История «Дома-комода» на Покровке. Апраксинский дворец

Земельный участок под строительство дома приобрел в 1764 году купил подпоручик лейб-гвардии Измайловского полка граф Матвей Фёдорович Апраксин. По заказу Апраксина здание было построено в стиле елизаветинского . За характерную форму особняк Апраксина прозвали «дом-комод».

Архитектор здания точно не установлен. По одной из версии им был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли, по другой - неизвестный мастер круга Растрелли, по третьей Дмитрий Васильевич Ухтомский. Эксперты склоняются к последней версии.

В 1772 году Апраксины продали особняк лейб-гвардии капитан-поручику князю Дмитрию Юрьевичу Трубецкому. Дмитрий Юрьевич Трубецкой перевёз на Покровку и домовую Благовещенскую церковь. Так в особняке появился собственный храм.

В начале 19 века здесь были многие знаменитости - Александр Сергеевич Пушкин, Фёдор Тютчев. Будущий известный историк Михаил Петрович Погодин преподавал дочерям Трубецкого.

В 1861 году юнкер лейб-гвардии конного полка князь Иван Юрьевич Трубецкой и его мать Ольга Фёдоровна продали дом на Покровке Московскому университету. В доме была открыта 4–я мужская гимназия, которая выделялась среди казенных гимназий и соперничала со знаменитой 1–й мужской гимназией на Волхонке (старейшая в Москве гимназия, основанная в 1804 году).

4–я гимназия была классической гимназией высшего разряда – с двумя древними языками, латынью и греческим, что давало право после её окончания поступать в Московский университет. Среди выпускников гимназии – Николай Жуковский, «отец русской авиации», академик Алексей Шахматов, философ Владимир Соловьев. Здесь гимназист Константин Сергеевич Станиславский познакомился с будущим меценатом его театра Саввой Морозовым. В гимназии № 4 учились братья Ремизовы. Творчество писателя Алексея Ремизова Марина Цветаева назвала «живой сокровищницей русской души и речи».

После революции 1917 года гимназию закрыли, а в доме организовали коммуналки.

В 1960–х годах в здании разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизики.

Изображения

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Дом Апраксиных – Трубецких («дом-комод»)

Этот дом называют жемчужиной елизаветинского барокко. И, как у всякой драгоценности, у него есть свои легенды, тайны и загадки.

История началась в 1764 году, когда землю на Покровке купил подпоручик лейб-гвардии Измайловского полка граф Матвей Фёдорович Апраксин. Новый покровский землевладелец происходил из очень древнего и именитого рода, давшего России многих замечательных людей. Его отец Фёдор Матвеевич – стольник Петра, легендарный адмирал, глава Адмиралтейского приказа, строивший Азовский флот. После смерти адмирала его сыну Матвею достался большой участок в Петербурге на Фонтанке. Это знаменитый Апраксин двор.

В 1764 году Матвей Апраксин женился на фрейлине Екатерине Ивановне Гендриковой. Тогда-то и купил он просторный земельный участок на Покровке, где решил построить дом. Тот самый, который стоит и поныне.

С возведением этого дома и связана первая загадка. Дело в том, что к этому времени в моду уже вошёл классицизм. Он пришёл на смену барокко, модному во времена императрицы Елизаветы Петровны. А ко времени строительства дома и в Москве, и в Петербурге предпочтение отдавалось классицизму, столь любимому новой императрицей Екатериной II Алексеевной.

Причины столь неожиданного решения вернуться назад, к елизаветинскому барокко, называют разные. Но скорей всего Матвей Апраксин мог просто поступить своевольно, как барин, как и было принято среди многих богатых московских вельмож.

Но, как бы там ни было, а в Москве появилась архитектурная жемчужина – редчайший образец гражданского елизаветинского барокко. Лепнина, раковины, коринфские колонны, богатый декор не мог никого оставить равнодушным. Дом сразу назвали московским Зимним дворцом. Правда, в миниатюре. А затем за причудливую архитектуру и форму он получил и другое прозвище – «дом-комод».

Дом Апраксиных – Трубецких («дом-комод»)

Имя архитектора – вторая загадка дома. Легенды приписывали дом самому Варфоломею Варфоломеевичу Растрелли. Исследователи выражались более осторожно: неизвестный мастер круга Растрелли. Некоторые предлагали имя крепостного графа П.Б. Шереметева Ивана Петровича Аргунова. Ведь Иван Петрович был не только талантливым художником, но и архитектором, принимал участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино.

Затем с определенной долей уверенности стали называть Дмитрия Васильевича Ухтомского. Он был главным архитектором Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны и считается одним из создателей московской архитектурной школы. И что важно – учеником Варфоломея Варфоломеевича Растрелли. Это он, главный мастер московского елизаветинского барокко, построил великолепную колокольню в Троице-Сергиевой лавре, а в Москве – церковь Никиты Мученика в Старой Басманной.

И если принять версию, что архитектором дома Апраксина был Дмитрий Васильевич Ухтомский, то понятно, что это его главное гражданское творение. Он был выстроен в соответствии с законом петровского времени – по «красной линии» улицы, с парадным фасадом, обращённым на Покровку. Возможно, и уже с овальным залом в центре. Позднее там была устроена домовая Благовещенская церковь.

При Апраксине домового храма не было. Матвей Федорович приписался к соседней Воскресенской церкви. С 1769 года имена его и домочадцев появляются в исповедной книге храма.

В 1772 году Апраксины по каким-то неясным обстоятельствам расстались с домом на Покровке. Строение приобрёл лейб-гвардии капитан-поручик князь Дмитрий Юрьевич Трубецкой.

Роскошную усадьбу Апраксиных на Покровке Дмитрий Юрьевич Трубецкой приобрёл на средства, вырученные от продажи кремлевского владения. Это владение Трубецких в центре Кремля существовало с 1612 года. Дмитрий Тимофеевич Трубецкой прославился в Смутное время. В 1611 году вместе с Прокопием Ляпуновым и Иваном Заруцким он собрал первое народное ополчение и участвовал в боях за Москву. В 1612 году вместе со вторым ополчением освобождал столицу от наёмников, за что получил титул «Спаситель Отечества». Трубецкой ратовал за созыв Земского собора и даже был претендентом на царский престол. Заняв в октябре 1612 года Московский Кремль, Дмитрий Тимофеевич Трубецкой облюбовал себе бывшие палаты Бориса Годунова и поселился в них. В своём новом владении он устроил небольшую домовую Благовещенскую церковь. Только в 1771 году по указу императрицы Екатерины II казна выкупила это последнее частное владение в Московском Кремле. На этом месте должно было возводиться здания Сената.

Дмитрий Юрьевич Трубецкой перевёз на Покровку и домовую Благовещенскую церковь. Так в особняке появился собственный храм.

Городская усадьба на 89 лет перешла к новым владельцам. Домом владели четыре поколения князей Трубецких.

С начала XIX века с домом на Покровке связаны имена многих выдающихся писателей и деятелей культуры. Александр Сергеевич Пушкин знал этот дом с раннего детства. У Трубецких бывал и маленький Фёдор Тютчев. Будущий известный историк Михаил Петрович Погодин преподавал дочерям Трубецкого. Дом на Покровке был связан с судьбой Льва Николаевича Толстого. Князь Дмитрий Юрьевич, первый владелец из рода Трубецких, был прадедом писателя по материнской линии.

В 1861 году юнкер лейб-гвардии конного полка князь Иван Юрьевич Трубецкой и его мать Ольга Фёдоровна продали дом на Покровке Московскому университету. В доме была открыта 4–я мужская гимназия. Эта гимназия выделялась среди казенных гимназий и даже соперничала со знаменитой 1–й мужской гимназией на Волхонке – старейшей в Москве, основанной в 1804 году. 4–я гимназия была классической гимназией высшего разряда – с двумя древними языками, латынью и греческим, что давало право после её окончания поступать в Московский университет. Она славилась великолепным преподавательским составом. Среди выпускников гимназии – Николай Жуковский, «отец русской авиации», и академик Алексей Шахматов. В этих стенах гимназист Константин Станиславский, тогда еще Алексеев, познакомился с Саввой Морозовым, будущим меценатом его театра. В гимназии на Покровке учились братья Ремизовы, в их числе будущий писатель Алексей Ремизов, чье творчество Марина Цветаева назвала «живой сокровищницей русской души и речи».

После революции гимназия была закрыта, закрыта была и домовая церковь. Дом заняли обычные коммуналки. С коммуналками соседствовали разные учреждения. С 1924 года здесь находилось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта. Коммуналки же стали постепенно расселяться только после войны, и на втором этаже расположился Дом пионеров.

В 1960–х годах жильцы коммуналок были окончательно выселены. У дворца появился новый хозяин, Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизики. Тогда была проведена первая реставрация памятника: его фасадам вернули первоначальный облик середины XVIII столетия. Начали восстанавливаться и интерьеры.

И удивительный дом, получивший когда-то ироническое прозвище комод, вновь стал восприниматься как подлинная жемчужина елизаветинского барокко. Ведь известно, что настоящий жемчуг погибает без человеческого тепла.

История этого великолепного дома-дворца началась в середине 1760-х годов, когда граф Матвей Федорович Апраксин купил несколько владений на Покровке, между Лепехинским (Дегтярным) тупиком и Барашевским переулком. Разобрав все существовавшие здесь постройки, Апраксин в 1766 году начал строительство нового усадебного дома, который был закончен и отделан уже к 1769 году.

Дом Апраксина представляет собой уникальный памятник елизаветинского барокко. Криволинейный в плане, с полукруглым выступом в центре и скругленными углами, дом отличается пышной декоративной пластикой главного и дворового фасадов – украшенные изящной лепниной наличники окон и фронтоны, колонны коринфского ордера, ниши первого этажа, оформленные лепными раковинами тонкой прорисовки, оригинальные круглые окна на дворовом фасаде - все это создает неповторимый облик одного из самых красивых московских особняков. С двух сторон главный дом фланкирован флигелями, которые изначально были одноэтажными, они соединяются с домом арками и переходами. К сожалению, имя создателя этого архитектурного шедевра до сих пор остается неизвестным – некоторые исследователи приписывают этот дом самому Бартоломео Франческо Растрелли или кому-то из зодчих его круга, некоторые связывают постройку дома с именем архитектора Дмитрия Ухтомского.

Заказчик усадьбы – граф Матвей Апраксин, в то время подпоручик лейб-гвардии Измайловского полка, приходился двоюродным внуком знаменитому адмиралу Федору Апраксину, сподвижнику Петра I. Владел он домом на Покровке недолго – в 1772 году продал усадьбу князю Дмитрию Юрьевичу Трубецкому. Новый владелец принадлежал к старинному и прославленному боярскому роду князей Трубецких, сам был гвардии капитаном, участником нескольких войн. Семья Трубецких переехала на Покровку из Кремля (их кремлевский дом был выкуплен казной для постройки на его месте здания Сената). Оттуда они перенесли в новую усадьбу и домовую церковь Благовещения.

Трубецкой надстроил усадебные флигели вторым этажом, а в 1783 году выстроил новый корпус с конюшней по дальней границе владения, в результате чего образовался замкнутый внутренний двор усадьбы. Видимо тогда же дом получил у московских обывателей неблагозвучное прозвище «дом-комод», а эту ветвь Трубецких стали называть «Трубецкие-комод».

Дом сильно пострадал от пожара в 1812 году, все его внутреннее убранство (которое, по всей видимости, было выполнено в стиле барокко и рококо) погибло в огне. Восстановлением дома занимался князь Иван Дмитриевич Трубецкой, унаследовавший усадьбу после смерти отца; фасад дома оставлен прежним, но интерьеры оформлены уже в стиле классицизма. Первая треть XIX века – время расцвета дома на Покровке. Это был один из самых известных домов Москвы, здесь часто устраивались балы и приемы, множество знатных и именитых людей бывало в доме у Трубецких. Хозяева дома состояли в родстве с семейством Пушкиных (Дмитрий Юрьевич Трубецкой был двоюродным братом Сергея и Василия Львовичей Пушкиных) и юный неоднократно посещал этот дом и танцевал здесь на балах. Бывал он здесь и в поздние годы.

В середине XIX века усадьба постепенно стала превращаться в доходное владение, во флигелях были устроены квартиры, которые сдавались внаем. В 1861 году вдова Юрия Ивановича Трубецкого Ольга Федоровна продала усадьбу в казну, и здесь обосновалась IV Московская мужская гимназия, переведенная сюда из дома Пашкова (который был отдан под Румянцевский музей). Главный дом усадьбы был приспособлен под учебные помещения и пансион. Интерьеры дома переделаны (убранство 1810-х годов сохранилось только в парадном овальном зале и большой спальне), в частности, появились новые чугунные лестницы.

В гимназии в разные годы учились многие известные люди – философ Владимир Соловьев, режиссер , писатель Алексей Ремизов, ученый Николай Жуковский.

После революции 1917 года гимназию закрыли, домовую церковь упразднили. В доме были устроены коммунальные квартиры, также здесь располагались различные конторы. С 1990 года дом занимает Российский фонд милосердия и здоровья.

Большая часть подлинных интерьеров главного дома, в том числе и парадные помещения второго этажа, сохранились до наших дней. Однако сам дом нуждается в серьезной реставрации.

Покровка, 22 – знаменитый Дом-комод. Он же – дом Апраксина и усадьба Трубецких. Дом, построенный по заказу графа Апраксина в 1766-1769 гг., по проекту Д.В. Ухтомского , является единственным в городе памятником елизаветинского барокко. По стилю он получил свое "прозвище". Плавно изгибающийся фасад главного дома, переходящий в боковые фасады флигелей и обилие декора напоминало современникам комод, сделанный в стиле барокко. Так что в названии нет ничего "осуждающего".

В 1772-1861 гг. усадьбой владели Трубецкие, за что их прозвали "Трубецкие-Комод". Хотя, кому-то дом напоминал Зимний дворец.

С 1861 г. в доме Покровка, 22 размещалась 4-я мужская гимназия. Вообще-то, как владение 4-й мужской гимназии, дом упоминается с 1845 г. В ней учились Н.Е. Жуковский , К.С. Станиславский , С.Т. Морозов, A.M. Ремизов.

После 1917 г. дом стал общественным достоянием. Вначале его превратили в коммуналку, потом отдали студентам под общежитие. С 1958 г. в нем размещался Дом комсомольцев и школьников Бауманского района.

Церковь Сергия Радонежского

Покровка, 22 А С2 – домовая церковь Сергия Радонежского при родильном доме С.В. Лепёхина построена во второй половине XIX в. (1890 г.?)

Выходит в Лепёхинский тупик, по которому числится под номером 29 А.

Покровка, 22 А С1 – жилой дом купцов Андроновых конца XVIII-XIX вв.

С 1929 г. в здании находится Московский Областной Научно-Исследовательский Институт Акушерства и Гинекологии (МОНИИАГ).

Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов размещается сегодня в двух домах Волконских и Трубецких. Первый музей декабристов в Иркутске был открыт 29 декабря 1970 года в доме, принадлежавшем по легенде семье декабриста С.П. Трубецкого (ул. Дзержинского, 64).

В 1839-1845 годах декабрист князь С.П. Трубецкой вместе с женой и детьми находился на поселении в с. Оёк Иркутской губернии. В 1845 году Трубецкие переехали на жительство в Иркутск. В городе семья декабриста проживала до 1856 года в просторном деревянном доме в Знаменском предместье. Тот дом сгорел в 1908 году. Городская легенда о том, что дом на Арсенальской (ныне ул. Дзержинского, 64) принадлежал декабристам, послужила основанием для установки на его фасаде в 1936 году мемориальной доски.

С 1940-х годов этот дом постоянно стал именоваться домом Трубецкого. В действительности сам Сергей Петрович никогда здесь не жил. По предположениям иркутских историков, дом мог быть построен Трубецкими для одной из трех дочерей. В 1960-е годы старинный дом отреставрировали по проекту архитектора Г.Г. Оранской и передали Иркутскому областному краеведческому музею. Его назвали Домом-музеем декабристов. В 1970 году здесь открылась первая выставка «Декабристы в Иркутске». На ней были представлены мемориальные вещи декабристов, собранные еще в 1920-е годы, документы, книги. Первая постоянная экспозиция «Декабристы в Восточной Сибири» была построена научными сотрудниками музея Н.С. Струк и Т.В. Налетовой при участии иркутских художников В.А. Ильина, А.М. Муравьева и Н.И. Домашенко. Молодой музей стал центром притяжения для всех, кому были дороги имена декабристов. В маленьком уютном старинном доме при свечах проходили литературно-музыкальные вечера, камерные спектакли, встречи с учеными, писателями и поэтами. Дом жил, светился, согревался теплом памяти благодарных потомков. Экспозиция пополнялась новыми мемориальными предметами. В 1985 году в мемориальном доме С.Г. Волконского на соседней улице открылся второй музей декабристов. Именно с этого времени в название дома на Дзержинского, 64, вернулось из легенды имя С.П. Трубецкого. Из музейного отдела два этих дома в 2000 году превратились в самостоятельный государственный музей. В 2005 году Дом-музей Трубецких решено было закрыть на текущий ремонт. Но 150-летний деревянный дом к тому времени угрожающе обветшал и нуждался в полной реставрации. Летом 2007 года Дом-музей Трубецких был разобран до основания, и начался долгий и кропотливый процесс реставрации. В сентябре 2011 года обновленный и похорошевший Дом-музей Трубецких вновь открылся для посетителей.



Если о принадлежности дома семье декабриста С.П. Трубецкого нет единого мнения специалистов, то о жизни семьи в Иркутске сохранилось множество документальных и материальных свидетельств. На их основе в легендарном доме середины XIX века Иркутский музей декабристов создал новую экспозицию - «Эпоху отразившая судьба» (автор И.В. Пашко). Она рассказывает о сибирской судьбе декабриста С.П. Трубецкого и его семьи. В истории жизни этого человека как в капле воды отразилась судьба целого поколения декабристов. Русский князь, лейб-гвардии полковник, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов, он стал одним из руководителей тайных обществ, диктатором восстания на Сенатской площади, был осужден в каторжную работу навечно, провел в Сибири тридцать лет (из них одиннадцать лет в Иркутске). Любящий муж и отец, он за это время похоронил троих своих малолетних детей и горячо любимую супругу, блестяще воспитал, дал достойное образование и выдал замуж трех дочерей. Всегда открытый для своих друзей, умный, благородный, отзывчивый на чужую беду, щедрый в помощи ближним - таким помнили его современники, таким Трубецкой предстает в своем эпистолярном наследии.

Экспозиция размещается в цокольном (подклете) и первом (жилом) этажах Дома-музея. Комнаты жилого этажа закольцованы в анфиладу. Здесь воссозданы типологические интерьеры дворянского дома середины XIX века, в пространстве которых размещены мемориальные вещи семьи Трубецких и других декабристов. Историческая экспозиция полуподвала (подклета) повествует о тринадцатилетней каторге и последующем поселении декабристов в Сибири.




Знакомство с Домом-музеем начинается с приемной жилого этажа.

Экспозиция приемной рассказывает о жизни будущих декабристов до 14 декабря 1825 года. Начальная и заключительная части экспозиции решены в одном пространстве с использованием интерактивного «окна в прошлое», в котором отражается жизнь декабристов до 14 декабря 1825 года и после 1856 года. Между этими двумя датами - тридцатилетняя жизнь самого С.П. Трубецкого и его товарищей по несчастью со всеми ее невзгодами и радостями.

Перед посетителем проплывают картины светской жизни дворянского общества первой четверти XIX века, Петербург, Москва и Париж. Об участии С.П. Трубецкого в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах свидетельствуют памятные медали (в копиях) «Бой при Кульме. 1813», «Бой при Малом Ярославце» и «Покорение Парижа. 1814», созданные в 1836 году по рисункам графа Ф.П. Толстого.

На стене комнаты два судьбоносных документа повествуют об участии князя С.П. Трубецкого в восстании 14 декабря 1825 года. Первый - «Манифест к русскому народу» (копия), написанный рукой С.П. Трубецкого в ночь с 13 на 14 декабря 1825 года. Он должен был быть печатно обнародован в виде листовки и распространен «среди читающих граждан Отечества». Второй - «Определение Верховного уголовного суда о государственных преступниках и Высочайший манифест». В нем под № 1 значится: «Полковник Трубецкой. Осужден навечно в каторжную работу». Копии портретов царственных особ Александра I, Николая I и великого князя Константина - знакомцев, свидетелей и участников в судьбе Сергея Трубецкого - остаются в импровизированной дворцовой комнате, а мы вслед за Трубецким и его товарищами по несчастью отправляемся «во глубину сибирских руд».

Цокольный этаж

Эта часть дома по-сибирски называлась подклетом и служила в прошлых веках для устройства кухни и отопления всего жилища. Низко нависающие потолки, бревенчатые стены и большая русская печь напоминают об условиях жизни декабристов на каторге.

Дорога в Сибирь

На стене размещена «Генеральная карта Азиатской России по новейшему разделению на губернии, области и приморские управления, с показанием путей российских мореходцев» (СПб., 1825). По ней можно проследить путь следования «государственных преступников» в Сибирь от Санкт-Петербурга до каторжных мест Забайкалья. С.П. Трубецкой был в числе восьми декабристов, которых первыми провезли этим путем летом 1826 года. На карте обозначены все населенные пункты Сибири, в которых жили декабристы с 1826 по 1856 год.

В Благодатском руднике

«Во глубине сибирских руд» С.П. Трубецкой и семь его товарищей- декабристов провели более десяти месяцев (1826-1827). Мрак подземелья и теснота каторжной тюрьмы усугублялись лязгом кандалов, которые не снимали с узников даже ночью. В ножные кандалы, подобные тем, что лежат на столе, декабристы были закованы более двух лет.


Ангелами-хранителями для каторжников стали княгини Е.И. Трубецкая и М.Н. Волконская. Они своим присутствием ободряли всех декабристов и своей любовью до самоотречения помогали им выжить в суровых условиях Благодатского рудника. Образы двух первых декабристок можно разглядеть через маленькое отверстие в «тюремной» двери. Портреты восьмерых благородных узников Благодатска в обрамлении кандальных браслетов размещены на фоне шахты свинцово-серебряного рудника.

Декабристы в Читинском остроге

Картины острожной жизни и каторжной работы были созданы самими декабристами с натуры. Большая копия акварельного рисунка декабриста Н.П. Репина «Декабристы на мельнице в Чите» (1828-1830) представляет каторжный «урок» декабристов. Крайний справа - Сергей Петрович, вращающий ручной жернов. На противоположной стене комнаты - копия рисунка того же автора «Декабристы в камере Читинского острога» (1828). Этот рисунок служит иллюстрацией быта и взаимоотношений декабристов на каторге. В Чите сложилось острожное братство декабристов, в котором каждый старался быть полезным товарищам своими знаниями, опытом, талантами, средствами к существованию, наконец. Все книги, полученные узниками из России, помечались рукой коменданта С.Р. Лепарского. Надпись на французском журнале декабриста П.В. Аврамова «Британское обозрение» (1825) гласит: «видал Лепарский». В Читинском остроге декабрист Н.А. Бестужев начал создавать портретную галерею своих товарищей и их дорогих спутниц и спасительниц. В раме старинного зеркала поочередно сменяются портреты всех одиннадцати жен декабристов, приехавших в Сибирь, и звучит стихотворение А.И. Одоевского «Княгине М.Н.Волконской» (1829). У зеркала - письмо княгини Марии (на французском языке), адресованное из Читы своей свекрови А.Н. Волконской. Подлинник этого бесценного документа хранится в фондах нашего музея.

Узники Петровского Завода

В 1830 году декабристов для отбытия каторжных работ перевели из Читы в Петровский Завод. В одиночных сырых и темных камерах некоторым декабристам пришлось прожить девять лет. Увеличенный фрагмент тюремной камеры декабриста Н.А. Бестужева, нарисованной самим «хозяином» в 1831 году, дает представление об обстановке последнего этапа каторги декабристов. Простая мебель, скромная обстановка. Здесь царят книги, различные приборы, мольберт и кисти. На мольберте - портреты декабристов, написанные Николаем Бестужевым за все годы каторжных работ. Через «окно» тюремной камеры можно разглядеть окрестности Петровского Завода, запечатленные художниками-декабристами. В Петровском Заводе благородные узники открыли школу для местных ребятишек. Учителем в ней и хранителем декабристской библиотеки оставался до конца своих дней декабрист И.И. Горбачевский. В экспозиции на столе - деревянная кустарной работы шкатулка для шахмат И.И. Горбачевского. Ее передала в Иркутский музей декабристов П.Б.Львович - потомица ученика декабриста. В том же интерьере представлен деревянный дорожный сундучок декабриста Н.В. Басаргина.



На поселении

Летом 1839 года каторжные работы декабристов были завершены.

В числе последних покидал Петровский Завод и С.П. Трубецкой вместе со своей многочисленной семьей. За годы каторги у Трубецких родилось пятеро детей. В память о проведенных на каторге тринадцати годах декабристы увезли в разные концы Сибири альбомы, сделанные своими руками, с рисунками товарищей и своими собственными. Подобный альбом Е.И. Трубецкая отправила младшей сестре графине Зинаиде Лебцельтерн в Италию. Сохранившийся у французских потомков семьи де Винераль, этот альбом вернулся в Сибирь (в копиях) в 2001 году и представлен в экспозиции.

Поселение декабристов в разных деревнях и селах Сибири вынудило многих обзавестись собственными домами и заняться сельским хозяйством. Трубецкие построили дом в с. Оёк, завели свой огород, лошадей и коров. Хозяйство развивалось успешно благодаря радению просвещенного земледельца князя С.П. Трубецкого. О строгой регламентации жизни поселенцев свидетельствуют архивные документы о разрешениях на переписку, на перемещение по Сибири, на вступление в брак и, наконец, о поведении ссыльнопоселенцев.

Разводная

По возвращении из полуподвала посетитель знакомится с последним «иркутским» этапом жизни семьи Трубецких. Здесь у лестницы представлен комплекс документов, относящихся к несохранившемуся подлинному дому Трубецких. Его единственная фотография начала ХХ века соседствует с документами о покупке дома.



Уютный интерьер столовой наполнен мемориальными вещами семьи Трубецких. Здесь икона-пелена «Богоматерь Владимирская» золотного и лицевого шитья XVII- начала XVIII века, два стула ручной работы, шкатулка дамская (несессер) в стиле «шинуазри» французской работы первой половины XIX века, бисерная салфетка с дарственной надписью декабриста Ф.Б. Вольфа. Четыре вышитые вещи 1830-1840-х годов - покровец (воздух) на чашу со Святыми Дарами, обложка блокнота, пресс-бювар и шкатулка для писем - выполнены, по легенде, самой княгиней Е.И. Трубецкой. Тема нравственного выбора княгини Каташи, последовавшей за мужем на каторгу, получила в экспозиции документально-художественное воплощение. На стене столовой - «картина» в раме. На ней в технике коллажа представлены копии писем и портреты четы Трубецких того времени, когда они писали эти письма (1826 год). При желании картину можно «оживить», и тогда с экрана зазвучат подлинные документы.

Теплые сени

Драгоценным украшением маленькой проходной комнаты служит «Пейзаж с озерком». Картина выполнена на картоне маслом в конце 1840-х - начале 1850-х годов. Ее автор - старшая дочь Трубецких Александра. Первые уроки живописи маленькой Саше давал декабрист Н.А. Бестужев еще в годы каторги в Петровском Заводе.

Акварельный портрет трех юных княжон Трубецких представлен здесь же профессиональной копией в технике оригинала. Неизвестный художник выполнял его, предположительно, в 1845 году, когда Трубецкие переселились из Оёка в Иркутск. Об успехах в учебе Зины и Лизы можно узнать из ежемесячных ведомостей Девичьего института Восточной Сибири. Все документы на стенах теплых сеней рассказывают о судьбах трех дочерей Трубецких.


Кабинет князя

Этот раздел экспозиции посвящен личности самого князя Сергея Петровича и отражает круг его интересов и родственных связей. Одной из главных обязанностей Трубецкого в это время было воспитание и образование собственных детей. В педагогической практике декабрист применял оригинальные пособия собственной редакции по разным предметам гимназического курса, фрагменты которых представлены в экспозиции в копиях. На письменном столе можно увидеть уникальную книгу из библиотеки С.П. Трубецкого с его автографом. Это - один из томов исторического сочинения об эпохе воцарения и крушения Наполеона Бонапарта «Мемуары герцогини д"Абрантес» (Брюссель, 1834). Данный автограф - единственный в Иркутске.



Парадная комната дома отдана иркутской поселенческой колонии декабристов. В Иркутской губернии в разное время проживало более 50 декабристов. Портреты товарищей по изгнанию, обо многих из которых заботился С.П. Трубецкой, представлены на стене. В шкафах - книги конца XVIII - первой половины XIX века по истории гражданской и военной, естествознанию, философии и европейским языкам. Часть этих изданий выписывали из России и читали декабристы по всей Сибири. Две мемориальные реликвии покоятся в углах гостиной под стеклянными колпаками. Это - большая фарфоровая ваза российской фабрики Сафронова 1830-1840-х годов и изящный гипсовый бюст 1830-х годов. Первую, по преданию, подарил иркутянам перед отъездом в память о почившей супруге Екатерине Ивановне сам князь С.П. Трубецкой. Второй мемориальный предмет был извлечен в 1924 году из надгробного памятника декабристу А.З. Муравьеву. По предположениям ученых, это скульптурный портрет двенадцатилетнего сына Никиты. Бюст был заказан в паре с бюстом младшего брата Лёвушки в Петербурге после смерти обоих детей женой декабриста В.А. Муравьевой и прислан мужу в Сибирь.



Приемная

Замыкая жизненный круг декабриста С.П. Трубецкого, мы вновь возвращаемся к началу экспозиции. Здесь перед нами в том же «волшебном» окне проплывают облака над могилами тех декабристов, которые навсегда остались в Сибири, и портреты тех из них, кому удалось покинуть ее после амнистии 1856 года. На столике у зеркала - текст амнистии декабристам и фотопортрет князя Трубецкого после 30 лет, прожитых в Сибири. Напротив - фотографии могилы жены и детей и товарищей, похороненных в Иркутске.