Замятин пещера анализ произведения. Метафоры к образу Мартин Мартиныча

Ледники, мамонты, пустыни. Ночные, черные, чем-то похожие на дома, скалы; в скалах пещеры. И неизвестно, кто трубит ночью на каменной тропинке между скал и, вынюхивая тропинку, раздувает белую снежную пыль; может, серохоботый мамонт; может быть, ветер; а может быть - ветер и есть ледяной рев какого-то мамонтейшего мамонта. Одно ясно: зима. И надо покрепче стиснуть зубы, чтобы не стучали; и надо щепать дерево каменным топором; и надо всякую ночь переносить свой костер из пещеры в пещеру, все глубже; и надо все больше навертывать на себя косматых звериных шкур…

Между скал, где века назад был Петербург, ночами бродил серохоботый мамонт. И, завернутые в шкуры, в пальто, в одеяла, в лохмотья, - пещерные люди отступали из пещеры в пещеру. На покров Мартин Мартиныч и Маша заколотили кабинет; на Казанскую выбрались из столовой и забились в спальне. Дальше отступать было некуда; тут надо было выдержать осаду - или умереть.

В пещерной петербургской спальне было так же, как недавно в Ноевом ковчеге: потопно перепутанные чистые и нечистые твари. Красного дерева письменный стол; книги; каменновековые, гончарного вида лепешки; Скрябин опус 74; утюг; пять любовно, добела вымытых картошек; никелированные решетки кроватей; топор; шифоньер; дрова. И в центре всей этой вселенной - бог, коротконогий, ржаво-рыжий, приземистый, жадный пещерный бог: чугунная печка.

Бог могуче гудел. В темной пещере - великое огненное чудо. Люди - Мартин Мартиныч и Маша - благоговейно, молча, благодарно простирали к нему руки. На один час - в пещере весна; на один час - скидывались звериные шкуры, когти, клыки, и сквозь обледеневшую мозговую корку пробивались зеленые стебельки - мысли.

Март, а ты забыл, что ведь завтра… Ну, уж я вижу: забыл!

В октябре, когда листья уже пожолкли, пожухли, сникли, - бывают синеглазые дни; запрокинуть голову в такой день, чтобы не видеть земли, - и можно поверить: еще радость, еще лето. Так и с Машей: если вот закрыть глаза и только слушать ее - можно поверить, что она прежняя, и сейчас засмеется, встанет с постели, обнимет, и час тому назад ножом по стеклу - это не ее голос, совсем не она…

Ай, Март, Март! Как всё… Раньше ты не забывал. Двадцать девятое: Марии, мой праздник…

Чугунный бог еще гудел. Света, как всегда, не было: будет только в десять. Колыхались лохматые, темные своды пещеры. Мартин Мартиныч - на корточках, узлом - туже! еще туже! - запрокинув голову, все еще смотрит в октябрьское небо, чтобы не увидеть пожолклые, сникшие губы. А Маша:

Понимаешь, Март, - если бы завтра затопить с самого утра, чтобы весь день было как сейчас! А? Ну, сколько у нас? Ну с полсажени еще есть в кабинете?

До полярного кабинета Маша давным-давно не могла добраться и не знала, что там уже… Туже узел, еще туже!

Полсажени? Больше! Я думаю, там…

Вдруг - свет: ровно десять. И, не кончив, зажмурился Мартин Мартиныч, отвернулся: при свете - труднее, чем в темноте. И при свете ясно видно: лицо у него скомканное, глиняное (теперь у многих глиняные лица: назад - к Адаму). А Маша:

И знаешь, Март, я бы попробовала - может, я встану… если ты затопишь с утра.

Ну, Маша, конечно же… Такой день… Ну, конечно - с утра.

Пещерный бог затихал, съеживался, затих, чуть потрескивает. Слышно: внизу, у Обертышевых, каменным топором щепают коряги от барки - каменным топором колют Мартина Мартиныча на куски. Кусок Мартина Мартиныча глиняно улыбался Маше и молол на кофейной мельнице сушеную картофельную шелуху для лепешек - и кусок Мартина Мартиныча, как с воли залетевшая в комнату птица, бестолково, слепо тукался в потолок, в стекла, в стены: «Где бы дров - где бы дров - где бы дров».

Мартин Мартиныч надел пальто, сверху подпоясался кожаным поясом (у пещерных людей миф, что от этого теплее), в углу у шифоньера громыхнул ведром.

Ты куда, Март?

Я сейчас. За водой вниз.

На темной, обледенелой от водяных сплесков лестнице постоял Мартин Мартиныч, покачался, вздохнул и, кандально позвякивая ведеркой, спустился вниз, к Обертышевым: у них еще шла вода. Дверь открыл сам Обертышев, в перетянутом веревкой пальто, давно не бритый, лицо - заросший каким-то рыжим, насквозь пропыленным бурьяном пустырь. Сквозь бурьян - желтые каменные зубы, и между камней - мгновенный ящеричный хвостик - улыбка.

А, Мартин Мартиныч! Что, за водичкой? Пожалуйте, пожалуйте, пожалуйте.

В узенькой клетке между наружной и внутренней дверью с ведром не повернуться - в клетке обертышевские дрова. Глиняный Мартин Мартиныч боком больно стукался о дрова - в глине глубокая вмятина. И еще глубже: в темном коридоре об угол комода.

Через столовую. В столовой - обертышевская самка и трое обертышат; самка торопливо спрятала под салфеткой миску: пришел человек из другой пещеры - и бог знает, вдруг кинется, схватит.

В кухне, отвернув кран, каменнозубо улыбался Обертышев:

Ну что же: как жена? Как жена? Как жена?

Да что, Алексей Иваныч, все то же. Плохо. И вот завтра - именины, а у меня топить нечем.

А вы, Мартин Мартиныч, стульчиками, шкафчиками… Книги тоже: книги отлично горят, отлично, отлично…

Да ведь вы же знаете: там вся мебель, все - чужое, один только рояль…

Так, так, так… Прискорбно, прискорбно!

Слышно в кухне: вспархивает, шуршит крыльями залетевшая птица, вправо, влево - и вдруг отчаянно, с маху в стену всей грудью:

Алексей Иваныч, я хотел… Алексей Иваныч, нельзя ли у вас хоть пять-шесть полен…

Желтые каменные зубы сквозь бурьян, желтые зубы - из глаз, весь Обертышев обрастал зубами, все длиннее зубы.

Что вы, Мартин Мартиныч, что вы, что вы! У нас у самих… Сами знаете, как теперь все, сами знаете, сами знаете…

Туже узел! Туже - еще туже! Закрутил себя Мартин Мартиныч, поднял ведро - и через кухню, через темный коридор, через столовую. На пороге столовой Обертышев сунул мгновенную, ящерично-юркую руку:

Ну, всего… Только дверь, Мартин Мартиныч, не забудьте прихлопнуть, не забудьте. Обе двери, обе, обе - не натопишься!

На темной обледенелой площадке Мартин Мартиныч поставил ведро, обернулся, плотно прихлопнул первую дверь. Прислушался, услыхал только сухую костяную дрожь в себе и свое трясущееся - пунктирное, точечками - дыхание. В узенькой клетке между двух дверей протянул руку, нащупал - полено, и еще, и еще… Нет! Скорей выпихнул себя на площадку, притворил дверь. Теперь надо только прихлопнуть поплотнее, чтобы щелкнул замок…

И вот - нет силы. Нет силы прихлопнуть Машино завтра. И на черте, отмеченной чуть приметным пунктирным дыханием, схватились насмерть два Мартин Мартиныча: тот, давний, со Скрябиным, какой знал: нельзя - и новый, пещерный, какой знал: нужно. Пещерный, скрипя зубами, подмял, придушил - и Мартин Мартиныч, ломая ногти, открыл дверь, запустил руку в дрова… полено, четвертое, пятое, под пальто, за пояс, в ведро - хлопнул дверью и вверх - огромными, звериными скачками. Посередине лестницы, на какой-то обледенелой ступеньке - вдруг пристыл, вжался в стену: внизу снова щелкнула дверь - и пропыленный обертышевский голос:

Кто там? Кто там? Кто там?

Это я, Алексей Иваныч. Я… я дверь забыл… Я хотел… Я вернулся - дверь поплотнее…

Вы? Гм… Как же это вы так? Надо аккуратнее, надо аккуратнее. Теперь все крадут, сами знаете, сами знаете. Как же это вы так?

Двадцать девятое. С утра - низкое, дырявое, ватное небо, и сквозь дыры несет льдом. Но пещерный бог набил брюхо с самого утра, милостиво загудел - и пусть там дыры, пусть обросший зубами Обертышев считает поленья - пусть, все равно: только бы сегодня; «завтра» - непонятно в пещере; только через века будут знать «завтра», «послезавтра».

Маша встала и, покачиваясь от невидимого ветра, причесалась по-старому: на уши, посередине пробор. И это было - как последний, болтающийся на голом дереве, жухлый лист. Из среднего ящика письменного стола Мартин Мартиныч вытащил бумаги, письма, термометр, какой-то синий флакончик (торопливо сунул его обратно - чтобы не видела Маша) - и, наконец, из самого дальнего угла черную лакированную коробочку: там, на дне, был еще настоящий - да, да, самый настоящий чай! Пили настоящий чай. Мартин Мартиныч, запрокинув голову, слушал такой похожий на прежний голос:

Март, а помнишь: моя синенькая комната, и пианино в чехле, и на пианино - деревянный конек - пепельница, и я играла, а ты подошел сзади…

Да, в тот вечер была сотворена вселенная, и удивительная, мудрая морда луны, и соловьиная трель звонков в коридоре.

А помнишь, Март: открыто окно, зеленое небо - и снизу, из другого мира - шарманщик?

Шарманщик, чудесный шарманщик - где ты?

А на набережной… Помнишь? Ветки еще голые, вода румяная, и мимо плывет последняя синяя льдина, похожая на гроб. И только смешно от гроба, потому что ведь мы - никогда не умрем. Помнишь?

Внизу начали колоть каменным топором. Вдруг перестали, какая-то беготня, крик. И, расколотый надвое, Мартин Мартиныч одной половиной видел бессмертного шарманщика, бессмертного деревянного конька, бессмертную льдину, а другой - пунктирно дыша - пересчитывал вместе с Обертышевым поленья дров. Вот уж Обертышев сосчитал, вот надевает пальто, весь обросший зубами, - свирепо хлопает дверью, и…

Погоди, Маша, кажется - у нас стучат.

Нет. Никого. Пока еще никого. Еще можно дышать, еще можно запрокинуть голову, слушать голос - такой похожий на тот, прежний.

Сумерки. Двадцать девятое октября состарилось. Пристальные, мутные, старушечьи глаза - и все ежится, сморщивается, горбится под пристальным взглядом. Оседает сводами потолок, приплюснулись кресла, письменный стол, Мартин Мартиныч, кровати, и на кровати - совсем плоская, бумажная Маша.

В сумерках пришел Селихов, домовый председатель. Когда-то он был шестипудовый - теперь уже вытек наполовину, болтался в пиджачной скорлупе, как орех в погремушке. Но еще по-старому погромыхивал смехом.

Ну-с, Мартин Мартиныч, во-первых-во-вторых, супругу вашу - с тезоименитством. Как же, как же! Мне Обертышев говорил…

Мартина Мартиныча выстрелило из кресла, понесся, заторопился - говорить, что-нибудь говорить…

Чаю… я сейчас - я сию минуту… У нас сегодня - настоящий. Понимаете: настоящий! Я его только что…

Чаю? Я, знаете ли, предпочел бы шампанского. Нету? Да что вы! Гра-гра-гра! А мы, знаете, с приятелем третьего дня из гофманских гнали спирт. Потеха! Налакался… «Я, - говорит, - Зиновьев: на колени!» Потеха! А оттуда домой иду - на Марсовом поле навстречу мне человек в одном жилете, ей-богу! «Что это вы?» - говорю. «Да ничего, - говорит… - Вот раздели сейчас, домой бегу на Васильевский». Потеха!

Приплюснутая, бумажная, смеялась на кровати Маша. Всего себя завязав в тугой узел, все громче смеялся Мартин Мартиныч - чтобы подбросить в Селихова дров, чтобы он только не перестал, чтобы только не перестал, чтобы о чем-нибудь еще…

Селихов переставал, чуть пофыркивая, затих. В пиджачной скорлупе болтнулся вправо и влево; встал.

Ну-с, именинница, ручку. Чик! Как, вы не знаете? По-ихнему честь имею кланяться - ч.и.к. Потеха!

Громыхал в коридоре, в передней. Последняя секунда - сейчас уйдет, или - …

Пол чуть-чуть покачивался, покруживался у Мартина Мартиныча под ногами. Глиняно улыбаясь, Мартин Мартиныч придерживался за косяк. Селихов пыхтел, заколачивая ноги в огромные боты.

В ботах, в шубе, мамонтоподобный - выпрямился, отдышался. Потом молча взял Мартин Мартиныча под руку, молча открыл дверь в полярный кабинет, молча сел на диван.

Пол в кабинете - льдина; льдина чуть слышно треснула, оторвалась от берега - и понесла, понесла, закружила Мартина Мартиныча, и оттуда - с диванного, далекого берега - Селихова еле слыхать.

Во-первых-во-вторых, сударь мой, должен вам сказать: я бы этого Обертышева, как гниду, ей-богу… Но сами понимаете: раз он официально заявляет, раз говорит - завтра пойду в уголовное… Этакая гнида! Я вам одно могу посоветовать: сегодня же, сейчас же к нему - и заткните ему глотку этими самыми поленьями.

Льдина - все быстрее. Крошечный, сплюснутый, чуть видный - так, щепочка - Мартин Мартиныч ответил - себе, и не о поленьях… поленья - что! - нет, о другом:

Хорошо. Сегодня же. Сейчас же.

Ну вот и отлично, вот и отлично! Это - такая гнида, такая гнида, я вам скажу…

В пещере еще темно. Глиняный, холодный, слепой - Мартин Мартиныч тупо натыкался на потопно перепутанные в пещере предметы. Вздрогнул: голос, похожий на Машин, на прежний…

О чем вы там с Селиховым? Что? Карточки? А я, Март, все лежала и думала: собраться бы c духом - и куда-нибудь, чтоб солнце… Ах, как ты гремишь! Ну как нарочно. Ведь ты же знаешь - я не могу, я не могу, я не могу!

Ножом по стеклу. Впрочем - теперь все равно. Механические руки и ноги. Поднимать и опускать их - нужно какими-то цепями, лебедкой, как корабельные стрелы, и вертеть лебедку - одного человека мало: надо троих. Через силу натягивая цепи, Мартин Мартиныч поставил разогреваться чайник, кастрюльку, подбросил последние обертышевские поленья.

Ты слышишь, что я тебе говорю? Что ж ты молчишь? Ты слышишь?

Это, конечно, не Маша, нет, не ее голос. Все медленней двигался Мартин Мартиныч, ноги увязали в зыбучем песке, все тяжелее вертеть лебедку. Вдруг цепь сорвалась с какого-то блока, стрела-рука - ухнула вниз, нелепо задела чайник, кастрюльку - загремело на пол, пещерный бог змеино шипел. И оттуда, с далекого берега, с кровати - чужой, пронзительный голос:

Ты нарочно! Уходи! Сейчас же! И никого мне - ничего, ничего не надо, не надо! Уходи!

Двадцать девятое октября умерло, и умер бессмертный шарманщик, и льдины на румяной от заката воде, и Маша. И это хорошо. И нужно, чтоб не было невероятного завтра, и Обертышева, и Селихова, и Маши, и его - Мартина Мартиныча, чтоб умерло все.

Механический, далекий Мартин Мартиныч еще делал что-то. Может быть, снова разжигал печку, и подбирал с полу кастрюльку, и кипятил чайник, и, может быть, что-нибудь говорила Маша - не слышал: только тупо ноющие вмятины на глине от каких-то слов, и от углов шифоньера, стульев, письменного стола.

Мартин Мартиныч медленно вытаскивал из письменного стола связки писем, термометр, сургуч, коробочку с чаем, снова - письма. И наконец, откуда-то, с самого со дна, темно-синий флакончик.

Десять: дали свет. Голый, жесткий, простой, холодный - как пещерная жизнь и смерть - электрический свет. И такой простой - рядом с утюгом, 74-м опусом, лепешками - синий флакончик.

Чугунный бог милостиво загудел, пожирая пергаментно-желтую, голубоватую, белую бумагу писем. Тихонько напомнил о себе чайник, постучал крышкой. Маша обернулась:

Скипел чай? Март, милый, дай мне - …

Увидела. Секунда, насквозь пронизанная ясным, голым, жестоким электрическим светом: скорченный перед печкой Мартин Мартиныч; на письмах - румяный, как вода на закате, отблеск; и там - синий флакончик.

Март! Ты… ты хочешь…

Тихо пожирая бессмертные, горькие, нежные, желтые, белые, голубые слова - тихонько мурлыкал чугунный бог. И Маша - так же просто, как просила чаю:

Март, милый! Март - дай это мне!

Мартин Мартиныч улыбнулся издалека:

Но ведь ты же знаешь, Маша: там - только на одного.

Март, ведь меня все равно уже нет. Ведь это уже не я - ведь все равно я скоро… Март, ты же понимаешь - Март, пожалей меня… Март!

Я, Маша, тебя обманул: у нас в кабинете - ни полена. И я пошел к Обертышеву, и там между дверей… Я украл - понимаешь? И Селихов мне… Я должен сейчас отнести назад - а я все сжег - я все сжег - все! Я не о поленьях, поленья - что! - ты же понимаешь?

Равнодушно задремывает чугунный бог. Потухая, чуть вздрагивают своды пещеры, и чуть вздрагивают дома, скалы, мамонты, Маша.

Март, если ты меня еще любишь… Ну, Март, ну вспомни! Март, милый, дай мне!

Бессмертный деревянный конек, шарманщик, льдина. И этот голос… Мартин Мартиныч медленно встал с колен. Медленно, с трудом ворочая лебедку, взял со стола синий флакончик и подал Маше.

Она сбросила одеяло, села на постели, румяная, быстрая, бессмертная - как тогда вода на закате, схватила флакончик, засмеялась.

Ну вот видишь: недаром я лежала и думала - уехать отсюда. Зажги еще лампу - ту, на столе. Так. Теперь еще что-нибудь в печку - я хочу, чтобы огонь…

Мартин Мартиныч, не глядя, выгреб какие-то бумаги из стола, кинул в печь.

Теперь… Иди погуляй немного. Там, кажется, луна - моя луна: помнишь? Не забудь - возьми ключ, а то захлопнешь, а открыть - …

Нет, там луны не было. Низкие, темные глухие облака - своды - и всё - одна огромная, тихая пещера. Узкие, бесконечные проходы между стен; и похожие на дома темные, обледенелые скалы; и в скалах - глубокие, багрово освещенные дыры: там, в дырах, возле огня - на корточках люди. Легкий ледяной сквознячок сдувает из-под ног белую пыль, и никому не слышная - по белой пыли, по глыбам, по пещерам, по людям на корточках - огромная, ровная поступь какого-то мамонтейшего мамонта.

Урок-исследование художественного текста (на основе рассказов «Дракон» и «Пещера»)

Цели урока:

1. Обучающая: познакомить учащихся с рассказами «Дракон» и «Пещера» как талантливейшими произведениями импрессионизма в литературе. Выявить основные приметы стилистики рассказов Замятина, провести частичный анализ рассказа «Пещера».

2. Развивающая: развивать воображение, ассоциативное мышление, восприятие, логическое мышление учащихся (умение сравнивать, делать выводы).

3. Воспитывающая: воспитывать гуманизм, вырабатывать гражданскую позицию учащихся, формировать устойчивый интерес к истории и литературному процессу родной страны, умение делать самостоятельный выбор в сложной жизненной ситуации.

Тип урока: урок-исследование (урок «открытия» нового знания)

Индивидуальные задания к уроку:

Е. Замятин «Пещера». Учебник на стр. 351 – 353.

1. Время и пространство в рассказе. С первых строк автор погружает нас в обстановку каменного века. (1-й абзац)

Какие художественные средства создают напряжённость, жуткую атмосферу?

    Строгий ритм, создаваемый обилием пауз Анафорическими конструкциями Экспрессивная образность Чудовищный гиперболический образ

2 Предметная детализация. Учебник, часть 1, стр. 358 – 359.

КАКИЕ МИРЫ РАССКАЗА ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПРЕДМЕТНЫМИ ДЕТАЛЯМИ?

Особое место Замятин отводит печке, уподобляя её пещерному богу. Коротконогая, ржавая « » с огнедышащим чревом действительно внешне напоминает языческое божество. Но проследите движение этой сквозной метафоры в рассказе.

3 Портретная характеристика персонажа у Замятина чаще всего строится по метонимическому принципу: вместо подробного описания даётся крупным планом какая-либо выразительная деталь.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, предметом разговора сегодня будет обсуждение рассказов талантливого писах годов «Дракон» и «Пещера». Анализируя их, мы попытаемся определить особенности замятинской стилистики, его эстетические принципы и определить связь стилистической манеры Замятина с одним из художественных направлений.

3. (Слайд 1)Е. Замятин в 1921 году писал «…Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благонадёжные чиновники, а безумцы, еретики, отшельники, мечтатели, бунтари, скептики»

Так вот дух еретичества, бунтарства определил позицию Замятина как в жизни, так и в творчестве. Он был «неудобным» писателем. «Я знаю, у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой»

Правда Замятина оказалась невостребованной вплоть до 80 годов XX века. Рассказы, о которых мы будем сегодня говорить, написаны в далёком 1920 г. Но вопросы, поднятые художником слова, волнуют нас и сегодня:

Что победит в человеке: духовное, гуманистическое – или звериное, утробное? Контрасты звериного и человеческого не разведены во времени и не распределены по определённым человеческим типам. Всё это, добро и зло, сосуществует в одном человеке, возможно, в каждом из нас, и поэтому так важен выбор, который мы должны сделать:

Каждый выбирает по себе:

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку-

Каждый выбирает по себе. (Ю. Левитанский)

2 .Актуализация опорных знаний: Вспомните, как Замятин отнёсся к революции?

Замятин принял революцию как способ преодолеть всеобщую энтропию (состояние покоя и самодовольства), способ вывести мир из замкнутого состояния, открыть дорогу свободному человеческому духу.

Как относились пролетарские писатели к трудностям революционного времени?

(советская литература пренебрегала настоящим, стремясь к светлому будущему:

Там, за горами горя

Солнечный край непочатый (В. Маяковский))

Замятин же пристально вглядывается в день сегодняшний и видит не красоту и гармонию, а страшные образы далёкого прошлого…

3. (Слайд 2) Прослушайте рассказ «Дракон» Подумайте над вопросом: Почему рассказ так назван? Что имеет в виду автор под этим образом?

(Чтение подготовленным учеником рассказа «Дракон»)

Что побеждает в человеке: звериное, первобытное или духовное, гуманистическое? (Звериное и человеческое совмещены в одном человеческом типе)

4. (Слайд 3) Более детально мы рассмотрим рассказ «Пещера» (1920) -- одно из самых талантливых произведений автора. Толчком к его созданию послужило незначительное, на первый взгляд, жизненное впечатление.

(Слайд 4). «Ночное дежурство зимой, на дворе 1919 год. Мой товарищ по дежурству – озябший, изголодавшийся профессор – жаловался на здоровье: «Хоть впору красть дрова! Да всё горе в том, что не могу: сдохну, а не краду». На другой день я сел писать рассказ «Пещера».

Учитель: Но, как и всегда, рядовой житейский эпизод под пером настоящего писателя превращается в грандиозное обобщение.

5. Анализ текста:

1. Вспомните сюжет рассказа. (Главный герой Мартин Мартиныч крадет дрова у своего соседа Обёртышева, чтобы согреть свою жену Машу и не замёрзнуть самому. На улице зима, им нечем топить печь)

2. Эти простые, казалось бы, события развиваются в необычное время, в необычном пространстве. В чём же заключается эта необычность? (С первых строк автор погружает нас в обстановку каменного века.)

Чтение 1 абзаца.

3.(Слайд 6) Какие художественные средства создают напряжённость, жуткую атмосферу?

Строгий ритм, создаваемый обилием пауз («Ледники… мамонты… пустыни»)

Анафорическими конструкциями («и надо покрепче стиснуть зубы и надо щепать дерево… и надо всякую ночь переносить свой костёр»)

Экспрессивная образность (таинственный вой, дома-скалы, квартиры – пещеры)

Чудовищный гиперболический образ «мамонтейшего мамонта»

Но уже следующий фрагмент заставляет понять, что каменному веку уподоблен день сегодняшний. 2-й абзац.

Чтение последнего абзаца

(Эта развёрнутая метафора появляется ещё раз в финале и таким образом обрамляет рассказ, очерчивает пространство – пространство пещерной страны, затерянной среди скал. Нот она напоминает о себе на протяжении всего рассказа, поддерживаясь многочисленными деталями. Докажите это.

«Колыхались лохматые, тёмные своды пещеры…»;

«Двадцать девятое. С утра – низкое, дырявое, ватное небо, и сквозь дыры несёт льдом». Называя своды пещеры «лохматыми», а небо «дырявым и ватным», писатель изображает не сам предмет, а передаёт ощущение мрака и холода, которое хочет вызвать в читателе.

6. Читая рассказ, вы, наверняка, заметили необычность писательской манеры Замятина. Как вы думаете, какой художественный метод использует он? Это реализм или модернизм?

(учащиеся делятся мыслями)

Вывод: Это неореализм – реализм + модернизм (реальная обстановка послереволюционных лет: председатель , отключение электричества, поиски дров и проч. – признаки времени, свойственные реализму, тема «маленького человека», психологизм).

Какой модернистский стиль присущ рассказу, на ваш взгляд?

Ответы учеников (символизм, экспрессионизм)

(Слайд 7) Экспрессионизм – художественное направление, возникшее в западноевропейской живописи на рубеже XIX-XX веков

Художники стремились эмоционально, страстно выразить свою мысль о мире и неблагополучии в нём.

Этой задаче подчинены их художественные средства: тяготение к , гротескность, фантастичность образов, невероятные преувеличения, взвинченность, изломанность ритма.

«Искусство крика» - так образно называют экспрессионизм.

7.Рассмотрим картины художников - экспрессионистов (Слайды 7-11) Какие ассоциации вызвали у вас эти произведения живописи? Видите ли вы переклички с текстом замятинских рассказов?

8. Как в рассказе «Пещера» проявляется эстетика экспрессионизма?

Замятин не даёт детального изображения, выделяет в описываемом самое главное, ударное..

9.Особенно ярко экспрессионизм проявляется в интерьере комнаты? (Задание 4)

Чтение третьего абзаца.

Беспорядочно перечислены предметы. По этому перечню невозможно представить внешний её облик. Отбор деталей подчинён здесь худ. замыслу. Такое смешение создаёт ощущение кризисности, катастрофичности , нового Всемирного Потопа («потопно перепутанные чистые и нечистые твари»). Этот интерьер и отражает конфликт рассказа – между прежним, духовным, и новым, пещерным. 2 вселенные.

Особое место Замятин отводит печке, уподобляя её пещерному богу. Чтение описания печки

Коротконогая, ржавая «буржуйка» с огнедышащим чревом действительно внешне напоминает языческое божество.

Предмет одушевляется, живет самостоятельной жизнью. Но проследим движение этой сквозной метафоры в рассказе.

-«чугунный бог ещё гудел». После первого упоминания печка уже не называется печкой, а именуется лишь пещерным богом. Т. е. на 1-й план выходит не прямое, а лишь метафорическое значение.

-«пещерный бог затихал, съёживался, затих, чуть потрескивает». Предмет постепенно одушевляется, начинает жить самостоятельной жизнью.

-«Но пещерный бог набил брюхо с самого утра, милостиво загудел» (печь протопили, принесли страшную жертву пещерному богу).

-«пещерный бог змеино шипел» (Мартин Мартиныч опрокинул на печку чайник).

-«Равнодушно задремывает пещерный бог» (герои подошли к последней черте). Дело в том, ЧТО ПЕЧКА ДЛЯ ГЕРОЕВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БОГ, ЖЕСТОКИЙ И ВСЕМОГУЩИЙ, КОТОРЫЙ РАСПОРЯЖАЕТСЯ ЛЮДСКИМИ СУДЬБАМИ.

Т. о., истинный смысл предмета для Замятина не в его конкретности, а в потаённой метафорической сущности. Это одна из главных особенностей эстетики Замятина, сходной с эстетикой экспрессионизма.

10. Теперь рассмотрим конфликт рассказа через систему персонажей. Обратимся к портретным характеристикам персонажей.

У Замятина портретные характеристики чаще всего строятся по метонимическому принципу: вместо подробного описания даётся крупным планом какая-либо выразительная деталь.

Групповая исследовательская работа:

Группа. Портрет героев.

(Портрет гл. героя. Мартина Мартиныча: «лицо у него скомканное, глиняное». Метафорический эпитет «глиняное» даёт представление о бледном, неживом, неподвижном лице смертельно уставшего человека. Но проследите за метафорой по тексту рассказа). Портрет Обёртышева.

(Обертышев. В портретной характеристике увидим «жёлтые каменные зубы, и между камней – мгновенный ящеричный хвостик – улыбка», увидим, как он «каменнозубо улыбался». Камень не случайно становится лейтмотивом образа Обёртышева, человека холодного, неприступного. Его равнодушие агрессивно, поэтому – «жёлтые каменные зубы сквозь бурьян, жёлтые зубы – из глаз, весь Обёртышев обрастал зубами, всё длиннее зубы». И вот перед нами гротескный образ пещерного чудовища). Портрет Маши. («бумажная»). Портрет домового председателя Селихова («мамонтоподобный»)

2 группа. Особенности речевых характеристик в рассказе.

Преобладает разговорный стиль. Речь лишена закруглённости, в ней нет сложных предложений, нередки пропуски слов, недосказанные фразы. Но одновременно она и ярко индивидуализирована.

1. Для речи Обёртышева характерны бесконечные повторы, заискивающая интонация. Эта слащавая манера говорить вызывает читательское отвращение

Речь Селехова отличается пристрастием к вводным словам («во-первых – во-вторых»); любимое словечко «потеха» он употребляет в связи с событиями отнюдь не всегда смешными. Но наиболее своеобразна речь Мартина Мартиныча. Неполнота, обрывистость, недосказанность – вот те её качества, которые сразу бросаются в глаза. И это психологически объяснимо, ибо Мартин Мартиныч на протяжении всего рассказа пребывает в состоянии предельного нервного напряжения. Эти характеристики можно отнести и к авторской речи. С чем связана такая манера повествования?

«Понимаешь, Март, - если бы завтра затопить с самого утра, чтобы весь день было, как сейчас! А? Ну, сколько у нас? Ну с полсажени ещё есть в кабинете?

До полярного кабинета Маша давным-давно не могла добраться и не знала, что там уже… Туже узел, ещё туже!»

Чего не договаривает автор, обрывая фразу многоточием? Почему не говорит, что же в действительности «там уже»? Но читатель вправе и сам додумать, сам понять, что в «полярном кабинете», увы, не осталось дров. Писатель Замятин живёт в ХХ веке; в отличие от писателей ХIХ века он не объясняет, а рассчитывает на чуткость самого читателя. А может быть, он боится произнести эту страшную правду, чтобы не убить надежду в Маше? Авторская речь – голос человека, глубоко сопереживающего своим героям

Группа. (Слайд 12-14)Психологизм Замятина (Для того чтобы представить особенности психологизма автора, сравним его с психологизмом Достоевского). На слайдах текст. Сделайте выводы. (У Достоевского сложные и осложнённые предложения, речь героя литературно переоформлена. Достоевский описывает переживания героя. Замятин воспроизводит человеческую мысль в первозданном виде. Показывает переживания героя в действии. Исключаются описания, всё движется, живёт, действует. У Достоевского долгие размышления, Замятину достаточно одного эпитета).

Отчет о работе в группах (учащиеся проверяют себя по карточкам-консультациям перед ответами)

Выводы по теме урока. Каковы основные черты эстетики Замятина?

(Слайд 15.)

11. Заключительное слово учителя:

А теперь вернёмся к нашим героям. Чем заканчивается рассказ?

Смерть героев остается за пределами рассказа. Умирает время, умирает эпоха с ее нравственными понятиями: не убий, не укради.

Не случайно Григорий Иванов писал: «Невероятно до смешного: был целый Мир и нет его»…Так где же выход? Если кажется, что вокруг тебя рушится целый Мир, когда ощущаешь пустоту и черноту? Выход один: нести в мир добро и любовь…

Послушаем песню на стихи Ю. Левитанского «Каждый выбирает по себе» в исполнении С. Никитина.

(Звучит песня)

На какие мысли натолкнула вас эта песня в связи с рассказами Замятина и нашей жизнью? (Звучат рассуждения учеников)

VIII. Домашнее задание: Сочинение (темы на выбор: «Черты реализма и модернизма в творчестве », «Е. Замятин и русская классика», «Е. Замятин: тревожный взгляд в будущее»).

Котынова Елена Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Педагогический лицей» г

г.Великие Луки Псковской области

Урок для 11 класса на тему «Е.И.Замятина «Пещера»

Цели урока : знакомство с жизнью и творчеством Е.И.Замятина, развитие умения анализа художественного произведения во взаимосвязи с историей и художественной традицией, развитие аналитического мышления и коммуникативных навыков.

1. Учитель: Знаете, какая самая человеческая из проблем? Проблема выбора. У животных ее нет, а человеку все время приходится выбирать. Вот вы, например, что и когда выбирали? А теперь представьте: революция … Назовите ассоциации…

Как вы думаете, какие выборы поставила революция, гражданская война, эпоха слома перед людьми?

1920 год. «Разруха в головах», — так писал об этом времени М.Булгаков. «Эх, эх, свобода без креста», — писал А.Блок.

Революция сдвинула исторические пласты и обнажила звериную сущность многих и многих. Без креста, без Христа, без гуманизма… Что происходит с людьми в этом мире? Возможно ли сохранить в себе человека при приоритете других ценностей? На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Какой же главный вопрос исследуем? (какие выборы поставила та эпоха перед людьми?) А чтобы ответить, мы обратимся к биографии и творчеству человека, жившего во время революции и гражданской войны.

Это Замятин и его рассказ «Пещера».

Перед вами два портрета писателя. Каким вы его видите? (портреты работы Б.М.Кустодиева и Ю.П.Анненкова)

(На портретеБ.М. Кустодиева – элегантный, раскованный, с ядовитой полуулыбкой и ироничным взглядом.

На портрете Ю.П.Анненкова – добрый, весёлый, с хитринкой в глазах; он же изображён в углу портрета – хохочущий, лопоухий мальчишка; в верхнем углу — написанный по-английски текст газеты)

На этих портретах — инженер, кораблестроитель, умный и язвительный по характеру европеец. Евгений Иванович родился в 1884 году в городе Лебедяни Тамбовской губернии, в семье священника, а умер в Париже. Он был человеком двух культур: русской и европейской. Поэтому на портрете Б.М.Кустодиева фоном является городской, а не деревенский пейзаж. В литературу Замятин вошёл повестью «Уездное» (1913г.), безусловно связанной с «пейзажами» детства и юности. За участие в событиях первой революции был выслан из Петербурга. После ареста несколько месяцев провёл в тюремной «одиночке». В 1916 году уехал в Англию, чтобы руководить постройкой ледоколов для России. Но после событий февраля 1917 года он торопится на родину. После Октябрьской революции основным жанром в его творчестве стала сказка. И сказки эти были публицистическими, острыми, что не могло остаться незамеченным. Его даже обвиняли в издевательстве над пролетариатом. И хотя он читает лекции для молодых прозаиков, сотрудничает в журналах, с большим успехом идёт его пьеса «Блоха», за Замятиным прочно утвердилась репутация оппозиционера. Роман «Мы», даже не будучи напечатанным в СССР, этому способствовал. Публикацию романа за границей ему не простили. Его фактически перестали печатать. Евгений Иванович просил разрешения на выезд за границу, но не получил. Тогда в 1931 году он послал письмо Сталину. Замятин признавался:« Я ни в коей мере не хочу изображать из себя оскорблённую невинность. Я знаю, что в первые 3-4 года после революции среди прочего, написанного мною, были вещи, которые могли дать повод для нападок. Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить на то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой».

В 1931 году он уехал во Францию. Там Замятин прожил последние пять с половиной лет своей жизни. Он всегда мечтал вернуться на родину, а вернулся только спустя полвека в своих книгах.

Почему же мэтра, мастера (а таким его признавали) считали оппозиционером?

Так перед каким же выбором оказался Замятин? (творчество или родина). Тяжелый выбор.. А перед каким выбором он поставил своих героев?

Вот перед нами название одного из его рассказов. «Пещера». Какие эпитеты вы могли бы добавить к этому слову? (таинственная, тёмная, низкая, загадочная и т.д.)

2. Анализ рассказа.

Да, мы сразу погружаемся в древние века, во времена первобытных людей. Обратимся к первому абзацу текста. Какие краски, звуки использует Замятин? (черные дома, каменные тропинки, снежная пыль, ледяной рёв, обитает здесь серохоботый, мамонтейший мамонт)

Какие языковые средства использует автор? (односоставные предложения: назывные говорят об отсутствии движения, только ветер- рёв животного; безличные – повторение слова «надо» 4 раза звучит как молитва, а значит, этого не хватает, у людей нет сил).

Как глаголы помогают понять состояние обитателей этого мира? (надо стиснуть зубы, надо щепать дерево, надо переносить, надо навёртывать звериные шкуры – использованы 3 глагола несовершенного вида- люди не способны на долгое действие, т.е. живут сегодняшним днём)

И вот оказывается, что люди живут не в древние времена, а в великом русском городе – Петербурге. Вспомним отношение других русских писателей к столице России, великому городу. (А.С.Пушкин: с одной стороны, «Люблю тебя, Петра творенье!», с другой – убивает маленького человека Евгения («Медный всадник»); Н.А.Некрасов изображает трущобы Петербурга; Ф.М.Достоевский рисует грязный, жёлтый, душный город) Во что превратился город у Замятина? (город пещер и пещерных людей)

Пещерные люди завёрнуты «в шкуры, в пальто, в одеяла, в лохмотья» (использован приём градации), «отступают из пещеры в пещеру». Реальные люди появляются сразу же, Замятин не отделяет абзацем их появление. Чем же заполнена их жизнь? (они выбрались из столовой, забились в спальне, отступать некуда, выдержать осаду и далее – только смерть!)

Когда же происходили эти действия? Называет ли писатель даты ? (заколотили кабинет на Покров; выбрались из столовой на Казанскую)

Покров -14 октября – праздник Покрова Пресвятой Богородицы; Матерь Божья в этот день покрыла своим платком скорбные души молящихся христиан, спасла их от врагов. К Покрову заканчивались полевые работы, затем начинали по деревням играть свадьбы. С Покрова мужики-хозяева готовились к зиме: надо было проконопатить избы, заделать все щели.

Казанская — 4 ноября – праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Торжество было установлено церковью в благодарность за избавление Москвы от поляков в 1612 году, которое свершилось после всенародной молитвы этой иконе. День осенней Казанской считался лучшим временем для венчания. В этот день заканчивались строительные работы, трудившиеся на стороне землекопы, плотники, каменщики, штукатуры возвращались в свои деревни.

Итак, Замятин упоминает светлые праздники, связанные с весельем, радостью, счастливой семейной жизнью, устройством домашнего очага. И мы видим двух любящих друг друга людей. Но вся разница в том, что упомянутые праздники – христианские, православные, а кому вынуждены молиться эти люди? (богом этой вселенной является «коротконогий, ржаво-рыжий, приземистый, жадный пещерный бог: чугунная печка»; люди «благоговейно», « благодарно» простирают к нему руки!)

Что давал этот бог людям? (мнимое счастье –весну, тепло на один час) Но даже этот жуткий бог заставлял людей оживиться, вновь попытаться задуматься. А пока человек мыслит, он живёт! И зовут человека очень тепло – Март.

Всё смешалось в этом мире: язычество и христианство, холод и тепло, добро и зло. Не случайно появляется и образ Ноева ковчега, в котором «перепутались чистые и нечистые твари»

(попытайтесь распределить).

Чистые: письменный стол красного дерева, книги, Скрябин опус 74

Нечистые : каменновековые лепёшки, никелированные решётки кроватей, топор

(мнения насчёт 5 любовно вымытых картошек, утюга и шифоньера расходятся)

С каким отрезком жизни героев связано это деление? (чистые – это прошлое, нечистые – настоящее).

Есть ли в жизни Мартина Мартиныча и Маши праздники? Помнят ли герои о них? (Маша вспоминает о том, что 29 – праздник её, Марии).

Как чувствует себя накануне героиня? (Мартин слышит не её голос, она не встаёт с постели, у Маши скомканное, глиняное лицо. Да и Мартин глиняно улыбался любимой)

О чём просит Маша? Что делает Мартин Мартиныч? (Маша просит о тепле, а чтобы оно появилось герою ничего другого не остаётся, как пойти на воровство).

Сосед, у которого есть дрова, живёт выше или ниже героев? (Мартин спускается вниз) Какая она – лестница вниз? (обледенелая, идти нельзя, опасно для жизни, это дорога в ад)

Легко ли идти Мартину? Какие детали говорят об этом? (он вздохнул, звон ведра напоминает звон кандалов). Тяжело Мартину, ему приходится бороться с собой, однако в любые времена есть те, кто умеет приспособиться, несмотря ни на какие человеческие законы. Какой-то другой у них бог, ещё страшнее, чем чугунная печка… Таков в рассказе Обёртышев.

Можно ли назвать его фамилию говорящей? (с одной стороны, обёрнутый, может быть, ему теплее, чем остальным; с другой – закрытый со всех сторон, думающий только о себе). Опишите его. (давно не бритый, лицо – пустырь. Заросший бурьяном, жёлтые каменные зубы, улыбка как ящеричный хвостик, жена – самка, дети – обёртышата (зверёныши, судя по суффиксу)

Вы описали не человека, а животное и его стаю.

Сравните духовное состояние двух семей: Мартина Мартиныча и Маши и Обёртышевых. Кому легче жить в пещерном мире? (Обёртышевым легче с их звериной сущностью. В людях постепенно умирает человеческое).

Опишите состояние Мартина Мартиныча . (он борется с собой: костяная дрожь, пунктирное дыхание, «выпихнул себя» на площадку, ломает ногти, двигается звериными скачками, вжался в стенку) . Невидимая черта не даёт переступить через моральные принципы. В герое борются два начала:

Тот, со Скрябиным, говорит нельзя.

Другой, пещерный, говорит надо.

Кто же побеждает? (пещерный примял, придушил прежнего Мартина)

Всё-таки герой идёт на воровство. Это грех, но можно ли оправдать Мартина Мартиныча? (он идёт на преступление ради Маши) А кого же тогда обвинить?

И вот оно наступило, 29-ое. Посмотрим, чем был наполнен этот праздничный день.

3. Работа в группах . Каждая получает индивидуальное задание, составляется хроника дня.

1 группа. Утро и день. Задание – проанализировать эпизод (со слов «Двадцать девятое. С утра…» до « «Еще можно дышать, еще можно запрокинуть голову, слушать голос — такой похожий на тот, прежний».), составить таблицу

Прошлое: пианино, деревянный конёк, мудрая морда луны, соловьиная трель звонков, зелёное небо, шарманщик, румяная вода, молодость и сила.

Настоящее: дырявое, низкое, ватное небо; несёт льдом.

Будущее: непонятно.

Какая колонка самая большая? Почему? (там, в прошлом, — жизнь, здесь – умирание)

2 группа. Вечер. (со слов «Сумерки» до «Уходи!») Найдите детали, подтверждающие, что люди живут механически. О чём говорит появление нового персонажа? (Оседает потолок, приплюснулись кресла, плоская Маша. Селихов вытек наполовину,болтался в пиджачной скорлупе, погромыхивал смехом, заколачивал ноги в боты. Глиняный Мартин Мартиныч, холодный, слепой, механические движения рук и ног)

3 группа. Конец дня.(со слов «Двадцать девятое октября умерло…» до «Не забудь — возьми ключ, а то захлопнешь, а открыть — ….»). Какова роль лексических повторов в отрывке? Как автор использует особенности синтаксиса для передачи состояния героев?

(4 раза использованы неопределённые местоимения и наречия; дважды используются ряды однородных членов для характеристики электрического света – жёсткий, голый; несколько раз упоминается чугунный бог – сначала он пожирает бумагу, затем равнодушно задрёмывает).

Вопросы для всех групп: Каким был этот день? Чем жили люди? Почему пришли к страшному выводу? (Люди выбирают смерть как избавление от позора, болезни, существования)

Учитель: Рухнул быт столичного дома, люди не в силах перенести холод. Несколько ворованных поленьев не возвращают ни тепла, ни желания жить. Устав цепляться за жизнь, люди добровольно с ней расстаются. Одна пещера опустела. Что происходит в других? Перечитаем последний абзац рассказа (сидят на корточках вокруг огня люди).

Какие звуки и краски вы можете отметить? (тёмные, глухие облака, обледенелые скалы, багрово-освещённые (как будто кровью!) дыры в скалах, ледяной сквозняк; мамонтейший мамонт проходит по людям…)

Что изменилось в поведении мамонта в сравнении с началом рассказа? (если в начале рассказа он просто трубит ночью, вынюхивает тропинку, то в конце – проходит «по людям на корточках»).

Так каков же был выбор главных героев рассказа? (выжить любой ценой или умереть, оставшись людьми)…

Обобщение: Какую проблему исследовали? (выбор людей во времена исторического слома), на каком примере? (Замятин и его герои ), что поняли? (выборы тяжелые, главные, сущностные..) Зачем вообще нужно об этом говорить? (все главные выборы у нас еще впереди)

Домашнее задание : Эта история трагической судьбы двух любящих людей, воспитанных человечными, добрыми, честными и совестливыми. История сопротивления обстоятельствам и злу, творящемуся в окружающем их мире. Это и приговор государству, в котором такие люди гибнут от недостатка тепла. И не является ли страшный мамонт, идущий по людям, символом той власти, своеобразным предупреждением и предсказанием Замятина? Порассуждайте об этом в домашних эссе.

Использованная литература:

Энциклопедия для детей «Русская литература»Москва, «Аванта+», 2000г.изд.

Я знаю, что в первые 3—4 года после

рево-люции среди прочего, написанного

мною, были вещи, которые могли дать

повод для нападок.

Е. Замятин

Творческие личности, которым суждено было пережить переломное время начала XX века, по-разному относились к переменам в социальном и экономическом положении страны во время и после революции. Кто-то безоговорочно принял устремления большевиков к новой жизни, кто-то болезненно расставался с уже привычным традиционным укладом.

В «Автобиографии» Е. Замятин писал о своем восприя-тии переворота: «Веселая, жуткая зима 17—18 года, когда все сдвинулось, поплыло куда-то в неизвестность». Для этого писателя далеко не очевидными были созидатель-ные цели Октябрьской революции, потому что действитель-ность, которую он наблюдал, была достаточно жуткой: раз-руха, голод, нищета. И это настоящее, а совсем не гипоте-тическое счастливое и светлое будущее, с пронзительным драматизмом отразилось во многих рассказах Замятина, в том числе и в рассказе «Пещера».

Зимний Петербург, предстающий перед нами со страниц рассказа, вызывает щемящее ощущение ужасной тоски и безысходности. Безлюдные морозные улицы, дома, похо-жие на скалы, квартиры, похожие на пещеры, в которых люди живут по первобытным законам: выживает хитрей-ший, сильнейший, самый безжалостный. Кажется, что мы попали в ледниковый период, и по заснеженной пустыне между домов-скал бродит «серохоботый мамонт».

Люди помещены в новую реальность — реальность выживания. Их религия вернулась к первоосновам, к ве-рованиям первобытного человека. Огонь — это бог, даю-щий тепло и возможность приготовления пищи (если ее сумели добыть охотники), а значит — жизнь. Но бог этот жесток, потому что его нельзя умолить продлить мгнове-ния великого огненного чуда: печь требует внимания и жертв в виде дров. Если дрова есть, тогда «на один час — в пещере весна; на один час — скидывались звериные шкуры, когти, клыки и сквозь обледеневшую мозговую кор-ку пробивались зеленые стебельки — мысли».

Из холодных неосвещенных зданий, от гаснущей печки и «каменно-вековых» лепешек из картофельной кожуры на морозные улицы людей может выгнать только беспрос-ветная нужда — необходимость охотиться: искать дрова, пищу, воду.

В таких условиях быстрая и легкая смерть кажется ослабленным людям подарком, избавлением, ведь боль-шинство из них обречены на мучительное и медленное умирание. Поэтому так загораются глаза у смертельно боль-ной Маши, когда ее горячо любимый муж достает завет-ный флакончик с ядом... Материал с сайта

В зимнем Петербурге послереволюционной поры слож-но не потерять человеческий облик, не утратить доброту, милосердие, человечность. Немногим это удается — та-ким, как Мартин Мартиныч, Маша. Люди же, подобные Обертышевым, давно уже стали похожи на животных — хищных, свирепых, безжалостных. Они не упустят своего шанса и рады, когда окружающие терпят бедствие, — так легче выжить.

Таким суровым было время, очевидцем которого был и Замятин. Конечно, в рассказах писателя, как в зеркале, не могли отразиться все стороны эпохи, ознаменованной пере-ходом к новому миру, но как-то мало верится, что из петер-бургского ледника, встающего перед нами со страниц рас-сказа, может прорасти светлый, теплый и счастливый мир...

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • пещера замятин краткое содержание
  • хронологическая разлиновка рассказа пещера замятин
  • замятин пещера анализ
  • замятин пещера краткое содержание
  • рассказ пещера замятин анализ

Сочинение

"Между скал, где века назад был Петербург, ночами бродил серохоботый мамонт"... Строка, вырванная из рассказа Е. Замятина "Пещера", строка, оставшаяся где-то внутри, когда книга была уже прочитана и закрыта. "Века назад был Петербург"... Так четкими штрихами автор рисует мистическую картину ночи. Ночи с вымершими улицами, обледеневшими домами, с завывающим ветром. Когда была эта ночь? В 1920 году... В двадцатом? Перечитаем первые два абзаца.
"Ледники... черные, чем-то похожие на дома, скалы; в скалах пещеры... И надо покрепче стиснуть зубы, чтоб не стучали; и надо щепать дерево каменным топором... Завернутые в шкуры, в пальто, в одеяла, в лохмотья, пещерные люди отступали из пещеры в пещеру"... Это происходит не в двадцатых, не в сороковых, не "вчера", а зимой. Да, действие происходит зимой, в ледяную пустыню превращается Петербург в такие холодные и голодные зимы, когда мысль о еде и тепле порабощает, убивает...
Герои рассказа - Мартин Мартиныч (вы вслушайтесь: не Мартын Мартыныч, а Март - солнечный зайчик на обледенелой стене) и Маша. Она больна, ее уже почти нет. Маша... Нежная, добрая, любящая, и …голос - мы видим-слышим ее. Вдруг "ножом по стеклу" - "плоская, бумажная" Маша. Замятин рисует ее портрет звуками-символами. Для каждого героя здесь свои символы. "Глиняный" - выбирает автор для Мартина Мартиныча, и чувствуется что-то теплое, милое, родное в его "глиняной улыбке" и что-то хрупкое. Стук топора, и Март расколот. Он сидит и слышит, как колют дрова внизу, у соседей. Эта сцена ощущается почти физически, кожей. Дрова - его постоянная мысль, дрова для Машиного "завтра". Чувствуется, как пульсирует кровь под "обледеневшей мозговой коркой". Вот он, замятинский шедевр, шедевр звукописи: "Где бы дров - где бы дров - где бы дров!" Сливаются глухие удары топора с ударами сердца, птица-мысль "бестолково, слепо тукается в потолок, в стекла, в стены".
И Мартин Мартиныч старается победить в себе эту мысль, победить самого себя - пещерного. Он стягивается узлом до предела натянутых нервов. Здесь опять Замятин создает удивительно звучащий образ - "туже узел, еще туже!" - словно плачет струна под безжалостным смычком... Струна рвется: "Запустил руку в дрова... полено, четвертое, пятое, под пальто, за пояс, в ведро - хлопнул дверью и вверх - огромными, звериными скачками"... Рвется струна …

Почему же крадет Мартин Мартиныч дрова? Нет, я имею в виду не Машу, не именины. Это ясно, что ради нее. Но, почему крадет? Ведь есть же "стульчики, шкафчики"… Есть же рояль, ноты, письма - но это свято, это память о прошлом счастье, о жизни. Но почему же нельзя пожертвовать прошлым ради счастья будущего? Уже читавшие рассказ ответят замятинским: "завтра" - непонятно в пещере; только через века будут знать "завтра", "послезавтра". Нет, не понимаю, не могу понять! Как же можно жить без веры? Как же?.. Как же в сорок втором они жили, сжигая, кидая в печь книги, фотографии, письма?!
Стоп, я не о том сейчас. Но главное слово уже произнесено - печь. У Замятина печь - бог, "коротконогий, ржаворыжий". Он пожирает надежды, душу, самого человека вместе в дровами, с "бессмертными, горькими, нежными, желтыми, белыми, голубыми словами"... Герой украл, и теперь можно жечь все, конец уже неотвратим, мы понимаем, что стоит за этим: "Все сжег - я все сжег - все..." Я не хочу говорить о том, что происходило в душе Мартина Мартиныча. Трагедия интеллигенции в России XX века - слишком глубокая и непостижимая тема. Никто не сумеет сказать об этом "в двух словах", да и зачем? Иное дело - атмосфера рассказа.
Почему-то, когда я читала "Пещеру", у меня перед глазами вставали картины блокадного Ленинграда. Холод, "пять любовно, добела вымытых картошек", чугунная печка, болезнь, отчаянье, жестокость окружающих - все слишком похоже на зарисовку из сорок второго, слишком близко одно к другому, и как-то стерта граница. Лишь "1920" в конце рассказа возвращает нас в послереволюционный Петербург... Может быть, такое родство почувствовала одна я, а может, такой размытостью временных рамок автор попытался дать вечную жизнь своим героям. Ведь пока жива в России интеллигенция (жива ли? нет, жива!), пока есть понятие о совести, пока бьются верные, добрые сердца, будут жить герои "Пещеры". Жил, мучился и в сорок втором такой Мартин Мартиныч, решая свое "красть" или не "не красть". И была такая Маша, просила яд "так же просто, как просила чаю"... И сейчас, наверное, тоже есть...
Замятин (вспоминаю роман "Мы") всегда хотел заглянуть в будущее... В своей "Пещере" он оставляет финал открытым, хотя мы может все представить... Они проиграли, но испытываешь уважение к этим сильным натурам, ведь благороднейшим поступком любящего человека было - откликнуться на Машину просьбу, подумать не о себе, позволить ей (раз выбор - одному из двоих)... умереть, не мучаясь больше. А самому - уйти. Уйти туда, где "века назад был Петербург", где бродит "мамонтейший мамонт" - символ первобытного, сдавливающего, жестокого мира.

Емельянова С. 11 класс, 628 женская гимназия, С.-Петербург