Люди и нравы древней руси. Что можно сказать о пейзаже

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ

Северный государственный медицинский университет

Факультет менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине История Отечества

на тему:

«Люди и нравы Древней Руси»

студентки Бобыкиной Ольги Викторовны

шифр: ЭЗС – 080802

специальность: 080103.65, курс 1

«Национальная экономика»

форма обучения: заочная

Проверила: преподаватель Игумнова М.Б.

Архангельск


Введение

1 Внешний вид древних славян

2 Характер славян

3 Брачные и семейные отношения

4 Хозяйственная деятельность

5 Культура

6 Общественное устройство

7 Религиозные представления

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

Нет никаких несомненно достоверных сведений о происхождении славянских племён, так как это было настолько давно, что их не сохранилось, а может, и не имелось. Только у греков и римлян сохранилась информация о нашем древнем отечестве.

Первоначальные сведения о славянах носили мифический и недостоверный характер и относятся к путешествию аргонавтов, совершённому «веков за 12 до Рождества Христова» . Карамзин в своей истории государства Российского пишет: «…великая часть Европы и Азии, именуемая ныне Россиею, в умеренных её климатах была искони обитаема, но дикими, во глубину невежества погружёнными народами, которые не ознаменовали бытия своего никакими собственными историческими памятниками» .

Первые сведения о славянах передал нам Геродот, писавший в 445 г. до н.э., называя их при этом скифами. «Скифы, называясь разными именами, вели жизнь кочевую,…более всего любили свободу; не знали никаких искусств, кроме одного: "везде настигать неприятелей, и везде от них скрываться» .

Говоря о природе «Скифии Российской», Геродот описывал её так: «сия земля … была необозримою равниною, гладкою и безлесною; только между Тавридою и Днепровским устьем находились леса… зима продолжается там 8 месяцев, и воздух в сие время, по словам Скифов, бывает наполнен летающими перьями, то есть, снегом; что море Азовское замерзает, жители ездят на санях через неподвижную глубину его, и даже конные сражаются на воде, густеющей от холода; что гром гремит и молния блистает у них единственно летом» .

Византийские летописи упоминают о славянах уже в конце 5 века, описывая «свойства, образ жизни и войны, обыкновения и нравы Славян, отличные от характера Немецких и Сарматских племён: доказательство, что сей народ был мало известен Грекам, обитая во глубине России, Польши, Литвы, Пруссии, в странах отдалённых и как бы непроницаемых для их любопытства» .

Арабский путешественник Ибн Руста пишет о славянских землях так: «…между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути… Путь в эту сторону идёт по степям и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян – ровная и лесистая, и они в ней живут» .

Карамзин пишет, что славяне «под сим именем, достойным людей воинственных и храбрых, ибо его можно производить от славы, - и народ коего бытие мы едва знали, с шестого века занимает великую часть Европы» .

Таким образом, не имея достаточно сведений о том, откуда и когда славяне появились на территории современной России, рассмотрим, какими они были и как жили задолго до образования государства.


1 Внешний вид древних славян

Несомненно, характер природы, где жили славяне, повлиял и на их сложение, и на быт, и на характер.

Суровые погодные условия сформировали и характер самих движений людей. Если более мягкий климат способствует неторопливым, размеренным движениям, то «житель полунощных земель любит движение, согревая им кровь свою; любит деятельность; привыкает сносить частые перемены воздуха, и терпением укрепляется» . По описанию современных историков, славяне были бодрыми, сильными, неутомимыми. Думается, можно без каких-либо комментариев привести здесь выдержку из «Истории Государства Российского» Карамзина: «Презирая непогоды, свойственные климату северному, они сносили голод и всякую нужду; питались самою грубою, сырою пищею; удивляли Греков своею быстротою; с чрезвычайною лёгкостию всходили на крутизны, спускались в расселины; смело бросались в опасные болота и в глубокие реки. Думая без сомнения, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и лёгкость в движениях, Славяне мало пеклися о своей наружности: в грязи, в пыли без всякой опрятности в одежде, являлись во многочисленном собрании людей. Греки, осуждая сию нечистоту, хвалят их стройность, высокий рост и мужественную приятность лица. Загорая от жарких лучей солнца, они казались смуглыми, и все без исключения были русые, подобно другим коренным европейцам» . В своих примечаниях к изданию вышеназванного труда Карамзин отмечает: «Некоторые пишут, что Славяне омывались три раза во всю жизнь свою: в день рождения, женитьбы и смерти» .

Словом, в описаниях современников мы видим славян здоровыми, крепкими, красивыми людьми.

Что касается одежды, сведений на этот счёт мы почти не имеем. Известно только, что она была достаточно простой и была призвана укрывать от непогоды, минуя роскошь и вычурность: «Славяне в 6 веке сражались без кафтанов, некоторые даже без рубах, в одних портах. Кожи зверей, лесных и домашних, согревали их в холодное время. Женщины носили длинное платье, украшаясь бисером и металлами, добытыми на войне или вымененными у купцов иностранных» . Некоторые историки говорят даже, что одежда менялась только в том случае, когда она уже полностью теряла свою пригодность.

2 Характер славян

Геродот описывает характер древних славян-скифов так: «в надежде на свою храбрость и многочисленность, они не боялись никакого врага; пили кровь убитых неприятелей, выделанную кожу их употребляя вместо одежды, а черепы вместо сосудов, и в образе меча поклонялись богу войны, как главе других мнимых богов» . Послы же описывали свой народ тихим и миролюбивым. Но в 6 веке славяне доказали Греции, что храбрость была их природным свойством. «Несколько времени славяне убегали сражений в открытых полях и боялись крепостей; но узнав, как ряды Легионов Римских могут быть разрываемы нападением быстрым и смелым, уже нигде не отказывались от битвы, и скоро научились брать места укреплённые. Греческие летописи не упоминают ни об одном главном или общем Полководце Славян: они имели вождей только частных; сражались не стеною, не рядами сомкнутыми, но толпами рассеянными, и всегда пешие, следуя не общему велению, не единой мысли начальника, а внушению совей особенной, личной смелости и мужества; не зная благоразумной осторожности, которая предвидит опасность и бережёт людей, но бросаясь прямо в середину врагов» .

Византийские историки пишут, что славяне, «сверх их обыкновенной храбрости, имели особенное искусство биться в ущельях, скрываться в траве, изумлять неприятелей мгновенным нападением и брать их в плен» .

Так же необыкновенно удивляет современников искусство славян долгое время находиться в реках и дышать свободно посредством сквозных тростей, выставляя конец их на поверхность воды, что свидетельствует об их изобретательности и терпении. «Древнее оружие славянское состояло в мечах, дротиках, стрелах, намазанных ядом, и в больших, весьма тяжёлых щитах» .

Восхищало также и мужество славян, так как попавшие в плен «сносили всякое истязание с удивительной твёрдостию, без вопля и стона; умирали в муках и не ответствовали ни слова на расспросы врага о числе и замысле войска их» .

Но в мирное время славяне славились (не принимать за тавтологию!) добродушием: «они не знали ни лукавства, ни злости; хранили древнюю простоту нравов, неизвестную тогдашним Грекам; обходились с пленными дружелюбно и назначали всегда срок для их рабства, отдавая им на волю, или выкупить себя и возвратиться в отечество, или жить с ними в свободе и братстве» .

Столь же редким, по-видимому, в других народах было славянское гостеприимство, которое сохранилось в наших обычаях и характере до сих пор. «Всякой путешественник был для них как бы священным: встречали его с ласкою, угощали с радостию, провожали с благословением и сдавали друг другу на руки. Хозяин ответствовал народу за безопасность чужеземца, и кто не сумел сберечь гостя от беды или неприятности, тому мстили соседы за сие оскорбление как за собственное. Славянин, выходя из дому, оставлял дверь отворенную и пищу готовую для странника. Купцы, ремесленники охотно посещали Славян, между которыми не было для них ни воров, ни разбойников, но бедному человеку, не имевшему способа хорошо угостить иностранца, позволялось украсть всё нужное для того у соседа богатого: важный долг гостеприимства оправдывал и самое преступление» . Кроме того, «славянин считал дозволенным украсть для угощения странника, потому что этим угощением он возвышал славу целого рода, целого селения, которое потому и снисходительно смотрело на кражу: это было угощение на счёт целого рода» .

Соловьёв объясняет гостеприимство целым рядом причин: возможность развлечься, слушая рассказы о путешествиях; возможность научиться многому новому: «бояться одинокого человека было нечего, научиться у него можно было многому» ; религиозный страх: «каждое жилище, очаг каждого дома был местопребыванием домашнего божества; странник, входивший в дом, отдавался под покровительство этого божества; оскорбить странника значило оскорбить божество» ; и, наконец, прославление своего рода: «странник, хорошо принятый и угощённый, разносил добрую славу о человеке и роде гостеприимном» .

Конспект урока по теме: Люди Древней Руси.

Борис Зайцев « Преподобный Сергий Радонежский»

Учитель: Л.Л.Телегина

Цель урока: - Дать учащимся представления о людях древней Руси, их

идеалах и стремлениях;

Познакомить с историческим очерком Б.Зайцева

« Преподобный Сергий Радонежский », с личностью Пр.

Сергия Радонежского.

Воспитать у уч-ся патриотические чувства любви и

уважения к историческому прошлому своего Отечества,

своего народа.

Оборудование:

    Картины: В.Васнецова « Богатыри », М. Врубеля « Микула Селянинович », П. Корина « Александр Невский », И. Глазунова « Дмитрий Донской », А. Бубнова «Утро на Куликовом поле » и др.

    Грамзапись: из оперы Н. Римского – Корсакова « Снегурочка »,

из оперы А. П. Бородина « Князь Игорь ».

Ход урока:

    Вступительное слово учителя.

Ребята, в 5 – 7 кл. вы уже познакомились с произведениями фольклора и древнерусской литературы. Вы знаете былины, сказки, а в 8 кл. познакомились с историческими и лирическими песнями. Вспомните, пожалуйста, какие же былины, сказки вам известны, какими вы представляете себе героев этих устных народных жанров.

Так какими же вам на основании прочитанного, увиденного и услышанного – представляются люди Древней Руси, их идеалы и стремления?

Обобщение учителя:

Да, ребята люди Древней Руси - это люди, горячо любящие свою Родину, свое Отечество. Это трудолюбивые люди: хлебопашцы, земледельцы. Это воины доблестные, защищавшие свое Отечество от иноземных захватчиков.

(Например: Дмитрий Донской, Александр Невский и др.)

А были на Руси еще особые люди, жившие по – иному, не по-мирски. Это иноки, монахи, проводившие свою жизнь в молитве, посте, уединении. Они молились Богу за всю святую Русь, за весь народ русский. Кто-то жил в лесу, спасая свою душу, но к таким отшельникам постепенно присоединялись др. люди (монахи, братья). Так основывался монастырь – место, где живут и несут свои молитвенные труды, послушания монахи. В нашей стране много монастырей, но особо почитаемые 4 Лавры (Лавра – греч.: уединенное место, большой монастырь).

1.Киево-Печерская Лавра

2.Троице- Сергиева Лавра (под Москвой, г. Сергиев Посад)

3.Александро-Невская Лавра (в г. Санкт-Петербурге)

4. Почаево-Успенская Лавра (в г. Кременце на Украине)

(Обращение к книгам на выставке)

    Слово учителя о Преподобном Сергии Радонежском.

- Широко на Руси славится имя Преподобного Сергия Радонежского.

Наши прапрадеды хаживали к нему наставление получить, утешение, совет, исцелиться от немощи его святыми молитвами и чудодейственной водицей из святого источника.

Преп. Сергий Радонежский является основателем величайшей святыни нашего Отечества – Троице-Сергиевой Лавры. В ней когда-то получил благословение на Куликовскую битву Святой благоверный князь Дмитрий Донской (показать портрет) от самого Преп. Сергия Радонежского и одержал победу. В ней, Троице-Сергиевой Лавре, писал свои знаменитые иконы Андрей Рублев (показать репродукцию картины А.Рублева « Троица »), она и поныне притягивает к себе тысячи паломников, как нашего православного Отечества, так и из-за рубежа и является обительно Патриарха в наши дни.

Так как же Троице-Сергиева Лавра стала такой святыней, почитаемой всем православным миром?

    Постановка проблемных вопросов урока.

Каково значение личности Пр. Сергия Радонежского?

Почему Преп. Сергия называют Святым?

Чему учит нас жизнь Преп. Сергия?

Какие качества Пр. Сергия Радонежского мы можем взять себе на вооружение?

    Беседа:

- Как наз. произведения, в которых рассказывается о людях, прославившихся подвигами самопожертвования и веры и которых церковь причисляет к ликусвятых? (жития святых)

Кто впервые составил житие Пр. Сергия Радонежского? (Епифаний Премудрый. Написано оно очень давно: примерно 600 лет назад. Епифаний Премудрый жил в монастыре Пр. Сергия и знал его лично.)

Сейчас вы услышите аудиозапись, основанную на фактах из жития Пр. Сергия, сост. Епифанием Премудрым.

В ходе прослушивания вы должны будете обратить внимание и дать ответ на следующие вопросы:

- В какое время жил Преподобный Сергий?

- Какой эпизод из жизни Преподобного Сергия Радонежского вам особенно запомнился?

- Что вызывает у вас удивление, восхищение, недоумение в личности Пр. Сергия?

- В чем вы бы хотели быть на него похожим?

    Лексическая работа.

Пустынник - житель пустыни.

Обитель - место, где живут монахи.

Братья – монахи в монастырях.

Отрок – мальчик.

Чадо – ребенок.

Скорбит – грустит.

Вкушение – то, когда едят.

Игумен – главный в монастыре.

Преподобные - праведные люди, удалявшиеся от мирской жизни в обществе и угодили Богу, прибывая в посте и молитве, живя в пустынях и монастырях.

    Прослушивание аудиозаписи с эпизодами из жизни Пр. Сергия.

    Беседе после прослушивания.

Из какой семьи выходец Пр. Сергий Радонежский?

Как звали от рождения до пострига в монахи? (Варфоломеем)

Как звали родителей Пр. Сергия? (Мария и Кирилл)

Каковы занятия Сергия – монаха? (Варил обед, шил одежду, обувь и т.п.)

Что явилось началом Троице – Сергиевой Лавры? (Крошечная деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы, построенная Пр. Сергием)

    Чтение истории из очерка Б.Зайцева.

    Беседа после прочитанного очерка Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский »

- Что рассказывал о детстве Пр. Сергия Борис Зайцев в очерке?

- Как об этом говорится в тексте? Найдите и зачитайте.

- Как вы думаете, почему Варфоломею «наука не давалась»?

И вот Сергий вместе с братом Стефаном построили церковь во имя Святой Троицы.

Какие испытания, искушения приходилось претерпевать ПР. Сергию и его брату Стефану? Почему же Стефан покидает брата?

(Не выдержав тяжелой жизни)

-Чем отличается монашеская жизнь от нашей, мирской жизни?

(Случай, когда 3 дня поголодав, он пошел строить сени в келлии Даниила и получил за работу « решето с кусками гнилого хлеба »)

- На какую битву благословил Пр. Сергий Дмитрия Донского ?

(На Куликовскую битву.)

Расскажите об этом. (Сообщение уч-ся о Куликовской битве.)

    Работа с портретом.

Обратимся к портрету Пр. Сергия.

Глаза внимательны;

Взгляд добрый и кроткий;

Руки: правая рука благословляет, а в левой держит свиток, наверное, в знак благословения на учение, на учебный труд.

    Обратимся к картине Нестерова « Видение отроку Варфоломею ».

- Кто изображен на картине?

- Что можно сказать о пейзаже

- Зачитаем в статье ученика « Языком живописи » о том, какую роль играет пейзаж в выражении сущности русского характера.

(Вопросы проблемные читаются)

    Подведение итогов урока.

    Домашнее задание – дифференцированное.

I уровень «3» - приготовить пересказ понравившегося эпизода из истории очерка Б.Зайцева « Пр. Сергий Радонежский ». Сделать иллюстрацию, рисунок в тетрадь.

II уровень «4» - Вы получаете задание: На карточках написаны 3 народные пословицы. Вам надо привести пример из жизни Пр. Сергия, иллюстрирующий эту пословицу:

    « Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает »

    « Жить – Богу служить »

    « Умный смиряется, глупый надувается »

(Для этого надо хорошо знать очерк)

III уровень «5» - Письменно ответить на вопрос: Что общего и в чем различие двух произведений - Епифания Премудрого «Житие Пр. Сергия Радонежского» и очерка Б.Зайцева « Пр. Сергия Радонежский».

Составить план очерка.

(примерный план:

Родители

Рождение

Встреча с иконном

Служение Богу)

Борис Зайцев

«Преподобный Сергий Радонежский»

Вставьте пропущенные слова в высказывания Преподобного Сергия:

Желание игуменства есть начало и корень………….

Лучше учиться, нежели………….

Лучше повиноваться, нежели………….

Я не беру платы прежде………….

Викторина по древнерусской литературе:

    Кто составил житие Сергия Радонежского?

    Назовите первое автобиографическое произведение русской литературы.

    Как имя Сергия Радонежского связано с Куликовской битвой?

    Кому Преподобный Сергий сказал: « Его ждет гибель. А тебя помощь, милость, слава Господа »? Кого ждет гибель, кого - слава?

    Как звали двух монахов – схимников, которых Преподобный Сергий дал помощниками князю Дмитрию?

    Назовите четыре прославленные Лавры и их местонахождения.

    О ком М Горький писал: « Язык, а также стиль … его остается непревзойденным образцом пламенной и страстной речи бойца »? ………….

    Напишите значения церковных слов.

черноризец………….

пресвитер………….

просфора………….конспект урока по православной культуре в... Тема урока : Собор святой Софии –жемчужина Киевской Руси . Для работы на уроке ... этом есть информация в древнейшем документе - летописи « ... . Безжалостное время и люди не пощадили собор. ...

  • Конспект урока по русскому языку в 6 классе Употребление числительных в художественном тексте

    Конспект

    67 school_6_reutov@ План-конспект урока по русскому языку в 6 ... глубокой древности люди приписывали числам особые... чисел в Древней Руси .) – Каким современным числительным соответствуют древние легион и... Подведение итогов урока , выводы по теме . VI. Задание...

  • Конспект урока по кулинарии в 6 Аклассе Муниципальной средней

    Урок

    Семинар на тему «Использование ИКТ на уроках технологии») План – конспект урока по кулинарии... . Еще в Древнем Риме признавали связь... – Лера Б. 4. Свечи и цветы – Люда К. 5. Этикет – Валя Т. !!! После... 15. Как на Руси называлась разливательная ложка...

  • Конспект урока русского языка. Тема: Виды грамматического разбора. Повторение

    Конспект

    ... (описание событий по годам, а год в Древней Руси называли летом). ... учебнике о князьях. Конспект открытого урока по математике в 1 «А» классе Тема : Прибавление однозначного числа... в природе и труде людей , осуществлять межпредметные связи (рисование...

  • Как я себя представляю людей древней Руси? Казалось бы простой вопрос. А если задуматься? Как мог выглядеть русский человек несколько веков назад? О чем он думал? Где жил? Как одевался? Ответ на эти вопросы нам могут дать ученые-историки, которые уже давно занимаются изучением быта древних народов населявших дикую Русь. И все же, как выглядели славяне? Мое воображение рисует березовый лес, на опушке стоит стройная девушка с длинной русой косой и в белом сарафане. Или вот другая картина. Деревня на берегу реки, дым медленно выползает из глиняных труб и устремляется ввысь к белым облакам. У одного из домов на крыльце сидит старик, его волосы уже давно стали белыми как снег, а руки загрубели от тяжелой работы. Старик плетет рыбатскую сеть. Время от времени он поднимает глаза и устремляет свой взор к водной глади. У ворот люди встречают вернувшихся с добычей охотников, все они высокие и стройные, русоволосые и с голубыми глазами. Почему у всех русичей светлые волосы? Наверное, потому, что слово «Русь» ассоциируется у меня со словом «русый». Первые русичи были русоволосыми, поэтому их так и назвали, а место где они жили называли Русью. Русь – это бескрайние поля, широкие реки и красивые березовые леса. Русь – это свобода. Вы когда-нибудь выходили в поле, чтобы послушать шелест ветра в траве, чтобы увидеть линию горизонта…. Только тогда можно почувствовать все величие нашей Родины. Ведь можно взять географическую карту и узнать, что наша страна действительно большая, но только в поле можно это понять: куда ни глянь, везде одна трава, колышущаяся на ветру, да бесконечное синее небо, которое, там вдалеке, у самой линии горизонта, касается земли. На этой земле могли жить только сильные люди с русыми волосами и голубыми, словно небо, глазами. Все остальные народы: печенеги, половцы, татары, представляются мне маленькими и сгорбленными и страшными. Такими, кстати, их рисуют и авторы мультфильмов про русских богатырей. Вот представьте, идет на Русь войско половцев. Горят поля с пшеницей и мирные села. Князь со своей дружиной спешит на встречу врагу. Битва. Русич, в сверкающей в лучах солнца, кольчуге закрывается алым щитом в виде дождевой капли (или слезы) от града стрел, а мечом своим он разит врагов земли русской. Вспомните, сколько войн пережила наша земля. Пролилась не одна алая река, чтобы на Руси наконец-то установился мир. Да и то, надолго ли? Половцы, печенеги, рыцари тевтонского ордена, татары, шведы, фашисты с автоматами…. Да мало ли врагов топтало нашу землю? Но ни у одного из них не получилось завоевать Русь. А все почему? Да потому что русский человек любит свою свободу. Это у нас в крови. Потому что наши предки не жили в маленьких квартирках в больших городах. Они жили на природе и видели ее красоту. Каждый день, каждый час, каждую секунду они чувствовали восторг, который испытывает современный городской житель оказавшись первый раз в бескрайнем поле или в лесу, когда рядом нет ни машин, ни домов-громадин ни прочих благ цивилизации. Только тогда человек понимает, что все, что в его жизни было до этого - было не важно, и в мире есть только небо, ветер, играющий в траве или листве деревьев, крики птиц и белые облака, плывущие у нас над головой по голубому небосводу. И вот когда мы это поймем, мы сможем понять тех людей, которые гордо называли себя русичами и которых не смог победить ни один другой народ.

    P.S. Вы прочитали школьное сочинение, которое я написал за моего младшего брата.

    Конспект урока по теме: Люди Древней Руси.

    Борис Зайцев « Преподобный Сергий Радонежский»

    Учитель: Л.Л.Телегина

    Цель урока: - Дать учащимся представления о людях древней Руси, их

    идеалах и стремлениях;

    Познакомить с историческим очерком Б.Зайцева

    « Преподобный Сергий Радонежский », с личностью Пр.

    Сергия Радонежского.

    Воспитать у уч-ся патриотические чувства любви и

    уважения к историческому прошлому своего Отечества,

    своего народа.

    Оборудование:


    1. Картины: В.Васнецова « Богатыри », М. Врубеля « Микула Селянинович », П. Корина « Александр Невский », И. Глазунова « Дмитрий Донской », А. Бубнова «Утро на Куликовом поле » и др.

    2. Грамзапись: из оперы Н. Римского – Корсакова « Снегурочка »,
    из оперы А. П. Бородина « Князь Игорь ».

    Ход урока:


    • Вступительное слово учителя.
    - Ребята, в 5 – 7 кл. вы уже познакомились с произведениями фольклора и древнерусской литературы. Вы знаете былины, сказки, а в 8 кл. познакомились с историческими и лирическими песнями. Вспомните, пожалуйста, какие же былины, сказки вам известны, какими вы представляете себе героев этих устных народных жанров.

    Так какими же вам на основании прочитанного, увиденного и услышанного – представляются люди Древней Руси, их идеалы и стремления?

    Обобщение учителя:

    Да, ребята люди Древней Руси - это люди, горячо любящие свою Родину, свое Отечество. Это трудолюбивые люди: хлебопашцы, земледельцы. Это воины доблестные, защищавшие свое Отечество от иноземных захватчиков.

    (Например: Дмитрий Донской, Александр Невский и др.)

    А были на Руси еще особые люди, жившие по – иному, не по-мирски. Это иноки, монахи, проводившие свою жизнь в молитве, посте, уединении. Они молились Богу за всю святую Русь, за весь народ русский. Кто-то жил в лесу, спасая свою душу, но к таким отшельникам постепенно присоединялись др. люди (монахи, братья). Так основывался монастырь – место, где живут и несут свои молитвенные труды, послушания монахи. В нашей стране много монастырей, но особо почитаемые 4 Лавры (Лавра – греч.: уединенное место, большой монастырь).

    1.Киево-Печерская Лавра

    2.Троице- Сергиева Лавра (под Москвой, г. Сергиев Посад)

    3.Александро-Невская Лавра (в г. Санкт-Петербурге)

    4. Почаево-Успенская Лавра (в г. Кременце на Украине)

    (Обращение к книгам на выставке)


    • Слово учителя о Преподобном Сергии Радонежском.
    - Широко на Руси славится имя Преподобного Сергия Радонежского.

    Наши прапрадеды хаживали к нему наставление получить, утешение, совет, исцелиться от немощи его святыми молитвами и чудодейственной водицей из святого источника.

    Преп. Сергий Радонежский является основателем величайшей святыни нашего Отечества – Троице-Сергиевой Лавры. В ней когда-то получил благословение на Куликовскую битву Святой благоверный князь Дмитрий Донской (показать портрет) от самого Преп. Сергия Радонежского и одержал победу. В ней, Троице-Сергиевой Лавре, писал свои знаменитые иконы Андрей Рублев (показать репродукцию картины А.Рублева « Троица »), она и поныне притягивает к себе тысячи паломников, как нашего православного Отечества, так и из-за рубежа и является обительно Патриарха в наши дни.

    Так как же Троице-Сергиева Лавра стала такой святыней, почитаемой всем православным миром?


    • Постановка проблемных вопросов урока.
    - Каково значение личности Пр. Сергия Радонежского?

    Почему Преп. Сергия называют Святым?

    Чему учит нас жизнь Преп. Сергия?

    Какие качества Пр. Сергия Радонежского мы можем взять себе на вооружение?


    • Беседа:
    - Как наз. произведения, в которых рассказывается о людях, прославившихся подвигами самопожертвования и веры и которых церковь причисляет к ликусвятых? (жития святых)

    Кто впервые составил житие Пр. Сергия Радонежского? (Епифаний Премудрый. Написано оно очень давно: примерно 600 лет назад. Епифаний Премудрый жил в монастыре Пр. Сергия и знал его лично.)

    Сейчас вы услышите аудиозапись, основанную на фактах из жития Пр. Сергия, сост. Епифанием Премудрым.

    В ходе прослушивания вы должны будете обратить внимание и дать ответ на следующие вопросы:

    - В какое время жил Преподобный Сергий?

    - Какой эпизод из жизни Преподобного Сергия Радонежского вам особенно запомнился?

    - Что вызывает у вас удивление, восхищение, недоумение в личности Пр. Сергия?

    - В чем вы бы хотели быть на него похожим?


    • Лексическая работа.
    Пустынник - житель пустыни.

    Обитель - место, где живут монахи.

    Братья – монахи в монастырях.

    Отрок – мальчик.

    Чадо – ребенок.

    Скорбит – грустит.

    Вкушение – то, когда едят.

    Игумен – главный в монастыре.

    Преподобные - праведные люди, удалявшиеся от мирской жизни в обществе и угодили Богу, прибывая в посте и молитве, живя в пустынях и монастырях.


    • Прослушивание аудиозаписи с эпизодами из жизни Пр. Сергия.

    • Беседе после прослушивания.
    - Из какой семьи выходец Пр. Сергий Радонежский?

    Как звали от рождения до пострига в монахи? (Варфоломеем)

    Как звали родителей Пр. Сергия? (Мария и Кирилл)

    Каковы занятия Сергия – монаха? (Варил обед, шил одежду, обувь и т.п.)

    Что явилось началом Троице – Сергиевой Лавры? (Крошечная деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы, построенная Пр. Сергием)


    • Чтение истории из очерка Б.Зайцева.

    • Беседа после прочитанного очерка Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский »
    - Что рассказывал о детстве Пр. Сергия Борис Зайцев в очерке?

    - Как об этом говорится в тексте? Найдите и зачитайте.

    - Как вы думаете, почему Варфоломею «наука не давалась»?

    И вот Сергий вместе с братом Стефаном построили церковь во имя Святой Троицы.

    Какие испытания, искушения приходилось претерпевать ПР. Сергию и его брату Стефану? Почему же Стефан покидает брата?

    (Не выдержав тяжелой жизни)

    -Чем отличается монашеская жизнь от нашей, мирской жизни?

    (Случай, когда 3 дня поголодав, он пошел строить сени в келлии Даниила и получил за работу « решето с кусками гнилого хлеба »)

    - На какую битву благословил Пр. Сергий Дмитрия Донского ?

    (На Куликовскую битву.)

    Расскажите об этом. (Сообщение уч-ся о Куликовской битве.)


    • Работа с портретом.
    Обратимся к портрету Пр. Сергия.

    Глаза внимательны;

    Взгляд добрый и кроткий;

    Руки: правая рука благословляет, а в левой держит свиток, наверное, в знак благословения на учение, на учебный труд.


    • Обратимся к картине Нестерова « Видение отроку Варфоломею ».
    - Кто изображен на картине?

    - Что можно сказать о пейзаже

    - Зачитаем в статье ученика « Языком живописи » о том, какую роль играет пейзаж в выражении сущности русского характера.


    • Ответы на проблемный вопрос урока.
    (Вопросы проблемные читаются)

    • Подведение итогов урока.

    • Домашнее задание – дифференцированное.
    I уровень «3» - приготовить пересказ понравившегося эпизода из истории очерка Б.Зайцева « Пр. Сергий Радонежский ». Сделать иллюстрацию, рисунок в тетрадь.

    II уровень «4» - Вы получаете задание: На карточках написаны 3 народные пословицы. Вам надо привести пример из жизни Пр. Сергия, иллюстрирующий эту пословицу:


    1. « Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает »

    2. « Жить – Богу служить »

    3. « Умный смиряется, глупый надувается »
    (Для этого надо хорошо знать очерк)

    III уровень «5» - Письменно ответить на вопрос: Что общего и в чем различие двух произведений - Епифания Премудрого «Житие Пр. Сергия Радонежского» и очерка Б.Зайцева « Пр. Сергия Радонежский».

    Составить план очерка.

    (примерный план:

    Родители

    Рождение

    Встреча с иконном

    Юность


    - служение Богу)
    Борис Зайцев

    «Преподобный Сергий Радонежский»
    Вставьте пропущенные слова в высказывания Преподобного Сергия:

    Желание игуменства есть начало и корень………….

    Лучше учиться, нежели………….

    Лучше повиноваться, нежели………….

    Я не беру платы прежде………….
    Викторина по древнерусской литературе:


    1. Кто составил житие Сергия Радонежского?

    2. Назовите первое автобиографическое произведение русской литературы.

    3. Как имя Сергия Радонежского связано с Куликовской битвой?

    4. Кому Преподобный Сергий сказал: « Его ждет гибель. А тебя помощь, милость, слава Господа »? Кого ждет гибель, кого - слава?

    5. Как звали двух монахов – схимников, которых Преподобный Сергий дал помощниками князю Дмитрию?

    6. Назовите четыре прославленные Лавры и их местонахождения.

    7. О ком М Горький писал: « Язык, а также стиль … его остается непревзойденным образцом пламенной и страстной речи бойца »? ………….

    8. Напишите значения церковных слов.
    черноризец………….

    пресвитер………….

    просфора………….

    псалом………….

    игумен………….

    келья………….

    пустынь………….

    литургия………….

    схима………….

    дьякон………….

    протопоп………….

    всенощная………….

    архимандрит………….

    чернец………….