На чужой роток не накинешь платок.

April 27th, 2018


На чужой роток не накинешь платок, или Почему «распустил сопли» литератор Басинский
ИА Красная Весна | 26 апреля 2018 г. 21:22 / Игорь Кудряшов

Солженицын, отвечая на вопрос, надо ли в противостоянии с СССР действовать словами или ядерным оружием, прямо заявил, что слова не помогают...



Басинский и культ Солженицына Басинский и культ Солженицына [Сергей Кайсин © ИА Красная Весна]

Нестерпимая боль терзает литератора Басинского. В самой официозной газете РФ, «Российской газете», в номере от 15 апреля 2018 года, в статье с говорящим названием «За сопливым с платком не находишься» он изливает ее вместе с обидой на «народнетотного» читателя. Что же случилось? Что заставило литератора писать то, о чем, согласно приведенной им пословице, он писать как раз не должен бы?

Не будем, в отличие от Басинского, изображать из себя обиженных и отказываться от предметного обсуждения ситуации. Разберем этот очередной, посвященный юбилею Солженицына, опус.

Для начала в своей статье литератор апеллирует к «демократии».

«В доме русского зарубежья состоялось собрание жителей Таганского района Москвы по поводу открытия памятника Солженицыну на улице его имени. Проголосовали - «за», что отрадно». Мол, браво, демократия победила! Но так ли это на самом деле? Давайте разберемся.

«Яндекс» говорит нам, что численность населения Таганского района г. Москвы на 2017 год составляет 119 989 человек. За три дня до выхода разбираемой нами статьи, 12 апреля 2018 года, Басинский опубликовал в той же «Российской газете» первую статью на ту же тему под названием «Встретимся на Таганке». Рассказывая в этой статье о том же самом собрании, он поведал, что участвовало в нем... «около трехсот жителей района» . 300 из 119 989 - не маловато ли, чтобы трубить о победе демократии? Вроде бы сопоставлять сотни с сотнями тысяч и литераторы должны уметь...

Возникают и другие вопросы к описываемой Басинским «демократической» процедуре.

Первый вопрос. Почему не названо точное число присутствовавших на собрании? Можно, конечно, принять условное число 300. Но... согласитесь, странно.

Второй вопрос. Зала на 300 человек в заведении под названием «Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына», где проходило «собрание», согласно данным сайта этого заведения, нет. Есть зал на 200 мест.

Зал неполон, то есть людей явно меньше 200. Так откуда тогда тут, как пишет Басинский, голосование «187 голосов - за и 90 - против»? Люди в коридоре стояли, а потом зашли? Или какая-то иная «карусель» была? Или же было на собрании (что и видно на фото) человек 150, ну либо те самые 187, которые «за»? А 90, которые «против»... Не появились ли они уже в ходе написания статьи? Ведь автор, как человек интеллигентный, понимает, что междусобойчик, собранный в поддержку памятника, должен выглядеть прилично... Что «стиль туркмен-баши», как говорится, не катит. Но оставим эти домыслы, это недоверие. Зададимся следующими вопросами.

Третий вопрос. По какому закону было организовано голосование? Кем? Каким образом? Какое значение имеет голосование менее 300 человек?

Четвертый вопрос. Давайте посчитаем, приняв на веру заявление Басинского и сайта бюджетного учреждения Дома имени Солженицына, что все собравшиеся были жителями Таганского района, - какой процент от жителей района принял участие в этом непонятном голосовании?

300 участников «собрания» / 119 989 жителей Таганского района * 100 = 0,25 % от числа жителей Таганского района. Маловато.

Если же брать только тех жителей Таганского района, которые имеют право голоса по законодательству РФ, то подсчет будет следующим. 300 участников «собрания»/69939 избирателей Таганского района * 100 = 0,43 % от числа избирателей Таганского района. Тоже, скажем мягко, немного.

Я уже не говорю о том, что в городе федерального значения Москва решения об установке памятников принимает Мосгордума, а не органы района. А юридическая безупречность в подобных вопросах весьма существенна. В таком случае надо будет 300 голосов делить на многие миллионы жителей города Москвы.

И чего тогда стоит заявление Басинского о том, что «жители Москвы проголосовали за открытие памятника Солженицыну» ?

Слыхали ли Вы о науке статистике, г-н Басинский? О том, как по закону выясняют реальное мнение народа (или населения, если вам так больше нравится)? Вы же не против законов РФ?

А о понятии «демократия» слыхали? Вы же вместе с вашим кумиром Солженицыным десятки лет рассуждали об «ужасном тоталитаризме» в СССР. О необходимости демократии. Тогда почему вы народ не хотите спросить, хочет ли он установки памятника Солженицыну или нет? Сейчас же демократия есть? Или вы на самом деле ее не признаёте и мечтаете, как многие ваши «либеральные» коллеги, о синграпурском или чилийском вариантах «демократии»?

Завершает Басинский психологическую обработку читателя фразой: «Проголосовали - «за», что отрадно» ... ну что тут сказать?.. Вы, г-н Басинский, с еще одной любительницей Солженицына, литераторшей Сараскиной, и г-жой Натальей Солженицыной тоже можете проголосовать. Но это голосование даст примерно тот же результат, что и на «собрании» в Доме имени Солженицына. Что 300 человек, что 3, по отношению к жителям Таганского района, а тем более всей Москвы - это примерно одинаково «представительное» число. Нуль. Зеро.

Пойдем дальше. После такой странной, мягко говоря, апелляции к «демократии» в статье Басинского следует что? Правильно, апелляция в «режиму», то есть к государству. А еще точнее - к его главе. «Указами президента РФ Владимира Путина были также обозначены эти три события: в марте - 150-летие Горького, в октябре - 200-летие Тургенева, в декабре - 100-летие Солженицына». Он, мол, все это затеял. Бойтесь его! Мол, не против нас, просолженицынской тусовки, идете, против государства!

Пугает. А мне не страшно. Свобода слова же, г-н Басинский. Она же не только на вас распространяется. На всех.

Продолжим цитировать нашего литератора дальше: «Между тем периодически раздаются вопли, что юбилей Солженицына отмечают слишком широко, а Горького, Тургенева - недостаточно. Не только простые смертные, скрывающие свои лица в соцсетях под всевозможными «никами» и «аватарчиками», но и вполне вроде бы солидные писатели, народные артисты в регистре «не могу молчать» поднимают вопрос о том, что забыли Горького и Тургенева, а юбилей Солженицына отмечают с невероятной помпой.

Юбилей Горького показал, что о нем не забыли. Отметили широко, по всей России. Надеюсь, «не обидят» и Тургенева».

Да уж, про вопли - это качественно сказано. Сразу чувствуется - слово не простого смертного, а титулованного литератора и интеллигента.

По поводу количества и качества «отмечания» (в официальных документах, правда, сказано «празднования»). Если вы уж пишете в официальной газете, то пишите конкретно. Хотите доказать, что Солженицына «отмечают» так же, как классиков, - напишите, сколько каких мероприятий намечено по Солженицыну, а сколько по классикам: Горькому и Тургеневу. Например, сколько им музеев новых открыто, сколько новых зданий для исследователей их творчества построено, сколько памятников хотят им в этом году поставить, сколько более мелких мероприятий где проведено и запланировано. Цифры - они объективны, в отличие от некоторых литераторов.

Или Басинскому неизвестны факты? Скорее всего, вполне известны, но приводить их вот как-то нет охоты. Так что верьте ему на слово, люди! Как верили в перестройку и в последующие 27 лет.

Перевод разговора с конкретики на проблему «забывания - не забывания» свидетельствует о том, что Басинскому очень не хочется говорить по существу, сравнивать юбилеи по количеству мероприятий, открытым музеям, памятникам, выделенным финансам, подаренной недвижимости и так далее. Да, «не забыли» пока власти и о юбилеях классиков мировой литературы Горького и Тургенева. Соблюли приличия в минимально возможных размерах. Но празднование-то 100-летия Солженицына, бесспорно, отмечается намного пышнее.

Еще одна цитата из Басинского: «Количество лжи, сознательных или невежественных подтасовок, которые обрушились на юбиляра в этом году в соцсетях и публичных выступлениях, изумляет и заставляет даже нормального человека задуматься: черт его знает, может, дыма без огня не бывает, может, правда Солженицын говорил и писал то, чего не говорил и не писал?»

К чему этот перевод разговора на «нормальность»? Г-н литератор психиатр и может ставить диагнозы людям, которых никогда не видел? Или критерием нормальности является преклонение перед Солженицыным? Ладно бы перед ним преклонялось большинство населения, хотя тоже не повод раздавать диагнозы остальным, - ну а если нет? Вердикт о ненормальности большинства будет выноситься на основании того, что оно относится к Солженицыну и его концепту исторической несостоятельности русского народа сугубо отрицательно?

Цитируем далее: «Может, он правда «предатель Родины», который призывал сбросить на СССР 200 (!) атомных бомб? Как же не поверить, если Солженицын, цитирую выступление народного артиста РСФСР, актера и режиссера, когда-то даже руководителя Театра на Таганке Николая Губенко в Мосгордуме: «...в своей гарвардской речи перед сенаторами США 30 июня 1975 года призывал нанести ядерный удар по СССР и сбросить 200 атомных бомб на головы соотечественников». Можно ставить такому человеку памятник в сердце Родины? Разумеется, нет!»

Понятно, что г-ну Басинскому легко и радостно выбрать единственную передержку в многочисленных обвинениях Солженицына и педалировать ее. Но и с этим вопросом не все так гладко, как нашим либералам хотелось бы.

На тему ядерной бомбардировки СССР Солженицын высказывался не раз. В основном он при этом выражал уверенность, что ядерной войны не будет. Потому что СССР слишком боится войны и не начнет ее из страха, а западные политики-де слишком моральные, чтобы начать такую войну.

Делал Солженицын и более откровенные заявления. Дважды в своих книгах он упоминает о возможности ядерной бомбардировки СССР. Один раз в виде угрозы заключенных охране. Второй раз в виде мечты бывшего заключенного, который согласен погибнуть вместе с семьей, лишь бы бомба убила Сталина и миллион людей вместе с ним.

Но это можно было бы не считать. Мало ли что наговорят герои художественных произведений. Однако Солженицын и сам много раз балансировал на грани, призывая в своих политических выступлениях к более жесткому противостоянию западных стран СССР.

Так, во время его выступления в Итонском колледже в Виндзоре 17 мая 1983 года произошел следующий диалог:

Вопрос Солженицыну: «Итак, что нам на Западе делать - сражаться с Советским Союзом ядерным оружием, которое уничтожает, или словами, которых советские не слышат?»

Ответ Солженицына: «Если бы, если бы Запад мог сражаться словами!

Советский Союз при любой разрядке продолжает идеологическую войну, так и объявляет вслух. Ни одной минуты, никогда советские руководители не отказывались от идеологической войны. Все их ложные идеи имеют обманные одежды, и они проталкивают их все 65 лет с нечеловеческой настойчивостью. На Западе часто говорят: «Мы нисколько не боимся идеологической войны, наши идеи выше, и мы победим!» Но вы не умеете мобилизовать ваших идей. Вы не умеете настаивать на истине, никогда ни в чем не уверены».

То есть Солженицын, отвечая на вопрос, надо ли в противостоянии с СССР действовать словами или ядерным оружием, прямо заявил, что слова не помогают. Не помогают, и всё тут! Могла ли у него при этом быть уверенность, что американцы возьмутся изучать пропагандистские успехи СССР (на что он как бы намекал, но именно как бы), а не применят ядерное оружие, как они его применили в Хиросиме и Нагасаки? Нет, конечно, ни у кого не могло быть такой уверенности. Даже у диссидентов, выдумавших идеальный образ США и ему поклонявшихся. Так что чем-то иным, кроме как провокацией против своей Родины, высказывание Солженицына трудно назвать.

На основании всего вышесказанного - от навязчивых литературных образов до уклончивых политических ответов - и складывается ощущение, что Солженицын не был против ядерного удара по СССР.

Чего же после этого удивляться отношению народа к юбиляру? Солженицын вольно или невольно, но добился того, что его слова и намеки - от обсуждения ядерной бомбы до неоднократных похвал бандеровцам и власовцам - привели к тому, что люди перевели количество «заходов» в качество. Они обобщили все эти намеки и экивоки - чего и хотел сам Солженицын - и пришли к своим выводам. Только выводы оказались не такими, как надеялся литератор. Люди увидели за его туманными высказываниями то, что он так старательно прятал, - ненависть к народу, построившему государство, соответствовавшее его, большинства народа, представлениям о правильном. И ни г-ну Басинскому, ни вдове писателя, ни другим приближенным к фонду имени Солженицына этого мнения уже не изменить. Как бы ни хотелось.

И потому совершенно втуне все причитания Басинского, как то: «На самом деле Губенко всего лишь озвучил то, что давно уже гуляет по соцсетям, создавая иллюзию якобы народного негодования по поводу чествования Солженицына в юбилейном году. И настоящая проблема в том, что Губенко еще можно поймать на слове, он лицо известное и ответственное» .

Ну, привлеките его к суду, раз он лицо ответственное. Его же страшные для вас «аватарчики» не скрывают. Тащите его в суд. Там и разберемся, что писал или не писал Солженицын. Что же вы не тащите? Пока только слышно обиженное нытье в «Российской газете». Что-то вроде: «Чиновники, нас обижают ужасные аватарки и ужасный Губенко. Защитите и обороните!»

Или же такое: «А как спорить с невменяемыми или заведомо лживыми людьми, которые не отвечают за свои слова?»

Странный вопрос. С невменяемыми и заведомо лживыми людьми, не отвечающими за свои слова, спорить вроде бы не надо. Что же тогда обижает Басинского? То, что эти люди с ним не согласны? Он хочет, чтобы невменяемые и не отвечающие за свои слова люди любили и славили Солженицына? Ну знаете ли, хотеть не запретишь. Увы и ах, г-н Басинский.

Далее литератор рассыпает прям-таки шедевральные перлы: «Между тем они буквально пропитали своим ядом социальные сети. Если в любом поисковике вы наберете слово «Солженицын», можете быть уверены: первая же оценка «предатель Родины». Дальше - «иуда», «классик лжи» и т. д. и т. п., в самых разных, но при этом странно однообразных сочетаниях. И это не парадокс. Мне иногда кажется, что весь этот словесный яд источается одним внеразумным существом (назвать его «гомо сапиенс» я бы не решился), какой-то органической машиной по производству одних и тех же слов в разных сочетаниях. И по этому же принципу рождаются якобы конкретные обвинения в адрес Солженицына ».

Похоже на параноидальный бред, на который вообще не стоило бы отвечать. Но все-таки ответим, коль скоро это напечатано в уважаемой «Российской газете».

1. Как же, г-н Басинский, эти нехорошие люди «пропитали своим ядом» социальные сети? Их что, много? Тогда, может быть, - снова страшусь предположить - они и есть то самое большинство, которое осуществляет демократию? Конечно, по-вашему, именно российское большинство невменяемо и заведомо лживо. И народ таки по-прежнему «не тот»... Но с этим, увы, уже ничего не поделаешь. Остается только эмигрировать.

2. Насчет «кажется»... Когда кажется, креститься надо, г-н Басинский, как говорят в народе.

3. Что-то у вас под конец статьи не только с цифрами, но и с литературными образами стало плоховато. Разве внеразумное существо может источать словесный яд? Оно же явно не должно уметь говорить.

4. О каких конкретных обвинениях речь? Что же вы не доводите их до читателя? Поведайте. Вы же можете что-то огласить, кроме бесконечного повторения слов о том, что Солженицын не проводил мысль о ядерной бомбардировке как о решении проблемы СССР?

Просто любопытно, почему простая мысль, что против Горького не выступают, а против Солженицына выступают практически все, не наводит Басинского на не менее простую мысль, что народ любит и уважает Горького и не любит и не уважает Солженицына? Литератору надо выдумывать какое-то внеразумное существо, какую-то органическую машину, только чтобы не признать, что народ, тот, который читал гадковатый сумбур понаписанных «светочем нашей литературы и нравственным ориентиром» слов, в подавляющем большинстве Солженицына просто ненавидит.

Хотя, судя по всему, Басинский только делает вид, что этого не понимает. И не по причине ли полного понимания уровня «популярности» Солженицына власть и подобные Басинскому «борцы с режимом», находящиеся на содержании «режима», старательно уклоняются от любых опросов общественного мнения, общественных слушаний и т. д.? Выяснение реальной статистики, раскрывающей отношение народа к Солженицыну, - убийственно для его апологетов. Если согласно корректно проведенному опросу получится, что 80 % против Солженицына, что станут делать власти и прихлебатели из Дома Солженицына? А так и будет. Опросы, проводившиеся в других городах России в связи с увековечением имени юбиляра, дали примерно такой результат. Да и решение совета депутатов Таганского округа г. Москвы говорит само за себя.


Решение Совета депутатов

Ну, так опровергните, наконец! Долго ли мы будем слышать рассказы, что это нетрудно без конкретных доводов? Ведь не весь же юбилейный год?

Далее Басинский окончательно переходит в психологическую плоскость, доказывая, что и здесь он имеет весьма низкий уровень знаний: «Я все-таки склонен думать, что это своего рода «сублимация», говоря по-научному, «переключение части энергии с низменных, социально и культурно неприемлемых целей на возвышенные...»

Термин сублимация в его психологическом значении, г-н Басинский, - это положительное явление, а не отрицательное. По Фрейду, сублимацией сексуальных энергий является творчество, научное познание и т. д. Между тем вы сами пишете, что для вас обсуждение Солженицына в соцсетях - явление отрицательное. А значит, явно вряд ли сродни творчеству и науке. Поясняю это вам, хотя сам совершенно не сторонник Фрейда и его теории. Но если вы упоминаете некий термин, потрудитесь хотя бы понять, что это такое. Если же вы пытаетесь неумело юморить, то у вас это крайне глупо получается.

Далее Басинский переходит к «скромным» дифирамбам своему любимому автору: «Как писатель Солженицын, на мой взгляд, крупнейший модернист ХХ века, открыто нарушавший привычные жанровые границы, дерзко и очень индивидуально работавший с синтаксисом, густо насыщавший язык вышедшими из широкого употребления, но незатертыми словами» .

А на мой взгляд, г-н литератор, он ничего не нарушал, потому что не был в состоянии это сделать. Графоманство границ и правил не признает. Что видит, о том и поет. Про работу с синтаксисом и прочее густое насыщение тем, что людям непонятно и неинтересно, даже писать не хочется. До того ясно, что эти навороты Солженицына стибрены из словаря Даля для выпендрежа и придания «русского запаха» откровенно русофобской писанине.

Откуда Солженицын позаимствовал свой языковой конструкт, давно поведала ваша же единомышленница Сараскина: «В Загорске Солженицын впервые открыл для себя... настоящий русский язык. В читальне оказался словарь Даля в четырех томах издания 1863 года. «Читал предисловие - и весь попал под обаяние редкой по красоте, сочной, объемной, самобытной русской речи». За Даля взялся как за серьезную науку - выписывая и конспектируя. Ему даже разрешили брать словарь из библиотеки в общежитие. <...> Много позже он скажет: «С 1947 года, с шарашки в Сергиевом Посаде и через все лагеря, ссылку, черезо всю жизнь, 35 лет делал я выборки сочных слов из далевского словаря: сперва выписывал 1-й экстракт, потом из него самое яркое - 2-й, потом и 3-й. Все это - в записных книжечках, мелким почерком». Но понахвататься интересных словечек из словаря Даля - это, знаете ли, еще не стать хорошим писателем.

Однако Басинский со товарищи упорно стремятся наделить солженицынскую писанину глубокими формой и смыслом: «Что такое «Один день...» - рассказ или повесть? Что такое «ГУЛАГ»? Нет жанра или это какой-то новый, сугубо индивидуальный жанр. Что такое «Бодался теленок...» - мемуары или модернизация классического романа о борьбе героя с Судьбой, что заметил далекий от Солженицына эмигрант Борис Парамонов?»

Если вы солидарны с Солженицыным, «нарушавшим привычные жанровые границы», то зачем вам знать, рассказ это или повесть? Вы же выше этого? Кому вы эти вопросы задаете? И зачем? Ваши отсылки к эмигранту Парамонову, эссеисту и сотруднику «Радио Свобода», - малопонятны. Парамонов что, великий писатель? Для кого вообще он авторитет кроме таких, как вы, любителей всего антисоветского?

К тому же вы уж врите, да не завирайтесь. Парамонов отнюдь не был далек от Солженицына. Известно, что переехавший в 1978 г. из Италии в США Парамонов был привлечен там Солженицыным к труду над «созданием истории русской консервативной мысли».

Что касается «Одного дня Ивана Денисовича» - то да, это не рассказ и не повесть. Это - однодневное фэнтези на производственную тему с нарушением законов физики и логики. Но это мы еще разберем чуть позже. Ближе к юбилею.

Еще перл от Басинского: «Солженицын - великая модификация «русской идеи» в ХХ веке, и спорить с ним можно только по этой линии» .

Да неужто модификация русской идеи? Каково же содержание этой «модификации»? Расскажите, не таитесь. А уж о чем и с кем спорить - не надо никому указывать. Другие не хуже вас, сами разберутся.

В общем, кто Басинского читал - тот в цирк, на клоунов, не ходит. Незачем. А если серьезно, то вопросов к поклонникам Солженицына после статьи Басинского становится не меньше, а больше. Информационная ценность статьи литератора, на мой взгляд, состоит в том, что он обижен на все соцсети, а Солженицын - умница, потому что... потому. Вот до такой сопливо-слюнявой статейки докатилась «Российская газета».

Ну и, наконец, насчет поговорок. Как бы ни хотелось этого басинским, солженицыным и пр., но «на чужой роток не накинешь платок». В наше время, в отличие от времен перестройки, когда либералы затопили всё публичное пространство своими соплями и слюнями, есть интернет и есть реальное общественное мнение. И предоставленная властями колонка в «Российской газете» не спасет Басинского от ответственности перед обществом, а «Российскую газету» - от краски стыда. Как и не создаст монополию на публичное выражение мнения о Солженицыне.

Как ни пытаются Басинский энд компани повернуть общественное мнение в сторону «нравственного ориентира» - а точнее, безнравственного дезориентира - народ достаточно определенно выражает свое мнение о Солженицыне. И чем дальше, тем будет делать это все громче и яснее.

НА ЧУЖОЙ (на всякий) РОТОК НЕ НАКИНЕШЬ ПЛАТОК. Невозможно всех заставить молчать. Говорится тогда, когда о ком-л., ходят порочащие слухи, сплетни. Кузьма Васильевич своими руками отремонтировал всю мельницу. С тех пор, как он стал мельником, мельница наша начала работать без поломок и с доходом.. Второго такого специалиста нет в колхозе. А что касаемо оговоров, то на чужой роток не накинешь платок. Николаева, Жатва.- И о ваших детях никто ничего плохого не скажет,- произнес Петро.- В том-то и беда, что говорят! - отрезал старик и нахмурился.- Это о ком же? - О тебе и Полине Ивановне. Как, по-твоему? Красиво? - На чужой роток не накинешь платок. Возвести напраслину на кого угодно можно. Поповкин, Семья Рубанюк.- Кое-кому может прийти в голову, что Арефьевым руководят личные мотивы, что тут замешана женщина. Я знаю,- торопливо оговорился Крамов,- вы тут ни при чем. Но вы единственная женщина на стройке. Двое мужчин, мы бывали вместе... Словом, на чужой роток не накинешь платок. Будет много сплетен, грязи, расследований. А. Чаковский, Год жизни. А он мне говорит: - Что ж, говорит, ты над нами куражишься? Ты докажи, что она бесчестная, а на всякий роток не накинешь платок. Вот бог, а вот, говорит, порог.. Только деньги, что забрал, отдай. Достоевский, Записки из Мертвого дома.- Ох, посмотрю я на тебя! - стонала Настасья Петровна.- Договоришься ты! Загонят тебя, куда ворон костей не таскал! - Не испугаете-с! - отсекал Тихон Ильич, вскидывая бровями.- Нет-с! На всякий роток не накинешь платок! Бунин, Деревня.- Твой звонок в обком подействовал. И я., не ожидала от тебя такой прыти. Думала, постесняешься, как бы не упрекнули в протекционизме.- На всякий роток не накинешь платок,- сказал Гаевой..- Смешно не помочь новатору только потому, что он является моей женой. Попов, Закипела сталь. - Ну ладно, мать,- сдался сын.- Препятствовать я тебе, конечно, не буду. А все-таки надо было хоть сказаться. Мало ли что, товарищи могут осудить: скажут, вот погнал старуху мать на работу..- Ой, да никто так не скажет, кто тебя знает! А на каждый роток не накинешь платок. А. Югов, На большой реке.
На чужой рот пуговицы не нашьешь.- Правда ли, что отымает он у нас имение? - Ох, барин, слышали так и мы. На днях покровский пономарь сказал на крестинах у нашего старосты: полно вам гулять; вот ужо приберет вас к рукам Кирила Петрович. Микита кузнец и сказал ему: и, полно, Савельич, не печаль кума, не мути гостей. Кирила Петрович сам по себе, а Андрей Гаврилович сам по себе, а все мы божьи да государевы; да ведь на чужой рот пуговицы не нашьешь. Пушкин, Дубровский.
- Симони: На чюжой рот не пуговица нашить; Снегирев: На чужой роток не накинешь платок; На чужой рот пуговицы не нашьешь; Даль: На чужой роток не накинешь платок; На чужой рот пуговицы не нашьешь; Михельсон: На чужой роток не накинешь платок; Рыбникова: На чужой роток не накинешь платок; На чужой рот пуговицу не пришьешь.

Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

На чужой роток не накинешь платок

На чужой ротокъ не накинешь платокъ (пусть болтаетъ).

Ротъ не огородъ, не затворишь воротъ.

Чужой ротъ не огородъ, не притворишь.

Ср. Если-бъ даже и стали болтать о тебѣ всякій вздоръ, что изъ этого? «На чужой ротокъ не накинешь платокъ» , говоритъ мудрая пословица славныхъ нашихъ прадѣдовъ. Взводятъ небылицы и не на такихъ, братецъ, тузовъ, какъ ты.

Григоровичъ. Проселочныя дороги. 2, 3.

Ср. Wer jedem das Maul stopfen wollte, müsste viel Mühe haben.

См. Полают, да отстанут.

См. Собака лает, ветер носит.

См. Брань на вороту не виснет.

См. На чужой рот не пуговицу нашить.

  • - четырехугольный кусок ткани; женщины повязывают им голову или накидывают на плечи, мужчины носят на шее. носовой - имеет очень давнюю историю, но это совсем не тот носовой платок, который мы носим в кармане...

    Энциклопедия моды и одежды

  • - По многообразию применения этот кусок ткани соответствовал носовому платку, применяющемуся в Европе. Он служил для отирания пота с лица и рук. При погребении П. покрывали лицо умершего...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - Лобовая доска...

    Архитектурный словарь

  • - плато́к сущ., м., употр. часто Морфология: чего? платка́, чему? платку́, что? плато́к, чем? платко́м, о чём? о платке́; мн. что? платки́, чего? платко́в, чему? платка́м, что? платки́, чем? платка́ми, о чём? о платка́х 1...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - Искон. Суф. производное от платъ «кусок материи». См. платье, плата...

    Этимологический словарь русского языка

  • - ПЛАТО́К, -тка, муж. 1. Предмет одежды кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное изделие такой формы. Головной п. Пуховый п. 2. То же, что носовой платок. Кармашек для платка. | уменьш...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ПЛАТО́К, платка, муж. 1. Кусок ткани, обычно квадратный, повязываемый на голову или надеваемый на верхнюю часть туловища, преим. женщинами. Пуховый платок. «Анюта быстро накинула себе на плечи шерстяной платок...

    Толковый словарь Ушакова

  • - плато́к м. 1. Кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное, трикотажное изделие такой формы, повязываемое на голову, шею или набрасываемое на плечи. 2...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - плат"ок, -тк"...

    Русский орфографический словарь

  • - На чужой ротокъ не накинешь платокъ. Ротъ не огородъ, не затворишь воротъ. Чужой ротъ не огородъ, не притворишь...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. БЕРЕЖЬ -...
  • - См. СВОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ВОЛЯ - НЕВОЛЯ См. МОЛВА - СЛАВА Чье поле, того и воля. См. СВОЕ - ЧУЖОЕ См. ЯЗЫК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Он чужой век живет. Он чужой век заедает...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ТОЛК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - кому, чей. Прост. Заставить кого-л. замолчать. /i> От пословицы На чужой роток не набросишь платок. Мокиенко 2003, 75...

    Большой словарь русских поговорок

"На чужой роток не накинешь платок" в книгах

Глава 52 Платок

Из книги Мужем битая… Что мне пришлось пережить с Германом Стерлиговым автора Стерлигова Алена

Глава 52 Платок Когда мы пришли к вере, я не сразу надела платок. Хотя уже понимала, что по правилам православной церкви замужняя женщина должна ходить в платке, и именно покрытие на голове - знак послушания мужу, а не обручальное кольцо изначально и правильнее было

«На каждый роток не накинешь платок»

Из книги Сталин и Хрущев автора Балаян Лев Ашотович

«На каждый роток не накинешь платок» 9 ноября 1932 года профессор Александр Соловьёв записал в своём дневнике: «Сегодня тяжёлый день. Придя в Промакадемию для чтения лекции, застал большое смятение. Ночью дома трагически погибла жена т. Сталина - Н. С. Аллилуева. Она много

Платок Отелло

Из книги Флейта Гамлета: Очерк онтологической поэтики автора Карасев Леонид Владимирович

Платок из сундука

Из книги Дочери Дагестана автора Гаджиев Булач Имадутдинович

Платок из сундука Рамазан Рамазанов в Буйнакске известен как фронтовик и как парикмахер экстра-класса. Его услугами пользовался и я.6 октября 1989 года я пришел к нему не стричься, а записать историю-другую, которыми он время от времени меня угощает.– У моего двоюродного

Платок

Из книги Убийца из города абрикосов. Незнакомая Турция – о чем молчат путеводители автора Шабловский Витольд

Вдовий платок

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Вдовий платок Из письма: «Когда мне было 15 лет, я как с цепи сорвалась. То ли переходный возраст был виноват, то ли избаловали меня мои родители, только я была тогда хуже блатного парня. Стала курить, выпивать и задираться, на всех подряд лезла чуть ли не с кулаками. Ничего и

20. ПЛАТОК И КАМЕНЬ

Из книги Тайна Воланда автора Бузиновский Сергей Борисович

20. ПЛАТОК И КАМЕНЬ Имя кларковского «Одиссея» - Давид. Дэвид Боумен, «живой звездолет». Фамилия переводится как «стрелец» или «лучник»: галактическое ядро находится в направлении созвездия Стрельца. «Дорожный знак»? Пройдя «Звездные Врата», Боумен оставляет свое тело,

Платок и галстук

Из книги Средневековая Европа. Штрихи к портрету автора Абсентис Денис

Платок и галстук Носовой платок вначале появился у монахов. Некоторые монахи, в отличие от всяких там «отцов-пустынников», были, можно сказать, чистюлями - они сами должны были стирать и чистить свою одежду, так постановил Ахенский собор 817 года. Постановления Бурсфельда

ЛИШНИЙ РОТОК

Из книги автора

ЛИШНИЙ РОТОК Несколько дней стояла сухая погода без утренних заморозков. Мне нашлась работа: я ходил на убранные кар-тофельные поля бывшего колхоза и подбирал случайно оставшиеся картофелины. Обувал старые резиновые Федины сапоги, брал лопату с коротким черенком, ведро

«Красивый платок»

автора Вознюк Наталия Григорьевна

«Красивый платок» При кормлении малыша накиньте себе на плечи пестрый платок или шарфик. Ребенок с удовольствием будет глядеть на ваше лицо и на платок.Во время кормления держите этот платок перед глазами ребенка и ласково говорите что-нибудь вроде: «Такой красивый

«Платок»

Из книги Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет автора Вознюк Наталия Григорьевна

«Платок» Все играющие встают в круг. Ведущий обегает за кругом 3 раза и бросает платок за одним из игроков. Этот игрок в свою очередь должен быстро поднять платок и погнаться за ведущим, чтобы постараться накинуть платок ему на шею, пока ведущий не успел обежать круг 3 раза.

Платок

Из книги Настоящий джентльмен. Правила современного этикета для мужчин автора Вос Елена

Платок НагрудныйВерхний карман пиджака часто украшает нагрудный платок или платок-паше. Считается, что использование подобного аксессуара завершает костюм, делает его более полным, однако носить его не обязательно. Такой платок выполняет исключительно декоративную,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок…

Из книги Здоровые дети – счастливая семья автора Баранова Светлана Васильевна

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок… Игнатьева Татьяна Что необходимо беречь зубы с детства – знает каждый. В народной медицине есть немало профилактических рекомендаций, которые помогут избежать появления больных зубов: самое простое и доступное

Что накинешь ты, мама, на плечи?

Из книги Литературная Газета 6297 (№ 42 2010) автора Литературная Газета

Что накинешь ты, мама, на плечи? ТелевЕдение Что накинешь ты, мама, на плечи? ЭКРАН ПИСАТЕЛЯ Герберт КЕМОКЛИДЗЕ, ЯРОСЛАВЛЬ На телеканале «Культура» в течение одной недели прошли три фильма о больших поэтах, которым в советское время привелось иметь дело с «тоталитарным

1. Белый платок

Из книги Велик Бог наш автора Сент-Джон Патриция

1. Белый платок Возле дороги, рядом с автобусной остановкой, сидел человек и пристально глядел на камни мостовой. Его небритое лицо, поникшие плечи и разбитые ботинки привлекали внимание толпившихся на остановке людей, но человек, казалось, не замечал направленных на него

В чужих руках кусок больше кажется.

От чужой ограды не стыдно уйти.

На чужой каравай рта не раззевай.

Не кидай камня в чужой огород.

Охал дядя, на чужие деньги глядя.

Свои сухари лучше чужих пирогов.

Чужое добро впрок не пойдет.

Чужое добро берет за ребро.

Своего не бросай, чужого не бери.

В чужих руках все дело легко.

В чужих руках пирог больше, да и ломоть кажется толще.

Лучше своя свечка, чем чужая печка.

На чужих руках мозолей не видно.

Не твое депо, Федосья, собирать чужие колосья.

На чужой кусок не пяль роток, а свой приноси и в рот понеси.

Не шевель чужой щавель.

Я хоть го па, да права, а ты богат, да во всем чужом.

Рад бы душой, да хлеб чужой.

Чужой кошелек не клади в свой карман.

Чужим добром не разживешься.

Прогнали Варвару из чужого амбара.

На чужой кусок не пяль роток, а свой припаси и в рот понеси.

Не труби на чужой проруби, а свою проруби.

Лучше свое отдать, чем чужое взять.

Чужого не хватай, своего не бросай! Свой сухарь лучше чужих пирогов.

В чужих руках ломоть за ковригу.

На чужой двор нечего вилами указывать, а надо нажить свой.

Лучше по миру сбирать, чем чужое собирать.

Не держи глаз на чужой квас; пораньше вставай да свой затирай.

Чужое добро ребром выпрет.

На чужом гумне нет корысти мне.

От чужих нвжитков не нажить пожитков.

Чужое и хорошее постыло, а свое и худо, да мило.

Пословицы и поговорки для школьников. Своё и чужое в пословицах и поговорках для детей и взрослых.

Пословицы и поговорки о своём. Пословицы и поговорки про чужое

На чужую кучу нечего глаза пучить.

Зариться на чужое - своё не беречь.

Чужое добро впрок не пойдёт.

На чужую одёжу плохая надёжа.

В чужом кармане деньги не считают.

Чужая денежка карман жжёт.

Не надейся, Иван, на чужой карман, а пораньше вставай да свой наживай.

На чужом коне далеко не уедешь.

На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.

На чужой обед надейся, а свой припасай.

Свой сухарь сытней чужих пирогов.

Чужая спина - ненадёжная стена.

Чужой рот - не свои ворота, не затворишь.

Свой обычай в чужой дом не носи.

Не верь чужим речам, а верь своим глазам.

Чужим добром не построишь дом.

Чужим умом умён не будешь.

Своим умом живи, а добрым советом не пренебрегай.

Не за своё дело не берись, а за своим не ленись.

Чужой ум - хорошо, а свой - лучше.

В чужом глазу сучок видишь, а в своём бревна не замечаешь.

Свой глаз - алмаз, чужой - стёклышко.

Пословицы и поговорки про время

Пословицы и поговорки о Родине

Пословицы и поговорки о лене, о нерадивости

Пословицы и поговорки о дружбе

О пословицах и поговорках

Нет комментариев. Ваш будет первым!

развернуть

dmntyfvcrfz пословица

  1. Акулина Федосевна до чужих ребят милосерда.
  2. Аль я не рожен, не крещён, аль я чужой век заел?
  3. Без хвоста и пичужка не красива (не красна).
  4. Белые руки чужие труды любят.
  5. Береги чужое, а свое — как знаешь.
  6. Берут завидки на чужие пожитки.
  7. Бить кого чужою рукою.
  8. Болен зуб у себя во рту. За чужой щекой зуб не болит.
  9. В чужих руках краюха за коврыгу (кус за ломоть).
  10. В чужих руках ломоть (пирог) велик; а как нам достанется, мал покажется.
  11. В чужих руках ломоть велик (крома велика). Свой хлеб приедчив. Чужой ломоть лаком.
  12. В чужих руках ноготок с локоток.
  13. В чужое спасенье не вкупайся (о молебнах).
  14. В чужой загороде скота не наплодишь.
  15. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  16. В чужой мошне — не в своей квашне: не смекнешь, есть ли тесто, аль пусто место.
  17. В чужой мошне, не в своеи квашне: не угадаешь, есть ли тесто, аль пустое место.
  18. В чужой огород не пустят козла полоть.
  19. В чужой прудок не кидай неводок!
  20. В чужой руке кус и дольше и толще.
  21. В чужой сорочке блох искать. Держись, вошь, своего тулупа.
  22. В чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем.
  23. В чужом огороде капусту садить (о чужих делах заботиться).
  24. В чужом платье не накрасоваться.
  25. В чужом хлеву овец не считают.
  26. В чужую часть не ворогушей пасть.
  27. Видит и кривой, на ком кафтан чужой.
  28. Вольная (чужая) скотина — не животина.
  29. Все нам печаль по чужим печам, а своя словно яловая.
  30. Вчуже хороши смешки.
  31. Где пичужка ни летала, а в нашу клетку попала (или: а к нам в клетку попала, а наших рук не миновала).
  32. Гложи меня собака, да чужая (да не своя; да неведомая).
  33. Дешева рыба на чужом блюде.
  34. Дивиться нечему, дай бог всякому (говор. коли кто глумится над чужою бедою).
  35. Добрый человек - чужого не жалеет.
  36. Дурак учится на своих ошибках, а умный на чужих.
  37. Еремеевы слезы о чужом пиве льются.
  38. Ешь чужие пироги, а свои (а свой хлеб) вперед береги!
  39. Жили славой, а умерли — чужой саван.
  40. За свое постою, а чужое не возьму. За свое вступайся, а за чужое не хватайся!
  41. За чужим добром не гоняйся с багром!
  42. За чужим кануном своих родителей (покойников) поминает.
  43. За чужим погонишься — свое потеряешь.
  44. За чужое пиво принимать похмелье. На чужом пиру с похмелья.
  45. За чужой головой поливай, как водой (т, е. чужого беречь нечего).
  46. Завистливый по чужому счастью сохнет (чахнет).
  47. Закрой чужой грех – бог два простит!
  48. Занимаешь чужие, отдаешь свои.
  49. Засечено в ледку, да в чужом погребку.
  50. Зашел в чужую клеть молебен петь.
  51. Злыдни скачут, неволя учит, а чужие хлебы спать не дают.
  52. Золото с золотом свивалось, жемчужина с другою скаталась (дружка о молодых).
  53. Из чужого кармана платить легко.
  54. Из чужого обеда не стыдно не евши встать.
  55. Из чужой мошны не жаль и подать (милостыню).
  56. Из чужой мошны платить не тяга.
  57. Из чужой спины ремешки кроить.
  58. Из-за своего добра сквозь пальцы смотри, а чужое придерживай!
  59. Искав (Желаючи) чужого, свое потеряешь.
  60. Ищай чужаго, а своем возрыдает.
  61. Как чужую беду — я водой разведу; а на свою на беду — сижу да гляжу.
  62. Кому от чужих, а нам от своих.
  63. Конь не свой, погоняй, не стой! Лошади чужие, хомут не свой — погоняй, не стой!
  64. Крои свою крышу, а сквозь чужую не замочит.
  65. Кто любовь несет, а кто чужое пасет.
  66. Кто чужого желает, скоро свое утратит (свое потеряет).
  67. Ладно со своей ложкой да по чужим обедам.
  68. Легко чужими руками жар загребать.
  69. Либо чужую шкуру (голову) добыть, либо свою отдать.
  70. Лучше свое отдать, нежели чужое взять.
  71. Лучшее утешение в несчастии - чужие несчастия.
  72. Льет воду на чужую мельницу.
  73. Люби собинку (свое), люби и оскобинку (т. е, огражденное скобкой, чужое).
  74. Любил дед чужой обед.
  75. На свой ум не надейся, а за чужой не держись!
  76. На чужие деньги запоем пьем.
  77. На чужое богатство не надейся, свое береги!
  78. На чужое добро и глаза разгораются.
  79. На чужое добро руки чешутся. Чужое завистливо.
  80. На чужое надейся, а свое паси!
  81. На чужое пиво не надуешь рыла. Надувшись, не выпьешь.
  82. На чужой двор вилами не указывай (не порочь людей).
  83. На чужой живот гляди да сохни.
  84. На чужой каравай рот не разевай.
  85. На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай (затирай)!
  86. На чужой кусок не пяль роток, а свой припаси, да и в рот понеси!
  87. На чужой лошадке не наездишься. Чужая одежа не надежа.
  88. На чужой роток не накинешь платок.
  89. На чужой совет до зову не ходи!
  90. На чужой спине беремя легко.
  91. На чужой спине легко.
  92. На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  93. На чужом горбу хорошо в рай въезжать.
  94. На чужом гумне нет корысти мне. На чужой кус не дую в ус.
  95. На чужом жиру (т. е. добре) недалеко уедешь..
  96. На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.
  97. На чужую кучу нечего глаза пучить.
  98. Над чужой работой не надсаживайся!
  99. Не береги свое, береги чужое.
  100. Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим.
  101. Не давай мое бело рукодельице чужим людям на поруганьице.
  102. Не дери (Не выголяй) глаз на чужой квас, а пораньше вставай да свой затирай (затевай)!
  103. Не до чужой печали, и своей еще с плеч не скачали.
  104. Не ждет Мартын чужих полтин; стоит Мартын за свой алтын.
  105. Не закрывать стать чужой прорехи своим рукавом.
  106. Не зарься на чужое, свое береги!
  107. Не засаливай ус на чужой кус! Не точи зубки на чужи куски!
  108. Не надейся, Роман, на чужой карман!
  109. Не надейся, дед, на чужой на обед!
  110. Не наше дело, попово; не нашего попа, чужого.
  111. Не плачь (Не тужи), мати, по чужому дитяти!
  112. Не путайся в чужое лыко! Не суйся, Оленка, где не спрашивают!
  113. Не радостен чужой обед, как своего дома нет.
  114. Не радуйся чужому безвременью, сам под богом.
  115. Не разводи усок на чужой кусок!
  116. Не разводи усок на чужой кусок.
  117. Не садись-под чужой забор, а хоть в крапивку, да под свой.
  118. Не столько смущает свой убыток, сколько чужой прибыток.
  119. Не твоя (Не наша) печаль чужих детей качать.
  120. Не труни на чужой пролуб, свою протяпай, да так хоть ляпай!
  121. Не указывай на чужой зарод (кладь хлеба) вилами (или: на чужой двор).
  122. Не украл, а нашел — в чужой клети.
  123. Не шевель чужой щавель, а свой набери, да как хошь шевели!
  124. Нет тебе дела, Федосья, обирать чужие колосья!
  125. Одна только сваха за чужую душу божится.
  126. Он глядит чужими глазами, слушает чужими ушами.
  127. От чужих ворот не стыдно ни с чем отойти. От чужих ворот живет и поворот.
  128. От чужих нажитков не нажить пожитков.
  129. Охал дядя, на чужие деньги (достатки) глядя.
  130. По чужим карманам не ищи, свои стереги!
  131. По чужим ранам да чужим салом мазать не убыточно.
  132. По чужой шкуре не больно.
  133. Пожалеешь чужое — бог даст свое.
  134. Пожалей чужое — бог свое пошлет.
  135. Полно чужих коз считать: ведь не сказку писать (не ревизию).
  136. Прогнали Варвару из чужого анбару.
  137. Рад бы душой, да хлеб-эт чужой.
  138. Разбросали палки на чужие галки.
  139. Режь, волк, чужую кобылу, да моей овцы не тронь!
  140. Родимая сторона - мать, а чужая - мачеха.
  141. С чужого коня посреди грязи - долой.
  142. С чужого коня середь грязи долой.
  143. Сватовство — душегубство. Сваха чужие грехи на душу. принимает.
  144. Свое добро в горсточку собирай, чужое добро сей, рассевай!
  145. Свое добро сею, вею, чужое — жну, пожинаю.
  146. Свое добро теряет, а чужого желает.
  147. Свое доброе теряет, а чужого желает.
  148. Свое потеряв (те. е, промотав), чужого не ищут.
  149. Своего коня шлепком, чужого коня кругляком.
  150. Своего не забывай, а чужого не замай!
  151. Свои собаки грызутся, чужая не приставай!
  152. Свой со своим бранись, а чужой не вяжись (не мешайся, не ввязывайся)!
  153. Свой со своим считайся, а чужой не вступайся!
  154. Свой сухарь лучше чужих пирогов.
  155. Свой у печи, да не приставай к чужой речи!
  156. Своя кожа рубахи дороже. Своя рогожа чужой рожи дороже.
  157. Считать в чужих карманах легче, чем в своих.
  158. Сытен чужой обед, а все только на одни сутки.
  159. Хороша Маша, да не наша. Не дери глаз на чужой квас!
  160. Хороша рыба на чужом блюде.
  161. Хороша рыба, да на чужом она блюде.
  162. Хорошо ездить, у кого свой кнут — на чужих коней.
  163. Чем чужое одонье утаптывать, свое бы хоть как-нибудь уложил.
  164. Что кому за дело до чужого деда (до чужого тела)?
  165. Что мне до чужих? Да пропадай хоть и свои!
  166. Чужа одежа не надежа, чужой муж не кормилец.
  167. Чужая беда — смех, (помора).
  168. Чужая беда за сахар.
  169. Чужая болесть даст поесть, а про свою беду и сказать не могу.
  170. Чужая вина не прощеная.
  171. Чужая душа — загадка. Чужая душа — потемки. В чужую душу не залезешь. Чужая душа — дремучий бор.
  172. Чужая душа не гумно: не заглянешь.
  173. Чужая душа - потемки.
  174. Чужая корова, что выдоена, что высосана — все равно.
  175. Чужая ноша не тянет (т. е. не заботит).СВОЕ — ЧУЖОЕ
  176. Чужая обида (беда, нагота) не разжива.
  177. Чужая печаль с ума свела, а по своей потужить некому.
  178. Чужая свинья да в чужом огороде — волк ее режь и с огородом-то!
  179. Чужая слеза — вода (что с гуся вода).
  180. Чужая сторонка без ветра сушит, свекровь-матушка без петли душит.
  181. Чужая шкура не болит.
  182. Чужи дураки — загляденье каки, а наши дураки — невесть каки!
  183. Чужие денежки зубасты.
  184. Чужие деньги свои съедают (о ростах).
  185. Чужие дети быстро растут.
  186. Чужие куры ростятся, а наши только топорщатся.
  187. Чужие петухи поют, а на наших типун напал.
  188. Чужие руки легки, да не к сердцу.
  189. Чужие руки - не своя голова.
  190. Чужие холсты настятся (ст. е. белятся), а наших и в суровье не бывало.
  191. Чужим богат не будешь. Чужое добро не впрок.
  192. Чужим всяк тороват.
  193. Чужим добром — подноси ведром.
  194. Чужим добром не разживешься. Чужая пожива не разжива.
  195. Чужим добром похваляется, а свое иод лавку хоронит.
  196. Чужим здоровьем болен. Глядя на людей, сохнет.
  197. Чужим и большим (т. е. и многим) не нажиться.
  198. Чужим обедом гостей потчевать не убыточно.
  199. Чужим умом не скопить дом.
  200. Чужим уродом коришь, над своим казнишься.
  201. Чужим хлебом веку не прожить.
  202. Чужим хлебом да чужим умом недолго проживешь (не много наживешь).
  203. Чужими руками да жар загребать.
  204. Чужих нет, а своих мало. Что наше, того нам и не надо.
  205. Чужого ища, свое потерял (надпись на черепе Святослава).
  206. Чужого на свой аршин не меряй!
  207. Чужого не бери, своего не давай!
  208. Чужого не желай, а своего не теряй (т. е. не мотан).
  209. Чужого не хватай, своего не бросай!
  210. Чужого стыдно, а своего жаль.
  211. Чужое береги, а свое бережется само.
  212. Чужое беречи — не свое травить.
  213. Чужое веретенце бери, да и свое припаси!
  214. Чужое взять — свое потерять.
  215. Чужое вино — и пил бы, и лил бы, и искупаться попросил бы.
  216. Чужое горе оханьем пройдет. Легка побыть налюде (арханг.).
  217. Чужое добро страхом огорожено.
  218. Чужое добро страхом огорожено. На чужое сам не свой.
  219. Чужое и хорошее постыло; а свое и худое, да мило.
  220. Чужое не прочно и большое, а свое и малое, да правое.
  221. Чужое не споро, пропадет скоро; а свое держи, так как хоть тереби.
  222. Чужое отдать — своим доплатить (не беда заплатить).
  223. Чужое сено катает, свое гноит.
  224. Чужой бедой сыт не будешь.
  225. Чужой грех прикрыть, не себя оголить.
  226. Чужой дурак — ха-ха! а свой дурак — ох-ох! Чужой дурак — веселье, а свой — бесчестье.
  227. Чужой и хлеб слаще калача.
  228. Чужой мед горек. Чужие хлебы приедчивы.
  229. Чужой мешок, хоть выворотить, да отрясти.
  230. Чужой муж мил, да не жить мне.с ним; а свой постыл, волочиться с ним.
  231. Чужой обед сладок, да не спор.
  232. Чужой птицы не считать (сглазишь).
  233. Чужой сын — не детище. Чужой разум — не разум.
  234. Чужой сын дурак — смех, а свой сын дурак — смерть (стыд).
  235. Чужой талан скоро растет, а наш ни ползет, ни лезет.
  236. Чужой ум до порога. Чужой ум не попутчик.
  237. Чужой хлеб в горле летухом поет.
  238. Чужой хлеб горек. Чужим кусом подавишься. Чужой хлеб рот дерет. Чужой кус в рот нейдет.
  239. Чужому смеху (т. е. беде) хорошо смеяться: посмейся своему!
  240. Чужу пашню пашет, а своя в залежи.
  241. Чужую беду руками (бобами, на бобах) разведу, а к своей и ума не приложу.
  242. Чужую беду руками разведу.
  243. Чужую беду, не посоля, уплету, а свою, и посахарив, не проглочу.
  244. Чужую крышу кроет, а своя течет (а своя каплет, а пол свою капель).
  245. Чужую курицу как хоть дери, а свою за хохол держи!
  246. Чужую курочку щипли, а свою за крылышко держи!
  247. Чужую пашенку пахать — семена терять.
  248. Чужую печаль и с хлебом съешь, а своя и с калачом в горло нейдет.
  249. Чужую рожь веять — глаза порошить.
  250. Чужую сторону никто против свахи не нахвалит.
  251. Чужую траву косить, а своя в ветоши.

Без песен рот тесен.

Большому куску и рот радуется.

Что в рот, то спасибо.

Скажи, да укажи, да в рот положи.

Рот нараспашку, язык на плечо.

Блином масленым в рот лезет.

Бог даст роток, так даст и кусок.

Узнал ворону, как в рот влетела.

Не загадывай в год, а загадывай в рот.

По усам текло, а в рот не попало.

На чужой рот пуговицы не нашьёшь.

Глаза с поволокой, роток с позевотой.

Будет роток - будет и кусок.

Быть ворожить, когда нечего в рот положить.

Хлеба не ест, вина в рот не берёт, а завсегда сыт и пьян живёт.

Как хлеба кусок, так разинул роток.

Каков ни будь урод, а хлеб несёт в рот.

Забот полон рот, а перекусить нечего.

Если бы да кабы, да во рту росли бобы - был бы не рот, а огород.

Пожилые женщины на лавочке у подъезда, - привычная картина любого двора. Бдительные старушки придирчиво провожают взглядом каждого проходящего и дают критическую оценку всем, живущим в округе.

Мимо сидящих на скамейке неторопливо беседующих женщин прошла юная девушка лет шестнадцати, одетая в немодную, но добротную одежду. Под аккуратную, вязаную шапочку тщательно убраны темные волосы. Она вежливо поздоровалась и вошла в подъезд.

Мариночка. Какая хорошая девочка. Умница, отличница. Родителям в радость иметь такую дочку. Всегда поздоровается, - улыбаясь и одобрительно кивая, женщины смотрели ей вслед.

Но не успели они, как следует обсудить Мариночку, как из подъезда выскочила другая девчонка - Людка из 17 квартиры, в расстегнутом, небрежно наброшенном пальтишке без единой пуговицы, из-под которого виднелись обтрепанные, не первой свежести, джинсы.

Здорово, бабуси, не всем еще косточки перемыли? - она быстро пролетела мимо них и исчезла за углом.

Беги, беги, неугомонная, - ее слова и неподобающий, неряшливый вид вызвал у женщин возмущенные, осуждающие возгласы:

Не девка, а сплошное недоразумение.

И в кого только уродилась, - строго поджав губы, сказала одна из женщин, - родители вроде приличные люди. Сколько мать слез из-за нее пролила. Маленькая

была, все с мальчишками дралась. Отца постоянно в школу вызывали. Сколько хлопот и волнений она им доставила. Натворит что-нибудь, а потом врет и изворачивается.

Помчалась искать приключения на свою голову, - подхватила другая, - опять впутается в какую-нибудь историю.

С такой репутацией разве найдет она себе хорошего парня, - неодобрительно качая головой, продолжила третья, - кто польстится на нее. От разгульной, непутевой жизни хорошей жены не получится.

Прошло несколько лет. Заметно постаревшие женщины привычно сидели на лавочке, горячо обсуждая последние новости. Увидев приближающуюся, скромно одетую девушку, они замолчали и с интересом повернулись в ее сторону.

Здравствуйте, - застенчиво улыбнувшись, вежливо поздоровалась она.

Мариночка, здравствуй, милая, - соседки переглянулись и проводили ее критически оценивающим взглядом.

Людка из 17 квартиры уже который год замужем. Парня какого хорошего себе где-то отхватила. Второго ребенка через месяц ждут, - заметила одна из них.

А Мариночка наша все "прынца" ждет. В старых девках так и состарится, - шепнула ей старушка.

Бледная какая, может, болеет чем? - озабоченно спросила сердобольная соседка.

Нет. Это она над книжками чахнет, - ответила ей всезнающая, круглолицая женщина, - все строит воздушные замки и тешит себя несбыточными надеждами. Скоро совсем засохнет от тоски.

Подробно обсудив Мариночку, они замолчали, каждая думая о своем. Уже пора было расходиться по домам, но они медлили. Никто из них не решался уйти первой, так как все знали, что оставшиеся женщины сразу же начнут говорить об ушедшей. Затем дружно, как по команде, они встали и разошлись по своим делам. Лавочка опустела.

В окнах домов постепенно и приветливо загорался электрический свет. И хотелось верить, что в каждом доме вспыхивало и грело теплом чье-то счастье.