Краткое сообщение о скрипке. Как устроена скрипка? Сколько на ней струн? И другие интересные факты о скрипке…

Скрипка – один из самых популярных и совершенных смычковых струнных инструментов. Невозможно переоценить значение, которое оказал этот инструмент на музыку. Удивительной красоты звучание, богатство исполнительских возможностей, теплый, струящийся тембр позволил ей занять в симфонических оркестрах одно из лидирующих мест. Она широко используется в народной, этнической, сольной музыкальной практике. Недаром этот великолепный музыкальный инструмент удостоился эпитетов «королева оркестра», «царица музыки».

Происхождение скрипки

Современный, знакомый для всех вид, скрипка обрела в начале XVI века. Своим появлением она обязана множеству этнических инструментов, каждый из которых оказал на нее некоторое влияние. История смычковых насчитывает более двух тысяч лет. О том, где зародился этот инструмент, ученые не пришли к единому выводу и сейчас. Высказываются предположения, что смычковые появились впервые в Индии, а затем распространились в арабских странах.

Эволюция музыкальных инструментов породила большое количество разнообразных смычковых. Предшественниками виолы и, соответственно, скрипки можно считать двое из них: испанскую фидель, а также пришедший с востока ребек.

У ребека было три струны и округлый, грушевидный корпус. В Западную Европу ребек попал из Азии, где получил широкое распространение в X-XII веке. Популярность ребека завоевала ему место и на ярмарках, и во дворцах, и в церкви.
Фидель – смычковый инструмент (в форме гитары) известный в Западной Европе с IX века. В X-XV веках он широко использовался менестрелями. Эти инструменты и стали предшественниками виолы, которая постоянно упоминается в балладах и поэмах средних веков. Играли на виоле стоя. Инструмент удерживали на коленях, позднее – на плечах. Этот вид игры способствовал появлению скрипки. Виола стала популярна в разных слоях общества. Хотя, с появлением скрипки, она стала считаться инструментом привилегированных сословий. Скрипка же, стала инструментом простонародья.

Современная скрипка

Теперь уже трудно понять, когда произошло окончательное формирование инструмента, который сейчас называют «скрипкой». Однако можно с уверенностью заявить, что талант великих мастеров Италии семнадцатого века довел строение этого музыкального инструмента до совершенства. Добившись идеальной формы, выполненной из лучших материалов, они достигли глубокого, нежного, многогранного звучания. Навсегда оставшиеся в истории, знаменитые мастера Николо Амати, и его ученики Джузеппе Гварнери и Антонио Страдивари создали инструмент, способный передать всю полноту человеческих чувств.

В это период скрипка начинает лидировать в оркестре. Она получает сольные партии. Появляются произведения, созданные специально для скрипки, и мастера виртуозной игры. Широкий диапазон и уникальный звук стали источником написания множества непревзойденных музыкальных шедевров. Величайшие композиторы создавали произведения, солирующая роль в которых отводилась скрипке. Появились превосходные школы скрипичной игры. Благодаря виртуозной игре великих скрипачей, скрипка заняла свое место в мире музыке.

Развитие музыки не стоит на месте. С возникновением новых направлений и стилей, часть музыкальных инструментов оказалась менее востребованной. Но не скрипка. Скрипка не стала принадлежностью только классической музыки. Ее прекрасное звучание украсило кантри, джаз и рок-н-ролл. Многие музыканты от поп-звезд, до исполнителей рока используют для создания своих композиций этот великолепный инструмент.

История этого волшебного инструмента насчитывает более пятисот лет. На протяжении всех этих столетий неповторимый, живой «голос» скрипки завоевывал сердца людей. Несомненно, и дальше звучание этого прекрасного инструмента продолжит радовать благодарных слушателей.

История возникновения скрипки

"И с тех пор каждый знает о скрипичном семействе,
и излишне что-нибудь говорить или писать об этом."
М.Преториус.


История музыки считает, что скрипка в своём наиболее совершенном виде возникла в XVI столетии. К тому времени все смычковые инструменты, действовавшие на протяжении Средних Веков, были уже известны. Они были расположены в определённом порядке и учёные той поры знали с большей или меньшей вероятностью всю их родословную. Количество их было огромное, и сейчас нет уже необходимости вникать в глубины этого дела.

Ничтожные исправления, которые можно было бы внести в изображение старинной "лиры да брачьо", дали бы самое безупречное сходство её с современной скрипкой. Эти свидетельства в виде изображения старой скрипки, относятся уже к 1516 году и к 1530, когда один базельский книготорговец избрал старую скрипку своим торговым знаком.

Так же предшественниками скрипки считают
Ребек
Фидель
Вина, ситар, тар
Кыяк

В это же время, слово "скрипка", во французском его начертании violon, впервые появилось во французских словарях начала XVI столетия. Анри Прюньэр (1886-1942) утверждает, что уже в 1529 году это слово содержится в некоторых тогдашних деловых бумагах. Все же указания на то, что понятие "violon" появлялось около 1490 года, следует признать сомнительными. В Италии слово violonista в значении исполнителя на виоле начало появляться с 1462 года, тогда как самое слово violino в значении "скрипки" вошло в употребление лишь спустя сто лет, когда и получило всеобщее распространение. Англичане только в 1555 году приняли французское начертание слова, которое, впрочем, через три года заменили вполне английским "violin".
На Руси, по свидетельству древнейших памятников, смычковые инструменты были известны очень давно, но ни один из них не развился настолько, чтобы впоследствии стать инструментом симфонического оркестра. Наиболее старым древнерусским смычковым инструментом является гудок. Время, когда зародился гудок, в точности не известно, но существует предположение, что "гудок" появился на Руси вместе с проникновением "восточных" инструментов - домры, сурны и смыков. Эта пора обычно определяется второй половиной XIV и началом XV столетия.
Когда же появились "скрипки" в прямом значении слова - сказать трудно. С достоверностью только известно, что первые упоминания о скрипице в азбуковниках XVI-XVII столетия "одинаково показывают, что толкователи не имели о ней никакого понятия". Во всяком случае, по мнению П. Ф. Финдейзена (1868-1928), инструмент этот не был ещё известен в домашнем и общественном быту Московской Руси, и первые скрипки в своём вполне завершенном виде появились в Москве, по-видимому, лишь в начале XVIII века.

Сейчас трудно уже с точностью установить, когда произошло окончательное завершение того инструмента, который известен теперь под именем "скрипки". Вернее всего это совершенствование шло непрерывной чередой, и каждый мастер вносил нечто своё. Тем не менее, с полной очевидностью можно утверждать, что XVII столетие явилось для скрипки тем "золотым веком", когда произошло окончательное завершение соотношений в строении инструмента и когда он достиг того совершенства, которого уже не смогла перешагнуть ни одна попытка его "усовершенствовать".
История в своей памяти удержала имена великих преобразователей скрипки и связала развитие этого инструмента с именами трёх семейств скрипичных мастеров. Это прежде всего семейство кремонских мастеров Амати, ставших учителями Андрэа Гварнэри (1626?-1698) и Антонио Страдивари (1644-1736). Однако, своим окончательным завершением скрипка обязана больше всего Джюзеппэ-Антонио Гварнери (1687-1745) и в особенности Антонио Страдивари, который и почитается величайшим творцом современной скрипки. Итак, скрипка получила своё наиболее совершенное воплощение к концу XVII столетия. Антонио Страдивари был последним, кто довёл её до современного состояния.
А Франсуа Турт - мастер XVIII века - почитается создателем современного смычка. «Классический» вид смычка, созданный Туртом, сохранился почти без изменения.

Строение скрипки
Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими "талию". Верхняя и нижняя плоскости корпуса (деки) соединены друг с другом обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов определяет силу и тембр звука. Другой важный фактор, влияющий на тембр скрипки - высота обечаек. Корпус покрывают лаком разных оттенков. В верхней деке проделывают два резонаторных отверстия - эфы (по форме они напоминают латинскую букву f).
Кроме формы, на силу и тембр звука смычковых инструментов оказывает большое влияние материал, из которого они изготовлены, и состав лака. В середине верхней деки расположена подставка, через которую проходят струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифок). Струнодержатель представляет собой полоску чёрного дерева, расширяющуюся в сторону крепления струн. Противоположный конец его узкий, толстой струной в виде петли он соединён с пуговкой, расположенной на обечайке.
Внутри корпуса скрипки между верхней и нижней деками вставлен круглый деревянный штифт - дужка. Эта деталь передаёт колебания от верхней деки к нижней, обеспечивая резонанс.
Гриф скрипки - длинная пластинка из чёрного дерева или из пластмассы. Нижняя часть грифа прикреплена к закруглённой и отшлифованной планке, так называемой шейке.

Приёмы игры на скрипке
Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки на грифе (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего. От прижима пальцем струна укорачивается и получает более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются пустыми. Партия скрипки пишется в скрипичном ключе.
Прикладывание пальцев левой руки называется аппликатурой. Указательный палец руки называется первым, средний - вторым, четвёртый - третьим, мизинец - четвёртым.
Способы ведения смычка имеют большое влияние на характер и силу звука и вообще на фразировку. На скрипке можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны), а не одновременно, но очень быстро - три (тройные струны) и четыре. Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки (pizzicato).
Только благодаря великим скрипачам, двинувшим технику скрипичной игры решительно вперёд, скрипка заняла то место, которое она заслужила по праву. В XVII столетии этими скрипачами-виртуозами были Джузеппе Торелли и Арканджэло Корэлли. В дальнейшем на благо скрипки много положил труда Антонио Вивальди (1675-1743) и, наконец, целая плеяда замечательных скрипачей. Но, пожалуй, самым виртуозным скрипачом, который когда-либо играл на скрипке, был Паганини. Он мог сыграть даже на одной струне, чем приводил зрителей в восхищение.

Без скрипки не обходится практически ни один концерт классической музыки. На ней можно играть почти без пауз. Музыка не смолкает до тех пор, пока смычок касается струн и кажется, что это струны нашей души.

Доклад о скрипке для детей 5 класс кратко расскажет Вам много полезной информации об этом народном музыкальном инструменте.

Сообщение про скрипку

Скри́пка - струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке.

Скрипка является изысканным и утонченным музыкальным инструментом. Не зря ей отдана роль королевы оркестра.

История скрипки для детей

Скрипка народного происхождения: ее прародителями были испанская фидель, арабский ребаб и германскаярота. Слияние этих инструментов и привело к появлению скрипки.

В середине XVI века на севере Италии сложилась современная конструкция скрипки. Вплоть до начала XVII века изготовлением скрипок занималось семейство Амати, Италия. Инструменты отличались превосходным материалом и прекрасной формой. Вообще Италия прочно заняла лидирующее положение по изготовлению скрипок высокого качества. В свое время ими занимались Гварнери и Страдивари, инструменты которых сегодня ценятся на высшем уровне.

Сольным инструментом она стала в XVII веке. Первые произведение, написанные для нее, это «Romanesca per violino solo е basso» (Марини из Брешии 1620 год) и «Capriccio stravagante» (Фарин). Основателем художественной игры на королеве оркестра был А. Корелли, затем Торелли, Тартини, Пьетро Локателли.

Описание скрипки

Инструмент имеет 4 струны, которые настроенные по квинтам —соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы соответственно. Он состоит из таких частей:

  • Корпус. Он овальной формы с округлыми по бокам выемками, образующими так званую«талию» скрипки. Подобная округлость обеспечивает удобство игры. Нижняя и верхняя части корпуса (деки) соединены обечайками. Нижняя часть изготавливается из клена, а верхняя из Тирольской ели. В верхней деке имеются 2 резонаторных отверстия (эфы), которые влияют на тембр звучания. В середине верхней части расположилась подставка со струнами, закрепленными на струнодержателе из полоски черного дерева. В сторону крепления струн он расширяется. Внутри корпуса из резонансной ели вставлен круглый штифт, душка. Он обеспечивает резонанс колебания звука.
  • Гриф. Это длинная пластинка черного дерева или пластмассы. Нижняя его часть крепится к отшлифованной и закругленной планке — шейке.

Также на звучание инструмента влияют состав лака, которым он покрыт, и материал изготовления.

Звучание скрипки

Скрипка издает изящный и напористый звук. Тембр звучания зависит от качества инструмента, выбора струн и мастерства исполнителя. Басовые струны издают насыщенный, густой, суровый и строгий звук. Средние струны звучат душевно, мягко, бархатно. Верхний регистр струн звучит солнечно, звонко и ярко. Исполнитель произведений может видоизменять звучания, внося свою палитру звуков.

  • В 2003 году Атхира Кришна из Индии вошел в книгу рекордов Гиннеса, беспрерывно играя на скрипке в течение 32 часов.
  • Игра на инструменте сжигает 170 калорий в час.
  • До 1750 года струны делались из овечьих кишок.
  • Инструмент стимулирует работу мозга.
  • В городе Гуанджоу (юг Китая) была создана самая маленькая скрипка в мире, длинной в 1 см.

Надеемся, что доклад про скрипку для детей помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много интересных фактов о ней. А свой краткий рассказ про скрипку Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Безусловно, все знают скрипку. Самая изысканная и утонченная среди струнных инструментов скрипка являет собой способ передачи эмоций умелого исполнителя слушателю. Являясь где-то мрачной, несдержанной и даже грубой, она остается нежной и ранимой, прекрасной и чувственной.

Мы приготовили вам несколько увлекательных фактов об этом волшебном музыкальном инструменте. Вы узнаете, как устроена скрипка, сколько на ней струн, и какие произведения сочиняются композиторами для скрипки.

Как устроена скрипка?

Её строение просто: корпус, гриф и струны. Аксессуары для инструмента весьма различны по своему предназначению и степени важности. К примеру, нельзя упустить из внимания смычок, благодаря которому из струн извлекается звук, или же подбородник и мостик, позволяющие исполнителю наиболее комфортно устроить инструмент на левом плече.

А ещё встречаются аксессуары наподобие машинки, которая позволяет скрипачу без потери времени поправить изменившийся по какой-либо причине строй, в отличие от использования держателей струн – колков, работать с которыми намного сложнее.

Самих струн всего четыре, настроенных всегда на одни и те же ноты – Ми, Ля, Ре и Соль. скрипки? Из разных материалов – они могут быть и жильными, и шёлковыми и металлическими.

Первая струна справа настраивается на «Ми» второй октавы и является наиболее тонкой из всех представленных струн. Вторая струна вместе с третьей «олицетворяют» ноты «Ля» и «Ре» соответственно. У них средняя, почти одинаковая толщина. Обе ноты находятся в первой октаве. Последней, самой толстой и басовитой является четвёртая струна, настраиваемая на ноту «Соль» малой октавы.

Каждая струна имеет свой тембр – от пронзительного («Ми») до густого («Соль»). Это и позволяет скрипачу так умело передавать эмоции. Также звук зависит и от смычка – самой трости и натянутого на неё волоса.

Какие бывают скрипки?

Ответ на этот вопрос может быть запутанным и разнообразным, но мы ответим достаточно просто: есть наиболее привычные для нас деревянные скрипки – так называемые акустические, а есть и электроскрипки. Последние работают от электричества, а звук их слышен благодаря так называемой «колонке» с усилителем – комбику. Несомненно, что устроены эти инструменты по-разному, хотя могут внешне выглядеть одинаково. Техника игры на акустической и электронной скрипке существенно не отличается, но к аналоговому электронному инструменту по-своему приходится привыкать.

Какие произведения пишут для скрипки?

Произведения – отдельная тематика для размышлений, ведь скрипка – великолепно проявляет себя и как солист, и в . Поэтому для скрипки пишут сольные концерты, сонаты, партиты, каприсы и пьесы других жанров, а также партии для всевозможных дуэтов, квартетов и других ансамблей.

Скрипка может участвовать практически во всех направлениях музыки. Чаще всего на данный момент она включается в классику, фольклор и рок. Вы можете услышать скрипку даже в детских мультфильмах и их японских адаптациях – аниме. Все это лишь способствует возрастанию популярности инструмента и только подтверждает, что скрипка никогда не исчезнет.

Известные скрипичные мастера

Также не стоит забывать о мастерах скрипок. Наверное, наиболее известным можно назвать Антонио Страдивари. Все его инструменты являются весьма дорогостоящими, ценились они в прошлом. Скрипки Страдивари являются самыми знаменитыми. При жизни он изготовил более 1000 скрипок, но на данный момент сохранилось от 150 до 600 инструментов – информация в различных источниках порой поражает своим разнообразием.

Среди других фамилий, связанных с мастерством изготовления скрипок, можно назвать семейство Амати. Разные поколения этой большой итальянской семьи совершенствовали смычковые музыкальные инструменты, в том числе они улучшили строение скрипки, добиваясь от неё сильного и выразительного звучания.

Знаменитые скрипачи: кто они?

Некогда скрипка была народным инструментом, но со временем техника игры на ней стала сложной и из народной среды стали выделяться отдельные умельцы-виртуозы, которые приводили своим искусством публику в восторг. Со времён музыкального Ренессанса славится своими скрипачами Италия. Достаточно назвать лишь некоторые имена – Вивальди, Корелли, Тартини. Из Италии происходил родом и Никколо Паганини, чьё имя окутано легендами и тайнами.

Среди скрипачей, выходцев из России, такие великие имена, как Я. Хейфец, Д. Ойстрах, Л. Коган. Современному слушателю известны имена и нынешних звёзд в этой области исполнительского искусства – это, например, В. Спиваков и Ванесса-Мэй.

Считается, для того чтобы приступить к учебе игры на данном инструменте, надо иметь как минимум хороший , крепкие нервы и терпение, которые помогут преодолеть вам от пяти до семи лет обучения. Конечно, такое дело не может обойтись без срывов и провалов, однако, как правило, даже они идут только на пользу. Время учёбы будет тяжелым, но результат стоит этих мук.

Материал, посвящённый скрипке, никак нельзя оставить без музыки. Послушайте известнейшую музыку Сен-Санса. Вы её, наверняка, слышали раньше, но знаете ли вы, что это за произвдеение?

К. Сен-Санс Интродукция и рондо-каприччиозо

«Генеалогическое дерево» происхождения современной скрипки. Encyclopædia Britannica, 11е изд.

Прародителями скрипки были армянский бамбир , арабский ребаб , испанская фи́дель , британская кротта , слияние которых и образовало виолу . Формы скрипки установились к XVI веку ; к этому веку и началу XVII относятся известные изготовители скрипок - семейство Амати . Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом . Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко.

Скрипка является сольным инструментом с XVII в. Первыми произведениями для скрипки считаются: «Romanesca per violino solo е basso» Бьяджо Марини () и «Capriccio stravagante» его современника Карло Фарина. Основателем художественной игры на скрипке считается Арканджело Корелли ; затем следуют Торелли , Тартини , Пьетро Локателли ( -), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры.

Cо 2ой половины 19 века получает распространение среди татар . С 20 века встречается в музыкальном быту башкир .

Строение скрипки

Скрипка состоит из двух основных частей:корпуса и грифа, вдоль которого натянуты струны.

Корпус

Корпус скрипки имеет специфическую округлую форму. В отличие от классической формы корпуса форма из трапециевидного параллелограмма является математически оптимальной с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких позициях. Нижняя верхняя плоскости корпуса - деки - соединены друг с другом полосками дерева - обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а также их толщина, её распределение в той или иной степени определяют силу и тембр звука. Внутри корпуса ставится душка, сообщающая вибрации от подставки - через верхнюю деку - нижней деке. Без нее тембр скрипки теряет живость и полноту.

На силу и тембр звука скрипки оказывает большое влияние материал, из которого она изготовлена, и, в меньшей степени, состав лака. Известен эксперимент с полным химическим удалением лака со скрипки Страдивари, после которого звук ее не изменился. Лак предохраняет скрипку от изменения качества дерева под влиянием окружающей среды и окрашивает скрипку прозрачным цветом от светло-золотистого до тёмно-красного или коричневого.

Нижняя дека(музыкальный термин) делается из цельной древесины клёна (других твердых пород дерева),или из двух симметричных половинок.

Верхняя дека делается из резонансной ели. Имеет два резонаторных отверстия - эфы (по форме они напоминают латинскую букву (f). На середину верхней деки опирается подставка, на которую опираются струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифке). Под ножкой подставки со стороны струны Соль к верхней деке прикреплена единственная пружина - продольно расположенная деревянная планка, во многом обеспечивающая прочность верхней деки и ее резонансные свойства.

Обечайки объединяют нижнюю и верхнюю деки, образуя боковую поверхность корпуса скрипки. Их высота определяет объём и тембр скрипки, принципиально влияя на качество звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже - тем пронзительнее и прозрачнее верхние ноты. Обечайки изготавливаются, как и деки, из древесины клёна.

Душка - круглая (древесина еловая] распорка, механически объединяющая деки и передающая усилие натяжения струн и высокочастотные колебания на нижнюю деку. Идеальное её расположение находится экспериментально, как правило, конец душки расположен под ножкой подставки со стороны струны Ми, или рядом с ней. Душка переставляется только мастером, так как ее малейшее передвижение значительно влияет на звучание инструмента.

Подгрифок, или струнодержатель, служит для крепления струн. Ранее изготавливался из твёрдых пород чёрного или красного дерева (обычно из эбенового дерева или палисандра соответственно). В настоящее время часто делается из пластмасс или легких сплавов. С одной стороны у подгрифка имеется петля, с другой - четыре отверстия со_соединениями шлицами для крепления струн. Конец струны с пуговкой (ми и ля) продевается в круглое отверстие, после чего натяжением струны в сторону грифа она вжимается в шлиц. Струны Ре и Соль чаще закрепляются в подгрифке петлей, проходящей в отверстие. В настоящее время в отверстия подгрифка часто устанавливаются рычажно-винтовые машинки, значительно облегчающие настройку. Серийно выпускаются подгрифки из легких сплавов с конструктивно интегрированными машинками.

петля из толстой струны или стальной проволоки. При замене жильной петли большего диаметра чем 2,2 мм на синтетическую (диаметр 2,2 мм) необходимо вклинить клин и заново просверлить отверстие диаметром 2,2, иначе точечное давление синтетической струны может повредить деревянный подгрифок.

Пуговка- шляпка деревянного колка, вставляемого в отверстие в корпусе, находящееся с противоположной грифу стороны, служит для крепления подгрифка. Клин вставляется в коническое отверстие, соответствующее ему по размерам и форме, полностью и плотно, иначе возможно растрескивание клока и обечайки. Нагрузка на пуговку очень высока, порядка 24 кг

Подставка влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению строя инструмента за счет изменения мензуры и к некоторому изменению тембра - при сдвиге к подгрифку - звук глуше, от него - ярче. Подставка приподнимает струны над верхней декой на разную высоту для возможности игры на каждой из них смычком, распределяет их на большем расстоянии одну от другой на дуге большего радиуса, чем верхний порожек.

Гриф

Гриф (деталь музыкального инструмента)скрипки - длинная дощечка из цельного твёрдого дерева (чёрного эбенового дерева или палисандра), изогнутая в сечении так, чтобы при игре на одной струне смычок не цеплял бы соседние струны. Нижняя часть грифа приклеена к шейке, которая переходит в головку, состоящую из колковой коробки и завитка.

Верхний порожек-пластинка из чёрного дерева, расположенная между грифом и головкой, с прорезями для струн. Прорези в порожке распределяют струны на равном расстоянии друг от друга.

Шейка-полукруглая деталь, которую охватывает рукой исполнитель во время игры. К шейке сверху крепится гриф и верхний порожек .

Колковая коробка - часть шейки, в которой фронтально сделана прорезь, с двух сторон вставлены две пары колков , с помощью которых производится настройка струн. Колки представляют собой конусные стержни. Стержень вставляется в конусное отверстие в колковой коробке и подгоняется к нему - невыполнение этого условия может привести к разрушению конструкции. Для более тугого или плавного вращения колки при вращении соответственно немного вдавливаются или вытягиваются из коробки, а для плавного вращения должны быть смазаны притирочной пастой (или мелом и мылом). Колки не должны сильно выступать из колковой коробки. Колки обычно делаются из черного дерева и часто украшаются перламутровой или металлической (серебряной, золотой) инкрустацией.

Завиток всегда служил чем-то вроде фирменного клейма - свидетельства о вкусе и мастерстве создателя. Изначально завиток скорее напоминал женскую ступню в туфельке, со временем схожесть становилась всё меньше - узнаваема только «пятка», «носок» изменился до неузнаваемости. Некоторые мастера заменяли завиток скульптурой, как у виол - резной головой льва, например, как это делал Джованни Паоло Маджини (1580-1632). Мастера XIX века, удлиняя гриф старинных скрипок, стремились сохранить головку и завиток как привилегированное «свидетельство о рождении».

Струны

Струны проходят от подгрифка через подставку, над поверхностью грифа и через верхний порожек к колкам, на которые наматываются в головке.

В скрипке четыре струны:

  • первая («квинта») - верхняя, настроена на ми второй октавы. Металлическая сплошная струна «ми» имеет звонкий, блестящий тембр.
  • вторая - настроена на ля первой октавы. Жильная (кишечная или из специального сплава) сплошная «ля» имеет мягкий, матовый тембр.
  • третья - настроена на ре первой октавы. Жильная (кишечная или из искусственного волокна) «ре», обвитая алюминиевой канителью имеет мягкий, матовый тембр.
  • четвёртая («басок») - нижняя, настроена на соль малой октавы. Жильная (кишечная или из искусственного волокна) «соль», обвитая серебряной канителью, суровый и густой тембр.

Аксессуары и принадлежности

Смычок - аксессуар для непрерывного звукоизвлечения. Основу смычка составляет деревянная трость, переходящая с одной стороны в головку, с другой прикрепляется колодка. Между головкой и колодкой натягивается волос из конского хвоста. Волос имеет кератиновые чешуйки, между которыми при натирании импрегнируется канифоль, она позволяет волосу цеплять струну и извлекать звук.

Подбородник. Предназначен для удобства прижатия скрипки подбородком. Боковое, серединное и промежуточное положение выбирается из эргономических предпочтений скрипача.

Мостик. Предназначен для удобства укладки скрипки на ключице. Крепится со стороны нижней деки. Представляет собой пластину, прямую или выгнутую, твёрдую или покрытую мягким материалом, деревянную, металлическую или пластиковую, с креплениями с двух сторон. В металлическую конструкцию часто прячут необходимую электронику, например, микрофон с усилителем. Основные марки современный мостиков - WOLF, KUN и др.

Звукоснимательные устройства. Требуются для преобразования механических колебаний скрипки в электрические (для записи, для усиления или преобразования звука скрипки с помощью специальных устройств).

  • Если звук скрипки формируется за счет акустических свойств элементов ее корпуса, скрипка является акустической .
  • Если звук формируется электронными и электромеханическими компонентами, это электроскрипка .
  • Если звук формируют оба компонента в соотносимой степени, это - полуакустическая скрипка.

Футляр (или кофр для скрипки и смычка и дополнительных аксессуаров.

Сурдина представляет собой небольшой деревянный или резиновый «гребешок» с двумя-тремя зубцами с продольной прорезью. Надевается сверху на подставку и уменьшает ее вибрацию, благодаря чему звук становится приглушенным, "носким". Чаще сурдина применяется в оркестровой и ансамблевой музыке.

«Глушилка» - тяжелая резиновая или металлическая сурдина, применяемая для домашних занятий, а также для занятий в местах, не терпящих шума. При использовании глушилки инструмент практически перестает звучать и издает еле различимые звуковысотные тона, достаточные для восприятия и контроля исполнителем.

Машинка - металлическое устройство, состоящее из винта, вставляемого в отверстие подгрифка, и рычага с крючком, служащим для крепления струны, располагающегося с другой стороны. Машинка позволяет произвести более тонкую подстройку, что наиболее критично для монометаллических струн, имеющих малое растяжение. Для каждого размера скрипки предназначен определённый размер машинки, существуют также универсальные. Обычно бывают с чёрным, позолоченным, никелированным покрытием или хромированные, а также с комбинацией покрытий. Имеются модели специально для жильных струн, для струны «ми». Инструмент может не иметь машинок вообще: в таком случае струны вставляются в отверстия подгрифка. Возможна установка машинок не на все струны. Обычно в таком случае машинка ставится на первую струну.

Запись и исполнение

Запись

Партия скрипки пишется в скрипичном ключе . Стандартный диапазон скрипки - от соль малой октавы до до четвёртой октавы . Более высокие звуки трудны для исполнения и применяются, как правило, только в сольной виртуозной литературе, но не в оркестровых партиях.

Постановка рук

«Франко-бельгийский» способ держания смычка.

Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки к грифу (большой палец исключён). По струнам водят смычком , находящимся в правой руке играющего.

От прижима пальцем длина колеблющейся области струны уменьшается, за счет чего повышается частота, то есть получается более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются при указании аппликатуры нулём.

От касания струны почти без нажима в определенных местах получаются флажолеты . Некоторые флажолетные звуки по своей высоте идут дальше стандартного диапазона скрипки.

Расположение пальцев левой руки на грифе называется аппликатурой (от слова аппликата). Указательный палец руки называется первым, средний - вторым, безымянный - третьим, мизинец - четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем сложнее в ней чисто играть. На каждой струне, исключая квинты , идут преимущественно только до пятой позиции включительно; но на квинте или первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями - вплоть до двенадцатой.

Существует как минимум три способа держания смычка :

  • Старый («немецкий») способ , при котором указательный палец касается трости смычка своей нижней поверхностью, приблизительно против сгиба между ногтевой фалангой и средней; пальцы тесно сомкнуты; большой палец находится напротив среднего; волос смычка натянут умеренно.
  • Новый («франко-бельгийский») способ , при котором указательный палец касается трости под углом концом своей средней фаланги; между указательным и средним пальцами большой промежуток; большой палец находится напротив среднего; сильно натянутый волос смычка; наклонное положение трости.
  • Новейший («русский») способ , при котором указательный палец касается трости сбоку сгибом между средней фалангой и пястной; глубоко охватывая серединой ногтевой фаланги трость и образуя с ней острый угол, он как бы направляет ведение смычка; между указательным и средним пальцами большой промежуток; большой палец находится напротив среднего; слабо натянутый волос смычка; прямое (не наклонное) положение трости. Такой способ держания смычка является наиболее целесообразным для достижения наилучших звуковых результатов при наименьшей затрате энергии.

Скрипки составляют также значительную часть оркестра , в котором музыканты поделены на две группы, известные как первые и вторые скрипки. Чаще всего мелодическая линия посвящена первым скрипкам, в то время как группа вторых исполняют аккомпанирующую функцию или имитирующую.

Иногда мелодия поручается не всей группе скрипок, а скрипке-соло. Тогда мелодию играет первый скрипач - концертмейстер. Чаще всего это необходимо для придания мелодии особого колорита, нежного и хрупкого. Скрипка-соло наиболее часто ассоциируется с лирическим образом.

Струнный квартет в его изначальном виде, состоит из двух скрипок (музыкантов, исполняющих партии первой и второй скрипки), альта и виолончели . Аналогично оркестру, чаще всего ведущую роль играет первая скрипка, но в целом солирующие моменты могут быть у каждого инструмента.

Знаменитые скрипачи

См. также: Скрипачи по странам.

XVII век

  • Арканджело Корелли ( -) - итальянский скрипач и композитор, считающийся создателем художественной игры на скрипке. Современники называли его Колумбом в музыке.
  • Антонио Вивальди ( -) - венецианский аббат. Композитор, скрипач, педагог, дирижёр. Создатель скрипичного концерта как музыкальной формы. Одно из самых известных произведений - цикл из 4 концертов для скрипки с оркестром «Времена года ».
  • Джузеппе Тартини ( -) - итальянский скрипач и композитор. Усовершенствовал конструкцию cмычка, удлинив его, и выработал основные приёмы ведения смычка, признанные всеми современными ему скрипачами Италии, Франции и вошедшие во всеобщее употребление.

XVIII век

  • Иван Хандошкин ( -) - русский скрипач-виртуоз, композитор и педагог. Основоположник русской скрипичной школы. Первый в России виртуоз игры на скрипке. При жизни пользовался популярностью в широких кругах российского общества.
  • Джованни Баттиста Виотти ( -) - известный итальянский скрипач поколения, которое предшествовало Никколо Паганини. Кроме десяти концертов для фортепиано, все произведения Виотти написаны для струнных инструментов, наиболее важными из которых являются 29 концертов для скрипки.

XIX век

  • Никколо Паганини ( -) - итальянский скрипач и гитарист-виртуоз, композитор. Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII-XIX веков. Признанный гений мирового музыкального искусства.
  • Анри Вьетан ( -) - бельгийский скрипач и композитор, один из основателей национальной скрипичной школы. Вьётан - автор многочисленных сочинений для скрипки, до сих пор пользующихся большой популярностью: семи концертов с оркестром, ряд фантазий, вариаций, концертных этюдов и др.
  • Генрик Венявский ( -) - польский скрипач-виртуоз, композитор и преподаватель.
  • Леопольд Ауэр ( -) - венгерский, российский скрипач, педагог, дирижёр и композитор. Является основателем так называемой русской скрипичной школы.
  • Эжен Изаи ( -) - бельгийский скрипач, дирижер и композитор. Написал 6 скрипичных концертов, вариации на тему Паганини и другие.

XX век

  • Яша Хейфец ( -) - американский скрипач еврейского происхождения. Считается одним из величайших скрипачей XX века.
  • Давид Ойстрах ( -) - советский скрипач, альтист, дирижёр и педагог, профессор Московской консерватории, народный артист СССР.
  • Леонид Коган ( -)- советский скрипач, педагог, профессор Московской консерватории, народный артист СССР.
  • Иегуди Мену́хин ( -) - американский скрипач и дирижёр. Оставил также след в филателии, в его честь названа одна из филателистических премий.

XXI век

  • Ицхак Перлман (31 августа 1945) - американский скрипач, дирижёр и педагог.
  • Вадим Репин (31 августа 1971) - российский скрипач.

Знаменитые скрипичные мастера

  • Джованни Паоло Маджини (Giovanni Paolo Maggini, -) - итальянский скрипичный мастер. Инструменты его работы отличаются мягким звуком, похожим на альт и высоко ценятся. Его сын, Пьетро Санто Маджини, также изготовлял превосходные скрипки, альты и басы.
  • Никола Амати (Nicola Amati, -) - один из известнейших мастеров семейства Амати . Создатель многих струнных инструментов, в том числе и виолончелей . Учитель таких прославленных мастеров по созданию струнных инструментов как Якоб Штайнер, Антонио Страдивари и Андреа Гварнери .
  • Якоб Штайнер (Jakob Stainer, ок. -) - первый известный австрийский мастер, наиболее знаменитый представитель так называемой тирольской школы.
  • Андреа Гварнери (Andrea Guarneri, или -) - знаменитый изготовитель смычковых инструментов. Андреа был учеником известного мастера Амати , жил в XVII веке в Кремоне .
  • Антонио Страдивари (Antonio Stradivari, -) - знаменитый мастер струнных инструментов, ученик Амати . Завершил формирование скрипки как конструкции в деталях. Любая современная скрипка по сути есть скрипка Страдивари. Сохранилось около 650 инструментов его работы.
  • Джузеппе Гварнери дель Джезу (Giuseppe Guarneri del Gesù, -) - внук Андреа, приобрёл наибольшую славу. Инструменты Джузеппе ценятся наравне с инструментами Страдивари . На скрипке Гварнери «Il Cannone Guarnerius (англ. )» играл Никколо Паганини .
  • Иван Андреевич Батов ( -) - первый знаменитый российский мастер по изготовлению музыкальных инструментов.
  • Жан Батист Вийом (Jean Baptiste Vuillaume, 1798-1875) - французский скрипичный мастер. В 1828 открыл собственную мастерскую в Париже. С 1835 занимался имитацией старинных итальянских инструментов (главным образом Страдивари и Гварнери). Он сделал более 3000 инструментов.

Наиболее известные произведения для скрипки

  • А. Вивальди. Времена года для скрипки с оркестром
  • И. С. Бах . 3 сонаты и 3 партиты для скрипки соло
  • Дж. Тартини . Соната «Дьявольские трели» для скрипки с фортепиано
  • В. А. Моцарт . 5 концертов для скрипки с оркестром
  • Л. Бетховен
  • Л. Бетховен . 10 сонат для скрипки и фортепиано
  • И. Брамс . Концерт ре-мажор для скрипки с оркестром
  • И. Брамс
  • Ф. Мендельсон . Концерт ми-минор для скрипки с оркестром
  • Э. Григ . 3 сонаты для скрипки и фортепиано
  • Н. Паганини . 24 каприса для скрипки соло
  • Н. Паганини . Концерт ре-мажор для скрипки с оркестром
  • С. Франк . Соната для скрипки и фортепиано
  • К. Сен-Санс . «Интродукция и Рондо-каприччиозо» для скрипки с оркестром
  • Г. Венявский . 2 полонеза для скрипки с оркестром
  • П. Сарасате . Фантазия на темы оперы Ж. Бизе «Кармен»
  • Я. Сибелиус
  • П. Чайковский . Концерт для скрипки с оркестром
  • Э. Изаи . 6 сонат для скрипки соло
  • С. Прокофьев
  • Д. Шостакович . 2 концерта для скрипки с оркестром

Литература

  • К. Флеш, Искусство скрипичной игры (том 1) - Музыка, М., 1964.
  • К. Флеш, Искусство скрипичной игры (том 2) - Классика-XXI, М., 2007.
  • Л. Ауэр, Violin Playing as I Teach It (1920); в рус. пер. - Моя школа игры на скрипке , Л., 1933;
  • В. Мазель, Скрипач и его руки (правая) - Композитор, СПб., 2006.
  • В. Мазель, Скрипач и его руки (левая) - Композитор, СПб., 2008.
  • А.Цицикян «Армянское смычковое искусство», Ереван, 2004

Ссылки

  • Скрипичная азбука, история скрипки, ноты, книги и фильмы о скрипке, скрипка в литературе, в живописи, в анимации и др.