октября 1937 года в Ленинграде. Странно, что при разных «диагнозах» и датах смерти в обоих свидетельствах даётся одна и та же ссылка на запись № 121 от 10 декабря 1956 года в книге реги-страции актов о смерти ЗАГСа Дзержинского района г. Ленинграда.

Напомню читателям, что в 1971 году судьба меня свела с дочерью Вениамина Моисееви-ча Ярошевича, арестованного 17 декабря 1937 года и попавшего на несколько дней в одну камеру с моим отцом. Письмо Ярошевича с воспоминаниями о встрече с Колбасьевым после его мнимого расстрела полностью приведено в моей статье в «Ленинградском мартирологе» (т. 2, с. 431-435).

Убеждена, что Колбасьев погиб в лагере. В 1989 году на мои воспоминания об отце («Нева», № 3) откликнулась Марина Мстиславовна Кулжинская, которая знала человека, встретившего моего отца в лагере в поселке Талнах на Таймыре. Он подарил ей книгу Колбасьева и много рассказывал об авторе, о том, как он погиб, когда заключённых «забыли» привезти с работы в лагерь и им пришлось в лютый мороз добираться туда по тайге пешком. Звали этого человека Алексей Алексеевич Вейхер.

О том, что Вейхер встречался с Колбасьевым в лагере и был свидетелем его гибели, то же самое, слово в слово , написал мне и Пётр Григорьевич Войцеховский - коллега Вейхера по одной из геологических экспедиций.

22 апреля 1991 года я отправила письмо в УВД г. Красноярска, спрашивая, сохранились ли списки заключённых в лагерях края и нет ли моего отца в списке лагеря в Талнахе. Письмо осталось без ответа.

Центральный архив Министерства безопасности на мой запрос от 30 октября 1992 года ответил, что интересующих меня сведений не имеет, и переправил моё письмо в УМБ по Санкт-Петербургу, откуда я получила ответ, что отец мой расстрелян 30 октября 1937 года.

Позже, из предисловия к третьему тому «Ленинградского мартиролога», я узнала, что сохранились сведения о пребывании заключённых в тюрьме УНКВД ЛО. 9 августа 1999 года я обратилась к начальнику УФСБ по Санкт-Петербургу и области А. А. Григорьеву с просьбой выдать мне документальное свидетельство о време-ни пребывания моего отца в тюрьме. Ничего нового из ответного письма я не узнала: «Сергей Адамович Колбасьев. Арестован 9 ап-реля 1937 года и расстрелян 30 октября того же года» В под-тверждение прилагались две ксерокопии из след-ственного дела: о вынесении приговора Особой Тройкой 25 октября 1937-го и акта о приведении его в исполнение 30 октября 1937-го.

Сегодня мне известно, что отец пробыл во внутренней тюрьме с 10 апре-ля 1937 г. по 21 января 1938 г.

Имя Колбасьева носит корабль Балтийского флота, его книги переиздаются, о нем снимают фильмы, о фактах его биографии меня расспрашивают историки флота.

Почему же до сих пор (прошло сорок пять лет пос-ле его реабилитации) от меня скрывают, где и как оборвалась жизнь моего отца? Скорее всего, это абсолютная безответственность и полное неуважение к невинным жертвам преступных репрессий, к их, ещё живым, близким.

Галина Сергеевна Колбасьева, С.-Петербург

«В ЧАС ВЕЧЕРНИЙ...»?

В час вечерний, в час заката
Каравеллою крылатой
Проплывает Петроград.
И горит над рдяным диском
Ангел твой на обелиске,
Словно солнца младший брат.

Я не трушу, я спокоен,
Я моряк, поэт и воин
Не поддамся палачу.
Пусть клеймят клеймом позорным.
Знаю - сгустком крови черной
За свободу я плачу.

За стихи и за отвагу,
За сонеты и за шпагу,
Знаю, строгий город мой
В час вечерний, в час заката
Каравеллою крылатой
Отвезет меня домой.

Но составитель тома Гумилева в большой серии «Библиотеки поэта» в 1988 г. не включил «В час вечерний…» в книгу, считая что это стихотворение неизвестного автора, посвященное памяти Гумилева.

Первая публикация стихотворения в России состоялась в 1989 г. Анонсируя в «Литературной газете» антологию лагерной поэзии «Средь других имен...», ее составитель В. Б. Муравьев писал, что этот текст «издавна ходит в списках как стихотворение Гумилева, будто бы обнаруженное на стене камеры, в которой он сидел перед расстрелом» (далее приведен текст с разночтениями: «над обелиском» вместо «на обелиске» и «сгустком крови черным» вместо «черной») .

Историю с «предсмертным стихотворением» считал одной из легенд и Лев Николаевич Гумилев: ”Отец писал стихи в голове, он не собирался умирать и явно рассчитывал записать их и напечатать, выйдя на свободу. Ему и в голову не приходило, что его могут расстрелять. Так что не ищите и не надейтесь опубликовать последних стихов отца - он унес их с собой». Дату беседы с Львом Николаевичем, к сожалению, я не записал; разговор отно-сится примерно к 1989-1990 годам .

В действительности Гумилев написал на стене камеры: «Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь» .

Итак, стихотворение «В час вечерний...»могло быть написано от имени Николая Гумилева - как отклик на его гибель.

Если считать стихотворение непосредственным откликом, то непонятно, почему оно тогда же, в 1921 году, не появилось в русской зарубежной периодике (рижской газете «Сегодня», парижских «Последних новостях» и др.), почему его нет в бездонном архиве Павла Лукницкого, почему его ни разу не упомянула Анна Ахматова. Если же оно относится к более позднему времени - то кем оно написано и кому посвящено?

Предполагаю, что его мог бы написать поэт и прозаик Сергей Адамович Колбасьев, прототип «лейтенанта» из гумилевских «Моих читателей». Колбасьев начинал как поэт. Его поэму «Открытое море» (1922) Bс. Рождественский назвал «полузаглушенным воспоминанием “Открытия Америки” Гумилева» . О его же публикации в сборнике «Островитяне» (1922) Bс. Рождественский писал: «Стихи С. Колбасьева читайте вслух. Прислушайтесь к их ритмическому ходу. <...> Слова сухи, отчетливы, как команда. В них даже есть не совсем приятный металлический привкус» . Появись эта рецензия на пару лет раньше, можно было бы подумать, что речь идет об особенностях гумилевской поэтики.

9 апреля 1937 года С. А. Колбасьев был арестован. 25 октября того же года Особой тройкой НКВД приговорен (за «антисоветскую пропаганду и измену Родине») к высшей мере. По официальным данным, расстрелян 30 октября 1937 года.

Однако, судя по убедительным аргументам Галины Сергеевны Колбасьевой, приговор не был приведен в исполнение. Колбасьева этапировали в лагерь на Таймыре. «Моряк, поэт и воин» умер, возвращаясь в лагерь с работы по лютому морозу.

Мих. Эльзон, С.-Петербург

Мы публиковали расстрельную биографическую справку и копии архивных документов о Колбасьеве во 2-м томе «Ленинградского мартиролога» с большими сомнениями. Судя по документам - он был расстрелян 30 октября 1937 г. Судя по следственному делу и воспоминаниям В. М. Ярошевича, Колбасьев был жив по крайней мере в декабре 1937 г.

За время подготовки к изданию следующих томов «Ленинградского мартиролога» я исследовал значительное количество предписаний на расстрел и актов о приведении приговоров в исполнение в Ленинграде в 1937-1938 гг. Могу утверждать, что не всех заключенных расстреливали в тот день, который указан в актах о приведении приговоров в исполнение. И вот почему.

Приказ НКВД № 00447 и публикуемый в 5-м томе «Ленинградского мартиролога» приказ по Ленинградскому управлению № 00117 требовали от исполнителей отчётности невозможно точной и оперативной. Каждые 5 дней надлежало представлять в Москву отчёты о количестве арестованных, осужденных и расстрелянных. Следственные дела расстрелянных, с приложенными к ним актами о расстреле, также подлежали отсылке в Москву, в центральный 8-й (учетно-регистрационный) отдел НКВД.

Но в то время, когда Особая тройка УНКВД ЛО принимала очередное решение о расстрелах и составляла соответствующий протокол, приговоренные содержались в разных тюрьмах Ленинграда и тюрьмах других городов Ленинградской области. Некоторые - в тюремных больницах. Многих предстояло сначала доставить в Ленинград (долечить, если необходимо) и лишь потом выдать для исполнения приговора коменданту УНКВД ЛО и расстрелять в Ленинграде. (Регулярно расстреливали только в Ленинградских, Новгородской и Боровичской тюрьмах.) В сохранившихся предписаниях на расстрел часто указано, что иногородние арестанты будут доставлены в Ленинград. Уже поэтому ясно, что вряд ли приговоренные по одному протоколу всегда могли быть расстреляны единовременно, как о том свидетельствует запись на соответствующем протоколу предписании.

Не менее важное обстоятельство состоит в том, что предписания начальнику внутренней тюрьмы и коменданту требовали от первого - не выдавать, а от второго - не принимать приговоренных к расстрелу в случае выявления малейших расхождений в установочных данных (фамилия, имя, отчество, год рождения, место рождения). Дело в том, что при массовых расстрелах возрастала возможность роковых ошибок, а затем привлечения исполнителей к ответственности за эти ошибки. Документально подтверждается, что ряд официально «расстрелянных» граждан на самом деле в течение нескольких дней, недель и даже месяцев продолжали пребывать в тюрьме до разрешения всех возникавших вопросов. Затем их расстреливали на основании служебных записок начальника 8-го отдела на имя коменданта.

Ленинградские чекисты должны были вовремя и регулярно отчитываться перед Москвой об успешном выполнении и перевыполнении планов, либо так же регулярно рапортовать о самых различных причинах сбоев (не вовремя доставили приговоренных; приговоренный уже расстрелян ранее; приговоренный находится в больнице; запрошенный из другого города приговоренный переведен в иную тюрьму; приговоренный умер; приговоренный заявляет во время расстрела, что его принимают за другого человека и др.).

Практика несвоевременного исполнения расстрельных приговоров существовала и до карательной операции 1937 года. В 4-м томе «Ленинградского мартиролога» мы рассказывали о задержке начальником УНКВД ЛО Заковским исполнения приговоров выездной сессии Военной коллегии Верховного суда СССР в отношении Ф. Д. Пичурина, Н. С. Фролова, И. Ф. Царева, М. С. Годеса, И. А. Светикова (С. 602, 638-645; ил. 134, 135). Если того требовали интересы следствия, пусть даже местного, а не московского, обреченный оставался некоторое время в живых. Иногда его переводили при этом на одиночное содержание под номером, с уничтожением всех документальных следов пребывания в тюрьме.

Что же было в случае с Колбасьевым? Как отделить ложь от правды? Можно не сомневаться в том, что официальное свидетельство о его смерти, выданное в 1957 г. сразу после реабилитации - ложное, лживое. Но именно тогда смерть Колбасьева была зарегистрирована в установленном негласном порядке - без сообщения родственникам верной даты, причины и места смерти. И последующее свидетельство о смерти, «более верное», - основано на той же архивной записи.

Во время реабилитации Колбасьева в 1956 г. прокуратура имела возможность ознакомиться с его архивно-следственным делом, которое не оставляло сомнений - человек расстрелян 30 октября 1937 г. по решению Особой тройки. В наличии - выписка из Протокола заседания Особой тройки УНКВД ЛО № 115. В особом конверте - акт о приведении приговора в исполнение: дата, подпись коменданта Поликарпова. Если бы Прокуратура ознакомилась с групповым предписанием на расстрел - и в этом случае сомнений не оставалось бы: на месте и положенная «галочка» против имени Колбасьева и итоговая запись Поликарпова.

Казалось, сомнения в расстреле Колбасьева 30 октября 1937 г. основаны на легенде. Сколько известно историй о тенях людей, блуждавших по лабиринтам ГУЛАГа, встреченных то здесь, то там! Рассказы о них должны были рождаться хотя бы для того, чтобы поддерживать веру в ослабевших душах. Вот и в наши дни писатель Василий Аксенов, прочтя в журнале «Нева» в 1989 г. воспоминания дочери Колбасьева, изобразил его лефортовским узником в «Московской саге». Хотя никаких свидетельств пребывания Колбасьева в московской Лефортовской тюрьме нет.

Но главное сомнение в официальных утверждениях оставалось у дочери Колбасьева, Галины Сергеевны.

Сохранись тюремное дело Колбасьева, а не только архивно-следственное, что-то стало бы яснее. Увы, как мы писали в предисловии к 3-му тому «Ленинградского мартиролога», тюремные дела расстрелянных были уничтожены 4 июля 1941 г.

Уцелели, правда не все, тюремные карточки. В настоящем томе мы публикуем четыре тюремные карточки, среди них - карточку Сергея Колбасьева (см. ил.). Как видите, Колбасьев действительно не был вовремя выдан коменданту для расстрела, в его карточке нет записи «в/к 30/X-37», есть совсем другая запись: убыл из тюрьмы «21/I 38 в отд[еление] тюрьмы».

Куда убыл Колбасьев? в какое отделение тюрьмы? на «Нижегородскую, 39»? в «Кресты»? надолго ли? Вопросов не стало меньше. Трудно поверить, что приговоренного к расстрелу и, согласно отчету, расстрелянного заключенного могли перевести в лагерь. С другой стороны, кто знал о тайных расстрелах? Родные погибших должны были верить ответу: «содержится в дальних лагерях без права переписки».

Анатолий Разумов

P.S. Ко времени издания 12-го тома «Ленинградского мартиролога» стало понятно, что расстреливали в отделении тюрьмы госбезопасности на Нижегородской, 39 (ныне изолятор на ул. Академика Лебедева). Туда переводили в канун расстрела. Даты перевода в эту тюрьму, отмеченные на тюремных карточках, совпадают с датами расстрелов, указанных в актах. С большой долей вероятности можно утверждать, что Колбасьев расстрелян 21 января 1938 г.

А. Р.

Н. Струве. Последнее стихотворение Н. Гумилева // Вестник РХД. 1970. № 98. С. 64- 65.

Вл. Муравьев. «Мы новые колокола…»: Страницы лагерной поэзии // Лит. газ. 1989. 5 июля. С. 5; Средь других имен... М., 1990. С. 56.

См. А. Разумов. Л. Гумилев о «деле» Н. Гумилева. Эльзон М. Последнее «прости» поэта» // Вечерний Петербург. 1994. 8 июля. С. 3.

Есть версия, что именно Колбасьевым в 1937 или 1938 году написано известное стихотворение «В час вечерний, в час заката…», которое обычно считается предсмертным стихотворением Николая Гумилёва.

Увлечения

С. А. Колбасьев обладал разносторонними интересами, много читал, хорошо знал живопись и музыку, увлекался фотографией, авиа- и судомоделизмом, радиолюбительством.

Судомоделизм

Модели кораблей он начал строить ещё в детстве. лет с десяти, построил настоящий флот. Модели надводных и подводных кораблей отличались тщательностью изготовления, вплоть до мелких деталей - якорей, шлюпок, поворотных орудий и такелажа, при том, длина одного из самых крупных кораблей - линкора - была около восемнадцати сантиметров.

Подаренная дочери собственноручно изготовленная модель яхты (длиной около шестидесяти пяти сантиметров) была пригодна для пусков в Финском заливе, на ней можно было поднимать и спускать паруса.

Коллекция моделей погибла во время блокады Ленинграда в 1942 году.

Радиолюбительство

Важное место в жизни С. А. Колбасьева занимало увлечение радио. Он не только собрал собственный проигрыватель для пластинок, которые привозил из зарубежных командировок, и приемник, отличавшиеся прекрасным качеством звучания, но и, совместно с писателем и инженером В. Д. Охотниковым, разработал и звукозаписывающий аппарат. В этом устройстве для записи звука использовалась склеенная в кольцо кинопленка.

Им же было создано оригинальное устройство для воспроизведения изображения, в котором картинка возникала при вращении металлического перфорированного диска.

Написал популярные книги для юных радиолюбителей - «Радио - нам» и «Радиокнижка», которая выдержала три издания.

Энтузиаст джаза

Колбасьев был одним из пропагандистов джазовой музыки в СССР. Он коллекционировал грампластинки, записывал музыку с радиоэфира с помощью рекордеров собственной конструкции, вёл радио-передачи о джазе и выступал с лекциями в ленинградских и московских домах культуры. Был консультантом-методистом молодёжного джаз-оркестра, опубликовал статью «Jazz». Эта сторона его деятельности показана в кинофильме 1983 года «Мы из джаза».

Аресты и репрессии

В декабре 1933 года и в 1934 году С. А. Колбасьев дважды был арестован как «сотрудник иностранных разведорганов» Великобритании и Финляндии (дело «Двойник»), но оба раза был освобождён.

В ночь на 9 апреля 1937 года был арестован в последний раз. Совместно с писателем М. Е. Зуевым-Ордынцем обвинён по статьям 58-1а (измена Родине) и 58-10 (контрреволюционная агитация) УК РСФСР.

Как и при первых арестах, Колбасьев не признавал себя виновным, но его «контрреволюционность» подтвердили свидетели по делу: замредактора журнала «Костёр» К. Н. Боголюбов и безработный Д. Г. Стуков. В дни, когда ещё шло следствие, в передовой статье журнала «Рабочий и театр» за август 1937 года, «бывший офицер Колбасьев» был назван в числе «подонков, оказавшихся агентами фашизма».

Гибель

Сведения о гибели Колбасьева противоречивы. Ранее считалось, что он был расстрелян 30 октября 1937 года по решению тройки УНКВД по Ленинградской области в соответствии с актом о расстреле 65 осуждённых, в котором Колбасьев фигурировал под № 11 (акт подписан 30 октября 1937 года). Однако, согласно учётно-анкетной карточке Колбасьева, 21 января 1938 года он убыл из тюрьмы в неясном направлении. По свидетельству очевидца А. А. Вейхера, в феврале 1938 года Колбасьев среди большой группы заключённых замёрз на лесоповале в Талнахе.

В 1956 году дочь писателя Галина Сергеевна полуила справку о смерти отца, где говорилось, что С. А. Колбасьев умер от лимфосаркомы 30 октября 1942 года. Известно, что подобные справки в большинстве случаев фальсифицировались.

Память

  • В течение 20 лет имя С. А. Колбасьева практически не упоминалось в печати. О его смерти стало известно лишь после реабилитации, последовавшей 2 июля 1956 года.
  • Капитан Колбасьев - эпизодический персонаж фильма «Мы из джаза».
  • В 1999 году имя С. А. Колбасьева присвоено базовому тральщику Балтийского флота.
  • В 2007 году на доме по адресу Санкт-Петербург, Моховая улица 18, где в квартире № 6 проживал писатель, была торжественно открыта памятная доска работы Геннадия Пейчева.

Семья

В 1923 году С. А. Колбасьев женился на Вере Петровне Семёновой, в том же году у них родилась дочь Галина. В 1928 они разошлись. Хотя официального развода не было, в протоколах допросов женой указана тогдашняя подруга Колбасьева - Нина Николаевна Малкова, впоследствии сосланная в Ярославль. Дочь Сергея Колбасьева, Галина Сергеевна, сделала в квартире музей, посвящённый отцу, а в 2007 году присутствовала на открытии мемориальной доски на Моховой улице.

Сочинения

  • «Открытое море». Стихи. Петроград, 1922
  • «Радио - нам», 1929
  • «Поворот все вдруг», Ленинград, 1930 - трилогия из повестей:
    • «Арсен Люпен»,
    • «Джигит»,
    • «Река».
  • «Салажонок», Москва, 1931
  • «Радиокнижка», 1931
  • «Правила совместного плавания», 1935
  • «Военно-морские повести», Москва, 1936
  • «Командиры кораблей», журнал «Нева» 1983.
  • «Два рассказа» // «Ав­рора», 1984, № 12.

русский прозаик-маринист и поэт, ранний пропагандист джаза в СССР, талантливый радиоинженер, пропагандист радиолюбительства

Биография

Родился в семье коллежского асессора Адама Викторовича Колбасьева (ум.1913) и Эмилии Элеоноры (Эмилии Петровны) Каруана. Учился в петербургской гимназии Лентовской, затем, по примеру братьев отца, с 1915 в Морском кадетском корпусе (практику проходил в 1917 году на миноносце «Свирепый»); после закрытия корпуса и досрочного выпуска, был направлен на Северный флот; переводчик при союзной миссии. Перед интервенцией уехал в Петроград. В 1918 стал моряком РККФ и слу­жил на Балтийском флоте (линкор «Петропавловск») и Волжско-Каспийской флотилии (эсминцы «Московитянин» и «Прыткий»), неко­торое время был командиром дивизиона минных заградителей. Летом 1921 во время службы на Чёрном море познакомился с Н. С. Гумилёвым .

В 1921 возвратился в Петроград; вместе с Н. Тихоновым и К. Ваги­новым вступил в литературную группу «Островитяне» и в сборнике этой группы опубликовал пять своих первых стихотворений.
В феврале 1922 года по ходатайству наркома просвещения А. В. Луначарского , Колбасьев был откомандирован для работы в издательстве «Всемирная литература» и уволен в запас.
Работал перевод­чиком в советских дипломатических миссиях: в 1923 году в кабульском полпредстве и в 1923-1928 в торговом представительстве в Хельсинки, затем там же в Хельсинки заведовал экспортом и импортом радиооборудования.

После возвращения в Ленинград он полностью посвятил себя литературной деятельно­сти, став членом объединения ЛОКАФ. По воспоминаниям Исая Рахтанова, именно благодаря Колбасьеву, владевшему английским языком, Тихонов испытал сильное влия­ние Р. Киплинга .

В 1931-32 гг. Колбасьев проходил стажировку на эсминцах «Калинин» и «Карл Маркс». В 1937 году ему было присвоено звание интенданта 3-го ранга.

В 1933 и 1934 (дело «Двойник») арестовывался по подозрению в шпионаже в пользу Великобритании и Финляндии , оба раза оправдан.

9 апреля 1937 был арестован. Обвинялся по статьям 58-1а (измена Родине) и 58-10 (контрреволюционная агитация) УК РСФСР. 25 октября 1937 года постановлением Особой тройки УНКВД Ленобласти определена ВМН. В течение 20 лет его имя не упоминалось. О его смерти стало известно лишь после реабилитации, последовавшей 2 июля 1956. Сведения же о его гибели противоречивы: по одним данным он был расстрелян 30 октября 1937, по другим - в феврале 1938 замёрз на лесоповале в Талнахе, по третьим - скончался от лимфосаркомы 30 октября 1942 г.

Единственной темой его произведений была служба на кораблях Красного флота, начиная со времён гражданской войны и кончая первой пяти­леткой. Около 1930 Колбасьев писал также научно-популярные книжки для юношества о радиотехнике.

Есть версия, что именно Колбасьевым в 1937 или 1938 годах, а не Гумилёвым в 1921 г. написано известное стихотворение "В час вечерний, в час заката...", которое обычно считается предсмертным стихотворением Гумилева.

Увековечение памяти

  • В 1999 году имя А. С. Колбасьева присвоено базовому тральщику Балтийского флота.
  • В 2007 году на доме по адресу Моховой улице 18, где в квартире № 6 проживал писатель, открыта памятная доска (автор Геннадий Пейчев).

Семья

В 1923 А. С. Колбасьев женился на Вере Петровне Семёновой, в том же году у них родилась дочь Галина. В 1928 они разошлись. Хотя официального развода не было, в протоколах допросов женой указана тогдашняя подруга Колбасьева - Нина Николаевна Малкова, впоследствии сосланная в Ярославль.

Сочинения

  • Открытое море. Стихи. Петроград, 1922
  • Радио - нам, 1929
  • Поворот все вдруг (Трилогия, включает повести Арсен Люпен, «Джигит», Река), Ленинград, 1930
  • Салажонок, Москва, 1931
  • Радиокнижка, 1931
  • Правила совместного плавания, 1935
  • Военно-морские повести, Москва, 1936
  • Командиры кораблей, журнал «Нева» 1983.
  • Два рассказа // «Ав­рора», 1984, № 12.