Махмуд Эсембаев. Моя еврейская мама

Как будет отмечаться юбилей на родине легендарного танцовщика, рассказала «ВМ» Роза Ташаева, начальник отдела искусств и учебных заведений Министерства культуры Чеченской Республики:

– У нас сейчас идет Рамазан, не очень принято в это время устраивать мероприятия, но в такой день, 15 июля в Грозном, в одном из домов культуры, даст концерт детский ансамбль песни и танца, который носит имя Махмуда Эсамбаева. А основные крупные мероприятия, связанные с 90-летием танцовщика, пройдут в столице Чеченской Республики осенью. VI ежегодный международный фестиваль-конкурс сольного танца имени Махмуда Эсамбаева, который пройдет с 15 по 20 октября, мы посвящаем памяти великого артиста. Он проходит ежегодно, к нам приезжают артисты из разных стран и со всей России. У нас всегда на конкурсе работает компетентное жюри, куда входят российские и зарубежные хореографы. Когда основная часть конкурса закончится, 19 октября состоится большой гала-концерт – вечер памяти Махмуда Эсамбаева. Кроме того, с апреля 2014 года у нас проходит конкурс изобразительного искусства, посвященный нашему прославленному земляку. Лучшие работы участников в жанрах скульптура, живопись, графика, прикладное искусство – будут показаны в Грозном с 18 сентября по 20 октября на выставке, посвященной творчеству Эсамбаева. Мы пропагандируем творчество и имя этого человека, его вклад в хореографию.

У Абдуллы Эсамбаева, племянника артиста, корреспонденты узнали, что в Москве вечер памяти также переносится на осень:

Юбилейный вечер, посвященный памяти Махмуда Эсамбаева, пройдет в Москве 26 сентября в концертном зале «Россия» в Лужниках. Большой концерт будут вести народный артист СССР Иосиф Кобзон и народный артист России, известный диктор Владимир Березин. Среди участников не случайно Иосиф Кобзон и Юрий Антонов: они работали в Чечено-Ингушской республике и стали там заслуженными артистами. Начало их пути к славе было проложено там и при помощи Махмуда Эсамбаева. Например, Иосиф Давыдович называл Махмуда Эсамбаева старшим братом, он об этом написал в своей книге. Его мама попросила, когда Иосиф Давыдович не был еще таким знаменитым, чтобы Махмуд как за братом за ним смотрел. У чеченцев если дано слово – значит до конца. Еще в концерте примут участие Сосо Павлиашвили, Тамара Гвердцители и многие другие популярные исполнители.

Стелла Эсамбаева, дочь Махмуда Алисултановича:

– Рано утром 15 июля я еду на кладбище. Там в этот день по традиции собираются поклонники отца из Москвы, Петербурга и других городов страны. Я продолжаю с ними общаться, они мне звонят, пишут, помнят его и не перестают любить, для них он – живой. Удивительно, но у отца, несмотря на всю его занятость, гастроли, всегда находилось время для поклонников. Всегда и всем доставал контрамарки. Но на письма не мог всем ответить – отвечала мама. Она ему рассказывала, что пишут, а он говорил, что кому ответить. Знаете, когда отца не стало, поклонники очень тяжело переживали его смерть…
Я совсем недавно в книжном магазине открыла книгу и меня поразило, что Махмуд в переводе с персидского означает «сверкающий». Имя ему удивительно подходит. Отец был не только удивительный артист, но и жизнерадостный человек. Всегда говорил: «Никогда не делайте ничего плохого. Даже если вас обидели, никогда не отвечайте злом». Я должна написать о нем книгу, потому что он этого достоин. Он был трудоголик, всю жизнь посвятил искусству. Но мне пока тяжело…

Из биографии Махмуда Эсамбаева

Махмуд Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в предгорном селении Старые Атаги (ныне Грозненский район Чеченской республики). В 15 лет начал танцевать в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца, в 19 - в Пятигорском театре музкомедии. Юность Эсамбаева пришлась на годы Великой Отечественной войны, и он танцевал во фронтовой концертной бригаде на передовой, выступал на строительстве оборонительных сооружений, в госпиталях. В 1944–1956 годах был солистом Киргизского театра оперы и балета в городе Фрунзе (поскольку семья была выслана в Среднюю Азию, как и другие семьи чеченцев), где исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица».

Затем артист оставил академическую сцену и выбрал главным делом жизни народный танец, став в 1957 года солистом филармонии Чечено-Ингушской АССР. Много гастролировал по стране и за рубежом и всюду имел грандиозный успех, создал свой коллектив и первую сольную в СССР программу «Танцы народов мира».

Народный артист СССР Эсамбаев избирался депутатом Верховных Советов Чечено-Ингушской АССР, РСФСР и СССР. Был президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства, академиком Международной академии танца. При его активной поддержке в городе Грозный построены новые здания драматического театра и цирка.

В честь Эсамбаева назван астероид 4195, открытый в 1982 году. В 2007 году в пансионате «Лесной городок» в Одинцовском районе Московской области установлен памятник артисту. С 2009 года проспект Революции в Грозном носит имя артиста. В 2011 году в серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга А. Н. Мусаева «Махмуд Эсамбаев».

Знаменитые танцы Махмуда Эсамбаева: «Воин» (башкирский), «Золотой бог» (индийский), «Танец огня», «Ля-коррида» (испанский).

Факт

Эсамбаев был единственным человеком в СССР, которому разрешили сфотографироваться на паспорт в головном уборе. Композитор Никита Богословский однажды пошутил: «Самые неудобные места в зрительном зале – это за колонной и за Махмудом Эсамбаевым в его неизменной папахе».

М ахмуд Эсамбаев был первым артистом СССР, который выступил со своей сольной программой и собрал в одном концерте танцы народов мира. Про свое творчество он говорил: «Танец - это жизнь. Я дышу через танец. Легкие не в счет».

Махмуд Эсамбаев родился в предгорном селении Старые Атаги (сегодня - Грозненский район Чеченской Республики). Уже в семь лет он танцевал на деревенских свадьбах, а через год - выступал в небольшом цирке, который кочевал по горным селениям. Увлечение сына вызывало гнев отца: он запирал его дома, прятал одежду, бил мальчика, чтобы тот перестал танцевать. Сверстники дразнили мальчика «скоморохом». Однако Махмуд Эсамбаев продолжал танцевать.

В 1939 году он вопреки воле отца поступил в Грозненское хореографическое училище и уже в 15 лет выступал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца.

Когда началась Великая Отечественная война , Махмуду Эсамбаеву исполнилось 16. Он оказался во фронтовой концертной бригаде. Артисты выступали в военных госпиталях, на строительстве оборонительных сооружений и на передовой. Во время одного такого концерта недалеко от танцора разорвался снаряд, осколок попал в ногу. Раненый Эсамбаев закончил выступление, ушел за кулисы и там потерял сознание. Военный хирург сказал ему, что ногу спасли чудом и танцевать он не сможет. Однако Эсамбаев выздоровел и вернулся на сцену.

В 1943 году Эсамбаев выступал в освобожденном от немцев Пятигорске - его пригласили в местный театр оперетты, но проработал он там недолго. Спустя год жителей Чечни и Ингушетии начали переселять в Среднюю Азию и Казахстан. Танцор и его родственники оказались в городе Фрунзе (сегодня - Бишкек). Здесь в местном Доме культуры он давал уроки народных и балетных танцев. В Киргизии Махмуд Эсамбаев женился, у него родилась дочь Стелла.

Махмуд Эсамбаев исполняет лезгинку на празднике в родном селении Старые Атаги. 1963 год. Фотография: aif.ru

Махмуд Эсамбаев. Фотография: fishki.net

Махмуд Эсамбаев на съемках фильма «Поэт танцев». 1961 год. Фотография: aif.ru

Вскоре Эсамбаев стал солистом Киргизского театра оперы и балета. Здесь он исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан» и в первых национальных балетных спектаклях. Позже Эсамбаев вспоминал: «Я благодарен киргизскому народу за то, что он на протяжении 12 лет давал мне возможность познать искусство балета. Я не могу вспомнить ни одного плохого дня в Киргизии» . Он - первый танцор, которому присвоили звание народного артиста Киргизской ССР. В дальнейшем Эсамбаев станет народным артистом еще нескольких союзных республик.

В середине 50-х годов восстанавливалась Чечено-Ингушская АССР, и семья вернулась туда. В то время был популярен Государственный ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева . Участники коллектива ездили в экспедиции и изучали танцевальный фольклор народов мира. Позже эти композиции обрабатывались и становились основой репертуара. Однако в одиночку национальные танцы в те годы никто не исполнял. Эсамбаев, как и Моисеев, обратился к народному творчеству, но программу разработал сольную.

Так появились танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ был индийский ритуальный танец «Золотой бог», испанский танец «Ля коррида», таджикский «Танец с ножами». В 1957 году Махмуд Эсамбаев стал солистом Республиканской филармонии.

«На афише пишут «Танцы народов мира», а надо бы - «Народы мира в танце». Непременно посмотрите Эсамбаева! Танцы Эсамбаева - это театр переживания, а не представления. Каждое выступление мастера на эстраде, каждая его миниатюра - это, я бы сказал, маленький законченный балет».

Юрий Григорович, балетмейстер

В 1957 году в Москве проходил Всесоюзный фестиваль молодежи. Жена Махмуда Эсамбаева продала ковер и швейную машинку, чтобы он смог поехать в столицу и выступить там. Конкурс изменил его жизнь: Эсамбаеву присудили одну золотую и две серебряные медали.

«Мама, я помню, услышав по радио, что папа получил три медали, завоевал первые места, кричит: «Стеллочка, папа наш получил всё!» И вот я помню этот момент, я как ребенок его понимала, но была тоже очень счастлива, а мама просто плакала от радости».

Стелла Эсамбаева

После победы Эсамбаев смог переехать в Москву и перевезти в столицу свою жену и дочь. А вскоре советские танцоры отправились в мировое турне. Они побывали во Франции, Испании, Аргентине, Бразилии, Мексике, Перу, Индии и многих других странах. За границей Махмуд Эсамбаев коллекционировал танцы разных народов, чтобы включать их потом в свои номера. У него в репертуаре были бразильский ритуальный танец «Макумба», узбекский танец «Чабаненок», русский «Эмигрант», еврейский «Портняжка», перуанский «Павлин». «Я с детства подсознательно ощутил волшебную связь народного танца с жизнью» , - писал спустя десятилетия Эсамбаев в своей статье-исповеди «Радость танца». После гастролей танцор создал свой коллектив.

Когда танцор оставил сцену, он организовал Международный союз деятелей эстрадного искусства, был академиком Международной академии танца. При его поддержке в Грозном построили новые здания для драматического театра и цирка. Умер Эсамбаев в 2000 году. Он похоронен на Даниловском мусульманском кладбище в Москве.

– Стелла Махмудовна, далеко не все поклонники таланта вашего отца знают, что его феерическая карьера начиналась чуть ли не в лагерных условиях...

– В 1944 году он, как и весь чеченский народ, был депортирован в Среднюю Азию. Отцу каждый день приходилось отмечаться в комендатуре как спецпереселенцу. Однажды папа отказался от этой унизительной процедуры. Состоялся скорый суд, и его отправили на рудники в отдаленный поселок Актюз. Условия там были ужасные, папа тяжело заболел и чуть не умер. Но как только поправился, пришел в лагерный клуб, собрал людей и начал репетировать с ними разные номера.

Труппу стали приглашать на другие рудники и даже в городские театры. А вскоре ансамбль под его руководством получил известность во всей Киргизии. Через шесть месяцев папу освободили.

Мало кто знает, что Эсамбаев был ранен на фронте. Агитбригада советских мастеров искусств, в которой он тогда работал, часто выезжала с концертами на передовую. Однажды во время его выступления вблизи разорвался снаряд. Осколок попал в ногу. Несмотря на адскую боль, папа дотанцевал номер, а за кулисами упал без сознания. Полевой врач прооперировал его и сказал: «Молодой человек, забудьте о сцене. Танцевать вы уже не сможете».

После ранения отец вернулся домой, в Киргизию. Устроился работать в Киргизский театр оперы и балета. В те годы здесь собрались известные мастера искусств, оказавшиеся в эвакуации. Вскоре он стал местной знаменитостью. Люди приходили специально посмотреть «на Эсамбаева».

– Всемирную славу Эсамбаев приобрел после создания проекта «Танцы народов мира». Как он возник?

– Вначале папа танцевал в балете, где ставки молодых артистов, даже известных, были невысокими. Чтобы немного подработать, он устроился еще в филармонию. И долгое время разрывался между филармонией и театром.

В послевоенные годы по всей стране гремел ансамбль под руководством Игоря Моисеева. Именно знакомство с творчеством Моисеева, по словам отца, натолкнуло его на идею создания сольной программы. Он долго вынашивал ее.

Однажды, это было весной 1957 года, пришел домой после концерта и сказал маме, что собирается в Москву, где состоится первый международный фестиваль. Хочет попробовать свои силы.

Конечно, это был рискованный шаг. Но мама его поддержала: «Ты должен поехать. Уверена, ты добьешься успеха».

И вот приезжает он в Москву и сразу попадает на всероссийский конкурс. Исполнил испанский танец. Жюри единогласно присудило победу высокому и красивому танцору из Киргизского балета. Потом выступил на всесоюзном конкурсе, и опять высшая награда. Когда Галина Уланова и Игорь Моисеев впервые увидели молодого Эсамбаева, они тут же поняли, что перед ними редкий самородок, и предложили выступить на международном конкурсе. Здесь он также получил золотую медаль. Три высшие награды только за один год.

Позже Игорь Моисеев поставил ему восточный танец с ножами. Это был очень эффектный и динамичный танец.

В 1959 году папа выехал на четыре месяца в Южную Америку, где начал собирать материал для сольной программы.

– Видимо, оттуда привез и «Макумбу»?

– Вы знаете, во время исполнения этого танца заговорил мальчик, потерявший речь из-за тяжелой травмы. Это произошло в Херсоне в 1964 году. Отца пригласили выступить в культпросветучилище. Он рассказывал о себе, и все это время с первого ряда на него вдумчиво смотрел, не задавая никаких вопросов, юноша. Потом отец узнал, что его звали Анатолий Барыкин. В конце выступления папа спрашивает у директора: «Почему этот мальчик все время молчит?» Директор отвечает: «Вы знаете, Махмуд, пять лет назад с ним произошел несчастный случай и вследствие этого он перестал разговаривать. Врачи ничего не могут поделать».

«Приведите его на концерт, – говорит отец, – и вообще, возьмите всех ваших детей».

Папа рассказывал, что в тот вечер он танцевал «Макумбу» для этого мальчика. Будто чувствовал, что сможет помочь ему. Это очень тяжелый, драматичный ритуальный танец. Колдун совершает магические действия и постепенно изгоняет злого духа. Но сам при этом погибает, ценой жизни избавляя людей от зла.

И вот во время танца, когда герой падает, раздается душераздирающий крик. Это был немой Барыкин. Он кричал: «Махмуд…» А затем упал без чувств.

Папа, конечно, об этом не знал. Он сидел в гримерке и приходил в себя. И тут заваливается целая процессия. Все кричат, плачут. Творится что-то невообразимое. Отец рассказывал, что такого сильного эмоционального подъема он никогда не испытывал в жизни.

– Махмуд Алисултанович не имел духовного образования. Но все его поступки удивительно сочетаются с канонами священных писаний...

– Отец всегда любил говорить – «Делай добро! И никогда не жди, что тебе ответят». Он не посещал мечеть, но жил по Корану. Был очень набожным человеком, хотя и не совершал традиционный намаз. «Аллах должен быть в душе», – любил он повторять. При этом каждый свой шаг сопровождал молитвой, даже выход на сцену.

– А каким был Эсамбаев в обычной жизни, в отношениях с близкими – детьми, супругой, родственниками?

– Знаете, очень легким человеком, с огромным чувством юмора. У нас всегда было приподнятое настроение только оттого, что он дома. Не помню, чтобы мы когда-нибудь унывали, когда оставались вместе. В доме всегда царила радостная атмосфера. Он умел жить легко, несмотря на то, что жизнь его не баловала.

В общении с людьми также был необычайно легок. Норвежские телевизионщики сняли картину «Танцующий дипломат», подчеркивая необычайную деликатность его манер и талант общения.

И еще он очень любил людей. Однажды в Ялте я зашла утром к нему в номер и вижу следующую картину – все кровати заняты, везде спят дети, взрослые, а его нигде не видно. Оказывается, ночью к нему приехали друзья из Хабаровска и он уступил им свое место.

Папу я нашла на балконе. Он спал на надувном матраце, прикрыв голову соломенной шляпой и укрывшись сверху полотенцем.

– А как ваша мама, Нина Аркадьевна, воспринимала происходящее? Ведь женщине нелегко выдержать такой ритм?

– Конечно, она очень уставала, но никогда не подавала виду. Она жила ради него и для него.

Мама никогда не оставалась равнодушной к людям, хотя росла в обеспеченной семье, никогда ни в чем не нуждалась. Родители без слов понимали и всегда поддерживали друг друга.

– 80-летие Махмуда Эсамбаева будет сегодня широко и торжественно отмечено в киноконцертном зале «Россия». А как вы отмечаете дни рождения своего отца дома?

– Весьма скромно. К нам в этот день приходят только самые близкие друзья – те, чьей дружбой отец очень дорожил.

"Главное, чтобы люди были объединены, чтобы они не говорили, кто какой национальности. Об этом не думали". Махмуд Эсамбаев

Боже, как сегодня актуальны эти слова!
А с экранов телевизора только и слышишь - чеченцы, таджики, грузины,украинцы и т.д...
Когда-то мы все были одним народом, и до сих пор нас многое объединяет, не смотря на политику и политиков!


Великая балерина Галина Уланова сказала о нем однажды:
"Такие люди, как Махмуд Эсамбаев, встречаются раз даже не знаю во сколько лет. Он, по существу, так пластичен, так музыкален и так выразителен... что все, что он исполняет, никто другой не смог бы..."

"Каждое выступление Махмуда Эсамбаева на эстраде, каждая его миниатюра - это, я бы сказал, маленький законченный балет", - отмечал Юрий Григорович
, известный балетмейстер.

Герой светских хроник последних лет, где его неизменная папаха из отборного каракуля была столь же приметной, как и другой предмет гордости Эсамбаева - осиная до старости талия...

29 октября 2009 года в 18:00 во Дворце Спорта "Лужники" ГЦКЗ "Россия" состоялся "Вечер Памяти Махмуда Эсамбаева".

В июле 2009 года отмечалось 85-летие со дня рождения выдающегося танцовщика XX века.

Биография Махмуда Эсамбаева:

Великий танцовщик Махмуд Эсамбаев ушел из жизни в начале 2000-го года. Ему исполнилось 75 лет. По традиции его должны были похоронить в чеченском родовом селении Старые Атаги, но война не позволила соблюсти традицию, Эсамбаева похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище. Близкие говорят, что военные события в Чечне ускорили смерть этого человека, в последние годы жизни Махмуд жил с болью в душе.

Махмуд Эсамбаев, будущий академик Международной академии танца, родился 15 июля 1924 года, 85 лет назад, в селе Старые Атаги, где умел танцевать каждый мужчина и каждая женщина. Не считая танец профессией, отец Махмуда, Алисултан, был в ярости, когда узнал, что его сын выступает со своим номером в коллективе кочующего по чеченским аулам цирка. Отец прятал от Махмуда одежду, запирал дома, но все было бесполезно. В 15 лет Махмуд поступил в хореографическое училище г. Грозного, куда переехала их семья. Одновременно участвовал в концертах Чечено-Ингушского ансамбля песни и танца.


Когда началась Вторая мировая война, Махмуд вместе с концертной бригадой ансамбля уехал на фронт. Во время одного из выступлений Эсамбаев был ранен в ногу. В полевом госпитале ему сделали операцию. По воспоминаниям его дочери Стеллы известно, что хирург сказал Махмуду: «Ногу я вам спас, а вот танцевать… вы не сможете».
Но Эсамбаев уже не мыслил себя без этой профессии. Он не только лечился после ранения, но и не переставал тренироваться, возвращая себя к прежней жизни.

Оказавшись в 1943 году в освобожденном Пятигорске, он так покорил администрацию местного театра оперетты своими танцами, что ему сразу предложили несколько ролей из репертуара, над которым работали актеры-профессионалы.
Его приняли, оценив возможности самородка, после двухлетнего профессионального образования (для танцовщика срок малый до невозможности). Экспрессия его жеста и орлиная внешность пригодились для Злого гения, Гирея, Тараса в "Тарасе Бульбе" и феи Карабос - отрицательной героини "Спящей красавицы". Позже он создаст уникальный монотеатр танцминиатюр. И объедет весь мир с программой "Танцы народов мира".
И где бы ни проходили гастроли, Эсамбаев, подобно увлеченному коллекционеру, собирал танцы разных народов. Он их молниеносно разучивал и исполнял в той же стране, которая ему их подарила.

Махмуду Эсамбаеву были присвоены самые высокие награды и почетные звания - народного артиста СССР и всех союзных и автономных республик, Героя социалистического труда. Трижды он был лауреатом международных конкурсов.

Его при жизни называли "чародеем танца", "Шаляпиным в танце", звездой балета и эстрады, великим, гениальным, "легендой XX века"... Об Эсамбаеве и с его участием снято несколько художественных и документальных кинофильмов. Имя Эсамбаева навечно занесено на плиту в галерее "Звезды эстрады Российской Федерации" в Москве перед Государственным концертным залом "Россия".

Эсамбаев неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, РСФСР, СССР. При его активной поддержке строились в чеченской столице Грозном новое здание драмтеатра, цирка...

Актёрские работы - фильмография:

* Великий Туран (1995) (из цикла "Зов предков", 1-й фильм дилогии)
* Увертюра (1994)
* Приключения маленького Мука (1983)
* Пока бьют часы (1976)
* Честное волшебное (1976)
* На край света(1975)
* Земля Санникова (1972)

Воспоминания об Эсамбаеве близко знавших его людей:
http://www.esambaev.ru/me.php?id=16

Руслан Наршхоев:
После спектакля в Большом театре в Москве фуршет был. Махмуд в шапке, галстуке, как всегда, подтянутый, грустный был, в очень депрессивном состоянии. "Скажи?" Махмуд не решался. В конце концов, когда его доняли, а там был Лужков, там были министры, он сказал: "Я скажу", и он сказал очень грубые, но точные слова: "Пусть сдохнут все, кто начал войну". Сделал паузу и сказал: "И все, кто за это не выпьет". И все выпили.

Стелла Эсамбаева, дочь Махмуда Эсамбаева:
Может быть, с начала войны он постепенно стал угасать, понимая, что ничем не может помочь. Можно сказать, что это явилось одной из основных причин его смерти. Вы знаете, уже в больнице он каждый раз просил включить, когда были новости. И мы видели его глаза, наполненные слезами.

Это был фанат, трудоголик, он мог работать в репетиционном зале по восемь часов. Утром у него был легкий завтрак, так как он мало ел, а потом он уходил и работал. Если концерт, то он четыре часа репетировал до концерта, он старался каждый день репетировать, чтобы поддерживать себя в форме. Спокойно восемь часов, десять часов мог быть в репетиционном зале. Просто человек был одержим своим искусством, и он не представлял себя вне работы. Если он не репетировал, и если у него не было концерта, значит он должен был целый день ходить помогать людям, кому он мог помочь. То есть у него все время было занято, тем не менее, он всегда находил время уделить каждому, как бы и мне, и своим внукам.

А вообще сложно сказать, какой самый любимы танец. Танец-заклинание. Там такой текст, что колдун режет белую курицу, наносит на себя магические пятна и начинает свой танец медленный, ритуальный для того, чтобы освободить людей от зла. И потом вбирает всю негативную энергию и в конце он гибнет. И вы знаете, на самом деле это был танец, который был потрясающий. Он настолько себя отдавал в этом танце, он настолько входил в эту роль, что даже был такой случай: на сцене вошел гвоздь ему в ногу, и он дотанцевал этот танец и упал без сознания. То есть он входил в этот образ. Да, этот танец очень сильное впечатление оставлял у зрителя. Просто я знаю отзывы о "Макумбе", сам танец был настолько поставлен виртуозно и здесь, можно сказать, его воплощение в роль. То есть были такие случаи, когда приводили своих больных детей, просили его исцелять после этого танца. То есть настолько верили в то, что он на самом деле колдун.

Олег Кусов:
В начале 60-х годов в Баку на студии "Азербайджан-фильм" была снята художественная картина "Я буду танцевать" о жизни Махмуда Эсамбаева. В фильме он представлен под фамилией Ишхоев. В нем есть эпизод и о небывалом успехе танцовщика на престижном фестивале.
"Я буду танцевать" - это не единственная телекартина, в которой снялся Махмуд Эсамбаев. Интересны его актерские работы в таких фильмах, как "Земля Санникова", "На край света", "Честное волшебное", "Увертюра", "Великий Tуран". Об Эсамбаеве сняты документальные ленты, написаны книги. Руслан Наршхоев автор одной из них - "Махмуд Эсамбаев - чародей танца".

Махмуд Алисултанович Эсамбаев (15 июля 1924, с. Старые Атаги, Чеченская автономная область, РСФСР - 7 января 2000, Москва, Россия) - советский чеченский артист балета, эстрадный танцовщик, актёр, хореограф и балетмейстер. Народный артист СССР (1974). Герой Социалистического Труда (1984). Содержание Биография Махмуд Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в предгорном селении Старые Атаги (ныне Грозненский район Чеченской республики). Выходец из тейпа Ишхой. Махмуд Эсамбаев танцевал с раннего детства. В 7 лет он уже плясал на свадьбах, куда его брала с собой мать. В 1939-1941 годах учился в Грозненском хореографическом училище. В 15 лет начал танцевать в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца, в 19 лет - в Пятигорском театре музыкальной комедии. Так как юность Махмуда пришлась на годы Великой Отечественной войны, он танцевал во фронтовой концертной бригаде на передовой, на строительстве оборонительных сооружений, в военных госпиталях. В 1944 году был депортирован. 1944-1946 годах руководил кружком народного танца и вёл уроки бального танца в доме культуры посёлка Ак-Тюз Кеминского района Чуйской области Киргизии. В 1946-1956 годах Махмуд был солистом Киргизского театра оперы и балета в городе Фрунзе, где он исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица». В 1950-е годы Махмуд Эсамбаев оставил академическую сцену и обратился к народному танцу. С 1957 года - солист филармонии Чечено-Ингушской АССР. В 1959 году Эсамбаев выступил со своей программой в Москве, затем в составе труппы «Звёзды советского балета» посетил с гастролями Францию, Южную Америку, где имел грандиозный успех. После зарубежных гастролей создал свой коллектив. Эсамбаев - создатель первой сольной танцевальной программы в СССР «Танцы народов мира». Исполнил огромное количество самых разнообразных танцев: «Чабан» (чечено-ингушский, узбекский), «Воин» (башкирский), «Золотой бог» (индийский), ритуальный «Танец огня» на музыку де Фальи, «Ла-коррида» (испанский), «Танец с ножами» (таджикский) и др. Эсамбаев избирался депутатом Верховных Советов Чечено-Ингушской АССР, РСФСР и СССР. Был президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства, академиком Международной академии танца. При его активной поддержке в Грозном были построены новые здания драматического театра и цирка. Махмуд Эсамбаев умер 7 января 2000 года на 76-м году жизни. Похоронен на Даниловском мусульманском кладбище в Москве. Партии Киргизский театр оперы и балета «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева - Гирей «Тарас Бульба» В. П. Соловьева-Седого по Н. В. Гоголю - Тарас «Спящая красавица» П. Чайковского - фея Карабос «Анар» В. Власова и В. Фере - Кудаке «Красный мак» Р. М. Глиэра - Танцовщик из ресторана. Фильмография 1961 - В мире танца 1962 - Я буду танцевать - Махмуд Ишхоев 1968 - Лебединое озеро - Ротбарт 1972 - Вино из одуванчиков 1973 - Земля Санникова - шаман 1975 - На край света… 1976 - Пока бьют часы - придворный скрипач Иги Наги Туги 1976 - Честное волшебное - Огонь 1983 - Приключения маленького Мука - казначей 1984 - Репортаж из бездны 1988 - Дорога в ад 1994 - Увертюра 1994 - Зов предков. Великий Туран - великий шаман Бильге-Оол Награды и звания Герой Социалистического Труда: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1984 года за выдающиеся заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения народному артисту СССР Эсамбаеву Махмуду Алисултановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Заслуженный артист РСФСР (1957 год) Народный артист РСФСР (1966 год) Народный артист Киргизской ССР (1969 год) Народный артист СССР (1974 год) Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (15 июля 1999 года) - за выдающийся вклад в развитие искусства танца. Орден Дружбы (20 июля 1994 года) - за выдающиеся достижения в искусстве танца и плодотворную общественную деятельность. Орден Отечественной войны II степени (11 марта 1985 года) Три ордена Трудового Красного Знамени Лауреат различных международных конкурсов. Семья Жена Эсамбаева (урожд. Ханумянц) Нина Аркадьевна, армянка. Врач по специальности. Познакомились в 1945, когда ему было 21 год. Пережила мужа на два года. Дочь Стелла Махмудовна Эсамбаева. Память В честь М. А. Эсамбаева назван астероид 4195 (Esambaev), открытый 19 сентября 1982 года Л. И. Черных. 19 октября 2007 года в пансионате «Лесной городок» в Одинцовском районе Московской области был торжественно открыт первый в России памятник Махмуду Эсамбаеву молодого татарского скульптора Рима Акчурина. В 2009 году бронзовую фигуру Махмуда Эсамбаева окружили восемь рельефов с изображениями самых ярких образов, созданных им за творческую жизнь.. 17 июля 2008 года состоялось торжественное открытие памятника танцору Махмуду Эсамбаеву в Грозном, приуроченное к 84-й годовщине со дня рождения танцора. Памятник установлен у здания Республиканского центра культуры и искусств. Скульптура изготовлена жителем села Бено-Юрт Асланом Тимерхановым и преподнесена министерству культуры Чеченской Республики в подарок. 11 августа 2009 года проспект Революции в Грозном переименован в проспект имени Махмуда Алисултановича Эсамбаева. Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 8 октября 2009 года ансамблю «Даймохк» было присвоено имя Махмуда Эсамбаева. В 2011 году издательством «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей» выпущена книга А. Н. Мусаева «Махмуд Эсамбаев». Имя Эсамбаева навечно занесено на плиту в галерее «Звёзды эстрады Российской Федерации» в Москве перед Государственным концертным залом «Россия». Существует Всемирный благотворительный фонд имени Махмуда Эсамбаева. Интересные факты Эсамбаев никогда не снимал свою знаменитую папаху. Он был единственным человеком в СССР, которому разрешили сфотографироваться на паспорт в головном уборе. «Самые неудобные места в зрительном зале - это за колонной и за Махмудом Эсамбаевым в его неизменной папахе» (Никита Богословский). Примечания Театральная Энциклопедия. драма опера балет оперетта цирк эстрада драматург режиссёр Народные артисты Киргизской ССР - Энциклопедия Киргизская ССР Указ Президента РФ от 15 июля 1999 г № 891 Указ Президента РФ от 20 июля 1994 г. № 1501 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К исполняющему обязанности Президента Российской Федерации В. В. Путину об увековечении памяти народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда М. А. Эсамбаева» Пока играет музыка - танцуй! Махмуд Эсамбаев: как человек в папахе заставил восхищаться собой весь мир? | Биографии | ШколаЖизни.ру Елизавета Маетная. Махмуд Эсамбаев: “Как шило из мешка вылезает, так и я из своего народа выскочил. Оказался у меня талант...”. Проверено 9 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 17 апреля 2013. Памятник Махмуду Эсамбаеву Распоряжение Правительства Чеченской Республики № 414-р от 8.10.2009. Вести Республики. 20 октября 2009, № 206 Герои страны. Эсамбаев Махмуд Алисултанович Всемирный благотворительный фонд имени Махмуда Эсамбаева Абдулла Эсамбаев: «Его невозможно было не любить» Афоризмы - Никита Богословский Литература Нашхоев Р. Чародей танца, Грозный, 1971; Пожидаев Г. Повесть о танце, М., 1972. Ссылки Эсамбаев, Махмуд Алисултанович. Cайт «Герои Страны». Известные деятели культуры Чечни Всемирный Благотворительный Фонд Махмуда Эсамбаева Махмуд ЭСАМБАЕВ: «На одном из костюмов было 1200 бриллиантов», или Почему Лужков сказал: «Выберите сами себе квартиру» (Виктория МОЛОДЦОВА)