Каким образом возникла и сформировалась греческая драма. Происхождение и виды древнегреческой драмы

Появлению драмы в Грециипредшествовалдлительныйпериод, на протяжении которого главенствующее место занимали сначалаэпос, а затем лирика. Все мы знаем богатый героический эпос - поэмы"Иллиада" и "Одиссея", дидактический (поучительный)эпос - поэмыГесиода (VII в. до н.э.); это произведения лирических поэтов VI в. до н.э.

Рождение греческой драмы и театра связанособрядовымииграми, которые посвящалисьбогам-покровителямземледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Такие обряды иногда превращались вкультовую драму.Например, в городе Элевсине вовремямистерий(таинств, на которых присутствовалилишьпосвященные)устраивались игры, во время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочериивозвращение Коры на землю.

Дионис (или Вакх) считался богомтворческихсилприроды; позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса служили растения, особенно виноградная лоза. Егочасто изображали в виде быка или козла.

На праздниках, посвященных Дионису, распевали нетолькоторжественные, но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры.

Из обрядовых игр и песен вчестьДионисавырослитрижанра древнегреческойдрамы: трагедия, комедияисатировскаякомедия (названная так по хору, состоявшему из сатиров).Трагедияотражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия - карнавально - сатирическую. Сатировская драма представлялась среднимжанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место напраздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.

Трагедия, по свидетельству Аристотеля, браланачалоотзапевал дифирамба, комедия - от запевал фаллических песен, т. е. песен, в которых прославлялись плодоносящие силы природы. К диалогу, который вели эти запевалы с хором,примешивались элементыактерскойигры, и миф как бы оживал перед участниками праздника.

Многое о происхождении греческой драмы могут сказать самислова трагедия и комедия. Слово трагедия происходит отдвухгреческих слов: трагос -"козел" и одэ -"песнь", т.е."песнькозлов".Это название вновь ведет нас к сатирам-спутникамДиониса, козлоногим существам,прославлявшим подвиги истраданиябога. Слово комедия происходит от слов комос и одэ. "Комос"- этошествиеподвыпившей толпыряженых, осыпавших другдругашуткамиинасмешками, на сельских праздниках в честьДиониса. Следовательно, слово комедия обозначает "песнь комоса".

Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты измифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Интерес зрителейсосредотачивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на тойобщественной и нравственной проблематике, котораяразворачиваласьвокруг всем известных эпизодов мифа. Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал своиэтические, философские, религиозные воззрения. Поэтому рольтрагическихпредставленийвобщественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.

Уже во второй половине VI в. до н.э.трагедиядостиглазначительного развития.Античная история передает, чтопервымафинским трагическим поэтом был Феспид (VIв.дон.э.). Перваяпостановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. До н.э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принятосчитатьгодом рождения мирового театра.

Феспиду приписывают усовершенствование масок и театральных костюмов. Но главным нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер, или, как его называли в Греции, Гипокрит ("ответчик"), мог обращаться к хорусвопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходудействияразличныхперсонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.

Таким образом, ранняя греческая трагедия была своеобразнымдиалогоммежду актеров и хором и по форме напоминала скорее кантану.

При этом, хотя количественно партия актера в первоначальнойдраме была невелика и главную роль играл хор,именноактерссамого своего появления стал носителем действенного, энергичного начала.

В комедии гораздо шире, чем в трагедии, кмифологическиммотивам примешивались житейские, которые постепенно сталипреобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису. Так, вовремякомосасталиразыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собойэлементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в переводезначит"подражание", "воспроизведение"; исполнителиэтих сценок также назывались мимами). Героями мимовбылитрадиционные маски народноготеатра: горе - воин, базарныйворишка, ученый- шарлатан, простак, дурачащий всех, и т.д. Песни комоса имимы - этоглавные истоки древней аттической комедии.

Возникшая из аттического комоса комедия V в. до н.э. была политической по своему содержанию. Она постояннозатрагивалавопросы политического строя, внешней политики Афинского государства, вопросы воспитания молодежи, литературной борьбы и др.

Злободневность древней аттической комедии усугублялась тем, что в ней допускалась полная свобода в карикатурномизображенииотдельных граждан, выводимых к тому же под своими подлиннымиименами (поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, Агафон, вождьафинскойдемократии Клеон, философ Сократ и другие - у Аристофана).При этом древняяаттическая комедия создает обычно образ неиндивидуальный, аобобщенный, близкий к маске народного комедийного театра. Например, Сократ в "Облаках" Аристофана наделен не чертамиреальноголица, но всеми свойствами ученого-шарлатана, одной из любимых масокнародных карнавалов. Такая комедия могла существоватьтольковусловиях афинской рабовладельческой демократии.

Своего наивысшего расцвета древнегреческоетеатральноеискусство достигло в творчестве трех великих трагиков V в.до н.э.-Эсхила, Софокла, Еврипида икомедиографаАристофана, деятельность которого захватывает и начало IV в. дон.э. Одновременно с ними писали и другие драматурги.Однако до насдошлитолько небольшие отрывки их произведений, а иногда лишь именаискудные сведения.

Эсхил (525-456 до н.э.). Его творчество связано с эпохой становления Афинского демократического государства. Это государство формировалось в период греко-персидских войн, которыевелисьснебольшими перерывами с 500 до 449 г. до н.э. и носили длягреческих государств-полисов освободительныйхарактер.

Эсхил происходил из знатного рода. ОнродилсявЭлевсине, близ Афин. Известно, что Эсхил принимал участие в сражениях приМарафоне и Саламине. Битву при Саламине он описал как очевидец втрагедии "Персы".Незадолго до своей смерти Эсхил отправилсянаСицилию, где и умер (в городе Геле).В надписи наегонадгробии, сочиненной, по преданию, им самим, ничего не говорится о нем как одраматурге, но сказано, что он проявил себя мужественным воином в сражениях с персами.

Эсхил написал около 80 трагедий и сатировских драм. До насдошли полностью только семь трагедий; из других произведений сохранились небольшие отрывки.

Трагедии Эсхила отражают основные тенденции его времени, теогромные сдвиги в социально-экономической и культурнойжизни, которые были вызваны крушением родового строяистановлениемафинской рабовладельческой демократии.

Мировоззрение Эсхила в основе своейбылорелигиозно-мифологическим. Он верил, что существует извечный миропорядок, который подчиняется действиюзаконамировойсправедливости. Человек, вольно или невольно нарушивший справедливый порядок, будет наказанбогами, и тем самым равновесие восстановится. Идея неотвратимостивозмездия и торжества справедливостипроходитчерезвсетрагедии Эсхила.

Эсхил верит в судьбу-Мойру, верит, чтоейповинуютсядажебоги. Однако к этому традиционномумировосприятиюпримешиваютсяи новыевзгляды, порожденныеразвивающейсяафинскойдемократией. Так, герои Эсхила- не безвольные существа, безоговорочно выполняющих волюбожества: человекунегонаделенсвободнымразумом, мыслит и действует вполне самостоятельно. Почтипередкаждым героем Эсхила стоит проблема выбора линии поведения. Моральная ответственность человека за свои поступки - дна из основных тем трагедий драматурга.

Эсхил ввел в свои трагедии второго актера и тем открылвозможность болееглубокойразработкитрагическогоконфликта, усилил действенную сторону театрального представления. Это былнастоящий переворот в театре: вместо старой трагедии, где партии единственного актера и хора заполняли всюпьесу, родиласьноваятрагедия, в которой персонажи сталкиваются на сцене друг с другом и саминепосредственно мотивировали свои действия.

Внешняя структура трагедии Эсхила сохраняетследыблизостик дифирамбу, где партии запевалы перемежались с партиями хора.

Почти все дошедшие до нас трагедии начинаются с пролога, в котором содержится завязка действия. Затемследует парод - песня, которую исполняет хор, вступая на орхестру. Далее идет чередование писодиев(диалогическихчастей, исполняемыхактерами, иногдапри участии хора) и стасимов (песен хора). Заключительная часть трагедии называется эксодом; эксод-это песня, исполняя которую хор покидает сцену. В трагедияхвстречаютсятакжегипорхема(радостная песня хора, звучащая, какправило, вкульминационныймомент, перед катастрофой), коммосы (совместные песни-плачи героев и хора), монологи героев.

Обычно трагедия состояла из 3-4 эписодиев и 3-4 стасимов. Стасимы разделяютсянаотдельныечасти-строфыиантистрофы, строго соответсвующие по структуре одна другой. Приисполнениистрофи антистрофхор двигался по орхестре то в одну, то в другую сторону.

Строфа и соответствующая ей антистрофа написаны всегда в одноми том же размере, а новые строфа и антистрофа- в другом. Такихпарв стасиме бывает несколько; их замыкает общий эпод (заключение).

Песни хораобязательноисполнялисьподаккомпанементфлейты. Кроме того, они нередко сопровождались танцами. Трагическийтанец назывался эммелейя.

Из дошедших до нашего времени трагедий великого драматурга особо выделяются следующие:"Персы"(472 г. до н.э.),гдепрославляется победа греков над персами в морском сражении при острове Саламине (480 г. до н.э.);"ПрометейПрикованный"- возможно, самаяизвестная трагедияЭсхила, повествующаяоподвигетитанаПрометея, подарившего огонь людям и жестоко заэтонаказанного; трилогия "Орестея" (458 г. до н.э.),известная тем, что единственный дошедший до нас полностьюобразецтрилогии, вкотороймастерство Эсхила достигло своего расцвета.

Эсхил известен как лучший выразительобщественныхустремлений своего времени. В своих трагедиях он показывает победу прогрессивных начал в развитии общества, в государственном устройстве, вморали. Творчество Эсхила оказало заметное влияние на развитиемировой поэзии и драматургии.

Софокл (496-406 до н.э.). Софокл происходил из зажиточнойсемьи владельца оружейной мастерской и получил хорошееобразование. Его художественная одаренность проявилась уже в раннемвозрасте: шестнадцати лет он руководил хором юношей, прославлявшемсаламинскую победу, а позжесамвыступалкакактервсобственныхтрагедиях, пользуясь большим успехом. В 486 г. Софокл одержал на конкурсе драматургов свою первую победу надсамимЭсхилом. Вообщевся драматургическая деятельность Софокла сопровождаласьнеизменными успехами: он ни разу не получал третьей награды - занимал чаще все - го первые и редко вторые места.

Софокл принимал участие и в государственнойжизни, занимаяответственные должности. Так, он был избранстратегом(военочальником) и вместе с Периклом участвовал в экспедициипротивострова Самоса, решившего отделится от Афин. После смерти Софокласограждане почитали его не только как великогопоэта, ноиодногоиз славных афинских героев.

До нас дошло только семь трагедий Софокла, написал же он их свыше 120. Трагедии Софокла несут в себе новыечерты. ЕслиуЭсхила главными героями были боги, то уСофокладействуютлюди, хотяи несколько оторванные от действительности. Поэтому о Софоклеговорят, что он заставил трагедию спуститься с неба наземлю. Основное внимание Софокл уделяет человеку, его душевным переживаниям. Конечно, в судьбах его героев ощущается влияние богов, даже еслионии не появляются по ходудействия, иэтибогитакжемогущественны, как и у Эсхила, - они могут сокрушить человека. Но Софоклрисует, прежде всего, борьбу человеказаосуществлениесвоихцелей, его чувства и мысли, показывает страдания, выпавшие на его долю.

У героев Софокла обычно такие же цельные характеры, как и угероев Эсхила. Сражаясь за свой идеал, они не знают душевныхколебаний. Борьба ввергает героев в величайшиестрадания, ииногдаони гибнут. Но отказаться от борьбы герои Софокла не могут, потомучто их ведет гражданский и нравственный долг.

Благородные герои трагедий Софокла тесными узами связаны с коллективом граждан:- этовоплощениеидеалагармоническойличности,который был создан в годы расцвета Афин.Поэтому Софокланазывают певцом афинской демократии.

Однако творчество Софокла сложно ипротиворечиво. Еготрагедии отразили не только расцвет, но и назревающий кризис полиснойсистемы, закончившейся гибелью афинской демократии.

Греческая трагедия в творчестве Софокла достигает своего совершенства. Софокл ввел третьего актера, увеличил диалогическиечасти комедии (эписодии) и уменьшил партиихора. Действиесталоболее живым и достоверным, так как на сценемоглиодновременновыступать и давать мотивировку своимпоступкамтриперсонажа. Однако хор у Софокла продолжает играть важную роль втрагедииичисло хоревтов было даже увеличено до 15 человек.

Интерес к переживаниям отдельной личности побудил Софокла отказаться от трилогий, где прослеживалась обычносудьбацелогорода. По традиции он представлял на состязания три трагедии, нокаждая из них была самостоятельным произведением.

С именем Софокла также связано введение декорационной живописи.

Наиболее известны трагедии Софоклаизфиванскогоцикламифов. Это "Антигона"(около 442 до н.э.),"Царь Эдип" (около 429до н.э.) и "Эдип в Колоне" (поставлен в 441г. дон.э., ужепосле смерти Софокла).

В основе этих трагедий, написанных и поставленных в разное время, лежит миф о фиванском царе Эдипе и о несчастьях, обрушившихся на его род. Сам того не зная, Эдип убивает своего отца и женится на своей матери. Через много лет, узнав ужаснуюправду, онвыкалывает себе глаза и добровольно отправляется в изгнание. Этачастьмифа легла в основу трагедии "Царь Эдип".

После долгих странствий, очищенный страданиями и прощенный богами, Эдипбожественнымобразомумирает: егопоглощаетземля. Это происходит в пригороде Афин, Колоне, и могила страдальцастановится святыней афинскойземли. Обэтомрассказываетсявтрагедии "Эдип в Колоне".

Трагедии Софокла явилисьхудожественнымвоплощениемгражданских и нравственных идеалов античнойрабовладельческойдемократии периода ее расцвета (Софокл не дожил дострашногопоражения афинян в Пелопоннесской войне 431-404 гг. до н.э.). Этимиидеалами были политическое равенство и свобода всех полноправныхграждан, беззаветноеслужениеродине, уважениекбогам, благородство стремлений и чувств, сильных духом людей.

Еврипид (около 485-406 до н.э.). Социальный кризис афинскойрабовладельческой демократии и обусловленная им ломкатрадиционных понятий и взглядов наиболее полно отразились в творчестве младшего современника Софокла-Еврипида.

Родители Еврипида, по-видимому, были зажиточными людьми, и онполучил хорошее образование. В противоположность Софоклу Еврипидне принимал непосредственного участиявполитическойжизнигосударства, однако он живо интересовался общественнымисобытиями. Его трагедии полны разнообразных политических высказываний инамеков на современность.

Большого успеха у современников Еврипиднеимел: завсюсвою жизньонполучиллишь5первыхнаград, причем последнюю - посмертно. Незадолго до смерти он покинул Афины и переехал ко двору македонского царя Архелая, где пользовалсяпочетом. В Македонии он и умер (за несколько месяцевдосмертиСофоклав Афинах).

От Еврипида дошло до нас полностью 18 драм (всего он написал от 75 до 92) и большое количество отрывков.

Драматург приблизил своих героев к действительности; он, посвидетельствуАристотеля, изображаллюдейтакими,"каковыониесть".Персонажи его трагедий, оставаясь, как и у Эсхила и Софокла, героями мифов, наделялисьмыслями, стремлениями, страстямисовременных поэту людей.

В ряде трагедий Еврипида звучит критика религиозных верований и боги оказываются более коварными, жестокими и мстительными, чем люди.

По своим общественно-политическим взглядам был сторонником умереннойдемократии, опоройкоторойонсчиталмелкихземлевладельцев. В некоторых его пьесах встречаются резкиевыпадыпротив политиков-демагогов: льстя народу, они добиваются власти, чтобыиспользовать ее в своих корыстныхцелях. ВрядетрагедийЕврипид страстно изобличает тиранию: господство одного человека над другими людьми вопреки их воле емупредставляетсянарушениеместественного гражданского порядка. Благородство, по Еврипиду, заключается в личных достоинствах и добродетели, а не в знатном происхождении ибогатстве. ПоложительныеперсонажиЕврипиданеоднократно высказывают мысль, что безудержное стремлениекбогатствуможет толкнуть человека на преступление.

Заслуживает внимание отношение Еврипида к рабам. Онсчитает, что рабство-это несправедливость и насилие, что природа у людей одна и раб, если у него благородная душа, ничуть не хуже свободного.

Еврипид часто откликается в своих трагедиях на события Пелопоннесской войны. Хотя он гордится военнымиуспехамисоотечественников, но в целом относится к войнеотрицательно. Онпоказывает, какие страдания несетвойналюдям, преждевсегоженщинамидетям. Война может быть оправдана только в том случае, если людизащищают независимость своей родины.

Эти идеи выдвигают Еврипида в число самых прогрессивныхмыслителейчеловечества.

Еврипид стал первым известным нам драматургом, в чьих произведениях характеры героев не только раскрывались, но иполучалисвое развитие. При этом он небоялсяизображатьнизкиечеловеческие страсти, борьбу противоречивых стремлений у одного и того жечеловека. Аристотель назвал его трагичнейшим из всех греческихдраматургов.

Слава пришла к Еврипиду после смерти. Уже в IV в.дон.э.его называли величайшим трагическим поэтом, итакоесуждениеонем сохранилось на все последующие века.

В эпоху эллинизма (VI-I вв. до н.э.) греческий театр классической поры претерпел существенные изменения, касающиеся идраматургии, иактерскогоисполнения, иархитектурытеатральногоздания. Эти изменения связаны с новыми историческими условиями.

В театре эллинистической эпохи по-прежнему ставятсякомедиии трагедии. Но от трагедий IV в. до н.э. сохранились лишьнебольшие фрагменты, и, по-видимому, художественные достоинства эллинистической трагедии были невелики. Гораздо больше данных имеется для суждения о комедии, так как до дошли целиком одна пьесаинесколько отрывков из других пьес крупнейшего комедиографа того времени - Менандра.

Комедию эллинистической эпохи называютновойаттической(или новоаттической) комедией. Время еерасцвета - конецIV-IIIв.До н.э. Вновойаттическойкомедиипо-своемуотразилисьизменения, происшедшие в общественно-политической жизни Греции к середине IV в. до н.э. На смену представлений о божественноммиропорядке и вере в конечное торжество справедливости приходитубеждение во всемогуществе случая. Жизнь человека, его личноесчастье, общественное положение-все зависит отволислучая. Случайопределяет возникновение и решение конфликтов и в самой комедии, которая ставит своей задачей воспроизводить современную ейжизньтольков плане семейно-бытовых отношений. Большую роль в новой комедиииграет мотив любви.

Авторы новой аттической комедии широко использовалипсихологическую теорию ученика Аристотеля Теофраста, согласнокоторойвсе свойства характера проявляются во внешности человека и в его поступках. Физиогномические описания Теофраста несомненно влияли и на оформление масок, помогавшим зрителям распозноватьтотилииной персонаж.

В новой комедии заметно влияниеЕврипида. Близостьмногихего героев к жизни, раскрытие их душевных переживаний - вотто, чтоновая комедия взяла у Еврипида.

Основной особенностью новой комедии было отсутствиехора, который был бы органически связан с развитием действия, - хорвыступал только в антрактах. В прологе новой комедии давалось краткое изложение событий, что должно было помочь зрителю разобраться всложной интриге.

Другой особенностью новой комедии балаеегуманно-филантропическая направленность. В лучших произведениях проводилисьпередовые идеи эллинистической философии. Несмотря на отсутствие политической тематики, в новой комедии получали отражениятакиеважные проблемы, как методы воспитания, отношение к женщине, к представителям различных сословий, к чужестранцам. Причем постоянно проповедовались более мягкие, более гуманные отношения между людьми.

Новая аттическая комедия пользовалась огромным успехом у публики. Зрителей привлекало то, как разрабатывается даже банальныйсюжет или привычная маска: пружиной действия стала ловкоустроенная интрига, развитие которой велось тонко и искусно.

Драма появляется вклассический период древнегреч. л-ры. Ей предшествует длительное господство эпоса (см. у Аристотеля в «Поэтике» сопоставление эпоса и драмы), а затем лирика. Рождение греч. драмы и театра связано с обрядовыми играми в честь богов-покровителей земледелия: Деметры, ее дочери (город Элевсин – родина культовой драмы в честь Деметры – элевсинские мистерии – таинства, куда допускались лишь посвященные), а также Диониса – бога животворящих сил природы, бога виноделия, затем – бога театра. Участники праздничного шествия в честь Диониса изображали его козлоподобных спутников – сатиров. Из обрядовых песен (дифирамб – жанр хоровой лирики, непосредственно связанный с культом Диониса) и игр в честь Диониса возникли три жанра: 1) трагедия (букв. «песнь козлов») отражала серьезную сторону дионисийского культа, культа умирающего (уходящего) и возвращающегося (воскресающего) бога, его подвигов и страданий; 2) комедия («комос» и «оде» – «песнь комоса», т.е. толпы гуляк, ряженых на сельских празднествах в честь Диониса) отражала карнавально-сатирическую часть культа; активно впитывала житейские мотивы, которые затем возобладали над мифологическими: разыгрывались сценки бытового и сатирического, пародийного характера - элементарная форма народного балаганного театра, «мимы» - букв. «подражание, воспроизведение», исполнители – тоже мимы; 3) сатировская драма - пьеса из жизни сатиров, ее ставили как заключение к представлению трагедии (потребность в «смеховом дублере»). (Драма сатиров – комическая пьеса на мифологический сюжет, в которой хор состоял из сатиров). Трагедия, по свидетельству Аристотеля, берет начало от запевал дифирамбов (букв. значение слова дифирамб - «дважды рожденный», т.е. Дионис); комедия – от запевал фаллических песен, т.е. песен, славящих плодоносящие силы природы.

Дионисии – 4 раза в год: декабрь, январь, февраль, март. Театральное представление – 4 дня; 3 дня разыгрывались тетралогии – 3 трагедии + сатировская драма; 1 день – комедии. Практически все взрослое население смотрит представление. Устройство театра – театрон – места для зрителей – полукругом, поднимаются уступами вверх. Орхестра – площадкадля представления внизу. Скене – сооружение для переодевания актеров. Проскений – колоннада перед скеной. Параскении. Эккиклема – специальная площадка на колесах (показать события внутри дворца)

Структура текста трагедии: пролог, пАрод, стасим, эписодий, коммОс, эксод. Эписодии – диалогические сцены. Отмечают симметричный характер парода и стасимов: строфы - антистрофы. Симметричные строфы могут заключаться эподом, песенным заключением. (Эпод – заключительная часть стасима). Коммос – совместная вокальная партия солиста и хора. Эксод – уход хора в торжественном (или погребальном шествии).



Трагедия брала сюжеты из мифов, известных зрителю (Троянский цикл вместе с судьбами дома Атридов, фиванский, подвиги Геракла, поход «Арго»). Поэтому интерес не к фабуле, а к ее трактовке и нравственной проблематике, связанной с теми или иными эпизодами мифов. Миф становится вместилищем этической, философской, общественно-политической, религиозной проблематики. На первый план в мифах стали выдвигаться не эпические подвиги и не аристократическая доблесть (культ Диониса – демократичен по своей сути), но страдания. Трагедия развивается с 6 в. до н.э. Первым трагиком был Феспид («повозка Феспида» - метафорическое обозначение истоков театра), 534 г. до н.е. – год рождения мирового театра. Феспид выделил из хора 1 исполнителя, актера.

Затем появился второй и третий актер. Одновременно – три актера могут быть на сцене. Хор – от 12 до 15 человек.

Эволюция древнегреческой трагедии: Эсхил, Софокл, Еврипид.

Эсхил – самый древний трагик, «отцом трагедии» его называли еще в античности. Сам говорил о своем творчестве как «крохах с пиршества Гомера». Ввел второго актера. Пьесы Эсхила (сохранилось 7 из примерно 90) – ранние образцы жанра, отсюда их архаический характер: мало динамики действия, значительны по объему партии хора, придающие трагедиям монументально-патетическое звучание. Общее впечатление от творчества Эсхила – впечатление движения мира от Хаоса к Космосу, космизация Хаоса (стиль Эсхила – архаическая космография). Но грядущая гармонизация мира приобретается дорогой ценой, ценой страдания. Показательна в этом отношении трагедия «Прометей прикованный». Очевидно, это часть трилогии (Эсхил предпочитал принцип трилогии, сохранилась его «Орестея» - три связанных между собой части трагедии о событиях в доме Атридов); в связи с сохранившимся «Прометеем прикованным» ученые полагают, что существовал и «Прометей - огненосец», и «Прометей освобожденный». (Поэты последующих веков неоднократно обращаются к образу Прометея – по Марксу, «самого благородного святого и мученика в философском календаре» - см. у Гете, Шелли, Байрона и др.)

З трактату В.Гюго «Вільям Шекспір»

Інший геній, Есхіл, осяяний незнаним йому духовним провістям, не відаючи про самозречення біблійного Йова, стихійно доповнив його бунтом Прометея: великий урок став воістину всеосяжним і людський рід, що завдяки Йову усвідомив свій обов’язок, побачив у Прометеї втілене право. Якийсь незримий жах розлитий по всьому доробку Есхіла: глибоко захована потвора таїться десь за спиною його героїв, які живуть у світлі дня. У нього двоє Каїнів, Етеокл і Полінік, у «Книзі Буття» - лише один. Хмара Океанід лине, немов сполошена пташина зграя. Есхіл не дотримується жодної зі звичних нам пропорцій. Він – хмурний, суворий, схильний до крайнощів, нездатний оминати гострі кути, майже безжальний: краса його творінь нагадує радше чари диких квіток, що ростуть на безлюдді. Евменіди відвідують його частіше від німф; він – з породи титанів, він обирає найпохмуріших з-поміж богинь і готовий знову розпочати наступ на твердині вискочня Юпітера. Якби його творіння дійшли до наших днів у повнім обсязі, ми мали б щось подібне до грецької Біблії. Складається враження, ніби він давніший за самого Гомера… Майже весь доробок Есхіла був поглинутий чорною ніччю, яка затопила людську пам’ять, якщо згадати, що 90 його творінь загинуло назавжди, що з 100 його величних творів до нас дійшло тільки 7 драм, доводиться вражено дивуватися тому, що бачимо ми у цього генія і з розпачем гадати про те, чого вже не побачимо. Есхіл –геній, оповитий темрявою; по самі плечі занурений у порох століть, ми бачимо лише його голову, та він, самотній велет, і в такому вигляді неменший зростом від сусідніх богів, які стоять на своїх п’єдесталах. Того, що лишилося, досить для найбільшої слави. Те, що поглинула ніч, додає незнаного цій величі.

СОФОКЛ (496-406 гг. до н.э.)

Участвовал в 30 состязаниях, 24 раза был первым, в ост.случаях – вторым. Из 123 пьес сохранились 7.

Если у Эсхила персонажи нередко выступают как орудие богов, внешних сил, то у Софокла человек более свободен. У Софокла мойра (буквальный перевод – удел, надел – наш надел в мироздании) справедлива, она просто действует как закон причинных связей, равнодушный к внутреннему миру человека. Свершилось преступление, сознательно или невольно, оно – реальный факт и влечет за собой столь же реальные последствия. Здесь источник античного terror fati – страха судьбы, немыми свидетелями которого остались маски греческого театра. Но хотя судьба побеждает Эдипа внешне, внутренне же он остался свободным, наделенным нравственной волей человеком, скорби и муки очищают его. Нравственные обязательства выполнены до конца.

Главное противоречие, конфликт – рок и свободная воля человека. Рок наносит Эдипу 4 удара (по Андре Боннару). 1-й – Тиресий, «питомец вечной ночи», «все постигающий Тиресий». Слова тире сия Эдипу: «Как страшно знать, когда от знания / Нет нам пользы»; «Хоть зорок ты, а бед своих не видишь»; «Сей день родит и умертвит тебя»; «Зришь ныне свет, но будешь видеть мрак». Второй удар – Иокаста. Ее вина как трагической героини – не верит пророчествам. Смятение Эдипа. Хор: «И мы трепещем: так взирают люди/ На кормщика, испуганного бурей». Третий удар, кульминация – приход Вестника (эвфорб) из Коринфа. Дерзость Эдипа: «Я сын судьбы, дарующей нам благо / И никакой не страшен нам позор». Четвертый – очная ставка раба и Вестника. Стройность композиции – каждый новый персонаж ведет действие к разоблачению преступления, к признанию виновности самим героем. Главное средство индивидуализации персонажа в античном понимании служит уникальность ситуации, в которую его ставит драматург.

Афинская демократия сочетала веру в божественный промысел и необходимость самостоятельных решений, колебавших эту веру История свидетельствует о недоверии к вождям, демократией же выдвинутым (Писистратиды, Мильтиад, Фемистокл, Кимон, Перикл). Недолговечно то равновесие общественного и личного, которое обеспечило грандиозный взлет Афин. Заблуждение составляет удел людей перед лицом все ведающих богов. За действиями смертных скрывается некая непостижимая воля.

«Эдип-царь» проанализирован в Аристотелевой «Поэтике» (см.текст Аристотеля).

Важнейшие идеи «Поэтики» Аристотеля, впервые обратившегося к теоретической рефлексии по поводу литературы – мимесис (подражание) как рациональная основа возникновения искусства;катарсис (очищение)– эмоциональная; (КАТАРСИС – «умиротворяющая завершенность» (Гете). В.Е.Хализев: «Будучи художественно осмыслена в свете высших ценностей, реальность с ее противоречиями и негативными явлениями способна обнаруживать некую просветляющую, гармонизирующую энергию. Очищение, примирение, утешение, которые несет искусство, Аристотель назвал катарсисом. Понятие о катарсисе сохраняет свое значение и в нашем столетии. Так, Л.С.Выготский утверждал, что катарсис является своего рода «разрядкой» - освобождением от негативной эмоции, которую способен вызвать предмет изображения. Обсуждая творчество Гете, Д.Лукач утверждал, что катарсис знаменует не только примирение и успокоение, но и возбуждение нравственного импульса. Он говорил о «катарсически-этическом» воздействии искусства). Важна для «Поэтики» идея о разграничении жанров по способу подражания действительности. Аристотель пишет, что поэзия философичнее истории: история – о том, что было, поэзия – о том, что могло бы быть . Ученый предпринимает сопоставление эпопеи и трагедии в пользу последней как более совершенного жанра. (Кстати, о трех единствах как жестком правиле драматургии впервые напишет итальянский теоретик литературы Кастельветро в 1570 г. – у Аристотеля этого жесткого предписания нет). Трагедийная фабула связана с движением событий от счастья к несчастью, от незнания к знанию через перипетию (резкий переход). В «Поэтике» изложена также концепция трагического героя – это человек скорее лучший, нежели худший; он попадает в беду вследствие какой-то ошибки, а не вследствие своей порочности; он не до конца виновен (преступления Эдипа не преднамеренны), но и не совсем безвинен (носитель трагической вины). Участь такого героя вызовет страх и сострадание, приведет к катарсису (обеспечит нравственное воздействие произведения искусства в процессе вызванного им сопереживания).

Интересная трактовка трагедии Софокла «Царь Эдип» принадлежит Сергею Аверинцеву (работа «К истолкованию символики мифа об Эдипе» ). Судьба Эдипа, пишет ученый, слагается из двух моментов – бессознательно совершенного преступления и сознательно принятого наказания. Вначале он – герой и слепо, бессознательно действует, выполняя волю рока – при этом он опьянен своей мудростью, славой, властью. Когда он становится из героя страдальцем , его страдание – первое сознательно совершаемое дело. Чтобы прозреть, ему нужно ослепить себя. Преступление Эдипа двусоставно: отцеубийство и кровосмешение, причем отцеубийство – лишь предпосылка инцеста. Брак с матерью имел в античной онирокритике (толковании снов) четко фиксированный смысл: властитель в своем отношении к родине-матери переходит от роли гражданина-сына к роли повелителя-супруга (узурпация власти=инцест). Своеволие тирана высвобождается от всех запретов, как в сонном забытье.Мотив инцеста выявлял связь не только с символикой власти, но и с символикой знания, причем знания сокровенного, запретного, экстраординарного. Кровосмешение приобретает характер сакрального обряда, оно запретно и страшно, но ведь и тайны богов тоже запретны и страшны. Такова символическая связь между инцестом и знанием. Экстраординарное знание Эдипа, через которое он добывает себе экстраординарную власть, доказано перед лицом мифического существа, именуемого сфинксом (у греков это существо женского пола – сфинга) . Есть некая приравненность сфинги и Иокасты; разгадка – условие брачной ночи, ее аналог (см. в фольклоре – невеста, загадывающая загадки претендентам). Когда разгадка выговорена, обе уходят через самоубийство. Проникновение в интеллектуальную тайну необходимо для проникновения в запретную плотскую тайну. Символическая перспектива приравнивает идею власти и идею знания к мотиву инцеста. Эдип убивает отца у скрещения трех дорог: линия, ведущая к идее инцеста, к идее власти, к идее знания. В эпоху Средневековья Августин (один из отцов церкви) будет судить античность за три порока: libido carnalis, dominandi, curiositas (лат. - влечение плотское, влечение господствовать, влечение знать). Все три пути приводят Эдипа к самообожествлению, к нарушению границ между божеским и человеческим. При этом знание Эдипа разоблачает себя как тягчайшее незнание. (Трагедия рока=трагедия незнания). Расправа Эдипа над своими глазами – разоблачитель видимости и созерцатель сущности должен быть слеп (как Тиресий, Гомер, Демодок, Демокрит) – зрение обращается вовнутрь, это мудрость самопознания.

Софокл, по его словам, изображал людей такими, какими они должны быть (это нормативность классики; у скульптора Фидия, современника Софокла – нормативность пластическая).

Старшие жанры – трагедия, эпос, элегия. Младшие жанры - комедия, эпиллий, эпиграмма; в них – бытовая тематика.

Происхождение древнегреческой драмы и театра. Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос, а затем лирика Илиада, Одиссея, произведения лирических поэтов VI в. до н.э Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам- покровителям земледелия Деметре, ее дочери Коре, Дионису.

Такие обряды иногда превращались в культовую драму.

Дионис или Вакх считался богом творческих сил природы позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса служили растения, особенно виноградная лоза. Его часто изображали в виде быка или козла. На праздниках, посвященных Дионису, распевали не только торжественные, но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры.

Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы трагедия, комедия и сатировская комедия названная так по хору, состоявшему из сатиров. Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия - карнавально-сатирическую. Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.

Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами слова трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов трагос - козел и одэ - песнь, т.е. песнь козлов. Это название вновь ведет нас к сатирам-спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Слово комедия происходит от слов комос и одэ. Комос - это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса.

Следовательно, слово комедия обозначает песнь гуляк. Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.

Уже во второй половине VI в. до н. э. трагедия достигла значительного развития. Античная история передает, что первым афинским трагическим поэтом был Феспид VI в. до н. э. .Первая постановка его трагедии состоялась весной 534 г. до н. э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра. Феспиду приписывают усовершенствование масок и театральных костюмов. Но главным нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различных персонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее. Таким образом, ранняя греческая трагедия была своеобразным диалогом между актеров и хором.

При этом, хотя количественно партия актера в первоначальной драме была невелика и главную роль играл хор, именно актер с самого своего появления стал носителем действенного, энергичного начала. В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису.

Так, стали разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами в переводе значит подражание, воспроизведение исполнители этих сценок также назывались мимами. Героями мимов были традиционные маски народного театра горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех, и т.д. Комедия V в. до н. э. была политической по своему содержанию.

Она постоянно затрагивала вопросы политического строя, внешней политики Афинского государства, вопросы воспитания молодежи, литературной борьбы и др. Злободневность древней аттической комедии усугублялась тем, что в ней допускалась полная свобода в карикатурном изображении отдельных граждан, выводимых к тому же под своими подлинными именами поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, Агафон, вождь афинской демократии Клеон, философ Сократ и другие - у Аристофана. При этом древняя аттическая комедия создает обычно образ не индивидуальный, а обобщенный, близкий к маске народного комедийного театра.

Например, Сократ в Облаках Аристофана наделен не чертами реального лица, но всеми свойствами ученого-шарлатана, одной из любимых масок народных карнавалов. Такая комедия могла существовать только в условиях афинской рабовладельческой демократии.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Театр в мировой литературе

Из столетия в столетие миллионы людей наслаждаются изображениями прекрасных человеческих тел на полотнах Рафаэля. Но изображение Христа, распятого и страдающего, не предназначено для.. Конечно, это во многом верно нередко точность, узнаваемость того, что изобразил художник, поразительна.Но вряд ли..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Лирика и рабовладельческое общество.

Являясь излиянием индивидуальной души, лирика уже по самому своему существу во всякой литературе оказывается необходимо связанной с большим развитием субъективной жизни, а это предполагает большую самостоятельность личности и, следовательно, уже ослабление связи ее с родовым коллективом. Выходом из противоречий родового общества явилось в Греции общество рабовладельческое. Значит, и лирика, классического периода была существенно связана с зарождением и развитием этого нового общества.

Лирические настроения этой огромной эпохи были ограничены либо описанием физических, физиологических состояний человека, либо борьбой аристократии и демократии внутри полиса, либо борьбой между такими же полисами, либо борьбой всей полисной Греции против деспотического Востока. Это была огромная арена для всякого рода лирических излияний. Но ожидать здесь погружения поэта в бездонные глубины личности либо ухода в бесконечные искания мы никак не можем, поскольку такого рода лирика предполагает уже выход за пределы рабовладельческой культуры и связь с другими общественными формациями, предоставляющими личности большую свободу, чем та, на которую было способно рабовладение.

Победа личности над родом и рождение драмы.

Античная лирика классического периода не может быть связана с полной победой личности. Лирика здесь - продукт излияния личности самостоятельной, но еще не подчинившей себе родового коллектива, а пока только фактически освободившейся от него. Личность должна была пережить и внутренне переработать, сделать для себя понятной самую основу родовой жизни. Для этого античное сознание должно было пройти через могущественное влияние культа Диониса, который как раз и давал ощущение безликой всепорождающей и всепоглощающей мировой судьбы. Вот почему только дифирамб, посвященный как раз Дионису, приводил античную лирику в соответствие с окончательно победившим демократическим обществом; все же прочие виды лирики возникали пока еще в результате борьбы личности за свою власть над родом, а не из факта окончательной над ним победы.

Отдельная личность, возникшая из рода и противопоставившая себя ему, наконец побеждает и начинает господствовать над ним. Пройдя через оргиастическую религию Диониса, человек перестает извне созерцать непонятный миф, но противостоит ему в качестве самостоятельно изливающейся души. Это значит, что миф переживается поэтом внутренне и драматически.

Таким образом, будучи вначале прямой антитезой эпосу, лирика, развиваясь все больше и больше, дошла до поглощения эпического мифа вместе с присущим ему объективным действием и объективной действительностью, создав тем самым все предпосылки для возникновения драмы.

Не будем подробно останавливаться на первобытной драме, которая сопровождает собой почти всякое обрядовое действие в первобытном обществе и которая еще не выделилась из общих трудовых процессов, магии, быта и вообще из социальной области тогдашней культуры. Но уже в крито-микенскую эпоху (вторая половина II тысячелетия до н.э.) художественный элемент первобытной драмы имел тенденцию превратиться в самостоятельное театрально-зрелищное представление.

Однако драма как самостоятельное художественное произведение зародилась только в Греции, и притом не раньше VI в. до н.э., и воплотилась в форме трагедии и комедии. Ведь драма предполагает большую самостоятельность человеческой личности и столкновение личностей между собой, равно как и столкновение личностей с природой или обществом. Это могло появиться в Греции только в связи с восхождением и утверждением демократического общества. Та личность, которая некогда выделилась из родовой общины, должна была овладеть стихийной силой рода, уметь внутренне понимать животворящие творческие силы мира природы. Вот тут-то и пригодился относящийся, конечно, еще к первобытным временам культ таких божеств, который по преимуществу был обобщением именно этих творческих процессов.

Подобного рода божеств всегда было очень много на всей территории первобытного мира. Но в период зарождения и восхождения греческой демократии таковым божеством оказался Дионис, культ которого из негреческих местностей Фракии на севере, Малой Азии на востоке и Крита на юге пронесся буйным вихрем по всей -Греции в течение VII-VI вв. до н.э.

Этот оргиастический культ поражал воображение тогдашних греков. Участники культа сами представляли себя Дионисом, который имел еще другое имя - Вакха, и потому назывались вакханками и вакхантами. А так как Дионис был не чем иным, как обобщением творчески производительных процессов природы и общества, то он мыслился воплощенным в каждом живом существе, которое представлялось растерзанным и потом воскресающим, наподобие самого божества. Это, несомненно, способствовало зарождению и росту разного рода представлений о борьбе одной индивидуальности с другой, то есть зарождению и росту драматического понимания жизни.

Дионисийский восторг и оргиазм по самой своей природе разрушил всякие перегородки между людьми, и потому прежняя родовая и аристократическая знать в отношении этого нового божества оказывалась уже на одном уровне с низшими слоями населения. Вот почему религия Диониса с самого начала вступила в конфликт с прежними, аристократическими олимпийскими богами и быстро одержала победу над ними, а сам Дионис представлялся теперь уже сыном Зевса и тоже помещался на Олимпе, к которому он раньше не имел никакого отношения. Следовательно, основной источник греческой драмы периода восходящей демократии коренился прежде всего в глубочайшей дионисийской реформе прежней олимпийской, и в частности гомеровской, мифологии. Известно, что именно правители VI в. до н.э. насаждали культ Диониса в своих странах. Так, например, афинский тиран Писистрат, опиравшийся на демократические слои и проводивший антиаристократическую политику, учредил в Афинах праздник Великих Дионисий, и именно при Пи-систрате была поставлена в Афинах первая трагедия. Другой тиран Клисфен, правивший в городе Сикионе, передал Дионису праздник, справлявшийся раньше в честь местного героя Адраста.

Путь от культа Диониса к греческой классической трагедии как к произведению художественному был очень сложен и длинен, хотя пройден он был в Греции с неимоверной быстротой, как неимоверно быстро прошел и сам классический период греческой литературы.

Древнегреческий театр.

Театральные представлениякоторые выросли на основе культа Диониса, всегда имели в Греции массовый и праздничный характер. Развалины древнегреческих театров поражают своими, рассчитанными на несколько десятков тысяч посетителей. История древнегреческого театра хорошо прослеживается на так называемом театре Диониса в Афинах, раскинувшемся под открытым небом на юго-восточном склоне Акрополя и вмещавшем приблизительно 17 тыс. зрителей. В основном театр состоял из трех главных чси_1сы. ^^.^,ынры дл/i ^ри и _д,.*.г.., . , .. ., ником Дионису посредине, мест для зрителей (театр, то есть зрелищные места), в первом ряду которых было кресло для жреца Диониса, и скены, то есть строения позади орхестры, в котором переодевались актеры. В конце VI в. до н.э. орхестра была круглой, плотно утрамбованной площадкой, которую окружали деревянные скамьи для зрителей. В начале V в. деревянные скамьи были заменены каменными, спускавшимися полукругом по склону Акрополя. Орхестра, на которой был хор и актеры, стала подковообразной (возможно, что актеры играли на небольшом возвышении перед скеной). В эллинистическое время, когда хор и актеры не имели уже внутренней связи, эти последние играли на высокой каменной эстраде, примыкавшей к скене - проскении,- с двумя выступами по бокам, так называемыми параскениями. Театр отличался замечательной акустикой, так что тысячи людей без труда могли слышать актеров, обладавших сильными голосами. Места для зрителей охватывали полукругом орхестру и были поделены на 13 клиньев. По бокам проскения находились пароды - проходы для публики, актеров и хора. Хор при постановке трагедии состоял сначала из 12, затем из 15 человек во главе с корифеем - главой хора, разделяясь на два полухора, выступая с песней и танцами, изображая близких к главным героям лиц, мужчин или женщин, одетых в соответствующие действию костюмы. Трагические актеры, число которых постепенно возросло от одного до трех, играли в чрезвычайно красочных, великолепных костюмах, увеличивая свой рост котурнами (обувь с толстыми подошвами наподобие ходуль) и высокими головными уборами. Размеры туловища искусственно увеличивались, на лица надевались ярко раскрашенные маски определенного типа для героев, стариков, юношей, женщин, рабов. Маски свидетельствовали о культовом происхождении театра, когда человек не мог выступать в своем обычном виде, а надевал на себя как бы личину. В огромном театре маски были удобны для обозрения публики и давали возможность одному актеру играть несколько ролей. Все женские роли исполнялись мужчинами. Актеры не только декламировали, но и пели и танцевали. По ходу действия употреблялись подъемные машины, необходимые для появления богов. Были так называемые эккиклемы - площадки на колесах, которые выдвигались на место действия для того, чтобы показать происшедшее внутри дома. Употреблялись машины также и для шумовых и зрительных эффектов (гром и молния). На передней части скены, обычно изображавшей дворец, было три двери, через которые выходили актеры. Эта часть скены расписывалась различными декорациями, постепенно усложнявшимися с развитием театра.

Публика - все афинские граждане - получала с конца V в. до н.э. от государства специальные зрелищные деньги для посещения театра, в обмен на которые выдавались металлические номерки с указанием места. Так как представления начинались с утра и продолжались в течение всего дня (ставилось три дня подряд по три трагедии и одной сатировской драме), то публика приходила, запасшись едой.

Драматург, написавший тетралогию или отдельную драму, просил у архонта, ведавшего устройством праздника, хор. Архонт поручал избранному из числа богатых граждан хорегу, обязанному в качестве государственной повинности набрать хор, обучить его, оплатить и устроить по окончании празднества пир. Хорегия считалась почетной обязанностью, но вместе с тем была весьма обременительной, доступной лишь богатому человеку.

Из числа 10 аттических фил избирались судьи. После трехдневных состязаний пятеро из этой коллегии, выбранных по жребию, высказывали окончательное решение. Утверждались три победителя, получавшие денежную награду, но венки из плюща вручались только одержавшим первую победу. Актер-протагонист, игравший главную роль, пользовался большим почетом и даже исполнял государственные поручения. Второй и третий актеры целиком зависели от первого и получали от него плату. Имена поэтов, хорегов и актеров-протагонистов записывались в особые акты и хранились в государственном архиве. С IV в. до н.э. было постановлено вырезать имена победителей на мраморных плитах - дидаскалиях, обломки которых дошли до нашего времени. Сведения, которыми мы пользуемся из сочинений Витрувия и Павсания, относятся в основном к театру эллинизма, поэтому некоторые моменты древнейшего состояния театральных построек в Греции не отличаются четкостью и определенностью.

ГРЕЧЕСКАЯ ДРАМА
У всех первобытных народов существовали религиозные ритуалы и эпические предания, ставшие источниками драмы, однако греки были первыми, кто придал примитивным представлениям высокоразвитую драматическую форму. Золотым веком греческой драмы был 5 в. до н.э. Город-государство Афины переживал пик политического, экономического и художественного развития. Драмы ставились и в других областях Греции, но афинская, или аттическая, драма отличалась особой утонченностью и изысканностью. Представления устраивались трижды в год на праздниках, посвященных Дионису, - Великие Дионисии (в марте - апреле по нашему календарю), Ленеи (в январе - феврале) и Сельские Дионисии (в декабре - январе). Главным праздником были Великие Дионисии, на них каждый поэт-трагик представлял три трагедии и сатировскую драму - короткий фарс, в котором партию хора исполняли сатиры, козлоногие спутники Диониса. Комический поэт представлял одну комедию. Спектакли устраивались в больших открытых театрах. Театр состоял из скены - палатки, где переодевались актеры (она же служила декорацией); орхестры - круглой площадки, на которой выступали актеры и хор, и полукруглого амфитеатра, где размещались зрители. В спектакле всегда принимал участие хор, число его участников варьировалось: у Софокла их было 15, у Аристофана - 24. В драме никогда не участвовало больше трех актеров, так что каждый исполнял несколько ролей. Женские роли исполняли мужчины. В трагедиях актеры были одеты в длинные, богато украшенные хитоны. Комические актеры надевали короткие туники, их костюмы часто имели гротескный или фантастический характер. Маски помогали узнавать персонажей и усиливали звук с помощью раструба во рту. Благодаря маскам с крупными, выразительными чертами и котурнам, обуви на очень толстой подошве, актеров было хорошо видно со всех рядов огромного амфитеатра. Слово "трагедия" в переводе с греческого значит "козлиная песнь". Происхождение названия, возможно, связано с жертвоприношением козла, сопровождавшемся ритуальными танцами. Поэтика Аристотеля (384-322 до н.э.) является главным источником сведений о греческой драме. Аристотель полагал, что трагедия произошла от древних дифирамбов - гимнов, которые хор исполнял в честь Диониса. Считается, что литературную форму для декламации придал дифирамбу поэт Арион (ок. 600 до н.э.). По-видимому, греческая драма 5 в. до н.э. имеет ритуальное происхождение. Трагедия состоит из пролога, партий хора, эписодиев и эксода. Пролог предшествовал появлению хора. Выходя на орхестру, хор исполнял парод; партии хора по ходу действия назывались стасимами. Эписодии - это диалоги актеров между партиями хора. Песнь хора, завершавшая трагедию, называлась эксод. В плачах, т.н. коммосах, партии хора и актеров могли чередоваться, как, например, в Хоэфорах Эсхила. Поэт Феспид (6 в. до н.э.) признан первым, кто поставил трагедию, в которой актер был отделен от хора. Платин (ок. 534 до н.э.) первым сочинил сатировскую драму, но от его пьес сохранился лишь один фрагмент. Другим известным трагиком был Фриних, впервые завоевавший победу в 511 до н.э. Названия и сохранившиеся фрагменты его трагедий указывают на то, что в их основе лежали не только мифологические сюжеты, но и недавние исторические события. Один из величайших писателей Древней Греции Эсхил (525-456 до н.э.) сократил роль хора, ввел второго актера и сделал диалог главной частью трагедии. Возможно, именно Эсхил первым объединил три трагедии, представляемые на Великих Дионисиях, в трилогию, так что они стали по существу тремя актами трагедии с единым сюжетом. Эсхил 13 раз побеждал на драматических состязаниях. Сохранились лишь 7 из 90 написанных им трагедий: Персы, Семеро против Фив, Просительницы, Прикованный Прометей и трилогия Орестея, в которую входят Агамемнон, Хоэфоры и Эвмениды. В Просительницах заметно, что в ранней аттической трагедии хор играл главную роль. Героини трагедии - 50 дочерей Даная (Данаиды), бежавшие от ненавистных женихов из Египта в Грецию. Персы - единственная дошедшая трагедия, действие которой связано не с мифом, а с историческим событием - победой греков у Саламина в 480 до н.э. В Прикованном Прометее титан Прометей побежден и за самонадеянность наказан Зевсом, новым верховным божеством. Семеро против Фив - третья часть не сохранившейся трилогии, в которой рассказывается о борьбе за фиванский престол Этеокла и Полиника, сыновей Эдипа. Трилогия Орестея - шедевр Эсхила. В первой части, Агамемноне, рассказывается о возвращении царя Агамемнона с войны и его гибели от руки собственной жены Клитемнестры и ее любовника Эгисфа. В Хоэфорах сын Агамемнона, Орест, мстит за смерть отца. В Эвменидах Ореста преследуют богини-мстительницы Эринии. В конце трагедии его оправдывает учрежденный богиней Афиной суд ареопаг. Трагедия посвящена одновременно нескольким темам: победе мудрых и милосердных богов над богинями слепой мести; появлению цивилизованного суда взамен примитивного судилища; отмене родового проклятия. Второй великий греческий трагик, Софокл (496-406 до н.э.), больше интересовался внутренним миром человека, нежели волей богов в его судьбе. Софокл уменьшил роль хора и ввел третьего актера. Драматург одержал более 20 побед и написал свыше 110 трагедий, из которых сохранилось 7: Аякс, Антигона, Царь Эдип, Трахинянки, Электра, Филоктет, Эдип в Колоне. Три из них посвящены семье царя Эдипа. Человеку не дано понять те непостижимые силы, что влияют на его судьбу (Царь Эдип). Всесильного Эдипа преследует рок, над которым он не властен, сам же он стремится узнать истину, чего бы это ни стоило. В Эдипе в Колоне царь предстает старым слепым странником, которого сопровождает лишь его дочь Антигона. Он находит убежище в Афинах, где умирает, благословляя этот край и проклиная своих враждующих сыновей, Этеокла и Полиника. Их братоубийственная война легла в основу Антигоны. Нарушая запрет Креона, царя Фив, Антигона хоронит своего брата Полиника, как того требует обычай. За это ее приговаривают к смерти. Две пьесы Софокла, Аякс и Филоктет, посвящены героям Троянской войны. Софоклу якобы принадлежат слова, что он изображал людей такими, какими они должны быть, а Еврипид (485-406 до н.э.) - каковы они на самом деле. Еврипид выиграл только 5 состязаний, но в последующие эпохи его трагедии охотно читали и ставили на сцене. Сохранилась сатировская драма Еврипида Циклоп и 18 его трагедий: Алкестида, Медея, Ипполит, Андромаха, Гекуба, Гераклиды, Просительницы, Геракл, Троянки, Электра, Ион, Ифигения в Тавриде, Елена, Финикиянки, Орест, Вакханки, Ифигения в Авлиде и Рес (неудачная инсценировка 10-й песни Илиады; считается, что это подделка). Лучшие трагедии Еврипида изображают душевные страдания женщины. В Медее колхидская царевна, умеющая колдовать, предала отца и родину, чтобы сбежать с Ясоном. Когда Ясон изменил ей, она в порыве ревности убила не только его новую невесту, но и двух своих сыновей от Ясона. В пространных монологах Медеи Еврипид мастерски раскрывает противоречивые чувства героини. Любовные переживания лежат и в основе Ипполита, но в них виновна богиня Афродита, которую отверг Ипполит, давший обет девственности Артемиде. В отместку Афродита заставляет мачеху Ипполита, Федру, влюбиться в пасынка. В результате Федра кончает с собой, а Ипполит, ложно обвиненный в попытке обесчестить мачеху, трагически гибнет. Царица Алкестида - полная противоположность Федры и Медеи - добровольно идет в могилу вместо своего мужа. Пять трагедий Еврипида связаны с Троянской войной: Троянки, Гекуба, Ифигения в Авлиде, Елена, Андромаха. Заслуживает внимания, что война предстает в них как бессмысленное страдание и бесполезная гибель. В Ифигении в Авлиде Агамемнона заставляют принести свою дочь Ифигению в жертву Артемиде, чтобы подул попутный ветер и корабли смогли отплыть в Трою. В Троянках и Гекубе рассказывается о страданиях, которые терпят жена и дочь троянского царя в плену у греков. Сюжет Ореста и Электры тот же, что в великой трилогии Эсхила. Вакханки - единственная известная трагедия, героем которой является Дионис. Циклоп, сюжет которого взят из Одиссеи, - единственная полностью сохранившаяся сатировская драма. При жизни Еврипида его творчество вызывало упреки в безнравственности, поскольку его герои не почитали богов и склонялись к недозволенной любви. Состязания трагиков продолжались в Афинах в течение нескольких веков, но ни одна из трагедий 4 в. до н.э. и последующих веков не сохранилась. В 3 в. до н.э. интерес к трагедии ненадолго вспыхнул в Александрии. Трагедии семи поэтов, т.н. "Плеяды", блистали скорее ученостью, нежели драматическим мастерством. Их творчеством завершается история греческой трагедии. Слово "комедия" происходит от греч. слов "пирушка" и "песнь". Аристотель считал, что комедия выросла из пиршественных песен, которые исполнялись во время праздников в честь Диониса, однако уже во времена Аристотеля мало что было известно об истории аттической комедии. Существовало несколько типов дорической комедии; в Спарте актеры в масках разыгрывали фарсовые сценки из повседневной жизни; в городах Великой Греции ставились филаки, т.е. комические сценки, пародировавшие мифологические сюжеты. В Сикионе (Пелопоннес) процессия подвыпивших гуляк исполняла перед толпой шутливые гимны в честь Диониса. В Сиракузах философ Эпихарм (ок. 500 до н.э.) писал, насколько можно судить по сохранившимся фрагментам, чрезвычайно веселые и остроумные комедии. Благодаря росписям на аттических вазах 6 в. до н.э. известно, что в Афинах давались представления, связанные, возможно, с культом Диониса, на которых люди наряжались животными. Возможно, эти представления и послужили основой для ранней аттической комедии. Согласно источникам, первым афинским комедиографом был Хионид, выигравший состязание на Великих Дионисиях в 487 до н.э. Наиболее знаменит среди первых афинских комедиографов Кратин (впервые победил в 453 до н.э.), много сделавший для формирования аттической комедии. Для современного читателя Аристофан - единственный представитель аттической комедии 5 в. до н.э. (или древней комедии, как ее стали называть позже). Комедии Аристофана посвящены злободневным для Афин темам. Едкая ирония, с какой изображаются государственные деятели и другие известные люди, допускалась в эпоху Афинской демократии. В комедиях Аристофана есть и тонкий юмор, и непристойные шутки, здесь перемешаны реальные исторические персонажи и фантастические существа. Сохранилось 11 его комедий: Ахарняне, Всадники, Облака, Осы, Мир, Птицы, Лисистрата, Женщины на празднике Фесмофорий, Лягушки, Женщины в Народном собрании и Плутос. Самая ранняя из них была поставлена в 425 до н.э., самая поздняя - в 388 до н.э. Ахарняне, Мир и Лисистрата призывают к миру. Герой Всадников - сторонник войны Клеон, захвативший власть в Афинах. Осы высмеивают афинский суд. Аристофановский смех не пощадил философа Сократа и трагика Еврипида. В Облаках Сократ изображается парящим в воздухе и поучающим молодых людей, как выиграть невыгодное дело с помощью логических доводов. Лягушки не только великая комедия, но и блестящий образец литературной критики. Бог Дионис спускается в загробный мир, чтобы вернуть на землю великого трагика Еврипида. Еврипид в это время спорит с Эсхилом, чьи трагедии лучше. Дионис соглашается стать судьей в этом споре и в конце концов признает Эсхила победителем. В Женщинах на празднике Фесмофорий тоже содержится выпад против Еврипида и его трагедий, особенно язвительно высмеиваются его героини. О форме и структуре древней комедии можно судить только по творчеству Аристофана. Все его комедии, за исключением Мира и Женщин в Народном собрании, двухчастны. Первая часть состоит из пролога, парода, который переходит в агон - спор между хором (или его предводителем) и актером. За агоном следует парабаса - обращение хора к зрителям. Вторая половина комедии состояла из разнообразных фарсовых сцен, сменявших друг друга. Комедия обычно заканчивалась праздником и подготовкой к пиру. Аристофан изобретательно варьировал общую схему. Например, могло быть больше одного агона или парабасы. В Лягушках агон имеет место не между хором и актером, а между двумя актерами. В Женщинах в Народном собрании роль хора незначительна, а парабасы нет вовсе. В Плутосе нет ни парабасы, ни хора. Эти две поздние комедии часто относят к средней комедии. Годы 385-330 до н.э. знаменуют расцвет комедии. В эту эпоху комедиографов больше интересовали не события общественной жизни, а частная жизнь определенных классов и групп. Главными героями стали гетера, влюбленный юноша, повар, парасит. В 380-360 до н.э. были популярны также пародии на мифы. Часто темой средней комедии становилась жизнь чужестранцев в Афинах. Важнейшими авторами были Анаксандрид, Эвбул, Антифан и Алексис, но от их комедий сохранились лишь фрагменты. Из-за смещения акцента в сферу частной жизни уменьшилась роль хора, а парабаса, похоже, и вовсе исчезла. Эпоха новой комедии началась ок. 336 до н.э., от нее сохранился лишь один автор - поэт Менандр. Из его работ уцелела одна полная комедия, Угрюмец, и большие отрывки еще из трех произведений - Третейский суд, Самиянка и Отрезанная коса. В Угрюмце раздражительный старик живет с дочерью и служанкой в деревне. Молодой богатый афинянин влюбляется в девушку. После многих злоключений влюбленному удается убедить старика, что он подходящий жених для его дочери. Это типичный для новой комедии сюжет. Очевидно, в комедиях Менандра совсем не было хора. Греческая драма стала образцом и источником сюжетов для драматургов всех времен. Римский философ Сенека (54 до н.э. - 39 н.э.) писал трагедии на сюжеты греческих авторов, особенно Еврипида. В свою очередь, Сенека стал образцом для подражания в эпоху Возрождения и барокко. В 20 в. Орестея послужила источником вдохновения для Ю. О"Нила (Траур - участь Электры) и Ж.П.Сартра (Мухи). Антигона Ж. Ануя - еще одно, весьма спорное переложение греческой трагедии. Менандра можно назвать отцом европейской комедии. Его пьесы были образцом для римских комедиографов Плавта и Теренция, которые, в свою очередь, оказали влияние на европейских драматургов последующих эпох, особенно на Мольера и Шекспира. Национальный театр и другие театры Греции с успехом ставят драмы античных авторов в древних амфитеатрах. Универсальность проблем, поднятых античными трагиками, делает их произведения актуальными и современными.
ЛИТЕРАТУРА
История греческой литературы, тт. 1-3. М., 1946 История всемирной литературы, т. 1. М., 1983 Аристотель. Поэтика. - В кн.: Аристотель. Собрание сочинений, т. 4. М., 1984 Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. М., 1985 Иванов В. Дионис и прадионисийство. М., 1996 Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1996

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ГРЕЧЕСКАЯ ДРАМА" в других словарях:

    Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия

    Драма - ДРАМА. Драма есть поэтическое произведение, изображающее процесс действия, так было признано теоретиками, начиная с Аристотеля. Основным элементом драматического произведения является изображаемое действие. В последнее время некоторые… … Словарь литературных терминов

    Сущность Г. м. становится понятной только при учёте особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших всё многообразие человеческих отношений и природных явлений. Г. м.… … Энциклопедия мифологии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Драма. не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы мо … Википедия

    АНТИЧНАЯ. I. ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ (833 ДО ХРИСТ. ЭРЫ). Древнейший письменно зафиксированный памятник греческой литературы, Гомеровские поэмы, является результатом длительного развития. Оно может быть восстановлено лишь предположительно… … Литературная энциклопедия