Как характеризует героев их поведение перед царем. Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича

Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича. В своем произведении Лермонтов обращается к XVI веку, ко времени неограниченной власти царя Ивана Грозного.

Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича,тема чести и достоинства - главная в поэме. Она раскрывается на примере двух главных героев: царского опричника Кирибеевича и купца Калашникова.

Кирибеевич - любимый опричник царя, «удалой боец, буйный молодец». Опричник способен чувствовать красоту, восхищаться ею и в результате оказывается у нее в плену. Чувство любви к замужней женщине Алене Дмитревне оказывается сильнее долга и приличия, сильнее суровых законов домостроя. Чувствуя безнаказанность, он нарушает святость брака и объясняется в своих чувствах к жене Степана Парамоновича Калашникова. Опричник привык получать то, что хочет. И не был готов ни к отказу Алены Дмитревны, ни к поединку с ее мужем, ставшим на защиту чести своей семьи:

…Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич;

А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому.

Буду насмерть биться, до последних сил…

Купец Калашников не смог вынести обиды. И сошлись они на кулачный бой. Ни те, кто пришли на Москва-реку «разгуляться, потешиться», ни сам грозный царь Иван Васильевич не знали истинной причины поединка. Ни купец, ни опричник не открыли всей правды перед царем, потому что честь свою каждый должен защищать сам. И в этот момент они выглядят как противники равные и достойные.

Нравственная правда на стороне Калашникова. Он в поэме - носитель народных представлений о морали, о долге и справедливости. Поэтому еще до поединка «Кирибеевич побледнел в лице, как осенний снег; Бойки очи его затуманились…» Богатырь-опричник, превосходящий силой своего соперника, признал его моральное право на победу.

Достойное поведение купца, жизнью заплатившего за семейную гайну, вызывает похвалу царя за «ответ по совести». Таково же и народное мнение. Гусляры поют славу народному герою за мужество, смелость, за то, что защитил свою честь и достоинство.

Оба героя Лермонтова, при всей разности их характеров и поступков, воплощают черты русского национального характера: богатырскую силу и молодецкую удаль, верность долгу и традициям, способность постоять за себя и свою честь.

Поэма заставляет задуматься о многих вопросах, важных во все времена: о судьбе и правах человеческой личности, о чести, о свободе и ее границах, о причинах произвола и насилия и о способах противостоять им.

Ответ оставил Гость

Калашников - московский купец, человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает.
Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов “стоять за правду до последнева”. Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, “народу русскому”, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям.
Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: “Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание! ” Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи - в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя. Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. А ведь он мог, услышав о “славной семье” Скуратова, поняв, что Кирибеевич - опричник, повести себя иначе. Многие обесчещенные опричниками жёны возвращались по домам - и семья смирялась с фактом своего бесчестья.
Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав царю, что убил Кирибеевича “вольной волею”, то есть без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. В этом поступке - безусловное право на сохранение суверенности, тайны перед лицом власти. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном, интимном переживании - любви к Алёне Дмитриевне, но вольный купец не признаёт вмешательства в свою внутреннюю, сокровенную жизнь. В эпоху бесчестья и террора Калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник - промеж трёх дорог. Но, несмотря на позорную казнь и погребение в “безымянной могиле”, Калашников оставил по себе добрую память.
Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и “оклеветанный молвой”, становится народным героем.

Антагонист Калашникова - Кирибеевич. Кирибеевич - опричник, ревностный слуга Ивана Грозного. Опричники (кромешники) - дружина, во главе которой стояли Малюта Скуратов, Алексей Басманов и другие любимцы ИванаIV. От опричников требовалось “не знать ни отца, ни матери, знать единственного государя”, доносить на изменников, “не дружиться с земскими” (то есть со всеми, не записанными в опричнину) . За это Грозный наделял их властью, жаловал им собственность сосланных дворян.
Рабство Кирибеевича - в его безусловном подчинении царскому закону, над которым он не признаёт ни совести, ни чести. Он не стыдится раскрыть на скоморошьем пиру свою “думу крепкую”, обнажить душу перед толпой. Выходя на бой, он кланяется только царю - не поминая ни Бога, ни народа. Для него бой - потеха в царскую угоду: “Лишь потешу царя нашего, батюшку”. Но это не мешает Кирибеевичу лукавить перед царём: на пиру он скрывает от Иоанна, что Алёна Дмитриевна замужем, и заручается его поддержкой.
Отличительная черта натуры Кирибеевича - желание покрасоваться, “нарядом похвастаться”, “показать удальство своё”. Рабская натура, угодничество Кирибеевича порождают в нём желание властвовать, ни в чём не знать отказа. Алёну Дмитриевну он выбирает не только за красоту: его уязвляет её независимость, безразличие к нему, “царскому опричнику”.
Соблазняя Алёну Дмитриевну, Кирибегевич прельщает её завидным положением, богатством: “Станут все тебе завидовать… ” Слова Кирибеевича перед поединком звучат дерзким вызовом уверенного в своей победе царского любимца.
Вместе с тем Кирибеевич по-своему незаурядная, яркая личность. Его не назовёшь безликим прихлебателем, в нём, как и в Калашникове, есть удалое начало

/ / / Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова)

В своем произведении Лермонтов обращается к XVI веку, ко времени неограниченной власти царя Ивана Грозного.

Тема чести и достоинства - главная в поэме. Она раскрывается на примере двух главных героев: царского опричника Кирибеевича и купца Калашникова.

Кирибеевич - любимый опричник царя, «удалой боец, буйный молодец». Опричник способен чувствовать красоту, восхищаться ею и в результате оказывается у нее в плену. Чувство любви к замужней женщине Алене Дмитревне оказывается сильнее долга и приличия, сильнее суровых законов домостроя. Чувствуя безнаказанность, он нарушает святость брака и объясняется в своих чувствах к жене Степана Парамоновича Калашникова. Опричник привык получать то, что хочет. И не был готов ни к отказу Алены Дмитревны, ни к поединку с ее мужем, ставшим на защиту чести своей семьи:

Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому. Буду насмерть биться, до последних сил... Купец Калашников не смог вынести обиды. И сошлись они на кулачный бой. Ни те, кто пришли на Москва-реку «разгуляться, потешиться», ни сам грозный царь Иван Васильевич не знали истинной причины цоединка. Ни купец, ни опричник не открыли всей правды перед царем, потому что честь свою каждый должен защищать сам. И в этот момент они выглядят как противники равные и достойные.

Нравственная правда на стороне Калашникова. Он в поэме - носитель народных представлений о морали, о долге и справедливости. Поэтому еще до поединка «Кирибеевич побледнел в лице, как осенний снег; Бойки очи его затуманились...» Богатырь-опричник, превосходящий силой своего соперника, признал его моральное право на победу.

Достойное поведение купца, жизнью заплатившего за семейную тайну, вызывает похвалу царя за «ответ по совести». Таково же и народное мнение. Гусляры поют славу народному герою за мужество, смелость, за то, что защитил свою честь и достоинство.

Оба героя Лермонтова, при всей разности их характеров и поступков, воплощают черты русского национального характера: богатырскую силу и молодецкую удаль, верность долгу и традициям, способность постоять за себя и свою честь.

Поэма заставляет задуматься о многих вопросах, важных во все времена: о судьбе и правах человеческой личности, о чести, о свободе и ее границах, о причинах произвола и насилия и о способах противостоять им.

В основе поэмы М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича…» представлены столкновение противоположных человеческий характеров, конфликт взглядов и принципов. Кирибеевич и Калашников — два совершенно разных представителя русской знати. Первый из них — Кирибеевич, любимый опричник царя Ивана Грозного. Он пользуется расположением и милостью государя и имеет все: хорошего коня, оружие, дорогие одежды, любовь девушек. Но ему полюбилась чужая жена, жена купца Калашникова Алена Дмитриевна. Красота, богатство, могущество Кирибеевича испортилиего, он стал человеком эгоистичным, попирающим семейные устои и правила. Замужество избранницы его не останавливает. Подкараулив ее, Кирибеевич предлагает Алене Дмитриевне богатство в обмен на любовь: «Хочешь золота али жемчугу? Хочешь ярких камней аль цветной парчи? Как царицу я наряжу тебя, Станут все тебе завидовать…» Его не останавливает присутствие соседок и бесчестие, грозящее замужней женщине. Кроме того, Кирибеевич оказывается человеком лживым, ведь о замужестве своей возлюбленной он не рассказал даже царю. Перед кулачным боем, на который его вызвал оскорбленный муж Алены Дмитриевны купец Калашников, Кирибеевич ведет себя как бахвал: «Присмирели, небось, призадумались! Так и быть, обещаюсь, для праздника, Отпущу живого с покаянием, Лишь потешу царя нашего батюшку». Дерзкая самоуверенность Кирибеевича отталкивает: «Ты поведай мне, добрый молодец, Каким именем прозываешься? Чтобы знать, по ком панихиду служить, Чтобы было чем и похвастаться». В финале поэмы любимый царский опричник получает по заслугам. Поступки этого человека вызывают чувство неприязни и осуждения. Совсем другим героем предстает купец Калашников. Это порядочный семьянин, живущим по христианским законам, любящий жену и детей. Ни минуты не раздумывая, Калашников готов отомстить обидчику за нанесенное его семье бесчестие. Перед боем он ведет себя как настоящий мужчина: «Поклонился прежде царю грозному, После белому Кремлю да святым церквям, А потом всему народу русскому…» На дерзкий вызов Кирибеевича Калашников отвечает так: «И жил я по закону Господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью темною, Не таился от свету небесного… К тебе вышел я теперь, басурманский сын, — Вышел я на страшный бой, на последний бой!» Одержав победу в этом бою, Калашников предстает перед разгневанным царем. На государев вопрос о причине конфликта, уклончиво отвечает, что убил соперника «вольной волею, а за что, про что — не скажет, а скажет только богу единому». Даже перед угрозой казни Калашников отказывается называть имя жены, чтобы не запятнать ее чести. Порядочность, честь, благородство Калашникова показывают, что он один из лучших представителей русского общества.

С опричником Кирибеевичем мы знакомимся в поэме Лермонтова … Сначала Кирибеевич вызывает положительные эмоции, ведь автор нам представляет опричника, как хорошего бойца, молодца буйного нрава, младого голубя сизокрылого. Мы видим грустного молодого человека, который на пиру у царя не развлекается, а поник головой. Когда царь интересуется у любимчика его состоянием, то опричник рассказывает, о своей любви к дочке купца Алене Дмитриевне. Он влюбился страстно, вот только не вся правда раскрыта Грозному. И тут открывается истинное лицо Кирибеевича, раскрывается настоящий образ опричника и любимца царя.

Кирибеевич в поэме — это один из героев, который вызывает неоднозначные чувства. С одной стороны хотелось бы переживать за молодца и его неразделенную любовь. Но, мы не можем этого сделать ведь, читая дальше произведение, все становится на свои места. Кирибеевич влюбляется в замужнюю женщину, которая не отвечает взаимностью. Женщина вполне довольна своей жизнью, любит своего мужа и счастлива. Но, поступок опричника все меняет. Этот лукавый человек на глазах у всех соседей стал целовать и ласкать женщину. Таким поступком, не задумываясь о последствиях, он опозорил невинную женщину. Ей ничего не оставалось, как рассказать все мужу Калашникову. Тот и вызвал на бой опричника, чтобы защитить честь жены и своей семьи.

И даже выйдя на бой, Кирибеевич ведет себя недостойно. Он лишь красуется перед царем, как тот шут, что вышел развлечь царя. Калашников же кланяется всем присутствующим и даже церквям и Кремлю. Купец вышел не для веселья, а для того, чтобы отстоять честь и он отстоял. Он победил Кирибеевича, и тот за свои вольности поплатился жизнью, получив по заслугам. Кстати, в бое мы можем видеть, что не такой уж он и хороший боец, каким любил казаться.

Кирибеевич — отрицательный герой, молодой горячий парень, чей образ вызывает неприязнь из-за его низких поступков. Он любимец самого царя, а значит, тот всегда станет на его защиту, вот и может позволить он себе все, что захочет, даже замужнюю женщину. Но, справедливость есть и она восторжествовала.

Образ Кирибеевича

А какую оценку поставите вы?


Лермонтов, анализ произведения Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова, План Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» Сочинение на тему: образ Хлестакова по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»