Первое печатное произведение гончарова ивана александровича. Биография писателя

Дебют Гончарова вышел хорошим, даже замечательным, сочетая в себе юношескую резвость со зрелой продуманностью. Роман был в школьной программе и запомнился более приятным и увлекательным, чем тяжеловесный и тягучий "Обломов". Читая его снова, убедилась, что такое чтение действительно очень полезно молодому поколению, ведь хоть прямых ответов на вечные обыкновенные вопросы роман не даёт, но очень остро их ставит и заставляет лучше почувствовать себя, подумать о приоритетах, покопаться и может быть прийти к каким-то выводам.

Рисуя потрясающе самобытные пейзажи русской жизни, автор делает ядром повествования противостояние чувств и разума. Тема вроде бы и избитая, но так хорошо обыграна и раскрыта, так увлекателен этот процесс, что только внимательно присмотревшись можно увидеть зарождение будущей обломовщины. На страницах разыгрывается целая дуэль между двумя Адуевыми: Адуевым-старшим, дядюшкой, и Адуевым-младшим, племянником.
Молодой Александр, романтичный провинциал, прилетел на крыльях юности из спокойной деревенской жизни под опекой трясущейся над ним мамочки в суровую, меланхоличную и деловую атмосферу Петербурга под присмотр рационального дяди. Александр юн да зелен, восторжен, романтичен, поэтичен, немного глуповат. Смотреть на него теперь получается лишь со снисхождением, а в школьные годы всё же вызывал чуть больше эмпатии. У Адуева-младшего светятся наивным блеском глаза и чувствуется бешеная игра гормонов, он почти что порхает как бабочка в любовных порывах и в резвом танце набивает себе шишки. Эти шишки, к слову сказать, не слишком-то больные, а самые обыкновенные, как и сама история. Но восприимчивая и мечтательная душа молодого героя делает карикатурные выводы, и все удары судьбы вместе с дядюшкиными советами скорее не лечат его, а калечат. И всё чаще, приближаясь к завершению романа хотелось говорить Александру словами его дяди: "Какую дичь ты несёшь!". Он был похож на пластилин, который от каждого удара уродовался новой вмятиной и в результате приобрёл совершенно гротескный вид, но на самом деле вполне себе настоящий реальный образ.

Пётр Адуев с самого начала достаточно точно угадал характер племянника и применял к нему методы воспитания достаточно продуманные, даром что не сработали по принципу "тезис-антитезис-синтез", даже несмотря на противовес в виде понимающей и добросердечной жены Адуева-старшего Елизаветы, тоже относящейся больше к чувствующей натуре. Свой урок Пётр Иванович тоже получает, и если племянника жизнь бьёт по голове за мечтательность, то дядюшке достаётся за чрезмерную рассудительность. Эта рассудительность в рамках романа преподносится как вид лёгкой тирании, несчастной жертвой которой становится Елизавета, ей хочется посочувствовать особенно.

Противопоставляя разум и чувства, Гончаров играет и другими контрастами и сравнениями. Например, жизнь большого города и деревни. получается это очень живо, красочно и с юмором. Снобизм жителей северной столицы по отношению к провинциалам и причитания и удивление провинциалов и жителей деревень по поводу странных привычек петербуржцев. Отсюда же вытекает и более философская идея тех времён, которая развивается и поныне: противопоставление Запада и Востока. Причисляя себя к цивилизованной Европе, дядюшка не раз в ответ на глупости племянника выкидывает с пренебрежением "Азия!", по сути обвиняя в варварстве и прочих нецивилизованных грехах.

Роман идеально гармоничен, даже несмотря на то, что объединение тезиса и антитезиса в синтез остаётся как будто бы за обложкой книги и на усмотрение читателя. Радовало всё: язык, богатый и лёгкий для восприятия, захватывающие и не раз вызывающие смех и гнев диалоги, длинные письма, хорошо раскрывающие персонажей, отсылки к любимому писателе Пушкину, Крылову, период обломовщины у Адуева-младшего, динамика повествования, психологичность и наставления от автора, оставляющее свободу выбора.

P.S. Пару слов об экранизации 1970 года. Она прелестна и прекрасно отражает события и посыл романа, конечно с неизбежными сокращениями и изменениями. Так же как и литературный источник фильм несёт в себе яркие черты театральности, драматургии и вообще по сути является спектаклем. Показательна и женщина в режиссёрском кресле - Галина Волчек, да и актёрский состав очень порадовал с Табаковым в роли племянника и другими именитыми исполнителями.

Иван Александрович Гончаров - писатель, классик русской литературы. Действительный статский советник, член-корреспондент Петербургской академии наук (1860).

Детство и юность

Иван Гончаров появился на свет 6 июня 1812 г. в городе Симбирске, что на волжском берегу, ныне город носит имя , в честь вождя мирового пролетариата. Будущий писатель родился в суровую годину наполеоновского нашествия. Однако, слава Богу, до их далёких краев так и не добрался, споткнулся на полпути. Мальчик рос в обеспеченной семье: оба его родителя происходили из зажиточных купеческих родов. Отец - Александр Иванович, мать - Авдотья Матвеевна, урождённая Шахторина. Их большой каменный дом находился в самом центре Симбирска. В этом доме в окружении многочисленной дворни мальчик и провёл своё детство. Многие картинки быта дворовых людей, сделанные Гончаровым в детстве, впоследствии нашли своё отражения в творчестве писателя.

Гончаров рано потерял отца, когда это случилось, ему было всего семь лет. Однако, его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов принял самое деятельное участие в воспитании мальчика. Николай Николаевич был интересным, образованным человеком, бывший моряк, он многое успел повидать на своём веку. Демократ по натуре, Трегубов оказал сильнейшее влияние на духовное развитие мальчика. Крёстный несколько лет обучал мальчика различным наукам.

В десять лет Гончарова определили на обучение в в коммерческое училище. Это была традиция зажиточных купеческих семей. В училище Гончаров провёл восемь лет. Обучение не сильно занимало его, ему было скучно. Однако юноша много читал, активно занимался самообразованием. По воспоминаниям писателя, в те годы главным его учителем была русская литература. В годы юности Гончарова на свет появилась бессмертная поэма - «Евгений Онегин». Поэма печаталась отдельными главами, юный Гончаров очарованный пушкинскими строками, с нетерпением ожидал выхода каждой новой главы. Любовь и преклонение перед пушкинским талантом писатель пронёс через всю свою жизнь. Творчество Пушкина укрепило в юноше желание заниматься исключительно литературной деятельностью.

В августе 1831 г. Гончаров поступил в Московский университет, на факультет словесности. Его однокашниками по университету были многие выдающиеся люди того времени. Молодого Гончарова буквально окружало целое созвездие в будущем великих имён: , Огарёв, Станкевич, . В университете Гончаров провёл три интересных плодотворных года. Покинув Альма-матер, молодой человек принимает решение остаться жить в одной из столиц. Общение с интереснейшими людьми и многообещающие творческие перспективы влекли его в самый центр жизни. Однако перед этим Гончаров решил съездить на родину, с целью навестить матушку, сестёр и крёстного отца.

Начало творческого пути

Прибыв в Симбирск, Гончаров, привыкший к деятельной и шумной столичной жизни, поразился его патриархальной тишине. Как показалось юноше, за годы, проведённые им в Москве, в родном городе ничего не изменилось. Затхлая атмосфера провинции навевала на Гончарова скуку и оцепенение. Подобные наблюдения ещё более укрепили его в мысли об отъезде. Однако симбирский губернатор, весьма впечатлённый образованным юношей, сделал предложение Гончарову занять должность его секретаря. После многих колебаний молодой человек всё-таки согласился. Чиновничья доля оказалась серой и нудной и быстро надоела Гончарову. Спустя всего лишь одиннадцать месяцев он уехал в .

В северной столице Гончаров устроился в департамент внешней торговли министерства финансов - на должность переводчика иностранной переписки. Служба была не обременительной и не занимала много времени, но в тоже время давала скромный доход. Молодой писатель получил реальную возможность для осуществления своих мечтаний о серьёзной литературной деятельности. В тот же период Гончаров познакомился с Николаем Аполлоновичем Майковым, академиком русской живописи. Он был представлен ему в качестве репетитора латинского языка и русской словесности. Гончаров занимался с сыновьями Николая Майкова - в будущем знаменитыми Аполлоном и Валерианом. Дом Николая Майкова являлся одним из культурных центров тогдашнего Петербурга. Лучшие люди искусства и науки были постоянными гостями Майкова.

В доме Николая Аполлоновича Гончаров познакомился и общался со многими интереснейшими людьми своего времени. Одним из них был знаменитый русский критик Белинский. Между ними завязались дружеские отношения, Гончаров был частым гостем Белинского в его доме на Невском проспекте. В 1846 г. в доме Литераторов Гончаров прочитал Белинскому свой первый роман «Обыкновенная история». Великий критик по достоинству оценил и писательский талант автора, и глубину нового произведения. Дружба с Белинским сыграла серьёзнейшую роль в становлении Гончарова как личности и как автора. В 1847 г. роман был опубликован в журнале «Современник». Произведение пришлось впору к настроениям русского общества той поры и получило множество самых благоприятных откликов у читателей.

Фрегат «Паллада»

В XIX в. между и Североамериканскими Соединёнными штатами (САСШ) существовала серьёзнейшая конкуренция в районе Азиатско-Тихоокеанского региона. Каждая из держав претендовала на экономическое и военное доминирование над многими азиатскими территориями. Одним из объектов этих споров являлась Япония, страна, которая с 1639 г. была закрыта для иноземцев. По законам Японии любой незваный пришелец, ступивший на землю Страны восходящего солнца, должен быть немедленно казнён. Страна микадо ревниво оберегала свои традиции. Однако девственный японский рынок являлся весьма лакомым кусочком и для русских, и для американских капиталистов. Синхронно правительствами России и Америки было принято решение о направлении к берегам Японии военных эскадр. Целью каждой из них было заключение торгового договора. Русская эскадра под командованием адмирала Путятина, помимо заключения торгового договора, также имела целью посещение и инспектирование американских владений Российской империи на Аляске. Гончаров, служивший переводчиком в департаменте внешней торговли, был откомандирован в личные секретари адмирала Путятина. Писатель отправился в путешествие на флагмане русской эскадры - 52-пушечном фрегате «Паллада».

В 1853 г. и русские и американцы появились близ берегов Японии. По прошествии некоторого времени, миссии обеих эскадр увенчались успехом, вот только методы были применены абсолютно различные. Американский коммодор Мэтью Перри выполнил свою миссию с помощью теперь уже стандартных традиций американской политики, поставив эскадру на траверзе Эдо - столицы Японии (ныне город Токио). Он под угрозой пушек просто заставил японцев подписать торговый договор. Русский же адмирал Путятин пошёл по иному пути. Посредством мирных переговоров и налаживанием дружеских отношений он в 1855 г. подписал с японцами договор, идентичный американскому.

С самого начала плавания Гончаров стал вести подробнейший дневник о событиях, происходивших вокруг. Путешествие продлилось два с половиной года, а дневник стал основой для написания книги «Фрегат Паллада». Где только не довелось побывать писателю: Англия, Южная Африка, Индонезия, Япония, Китай, Филиппины. Обратно Гончаров возвращался не по морю, а по суше, из края в край он проехал всю Россию. Столь длительный и обширный вояж принёс писателю огромное количество различных впечатлений и эмоций - эмоций, которые всегда так ценны и необходимы в жизни творческого человека. Кого только не повстречал и с кем только не познакомился писатель за время своих странствий. Люди разных характеров, профессий, социальных статусов стали для него прототипами будущих персонажей.

Гончаров прибыл в Санкт-Петербург 13 февраля 1855 г., и уже совсем скоро в журнале «Отечественные записки» появился его первый очерк об этом замечательном путешествии. Следующие очерки на протяжении нескольких лет с успехом публиковались в различных популярных изданиях. В 1858 г. книга «Фрегат Паллада» вышла отдельным изданием. Талантливое перо Гончарова подарило русскому читателю яркое, полнокровное описание природы других стран, обычаев жизни людей, традиции других культур. Книга получилась справедливой, объективной и остро социальной. Автор, исповедовавший высокие культурные принципы, выступил в роли независимого наблюдателя. Он метко описывал события, происходившие, как на борту корабля, так и за его пределами.

Писательская зрелость

По возвращении Гончаров некоторое время проработал в министерстве финансов. Чуть позднее он смог заполучить должность цензора, что несказанно обрадовало его, поскольку подобная служба имела непосредственное отношение к литературе. В 1857 г. Гончаров вышел в отставку с целью полностью посвятить себя литературе.

Минуло два года, и в 1859 г. на свет появилось интереснейшее произведение того времени, роман «Обломов». Название этого романа послужило названием для целого социального явления, широко распространённого на Руси - «обломовщина». Появление романа «Обломов» было отмечено громогласным успехом у публики. Комично-трагический персонаж Обломова вызвал острейшую полемику в интеллигентном русском обществе. Созданный Гончаровым барин Обломов, карикатурное существо, появившееся на свет в результате социальных несуразностей, существовавших в России, стал притчей во языцех. Роман яростно обсуждали люди всех политических воззрений - от реакционеров до социалистов. Высказывались разные мнения, но никто не оставался безразличен. После публикации романа Гончаров заслуженно стал в один ряд с величайшими русскими писателями.

По иронии судьбы следующий роман автора «Обрыв» выйдет в свет лишь через двадцать лет. Остро нуждаясь в средствах, писатель был вынужден вновь пойти на службу. Около года проработав редактором новой газеты «Северная почта», являвшейся печатным органом министерства внутренних дел, он был назначен членом совета по делам печати, другими словами, писатель вновь вернулся к цензорской деятельности. На этой должности Гончаров показал себя как убеждённый консерватор. Некрасовский «Современник», а также журнал Писарева «Русское слово» подвергались постоянному давлению со стороны цензора Гончарова. Особенно яростно писатель выступал против нигилизма, социализма и коммунизма. Гончаров проводил активную проправительственную политику.

В 1867 г. по состоянию здоровья Гончаров подал прошение об отставке. Прошение было удовлетворено, писателю была назначена пенсия. Гончаров вновь смог вернуться к работе над романом «Обрыв». Написание романа шло тяжело, физическое состояние Ивана Александровича оставляло желать лучшего. Иногда, как видно из писем друзьям, Гончаров был не уверен в том, что сможет завершить роман. Однако он его дописал и таким образом завершил свою гениальную трилогию романов: «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Гончаров создал объективное и талантливое описание эпохи упадка крепостничества в России. Он дал нам полнейшее впечатление о жизненных и социальных реалиях того времени.

Последние годы

Роман «Обрыв» стал последним крупным произведением Гончарова. В письмах к Тургеневу он называл роман «Обрыв» дитём своего сердца. В последующие годы Гончаров не занимался активной литературной деятельностью. Он написал всего лишь несколько очерков и этюдов и вёл оживлённую переписку с друзьями-писателями. Для написания нового большого романа, как говорил сам Гончаров, у него не хватает ни нравственных, ни физических сил.

15 сентября 1891 г. Иван Александрович Гончаров скончался в возрасте 79 лет от воспаления лёгких. Писатель был похоронен в Александро-Невской лавре, впоследствии его прах перенесли на Волково кладбище.

Наследие

Писатель Иван Александрович Гончаров стал одним столпов великого и нерушимого здания под названием Русская литература. В наше время созданы блестящие экранизации произведений Гончарова, позволяющие окунуться и прочувствовать непередаваемую атмосферу России крепостнической. Увидеть удивительные типы людей, рождённые уникальной социальной обстановкой того времени.

Дмитрий Сытов


Русский писатель Иван Гончаров создал три романа. Именно они принесли литератору славу мастера слова. Примечательно, что названия трех книг начинаются с букв «Об».

Будущий классик появился на свет летом, 6 июня 1812 года, в Симбирске. В семье уже воспитывался старший сын Николай. Родители ребенка – Александр Иванович и Авдотья Матвеевна - принадлежали к купеческому сословию. Через несколько лет после рождения Ивана в семье Гончаровых появились две дочки. Гончаров с теплом вспоминал детские годы в автобиографических очерках.

Когда ребенку исполнилось семь лет, ушел из жизни отец Александр Иванович. Тогда воспитанием маленького Ивана занялся Николай Николаевич Трегубов – крестный мальчика. Он заменил Ивану отца. И хотя семейство потеряло кормильца, у Авдотьи Матвеевны хватало средств, чтобы не ущемлять образование детей.

Первым учителем для ребенка стал Трегубов. Затем Ивана отправили в частный пансионат. В возрасте десяти лет мальчика передали в училище, где уже находился брат. Там Гончаров пробыл до восемнадцати лет, хотя учеба будущему писателю не нравилась. Имя Ивана Александровича часто красовалось на «красной доске». В те годы у юноши пробудилась любовь к литературе и сочинительству. Он уделял много времени чтению книг.


Примером для подражания Гончаров считал поэта . Роман «Евгений Онегин» стал для Ивана настоящим откровением. Почтение к Пушкину литератор пронес через всю жизнь. Однажды Гончарову посчастливилось увидеться с кумиром. Встреча оставила радужные воспоминания.

В 1830 году Гончарова исключили из списка пансионеров по желанию матери. Любимое дело привело будущего творца к желанию получить образование в Московском университете. В 1831 году Иван Александрович сдал вступительные экзамены и стал студентом вуза. Три года в стенах заведения привнесли значимый вклад в биографию писателя. В одно время с молодым человеком в университете получали знания , Константин Аксаков, .


В 1834 году учеба осталась позади, и Гончаров поехал в Симбирск, чтобы повидаться с мамой и сестрами. Молодой человек еще во время учебы решил, что не останется в родном скучном городе. Литератора влекла столичная жизнь. Но по приезде в родные пенаты Ивану Александровичу предложили должность секретаря. Он подумал и согласился.

Однако работа оказалась настолько скучной, что спустя одиннадцать месяцев Гончаров отправился в Санкт-Петербург, где устроился переводчиком переписки с иностранных языков. Дело оказалось необременительным и оставляло время на сочинительство. Тогда же Гончаров вошел в семью Николая Аполлоновича Майкова. Он обучал сыновей живописца латинскому языку и русской словесности. Поместье Майковых считалось культурным очагом Северной Пальмиры. Здесь Иван Александрович окунулся в мир богемы.

Литература

В 1838 году Гончаров создал «Лихую болесть». Спустя год появилось второе произведение творца – «Счастливая ошибка». Оба сочинения вошли в рукописные альманахи «Лунные ночи» и «Подснежник», которые издавались в семье Майковых. Подпись Гончарова под трудами не стояла. Издания вышли анонимно.


Со временем творчество литератора набирало обороты. Он познакомился с Белинским, наведывался в дом Литераторов. В 1846 году начинающий автор прочитал критику «Обыкновенную историю», от которой тот остался в восторге. В 1847 году произведение опубликовали в «Современнике».

Появление Белинского в жизни Гончарова сильно повлияло на последнего. В «Заметках о личности Белинского» автор с теплом вспоминает советы и подсказки критика. Но товарищами они так и не стали. Гончаров с сомнением относился к увлечению Белинского французскими революционными идеями, а критик в ответ называл писателя человеком с узким взглядом.


В 1848 году в журнале «Современник» вышел очерк «Иван Саввич Поджабрин».

Через четыре года Гончаров отправился в Японию с адмиралом Ефимием Васильевичем Путятиным на фрегате «Паллада» в роли секретаря. Экспедиция длилась два с половиной года и прервалась из-за начала Восточной войны.

Во время плавания писатель вел подробные записи, которые легли в основу книги «Фрегат «Паллада». Цикл очерков увидел свет в 1858 году и стал новым явлением в литературных кругах. Читатели восприняли книгу как окно в новый неизведанный мир, о котором поведал путешественник.


Вернувшись из плавания, Гончаров вскоре ушел с работы. Литератору предложили должность цензора в газете «Северная почта», и он согласился. В 1859 году вышел знаменитый «Обломов», возымевший большой успех. В книге просматривались философские взгляды. Вскоре в народе появился термин «обломовщина».

В 1862 году писатель возглавил «Северную почту». В 1865 году он вошел в членство по печатным делам, а в 1867 году отбыл в отставку с генеральским чином. Писатель принял такое решение, потому что хлопотливая работа мешала творить.


В 1869 году он завершил третий роман «Обрыв». Над последним детищем Гончаров трудился двадцать лет, но книга не имела успеха у читателей. Закончив «Обрыв», творец поставил точку в созданной им трилогии. В трех трудах Гончаров отобразил последовательные этапы развития России. Без заключительной книги след от творений автора остался бы не таким ярким.

Личная жизнь

Личная жизнь классика не удалась. Он ни разу не был женат и не познал радости отцовства. Долгое время Гончаров любил Юнию Дмитриевну Ефремову, племянницу Евгении Петровны Майковой. Но девушка связала себя узами брака с другим мужчиной.


В 1855 году писателя настигло новое чувство. Он встретил Елизавету Васильевну Толстую, близкую к дому Майковых. Послания литератора к Толстой можно считать отдельным лирическим творением, столько в них любви и грусти. Но в 1857 году она сочеталась браком с Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным. Это разбило писателю сердце.

Гончаров дружил с Иваном Сергеевичем Тургеневым. Но после того как в 1860 году Гончаров прочитал в сочинении Тургенева строчки из «Обрыва», связь великих авторов оборвалась. Иван Александрович даже вызвал Тургенева на дуэль, но потом бывших друзей отговорили от этой затеи.

Смерть

В последние годы жизни писателя одолевала депрессия. Он ощущал себя одиноким и беспомощным. Одно время хотел сесть за новый роман, но бросил затею, так как сочинял медленно. Гончаров продолжал выпускать критические статьи к книгам.


12 сентября 1891 года писатель простудился. Болезнь развивалась стремительно и спустя три дня литератор умер от воспаления легких. Наследство Иван Александрович завещал семье слуги.

В честь классика названы улицы в Москве, Пензе, Саранске, Чебоксарах, Симферополе и других городах. В Ульяновске и Димитровграде литератору поставили памятники, а в Марианске-Лазне установили мемориальную доску. Именем критика названы музеи, сквер, библиотека, театр и праздник. Учреждена премия по литературе имени Гончарова.


В 2012 году выпущена монета с портретом Гончарова в честь 200-летия писателя. Тираж составил 5000 экземпляров.

В 2012 году вышла манга под названием «Великий из бродячих псов». Один из героев комикса носит имя Иван Гончаров. На фото персонаж изображен с длинными светлыми волосами до пояса, узкими глазами, курносым носом и большим ртом. Верхнюю часть головы покрывают бинты. У Ивана присутствует суперспособность «Обрыв».

Библиография

  • 1838 год – «Лихая болесть»
  • 1839 год – «Счастливая ошибка»
  • 1842 год – «Иван Саввич Поджабрин»
  • 1846 год – «Обыкновенная история»
  • 1858 год – «Фрегат «Паллада»
  • 1859 год – «Обломов»
  • 1869 год – «Обрыв»
  • 1872 год – «Мильон терзаний»
  • 1874 год – «Заметки о личности Белинского»
  • 1875 год – «Опять "Гамлет" на русской сцене»
  • 1891 год – «Превратность судьбы»

Гончаров Иван Александрович: Российская империя, Симбирск: 18.061812 – 27.09.1891

Романы Гончарова И. А. оставили весомый след в истории российской литературы. Они раскрывают такую свойственную для русской души борьбу между «реализмом» и «романтизмом», которая была и остается значимой для русского человека. Возможно, именно поэтому произведения автора все также читаемы, а книга Гончарова «Обломов» даже вошел в школьную программу, что обеспечило ему высокую популярность и высокое место в нашем рейтинге .

Биография Гончарова И. А.

Родился Гончаров в семье купцов. Его отец достаточно рано умер и в основном его воспитанием занимался крестный отец – отставной морячек. По настоянию матери в 10 лет мальчик был отдан на обучение в коммерческое училище. Здесь Иван провел восемь лет свой жизни, много читая и с восторгом вспоминая свое первое знакомство с произведением « ». Но обучение ему давалось сложно, и он упросил мать написать прошение об исключении из училища.

Но юному Гончарову требовалось образование и исходя из своей любви к сочинительству в 19 лет он поступает на словесный факультет Московского университета. Здесь ему довелось учиться с , и многими другими в будущем знаменитыми личностями. После окончания университета он возвращается на родину и становится секретарем губернатора. Но такая работа претит ему, поэтому он отправляется в Петербург.

Здесь то и появляется первый роман Гончарова. Он называется «Обыкновенная история» и получает массу восторженных отзывов от критиков. В дальнейшем как представитель департамента финансов на фрегате «Паллада» он отправляется в Японию для налаживания торговых связей. Это путешествие легло в основу произведения «Фрегат Паллада». После возвращения из путешествия Гончарову предложили должность цензора, которая была достаточно хлопотной, но позволило написать роман «Обломов». Роман Гончарова «Обломов» был настолько благосклонно воспринят читателями, что в обиход даже вошло слово «обломовщина».

Практически всю оставшуюся жизнь Гончаров работал над романом «Обрыв», который стал его последним произведением. На его написание ушло около 20 лет и по словам самого автора «куча исписанной бумаги». Тем не менее, после себя автор оставил значимый след в истории, а его произведения актуальны и в нынешнее время.

Романы Гончарова на сайте Топ книг

На сайте Топ книг Гончаров представлен в нашем рейтинге . При этом интерес к произведениям этого автора в последнее время растет и можно ожидать занятие им более высоких позиций уже в ближайших рейтингах. Также в рейтинге представлен роман Гончарова «Обломов», который занимает достаточно высокое место. И хотя большую часть читателей этого произведения составляют школьники, для которых роман «Обломов» читать следует согласно школьной программы, интерес к произведению достаточно высок.

Биография

Детство

Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. Его отец Александр Иванович (1754--1819) и мать принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками проходило детство будущего писателя. Вспоминая в преклонные годы своё детство и отчий дом, Гончаров писал в автобиографическом очерке «На родине»: «Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня». Многое из того, что Гончаров узнал и увидел в этой «деревне», явилось как бы изначальным импульсом в познании поместного, барского быта дореформенной России, так ярко и правдиво отразившегося в его «Обыкновенной истории», «Обломове» и «Обрыве» (три знаменитых романа Гончарова на «О»).

Когда Гончарову было семь лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» - так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца. Писатель вспоминал:
- Мать наша благодарная ему за трудную часть взятых на себя забот о нашем воспитании, взяла на себя все заботы о его житье-бытье, о хозяйстве. Его дворня, повара, кучера слились с нашей дворней, под её управлением - и мы жили одним общим двором. Вся материальная часть пала на долю матери, отличной, опытной, строгой хозяйки. Интеллектуальные заботы достались ему.

Образование

Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионате. А десяти лет от роду был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери.

Восемь лет провёл Гончаров в училище. Эти годы были для него трудны и малоинтересны. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много читал. Его истинным наставником явилась отечественная литература. Гончаров вспоминал:

Первым прямым учителем в развитии гуманитета, вообще в нравственной сфере был Карамзин, а в деле поэзии мне и моим сверстникам, 15-16-летним юношам, приходилось питаться Державиным, Дмитриевым, Озеровым, даже Херасковым, которого в школе выдавали за поэта.

Великим откровением для Гончарова и его товарищей явился Пушкин с его «Евгением Онегиным», выходившим в свет отдельными главами. Он рассказывает:
- Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылись вдруг, и какие правды, и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной, - хлынули из этого источника, и с каким блеском, в каких звуках!

Это почти молитвенное благоговение перед именем Пушкина Гончаров сохранил на всю жизнь.
Тем временем заниматься в училище стало совсем невмоготу. Гончарову удалось убедить в этом мать, и та написала прошение об исключении его из списка пансионеров. Гончарову уже минуло восемнадцать. Наступила пора задуматься о своём будущем. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, - всё это укрепило в нём мысль завершить своё образование на словесном факультете Московского университета. Через год, в августе 1831 года, после успешной сдачи экзаменов он был туда зачислен.

Три года, проведённые в Московском университете, явились важной вехой в биографии Гончарова. Это была пора напряжённых раздумий - о жизни, о людях, о себе. Одновременно с Гончаровым в университете обучались Белинский, Герцен, Огарёв, Станкевич, Лермонтов, Тургенев, Аксаков и многие другие талантливые молодые люди, впоследствии оставившие след в истории русской литературы.

Жизнь после университета

Закончив летом 1834 года университет, Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, «свободным гражданином», перед которым открыты все пути в жизни. Первым делом решил он навестить свои родные края, где его дожидались мать, сестры, Трегубов. Симбирск, в котором всё было с детства так знакомо, поразил повзрослевшего и возмужавшего Гончарова прежде всего тем, что ничто не изменилось. Всё напоминало здесь громадную сонную деревню. Именно таким знавал Гончаров свой родной город в детстве, а затем и в юношеские годы.

Ещё до окончания университета Гончаров решил не возвращаться на постоянное житьё в Симбирск. Его влекла к себе перспектива напряжённой духовной жизни в столицах (Москва, Санкт-Петербург), общение там с интересными людьми. Но была ещё одна, тайная мечта, связанная с его давним увлечением сочинительством. Он решил обязательно уехать из дремотного, скучного Симбирска. И не уехал. Симбирский губернатор настойчиво просил Гончарова занять должность его секретаря. После раздумий и колебаний, Гончаров принимает это предложение, а дело оказалось скучным и неблагодарным. Однако, эти живые впечатления от механизма бюрократической системы впоследствии сгодились Гончарову-писателю. После одиннадцати месяцев пребывания в Симбирске, он уезжает в Петербург. Гончаров решил собственными руками, без чьей либо помощи строить своё будущее. По приезде в столицу он подался в департамент внешней торговли министерства финансов, где ему предложили должность переводчика иностранной переписки. Служба оказалась не очень обременительной. Она в какой-то мере материально обеспечивала Гончарова и оставляла время для самостоятельных литературных занятий и чтения.
В Петербурге он сблизился с семьёй Майковых. В эту семью Гончаров был введён в качестве учителя двух старших сыновей главы семьи Николая Александровича Майкова - Аполлона и Валериана, которым преподавал латинский язык и русскую словесность. Этот дом был интересным культурным очагом Петербурга. Почти ежедневно здесь собирались известные писатели, музыканты, живописцы. Позже Гончаров скажет:
- Дом Майкова кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства.

Начало творчества

Постепенно начинается серьёзное творчество писателя. Оно формировалось под влиянием тех настроений, которые побуждали молодого автора всё более иронически относиться к царившему в доме Майковых романтическому культу искусства. 40-е годы - начало расцвета творчества Гончарова. Это была важная пора в развитии русской литературы, как и в жизни русского общества в целом. Гончаров знакомится с Белинским. Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя. Гончаров и сам засвидетельствовал в одном из писем, какую роль для него сыграл Белинский:
- Только когда Белинский регулировал весь вчерашний хаос вкусов, эстетических и других понятий и проч., тогда и взгляд на этих героев пера (Лермонтова и Гоголя) стал определённее и строже. Явилась сознательная критика...

В своих «Заметках о личности Белинского» Гончаров с симпатией и благодарностью рассказал о своих встречах с критиком и о его роли как «публициста, эстетического критика и трибуна, провозвестника новых грядущих начал общественной жизни». Весной 1847 года на страницах «Современника» публикуется «Обыкновенная история». В «романе» (1847) конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстаёт как существенная коллизия русской жизни. Гончаров назвал свой роман «Обыкновенная история», тем самым он подчеркнул типичность процессов, которые отразились в этом произведении.

Кругосветное путешествие и фрегат «Паллада»

В октябре 1852 года в жизни Гончарова случилось важное событие: он стал участником кругосветного путешествия на парусном военном корабле - фрегате «Паллада» - в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Путятина. Она была снаряжена для инспекции русских владений в Северной Америке - Аляски, принадлежавшей в ту пору России, а также для установления политических и торговых отношений с Японией. Гончаров представил себе, каким множеством впечатлений обогатит себя и своё творчество. С первых же дней путешествия он начинает вести подробный путевой журнал. Он и лёг в основу будущей книги «Фрегат „Паллада“». Экспедиция продолжалась почти два с половиной года. Великобритания, мыс Доброй Надежды, Ява, Сингапур, Гонконг, Япония, Китай, Ликейские острова, Филиппины, обратный путь через Сибирь - главные вехи этого путешествия. Путешествие Гончарова можно считать кругосветным лишь условно.

Он вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года, а уже в апрельской книжке «Отечественных записок» появился первый очерк. Последующие фрагменты публиковались в «Морском сборнике» и различных журналах на протяжении трёх лет, а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков «Фрегат „Паллада“» (1855-1857) - своеобразный «дневник писателя». Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами. Книга была воспринята как выход писателя в большой и плохо знакомый русскому читателю мир, увиденный пытливым наблюдателем и описанный острым, талантливым пером. Для России XIX века такая книга была почти беспрецедентной. Между тем, Гончаров вернулся в департамент министерства финансов и продолжал исправно исполнять свои чиновничьи обязанности, к которым никак не лежала душа. Вскоре, однако, наступила перемена в его жизни. Он получил место цензора. Должность эта была хлопотливая и трудная, но преимущество её перед прежней службой состояло в том, что она по крайней мере была непосредственно связана с литературой. Однако, в глазах многих писателей эта должность ставила Гончарова в двусмысленное положение. Представление о цензоре в прогрессивных слоях общества было тогда далеко не лестным. Его воспринимали как представителя ненавистной власти, как гонителя вольной мысли. Образ тупого и жестокого цензора был как-то заклеймён ещё И. А. Пушкиным в «Послании к цензору»:
- О варвар! Кто из нас, владельцев русской лиры, Не проклинал твоей губительной секиры?

Вскоре и сам Гончаров стал тяготиться своей должностью и в начале 1860 года вышел в отставку. Помимо всего прочего, трудная и хлопотливая служба решительно мешала собственным литературным занятиям писателя. К этому времени Гончаров уже опубликовал роман «Обломов».

Расцвет творчества

Итак, в 1859 году впервые в России прозвучало слово «обломовщина». В романе судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы. Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей закрепили за Гончаровым славу одного из самых выдающихся русских писателей. Но Гончаров не оставляет писательскую деятельность и начинает своё новое произведение - «Обрыв». Однако, писателю надо было не только писать, но и зарабатывать деньги. Покинув пост цензора, он жил «на вольных хлебах». В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная почта», являвшейся органом министерства внутренних дел. Около года прослужил здесь Гончаров. Затем был назначен на новую должность - члена совета по делам печати - снова началась его цензорская деятельность. Но в нынешних политических условиях она приобрела уже явно консервативный характер. Он причинил много неприятностей «Современнику» Некрасова и писаревскому «Русскому слову», он вёл открытую войну против «нигилизма», писал о «жалких и несамостоятельных доктринах материализма, социализма и коммунизма» - Гончаров защищал правительственные устои. Так продолжалось до конца 1867 года, когда он по собственному прошению вышел в отставку, на пенсию. Теперь можно было снова энергично взяться за «Обрыв». К тому времени Гончаров исписал уже много бумаги, а конца романа всё ещё не видел. Надвигавшаяся старость всё более пугала писателя и отвращала его от работы. Гончаров однажды сказал об «Обрыве»: «это дитя моего сердца». Автор трудился над ним долго (двадцать лет) и неутомимо. Временами, особенно к концу работы, он впадал в апатию, и ему казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение. В 1868 году Гончаров писал Тургеневу:
- Вы спрашиваете, пишу ли я: да нет; может быть, попробовал бы, если б не задался давно известной Вам, неудобоисполнимой задачей, которая, как жернов, висит у меня на шее и мешает поворотиться. Да и какое писанье теперь в мои лета.

В другом месте Гончаров заметил, что, закончив третью часть «Обрыва», «хотел оставить вовсе роман, не дописывая». Однако же дописал. Гончаров отдавал себе отчёт в том, произведение какого масштаба и художественного значения он создаёт. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довёл своё «дитя» до конца. «Обрыв» завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов Гончарова отразил определённый этап исторического развития России. Для одного из них типичен Александр Адуев, для другого - Обломов, для третьего - Райский. И все эти образы явились составными элементами одной общей целостной картины угасающей эпохи крепостничества.

Последние годы жизни Ивана Гончарова

«Обрыв» стал последним крупным художественным произведением Гончарова. Но после конца работы над произведением, жизнь его сложилась очень трудно. Больной, одинокий, Гончаров часто поддавался душевной депрессии. Одно время мечталось ему даже взяться за новый роман, «если старость не помешает», как писал он П. В. Анненкову. Но не приступил к нему. Он всегда писал медленно, натужно. Не раз жаловался, что не может быстро откликаться на события современной жизни: они должны основательно отстояться во времени и в его сознании. Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их изучение. Но Гончаров продолжал жить в атмосфере литературных интересов, интенсивно переписываясь с одними писателями, лично общаясь с другими, не оставляя и творческой деятельности. Он пишет несколько очерков: «Литературный вечер», «Слуги старого века», «Поездка по Волге», «По восточной Сибири», «Май месяц в Петербурге». Некоторые из них были опубликованы посмертно. Следует отметить ещё ряд замечательных выступлений Гончарова в области критики. Такие, например, его этюды, как «Мильон терзаний», «Заметки о личности Белинского», «Лучше поздно, чем никогда», давно и прочно вошли в историю русской критики в качестве классических образцов литературно-эстетической мысли.

Гончаров оставался в полном одиночестве и 12 (24) сентября 1891 года он простудился. Болезнь развивалась стремительно, и в ночь на 15 сентября он умер от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Иван Александрович был похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры (в 1956 году перезахоронен, прах писателя перенесли на Волково кладбище). В некрологе, опубликованном на страницах «Вестника Европы», отмечалось: «Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе»