Театр Ф.Волкова: история возникновения первого русского профессионального театра. Волков Федор Григорьевич: краткая биография

Русский актер и режиссер, считается основателем первого в России публичного профессионального театра.

Федор Волков родился 9 февраля 1729 года в Костроме, а умер 4 апреля 1763 года в Москве от болезни. Его отцом был костромской купец, который скончался, когда мальчик был еще совсем мал. В 1735 году его мать вышла замуж за купца Полушникова, который стал для Федора заботливым отчимом. Когда Федору исполнилось 12 лет, его отправили в Москву для обучения промышленному делу. Там юноша выучил немецкий язык, которым впоследствии владел в совершенстве. Тогда же он увлекся театральными постановками студентов Славяно-греко-латинской академии. Новиков отзывался об этом молодом человеке как об исключительно старательном и прилежном ученике, особенно расположенном к наукам и искусствам: «пристрастно прилежал... к познанию наук и художеств».

В 1746 году Волков приехал в Петербург по делам, но и увлечение свое не оставлял. В частности, говорят, что посещение придворного театра произвело на него настолько сильное впечатление, что в течение следующих двух лет юноша занялся изучением театрального дела и сценического искусства. В 1748 году скончался отчим Федора, и ему в наследство достались заводы, но душа молодого человека скорее лежала к сфере искусства, нежели к управлению фабриками, и вскоре Федор передал все дела брату, решив посвятить себя театральной деятельности.

В Ярославле он собрал вокруг себя друзей — любителей театральных постановок, и вскоре эта сложившаяся труппа дала свое первое театральное представление. Премьера состоялась 10 июля 1750 года в старом амбаре, который купец Полушкин использовал в качестве склада. Волков поставил пьесу «Эсфирь» в своем собственном переводе. В следующем году на берегу Волги был построен деревянный театр, в котором и разместилась труппа Волкова. Рождение нового театра ознаменовалось постановкой пьесы А.П. Сумарокова «Хорев». В театре Волкова, кроме него самого, играли его братья Григорий и Гаврила, «канцеляристы» Иван Иконников и Яков Попов, «церковник» Иван Дмитревский, «пищики» Семён Куклин и Алексей Попов, цирюльник Яков Шумский, посадские люди Семён Скачков и Демьян Галик. Это действительно был первый общедоступный театр в России.

Слухи о театре Волкова дошли до Петербурга, и Елизавета Петровна, которая всячески способствовала развитию русской культуры, специальном указом вызвала молодых актеров в столицу: «…Императрица Елисавета Петровна самодержица всероссийская сего генваря 3 дня указать соизволили: ярославских купцов Фёдора Григорьева сына Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того ещё потребны будут, привесть в Санкт-Петербург <…> для скорейшего оных людей и принадлежащего им сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги…». Вскоре Волков и его актеры играли свои спектакли в Петербурге перед императрицей и двором, а также Сухопутном шляхетском корпусе. В репертуар входили: трагедии А.П. Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор», а также «Гамлет».

В 1756 году был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр». Так началась история Императорских театров в России. Фёдор Волков был назначен «первым русским актёром», а директором театра стал Александр Сумароков (в 1761 году этот пост занял Волков).

Федор Волков был не только актером и переводчиком, но и автором нескольких пьес. Среди них «Суд Шемякин», «Всяк Еремей про себя разумей», «Увеселение московских жителей о масленице» и другие — все они, к сожалению, не сохранились до настоящего времени. Также Волков писал торжественные оды, одна из которых посвящалась Петру Великому, песни (сохранились «Ты проходишь мимо кельи, дорогая» о насильно постриженном в монахи и «Станем, братце, петь старую песню, как живали в первом веке люди» о минувшем Золотом веке). Кроме того, Волков занимался и оформлением своих постановок — как художественным, так и музыкальным. И сам он играл на разных музыкальных инструментах.

Загадочна роль Волкова в государственном перевороте, в результате которого на российский престол взошла императрица Екатерина Великая. Известен конфликт театрального деятеля с Петром III, который отказался от услуг Волкова в качестве композитора и постановщика опер в театре Ораниенбаума. Тогда Петр был еще Великим князем, но отношения, по-видимому, были испорчены навсегда. Когда Екатерина стала императрицей, Федору Волкову было позволено входить к ней в кабинет без доклада, что, безусловно, говорило об особенном расположении государыни к «первому русскому актеру».

Федор Волков проявил себя и как режиссер. В частности, именно он поставил организованный в 1763 году в Москве маскарад «Торжествующая Минерва» в честь коронации Екатерины II. Разумеется, образ был выбран неслучайно. Богиня мудрости и правосудия, покровительница наук, искусств и ремесел олицетворяла саму императрицу. В этой постановке Федор Волков воплотил свои мечты о золотом веке, в котором пороки искоренены, а культура переживает расцвет.

Однако эта работа стала для него последней. Маскарад продолжался 3 дня на сильном морозе. Принимавший в его проведении активное участие Федор Григорьевич Волков заболел и 4 апреля 1763 года скончался.

  1. Актеры
  2. София Лорен, настоящая фамилия Шиколоне, родилась 20 сентября 1934 года, в клиники Королевы Маргариты. Мать Софии — Ромильда Вилани, родом из рыбацкой деревушки Поццуоли, приехала в Рим, где стала встречаться с Рикардо Шиколоне. Когда Ромильда забеременела, то Рикардо отказался жиниться на…

  3. В городе ХартфорД, летом 12 мая 1907 года в богатой семье родилась Кэтрин Хепбер. Отец, Томас Норвэл Хепберн, был замечательным врачом, а мать, Кэтрин Марта Хоутон, богатой дочерью местного владельца стекольного завода. Богатые и успешные родители дали отличное образование своим детям.…

  4. Его полное имя - Карлос Луис де Фюнес де Галарза, знаменитый французский актер, родившийся 31 июля 1914 в аристократичной семье Леоноры и ювелира Карлоса, который происходил из испанских дворянин. С самого детства Луи обладал подвижностью и склонностью к дурачеству. Однажды, на…

  5. Одри Хепберн, британская актриса, родом из Брюсселя, где родилась 4 мая 1929 году в семье голландской баронессы Эллы ван Хеемстра и английского банкира Виктора Джона Хепберн-Растон, получившая имя Эдда Катлин Хепберн ван Хеемстра. У нее были двое старших сводных брата, сыновья…

  6. Американская актриса. Снималась в фильмах: "Кошка на раскаленной крыше", "Батерфильд, 8" (премия "Оскар"), "Клеопатра", "Кто боится Вирджинии Вульф?" (премия "Оскар"), "Укрощение строптивой" и др. Элизабет Тейлор родилась 27 февраля 1932 года в Хэмпстеде, в шикарном пригороде Лондона. Одна из легенд рассказывает,…

  7. Бриджит Бардо родилась 28 сентября 1934 года в богатой семье отставного военного. Вся семья Борда жила недалеко от Парижа, в предместье Нейи. Родители Бриджит, как настоящие парижские буржуа, дали своей дочери хорошее образование, в которое вошли занятия классическим танцем и углубленное…

  8. Английский актер. Снимался в фильмах: "Лев зимой", "Гамлет", "Человек-слон", "Чаринг-Кросс Роуд, 84", "Молчание ягнят", "Царство теней", "Никсон", "Амистад", "Остаток дня", "Ганнибал" и др. Филип Энтони Хопкинс появился на свет 31 декабря 1937 года в Маргеме - пригороде Порт-Толбота, Уэльс. Его родители,…

  9. Французский актер театра и кино. Роли в театре: Мишель ("Ужасные родители"), Нерон ("Британник"), Лир ("Король Лир") и др. Снимался в фильмах: "Вечное возвращение", "Красавица и чудовище", "Орфей", "Капитан Фракасс", "Граф Монте-Кристо", "Железная маска", "Горбун", "Фантомас" и др. Жан Виллен-Маре родился 11…

  10. Итальянский актер. Снимался в фильмах: "Белые ночи", "Сладкая жизнь", "8 1/2", "Развод по-итальянски", "Город женщин", "Джинджер и Фред", "Интервью", "Очи черные" и др. Удостоен премии Феликс за творчество (1988). Марчелло Мастроянни родился 28 сентября 1923 года в Фонтана Лири, провинции Фрозиноне.…

  11. Американский киноактер. Снимался в фильмах: "Трамвай "Желание", "Вива, Сапата!", "Дикарь", "В порту" (премия "Оскар"), "Погоня", "Кэнди", "Кеймада", "Крестный отец" (премия "Оскар"), "Последнее танго в Париже", "Супермен", "Апокалипсис сегодня", "Дон Жуан де Марко" и др. Марлон Брандо родился 3 апреля 1924 года…

  12. Американский актер. Снимался в фильмах: "Отныне и вовек", "Татуированная роза", "Сладкий запах успеха", "Элмер Гентри", "Нюрнбергский процесс", "Любитель птиц из Алькатраса", "Леопард", "Поезд", "Профессионалы", "Семейный портрет в интерьере", "Двадцатый век", "Атлантик-Сити", "Шкура" и др. Бертон Стивен Ланкастер, четвертый ребенок в семье…

  13. Шведская актриса. Снималась в фильмах: "Интермеццо", "Касабланка", "По ком звонит колокол", "Газовый свет" (премия "Оскар"), "Стромболи", "Анастасия" (премия "Оскар"), "Убийство в Восточном экспрессе" (премия "Оскар") и др. Среди театральных ролей: Жанна д′Арк, Гедда Габлер, Анна Кристи и др. Ингрид Бергман родилась…

  14. Немецкая актриса. Снималась в фильмах: трилогия "Сисси", "Кристина", "Боккаччо-70", "Процесс", "Людвиг", "Поезд", "Главное - любовь", "Старое ружье", "Сезар и Розали", "Женщина в окне", "Простая история", "Прямой репортаж о смерти" и др. Розмари Магдалена Альбах-Ретти (Шнайдер) родилась 23 сентября 1938 года в…

  15. Американская актриса. Снималась в фильмах: "Ниагара", "Джентльмены предпочитают блондинок", "Как выйти замуж за миллионера", "Остановка автобуса", "Принц и хористка", "Некоторые любят погорячее" ("В джазе только девушки"), "Неприкаянные" и др. Мерилин Монро родилась 1 июня 1926 года в Дженерал-госпитале Лос-Анджелеса. Настоящее имя…

  16. Американский актер. Снимался в фильмах: "Выпускник", "Полуночный ковбой", "Маленький большой человек", "Соломенные псы", "Ленни", "Марафонец", "Крамер против Крамера" (премия "Оскар"), "Тутси", "Человек дождя" (премия "Оскар"), "Американский баффало", "Сфера", "Отвлекающий маневр" и др. Дастин Хофман родился 8 августа 1937 года в Лос-Анджелесе.…

ВОЛКОВ ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ


«ВОЛКОВ ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ»

Русский актер и театральный деятель. Создатель первого постоянного русского театра. Играл в трагедиях А.П. Сумарокова.

Федор Григорьевич Волков родился 9(20) февраля 1729 года в Костроме в купеческой семье. После смерти отца малолетний Федя остался вместе с братьями на попечении своей матери. В 1735 году семья переселилась в Ярославль.

В одном из документов за подписью самого Волкова говорилось, что он "с 741 году по 748 год... находился в Москве в науках". Послал "в науки" 12-летнего юношу его отчим ярославский купец и заводчик Федор Васильевич Полушкин, женившийся на матери Волкова, молодой вдове Матрене Яковлевне, у которой, помимо старшего Федора, было еще четверо сыновей. Так как Полушкин владел серными и купоросными заводами, - обучался Волков, вероятнее всего, у какого-нибудь иностранца-промышленника. По свидетельству биографов, он "в совершенстве изучил в Москве немецкий язык" и говорил на нем "как природный немец".

В Москве популярностью пользовался постоянно действующий публичный городской театр "Немецкая комедия". Волков увлекся театральными представлениями, водил дружбу и знакомство с театральными любителями из приказных, семинаристов и "школьников, которые устраивали игрища". Один из первых биографов актера Н.И. Новиков особо отметил, что Волков "друзей имел немногих, но наилучших, и сам был друг совершенный, великодушный, бескорыстный и любящий вспомоществовать". Одним из таких "немногих" друзей, с которыми Волков познакомился в юности в Москве, стал "малороссийский грек" Николай Николаевич Мотонис, впоследствии уважаемый литератор и известный переводчик.

Тем временем Полушкин принял Федора и его братьев на правах товарищей в свои промышленные предприятия и обязался сверх содержания пасынков наградить их половиной прибыли от заводов и четвертой частью наследства после своей смерти.

В 1746 году Волков был отправлен отчимом в Санкт-Петербург. Там он поступил в немецкую торговую контору. Новиков писал: "Познакомясь с живописцами, музыкантами и другими художниками, бывшими тогда при Императорском Италиянском театре, не упустил он ни одной редкости, которую бы ни осмотрел и ни постарался бы узнать обстоятельно. Более всего прилепился он к театру, и по случаю знакомства, несколько раз видя представление Италиянской оперы, почувствовал желание сделать и у себя в Ярославле театр, дабы представлять на нем русские театральные сочинения".

Волков побывал также и на спектаклях в кадетском корпусе. Увидев трагедию Сумарокова "Синав и Трувор", он пришел в такое восхищение, что "не знал, где был: на земле или на небесах".

В 1748 году умер Полушкин. Волков получил в управление заводы. Он возвратился в Ярославль и, обретя теперь самостоятельность, а также средства, собрал вокруг себя театральных "охотников" из местной посадской молодежи.

Спектакли устраивались в амбаре с каменными сводами, в котором прежде складывались кожевенные товары. На первом представлении 29 июня 1750 года были разыграны две пьесы: драма "Эсфирь" и пастораль "Эвмон и Берфа", музыку к которой сочинил Волков.

Спектакли в кожевенном амбаре заинтересовали ярославцев. Волков нашел покровителей в среде высшего ярославского общества. Воевода Мусин-Пушкин и помещик Майков явились местными меценатами. Они уговорили многих ярославских купцов и дворян сделать пожертвования на устройство более удобного театра. Открытие его относят к началу 1751 года. Дана была опера Метастазио "Титово милосердие", переведенная с итальянского самим Волковым.

Ярославские жители увидели на подмостках также духовные драмы Димитрия Ростовского, некоторые пьесы типа "актов" и "российских комедий", а также совсем недавно напечатанные в Петербурге первые трагедии А.П. Сумарокова. Под руководством Волкова начали играть впоследствии знаменитые русские актеры И.А. Дмитревский, Я.Д. Шумский и другие.

Слухи об этом театре дошли до Петербурга. Императрица во что бы то ни стало захотела их увидеть до наступающего поста, поэтому-то в первые же дни нового, 1752 года курьер объехал всех сенаторов по домам, чтобы те подписали "Указ" об этом, не дожидаясь окончания праздников. И "сенатской роты порутик Дашков" помчался в Ярославль с императорским "Указом".

В этом важном документе говорилось: "...Императрица Елисавет Петровна самодержица всероссийская сего генваря 3 дня указать соизволила: ярославских купцов Федора Григорьева сына Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург... Для скорейшего оных людей и принадлежащего им платья сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги..."

В конце января - начале февраля 1752 года ярославцы во главе с Федором Волковым уже играли перед императрицей и двором комедию "О покаянии грешного человека" Димитрия Ростовского, трагедии Сумарокова "Хорев", "Синав и Трувор" и "Гамлет", причем сам драматург присутствовал среди зрителей.

Федор Волков был "довольно искусный музыкант на многих инструментах", играл на скрипке и клавикордах, а также пел "разные оперные арии", "итальянские арии". Эта музыкальность помогла ему быстро освоиться на профессиональной сцене, причем его сразу же причислили к штату придворных артистов, в так называемую "Итальянскую компанию", тогда как его "сотоварищей" по ярославской любительской труппе (вернее, лучших из них) Ивана Дмитревского и Алексея Попова отдали на обучение в Петербургский кадетский корпус (а остальных "с награждением" отпустили назад в Ярославль). В 1754 году братьев Федора и Григория Волковых тоже зачислили в корпус. Там они должны были обучаться наукам, иностранным языкам, гимнастике.

30 августа 1756 года был издан указ об учреждении государственного Русского "публичного театра" для представления трагедий и комедий; ему было предоставлено помещение в Петербурге на Васильевском острове. Директором театра назначен драматург А.П. Сумароков. Волков, занявший ведущее положение "первого русского актера", помогал Сумарокову в руководстве театром, а в 1761 году заменил его. Он много сделал для укрепления петербургской труппы.

Волков занимал в театре положение первого трагика. С огромным темпераментом он исполнял роли героев в трагедиях Сумарокова - Американца ("Прибежище добродетели"), Оскольда ("Семира"), а также, по-видимому, и роли Хорева ("Хорев"), Трувора ("Сикав и Трувор"), Ярополка ("Ярополк и Димиза"), Гамлета.

Новиков отмечал "природность" игры актера.

По его словам, Волков, зная "театральное искусство в высшей степени", в то же время отступал от эстетических канонов классицизма, не следовал правилам распространенной в то время торжественной декламации. Учитывая особенности игры Волкова, Сумароков писал для него роли, в которых находил блестящее применение неистовый темперамент Волкова и его героическая, вдохновенная манера произнесения стихов. Особенно показательна в этом отношении была роль Марса в "Новых лаврах" Сумарокова. По отзывам современников, с таким же мастерством Волков играл и в комедии.

"Он был значительнейший и лучший актер", - написал о Волкове Я. Штелин, единственный из всех историков театра и его биографов много раз видевший Федора Григорьевича на сцене. Причем Штелин отмечал, что "он играл одинаково сильно в трагедиях и комедиях"; собственный "его же характер был в страстях бешеный".

Д.И Фонвизин говорил, что Волков был "мужем глубокого разума, наполненного достоинствами, который имел большие знания и мог бы быть человеком государственным". Выдающийся ум Волкова отмечали Н.И. Новиков и Г.Р. Державин; В.Г. Белинский называл Волкова "движителем общественной жизни", "отцом русского театра" и ставил его имя рядом с именем М.В. Ломоносова.

"Жития он был трезвого, - пишет Новиков, - и добродетели строгой". Федор Григорьевич всего себя отдавал театру и не завел семьи. "Театральное искусство знал он в высшей степени; при сем был изрядный стихотворец, хороший живописец, довольно искусный музыкант... посредственный скульптор", - вспоминали современники. Его работе приписывают мраморный бюст Петра Великого и картину, написанную масляными красками, на которой он изобразил себя и братьев в сцене из трагедии. Оба произведения, правда, утрачены. Волковым сделаны резные царские врата в Николо-Надеинской церкви в Ярославле и рисунок, по которому устроен иконостас в той же церкви.

Старинная хроника русского театра приписывает Волкову больше 15 различных пьес на бытовые темы. В его комедиях "Суд Шемякин", "Всякий Еремей про себя разумей" и "Увеселение московских жителей о масленице" - действующими лицами являются Шемяка, секретарь суда, купцы, офицеры, слуги, мещане-разночинцы. Из переводных пьес хроника приводит "Магомета" Вольтера, "Эсфирь" Расина и несколько других пьес с итальянского, французского и немецкого языков.

В 1759 году Волков был отправлен в Москву, чтобы "придать существовавшему там театру более правильное устройство". Для возрождения московского театра он выписал несколько актеров из Санкт-Петербурга.

Человек передовых воззрений, Волков играл видную роль в общественной жизни своего времени. Он примыкал к дворянской оппозиции и принимал участие в свержении Петра III.

В своих записках А.М. Тургенев отмечал: "При Екатерине первый секретный, немногим известный, деловой человек был актер Федор Волков, может быть, первый основатель всего величия императрицы. Он во время переворота при восшествии ее на трон действовал умом; прочие, как-то: главные Орловы, кн. Барятинский, Теплов - действовали физическою силою, в случае необходимости и горлом, привлекая других в общий заговор. Екатерина, воцарившись, предложила Федору Григорьевичу Волкову быть кабинет-министром ее, возлагала на него орден Св. Андрея Первозванного. Волков от всего отказался... По восшествии ее на трон, жил недолго; всегда имел доступ в кабинет к государыне без доклада..."

28 июня 1762 года взмыленные лошади домчали из Петергофа в слободу Измайловского полка карету с великой княгиней Екатериной Алексеевной, которой тут же на плацу полк присягнул на верность как новоявленной императрице Екатерине II. Однако потом ходили слухи, что "второпях забыли об одном: об изготовлении манифеста для прочтения перед присягой. Не знали, что и делать. При таком замешательстве кто-то в числе присутствующих, одетый в синий сюртук, выходит из толпы и предлагает окружающим царицу помочь этому делу и произнести манифест. Соглашаются. Он вынимает из кармана белый лист бумаги и, словно по писанному, читает экспромтом манифест, точно заранее изготовленный. Императрица и все официальные слушатели в восхищении от этого чтения. Под синим сюртуком был Волков..." - эти строки записал со слов А.А. Нарышкина П.А. Вяземский в своей "Старой записной книжке".

В Грамоте о пожаловании братьям Федору и Григорию Волковым дворянского достоинства, в частности, говорилось: "...При благополучном же Нашем на всероссийский Императорский престол вступлении, как вышеупомянутый покойный брат его Федор Григорьев сын Волков особливо, так при нем и он, Григорий, купеческими верными сынами Российскими отличные услуги и верность Особе Нашей оказали, за которые их Нам вернорадетельные услуги, усердие и верность Мы оных Федора и Григорья Волковых в прошлом 1762 году августа 3 дня дворянским достоинством Нашей Всероссийской Империи всемилостивейше пожаловали".

Один из историков дворцового переворота 1762 года Г. Гельбиг, описывая, как сложились судьбы главных его участников, достигших возвышения, о Федоре Григорьевиче отметил следующее. "...актер Волков остался в своей сфере". Знаменитый Д.И. Фонвизин обронил, что Волков "...мог бы быть человеком государственным". Однако он устоял от соблазна такой головокружительной карьеры и вернулся на сцену.

Новиков подчеркивал, что по "учреждении" русского театра Волков показал свои дарования во всем блеске, все увидели в нем великого актера, и слава его была засвидетельствована иностранцами. Подтверждением этого служит его последнее творение - "Торжествующая Минерва", в котором проявились многочисленные таланты Волкова.

Устраивался сей грандиозный театрализованный праздник во время коронационных торжеств по случаю восшествия на престол Екатерины II. Происходил он на масляной неделе в Москве, когда по старой русской традиции развлекали народ ряженые. Был заявлен большой маскарад, названный "Торжествующая Минерва". Волков ввел элементы народных скоморошьих игрищ. Стихи Сумарокова "Хор ко привратному свету" Волков положил на мотив народной песни.

Во время этого яркого, радостного театрализованного праздника Федор Григорьевич Волков простудился, получил "лютую горячку" и 4(15) апреля 1763 года скончался "к великому и общему всех сожалению", порадовав зрителей страстной игрой в последний раз 29 января в своей лучшей роли Оскольда в трагедии Сумарокова "Семира".

Федор Григорьевич Волков был похоронен на кладбище Андроньева монастыря. Однако во время нашествия французов, в 1812 году, монастырь подвергся опустошению, и следы могилы великого актера затерялись...

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

Российский государственный академический театр драмы имени Фёдора Волкова

Волков Федор Григорьевич

(1729-1763)

Русский актер, режиссер, театральный деятель, создатель первого русского театра .

ПЕРВЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ОПЫТЫ

Ф.Г.Волков родился 9 февраля 1729 в Костроме в купеческой семье. После смерти отца переехал в Ярославль, где воспитывался отчимом – ярославским купцом и промышленником. Ярославцам были знакомы разные виды театральных представлений. Волков с детства видел народные игрища, любительские спектакли и представления школьных драм. Он отличался разнообразными талантами, но главной его страстью был театр. Юность совпала с расцветом театрального любительства, уже приближавшегося по своим формам к профессиональному театру.

В 1741–1748 Волков обучался в Москве. Время учебы совпало с восхождением на престол дочери Петра I, Елизаветы Петровны, которая немало способствовала развитию культуры. Императрица любила маскарады, зрелища, театральные представления. В Москве Волков прошел свои первые театральные «университеты». Он играл на святках в духовных драмах и переводных комедиях. Познакомился с итальянским оперно-балетным театром, дававшим представления в дни коронационных торжеств. Это знакомство было продолжено в Петербурге, в 1746, когда Волков не только подробнее рассмотрел театральную архитектуру и сценические механизмы, но и сделал ко всему чертежи, рисунки и модели, изучил характер декорационного искусства и техники, – все, что определяло тип театрального здания и сценического оформления в европейском театре 18 в.

«ОТЕЦ РУССКОГО ТЕАТРА»

К созданию собственного театра Волков подошел, имея большой запас театральных знаний, включая знакомство с трагедиями А.П.Сумарокова . Первые представления театра, организованного им в Ярославле, относятся приблизительно в 1750. Возглавив труппу любителей-разночинцев, он создал театр, отвечавший потребностям публики. Это был решительный шаг на пути превращения театра любительского в общедоступный профессиональный театр. Открылся театр Волкова представлением трагедии Сумарокова Хорев и комедии Мольера Лекарь поневоле . Репертуар театра был обширен и сложен. Это и школьная драма Димитрия Ростовского, и пьесы-инсценировки, и трагедии Сумарокова.

Становление русского национального театра стремительно набирало силу. Необходимость создания театра на государственном уровне диктовалось многими причинами, и прежде всего тем, что Российская империя нуждалась в поднятии собственного престижа, как просвещенного европейского государства. Поэтому, когда в 1851 известие о Ярославском театре доходит до Петербурга, выходит высочайший указ, требующий доставить братьев Волковых с их труппой в Санкт-Петербург. В конце января 1852 ярославцы, прибыв в Царское Село, сыграли несколько пьес: Хорев , Синав и Трувор , Гамлет Сумарокова и Комедия о покаянии грешного человека Ростовского. Игра волковской труппы отличалась природной талантливостью исполнения. Наиболее одаренные актеры Ярославского театра, в том числе и Волков, были отданы на обучение в шляхетный корпус, где их учили искусству исполнения трагедий. 30 августа 1756 Императрица Елизаветы издала приказ об учреждении «русского для представления трагедии и комедии театра». В отличие от придворных театров, предназначенных для узкого круга аристократического зрителя, «Российский театр» был общедоступным и давал платные представления для широких слоев городской публики. Основной репертуар театра состоял из русских драматических произведений, преимущественно пьес Сумарокова. Ядро труппы составили профессиональные актеры из числа ярославских комедиантов: Ф.Г.Волков, И.А.Дмитревский, Я.Д.Шумский и др.

1756–1762 – расцвет творчества Ф.Волкова. Актер принимал участие и в политической жизни России. Он был одним из инициаторов заговора с целью свержения Петра III. За многие заслуги перед императрицей был возведен в дворянское сословие. Однако, от предложенной Екатериной II должности кабинет-министра и ордена святого Андрея Первозванного, отказался. Выдающийся общественный деятель второй половины 18 в. писатель Н.И.Новиков писал: «Сей муж был великого и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и прилежным чтением наилучших книг».

Ярославский драматический театр имени Ф.Г. Волкова

Здание ярославского театра расположено в центре города. Театр имеет давнюю историю. Начало ей положил первый русский актер Федор Григорьевич Волков. Он родился в 1729 году в городе Костроме. Вскоре семья переехала в Ярославль. Это была богатая купеческая семья. Волков получил хорошее домашнее образование. Многое в его биографии неизвестно. Так, например, можно только гадать, кто или что подтолкнули его к актерской профессии. В двадцать лет Федор отказался от крупного наследства и полностью посвятил себя спектаклям.
Предполагают, что первые спектакли ставились в большом амбаре. В городе существовала своя культурная среда, поэтому постановки пользовались популярностью. Считается, что с 1750 года театр стал публичным, его деятельность переместилась в здание на берегу Волги.
Слухи о ярославских спектаклях достигли Санкт-Петербурга. Волкова с труппой вызвали в столицу. Там назрела необходимость в создании специального профессионального театра. В 1756 году Волков возглавил первую российскую театральную труппу. Жизнь Волкова оказалась короткой. В 1763 году актер заболел и умер.
В начале XIX века театральные постановки в Ярославле стали регулярными. Нашлись люди, которые поддерживали театр деньгами. В это время спектакли осуществлялись в каменном доме купца Сорокина. Дом был специально перестроен. В зале имелись ложи, кресла, партер, галерея. Печатались афиши. Этот дом не сохранился. Труппу возглавлял ярославский помещик князь Урусов.
В 1818 году к городским властям обратился талантливый ярославский архитектор П.Я.Паньков с ходатайством о постройке нового здания театра. Власти поддержали Панькова, отвели место под строительство. Новый театр был открыт в 1819 году. Он полностью принадлежал Панькову. Здание было деревянным, на каменном фундаменте. Это сооружение не сохранилось.
Через двадцать лет театр обветшал, стал тесен. Здание купил купец М.Я. Алексеев. Он снес старое сооружение, а на его месте поставил новый каменный театр в 1841 году. Театр имел 74 кресла, около 80 мест за ними, два яруса лож и галерею. Это здание стало одним из лучших и вместительных театров в России.
Во второй половине XIX века театральная жизнь в Ярославле протекала оживленно. Местные постановки определялись антерпризой В.А. Смирнова. Он обладал деловой хваткой, но обветшавшее здание театра перестроить ему оказалось не под силу. Театр приобрела Городская Дума. В 1881 году театр перестроили, значительно расширив. Теперь оно вмещало до 600 зрителей. Это сооружение известно по фотографиям. К началу XX века потребовалось более вместительное здание театра. Старое уже вновь разрушилось и требовало ремонта. Решено было построить новый театр на месте старого.
На постройку нового театра был объявлен конкурс, проведенный Московским архитектурным обществом. Конкурс возглавлял известный архитектор Ф.Шехтель. Выиграл конкурс молодой архитектор Н.А. Спирин. Его проект назывался "Фигуры, танцующие в круге".
Николай Александрович Спирин (1882-1938) окончил Училище живописи, ваяния и зодчества. По диплому он значился художником архитектуры с предоставлением звания Потомственного Почетного Гражданина с правом производить постройки. Спирин возглавлял авторский надзор и руководство строительством. Чертежи театра хранятся в Государственном архиве Ярославской области. Они включают в себя: план общей местности, фасад с площади, фасад со стороны улицы, разрезы, план полуподвала, план партера, план бельэтажа, планы электрического освещения. Фундамент здания основан на бутовой кладке с частичным использованием старого кирпича. Стены сложены из кирпича на основе романского цемента. Сооружение перекрыто клепаными фермами.
Оформление интерьеров было простым и скромным - это оговаривалось условиями конкурса. Парадные двери были бетонными, выложенными мраморными плитками (не сохранились). Парадная лестница также утраивалась из мрамора. Барьеры лож и балконов украшались красным деревом. Некоторые полы были выстланы цветными плитками. Интерьер в авторском варианте не сохранился. При фойе театра существовала бильярдная, украшенная большим зеркалом.
Театр вмещал до тысячи зрителей. Для провинциального города это было вместительное и практично устроенное помещение. Общий стиль сооружения классицистический, с элементами модерна. Из украшений интерьера сохранились живописные на холсте фризы зрительного зала. Фризы написаны художником Н.Верхотуровым в сотрудничестве с женой В.Сакен. Тема фризов - древнегреческие мистерии. Верхотуров закончил Академию Художеств, но художник он малоизвестный.
Театр торжественно открылся в 1911 году. Ему присвоили имя Ф.Г. Волкова. Его он носит и теперь. По решению Городской Думы в театре была установлена мемориальная доска с надписью: "В царствование государя императора Николая II при губернаторе графе Д.П. Татищеве, городском голове П.П. Щапове, сооружен на средства городского общества сей театр имени Ф.Г. Волкова, начатый постройкой 9 сентября 1909 года и оконченный 15 сентября 1911 года по проекту и под руководством художника архитектуры Н.А. Спирина".
В последующие годы театр неоднократно ремонтировался. Когда здание пришло в упадок, решено было его реконструировать. В 1964 году здание основательно перестроили, расширили и сделали выше. Изменился интерьер. Внешний облик пострадал мало. Украшения фасадов - скульптурные фризы по рисункам Спирина, - сохранились полностью.
Здание театра по сей день является украшением города.

Федор Григорьевич Волков (1729-1763) - универсальный деятель культуры: создатель русского театра, актер, литератор. Он прожил всего 34 года, но таланты его были многогранны. Его энергия, ум, личные способности пошли на организацию русской сцены в провинции, а затем в столице. Его изобразил один из лучших живописцев того времени, А. Лосенко. Художнику удалось портретное сходство.

Григорьевич, фотография портрета которого здесь представлена, спокойно и ясно смотрит на зрителя. Раскрыты духовные богатства этого незаурядного человека: достоинство, живой интеллект, активность.

Раннее взросление

В семье костромского купца Григория Волкова и его жены Матрены Яковлевны родилось пять сыновей. Старшего назвали Федором. Ему было всего 7 лет, когда отец скончался, и мать вторично вышла замуж за энергичного, предприимчивого и немолодого ярославского купца Ф. В. Полушкина. Он основал заводы и искал себе компаньонов. И помощниками он сделал всех своих пасынков. В это время Федору было 14 лет. Чтобы управлять заводами, Федору не хватало полученного в Ярославле образования, и отчим послал его в Москву. Так, в купеческих трудах Федор Григорьевич Волков, биография которого шла, казалось бы, очень определенно, приехал на учебу в древнюю столицу.

В Москве

Всего три года проучился Волков в Заиконоспасской академии, обнаружив при этом природные способности и таланты. За это время он только изучил основы базовых предметов, а кроме того, серьезно занимался музыкой: играл на гуслях и скрипке, пел по нотам.

Возвращение домой

Вернувшись в Ярославль, Волков Федор Григорьевич продолжает учебу у пастора, который сопровождал Э. И. Бирона в ссылке, и в совершенстве овладевает немецким языком. В это же время он сам учится рисовать и чертить, что впоследствии ему очень пригодится. Но отчим, подержав Федора пару лет дома, отправляет его в Петербург учиться современным приемам коммерции.

Знакомство с театром

Поступив в немецкую торговую компанию и серьезно занявшись делами, Волков Федор Григорьевич случайно попадает на спектакль итальянской оперы. Это было пышное зрелище с великолепными декорациями, которые часто заменялись при помощи машин. Потом Федор Григорьевич не раз ходил в театр и все тщательно зарисовывал. Но актерская игра была слабой. Тогда, чтобы ее постичь, он приходит в частный немецкий театр, который приехал в Петербург. Там смотрит драмы и комедии и знакомится с ведущими актерами, быстро вникая в театральную игру. Так проходит около двух лет.

Возвращение в Ярославль

Когда скончался его отчим, то Волков Федор Григорьевич возглавил работу заводов и торговлю. Ему приходилось вести судебные тяжбы и дела, по которым он бывал в Петербурге. Там он посетил спектакль Шляхетского корпуса. Давали драму Сумарокова на русском языке. И у него появилась мысль завести театр в Ярославле. Вместе с братьями и друзьями у себя дома он начинает репетиции, присматривая место, где можно дать спектакль. Для начала это просто каменный амбар его отчима. Но представление прошло успешно, и Волков начинает собирать деньги по подписке на строительство театра. Ему идут навстречу. И уже в следующем году он строит деревянное здание первого публичного театра. Волков оказывается един во многих лицах. Он и директор, и постановщик, и живописец, и актер. Все успевает охватить этот самобытный талант молодого 22-летнего юноши, которым был Федор Григорьевич Волков. Театр успешно работает больше года. Но в провинцию присылают из Петербурга инспектора, который, чтобы скрасить время, посещает представления театра. Он-то и докладывает императрице о том славном заведении, которое имеется в Ярославле. Волкова вместе с труппой императрица Елизавета Петровна вызывает в Петербург.

На новом месте

Елизавета Петровна любила маскарады, и новая затея пришлась ей по душе. Она и прежде, можно сказать, пламенно любила оперу и балет, но постоянной российской труппы в столице не было, а раз в Ярославле театр работает больше года, то с ним надо познакомиться. И спустя месяц зимой в Северную Пальмиру прибыло 12 человек. В конце марта 1752 года перед императрицей и ее приближенными Волков со своими актерами дал представление. приказала научить актеров рисованию, языкам, танцам, музыке в привилегированном И они учатся только на отлично. Через два года все решают, что они уже достаточно подготовлены. В 1756 году выходит указ императрицы о создании Русского театра.

Публичный театр

Театр очень плохо материально поддерживался властью. Все зависело от энтузиазма директора А. Сумарокова и актера Ф. Волкова. Кроме того, и это было очень важно для того времени, - в состав ввели женщин. Прежде все женские роли исполняли юноши. Своего здания Русский театр не имел и кочевал из одного помещения в другое, и жалование директору и актерам не выплачивалось месяцами.

Такое положение могут вынести только истинные любители драматического искусства. Кроме того, на их спектакли допускались только дворяне, предпочитавшие итальянские оперы и французские балеты и с презрением смотревшие на русских актеров. Публика ездила на представления не по собственной охоте, а по принуждению императрицы. Порядка в зрительном зале не было. Поэтому он охранялся нарядами полиции. В таких условиях начинал работать Русский театр.

Судьба и маскарад

В 1761 году директором стал Ф. Волков. Он остался по-прежнему актером, писал пьесы для своего детища, отказался от высоких придворных чинов и орденов и занимался только тем, к чему влекло его душу. В 1762 году после восхождения на престол Екатерины II он имел право входить к ней без доклада. Именно Волкову было доверено в честь коронации государыни в Москве устроить большой многодневный маскарад невиданной пышности. Волков с большим энтузиазмом принялся за его организацию. Работа на улице, для народа - высшая мечта творца.

Три дня продолжалось это уличное представление, народ высыпал на улицы и занимал места на крышах. Это было великолепно, богато и поучительно. И Волков все три зимних дня провел на улице, на ветру, везде присматривая и все успевая. Однако после окончания маскарада он почувствовал утомление и недомогание, а потом слег и уже не встал. 4 апреля 1763 года окончил свой земной путь Федор Григорьевич Волков. Краткая биография гениального человека, который создал российский театр, рассмотрена в данной статье.

Удивительно и по-русски нелогично место и среда, откуда явился основатель первого русского театра: случилось так, что не в столицах, а в провинциальном городе сын купца смог организовать профессиональный театр, привлечь консервативных зрителей и меценатов, а после поразить выступлением саму императрицу. Сколько же сил и таланта, способностей к образованию и самосовершенствованию, жизненной стойкости было отмерено Федору Волкову судьбой, которую без остатка посвятил он стремлению к сцене?

Будущий основатель первого русского профессионального театра родился в Костроме, детство и юность провел в Ярославле. Его отчим, богатый и предприимчивый купец Полушкин, видел в юноше своего приемника и помощника, а потому старался дать основательное образование. Федор три года учился в Заиконно-Спасской Академии, а по возвращении стал помогать отчиму в торговых и заводских делах. Все он выполнял с усердием и вниманием, но ум и душу его занимало иное – его манили подмостки театра. В душе теплилась искра, зажженная то ли впечатлением от комедии, виденной на городской ярмарке, то ли участием в ученических спектаклях в Академии. Через три года по торговым делам и для обучения коммерческому ремеслу Федор был отправлен в Петербург, где молодому человеку удалось увидеть итальянскую оперу. Здесь он будто бы очутился на небесах, искорка страсти к искусству вспыхнула мыслью создать свой театр. Посещения спектаклей в придворном театре и кадетском корпусе стали для Волкова «университетами», где он познавал искусство сцены.

Вскоре после возвращения Федора в Ярославль, его отчим умер, оставив пасынкам управление заводами. Но стремление к сцене заставляло Волкова забывать о торговых делах – не потехи ради задумывал он театр, а хотел достичь сути искусства, чтобы сценическое действо рождало в зрителе трепетные чувства и мысли, делало его добрее, смягчало душу.

Сначала он и братья разыгрывали пьесы в своей комнате, а потом они вместе с несколькими молодыми ярославцами устроили театральные подмостки в кожевенном амбаре, соорудили места для зрителей. Федор был вдохновителем и руководителем дела, а также автором музыки и декораций, режиссером, актером и машинистом сцены.

В июне 1750 года было дано первое публичное представление. Играли драму «Эсфирь», переведенную Федором с немецкого. Присутствующие были поражены правдивой игрой актеров, которая «проникала в душу», организацией спектакля, двигающимися декорациями.

Невиданная забава заинтересовала ярославцев, среди купцов и дворян нашлись меценаты, пожертвовавшие средства на устройство более удобного театра. Присоединив к этим деньгам часть своего состояния, Ф. Волков устроил театр в деревянном доме, вмещавший тысячу зрителей, завел билетное хозяйство. Репертуар театра составляли переводные пьесы и оперы, трагедии , бытовые комедии, написанные Федором. Давняя греза стала реальностью – храм Мельпомены процветал на ярославской земле.

Молва о провинциальном театре, организованном купцом Ф.Волковым, достигла ушей императрицы Елизаветы Петровны, и ее велению , где они сыграли перед высочайшими очами трагедию «Хорев». Государыня была очень довольна и повелела оставить актеров при дворе, выдавать жалование и отдать для обучения наукам в кадетский корпус. Вскоре был учрежден русский придворный театр, в труппу которого вошли ярославцы и певчие кадетского корпуса, основное руководство было отдано Сумарокову, а Волков стал главным актером и душой театра. Первый русский профессиональный театр, созданный волковским гением в провинции, развивался теперь под государственным покровительством.

Так театр Федора Волкова воплотил мысль о публичном театре и стал первым общедоступным русским профессиональным театром, в отличие от частных дворянских и школьных театров. Русская сцена получила первых профессиональных актеров, которые силой своего таланта и священным отношением к искусству снискали уважение современников к сценической деятельности. По сей день русская драматургия стремится к естественности и правдивости актерской игры, трогает сердца, волнует мысли, опираясь на традицию, заложенную Волковым.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь