Значение горы в картине леонардо благовещение. Картина леонардо да винчи - благовещение

Говоря о лучших созданиях творческого гения на сюжет Благовещения, невозможно не упомянуть две картины Леонардо да Винчи, одна из которых пред-ставлена в галерее Уффици во Флоренции, а другая хранится в собрании Лувра в Париже. Сопоставление этих картин не менее интересно.

Леонардо был молод, когда написал своё первое «Благовещение». В 21 год ему удалось создать шедевр сразу, с первой попытки. Как красивы и благородны лица изображённых персонажей! Юная, прекрасная Мария изумлена неожиданным появлением архангела Гавриила. Он только что опустился перед ней на коле-ни, не успев сложить красивые узорчатые крылья. Он задумчив и серьёзен: слишком значительно то изве-стие, ради которого он оказался на этом цветущем ков-ре из трав и цветов, трепещущем от малейшего дунове-ния ветерка.

Мария величественно восседает на скамье перед полированным столиком с богато украшенной мрамор-ной рельефной подставкой, на котором лежит раскрытая книга Священного Писания. В знак принятия Бо-жественного послания Мария поднимает руку.

Известно, что эту картину дорабатывали другие ху-дожники, но, несомненно, в ней открывается блестя-щее мастерство начинающего Леонардо да Винчи!

От величественности и парадности первого «Благо-вещения» Леонардо уходит в другой картине, создан-ной в 1475 г. Теперь действие переносится под своды довольно скромного строения. Художник отказыва-ется от лишних, чересчур пышных архитектурных де-талей. Ничто, по его замыс-лу, не должно отвлекать от главного. За спиной Марии лишь несколько деревянных скамей да простенький сто-лик с раскрытой книгой. Вот и всё убранство бедного жи-лища. Материал с сайта

Мария уже не восседает гордо и величественно, как повелительница на троне, а стоит на коленях со сло-женными на груди руками. Склонив голову, она с благо-говением выслушивает слова архангела. Тёмно-синий цвет её платья оттеняет светлый, небесный тон накидки. Ина-че представлен и архангел Гавриил: его поза более не-принуждённа, едва заметная улыбка тронула его губы, ярко-красный плащ слегка приспущен и образует изящные драпировки.

Совсем по-другому видится здесь и пейзаж. Леонардо отказывается от картинно застывших деревьев, величе-ственных гор с белыми вершинами. Он изображает обыч-ный сад с низкими деревьями, в глубине которого про-сматривается бледно-голубое небо, вырисовываются тём-ные, дымчатые вершины гор.

На этой странице материал по темам:

  • Да винчи анализ картины благовещение

  • Сравните 2 картины благовещение 1472 и 1475

  • Сравнение картин да винчи благовещение 1472 и 1475 года

  • Третье колено марии на картине благовещение

  • Леонардо да винчи 1472 1475 благовещение

Вопросы по этому материалу:

  • Масло/Доска (1475)

    Описание

    «Благовещенье» - первое живописное произведение, приписывающееся Леонардо. Картина написана для ризницы монастыря Сан-Бартоломео, который находился за воротами Сан-Фредьяно к юго-западу от центра Флоренции, в местечке Монте-Оливето, Monte Oliveto. В позах Гавриила и Марии видно влияние Верроккьо и близкого ему Боттичелли. Рука Леонардо чувствуется в мастерском изображении пейзажа и особенно в передаче оговоренных каноном переживаний только на лицах героев, без эффектных жестов и излишнего пафоса. Внезапно появившийся ангел прервал чтение Марии. На её лице смущение и смирение, на лице ангела - сознание значимости момента. В левой руке он держит лилию, символ...

    «Благовещенье» - первое живописное произведение, приписывающееся Леонардо. Картина написана для ризницы монастыря Сан-Бартоломео, который находился за воротами Сан-Фредьяно к юго-западу от центра Флоренции, в местечке Монте-Оливето, Monte Oliveto. В позах Гавриила и Марии видно влияние Верроккьо и близкого ему Боттичелли. Рука Леонардо чувствуется в мастерском изображении пейзажа и особенно в передаче оговоренных каноном переживаний только на лицах героев, без эффектных жестов и излишнего пафоса. Внезапно появившийся ангел прервал чтение Марии. На её лице смущение и смирение, на лице ангела - сознание значимости момента. В левой руке он держит лилию, символ Флоренции. Очевидна характерная для Леонардо тяга к природному ходу вещей.

    Благовещенье празднуется 25 марта, и для создания весеннего настроения лужайка перед домом Марии усыпана цветами. В дальнейшем Леонардо будет показывать флору только в естественных условиях и в точном соответствии с сезоном, который задан сюжетом. В отступление от канона крылья архангела - не во весь его рост, а более короткие, как у птицы. Позже неизвестный художник удлинил их краской каштанового цвета, так что через концы крыльев просвечивает первоначальный пейзаж. "Благовещение", картина 20-летнего художника, сочетает новаторские черты и лирику с цитатами и ошибками. В правой части картины есть ученические просчёты в перспективе. Так, уходящая к кипарису стена коротковата, а стоящий перед Девой аналой слишком велик.

    Кажется, что он ближе к зрителю, чем Мария, отчего художнику пришлось удлинить её правую руку, лежащую на книге. И тем не менее, современники увидели в этой картине работу гения. Одно только великолепное изображение тканей и драпировок - отличительная черта Леонардо - вызывало восхищение большинства его коллег.

    Явление Благовещения было описано в Евангелии от Луки, где говорится, что в город Назарет к Деве Марии был направлен архангел Гавриил с благостной вестью о том, что она будет матерью Иисуса Христа - Спасителя человеческого, сына Всевышнего Господа.

    Когда архангел Гавриил появился с вестью о том, что Мария «благословенна между женами» и зачнет во чреве Сына Божьего, она не могла понять, как это произойдет, так как она дала обет остаться девой. Архангел пояснил, что на нее снизойдет Святой дух и «осенит Тебя». Считается, что после знаменательных слов Марии: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» и произошло зачатие.

    Юлиус Шнорр фон Карольсфельд: Благовещение 1818 г.

    Благовещение в живописи

    Сюжет Благовещения популярен в религиозной живописи. Святой Дух присутствует в образе голубя, и луча света, в котором птица спускается, а в месте соприкосновения луча с телом Богоматери иногда изображается младенец.
    Бог-Отец иногда изображается в виде лица, глядящего с небес или десницы в облаках.

    Основные атрибуты

    лилия — символ непорочности Девы Марии и чистоты духовных помыслов и благочестия вообще. Изображается в руке Марии, Гавриила или в интерьере, в вазе. 7 цветов лилии — семь радостей Марии.

    прялка, веретено с красной пряжей — символ того, что Мария избирается одеть Святыню Божества багряницей своей плоти, образ плоти Христовой. Со временем уступает свою популярность изображению книги.

    книга пророка Исайи , которую читает Мария (иногда видны слова: «Се Дева во чреве примет» (Ис.7:14). Как правило, она лежит на аналое.

    райская ветвь в руке архангела Гавриила; оливковая ветвь как символ примирения Бога и творения. Иногда вместо неё трезубец, посох или же жезл вестника. Изображение может сопровождаться свитком со словами приветствия.

    луч света в котором спускается Святой Дух.

    колодец — символ чистоты Марии. Изображается редко. Эволюционировал в вазу, в которой стоит лилия.

    кувшин , с которым Мария вернулась от колодца (изображается редко).

    ласточка — символ весны и восхода солнца, надежды и возрождения (изображается редко).


    Петер Пауль Рубенс - Благовещение. Музей истории искусств


    Nicolo Bambini (1651 - 1736)



    «Благовещение». Сандро Боттичелли. 1489—1490. Уффици, Флоренция.


    Д. Суинстед (1860-1926)


    Alessandro Gatani, early 20th Century


    Dimitrios Biskinis (Greek 1891-1947)


    Джордж Лоуренс Бюллид (Великобритания) (1858-1933).


    Paulus Bor, Called Orlando (Circa 1600-1669)


    Данте Габриэль Россетти (1828-1882) Благовещение 1850 г.



    Уотерхаус Джон Уильямс. «Благовещение» 1914 г.


    Juan Simón Gutierrez (1644 - 1718)


    Matthias Stom (Stomer). The Annunciation.


    Шалькен Годфрид (1643 Дордрехт - 1706 Гаага) - Благовещение 1660-65


    Лука Джордано - Благовещение Музей Метрополитен


    Murillo , Bartolome Esteban (Spanish, 1617-1682) -- Благовещение, 1660, Музей Прадо


    Албани, Франческо (Болонья 1578-1660), Благовещение, Лувр



    Robert Campin. The Annunciation. 1440



    Jose Claudio Antolinez. The Annunciation.

    Бальдовинетти Алессо. Благовещение Марии.



    «Благовещение». Филиппо Липпи. ок. 1440



    Вазари Джорджо. Благовещение.



    «Благовещение». Lorenzo Di Credi.



    «Благовещение». Джованни Батиста Питони. 1758



    «Благовещение». Паоло Вернезе. 1560



    «Благовещение». Фра Беато Анжелико.



    «Благовещение». Ангелико Валдарно.



    Рогир ван дер Вейден.


    Guido Reni (1575-1642) Ангел Благовещения



    Архангел Гавриил, «Алтарь Альбероди», Тициан. Фрагмент. В руках архангела свиток с произнесенными им словами: «Радуйся, Мария, благодати полная».

    Ноябрь 08, 2012

    Благовещение

    ок. 1472-1475; 98х217 см; дерево, масло и темпера
    Галерея Уффици, Флоренция

    Авторство картины «Благовещение», находящейся сегодня во Флоренции, было предметом ожесточенных споров исследователей творчества художника. Одни считали, что картина принадлежит кисти Гирландайо, другие приписывали ее молодому да Винчи. С течением времени споры поутихли: большинство специалистов склонны считать, что произведение было создано именно Леонардо.

    Действительно, многие детали самой картины говорят в пользу этой версии: правильно и выразительно написанные руки Девы Марии, выполненные с характерной для стиля да Винчи анатомической точностью, лицо архангела Гавриила, напоминающее лицо ангела из написанного в соавторстве с Верроккио «Крещения Христа», и, конечно, изображенный на дальнем плане затуманенный пейзаж — все это подтверждает авторство Леонардо.

    Художник рисует природу, используя постепенные переходы от света к тени. В результате он получает изображение природы, не лишенное точности, хотя и несколько размытое. Этот нежный, обволакивающий туман создает атмосферу полусна-полуяви, и в ней, по мнению Леонардо, „внутренняя природа предметов и людей выявляется гораздо глубже, нежели в резком свете дня”.

    Картина была подвержена постороннему вмешательству: неизвестный соавтор зачем-то увеличивал крылья архангела Гавриила, принесшего Благую Весть. Сохранились дневниковые записи Леонардо, которые свидетельствуют о том, что в оригинале эти крылья срисовывались художником с птичьих, поэтому наверняка изначально они выглядели изящно и соразмерно фигуре архангела. После «исправления» они стали казаться излишне громоздкими, если не сказать гротескными...

    Работая над столь популярным сюжетом, Леонардо, подобно многим художникам, решил не экспериментировать с композицией, однако лица персонажей были изображены им совершенно по-новому — реалистично и точно, без возвышенных интонаций и религиозного пафоса.

    Благовещение

    ок. 1478-1482; 16х60 см; дерево, темпера
    Лувр, Париж

    Авторство «Благовещения», которое находится в парижском Лувре, также вызывает сомнения, но, в отличие от флорентийской картины, этот вопрос остается открытым до сих пор. Некоторые приписывают эту работу кисти Лоренцо ди Креди, другие считают ее автором Леонардо. Изначально эта маленькая картина предназначалась для пределлы — нижней части алтаря одной из флорентийских часовен и являлась одним из множества заказов, которые и ди Креди, и да Винчи должны были выполнять во время учебы в мастерской Верроккио. Поэтому вполне возможно, что картина была написана молодыми художниками в соавторстве. Однако лазурный пейзаж вдали, вне всяких сомнений, выполнен именно Леонардо.

    Алессо Бальдовинетти.
    «Благовещение Марии».

    …Мария, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала: Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. И стала оглядываться Она, чтобы узнать, откуда этот голос. Испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его…

    Протоевангелие Иакова. 11:1-4.

    Альбрехт Альтдорфер.
    «Благовещение».
    1513.

    …послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова: имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и Ты зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим…

    Евангелие от Луки. 1:26-35.

    Альбрехт Альтдорфер.
    «Благовещение».
    1506-1538.

    «Благовещение».
    Благовещенский собор Московского Кремля.
    XV век.

    «Благовещение».
    1408.
    Икона праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире.
    Государственная Третьяковская галерея, Москва.

    Баварский мастер.
    «Благовещение».

    Бартелами д"Эйк.
    Алтарь Благовещения. «Благовещение».

    «Благовещение».
    Греция. XVIII век.

    Поздняя греческая икона, напротив, совершенно недвижна. Это «первое Благовещение», или «Благовещение у источника», - сюжет, основанный на апокрифическом «Протоевангелии Иакова», согласно которому архангел являлся Марии дважды. Источник или колодец, к которому Богородица вышла за водой, уже в XI-XII веках часто изображался как роскошный бассейн. Лишенные символического значения здания у греческого мастера не менее условны, чем в новгородской иконе: они образуют плоскую декорацию, на фоне которой стоят фигуры персонажей. Эта своеобразная театральность при полном отсутствии передачи пространства роднит греческий образ с народной картинкой – лубком.

    «Благовещение».
    Россия, Новгород (?).
    XVI век.

    …Эта икона изображает явление архангела Богородице в ее доме. Мария изумилась объявленной ей вести и спросила: «Как же это будет, если я мужа не знаю?» Место действия обозначено велумом – полотнищем, переброшенным между зданиями, которое символизирует в евангельских сценах преемственную связь Ветхого и Нового заветов. Типично для русской иконы решение архитектурного фона: здания показаны сразу с трех сторон, в так называемой обратной перспективе, «удаляющейся» в направление зрителя. Тем самым взгляду верующего дозволяется только созерцать чудо, не переступая границы священного чертога. Эта условность, однако, не мешает передаче движения: оно подчеркнуто уклоном пола, на котором архангел, кажется, едва удерживается, и необычным изображением его крыльев, развернутых в разные стороны.

    А. Шестаков. «Рождественские сюжеты». Санк-Петербург, «Арка». 2011 год.

    «Благовещение».

    Герард Давид.
    «Благовещение».

    Герард Давид.
    «Благовещение».

    «Благовещение».
    Между 1724 и 1725.

    «Благовещение».
    1495.

    Джорджо Вазари.
    «Благовещение».

    Доменико Беккафуми.
    «Благовещение».

    Леонардо да Винчи.
    «Благовещение».

    Лоренцо ди Креди или Леонардо да Винчи.
    «Благовещение».

    Лоренцо Коста.
    «Благовещение (Читающая Мария)».

    «Благовещение».
    Около 1527.
    Пинакотека комунале (Реканати).

    Мариотто Альбертанелли.
    «Благовещение».

    «Благовещение».
    1580-е.
    Эрмитаж, Санкт-Петербург.

    «Благовещение».
    Между 1623-1630.
    Эрмитаж, Санкт-Петербург.

    Робер Кампен.
    «Благовещение».

    Рогир ван дер Вейден.
    Алтарь трёх волхвов.
    «Благовещение Марии».

    Рогир ван дер Вейден.
    «Благовещение».

    «Благовещение».
    1333.

    Сандро Ботичелли.
    «Благовещение».

    Симон Вуэ.
    «Благовещение».
    1632.

    Фра Беато Анджелико.
    «Благовещение».
    Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции.

    Фра Беато Анджелико.
    «Благовещение».

    Франческо дель Косса.
    Алтарь Благовещения.

    Ханс Мемлинг.
    «Благовещение».

    Хуберт ван Эйк.
    «Благовещение».
    Гентский алтарь.

    Ян ван Эйк.
    «Благовещение у церкви».

    Ян ван Эйк.
    «Благовещение».