Полная биография Булгакова: жизнь и творчество. Сотрудничество в "Гудке", новые произведения и новая женитьба

Михаил Афанасьевич Булгаков , известный прозаик, драматург, родился в Киеве 3 мая 1891 года. Его родители были интеллигентными и образованными людьми. Мать служила учительницей в Карачаевской прогимназии; отец, окончивший Киевскую духовную академию, преподавал в Новочеркасском духовном училище, в Киевской духовной академии, в Институте благородных девиц, а в конце 1893 года получил должность киевского областного цензора, в обязанности которого входила цензура литературы на иностранных языках. Помимо Михаила, в семье было пятеро детей.

Булгаков закончил Первую Александровскую гимназию, отличающуюся высоким уровнем образования, и в 1909 году поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1914 году разразилась Первая мировая война. После окончания университета, в 1916 году, Булгаков работал в полевом госпитале: сначала в Каменец-Подольском, затем в Череповцах. В сентябре 1916 года Булгакова отозвали с фронта и направили заведовать земской Никольской сельской больницей в Смоленской губернии, а в 1917 году перевели в Вязьму. Этот период жизни писателя нашел отражение в «Записках юного врача» (1926). Главный герой этого произведения - честный труженик, талантливый врач - часто спасает больных в безнадежных, казалось бы, ситуациях, остро переживает тяжелое положение малообразованных крестьян из глубоких смоленских деревень и осознает свое бессилие что-либо изменить в лучшую сторону.

Февральская революция нарушила привычную жизнь. Свое мнение о ней Булгаков выразил в очерке «Киев-город» (1923). Начинающий писатель отметил, что с революцией «внезапно и грозно наступила история». После Октябрьской революции он был освобожден от военной службы и вернулся в Киев, который вскоре заняли германские войска. Здесь Булгаков окунулся в водоворот Гражданской войны. Он был хорошим врачом, и обе воюющие стороны нуждались в его услугах. В любых ситуациях молодой врач оставался верным гуманистическим идеалам, и в его душе постепенно нарастало возмущение против жестокости петлюровцев и белых, впоследствии отраженной в романе "Белая гвардия", в рассказах «Налет» и «В ночь на 3-е число», в пьесах «Дни Турбиных» и «Бег». Честно выполняя свой врачебный долг, Булгаков стал невольным свидетелем жестоких преступлений во Владикавказе в конце 1919 года. Не желая дальше принимать участие в войне, в начале 1920 года он покинул ряды деникинской армии. Михаил Афанасьевич решил навсегда оставить занятия медициной и стал писать статьи для местных газет. Осенью 1919 года Булгаков закончил свой первый рассказ. Зимой 1919-1920 годов он написал несколько рассказов и фельетонов. В одном из них, известном под названием «Дань восхищения», автор рассказывает об уличных столкновениях в Киеве во время революции и Гражданской войны.

Незадолго до отступления белых из Владикавказа Булгаков заболел возвратным тифом. Выздоровел он весной 1920 года, когда город уже заняли части Красной Армии. С этого времени Булгаков стал сотрудничать в подотделе искусств ревкома, писал пьесы для осетинских и ингушских театральных трупп, отражающие взгляды автора на революцию. Пьесы этого периода творчества писателя представляли собой агитки-однодневки и создавались главным образом для того, чтобы выжить в тяжелых условиях. Владикавказские впечатления писателя отразились в повести «Записки на манжетах».

В Тифлисе, а позднее в Батуми у Булгакова была возможность эмигрировать. Но он понимал, что в трудный для страны момент место писателя - рядом с народом. В 1921 году Булгаков переехал в Москву. С весны 1922 года его статьи регулярно появлялись на страницах московских газет и журналов. В его сатирических памфлетах и очерках отразились основные приметы послереволюционного времени. Главным объектом сатиры писателя стали нувориши-нэпманы - «накипь нэпа» (новеллы «Триллионе?» и «Чаша жизни»), а также представители населения, чей низкий культурный уровень наблюдал писатель: обитатели московских коммуналок, базарные торговки, служащие-бюрократы и другие. Но Булгаков замечает и приметы нового времени. Так, в одном из его очерков появляется мальчик-школьник (символ новых веяний), идущий по улице с новеньким ранцем.

В 1924 году была опубликована повесть Булгакова «Роковые яйца», действие которой автор перенес в воображаемое будущее - в 1928 год, когда стали очевидными результаты нэпа, в частности резкий подъем уровня жизни народа. Профессор Персиков совершил поистине великое открытие, способное принести огромную пользу для человечества. Но, попав в руки полуграмотных, самоуверенных людей, той новой бюрократии, которая пышно расцвела в эпоху военного коммунизма и усилила свои позиции в годы нэпа, оно оборачивается трагедией. Неудачи терпят почти все герои булгаковских повестей 20-х годов. В своих произведениях автор стремился донести до читателя мысль о неготовности общества принять новые принципы взаимоотношений, основанные на уважении к усердному труду, культуре и знаниям.

В пьесах «Дни Турбиных» и «Бег» (1925-1928) писатель показал, что все власти, сменяющие друг друга в Гражданской войне, враждебны интеллигенции. Герои пьес - типичные представители «новой интеллигенции», которые сначала отнеслись к революции настороженно или боролись против нее. Себя Булгаков также относил к новому слою и с юмором писал об этом в фельетоне «Столица в блокноте»: «После революции народилась новая, железная интеллигенция. Она может и мебель грузить, и дрова колоть, и рентгеном заниматься. Я верю, она не пропадет! Выживет!»

Писатель чутко реагировал на все изменения в обществе, тяжело переживал несправедливость, сомневался в обусловленности принимаемых мер, но не переставал верить в человека. Вместе с автором сомневались и переживали его герои, что было неблагожелательно воспринято критикой. В 1929 году нападки на писателя усилились. Все его пьесы - «Дни Турбиных», пьеса-памфлет «Багровый остров» и бытовая комедия «Зойкина квартира» - были сняты со сцены. Оказавшись в тяжелом положении, Булгаков решился написать письмо правительству, в котором просил разрешения выехать за границу. В скором времени состоялся разговор писателя со Сталиным, результатом которого стало назначение Булгакова режиссером-ассистентом МХАТа. Постановки пьес Булгакова вновь появились на сценах театров, а спустя некоторое время была поставлена инсценировка «Мертвых душ».

Однако после 1927 года в отечественной печати не появилось ни одной строчки писателя (за исключением перевода «Скупого» Мольера в 1938 году, и «Седьмого сна» из пьесы «Бег» в 1932 году), он входил в число запрещенных авторов. Но, несмотря на это, Булгаков не допускал мысли покинуть Родину. Мысли об эмиграции не посещали его даже в тяжелейший период 1929-1930 годов. В одном из писем Михаил Афанасьевич признался: «...Я невозможен ни на какой другой земле, кроме своей - СССР, потому что я 11 лет черпал из него».

В 1933 году Булгаков предпринял попытку издать в серии «ЖЗЛ» свой роман «Жизнь господина де Мольера», но его ожидала очередная неудача. После этого, вплоть до самой смерти, Булгаков не пытался публиковать свои произведения. Он посвятил себя работе над романом «Мастер и Маргарита», который явился одним из величайших достижений русской и мировой прозы XX века. На работу над этим романом ушло двенадцать лет жизни писателя. Замысел произведения возник в конце 1920-х годов как попытка художественного и философского осмысления новых реалий социалистической действительности. Ранние варианты романа казались автору недостаточно удачными, в течение нескольких лет он снова и снова возвращался к своим героям, придумывал новые сцены и конфликты. Сюжетную завершенность роман приобрел лишь в 1932 году.

Показав обреченность белого движения, закономерность перехода интеллигенции на сторону советской власти (пьесы «Дни Турбиных» и «Бег», роман "Белая гвардия"), опасность, грозящую обществу, если нравственно и культурно отсталая личность обретает право навязывать свою волю другим (повесть «Собачье сердце»), Булгаков совершил открытие, вошедшее в систему русских национальных ценностей.

Ему, как продолжателю лучших традиций русской и мировой литературы, была свойственна боль за человека. Писатель принимал лишь ту литературу, которая отражала страдания реальных героев. Идейным стержнем литературы для Булгакова был гуманизм. А подлинный гуманизм произведений настоящего мастера дорог и близок читателю во все времена.

Последние свои годы писатель прожил с ощущением загубленной творческой судьбы. И хотя он продолжал активно работать, его произведения не доходили до читателей. Это окончательно надломило Булгакова и привело к обострению болезни и скорой смерти. Умер он 10 марта 1940 года в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Михаил Булгаков, как и любой другой художник, рожденный в эпоху перемен, прошел сложный и интересный жизненный путь, оставив после себя результат своих творческих исканийбессмертные произведения, вошедшие в копилку русской классической литературы.

После получения медицинского образования, а затем работы врачом в провинции, Булгаков во время революции был призван в ряды Красной армии, однако, к этому времени уже вполне определившийся в своих симпатиях, писатель перешел на сторону белых. Этот выбор впоследствии сыграл злую роль в жизни писателя, обвиняемого в одобрении антисоциалистических настроений. В послереволюционное тяжелое и голодное время, Булгаков принимает решение уже никогда больше не возвращаться в медицину, и устраивается работать штатным журналистом в одном довольно известном издании, что стало началом его творческой деятельности.

В это время писатель создает свои первые произведения: «Дьяволиаду», первую часть «Белой гвардии», и не оставшуюся незамеченной критиками повесть «Роковые яйца». Последняя вызвала некоторый резонанс, поскольку в ней прослеживалась явная пародия на революцию, которая, с точки зрения автора, привела к хаосу и разрухе.

Следом Булгаков пишет еще одно обличающее, установившуюся в стране власть, произведение – повесть «Собачье сердце», где угадывается схожесть научного опыта профессора Преображенского с потугами большевиков сделать из пролетария человека нового времени. Повесть не публикуют и забирают у автора рукопись. Писатель чувствует себя оскорбленным и загнанным в угол, что не мешает ему закончить работу над «Белой гвардией», ставшей для Булгакова началом короткого периода процветания.

Пьеса, написанная по роману, была поставлена в МХАТе под названием «Дни Турбиных», и имела большой успех. После ставилась «Зойкина квартира», пьеса о нэпманах, а время сотрудничество с МХАТом стало для Булгакова периодом взлета. Однако он продлился недолго: в новой пьесе писателя «Бег» была усмотрена симпатия к эмигрантам и некоторое оправдание белому движению. Все булгаковские пьесы в связи со скандалом были сняты с постановок. Это событие нанесло сокрушительный удар по здоровью и благосостоянию писателя.

Писатель, оказавшийся в бедственном положении, начинает работать над самыми своими значимыми произведениями: «Мольер» и «Мастер и Маргарита». Если в «Мольере» затрагивается тема взаимоотношений творческой личности и власти, то в самом гениальном и неоднозначном романе писателя «Мастер и Маргарита» рассматривается тоталитарный режим во всей своей целостности и разрушительности, вплетается религиозная концепция и закладывается глубокий философский смысл. Мистификация и неординарность сюжета романа навсегда связали имя Булгакова именно с этим его детищем, оставшимся неоцененным по достоинству при жизни писателя. Роман создавался в такое время, когда в стране торжествовала вакханалия арестов и репрессий, а гонениям подвергались даже бывшие противники писателя. Тем не менее, Булгаков решается написать свое знаменитое письмо Сталину, результатом которого стало получение работы в Художественном театре. Мистический роман автора, как и большинство его значимых произведений не публикуют, а снятые с постановок новые пьесы заставляют Булгакова уйти из Художественного театра.

Уже, будучи тяжело больным, писатель к юбилею Сталина создает «Батум», который тоже ждет печальная участь пьесы, запрещенной к постановке. Это было последнее творение и последнее разочарование Булгакова, получившего заслуженные любовь и признание только после смерти.

Михаил Афанасьевич Булгаков (15 мая 1891 - 10 марта 1940) родился в Киеве в семье доцента духовной семинарии. Был крещен своим же отцом, который посчитал нужным дать сыну имя в честь хранителя Киева — архистратига Михаила.

Детство

В семье Булгаковых воспитывалось 7 детей, из которых Михаил был старшим. Как вспоминал в будущем писатель, мать относилась к ним со всей строгостью. Дети получали точное понятие, что такое зло и добро. Отец, в свою очередь, старался им привить большую любовь к науке.

Дом семьи Булгаковых располагался на Андреевском спуске, который знаменит своей энергетикой и неимоверными пейзажами. Мальчик с юных лет рос в особой атмосфере свободы и красоты.

До 9 лет Михаил получал домашнее образование, а затем отправился на обучение в Александровскую гимназию, где в начале 20 века преподавали самые сильные учителя Киева. Именно гимназийный период ознаменовался первыми творческими порывами будущего писателя: Михаил проявил себя как талантливый юный поэт и прозаик, а также — карикатурист и музыкант.

Юношество

После окончания гимназии вопрос о продолжении образования решался просто: в семье Булгаковых было много родственников-врачей. Да и смерть отца Афанасия от почечной болезни повлияла на выбор юноши. Михаил всегда проявлял интерес к тому, как «устроен человек». Уже на втором курсе он оставил холостяцкую жизнь, женившись на выпускнице гимназии Татьяне Лаппа.

Планы на обучение прервала Первая мировая война. Михаил принял решение работать в госпитале, но уже осенью получил назначение в Смоленскую губернию. Так он стал земским врачом.

Молодые годы

Военное время оказалось удручающим: среди заболевших часто встречалась дифтерия. Булгакову приходилось оказывать помощь каждому нуждающемуся. От этого пострадал и он сам, заразившись дифтерийной палочкой от больного мальчика. Спасительным лекарством оказался морфий. Михаил смог вылечиться от дифтерии, но не смог отказаться от наркотического вещества. Уже вскоре ежедневно ему требовалось вводить две дозы.

Находясь в наркотическом угаре, писатель садился за стол и пытался на бумаге передать все то, что «посещало» его голову в тот момент. И только благодаря жене он смог избавиться от пагубной привычки.

Доктор в отставке

После первой мировой войны многие представители интеллигенции покидали Россию. На то время Михаил нес службу военного врача на Северном Кавказе. Тяжелый тиф, сваливший писателя, не дал ему возможности вовремя эмигрировать из страны. Уже потом он не раз ставил в упрек своей жене то, что она не приняла решение и не вывезла его за границу. Причиной такого желания были особые взгляды Булгакова, которые шли вразрез с политическими верхами. Это четко можно проследить в его первых масштабных произведениях «Роковые яйца», «Собачье сердце, «Зойкина квартира».

Интересный факт: уважаемый профессор Преображенский из «Собачьего сердца» имел своего реального прототипа. Им стал дядя Михаила Булгакова, врач Николай Покровский. Само произведение было впервые опубликовано только в 1987 году.

В 1919 году писатель покинул медицинскую практику и женился снова. Его супругой стала Любовь Белозерская. Многие ошибочно считают, что произведение «Мастер и Маргарита», Булгаков посвятил ей. На самом деле его музой была Елена Шиловская, которая в 1929 году «получила звание» третьей законной супружницы писателя.

Роман «Мастер и Маргарита» стал настоящим отражением судьбы самого писателя. Несмотря на переплетение современного и исторического аспекта, ему было присвоено титул «Евангелия от Дьявола». Главный герой романа — Мастер, стал тем самым проводником между прошлым и настоящим: временами Понтия Пилата и современной Москвой 30-х годов.

В начале 30-х годов материальное состояние писателя желало лучшего. Ему пришлось написать письмо Сталину с просьбой или дать возможность работать ли разрешить выезд из страны. Так в жизни писателя появился театральный период. Им была написана даже пьеса о Сталине, которую запретили к постановке. Единственной пьесой, которая шла многие годы на сцене МХАТа, было произведение «Дни Турбиных».

В 1939 году Булгаков начинает снова употреблять морфий для снятия боли вследствие гипертонического нефросклероза. Именно эта болезнь была названа официальной причиной его смерти в марте 1940 года. Недруги поговаривали, что уход писателя ускорило его увлечение оккультизмом: нечистая сила предъявила свои права на его жизнь.

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. С 1901 года будущий писатель получал начальное образование в Первой Киевской гимназии. В 1909 году поступил в Киевский университет на медицинский факультет. На втором курсе, в 1913 году, Михаил Афанасьевич женился на Татьяне Лаппе.

Врачебная практика

Окончив в 1916 году университет, Булгаков устроился на работу в один из киевских госпиталей. Летом 1916 года его направили в село Никольское Смоленской губернии. В краткой биографии Булгакова нельзя не упомянуть, что в этот период писатель пристрастился к морфию, но благодаря стараниям жены смог победить зависимость.

Во время гражданской войны в 1919 году Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной республики, а затем в армию Южной России. В 1920 году Михаил Афанасьевич заболел тифом, поэтому не смог покинуть страну с Добровольческой армией.

Москва. Начало творческого пути

В 1921 году Булгаков переезжает в Москву. Он активно занимается литературной деятельностью, начинает сотрудничать со многими периодическими изданиями Москвы – «Гудок», «Рабочий» и др., принимает участие в заседаниях литературных кружков. В 1923 году Михаил Афанасьевич вступает во Всероссийский Союз писателей, в котором также состояли А. Волынский, Ф. Сологуб, Николай Гумилев , Корней Чуковский , Александр Блок .

В 1924 году Булгаков развелся со своей первой женой, и уже через год, в 1925 году, женился на Любови Белозерской.

Зрелое творчество

В 1924 – 1928 годах Булгаков создает самые известные свои произведения – «Дьяволиада», «Собачье сердце» , «Вьюга», «Фатальные яйца», роман «Белая гвардия» (1925), «Зойкина квартира», пьеса «Дни Турбиных» (1926), «Багряный остров» (1927), «Бег» (1928). В 1926 году во МХАТе была премьера пьесы «Дни Турбиных» – произведение поставили по личному указанию Сталина .

В 1929 году Булгаков посещает Ленинград, где знакомится с Е. Замятиным и Анной Ахматовой . Из-за острой критики революции в своих произведениях (в частности, в романе «Дни Турбиных»), Михаила Афанасьевича несколько раз вызывали на допросы в ОГПУ. Булгакова перестают печатать, его пьесы запрещено ставить в театрах.

Последние годы

В 1930 году Михаил Афанасьевич лично написал письмо И. Сталину с просьбой предоставить ему право покинуть СССР либо разрешить зарабатывать на жизнь. После этого писатель смог устроиться режиссером-ассистентом во МХАТ. В 1934 Булгакова приняли в Советский союз писателей, председателями которого в разное время были Максим Горький , Алексей Толстой , А. Фадеев.

В 1931 году Булгаков расстается с Л. Белозерской, и, в 1932 году женится на Елене Шиловской, с которой был знаком уже несколько лет.

Михаил Булгаков, биография которого была насыщена разными по характеру событиями, последние годы сильно болел. У писателя диагностировали гипертонический нефросклероз (болезнь почек). 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич скончался. Похоронили Булгакова на Новодевичьем кладбище в Москве.

Мастер и Маргарита

«Мастер и Маргарита» – самое главное произведение Михаила Булгакова, которое он посвятил своей последней жене Елене Сергеевне Булгаковой, и работал над ним более десяти лет до самой смерти. Роман является наиболее обсуждаемым и важным произведением в биографии и творчестве писателя. При жизни писателя «Мастер и Маргарита» не публиковался из-за запрета цензуры. Впервые роман издали в 1967 году.

Другие варианты биографии

  • В семье Булгакова было семеро детей – три сына и четыре дочери. Михаил Афанасьевич был старшим ребенком.
  • Первым произведением Булгакова был рассказ «Похождения Светланы», который Михаил Афанасьевич написал еще в семилетнем возрасте.
  • Булгаков с ранних лет отличался исключительной памятью и очень много читал. Одной из самых крупных книг, которую будущий писатель прочел еще в восьмилетнем, возрасте был роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».
  • На выбор Булгаковым профессии врача повлияло то, что большинство его родственников занимались медициной.
  • Прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце» стал дядя Булгакова – врач-гинеколог Н. М. Покровский.

Сочинение

Цель: показать учащимся сложность и трагичность жизненного и творческого пути м. а. Булгакова; вызвать интерес к личности и творчеству писателя; ознакомить с биографией писателя, основными этапами творческого пути, его местом в мире современной литературы; совершенствовать навык аналитической работы с текстом, умение сравнительного анализа языка литературных произведений, способность обобщать и делать выводы; воспитывать стремление к свободе мыслей, чувств. оборудование: учебник, портрет м. а. Булгакова, произведения автора, иллюстрации к произведениям.

Прогнозируемые

Результаты: учащиеся знают биографию писателя, темы, волновавшие автора, наиболее известные его произведения; определяют место м. а. Булгакова в мире современной литературы; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы; участвуют в беседе, используя полученные ранее знания по литературе и истории. тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ

(см. Домашнее задание предыдущего урока, п. 1)

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. В жизни каждого талантливого человека есть вехи, определяющие его судьбу. Возможно, кто-то из вас заинтересуется судьбой, личностью, творчеством м. а. Булгакова; по-другому взглянет на некоторые его произведения. Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом загадка. Неясны политические взгляды писателя, его отношение к религии, эстетическая программа. До 1919 г. он работал врачом, только изредка пробуя себя в литературе. Уже в 1920-е гг. м. а. Булгаков - профессиональный писатель и драматург, зарабатывающий на жизнь литературным трудом и осенённый громкой, но скандальной славой романа «Дни турбиных». Наконец, в 1930-е гг. михаил афанасьевич - театральный служащий, поскольку существовать на доходы от публикации прозы и постановки пьес он не может - не дают (в это время он пишет свой нетленный и главный шедевр - роман «мастера и маргарита»).

Начнём наши уроки, посвящённые творчеству михаила афанасьевича Булгакова, с короткого знакомства с его биографией, сложной судьбой его произведений.

1. вступительное слово учителя

Михаил Булгаков

Детство и юность м. а. Булгакова прошли в Киеве - духовной колыбели писателя, изначально определившей тему и атмосферу многих его произведений. В творчество м. а. Булгакова Киев войдёт как Город (роман «Белая гвардия») и станет не просто местом действия, но воплощением сокровенного чувства семьи, родины, России (очерк «Киев-город», 1923)… Самым притягательным местом на земле для михаила афанасьевича Булгакова остался этот город - город, где он родился, «мать городов русских», где сошлись воедино Украина и россия. м. а. Булгаков связан с Киевом кровно. Он родился в этом городе весной, когда зацветают каштаны, буйствует сирень, пахнут цветы абрикосовых деревьев. Красота киевской природы и сам Киев, который великий мастер называл просто и возвышенно - Город, навсегда отложились в памяти писателя. Он любил Киев до конца своих дней, о нём вспоминал в москве, уже будучи смертельно больным. Он пишет о Киеве в «Белой гвардии»: «И было садов в городе Киеве так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, клёнами и липами». «а Киев! - тоскует в Константинополе, вспоминая о Городе, генерал чарнота.- Эх, Киев! - город, красота! Вот так лавра пылает на горах. а Днепро, Днепро! Неописуемый воздух, неописуемый свет!» Это из «Бега». Даже в последнем романе, в «мастере и маргарите», прорываются строки о Киеве: «Весенние разливы Днепра, когда, затопляя острова на низком берегу, вода сливалась с горизонтом, потрясающий по красоте вид, что открывался от подножия памятника князю Владимиру. Солнечные пятна, играющие весной на кирпичных дорожках Владимирской горки». «Киев - город прекрасный, счастливый,- утверждал м. а. Булгаков даже после разрушительной гражданской войны.- Сейчас в нём великая усталость после страшных громыхающих лет. Но трепет новой жизни я слышу. Его отстроят, опять закипят его улицы, и станет над рекой, которую Гоголь любил, опять царственный город!»

Вот в этом царственном городе в дружной семье Булгаковых родился первенец, которого нарекли Михаилом.

2. Слушание «литературных визиток» о жизни и творчестве м. а. Булгакова

(Учащиеся составляют хронологическую таблицу.)

1891 г., 3 мая родился в Киеве в семье профессора Духовной академии афанасия Ивановича и Варвары михайловны. Большая многодетная семья (7 детей) навсегда осталась для писателя миром тепла и уюта, интеллигентного быта с музыкой, чтением вслух, домашними спектаклями

1907 г. Умер отец. Забота о воспитании детей целиком легла на плечи матери, Варвары михайловны, но, как ни было это сложно, она «сумела… дать радостное детство»

1916 г. Закончил медицинский факультет Киевского университета

1916–1918 гг. работал врачом в тыловых и фронтовых госпиталях, в сельской больнице в Смоленской губернии Сборник рассказов «Записки юного врача»

1918–1920 гг. мобилизован как врач в армию Деникина, отправлен на Северный Кавказ. Из-за тифа после отступления «белых» остался во Владикавказе. Сотрудничал с большевиками: работает в подотделе искусства, читал лекции о а. С. Пушкине, а. П. чехове, писал пьесы для местного театра

1921 г. Начал публиковаться. Уехал в москву Фельетон «Неделя просвещения»

1922–1923 гг. Публикации в газетах и журналах Повесть «Запи ски на манжетах»

1923–1925 гг. работал в газетах «Гудок», «Накануне», сотрудничал со многими газетами. Собственным творчеством занимался по ночам Сатирические повести «роковые яйца», «Дьяволиада», «Собачье сердце»; роман «Дни турбиных»

Дата События жизни писателя Произведения

1926 г. мХат осуществил постановку пьесы «Дни турбиных», написанную по мотивам «Белой гвардии». Спектакль имел успех, но и принёс много неприятностей: его запретили, вновь разрешили

1927 г. В театре Вахтангова поставили пьесу «Зойкина квартира», но вскоре её сняли. Запретили к постановке пьесу «Бег». Вокруг м. а. Булгакова создали атмосферу травли Пьесы «Зойкина квартира», «Бег»

1929 г. Пьесы исключили из репертуаров театров. Булгакова перестали печатать. Писатель впал в глубокое отчаяние. Искал любую работу, но его не брали. Думал о самоубийстве роман «мастер и маргарита»

28.03.1930 г. Написал письмо Советскому правительству

18.04.1930 г. И. Сталин позвонил м. а. Булгакову и предложил работу в мХате

1930-е гг. работал режиссёром; писал инсценировки («Война и мир», «мёртвые души»), либретто опер, киносценарий по «ревизору», для горьков-ской серии «ЖЗл» - биографию Ж. Б. мольера; работал над главным произведением своей жизни - романом «мастер и маргарита». Ни одно произведение м. а. Булгакова не печаталось. Заболел, потерял зрение Пьесы «адам и Ева», «Иван Васильевич», «Последние дни», «театральный роман», «Кабала святош»

3. «мозговой штурм» (в группах)

Задание для 1-й группы. Охарактеризуйте деятельность м. а. Булгакова как сценариста. Какие темы и образы русской литературы особенно привлекают его внимание? В чём своеобразие драматургии м. а. Булгакова? Сравните пьесу «Дни турбиных» и роман «Белая гвардия». Как проявилось мастерство Булгакова-драматурга, сжавшего материал, укрупнившего образы и резче обозначившего главный конфликт? Каково соотношение эпического и драматического в творчестве писателя?

Задание для 2-й группы. Сестра писателя Н. а. Земская вспоминала: «михаил афанасьевич отличался одной особенностью. Он был весел, он задавал тон шуткам, он писал сатирические стихи про маму, про нас, давал нам всем стихотворные характеристики, рисовал карикатуры». В чём своеобразие сатиры м. а. Булгакова? (На примере пьесы «Собачье сердце».)

4. решение проблемного вопроса

♦ можно ли утверждать, что на материале окружающей действи

Тельности 1920-х гг. м. а. Булгаков решает вечный вопрос до

Бра и зла?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. обобщающая беседа

♦ Какие факты биографии м. а. Булгакова нашли непосредственное отражение в его творчестве? Какова роль автобиографического начала в творчестве писателя?

♦ Как складывались отношения м. а. Булгакова с властью? В каких произведениях писателя показана история взаимоотношений художника и правителя-тирана?

♦ Какие традиции русской классической литературы развивает в своём творчестве м. а. Булгаков?

2. Заключительное слово учителя- 10 марта 1940 г. закончил свой земной путь один из удивительнейших писателей XX в. Но произведения м. а. Булгакова вечны, они не подвластны времени, потому что темы, затронутые автором, всегда были, есть и будут актуальны. Не только творче ство, но и сама личность михаила Булгакова не перестают привлекать внимание читателей во всём мире. Булгаков - один из тех светлых, таинственных и загадочных знаков в мировой истории искусства, который наряду с именами Э. т. а. Гофмана, И. Гёте, Н. В. Гоголя, Г. Гарсия маркеса вызывает противоречивые су ждения, пугает неразгаданностью и влечёт неопределёнными предчувствиями.

Чтение заранее подготовленной учащейся стихотворения А. А. Ахматовой «Памяти М. Булгакова»

А. а. ахматова впервые прочла это стихотворение Е. С. Булгаковой 16 апреля 1940 г., накануне булгаковских сороковин, отметив, как записала в дневнике вдова писателя, мистическое совпадение дат: м. а. Булгаков умер ровно через три года после смерти своего друга, писателя Евгения Ивановича Замятина, скончавшегося в Париже 10 марта 1937 г.

И снова вернёмся в Киев, заглянем в удивительный музей писателя. Этот уникальный музей создан людьми, которые искренне любят писателя. Когда бы вы ни пришли, сотрудники музея (не обязательно гиды!) проводят вас по всем залам, вдохновенно расскажут о каждом прожитом дне великого писателя в вечном Городе - Киеве. Этот музей занял второе место в конкурсе оригинальных музеев мира. И действительно, здесь есть чему подивиться. Вы побываете в Зазеркалье, потому что Булгаков без тайны и чуда - это не Булгаков. Вы увидите застывшие в белом вещи и предметы и поймёте, что они имеют отношение к «Белой гвардии». Вы увидите также вещи, принадлежавшие писателю и его семье. маленький и уютный, этот музей поражает всех, кто бы ни переступил его порог.

VI. Домашнее задание

2. индивидуальное задание. Подготовить сообщение (1 учащийся) о евангельской истории Иисуса Христа и о его распятии (Евангелие от матфея, гл. 27, 28); об истории создания романа «ма стер и маргарита» (2 учащихся).