Биография и интересные факты о джузеппе верди. Джузеппе верди - интересные факты

Итальянский композитор известен прежде всего своими операми. Джузеппе Верди стал национальной славой Италии, его творчество является кульминацией развития итальянской оперы. Его достижения и заслуги как композитора нельзя переоценить, поскольку произведения этого выдающегося композитора до сих пор, спустя столетие после смерти автора, остаются наиболее популярными, повсеместно исполняемыми, известными как знатокам, так и любителям классической музыки. В юности его не приняли в консерваторию, а позже он стал национальным символом итальянской классической музыки. В жизни Д. Верди случалось немало курьезов, которые свидетельствуют не только о незаурядном музыкальном даровании композитора, но и о его прекрасном чувстве юмора. Представляем вам забавные случаи из жизни композитора Джузеппе Верди.

В 19 лет Джузеппе Верди не приняли в Миланскую консерваторию «из-за низкого уровня фортепианной игры». Дирижер сказал ему: «Оставьте мысль о консерватории. А если уж вы так хотите заниматься музыкой, поищите себе какого-нибудь частного учителя среди городских музыкантов…». А уже через несколько десятилетий Миланская консерватория считала честью называться именем «бесталанного» музыканта.

Верди обладал необыкновенным умением извлекать музыку из любых звуков, даже звуков улицы. Он всегда носил с собой нотную тетрадь, в которую записывал все свои музыкальные впечатления от прожитого дня. Детский плач, выкрики лодочника или мороженщика, ругань строителей – все превращалось в музыкальную тему. Верди заседал в сенате и однажды написал фугу по мотивам выступлений законодателей!

Как-то раз к композитору обратился один из начинающих музыкантов с просьбой оценить масштаб его дарования. Это был рослый и мускулистый молодой человек устрашающей наружности. Играл он скверно, и когда попросил вынести ему максимально честный вердикт, Верди сказал, что не может этого сделать. А когда юноша спросил о причине, ответил: «Боюсь!».

Когда композитор закончил работу над оперой «Трубадур», он пригласил оценить ее музыкального критика, настроенного к Верди весьма недоброжелательно. Прослушав фрагменты оперы, тот изрек: «Откровенно говоря, все это кажется мне довольно плоским и невыразительным». Каково же было его удивление, когда композитор в ответ возликовал: «Боже мой, вы даже не представляете, как я вам благодарен за ваш отзыв, как счастлив! Теперь я совершенно уверен в успехе моего «Трубадура», ведь если произведение не понравилось вам, то оно несомненно понравится публике!».

Премьера оперы «Аида» имела невероятный успех, Верди получил множество восхищенных отзывов. Однако помимо них пришло и письмо от некоего недовольного слушателя, который сетовал на зря потраченное время и требовал вернуть ему деньги за проезд, за билеты в театр и за ужин. Верди распорядился выделить эти деньги, за вычетом счета за ужин, и потребовал от получателя расписку о том, что он обязуется больше никогда не слушать опер Верди – «во избежание новых расходов».

Однажды в гости к композитору, который проводил лето на вилле в Монтекатини, приехал приятель. И обнаружил, что тот занимает всего одну комнату в двухэтажном особняке. А все остальное пространство занято… шарманками! Верди объяснил возникновение необычной коллекции: «Видите ли, я приехал сюда в поисках тишины и покоя, надеясь поработать над своей новой оперой. Но многочисленные владельцы этих только что виденных вами инструментов почему-то решили, что я прибыл сюда исключительно для того, чтобы послушать собственную музыку в довольно скверном исполнении их шарманок… С утра до ночи они услаждали мой слух ариями из «Травиаты», «Риголетто», «Трубадура». Причем имелось в виду, что я должен был еще и каждый раз платить им за это сомнительное удовольствие. В конце концов я пришел в отчаяние и попросту скупил у них все шарманки. Это удовольствие мне обошлось довольно дорого, но зато теперь я могу спокойно работать…».

В последние годы жизни композитора на его личные средства были открыты больница в Вилланова и Дом для престарелых музыкантов в Милане, за строительством которого он следил лично. Когда Верди спросили, какое из своих творений он считает самым выдающимся, тот ответил: «Дом, который я построил в Милане для престарелых музыкантов».

Однажды убеленный сединами и уже известный на весь мир композитор беседовал с начинающим музыкантом, убежденным в собственной гениальности. Тот без устали говорил о себе и своих успехах, на что Верди ответил: «Когда мне было 18 лет, я тоже считал себя великим музыкантом и говорил: «Я». Когда мне было 25 лет, я говорил: «Я и Моцарт». Когда мне было 40 лет, я уже говорил: «Моцарт и я». А сейчас я говорю просто: «Моцарт»».


За отведенные ему 88 лет Джузеппе Верди написал 29 произведений, ставших вершинами мировой оперы и прославивших его на века. Оперы “Травиата”, “Риголетто”, “Аида”, “Отелло”, “Дон Карлос”, “Трубадур” и в наши дни не сходят с театральной сцены.
Вспомним некоторые факты из жизни гениального итальянца.




1. Избранницей и законной женой Верди в 1836 году стала Маргарита Барецци, дочь его спонсора Антонио Барецци. Год спустя у пары родился сын, еще через год - дочь. Однако семейная идиллия длилась совсем недолго - дети скоропостижно скончались от неизвестной болезни, а у жены был диагностирован энцефалит. После того, как композитор лишился всех своих близких, он решил покончить с едва начавшей подниматься в гору карьерой, но импресарио уговорил его повременить. Из тяжелейшего духовно кризиса Верди вывела работа над оперой “Набукко”, сделавшая его живым классиком.


2. Одним из самых популярных произведений Верди стала опера “Риголетто”, которую он написал во времена счастливой любви с обладательницей фантастического сопрано Джузеппиной Стреппони. 10 лет спустя они обвенчались, что положило конец скандалам вокруг его персоны - гражданский брак в XIX веке для многих был просто немыслимым.


3. Секрет популярности Верди у современников крылся не только в его гениальности, но и в его активной политической позиции. В сюжет большего числа своих произведений он вписывал прозрачные намеки на злободневные события в жизни общества - прежде всего на австрийскую оккупацию Италии. В страданиях израильтян под гнетом Вавилонского царя Навуходоносора в “Набукко” ясно читаются несчастья итальянцев под властью австрийцев. Под крестоносцами в опере “Ломбардцы в Первом крестовом походе” Верди подразумевает патриотов своей отчизны. Кстати говоря, девиз “Вива, Верди!”, скандируемый поклонниками на каждом концерте композитора - не что иное как завуалированный лозунг Viva, V.E.R.D.I - аббревиатура от “Витторио Эмануэль, король Италии”.


4. Один начинающий музыкант долго добивался, чтобы Верди послушал его игру и высказал свое мнение. Наконец композитор согласился. В назначенный час молодой человек пришел к Верди. Это был рослый юноша, судя по всему, наделенный огромной физической силой, но играл он из рук вон скверно.
Закончив играть, гость попросил маэстро высказаться.
- Только скажите мне всю правду! - решительно молвил он, в волнении сжимая свои пудовые кулаки.
- Не могу, - со вздохом отвечал Верди.
- Но почему же?
- Боюсь...


5. Смерть Верди соотечественники восприняли как личную трагедию. Проститься со своим любимым композитором пришло 2000 человек. 800 незнакомых друг с другом людей на похоронах исполнили хор из оперы “Набукко”.

Дата рождения: 10 октября 1813 года
Дата смерти: 27 января 1901 года
Место рождения: Ронколе, Французская империя

Верди Джузеппе Фортунино Франческо – один из самых знаменитых итальянских композиторов, когда либо создававших оперы. Так же Джузеппе Верди известен как создатель «Аиды» и «Отелло», одних из самых популярных оперных произведений.

Джузеппе появился на свет в небольшой итальянской деревне, в 1813 году находившейся в ведении Французской империи, то есть коренной итальянец оказался по рождению французом.

Семья была простой – отец, Карло, держал трактир, а мать, Луиджа, пряла шерсть, денег было недостаточно, и семья бедствовала, что сделало жизнь мальчика в детстве довольно тяжелой.

Тем не менее, Джузеппе нашел возможность в деревенской церкви быть помощником во время службы. Затем он заинтересовался игрой на органе и получал уроки от П. Байстрокки. Родители увидели интерес сына к музыке и подарили ему недорогой музыкальный струнный инструмент, похожий на клавесин.

Игру мальчика заметил богатый торговец из соседней деревни, который поверил в юное дарование и предсказал юному музыканту большое будущее. Он предложил мальчику перебраться в соседнюю деревню, большего размера и серьезно заняться музыкой.

Там он играл на органе, занимался контрапунктом и начал много читать, в основном мировых классиков. В возрасте восемнадцати лет молодой человек пытался поступить в миланскую консерваторию, но не был принят из-за плохой техники игры на фортепиано. Джузеппе продолжил частные занятия и стал посещать концерты и оперы, проходившие в городе.

После возвращения в Буссето он при поддержке местного мецената дал свой первый концерт. После концерта меценат предложил музыканту обучать свою дочь музыке. Это закончилось романом и свадьбой.

К сожалению, рожденные вскоре дети погибли в раннем возрасте, а спустя еще несколько лет скончалась и любимая жена. Джузеппе очень переживал все эти потери, только работа помогла ему справиться с горем.

После премьеры первой оперы в Милане музыканту был предложен контракт на создание еще двух произведений. Его «Набукко» была встречена публикой очень тепло, и была поставлена в европейских театрах более пятидесяти раз. Композитор стал писать и для французов, что потребовало переработки характеров и замены итальянских персонажей.

В то же время Джузеппе сошелся с певицей Д. Стреппони. Ради романа с ним певица решила закончить карьеру. Музыкант тоже хотел завершить карьеру, будучи знаменитым и богатым, но Джозефина уговорила его продолжать заниматься творчеством.

«Риголетто» - опера, написанная после некоторого перерыва, мгновенно стала знаменита и имела необычайный успех.

Еще одной очень успешной работой стала «Аида». Она была создана по заказу египетского правительства. Композитор несколько раз отказывался от этого предложения, но после знакомства со сценарием согласился. Опера была представлена в Каире и имела также грандиозный успех.

После постановки композитор замедлил темп работы, занимаясь в основном редактурой уже созданных произведений. Когда композитору было 87 лет, произошло кровоизлияние в мозг, и он скончался спустя неделю.

Эту неделю он не мог говорить, но просматривал произведения своих последователей - Пуччини и Чайковского.

Достижения Джузеппе Верди:

Один из реформаторов итальянской оперы
Написал 28 опер
Произведения композитора не сходят со сцен оперных театров до настоящего времени

Даты из биографии Джузеппе Верди:

1813 г. появился на свет
1823 г. переехал в соседнюю деревню для учебы
1831 г. уехал в Милан
1836 г. бракосочетание с М. Барецци
1839 г. постановка первой оперы в Милане
1840 г. смерть первой жены
1851 г. знакомство с Д. Стреппони
1871 г. премьера «Аиды» в Каире
1887 г. премьера «Отелло»
1901 г. скончался

Интересные факты Джузеппе Верди:

Родился в один год со своим главным конкурентом – Р. Вагнером. Между ними была постоянная борьба, хоти они не разу не встречались
До конца жизни хранил свой первый музыкальный инструмент, полученный в детстве от родителей
Был атеистом
Сожительство в течении более десяти лет до свадьбы с Д. Стреппони было осуждаемо обществом
Несколько раз бросал работу над «Риголетто» из-за недовольства цензуры
Умер от инсульта

Родился Верди 10 октября 1813 года в небогатой семье торговца вином. Музыкой мальчик увлекался с самого раннего детства – он играл на органе и помогал служить мессы в местной церкви. Там подростка и заметил купец Антонио Барецци, взявший юношу к себе на работу. Джузеппе брал уроки у лучших учителей в Буссето и вскоре попробовал себя в качестве композитора. Музыкальное образование он решил продолжить в Миланской консерватории, однако его не приняли. Верди не отчаялся и продолжил учиться музыке на частной основе. Его учитель Винченцо Лавинья позволял подопечному посещать спектакли театра “Ла Скала” совершенно бесплатно.

Однажды на репетицию оратории Гайдна "Сотворение мира" не явился ни один из заявленных дирижеров и администрация попросила встать Верди у пульта. Он не стал отказываться и выступил так, что уже скоро управлял целым оркестром на премьере оратории. Через некоторое время он получил заказ на свою первую оперу "Оберто".

За отведённые ему 88 лет Джузеппе Верди написал 29 произведений, ставших вершинами мировой оперы и прославивших его на века. "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку интересных фактов из биографии гениального итальянца.

1. "Оставьте мысль о консерватории" , - сказал Верди дирижер Миланской консерватории, когда тот пришёл туда получать высшее образование. Главной причиной отказа был "низкий уровень фортепианной игры". Несколько десятилетий спустя консерватория была названа в честь легендарного музыканта.

2. Избранницей и законной женой Верди в 1836 году стала Маргарита Барецци, дочь его спонсора Антонио Барецци. Год спустя у пары родился сын, ещё через год - дочь. Однако семейная идиллия длилась совсем недолго – дети скоропостижно скончались от неизвестной болезни, а у жены был диагностирован энцефалит. После того, как композитор лишился всех своих близких, он решил покончить с едва начавшей подниматься в гору карьерой, но импрессарио уговорил его повременить. Из тяжелейшего духовно кризиса Верди вывела работа над оперой "Набукко" , сделавшей его живым классиком.

3. Одним из самых популярных произведений Верди стала опера "Риголетто" , которую он написал во времена счастливой любви с обладательницей фантастического сопрано Джузеппиной Стреппони. 10 лет спустя они обвенчались, что положило конец скандалам вокруг его персоны - гражданский брак в XIX веке для многих был просто немыслимым.

4. Секрет популярности Верди у современников крылся не только в его гениальности, но и в его активной политической позиции. В сюжет большего числа своих произведений он вписывал прозрачные намёки на злободневные события в жизни общества - прежде всего на австрийскую оккупацию Италии. В страданиях израильтян под гнетом Вавилонского царя Навуходоносора в "Набукко" ясно читаются несчастья итальянцев под властью австрийцев. Под крестоносцами в опере "Ломбардцы в Первом крестовом походе" Верди подразумевает патриотов своей отчизны. Кстати говоря, девиз "Вива, Верди!", скандируемый поклонниками на каждом концерте композитора - не что иное как завуалированный лозунг "Viva, V.E.R.D.I" , аббревиатура от "Витторио Эмануэль, король Италии".

5. Смерть Верди соотечественники восприняли как личную трагедию. Проститься со своим любимым композитором пришло 2000 человек. 800 незнакомых друг с другом людей на похоронах исполнили хор из оперы "Набукко".

(Verdi, Giuseppe) (1813-1901), итальянский композитор. Джузеппе Фортунино Франческо Верди родился 10 октября 1813 в Ронколе, деревне в провинции Парма, в то время входившей в состав Наполеоновской империи. Его отец содержал винный погреб и бакалейную торговлю. В 1823 Джузеппе, получившего начальные знания от деревенского священника, отправили в школу соседнего городка Буссето. Он уже проявлял музыкальные способности и в 11 лет начал исполнять в Ронколе обязанности органиста. На мальчика обратил внимание богатый купец А. Барецци из Буссето, снабжавший лавку Верди-отца и питавший живой интерес к музыке. Этому человеку Верди был обязан своим музыкальным образованием. Барецци взял мальчика в свой дом, нанял ему лучшего учителя и оплачивал его дальнейшее обучение в Милане. В 1832 Верди не приняли в Миланскую консерваторию, поскольку он был старше допустимого возраста. Он начал заниматься частным образом с В. Лавиньей, который преподал ему основы композиторской техники. Оркестровку и оперное письмо Верди постигал на практике, посещая миланские оперные театры. Филармоническое общество заказало ему оперу Оберто, граф ди Сан-Бонифачо (Oberto, conte di san Bonifacio), которая, однако, не была тогда поставлена. Верди вернулся в Буссето, рассчитывая занять должность церковного органиста, но в результате внутрицерковных интриг получил отказ. Местное музыкальное общество назначило ему трехгодичную стипендию (300 лир); в это время он сочинил ряд маршей и увертюру (sinfonie) для городского духового оркестра, а также писал церковную музыку. В 1836 Верди женился на дочери своего благодетеля Маргарите Барецци. Он снова отправился в Милан, где 17 ноября 1839 Оберто был исполнен в театре «Ла Скала» с успехом достаточным, чтобы обеспечить новый заказ, на этот раз комической оперы. Комическая опера Король на день (Un giorno di regno) провалилась, немилосердно освистанная публикой. Верди, потрясенный провалом оперы, поклялся, что не будет больше сочинять опер и попросил директора «Ла Скала» разорвать заключенный с ним контракт. (Только через много лет Верди простил миланцев.) Но директор Мерелли верил в талант композитора и, дав ему прийти в себя, вручил либретто Набукко (Nabucco) по мотивам библейской истории о царе Навуходоносоре. При чтении внимание Верди привлек хор евреев в вавилонском плену, и его воображение заработало. Успешная премьера Набукко (1842) восстановила репутацию композитора. За Набукко последовали Ломбардцы (I Lombardi, 1843), опера, которая тоже давала выход угнетенным патриотическим чувствам, а затем Эрнани (Ernani, 1844) по романтической драме В. Гюго - произведение, благодаря которому известность Верди вышла за пределы Италии. В последующие годы композитор, по его собственным словам, трудился как каторжник. Опера следовала за оперой - Двое Фоскари (I due Foscari, 1844), Жанна д"Арк (Giovanna d"Arco, 1845), Альзира (Alzira, 1845), Аттила (Attila, 1846), Разбойники (I masnadieri, 1847), Корсар (Il corsaro, 1848), Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano, 1849), Стиффелио (Stiffelio, 1850). В этих сочинениях поверхностная, а иногда и легковесная ремесленная музыка прилагается к слабым либретто. Среди опер данного периода выделяются Макбет (Macbeth, 1847) - первый плод восторженного почитания композитором Шекспира, а также Луиза Миллер (Luisa Miller, 1849) -выдающееся произведение более камерного стиля. С 1847 по 1849 Верди находился в основном в Париже, где сделал новую, французскую редакцию Ломбардцев, названную Иерусалим (Jeruslem). Здесь композитор встретился с Джузеппиной Стреппони, певицей, принимавшей участие в миланских постановках Набукко и Ломбардцев и уже тогда сблизившейся с Верди. В конце концов, десять лет спустя они все же поженились. На период 1851-1853 приходятся три зрелых шедевра Верди - Риголетто (Rigoletto, 1851), Трубадур (Il trovatore, 1853) и Травиата (La traviata, 1853). В каждом из них отражена особая сторона дарования композитора. Риголетто по пьесе В. Гюго. Король забавляется, демонстрирует, кроме умения создавать живые, захватывающие мелодии, новую для композитора оперную форму - более связную, с меньшими контрастами между речитативом, который приобретает характер напевного ариозо, и арией, которая не во всем подчиняется установленным схемам. Развитию действия способствуют написанные в свободной форме дуэты и другие ансамбли, в том числе знаменитый квартет в последнем акте - выдающийся образец умения Верди отразить в ансамблевой форме конфликт характеров и чувств своих персонажей. Трубадур, основанный на испанской романтической мелодраме, содержит прекрасные образцы сильной, героической музыки, в то время как Травиата по «семейной драме» Дюма-сына Дама с камелиями пленяет пафосом чувств. Успех этих трех опер раскрыл перед Верди новые возможности. В 1855 ему заказали сочинение для Парижской оперы в характерном мейерберовском стиле - Сицилийскую вечерню (Les vкpres siciliennes). Для того же театра он сделал новую редакцию Макбета (1865), а также сочинил Дон Карлоса (1867); для петербургского Мариинского театра создал Силу судьбы (La forza del destino, 1862). Параллельно с осуществлением этих грандиозных проектов Верди работал над более скромными операми в итальянском вкусе - Симоном Бокканегрой (Simon Boccanegra, 1857) и Бал-маскарадом (Un ballo in maschera, 1859). Все эти произведения представляют собой романтические мелодрамы, основанные на более или менее достоверных исторических событиях. Хотя ни одна из перечисленных опер не отличается совершенством с драматургической точки зрения (этому препятствует склонность Верди перескакивать без достаточных оснований от одной эффектной сюжетной ситуации к другой), все они демонстрируют растущее мастерство музыкальной характеристики и оркестровой драматургии (особенно это заметно в Симоне Бокканегре и Дон Карлосе). Верди явно нуждался в литературном сотруднике, и он обрел его в лице А. Гисланцони, в сотрудничестве с которым родилось либретто Аиды (Aida, 1871) - шедевра в стиле французской «большой оперы», заказанной композитору египетским правительством для исполнения на открытии Суэцкого канала. Еще более плодотворным оказалось совместная работа Верди в его поздние годы с Арриго Бойто (1842-1918), автором оперы Мефистофель и выдающимся поэтом. Сначала Бойто переделал неудовлетворительное либретто Симона Бокканегры (1881). Затем он превратил шекспировскую трагедию Отелло (Othello) в либретто; этот шедевр Верди был поставлен в «Ла Скала» в 1887, когда композитору было уже 74 года. За Отелло в 1893 последовал Фальстаф (Falstaff): в 80 лет Верди написал музыкальную комедию, которая вознаградила его за провал его первой музыкальной комедии Король на час. Отелло и Фальстаф увенчали стремление Верди к созданию настоящей музыкальной драмы. Кроме опер, в наследии Верди - Реквием памяти А. Мандзони (1874), Stabat Mater (1898) и Te Deum (1898), а также хоровые сочинения, романсы и струнный квартет ми минор (1873). Умер Верди в Милане 27 января 1901.