Сергей адамович колбасьев. Сергей Колбасьев: биография

Журналист - непростая профессия. Особенно не просто журналисту, если он обозревает и критикует те темы общественной жизни, которые критиковать очень опасно. Алексея Суворина можно назвать отцом русской журналистики. Он яркий пример из русской истории, того как надо заниматься любимым делом так, чтобы помимо удовольствия оно еще и приносило прибыль. Алексей Сергеевич, безусловно, один из самых известных людей конца 19, начала 20 века.

Родом Алексей Суворин из Воронежской губернии. В 1834 году в семье офицера русской армии и дочери священника родился сын Алексей. Образование он получал в стенах воронежского Михайловского кадетского корпуса, потом были классы дворянского полка в столице Российской Империи. Из стен училища Алексей вышел сапером. На службе в русской армии долго не продержался, армейские сапоги его не прельщали.

В университет на бюджетное место Суворин не пробился, и в связи с этим был вынужден пойти работать учителем географии в городке Боброво. В конце 50-ых годов 19 столетия, он стал сотрудничать с провинциальными изданиями, в которых активно печатали заметки Алексея. Несколько его статей даже было опубликовано в журнале Чернышевского - «Современник».

В 1862 году Алексей Сергеевич переезжает в Санкт-Петербург. Здесь он печатается в «Санкт-Петербургских ведомостях». За годы работы с этим изданием Суворин обрел славу театрального критика. Его черки, заметки и рецензии, вскоре превратились в книгу - «очерки и картинки». В 1872 году начинается издательская деятельность Суворина, он выпускает «Русский календарь». На полученную с продаж прибыль Алексей Сергеевич покупает газету «Новое время».

Спустя год, Суворин вкладывается в покупку типографии. Теперь он не только журналист, владелец газеты, но и издатель. Суворин был первопроходцем в различных газетных изысках. Так, например, именно он придумал страницу с платными объявлениями в газете и продавал читателям то, что им нравилось.

Получив доходы с частных коммерческих объявлений, Суворин находит новую нишу для дальнейшего развития. Издательство есть, газета есть… Чего не хватает? Конечно, своих магазинов для распространения печатной продукции. Так, в 1878 году он открыл на Невском проспекте свой первый книжный магазин. Вскоре магазины и киоски Суворина опутали сетью всю страну. В эти же годы основывает «Дешевую библиотеку». Цель открытия заведения - просвещение русского народа. Прославился Суворин и издательством различных справочников, которые пользовались спросом, и действительно были весьма полезны.

Алексей Сергеевич очень трепетно относился к Истории России. Так, вместе с историком Шубинским, они основали новый журнал - «Исторический вестник». Издание просуществовало, вплоть до революции. За 20 лет издательской деятельности, ими было издано более 1000 книг.

Стоит упомянуть, что Алексей Суворин - журналист, занимался переводами стихов и сам писал рассказы и романы. Любил он русский театр, так на его деньги в столице Российской Империи появился Петербургский малый театр. Алексей Сергеевич отличался консервативными взглядами, за что не раз подвергался критики со стороны либеральных сил. Не раз его критиковали и .

Умер Алексей Сергеевич Суворин в 1912 году.

Сегодня мы поговорим о биографии и деятельности Алексея Суворина - известного журналиста, писателя, издателя, а также драматурга и театрального критика. Его жизнь была полна ярких и интересных событий. Итак, начнем знакомство.

Детские годы

Суворин Алексей Сергеевич родился в 1834 году, осенью, в небольшом селе Коршеве (в настоящее время Воронежская область РФ). Отец парня был государственным крестьянином в селе. Получил травму при Бородинской битве, а после - офицерское звание. Позже стал капитаном, а это означало, что вся семья получает пожизненное потомственное дворянство. В 49 лет женился снова, так как овдовел. Избранницей стала 20-летняя дочь священника Александра. В браке у пары появилось 9 детей, из которых Алексей был самым старшим.

В 1851-м Алексей окончил Михайловский кадетский корпус в Воронеже. Стал сапером, через время вышел в отставку. После этого посвятил себя педагогической деятельности в Воронеже и Боброве. В это время сблизился с писателем Никитиным.

Молодость

В одном известном журнале разместил рассказ об обычной сельской жизни под названием «Гарибальди». Он стал очень известным, так как на многих творческих вечерах его зачитывал известный актёр Садовский. Начиная с 1858 года Суворин Алексей Сергеевич стал размещать в журналах собственные статьи. Писал под выдуманным именем Василий Марков. Немного позднее графиня Е. В. Салиас-де-Турнемир пригласила Суворина переехать на время в Москву, для того чтобы поучаствовать в «Русской речи». Когда она прекратилась, Суворин занялся новым для себя делом - составлением книг для народного чтения. Это он делал по заказу «Общества распространения полезных книг» в Москве. Среди его работ следует отметить «Историю смутного времени», «Боярина Матвеева», повесть «Солдат и солдатка», «Аленка».

Жизнь в Санкт-Петербурге

Алексей Сергеевич Суворин, биография которого принимала все более интересный поворот, переселился в Петербург в 1863 году. Писал в журнале «Русский инвалид» под псевдонимом А. Бобровский. Печатал свои короткие рассказы, которые после опубликовал в книге «Всякие: очерки современной жизни». Из-за некоторых особенно вольнодумных глав в 1866 году представители власти возбудили против молодого человека уголовное дело. Книга была сожжена, Алексей Суворин был приговорен к 2 месяцем тюремного заключения, но позже его наказание было изменено: он получил 2 недели работ на гауптвахте.

Незнакомец

Наибольшую известность в качестве литератора получил тогда, когда писал под псевдонимом Незнакомец в конце 1860-х годов. Писал в журнале «Санкт-Петербургские ведомости». Именно в жанре фельетона ярче всего раскрылся талант Суворина. Он умело сочетал искренность и тонкое остроумие. Изюминкой его творчества было то, что он умел найти подход к каждому человеку. Даже критикуя, он не задевал личность. Ему удалось модифицировать традиционный утренний фельетон - в нем он первым стал обсуждать различные весомые события, происходящие в литературной, политической и общественной жизни города.

Стоит отметить, что журналист Алексей Суворин был не из робкого десятка. Он не стеснялся открыто критиковать многих деятелей. Его нападки терпели Катков, Скарятин и другие. При этом Алексей задевал только общественные стороны деятельности людей. Что касается политических взглядов, то здесь Суворин был умеренным либералом-западником. Его суждения строились на принципах терпимости, широких политических свобод и протеста против узкого национализма.

Неподражаемый успех фельетонов Незнакомца сделал Суворина главным объектом ненависти в известных кругах. Кстати, в 1874 году редакция В. Корша была изъята из «Санкт-Петербургских ведомостей». Основной причиной тому послужили фельетоны Алексея.

Публика поняла, какого человека потеряла, только тогда, когда Суворин выпустил в 1875 году две новые книги. Они были моментально раскуплены, хотя описываемые события были уже не так актуальны.

Новый виток карьеры

В том же году Алексей начинает писать в «Биржевых ведомостях». Через год купил газету «Новое время» вместе с В. Лихачевым. Издателем Алексей Суворин стал вынужденно, так как редактором он быть не мог по цензурным причинам. Собственно, официально издателем этой газеты он и остался до конца своих дней. Публика многое ожидала от Алексея. Все думали, что снова возродятся известные нам «Санкт-Петербургские ведомости». Для первых выпусков свои произведения предложили Н. Некрасов и М. Е. Салтыков-Щедрин. Однако ожидания большинства не оправдались. Издательство газеты выражало огромную симпатию к болгарскому восстанию в 1876 году. Это принесло Суворину Алексею Сергеевичу еще больше уважения и известности не только в кругах его былых поклонников, но и среди новой публики. Однако через пару лет все поняли, что остроумный язык Суворина уже не вернется. С каждым выпуском газета становилась все более консервативной.

Однако надо сказать, что газета немного обезличивала образ Суворина. В целом его стиль остался таким же, хотя многое в нем изменилось. Достоинством его было то, что он избегал грубых, вульгарных и необоснованных нападок, что практиковалось в ряде других газет. Но факт остается фактом: с приобретением газеты писать Суворин стал меньше. Лишь изредка он вел рубрику «Маленькие письма».

Принял активное участие в создании организации монархической направленности под названием «Русское собрание» в 1901 году. На некоторое время он даже вошёл в совет организации, но со временем эта деятельность привлекала его все меньше.

Драматургия

В последние годы Суворин Алексей Сергеевич, краткую биографию которого мы рассматриваем, увлёкся театром. Эта сфера была ему близка, так как он не раз выступал в роли рецензента.

В роли драматурга приобрел популярность благодаря драме «Татьяна Репина». Она была навеяна реальными трагическими событиями, а именно самоубийством молодой харьковской актрисы Е. Кадминой в 1881 году. А. Чехов даже написал небольшое продолжение, которое позже Суворин очень высоко оценил и напечатал.

Не меньший успех имела драма под названием «Медея», которая была написана в соавторстве с В. Бурениным. Также была замечена историческая драма под названием «Дмитрий Самозванец и царевна Ксения». Можно подумать, что жанр драмы был самым любимым для Суворина, но это не так. Он писал комедии и шутки: «Женщины и мужчины», «Он в отставке», «Честное слово», «Биржевая горячка».

Издательство

Начиная с 1972 года начал издавать «Русский календарь». Еще во времена покупки «Нового времени» приобрёл книжный магазин и крупную издательскую фирму. Между прочим, она занимала ведущее место в книжной торговле. Начиная с 1895 года еще издавал известное справочное издание «Вся Россия». Также издавал справочник адресов «Весь Петербург». Здесь помещалась информация не только об улицах и учреждениях города, но также предоставлялся список квартиросъёмщиков.

Семья

Суворин Алексей Сергеевич, подробная биография которого представлена выше, состоял в двух браках. Первый брак он заключил с Анной Барановой, переводчицей. В браке родилось 5 детей: 3 сына и 2 дочери. Сын Михаил стал известным драматургом, писателем, общественным деятелем консервативной направленности и журналистом, то есть пошел по стопам отца. Умер в Белграде в изгнании. Второй сын, Алексей, стал журналистом и издателем. Писал под псевдонимом Порошин. Активно популяризировал лечебное голодание. По неясным причинам покончил жизнь самоубийством.

Второй раз женился на Анне Орфановой, которая приходилась сестрой писателю-народнику М. Орфанову, пишущему под псевдонимом Мишла. В браке родилось 9 детей. Сын Борис, родившийся в 1879 году, стал издателем, журналистом, писателем. Умер в изгнании в Югославии. Дочь Анастасия стала актрисой.

Погиб герой статьи теплым летом 1912 года в Царском Селе.

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что Суворин Алексей Сергеевич оставил после себя достойный след в истории. Каким была его биография? Алексей Суворин был разносторонним человеком. Биография его полна разных занятий, в каждом из которых он был достойным деятелем. К сожалению, в широких кругах имя его не слишком известно, но в узких Алексея Суворина знают и уважают.

Годы существования: 1877 - 1917

Описание:

Алексей Сергеевич Суворин (23.03.1834 - 24.08.1912) - русский издатель, журналист. Отец его был государственный крестьянин, отданный по набору в солдаты. Раненый при Бородине и получивший затем офицерский чин, он дослужился до капитана, что в то время давало потомственное дворянство.

Печататься А.С.Суворин начал в 1858 году сначала в провинциальной, а затем, переселившись в декабре 1862 года в Петербург, в столичной прессе. Нужно сказать, что в Петербург Суворин приехал в нетопленом вагоне 3-го класса, в пальто, одолженном ему поэтом А.Н.Плещеевым. В ту пору каторжных трудов и ожесточенной борьбы за существование Суворин придерживался весьма радикальных взглядов, даже прослыл крамольником, а его первая книга «Всякие: Очерки современной жизни», написанная в 1866 году, была запрещена и ее тираж полностью уничтожен. До 1875 года журналистская деятельность Суворина носила либеральный характер, но став владельцем газеты «Новое время» резко повернула (по выражению В,И,Ленина) »... к национализму, к шовинизму, к беспардонному лакейству перед власть имущими». С 1880 года Суворин начал издавать «Исторический вестник» - один из самых распространенных русских журналов, посвященных изучению прошлого России.

Книгоиздательскую деятельность А.С.Суворин начал в Петербурге в 1872 году выпуском «Русского календаря» в фактически возглавляемом им издательстве Е.О.Лихачевой и А.И.Сувориной . Успех этого универсально-справочного издания побудил его в 1876 году, взяв при посредничестве журналиста В. И. Лихачева крупный кредит в банке, купить пришедшую к тому времени в упадок газету «Новое время», а в 1877 году и собственную типографию. В 1878 году Суворин открыл в Петербурге книжный магазин “Новое время” , а затем в 1882 году и типографию - с этого года книги стали выходить под маркой Издание А.С.Суворина . Особой популярностью пользовались серии книг карманного формата «Дешевая библиотека», «Новая библиотека Суворина» (в них публиковались произведения писателей различных времен и стран) и «Научная дешевая библиотека». Большой успех имели его ежегодные справочные издания - «Весь Петербург», «Вся Москва», «Вся Россия».

Заметную ценность имеют изданные Сувориным описания художественных музеев: «Картины императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге» А.И. Сомова, «Картины Лондонской Национальной галереи» А. Истлека, «Дрезденская картинная галерея» Г. Люке, книга М. Розеса «Антони Ван-Дейк». Первым из русских издателей он стал выпускать библиофильские издания: «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева (без купюр), «Наш век» О. Лейкснера (1881-1884) и «Иллюстрированная история Екатерины II» А.Г. Брикнера (1883). Некоторые из суворинских книг по истории, искусству, истории литературы считались в свое время непревзойденными по качеству. В 1887 г. Суворин переиздал полное собрание сочинений А.С. Пушкина (10 томов по 15 копеек), распроданное за несколько дней. Ему принадлежит заслуга в переиздании памятников отечественной культуры и мемуаров по истории России.

В 1910 году Суворин преобразовал свое издательство в акционерную компанию Товарищество А.С.Суворина «Новое время» , которую контролировал «Волжско-Камский коммерческий банк». Не смотря на кончину Суворина в 1912 году, Товарищество работало под его именем вплоть до 1917 года. Страшная болезнь – рак горла обнаружили у А. С. Суворина в 1909 году. После операции он потерял голос и общался последние месяцы посредством карандаша на клочках бумаги. Десятки таких записок хранятся в отделе рукописей ИРЛИ (Пушкинский дом).

За 40 лет издательской деятельности А.С.Суворин выпустил около 1500 книг универсальной тематики общим тиражом в 6,5 млн. экземпляров. И на закате своей жизни А.С.Суворин вполне мог поздолить себе написать: Как издатель я оставлю прекрасное имя. Да, прямо так и говорю. Ни одного пятна. Я издал много, я никого не эксплуатировал, никого не жал, напротив, делал все, что может делать хороший хозяин относительно своих сотрудников и рабочих. Газета дает до 600 тысяч в год, а у меня кроме долгов ничего нет, то есть нет денег. Есть огромное дело, которое выросло до миллионного оборота, но я до сих пор не знал никакого развлечения, никаких наслаждений, кроме труда самого каторжного. Расчетлив я никогда не был, на деньги никогда не смотрел как на вещь, стоящую внимания.

Особый интерес представляет система реализации книг издательства. В 1905 году Суворин принял предложение управляющего петербургским книжным магазином Я.К.Кормилицына преобразовать сеть магазинов и киосков, принадлежавших издательству и работающую в форме контрагентства, в юридически самостоятельное неполное товарищество на вере. Суворин становился его основным пайщиком, а вкладчиками стали четыре человека, в том числе и И.Д.Сытин. После этого финансовое положение резко изменилось к лучшему и контрагентство стало приносить прогрессирующий доход.

Вскоре внутри Товарищества наиболее активную роль стал играть Иван Дмитриевич Сытин , сумевший настоять на его реформировании. В начале января 1907 году он совместно с Сувориным, Д.П.Ефимовым , М.В.Клюкиным и В. И. Игнатьевым (теперь уже на равных основаниях) учредили новую фирму (Торговый дом) в виде полного Товарищества под названием «Товарищество торговли произведениями печати на станциях железных дорог». О масштабах его деятельности можно судить по тому, что на службе в Товариществе состояло более 400 агентов. Учредители обратились к министру торговли и промышленности за разрешением на открытие фирмы. Но министр признал необходимым изменить ее наименование «в смысле включения в оное, по крайней мере, имени одного из товарищей с добавлением слов «и К0»». После весьма длительных переговоров, в апреле 1907 года, было утверждено новое, на сей раз удовлетворившее обе стороны название: «Товарищество торговли произведениями печати на станциях железных дорог «Контрагентство печати»».

Через три года после образования Товарищества, Сытин уже почти держал бразды правления в своих руках. В зарегистрированном 31 марта 1910 года «Товариществе торговли произведениями печати на станциях железных дорог «Контрагентство печати» «полными товарищами», т.е. ответственными перед законом лицами, выступали Суворин и Сытин. В письме к Суворину от 3 сентября 1910 года Сытин сообщал, что наметилось уже пять конкурентов, собирающихся арендовать торговлю печатными произведениями на дорогах, контракт с которыми истекает в текущем году. Из-за чего арендная плата достигнет не менее 100 тыс. руб.: «весь барыш пойдет в пользу железных дорог, и опять будем работать или в убыток, или отказываться снимать дорогой ценой дороги» . Поэтому он предлагал Суворину основать новое Товарищество и расширить масштабы дела. Причем из 350 паев - 150 предполагалось передать Суворину, а всем остальным основателям (Сытину, Рябушинскому, Цветкову, Ефимову, Клюкину и Игнатьеву) - дать по 25 паев.

Суворин хорошо представлял, с каким трудом приходится Контрагентству противостоять натиску более активных конкурентов и каких усилий стоят льготы, поэтому согласился. 25 апреля 1911 года он, с одной стороны, и Сытин с еще тринадцатью вкладчиками, с другой, учредили, как значилось в соответствующем документе - «Торговый дом в образе Товарищества на вере под фирмою «Контрагентство А.С.Суворина и К°» для издательской деятельности и торговли произведениями печати на станциях железных дорог, пароходах, пароходных пристанях и во всех городах и селениях Российской империи». Говоря современным языком, фамилию Суворина в названии фирмы, учредители использовали в качестве раскрученного брэнда. Хотя в управлении фирмы Суворин уже не играл той роли, что раньше. А вскоре контора Контрагентства из Петербурга была переведена в Москву. Это означало еще и тот факт, что входил в силу другой знаменитый русский издатель Иван Сытин. Эпоха Суворина подходила к концу. Начиналось время Сытина. Но преемственность сохранялась. В России не существовало такой пристани или станции железной дороги, где не было бы киоска «Контрагентство А.С.Суворина», торговавшего книгами и периодическими изданиями. Всего по стране их насчитывалось 1600.

Через пять лет после смерти своего основателя, в декабре 1917 ВИКЖЕЛЬ (Всероссийский исполнительный комитет железнодорожных профсоюзов) передал в руки дорожных комитетов все киоски и право торговли произведениями печати. «Контрагентство А.С.Суворина» было переименовано в «Контрагентство ЦИК ССР». Через год, в ноябре 1918-го, в целях более широкого продвижения печати в массы президиум ВЦИК учредил «Центральное агентство ВЦИК», получившее сокращенное название - «Центропечать». Агентство имело разветвленный аппарат, только в Москве было создано 22 отдела с общим штатом в 3 тыс. человек. Всего же число сотрудников «Центропечати» достигало 17 тыс. В экспедиционное хозяйство агентства входило 6 центральных экспедиций (багажная, почтовая, книжная, комплектов, комиссариатов и пластинок), 8 газетных - при типографиях, 9 - при вокзалах и 11 районных экспедиций.

Издательство прекратило своё существование.

СУВОРИН, АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ (1834–1912), русский журналист, издатель, коммерсант, предприниматель, театральный критик, драматург. Он относится к русским самородкам, сумевшим совершить головокружительную карьеру и встать в ряд крупнейших общественных деятелей России.

Родился 11 сентября 1834 в селе Коршеве Воронежской губернии, в многодетной крестьянской семье. Тем не менее, мальчик сумел оказаться в числе курсантов Михайловского кадетского корпуса в Воронеже, который и окончил в 1850. В 1851 он поступил юнкером в Дворянский полк Константиновского артиллерийского училища в Петербурге. Суворин, обладая ярко выраженными гуманитарными способностями, не имел склонности к военной службе, но обучение в военном училище оказалось для него более реальным способом получить образование, нежели поступление в университет. В 1853, окончив курс училища, Суворин отказался от военной службы, сдал экзамены на право преподавания истории и географии. В течение восьми лет преподавал в Бобровском уездном училище, затем в Воронеже, и упорно занимался самообразованием.

В 1861 приезжает в Москву, где проводит год, войдя в круг московских литераторов и приобретая знакомства в художественных и предпринимательских кругах. Так формировалась основа будущей широкой общественной и культурной деятельности Суворина.

В 1862 он перебирается в Петербург, где начинает свою журналистскую карьеру; становится сотрудником и секретарем «С.-Петербургских ведомостей» В.Ф.Корша, одновременно пишет для «Русского инвалида» и «Вестника Европы». Скоро становится ведущим фельетонистом столичной прессы. Талантливый и остроумный Суворин в то время фактически возглавлял либеральный журналистский авангард Санкт-Петербурга. Особой популярностью пользовались его фельетоны, регулярно, в течение десяти лет, появлявшиеся на страницах «С.-Петербургских ведомостей» под псевдонимом «Незнакомец». Как правило, они были посвящены театру – так проявилась одна из главных страстей всей жизни Суворина, позже вписавшая его имя в историю русского театра. Пробовал он себя и в прозе – его рассказы вызывали одобрение Чехова, Лескова, Репина, а роман В конце века. Любовь признан в литературоведении предвестником направления русского декаданса.

Параллельно развивался другой его талант – талант предпринимателя и организатора. С 1871 Суворин начинает издательскую деятельность. Сначала он выпускает Русский календарь , вскоре приобретший всероссийскую известность, позже – огромную, включающую в себя около 400 названий, серию «Дешевая библиотека», охватывающую всю историю русской литературы до середины 19 в. Тематика издаваемых им книг постоянно расширялась, его издательский диапазон был огромным – от художественных альбомов (Дрезденская галерея , Лондонская галерея , Императорский Эрмитаж , Палестина и др.) до технических и справочных изданий (Весь Петербург , Вся Москва , Вся Россия ). При этом он вел огромную работу по организации каналов сбыта и распространения издаваемой литературы: открывал книжные магазины в Петербурге, Москве, Харькове, Одессе, Ростове, Саратове; добился монопольного права на распространение своей печатной продукции в торговых точках на железных дорогах всей России.

Эта коммерческая и просветительская деятельность Суворина закономерно привела к следующему шагу – в 1876 он приобрел в собственность петербургскую газету «Новое время», и не просто контролировал ее издание, но оставался действующим редактором. А в 1880 основал новый историко-литературный журнал «Исторический вестник» (редактором журнала он сделал С.Шубинского).

К этому времени меняется общественно-политическая направленность деятельности Суворина. Крупный предприниматель не мог позволить себе либеральную позицию, волей-неволей он должен был поддерживать политику правящих кругов. Суворин отдался воплощению своей давней мечты – организации театра. Это был театр Литературно-артистического кружка (позже переименованный в театр Литературно-художественного общества), который с самого начала петербуржцы называли театром Суворина . Театр был открыт в 1895, и его художественная программа была аполитичной. Главной его целью было просвещение публики и развитие русской культуры – репертуар строился на лучшей современной и классической драматургии

Однако избежать политики Суворину не удалось: в 1900 его театр оказался в центре политического скандала в связи с постановкой пьесы В.Крылова и С.Литвина (Эфрона) Контрабандисты . После этого в среде либеральной интеллигенции имя Суворина стало одиозным, а его театр и газета потеряли былую популярность. Возродить эту популярность не смог и «Журнал Театра Литературно-художественного общества», издававшийся Сувориным в 1907–1910 (за это время вышло десять номеров).

На предпринимательской деятельности Суворина этот политический скандал не сказался, его гигантское издательское предприятие продолжало развиваться и процветать.

Скончался Суворин 11 августа 1912 в Царском Селе на собственной даче вблизи Баболовского дворца. После его смерти театру Литературно-художественного общества (просуществовавшему до 1917) было присвоено имя А.Суворина. А под заголовком газеты «Новое Время» было решено навсегда оставить подпись: «Основатель А.С.Суворин»

Татьяна Шабалина

Суворин Алексей Сергеевич (1834-1912), русский журналист, издатель, коммерсант, предприниматель, театральный критик, драматург. Он относится к русским самородкам, сумевшим совершить головокружительную карьеру и встать в ряд крупнейших общественных деятелей России.

Родился 11 сентября 1834 в селе Коршеве Воронежской губернии, в многодетной крестьянской семье. Тем не менее, мальчик сумел оказаться в числе курсантов Михайловского кадетского корпуса в Воронеже, который и окончил в 1850. В 1851 он поступил юнкером в Дворянский полк Константиновского артиллерийского училища в Петербурге. Суворин, обладая ярко выраженными гуманитарными способностями, не имел склонности к военной службе, но обучение в военном училище оказалось для него более реальным способом получить образование, нежели поступление в университет. В 1853, окончив курс училища, Суворин отказался от военной службы, сдал экзамены на право преподавания истории и географии. В течение восьми лет преподавал в Бобровском уездном училище, затем в Воронеже, и упорно занимался самообразованием.

В 1861 приезжает в Москву, где проводит год, войдя в круг московских литераторов и приобретая знакомства в художественных и предпринимательских кругах. Так формировалась основа будущей широкой общественной и культурной деятельности Суворина.

В 1862 он перебирается в Петербург, где начинает свою журналистскую карьеру; становится сотрудником и секретарем «С.-Петербургских ведомостей» В.Ф.Корша, одновременно пишет для «Русского инвалида» и «Вестника Европы». Скоро становится ведущим фельетонистом столичной прессы. Талантливый и остроумный Суворин в то время фактически возглавлял либеральный журналистский авангард Санкт-Петербурга. Особой популярностью пользовались его фельетоны, регулярно, в течение десяти лет, появлявшиеся на страницах «С.-Петербургских ведомостей» под псевдонимом «Незнакомец». Как правило, они были посвящены театру - так проявилась одна из главных страстей всей жизни Суворина, позже вписавшая его имя в историю русского театра. Пробовал он себя и в прозе - его рассказы вызывали одобрение Чехова, Лескова, Репина, а роман В конце века. Любовь признан в литературоведении предвестником направления русского декаданса.

Параллельно развивался другой его талант - талант предпринимателя и организатора. С 1871 Суворин начинает издательскую деятельность. Сначала он выпускает Русский календарь, вскоре приобретший всероссийскую известность, позже - огромную, включающую в себя около 400 названий, серию «Дешевая библиотека», охватывающую всю историю русской литературы до середины 19 в. Тематика издаваемых им книг постоянно расширялась, его издательский диапазон был огромным - от художественных альбомов (Дрезденская галерея, Лондонская галерея, Императорский Эрмитаж, Палестина и др.) до технических и справочных изданий (Весь Петербург, Вся Москва, Вся Россия). При этом он вел огромную работу по организации каналов сбыта и распространения издаваемой литературы: открывал книжные магазины в Петербурге, Москве, Харькове, Одессе, Ростове, Саратове; добился монопольного права на распространение своей печатной продукции в торговых точках на железных дорогах всей России.

Эта коммерческая и просветительская деятельность Суворина закономерно привела к следующему шагу - в 1876 он приобрел в собственность петербургскую газету «Новое время», и не просто контролировал ее издание, но оставался действующим редактором. А в 1880 основал новый историко-литературный журнал «Исторический вестник» (редактором журнала он сделал С.Шубинского).

К этому времени меняется общественно-политическая направленность деятельности Суворина. Крупный предприниматель не мог позволить себе либеральную позицию, волей-неволей он должен был поддерживать политику правящих кругов. Суворин отдался воплощению своей давней мечты - организации театра. Это был театр Литературно-артистического кружка (позже переименованный в театр Литературно-художественного общества), который с самого начала петербуржцы называли театром Суворина. Театр был открыт в 1895, и его художественная программа была аполитичной. Главной его целью было просвещение публики и развитие русской культуры - репертуар строился на лучшей современной и классической драматургии

Однако избежать политики Суворину не удалось: в 1900 его театр оказался в центре политического скандала в связи с постановкой пьесы В.Крылова и С.Литвина (Эфрона) Контрабандисты. После этого в среде либеральной интеллигенции имя Суворина стало одиозным, а его театр и газета потеряли былую популярность. Возродить эту популярность не смог и «Журнал Театра Литературно-художественного общества», издававшийся Сувориным в 1907-1910 (за это время вышло десять номеров).

На предпринимательской деятельности Суворина этот политический скандал не сказался, его гигантское издательское предприятие продолжало развиваться и процветать.

Скончался Суворин 11 августа 1912 в Царском Селе на собственной даче вблизи Баболовского дворца. После его смерти театру Литературно-художественного общества (просуществовавшему до 1917) было присвоено имя А.Суворина. А под заголовком газеты «Новое Время» было решено навсегда оставить подпись: «Основатель А.С.Суворин».