Как живут отаку. Кто такие «отаку»

В мире Наруто незаметно пролетели два года. Бывшие новички пополнили ряды опытных синоби в ранге тюнин и дзёнин. Главные герои не сидели на месте – каждый стал учеником одного из легендарных Саннин – трех великих ниндзя Конохи. Парень в оранжевом продолжил обучение у мудрого, но эксцентричного Дзирайи, постепенно восходя на новую ступень боевого мастерства. Сакура выдвинулась в помощницы и доверенные лица целительницы Цунадэ – нового вождя Деревни Листвы. Ну а Саскэ, чья гордыня привела к изгнанию из Конохи, вступил во временный союз со зловещим Оротимару, причем каждый считает, что лишь использует другого до поры до времени.

Краткая передышка закончилась, и события в очередной раз понеслись с ураганной быстротой. В Конохе вновь прорастают семена старых раздоров, посеянные первыми Хокагэ. Таинственный лидер Акацуки привел в действие план обретения мирового господства. Неспокойно в Деревне Песка и соседних странах, везде всплывают старые тайны, и ясно, что когда-то придется платить по счетам. Долгожданное продолжение манги вдохнуло новую жизнь в сериал и новую надежду в сердца бесчисленных фанатов!

© Hollow, World Art

  • (51332)

    Мечник Тацуми, простой парнишка из сельской местности отправляется в Столицу чтобы заработать денег для своей голодающей деревни.
    А добравшись туда вскоре узнает, что великая и красивая Столица это лишь видимость. Город погряз в коррупции, жестокости и беззаконии которые идут от премьер министра, что правит страной из-за кулис.
    Но как всем известно - "Один в поле не воин" и ничего тут не поделаешь, особенно когда твой враг глава государства или точнее тот, кто им прикрывается.
    Найдет ли Тацуми себе единомышленников и сможет-ли что-то изменить? Смотрите и узнаете сами.

  • (51745)

    Фейри Тейл - знаменитая на весь мир своими безбашенными выходками Гильдия волшебников по найму. Молодая волшебница Люси была уверена, что, став одним из её членов, попала в самую замечательную на свете Гильдию… до тех пор, пока не познакомилась со своими камрадами - взрывным огнедышащим и сметающим всё на своём пути Нацу, летающим говорящим котом Хэппи, эксгибиционистом Греем, занудой-берсерком Эльзой, гламурным и любвеобильным Локи… Вместе им предстоит одолеть немало врагов и пережить множество незабываемых приключений!

  • (46153)

    18-летний Сора и 11-летняя Сиро – сводные брат и сестра, законченные затворники и игроманы. Когда встретились два одиночества, родился несокрушимый союз «Пустое место», наводящий ужас на всех восточных геймеров. Хотя на публике ребят трясет и корежит не по-детски, в Сети малышка Сиро – гений логики, а Сора – монстр психологии, которого нельзя провести. Увы, достойные противники вскоре кончились, потому Сиро так обрадовалась шахматной партии, где с первых ходов был виден почерк мастера. Выиграв на пределе сил, герои получили интересное предложение – переехать в иной мир, где их таланты поймут и оценят!

    А почему бы и нет? В нашем мире Сору и Сиро ничто не держит, а веселым миром Дисборд правят Десять заповедей, суть которых сводится к одному: никакого насилия и жестокости, все разногласия решаются в честной игре. В игровом мире живут 16 рас, из которых человеческая считается самой слабой и бесталантной. Но ведь чудо-ребята уже здесь, в их руках корона Элькии – единственной страны людей, и мы верим, что этим успехи Соры и Сиро не ограничатся. Посланцам Земли надо всего-то объединить все расы Дисборда – и тогда они смогут бросить вызов богу Тету – своему, кстати, старому знакомому. Только, если подумать, стоит ли это делать?

    © Hollow, World Art

  • (46216)

    Фейри Тейл – знаменитая на весь мир своими безбашенными выходками Гильдия волшебников по найму. Молодая волшебница Люси была уверена, что, став одним из её членов, попала в самую замечательную на свете Гильдию… до тех пор, пока не познакомилась со своими камрадами – взрывным огнедышащим и сметающим всё на своём пути Нацу, летающим говорящим котом Хэппи, эксгибиционистом Греем, занудой-берсерком Эльзой, гламурным и любвеобильным Локи… Вместе им предстоит одолеть немало врагов и пережить множество незабываемых приключений!

  • (62528)

    Студент университета Канеки Кен в результате несчастного случая попадает в больницу, где ему по ошибке пересаживают органы одного из гулей - чудовищ, питающихся человеческой плотью. Теперь он сам становится одним из них, а для людей превращается в изгоя, подлежащего уничтожению. Но сможет ли он стать своим для других гулей? Или теперь в мире для него больше нет места? Это аниме расскажет о судьбе Канеки и том, какое влияние он окажет на будущее Токио, где идет непрерывная война между двумя видами.

  • (34894)

    Континент что лежит в центре океана Игнола, это большой центральный и еще четыре - Южный, Северный, Восточный и Западный и сами боги приглядывают за ним, а зовется он Энтэ Исла.
    И есть имя, что ввергает в Ужас любого на Энтэ Исла - Владыка Тьмы Мао.
    Он хозяин потустороннего мира где живут все темные создания.
    Он есть воплощение страха и ужаса.
    Владыка Тьмы Мао объявил войну роду людскому и сеял смерть и разрушения по всему континенту Энтэ Исла.
    Владыке Тьмы служили 4 могущественных генерала.
    Адрамелех, Люцифер, Альсиэль и Малакода.
    Четверо Генералов демонов возглавили атаку на 4 части континента. Однако, явился герой что выступил против армии преисподней. Герой и его товарищи одолели войска Владыки тьмы на западе, далее Адрамелеха на севере и Малакоду на Юге. Герой возглавил объединенную армию рода людского и пошел приступом на центральный континент где стоял замок Владыки Тьмы...

  • (33383)

    Ято – бродячий японский бог в образе худощавого синеглазого юноши в спортивном костюме. В синтоизме сила божества определяется числом верующих, а у нашего героя - ни храма, ни жрецов, все пожертвования умещаются в бутылке из-под сакэ. Парень в шейном платке подрабатывает мастером на все руки, малюя объявления на стенах, но дела идут совсем худо. Даже языкастая Маю, много лет работающая синки – Священным оружием Ято – покинула хозяина. А без оружия младший бог не сильнее обычного смертного мага, приходится (вот позор!) от злых духов прятаться. И кому вообще такой небожитель нужен?

    Однажды симпатичная старшеклассница Хиёри Ики бросилась под грузовик, чтобы спасти какого-то парня в черном. Кончилось это плохо – девушка не погибла, но обрела способность «выходить» из тела и гулять на «той стороне». Встретив там Ято и узнав виновника своих бед, Хиёри убедила бездомного бога исцелить ее, ибо тот сам признал, что долго жить между мирами никто не может. Вот только, познакомившись поближе, Ики поняла, что у нынешнего Ято не хватает сил, чтобы решить ее проблему. Что ж, надо брать дело в свои руки и лично направить бродягу на путь истинный: сначала подыскать непутевому оружие, потом помочь заработать, а там, глядишь, что и получится. Не зря говорят: чего хочет женщина – хочет Бог!

    © Hollow, World Art

  • (33278)

    В старшей школе искусств университета Суймэй есть множество общежитий, а есть доходный дом «Сакура». Если в общежитиях действуют строгие правила, то в «Сакуре» можно все, недаром ее местное прозвище – «сумасшедший дом». Так как в искусстве гений и сумасшествие всегда где-то рядом, то обитатели «вишневого сада» - талантливые и интересные ребята, слишком уж выбивающиеся из «болота». Взять хотя бы шумную Мисаки, что продает мейджор-студиям собственное аниме, ее друга и сценариста плейбоя Дзина или программиста-затворника Рюносукэ, что общается с миром лишь по Сети и телефону. По сравнению с ними главный герой Сората Канда – простак, попавший в «психушку» всего лишь за… любовь к кошкам!

    Поэтому Тихиро-сэнсэй, глава общежития, поручила Сорате, как единственному вменяемому постояльцу, встретить свою двоюродную сестру Масиро, что переводится в их школу из далекой Британии. Хрупкая блондинка показалась Канде настоящим светлым ангелом. Правда, на вечеринке с новыми соседями гостья держалась скованно и говорила мало, но свежеиспеченный поклонник списал все на понятный стресс и усталость с дороги. Только настоящий стресс ждал Сорату утром, когда он пошел будить Масиро. Герой с ужасом понял, что его новая знакомая – великий художник абсолютно не от мира сего, то есть, самостоятельно даже одеться не способна! А коварная Тихиро тут как тут - отныне Канда будет вечно ухаживать за ее сестрой, ведь на кошках парень уже потренировался!

    © Hollow, World Art

  • (33561)

    в XXI мировому сообществу наконец удалось систематизировать искусство магии и поднять его на новый уровень. Способных использовать магию после окончания девяти классов в Японии ныне ждут в школах магии - но только если абитуриенты сдадут экзамен. Квота на поступление в Первую школу (Хатиодзи, Токио) - 200 учеников, сотню лучших зачисляют на первое отделение, остальных - в резерв, на второе, причём учителя положены только первой сотне, "Цветкам". Остальные же, "Сорняки", учатся самостоятельно. При этом в школе постоянно витает атмосфера дискриминации, ведь даже формы у обоих отделений разные.
    Сиба Тацуя и Миюки родились с разницей в 11 месяцев, что позволило им учиться на одном году. При поступлении в Первую школу сестра оказывается среди Цветков, а брат - среди Сорняков: несмотря на превосходные теоретические познания, практическая часть даётся ему нелегко.
    В общем, нас ждёт учёба посредственного брата и примерной сестры, а также их новых друзей - Тибы Эрики, Сайдзё Леонхарта (можно просто Лео) и Сибаты Мидзуки - в школе магии, квантовая физика, Турнир Девяти Школ и многое другое...

    © Sa4ko aka Kiyoso

  • (29548)

    "Семь Смертных Грехов", некогда великие воины, почитаемые Британцами. Но однажды, их обвиняют в попытке свергнуть монархов и убийстве воина из Святых Рыцарей. В дальнейшем Святые Рыцари устраивают государственный переворот, и захватывают власть в свои руки. А "Семь Смертных Грехов", теперь изгои, разбрелись по всему королевству, кто куда. Принцесса Элизабет, смогла сбежать из замка. Она решает отправиться на поиски Мелиодаса, предводителя семерки Грехов. Теперь вся семерка должна объединиться снова, что бы доказать свою невиновность и отомстить за изгнание.

  • (28368)

    2021 год. На землю попал неизвестный вирус "Гастрея" который за считанные дни уничтожил почти все человечество. Но это не просто вирус как какая-то Эбола или Чума. Он не убивает человека. Гастрея - разумная зараза, которая перестраивает ДНК превращая носителя в страшного монстра.
    Началась война и в итоге прошло 10 лет. Люди нашли способ отгородиться от заразы. Единственное, что не переносит Гастрея, это особый металл - Вараниум. Именно из него люди выстроили огромные монолиты и огородили ими Токио. Казалось, теперь немногие выжившие могут жить за монолитами в мире, но увы, угроза никуда не делась. Гастрея все еще ждет удобного момента чтобы проникнуть в Токио и уничтожить немногочисленные остатки человечества. Надежды нет. Истребление людей лишь вопрос времени. Но у страшного вируса оказался и другой эффект. Есть те, кто уже рождается с этим вирусом в крови. Эти дети, "Проклятые дети" (Исключительно девушки) обладают сверхчеловеческой силой и регенерацией. В их телах распространение вируса идет во много крат медленнее чем в теле обычного человека. Только они могут противостоять порождениям "Гастреи" и больше человечеству рассчитывать не на что. Смогут ли наши герои спасти остатки живых людей и найти лекарство от ужасающего вируса? Смотрите и узнаете сами.

  • (27481)

    История в «Steins,Gate» разворачивается спустя год после событий «Chaos,Head».
    Напряженный сюжет игры частью проходит в реалистично воссозданном районе Акахибара, в знаменитом месте шопинга отаку в Токио. Завязка сюжета такова: группа друзей монтируeт в Акихибаре некое устройство для посылки текстовых сообщений в прошлое. Экспериментами героев игры заинтересовывается таинственная организация под именем СЕРН, которая так же занимается собственными исследованиями в области путешествия по времени. И теперь друзьям приходится приложить гигантские усилия для того чтобы не быть захваченными СЕРН.

    © Hollow, World Art


    Добавлена серия 23β, которая является альтернативной концовкой и подведению к продолжению в SG0.
  • (26756)

    Тридцать тысяч игроков из Японии и куда больше со всего мира внезапно оказались заперты в многопользовательской ролевой онлайновой игре «Легенда Древних». С одной стороны, геймеры перенеслись в новый мир физически, иллюзия реальности оказалась почти безупречной. С другой стороны, «попаданцы» сохранили прежние аватары и обретенные навыки, пользовательский интерфейс и систему прокачки, да и смерть в игре вела всего лишь к воскрешению в соборе ближайшего крупного города. Поняв, что великой цели нет, и цену за выход никто не называл, игроки стали сбиваться вместе – одни, чтобы жить и править по закону джунглей, другие – чтобы противостоять беспределу.

    Сироэ и Наоцугу, в миру студент и клерк, в игре - хитроумный маг и могучий воин, давно знали друг друга еще по легендарной гильдии «Безумное чаепитие». Увы, те времена ушли навсегда, но и в новой реальности можно встретить старых знакомых и просто хороших ребят, с которыми не будет скучно. А главное – в мире «Легенды» появилось коренное население, считающее пришельцев великими и бессмертными героями. Поневоле захочется стать этаким рыцарем Круглого Стола, побивающим драконов и спасающим девушек. Что ж, девушек кругом хватает, монстров и разбойников тоже, а для отдыха есть города вроде гостеприимной Акибы. Главное – умирать в игре все же не стоит, гораздо правильней жить по-человечески!

    © Hollow, World Art

  • (27824)

    Раса гулей существует с незапамятных времен. Ее представители вовсе не против людей, они их даже любят – преимущественно в сыром виде. Любители человечины внешне неотличимы от нас, сильны, быстры и живучи – но их мало, потому гули выработали строгие правила охоты и маскировки, а нарушителей наказывают сами или по-тихому сдают борцам с нечистью. В век науки люди знают про гулей, но как говорится, привыкли. Власти не считают людоедов угрозой, более того, рассматривают их как идеальную основу для создания суперсолдат. Эксперименты идут уже давно…

    Главному герою Кэн Канэки предстоит мучительный поиск нового пути, ибо он понял, что люди и гули похожи: просто одни друг друга жрут в прямом смысле, другие – в переносном. Правда жизни жестока, переделать ее нельзя, и силен тот, кто не отворачивается. А дальше уж как-нибудь!

  • (26929)

    В мире Hunter x Hunter существует класс людей называемых Охотниками, которые, используя психические силы и обученные всевозможным видам борьбы, исследуют дикие уголки в основном цивилизованного мира. Главный герой, юноша по имени Гон (Гун), сын самого великого Охотника. Его отец таинственно исчез много лет назад, и теперь, повзрослев, Гон (Гун) решает пойти по его стопам. По пути он находит несколько компаньонов: Леорио, честолюбивый доктор медицинских наук, чья цель - обогащение. Курапика - единственный выживший из своего клана, чья цель - месть. Киллуа - наследник семьи наемных убийц, чья цель - тренировка. Вместе они добиваются цели и становятся Охотниками, но это только первая ступенька на их долгом пути… А впереди история Киллуа и его семьи, история мести Курапики и конечно же обучение, новые задания и приключения! Сериал был остановлен на мести Курапики…Что же ждет нас дальше спустя столько лет?

  • (26528)

    Действие происходит в альтернативной реальности, где давно признано существование демонов; в тихом океане есть даже остров - «Итогамидзима», где демоны являются полноценными гражданами и обладают равными с людьми правами. Однако существуют и люди-маги, которые ведут охоту на них, в частности, на вампиров. Обыкновенный японский школьник по имени Акацуки Кодзё по непонятной причине превратился в «чистокровного вампира», четвёртого по числу. За ним начинает следовать молодая девушка Химэраки Юкина, или «шаман клинка», которая должна следить за Акацуки и убить его в случае, если он выйдет из под контроля.

  • (24815)

    История повествует о юноше по имени Саитама, который живет в мире, иронично похожем на наш. Ему 25, он лыс и прекрасен, к тому же, силен настолько, что с одного удара аннигилирует все опасности для человечества. Он ищет себя на нелегком жизненном пути, попутно раздавая подзатыльники монстрам и злодеям.

  • (22673)

    Сейчас вам предстоит сыграть в игру. Что это будет за игра - решит рулетка. Ставкой в игре будет ваша жизнь. После смерти, люди, погибшие одновременно, попадают в Квин Деким, где им предстоит сыграть в игру. Но на самом деле, то, что с ними здесь происходит, это Суд Небесный.

  • В молодёжной среде часто можно увидеть людей, идентифицирующих себя как отаку. Эти люди носят странные одежды , знают несколько фраз из японского языка и почему-то разбираются в аниме. Кто же это такие на самом деле и откуда они взялись?

    Происхождение слова «отаку»

    Слово это японское. Переводить японские иероглифы дословно — это труд бесполезный, так как значение иероглифа может меняться от контекста и порядка написания. Но всё же попытаемся. Два иероглифа, из которых состоит это слово, можно дословно перевести на русский язык как «ваше жилище» . Ситуацию это не проясняет.

    Значение становится понятнее из первого употребления — слово это употреблялось в среде японских непрофессиональных фотографов в 70-80 годы двадцатого века. Люди, увлечённые фотографией как хобби, часто проводили всё свободное время у себя дома, проявляя плёнку и фотографии и изучая фотоискусство.

    Фотография — дело сложное, поэтому настоящие фанатики данного хобби становились затворниками, в круг общения которых входила только пара-тройка таких же фотографов-самоучек. Эти люди бросали работу, учёбу, общение с родными и близкими ради своего увлечения.

    Таких людей и стали называть «отаку». То есть на русский язык это можно перевести как «домосед», «нездорово увлечённый фанатик». В современном русском языке есть отличный неологизм, близкий по духу слову «отаку» — это «диванный воин».

    Виды отаку

    Как мы видим, никакого отношения к аниме отаку изначально не имели. Этим словом обобщённо называли любого фаната, зашедшего слишком далеко.

    Поэтому виды отаку просто образуются добавлением названия хобби или увлечения: айдору отаку как фанаты поп-звёзд, гейму отаку как излишне увлечённые геймеры-любители компьютерных игр, пачинко отаку — люди, страдающие зависимостью от игровых автоматов, и, собственно, аниме отаку — люди, сходящие с ума от аниме-мультипликации.

    Быть чересчур увлечённым фанатом можно быть в любой сфере, даже в вязании или выпекании песочных коржей. Даже наших хардкорных фанатов «Спартака», устраивающих драки за свою любимую команду с другими фанатами, при желании можно назвать отаку. Хотя черта домоседства и затворничества тут немного теряется.

    Восприятие отаку в Японии

    В разговоре с японцем, даже если он сам действительно чем-то всерьёз увлекается, не стоит называть его отаку, если только он сам так себя не называет. В Японии это слово является оскорбительным и даже ругательным.

    Примерно так же на русском языке употребляется слово «двинутый» — если человек не говорит сам про себя, что он двинутый на прыжках с парашютом, называть его двинутым в лицо всё же не стоит.

    Тем не менее, в последнее время в Японии это слово стало более приемлемым, особенно как раз в субкультуре любителей аниме . Многие японцы официально причисляют себя к отаку и не оскорбляются на такое прозвище.

    Аниме отаку

    Увлекаться аниме можно по-разному. Вопреки распространённому стереотипу, большинство людей, даже в самой Японии, видели в своей жизни только несколько аниме-фильмов, показанных по телевидению.

    На этом их знакомство с аниме заканчивается. Если остановить на улице в Японии обычного человека, и спросить его, какое его самое любимое аниме, он назовёт один или два самых популярных сериала, которые выходят на центральном японском телевидении уже десятилетиями и знакомы всем с детства, как «Симпсоны» в Америке или «Ну, погоди!» в России.

    Точно так же дела обстоят и с мангой — комиксами, являющимися источниками для экранизации в аниме. Обычный японец почитывает один-два самых известных цикла, или периодически покупает журнал, в котором печатаются отдельные главы манги или короткие законченные манга-истории — ваншоты.

    Истинные же фанаты аниме резко отличаются от обычных людей. Количество просмотренных сериалов и фильмов измеряется сотнями и является поводом для гордости и мерилом успешности в субкультуре аниме отаку.

    Манга покупается целыми корзинами и выставляется в книжные шкафы также сотнями. В новостях даже появлялась история про одного отаку, которого завалило насмерть коллекцией журналов прямо в его собственном доме.

    Жилище настоящего отаку представляет из себя выставку из шкафов манги, стоек с дисками любимого аниме и витрин с фигурками любимых персонажей. Коллекция дисков с высококачественными цифровыми изданиями аниме или пластиковая статуэтка персонажа запросто может обойтись в сотни, а то и тысячи долларов.

    Японские отаку создали из своего хобби настоящую культуру . Фестивали, посвящённые аниме и манге, собирают в Японии тысячи человек, где фанаты представляют своё самодельное творчество, шикарные костюмы, повторяющие внешний вид персонажей — косплей, разыгрывают сценки из аниме и в целом отлично проводят время.

    Термин «отаку» имеет несколько значений, в зависимости от того, кто и где использует его. В Японии он означает одно, в Америке или России - немножко другое. К тому же, с течением временем понятия изменились - и продолжают меняться.

    История и происхождение

    До 1980-х годов otaku являлось формой почтительного обращения в японском языке, наподобие -sama, -kun или -senpai. Данное слово часто использовалось как местоимение 2 лица, именно таким образом, к примеру, его использовала героиня аниме «Макрос», которое впервые вышло на экраны в 1982 году.

    В современном мире, однако, слово «отаку» - сленговое выражение в японском языке, обозначающее несколько различных понятий:

    • человека, сильно увлеченного чем-либо - хобби может быть любым, от манги и аниме до игр и коллекционирования;
    • человека, увлеченного аниме или мангой;
    • есть также третий случай - появившийся в результате путаницы между понятиями отаку и хикикомори.

    Итак, отаку - кто это? В современном значении данное слово впервые использовалось в 1980-х годах, в работах юмориста и писателя Акио Накамори. В 1983 году он опубликовал в журнале Manga Burikko цикл «Исследование «отаку»», в котором использовал этот термин по отношению к фанатам.

    В то же время, художники-мультипликаторы Харухико Микимото и Шоуджи Кавамори использовали слово в общении между собой, как вежливую форму обращения (все то же 2 лица), начиная с конца 1970-х годов.

    Предположительно, так же поступали и некоторые представители субкультуры (в то время как остальные перешли к менее формальному общению), и именно поэтому Накамори выбрал его (данную причину указал Морикава Каичиро, объясняя происхождение термина).

    Вторая версия происхождения понятия - научно-фантастические произведения Мотоко Араи, которая использовала -otaku в качестве уважительной формы обращения, а в итоге читатели переняли эту привычку.

    Современная Япония

    В 90-х годах прошлого века негативная окраска этого слова сгладилась, и там стали по-другому использовать слово отаку. Кто это теперь? Определение сделалось достаточно четким - «фанат чего-либо», энтузиаст, сильно увлекающийся каким-то конкретным делом. Теперь данное понятие относится к фанатам чего угодно, его также часто связывают с Акихабарой и модой на «няшность».

    Японский словарь предлагает другое толкование данного слова: согласно ему, «отаку» изначально использовалось в 80-ые годы в кругу друзей, обозначая очень информированного в каком-то вопросе человека.

    В Японии это слово можно приравнять к таким понятиям, как «фанат», «специалист», «исследователь» или даже «одержимый». Все эти термины выражают различный уровень знаний и интереса.

    В чем же разница? Какое именно слово подойдет лучше всего, зависит от того, что в обществе считается нормальным, а что - не очень.

    Археолог, увлеченный поисками древних городов, или доктор Алан Грант из фильма «Парк Юрского периода» считаются, поэтому, исследователями. Они выглядят позитивно для общества. А кого-нибудь вроде профессора Брауна из «Назад в будущее» назвали бы отаку - имея в виду, что его хобби, машина времени, не вписывается в «норму».

    США

    Все эти сложности японского общества совершенно по-другому воспринимаются на Западе. Люди в Штатах вкладывают другой смысл в термин отаку. Кто это здесь - можно сказать однозначно и определенно: человек, увлеченный аниме и мангами. Сами любители японской мультипликации ничего против не имеют - вне Японии это слово не несет негативного смысла.

    Как выглядит современный отаку

    Жители западных стран не считают, что быть фанатом аниме - плохо. Наоборот. Здесь отаку - это чаще всего человек, который «видел все». «Ходячая энциклопедия» по аниме или манге (причем не имеет значения, смотрит человек какой-то один жанр или все подряд), способный посоветовать, что посмотреть, исходя из вкусов спрашивающего.

    В результате своего увлечения, волей-неволей он становится специалистом в анимешных жанрах, а также знает и смотрел или читал большинство популярных произведений - последняя черта типична для отаку. Кто это с точки зрения общества - абсолютно все равно: с одинаковым успехом может быть школьник, офисный работник или спортсмен.

    Кроме того, отаку, даже не изучая ничего специально, имеет представление о японской культуре и моде, как современной, так и предыдущих эпох, а также знает несколько слов на языке Страны восходящего солнца.

    При этом внешний вид, привычки степень погружения в хобби могут сильно различаться. Одни отаку собирают коллекцию дисков с сериалами, изображения любимых героев, регулярно посещают встречи с единомышленниками, отыгрывают косплей и знают поименно знаменитых сейю и авторов-мангак.

    Другие способны просмотреть, не отрываясь, 25-серийное аниме (примерно 6 часов подряд). Третьи идут на курсы чтобы быть в состоянии читать мангу в оригинале.

    Среди почитателей аниме встречаются талантливые писатели, создающие достаточно интересные истории - среди них Сергей Ким, Константин Храбрых, Coviello, Андер Тэл Саш, отаку Феликс. Самиздат с участием этих и других авторов привлекает не меньше читателей, чем сами аниме непосредственно.

    Классификация японских отаку

    Исследовательский институт Номура (NRI) провел два глубоких исследования, первое в 2004 году и второе - в 2005. В результате ученые смогли выделить 12 главных сфер интересов:

    • для самой большой группы, 350 тыс. отаку - манга;
    • около 280 тыс. являлись фанатами поп-идолов и знаменитостей;
    • 250 тыс. считали своим хобби путешествия;
    • 190 тыс. - компьютерные фанаты;
    • 160 тыс. увлекались видеоиграми;
    • 140 тыс. - автомобилями;
    • 110 тыс. - аниме.

    Если же смотреть непосредственно на любителей аниме, можно выделить еще одну любопытную группу - хентайщиков.

    Среди жанров японской мультипликации есть то, что остальные нации могли бы назвать порнографией - однако в Стране восходящего солнца отношение к вопросу немного отличается. Благодаря этому существует и довольно специфичная группа отаку. Хентай - вот что представляет интерес и хобби для этих людей.

    Знаменитости отаку

    Аниме увлекаются не только обычные люди - среди знаменитостей тоже встречаются любители этого жанра. Среди них - популярная Секо Накагава (прямо называющая себя манга и аниме отаку), певица и актриса Мари Ягути, актрисы Тосики Касю, Нацуки Като и актриса и фотомодель Тияки Курияма.

    Фанфикшн и самиздат

    Где есть творчество, там есть и фанфикшн - это работает одинаково и по отношению к западным романам или сериалам, и по отношению к аниме и манге. И в части случаев выливается в самиздат. Отаку создают свои собственные произведения, в виде рисунков, рассказов или романов, и чаще всего публикуют их в интернете или специализированных изданиях за свой счет.

    Впрочем, иногда в результате такой самодеятельности появляется новая «звезда» - и круг начинается по новой: фанфикшн теперь создается по произведениям нового популярного автора.

    Самиздат отаку пользуется популярностью, особенно среди фанатов оригинальных произведений. Встречающиеся сюжеты - главный герой - попаданец в мире аниме или манги-источника, либо автор вводит нового ГГ из того же мира, либо автор берет главных героев из оригинального произведения, сюжет же полностью изменяя по своему вкусу.

    В русском «сообществе» фикрайтеров (самое большое количество которых можно найти на lib.ru) больше всего фанфикшена по аниме. По «японским комиксам» пишут не многие - среди них, к примеру, известный в этих кругах отаку Феликс, в активе которого произведения по миру «Блич» и «Сэкирэй».

    К вопросу о социальной адаптации

    Самые знаменитые аниме, спровоцировавшие появление десятков и сотен фанфиков - «Наруто», «Блич», «Евангелион», «Код Гиасс», «Шаман кинг», «One piece». В этот же список можно добавить и «Темный дворецкий», «Тетрадь смерти», «Стальной алхимик», «Рыцарь-вампир». Вышеупомянутый отаку Феликс, к примеру, написал несколько популярных среди поклонников фанфикшена произведений по миру «Блич» - «Капитан» и цикл «Пустой».

    Впрочем, как только автор начинает получать оплату за свой труд, он перестает быть любителем. Однако не перестает быть отаку. Феликс, самиздат которого в сети представлен вполне хорошими произведениями, пока не перешел этой черты. А вот, к примеру, Надежда Кузьмина (автор цикла об императрице драконов и «Тимиредис») уже издает свои книги как профессиональный писатель.

    Кто такие «отаку»?

    Отаку (яп. ‚Ё‚Ѕ‚­) -- человек, маниакально увлекающися чём-либо. На Западе (в том числе и в России) обычно употребляется по отношению к фанатам аниме и манги.

    В японском языке это слово имеет следующую этимологию: о (‚Ё) (уважительный префикс) + таку (‘о) (дом, жилище). Дословно означает «ваш дом». Изначально слово использовалось для обозначения себе подобных среди фотографов-любителей -- фотографы в глазах других людей были социофобами, затворниками, фанатиками своего хобби, и постепенно слово «отаку» получило негативное значение: затворник, фанатик. Обычно отаку -- это молодой человек, который живёт дома, на работу не ходит, общается всего с 2--3 людьми не из своей «тусовки»; в дальнейшем у него могут развиться навязчивые идеи. Ещё более негативным слово стало после того, как арестованный в 1993 году Цутоми Миядзаки (серийный убийца, насиловавший детей и пожиравший их трупы), сказал, что это было его хобби.

    В японской речи также существуют обороты пасокон отаку (по отношению к помешанным на персональных компьютерах), гэйму отаку (к играющим в видеоигры) и отаку как экстремальные фанаты идолов -- разрекламированных певцов. Поскольку слово чрезвычайно распространено, в английском уже стало литературным и сейчас используется для обозначения поклонников в целом: музыкальных отаку, отаку боевых искусств, и т. п.

    Слово «отаку» в Японии имеет сильно негативную окраску; называть так собеседника невежливо, если только он сам себя так не называет. Однако в других странах фанаты аниме и манги часто называют себя «отаку», понимая под этим отнюдь не помешанного фаната, а лишь преданного поклонника. Однако и там встречаются поклонники аниме, памятующие о японском значении этого слова и потому не любящие, чтобы их называли «отаку».

    В Японии аниме, манга, jpop, консольные игры и ещё масса вещей, так или иначе связанных с "околоанимешной" тематикой - это часть культуры. Часть мира, окружающая каждого японца с самого детства. Любить какое-то аниме, какую-то конкретную исполнительницу там, японцу в Японии, вполне естественно. Для этого не требуется поиск, долгое "продирание" через тернии интернета. Просто увидел - понравилось. Примерно как у нас могут быть любители мульфильмов Тарковского или "Ну, погоди!". Человеку понравилось, потом разонравилось. Всё плавно, не меняя сосбственных взглядов на жизнь, "по ходу дела".

    В России (да и не только в России, практически всюду за пределами Японии) ситуация совершенно отлична от Японии. Человек, которому всерьёз понравился этот "китайский мультик" выглядит в глазах окружающих странно. А тот, кто их собирает, понимает, ценит - вдвойне. Причём, в отличии, например, от диснея и фокскидсовщины, аниме чужеродно. Оно несёт свои идеи. Оно несёт идеи. Не детское "давайте жить дружно", а задаёт вопросы, ответы на которые не знает никто. Спасать из паутины бабочку, или не дать пауку умереть от голода? Как можно нести идеи о защите слабых, не имея возможности защитить их? Эти идеи - раздражают. Они заставляют переоценивать взгляды, менять их

    Для восприятия аниме нужно знание культуры (хотя бы относительное), языка, быта. Для японца - это естественно. Для иностранца - нет. Иностранец вынужден одновременно с просмотром аниме, "на лету" изучать всё то, что так активно используется. Немаловажным барьером в "переходе в анимешность" является языковой барьер. Большая часть аниме сабится на английском языке. И "смотреть китайские мультики без перевода с английскими титрами" - на это обыватель не способен.(источник 9)

    В буквальном переводе с японского "отаку" - это "ваш дом" , очень вежливая форма обращения к собеседнику, близкая по значению к русскому "ваша милость".

    В современном японском это выражение употребляется очень редко, а потому японские фэны научной фантастики позаимствовали это слово для своего особого обращения друг к другу. В дальнейшем их стали называть "отаку-дзоку" , то есть "те, кто называет друг друга отаку".

    К началу 1980-х внутри японских клубов поклонников научной фантастики начали возникать объединения поклонников аниме и манги. Со временем эти объединения оформились в самостоятельные клубы, а термин "отаку" закрепился за членами любых фэнских структур.

    Сейчас в японском языке слово "отаку" значит "фанатик чего-либо". Бывают аниме-отаку, кино- отаку, компьютер-отаку и так далее. Кстати, в Японии это слово имеет негативный оттенок и назвать так другого - это оскорбление. Конечно, если ваш собеседник сам не просит называть его "отаку".

    В другие страны слово "отаку" было экспортировано в узком значении - "поклонник аниме и манги" . Однако термин "отаку" часто используется и расширительно, в значении "поклонник современной японской массовой культуры: аниме, манги, кино, музыки, литературы и т.д.". Заметьте, что за пределами Японии это слово не является оскорбительным, и потому вполне допустимо в общении с незнакомыми людьми.

    Основная часть японских отаку - это старшие школьники и младшие студенты. За пределами Японии отаку обычно немного старше, но чем более в стране распространены аниме и манга, тем ближе их поклонники к японскому "стандарту". Первые отаку были преимущественно мужского пола, но сейчас (и в России в том числе) соотношение парней и девушек примерно 50/50. Сходный баланс и между "физиками" и "лириками".

    Основной формой общения российских отаку является "анимка" - собрание трех и более отаку в произвольном месте и в произвольное время. Бывают "анимки с просмотром" (когда отаку смотрят аниме дома или у кого-либо на работе), "анимки-культпоходы" (когда отаку идут в кино смотреть аниме или японский фильм), простые анимки, анимки на природе и так далее.

    Как и большинство фэнов, отаку в общении активно используют псевдонимы - естественно, по преимуществу взятые из аниме и манги. Однако забавно, что наиболее известные российские отаку известны под своими настоящими именами, а не под псевдонимами.

    Кроме общения, отаку также занимаются творчеством. К его основным видам относятся: переводы аниме и манги, написание фанфиков , додзинси и всевозможных FAQ, "рисование в стиле", косплей , караоке-перепевки японских песен, создание интернет-страниц, посвященных японскому масскульту. Некоторые отаку зарабатывают на жизнь коммерческим творчеством, связанным с аниме, но это творчество, разумеется, нельзя считать любительским.

    Клубы

    Для удобства общения и организации совместных просмотров отаку объединяются в клубы. В Японии и на Западе такие организации часто создаются на правах кружков по интересам под эгидой школ, колледжей и университетов. В России у официальных структур зимой снега не допросишься, поэтому большинство наших клубов существуют сами по себе. Но есть и удачные примеры сотрудничества отаку, например, с центрами японской культуры.

    Первым российским аниме-клубом был "R.An.Ma" - "Российская ассоциация поклонников аниме и манги" . Он создан во второй половине 1996 года под руководством Николая Симкина (президент клуба) и Алексея Лапшина (вице-президент). Уже в 1997 году клуб начал обрастать региональными филиалами (первым был пермский, созданный Игорем Мериновым) и сетевыми проектами - как в Интернете, так и в любительской сети