Последней картиной э мане является. Самые известные картины эдуарда мане

Имя: Эдуард Мане (Edouard Manet)

Возраст: 51 год

Деятельность: художник, один из родоначальников импрессионизма

Семейное положение: был женат

Эдуард Мане: биография

На протяжении всей жизни картины основоположника импрессионизма Эдуарда Мане, освободившего живопись от оков академических стандартов, подвергались критике. Современники гравера, увязшие в косности и консерватизме общепринятых норм, восхищались работами, написанными в соответствии с художественными канонами, порицая тех, кто пытался привнести в искусство что-то новое.


Из-за того что публика на протяжении долгого времени не понимала и не принимала произведений, отражавших личное мировосприятие художника, первая официальная выставка сообщества, в которое, помимо Мане, входили небезызвестные Камиль Писсарро, Пьер Ренуар, Фредерик Базиль и , ознаменовалась провалом.

Детство и юность

23 января 1832 года в Париже у главы министерства юстиции Огюста Мане и его жены Эжени-Дезире Фурнье, дочери дипломата, родился сын, которого назвали Эдуардом. Родители импрессиониста надеялись, что горячо любимое чадо получит престижное юридическое образование и сделает блестящую карьеру государственного чиновника.


В 1839 году они отдали отпрыска в пансион аббата Пуалу. По причине абсолютного равнодушия к учебе Огюст перевел наследника в колледж Роллена, в котором тот обучался в период с 1844 по 1848 годы. Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, отец был против того, чтобы сын, нарушив семейную традицию, стабильной работе предпочел творческую самореализацию.

Неизвестно, как бы сложилась судьба импрессиониста, если бы брат матери Эдмон-Эдуард Фурнье, увидевший в Эдуарде тягу к искусству, не оплатил племяннику посещение курса лекций по живописи, на которые мальчишка ходил после занятий в школе.


Из-за академических стандартов, которые лишенные образности мысли преподаватели считали основой художественной самобытности живописца, уроки рисования не вызвали у Мане ожидаемого интереса. Копированию гипсовых изваяний он предпочитал рисование портретов своих товарищей.

Понимая, что сын даже под страхом смерти не свяжет жизнь с рутиной государственной службы, Огюст выбрал меньшее из двух зол, позволив отпрыску заняться мореплаванием. В декабре 1848 года Эдуард в качестве юнги поднялся на борт корабля. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио-де-Жанейро перевернуло его мир с ног на голову.

Родившийся под дымчатым небом Парижа и воспитывавшийся в буржуазной среде парень открыл для себя красоту солнечных просторов и сияние красок окружающей его действительности. Мане понял, что хочет в совершенстве овладеть навыком переноса увиденного в реальной жизни на холст. Когда 13 июня 1849 года амбициозный юноша сходил по трапу на французский берег, его дорожный чемодан был набит карандашными зарисовками.

После круиза он с 1850 по 1856 годы обучался живописи в мастерской популярного в то время художника Тома Кутюра. Однако в этих занятиях сразу проявился сильный антагонизм: трудно найти что-то более несочетаемое, чем стремление Мане к живому искусству и поклонение Кутюра жанровым и стилистическим канонам рисования.


Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Помимо регулярного посещения Лувра он часто путешествовал по музеям Италии, Германии, Австрии, Голландии, Испании, после посещения которых, как любой начинающий художник, копировал работы великих мастеров – , и .

Живопись

В самом начале творческого пути каждый художник, желающий обрести популярность, должен был выставляться на официальной экспозиции парижской Академии изящных искусств. Мане много раз подавал свои картины на рассмотрение жюри, но то было слишком консервативным, чтобы выставлять его работы.

В 1859 году вместе с друзьями он пытался выставить свои полотна в проходящем раз в два года Салоне. Тогда его творение «Любитель абсента» было отвергнуто. Однако в 1861 году критики благосклонно приняли два других произведения Эдуарда – «Портрет родителей» и «Гитареро».

В начале 60-х в работах Мане преобладали морские и испанские мотивы («Лола из Валенсии», «Кирсаджа», «Испанский балет», «Алабамы»), пленэрные сцены («Бега в Лонг-шане»), темы современной истории («Расстрел императора Максимилиана»), а также религиозные сюжеты («Мертвый Христос»).

В 1863 году император Луи Наполеон повелел выставить отвергнутые произведения официального Салона в расположенном рядом Дворце промышленности. Эта параллельная выставка получила название «Салон отверженных». Подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда «Завтрак на траве».


За ней последовала «Олимпия», на которой натурщица Викторина Меран была изображена обнаженной на кровати.

В последующее десятилетие Мане явил своим соратникам блистательный пример творческой энергии. Он писал портреты, цветочные натюрморты и сцены на скачках. Если где-то происходило важное событие, он отправлялся туда и изображал его.


В 70-х годах живописец создал самые светлые свои работы: «Железная дорога», «В лодке» и «Аржантей». Отражением его тяжелых мыслей, навеянных болезнью, является написанная в 1881 году картина «Самоубийство».

Личная жизнь

В 1849 году в жизни художника появилась Сюзанна. Женщина, в которую живописец влюбился с первого взгляда, работала учительницей и преподавала фортепианную грамоту младшим братьям автора картины «Нана» – Эжену (1833–1892 годы) и Гюставу (1835–1884 годы).

В январе 1852 года Сюзанна родила сына, которого назвали Леоном. Примечательно, что отцовство было приписано не Мане, а некому Коэллу. Эдуард же стал крестным папой новорожденного. Биографы, изучающие жизнь и творчество именитого импрессиониста, по сей день не могут дать точный ответ по поводу родства Леона и Эдуарда.


Жена Эдуарда Мане Сюзанна на картине "Мадам Мане на голубом диване"

На этот счет существует две официальные теории: первая гласит, что настоящим отцом мальчика был Огюст Мане, который положил глаз на двадцатилетнюю учительницу еще в момент появления ее в их доме. Сторонники второй версии предполагают, что Леон – сын Эдуарда, которого боявшийся осуждения и порицания живописец не захотел признавать.

Примечательно, что отношения с Сюзанной портретист не придавал огласке вплоть до свадьбы. За время тайного романа гравер пополнил свою амурную копилку парой-тройкой имен.


Известно, что у художника была интрижка с натурщицей Викториной Меран. Девушка пленила живописца своей естественной красотой и тем, что благодаря своей природной артистичности, легко меняла образы. Их любовная история закончилась, когда Викторина пристрастилась к алкоголю, и от ее былого шарма не осталось и следа.

Спустя 11 лет с момента рождения Леона, 28 октября 1863 года, импрессионист женился на Сюзанне. После состоявшейся церемонии бракосочетания барышня стала жить вместе с мужем, его матерью и сыном под одной крышей.


Сын Эдуарда Мане на картине "Портрет Леона Леенхоффа"

Известно, что Манерегулярно изменял супруге, которая, к слову сказать, была в курсе его частых интрижек. Еще до свадьбы влюбленные заключили между собой негласное соглашение: Сюзанна не закатывала избраннику истерик по поводу его романов, а Эдуард, в свою очередь, не оставался на ночь у любовниц и каждый вечер возвращался домой, продолжая играть роль верного мужа и любящего отца.

В 1868 году в Лувре создатель шедевров «Олимпия» и «Завтрак на траве» познакомился с художницей Бертой Моризо. Впечатленный самобытной красотой женщины, он при первой же встрече уговорил ее позировать.


Берта Моризо на картине Эдуарда Мане "Балкон"

В общей сложности Эдуард написал не менее 10 портретов Берты («Балкон», «Отдых. Портрет Берты Моризо», «Портрет Берты Моризо с букетом фиалок», «Берта Моризо с веером»). Несмотря на взаимное притяжение, между ними не могло быть ничего, кроме дружбы. В момент их встречи Мане был уже связан узами брака. Берте оставалось отпускать язвительные замечания в сторону супруги художника и довольствоваться их общей с Эдуардом страстью к живописи.

Смерть

В 1879 году у Мане появились грозные признаки атаксии – болезни, при которой вследствие поражения головного мозга нарушается координация движений. Официальное признание Эдуардполучил за год до своей смерти. В 1882-ом живописец закончил одно из самых значительных произведений в европейской живописи 70-х–80-х годов прошлого века – «Бар в Фоли-Бержер», за которое был награжден орденом Почетного легиона.


Мане скончался через одиннадцать дней после ампутации пораженной гангреной ноги 30 апреля 1883 года. Могила создателя картины, написанной под влиянием Франса Халса и Диего Веласкеса, – «Музыка в Тюильри» – располагается на кладбище Пасси в Париже.


На траурной церемонии прощания, помимо родственников, присутствовали друзья импрессиониста – , Эдгар Дега и Пьер Ренуар.

Произведения

  • 1859 – «Мальчик с вишнями»
  • 1864 – «Скачки в Лоншане»
  • 1864 – «Срезанные белые пионы и секатор»
  • 1867 – «Олимпия»
  • 1868 – «Расстрел императора Максимилиана»
  • 1869 – «Балкон»
  • 1874 – «Аржантей»
  • 1874 – «Берег Сены близ Аржантея»
  • 1877 – «Самоубийца»
  • 1878 – «Кабаре Райхсхоффена»
  • 1880 – «В кафе-шантан»
  • 1882 – «Бар в Фоли-Бержер»
  • 1881 – «Весна»
  • 1882 – «Портрет мадам Мишель-Леви»
  • 1883 – «Букет сирени»

Искусство и дизайн

15150

23.01.15 11:24

Строгий отец (недаром он возглавлял департамент французского министерства юстиции) Огюст Мане запрещал своему сыну заниматься живописью – он хотел, чтобы отпрыск продолжил его дело и стал юристом. Но вопреки желанию семейного деспота Эдуард стал-таки известным художником, одним из ярких представителей импрессионизма. Самые известные картины Мане украшают Лувр, музеи Берлина и другие прославленные собрания полотен.

Натюрморты мастера

В Лувре хранится один из таких шедевров с простым названием «Белые пионы». Уже в этой работе проявляется характерная манера француза – широкие мазки, сдержанная палитра. Пара пышных цветов на темном фоне – и ничего больше, но как же живо!

В начале карьеры, после обогатившего внутренний мир будущего гения кисти путешествия в Бразилию, Эдуард Мане писал, в основном, пейзажи и натюрморты. К ним он вернулся и в конце жизни. «Натюрморт с лососем» относится к 1969-му году. Живописец был известным гурманом – как и многие его соотечественники. Глядишь на подобные работы – и слюнки текут!

Эти манящие женские образы

Не только «мертвая натура» привлекала мастера, но и портреты. Один из них – «Мадам Мане на голубом диване». Голландка Сюзанна Леенхоф была учительницей музыки у младших братьев художника. Говорят, что девушкой увлекся глава семьи Огюст. Сам Эдуард тоже был без ума от Сюзанны, их роман длился почти десятилетие. После смерти батюшки Мане смог жениться на избраннице. Она – мать его сына Леона и любимая натурщица.

«Лола из Валенсии» – еще одна из самых известных картин Мане. Приземистая испанка изображена Мане на фоне кулисы. Здесь он очень тщательно выписывает все детали – как облик самой позирующей, так и ее затейливый наряд. Каждая складочка одежды, узорный изгиб и блеск украшений – все в этом портрете играет свою особую роль.

Совсем другое настроение передано в изображении одевающейся дамы полусвета – «Нана». Утро представительницы древнейшей профессии начинается с привычного туалета, она пока в неглиже (в корсете и сорочке). До шумного вечера еще далеко, и на лице чертовки бродит неясная улыбка. Позировала художнику некая Генриетта, прославившаяся своими любовными похождениями.

Любимые уголки Парижа

Жанровые сценки постепенно вытеснили прежние художнические привязанности парижанина. Он черпал вдохновение в самых разных местах любимого города. Одним из таких мест стал сад Тюильри – в нем по воскресеньям любили прогуливаться представители богемы. На картине «Музыка в саду Тюильри» изображена масса персонажей, но лица размыты – это полотно надо рассматривать с достаточно большого расстояния, иначе увидите лишь расплывчатые пятна.

При словах «Железная дорога» вам, наверное, представляется пыхтящий могучий паровоз или стремительный современный поезд, мчащийся по рельсам вдаль. Но не так прост Эдуард Мане! Картины мастера порой весьма условны. Вот на прославленной работе француза «Железная дорога» стальная магистраль лишь угадывается – там, за чугунной тяжелой решеткой, к которой приникла малышка. А ее мама (или гувернантка?) сидит рядом, держа в руках книгу и песика.

Среди цветов и за накрытым столом

Другие жанровые сцены тоже словно бы выхвачены зоркой фотокамерой – вот парочка наслаждается ароматом цветущих растений («В оранжерее»).

А вот еще одна пара – они заняты неторопливой беседой за накрытым столом, а на заднем плане на этих двоих засмотрелся официант, несущий кому-то заказ. Картина так и называется – «В кабачке папаши Латюиля».

Шедевры Мане – картины, вызвавшие споры

Все та же Викторина Мёран (женщина с полотна «Железная дорога»), совершенно голая, предстает перед зрителем скандально известного «Завтрака на траве». Автора упрекали в декаденстве и бесстыдстве. Интересно, о чем думал художник, когда изображал обнаженную даму, смотрящую прямо на вас, в компании мужчин (которые, в отличие от спутницы, одеты)? Кстати, позировали родственнику брат живописца и будущий шурин.

Еще больше споров вызвала в свое время (1863-й год) «Олимпия». Француз писал ее для Парижского салона, где изображение было освистано публикой. Будто бы Мане стал первым автором, выставившим напоказ женское тело! Ренессанс славится своими шедеврами в стиле «ню», а как же рембрандтовская «Даная»?.. Сейчас шедевр хранится в коллекции парижского музея «Орсе».

Лебединая песня маэстро

Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер». Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете. Прямо там живописец начинал работу над своим творением. Центральная фигура – девушка-барменша за стойкой, смотрящая на зрителя с тоской во взоре, а на заднем плане кутит разношерстная публика. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально! В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны.

Третья французская республика

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Мане, "Завтрак на траве"

    ✪ Мой Пушкинский, выпуск 33 - Восставший Мане

    ✪ Эдуард Мане «Кабачок»

    ✪ ЭДУАР МАНЕ. "Поругание Христа". Библейский сюжет

    ✪ Клод Моне

    Субтитры

    Мы находимся в музее д’Орсе, и перед нами известная картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Эта картина была выставлена в так называемом Салоне отверженных в 1863 году. Картину не разрешили выставлять на официальной выставке. Так и было. На самом деле, в тот год стольких художников не допустили до выставки, что по инициативе императора Наполеона III был создан Салон отверженных. И всё внимание критиков в Салоне отверженных было обращено именно на эту картину. В этой картине чувствуется некая насмешка: автор будто пытается нарушить все существующие правила. Я имею в виду, картина нарушает формальные правила: композиционные и сюжетные. Сюжет был заимствован из гравюры по мотивам Рафаэля. Сам гобелен, созданный Рафаэлем, был утерян. Таким образом, композиция была заимствована из традиционного источника. А смысловое наполнение - изображение обнаженной женщины среди одетых мужчин на фоне идиллического пейзажа - было позаимствовано из произведения Джорджоне. Дело в том, что это не Венеция. И контекст не классический. Проблема в том, что это современная Франция, вполне возможно, действие происходит в Булонском лесу. А обнаженная женщина - не только не богиня, а узнаваемый персонаж, модель Мане, Викторина Мёран. И она выглядит как совершенно обычный человек которого вы можете встретить на улицах Парижа, только не обнажённого. Более того, она смотрит прямо на нас. Я имею в виду, что она даже, в некотором смысле, заставляет смущаться, когда смотрит прямо на зрителя. Мужчины, которые сидят рядом с ней, полностью одеты, и они не смотрят ни на женщину, ни на нас. В этом есть некое принятие сексуальности, разделения полов, но не в классическом смысле. В то же время картина кажется полностью лишенной сексуальности. С другой стороны, здесь присутствуют элементы, намекающие на чувственность и сексуальность. В нижнем левом углу изображён очень чувственный натюрморт из фруктов, хлеба и бутыли с каким-то алкогольным напитком. Всё это лежит поверх одежды, которую сбросила с себя женщина. Изначально данная картина называлась «Купание». Она не нимфа, которая обитает в мифическом лесу и никогда не носит одежд, она - современная женщина, снявшая с себя одежду. Она не обнажена, она раздета. Картина нарушает множество сюжетных правил. Автор пренебрегает и многочисленными правилами в том, что касается способа создания картины. Взгляните на очень яркое тело этой женщины, она такая яркая, её фигура настолько очерчена… Вернее даже окружена темными тонами. Поэтому, она кажется слегка уплощённой, не правда ли? - Да. - И отсутствует внутренняя модуляция тона, которую мы привыкли видеть в подобных произведениях XIX века. Зрителям она кажется почти двумерной. Более того, и в других областях Мане нарушает те правила, которым должны следовать художники-натуралисты. Взгляните, как очень тёмная лента в волосах женщины, её чёрные волосы сливаются с тёмным цветом кустарника позади неё. Это своего рода нарушение пространства. На самом деле, расстояние до выходящей из воды Женщины на заднем плане совсем не чувствуется… Вторая женская фигура. Она кажется слишком большой, так? Тем более что её руки, которые на расстоянии кажутся такими маленькими, почти касаются пальцев руки мужчины. И это ужасное расхождение. И нарушение пространственных норм. Нарушение масштабов и нарушение правил иллюзорности, которые Мане стремится разрушить. Он как будто нарочно идёт против правил, созданных Академией. И в то же время во всем чувствуется красота картины: эти краски, очень свободные и чувственные мазки кисти, в особенности в изображении голубого одеяния женщины, и в натюрморте, а так же в серых и белых цветах брюк мужчин. Мане обращал внимание на таких мастеров, как Веласкес, для которых кисть была невообразимо важной. Для него важно не только то, что зритель видит на картине, но и то, что зритель понимает, какими средствами это достигнуто. Тот факт, что мы видим сами мазки, не дает нам той идеальной иллюзии, которая являлась основой западной живописи со времен эпохи Возрождения. Ещё одна необычная вещь в этой картине - использование техники Веласкеса, техники свободных мазков кисти. Но изображение заднего плана вызывает ощущение, что краску сильно разбавили, очень напоминает раствор или морилку, в особенности в изображении деревьев и поля позади женской фигуры. С другой стороны, на деревьях присутствуют комки краски. Так художник применяет различные техники работы с краской. В некотором смысле он разрушает все наши ожидания от искусства. Это напоминает мне Бодлера, разговоры об изображении современной жизни, изображении современного ню. Давайте забудем о Венере. Мы живем не в Древней Греции. Давайте создавать современную живопись. Где мы можем найти женскую наготу? Мане поднимает тему современной женской наготы. В некотором смысле, таким образом подчёркивается нелепость классических традиций, нелепость, с которой мы прикрыли наготу в угоду традициям. Мане спрашивает, есть ли в этом смысл. Нелогичность этой картины, способ, которым она давит на социальные нормы, говорит о том, насколько для автора не имеет смысла то искусство, которое мы с готовностью принимаем. Именно. Subtitles by the Amara.org community

Юность

Эдуард Мане родился в доме 5 по улице Бонапарта в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре в семье Огюста Мане , главы департамента Министерства юстиции, и Эжени-Дезире Фурнье, дочери французского дипломата, бывшего консулом в Гётеборге . Шведский король Карл XIII был крёстным отцом матери Мане. В 1839 году Мане был отдан на обучение в пансион аббата Пуалу, затем по причине абсолютного равнодушия к учёбе был переведён отцом «на полный пансион» в колле́ж Роллена, где и обучался в период с 1844 по 1848 год, также не проявляя никаких успехов.

Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, его отец, пророчивший сыну карьеру юриста , горячо выступал против его художественного образования. Однако брат матери, Эдмон-Эдуард Фурнье, осознавая художественное призвание мальчика, посоветовал ему посещать специальные лекции по живописи, на которые сам записал племянника и посещение которых лично оплачивал. Благодаря дядюшке Эдмону, регулярно водившему мальчика по музеям, Мане открыл для себя Лувр , что оказало решающее влияние на его личную и творческую жизнь. Уроки рисования, как ни странно, не вызвали у Мане ожидаемого интереса, во многом из-за академичности преподавания, и мальчик копированию гипсовых изваяний предпочитал рисование портретов своих товарищей, что вскоре стало примером для многих его одноклассников.

Путешествие в Бразилию

В 1848 году, после окончания учёбы, молодой Мане столкнулся с решительным противодействием отца его планам стать художником. Своего рода компромисс был найден, когда Мане решил поступать в мореходную школу в 1847 году , однако с треском провалил вступительные экзамены (сказалась общая малообразованность Мане). Тем не менее, в качестве подготовки к повторным экзаменам ему было позволено отправиться в учебное плавание на парусном судне «Гавр и Гваделупа».

Во время путешествия парусник, в частности, посетил Бразилию . Экзотика и богатство красок тропических стран лишь усилили желание Мане обучаться живописному искусству - из поездки Эдуард привёз большое количество рисунков, набросков и этюдов . В качестве моделей он часто использовал членов команды.

От этого путешествия остались многочисленные письма Мане к родственникам, в которых он описал свои впечатления от карнавала в Рио и экзотическую красоту бразильских женщин. С другой стороны, он критическим взглядом оценивал рабство и возможную реставрацию монархии во Франции. Последующие работы Мане на одну десятую часть состоят из морских пейзажей, и в этом не последнюю роль сыграло его морское путешествие в Бразилию.

Становление

В 1856-58 годах Мане приобретает известность как подающий надежды художник, его приглашают в различные салоны , где он знакомится с высшим кругом парижского общества. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером . Вместе с графом Альбером де Баллеруа художник снимает под мастерскую помещение на улице Лавуазье. Ежедневно молодой художник посещает Лувр, делает копии известных полотен и всегда пытается получить одобрение Кутюра: стремление к признанию было присуще Мане с ранних лет.

Мане протестует против портретов, озарённых бенгальскими огнями, на лбу которых горят звёзды поддельных драгоценностей, в руках - серебряный жезл.
Де Банвиль, отзыв на картину Мане «Le Bon Bock» (перевод с французского Т. М. Пахомовой).

Салон

Прежде, чем я начну завоёвывать официальные салоны, я должен отдать дань старым мастерам.
Эдуард Мане.

В 1859 году Мане решил, что его художественное образование завершено, и принял решение выставляться в Парижском салоне , престижной ежегодной парижской выставке. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Он снова поинтересовался мнением Кутюра, и когда тот в очередной раз негативно отозвался о его творении, Мане окончательно порвал с учителем. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа , сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Неприятие салоном картины было вполне обосновано: необычной была сама тема картины - реалистический и неприукрашенный портрет пьяницы, а не аллегория, порождённая воображением художника. Здесь также нет дальних планов, в то время как до Мане использовалась классическая перспектива, которая придавала глубину картинам. Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. Тень фигуры не соответствует её положению. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Фиаско на некоторое время сбило Мане с индивидуального пути: он с трудом находил интересные сюжеты, некоторые элементы откровенно заимствовал у известных художников.

Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Им послужил городской сад Тюильри , где по выходным парижская богема собиралась для прогулок и светских бесед. Теперь художник решительно отверг все советы Кутюра, что позволило ему легко и непринуждённо изобразить собрание людей. Тематическая и техническая новизна картины снова вызвала удивление и непонимание близких Мане. Такого рода сцены природы воспринимались как живопись, предназначенная лишь для иллюстраций журналов и репортажей. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. При таком подходе часть полотна, видимая с близкого расстояния, является не чем иным, как увеличенной деталью отдалённого вида. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния.

Несмотря на тщательный отбор, в 1861 году обе картины Мане («Портрет родителей » и «Гитарреро ») были приняты жюри салона, причём последняя даже получила награду. Публика также весьма благосклонно отзывалась о творениях молодого художника. Признание салона принесло художнику славу и деньги, но немаловажно для Эдуарда было и признание отца, который ещё до салона с гордостью демонстрировал гостям своего дома работу сына, изображавшую пожилую чету Мане.

В очередной раз Мане меняет мастерскую - теперь она находится в западной части квартала Батиньоль. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант », хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала, или не подала виду.

В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки - она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии ». Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри.

Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных ». Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Вместе с тем картина вызывала и самое большое внимание, впоследствии став символом Салона отверженных 1863 года . Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней.

Потерпев фиаско с «Завтраком», Мане не отказывается от идеи изображения обнажённого женского тела. Вскоре он приступил к написанию новой картины, навеянной картиной Тициана «Венера Урбинская». Однако картина вызвала у него сомнения и художник вместо неё отправил на рассмотрение салоном «Эпизод боя быков» и религиозную композицию «Мёртвый Христос с ангелами».

В и 1864 годах Мане выставляется как в Салоне отверженных, так и в официальном салоне, где его новые картины, особенно «Завтрак на траве » вызвали резкое негодование со стороны критиков. Пик неприятия выпадает на 1865 год , когда Мане выставил в салоне свою (знаменитую ныне) «Олимпию» - картину, найденную его современниками крайне непристойной и вульгарной и спровоцировавшую грандиозный по тем временам скандал.

Травля Мане со стороны чиновников от искусства и «просвещённой публики» вынудила художника буквально бежать в Испанию, где он, однако, с пользой провёл время, знакомясь с работами Эль Греко , Веласкеса и Гойи, находя в них оправдание своего эстетического вкуса.

С этого времени Мане, регулярно отвергаемый жюри салонов, сближается с группой молодых художников, которые вскоре будут названы импрессионистами. Клод Моне , Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями.

В 1867 году на проходящей в Париже Всемирной выставке Мане создаёт собственный павильон поблизости моста Альма . Выставлено пятьдесят работ - лучшие картины, созданные за десять лет творчества. Возможно, именно этот решительный шаг привёл к тому, что на двух следующих салонах его работы были приняты. Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой.

В 1869 году Мане познакомился с молодой художницей Евой Гонсалес , которой предложил позировать для портрета. Ева Гонсалес была единственной ученицей Мане.

Батиньольская группа

После возвращения из Испании Мане вновь приступает к написанию картин вопреки слухам, что сколь бы ни была хороша следующая работа художника, жюри Салона всё равно её отвергнет. В это время для Мане особенно ценной была поддержка, оказанная его друзьями и поклонниками. Часто покупая холсты и краски в магазине на улице Гранд-рю-де-Батиньоль, Мане вскоре стал завсегдатаем расположенного рядом кафе Гербуа , среди которых завсегдатаями были как неизвестные писатели и художники, так и уже знаменитые Фантен-Латур , Уистлер , Дюранти , Дега , Ренуар , Моне , Писсарро . Особняком стоит Эмиль Золя - горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. По свидетельству современников, Мане был признанным авторитетом этой группы, тем не менее, это неформальное собрание было достаточно либеральным, его участники не боялись критиковать Мане. Правда, не обошлось и без казусов: упрёки и грубая критика со стороны Дюранти вынудила Мане вызвать последнего на дуэль, которая и состоялась, приведя к ранению обидчика. Несмотря на этот факт, Дюранти и Мане помирились, сочтя происшедшее недоразумением, и остались хорошими друзьями до самой смерти Эдуарда.

Сближение с импрессионистами

Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. После франко-прусской войны и Парижской коммуны художник ещё ближе сходится с молодыми импрессионистами. Об этом свидетельствуют, например, многочисленные картины, написанные на пленэре , бок о бок с Клодом Моне в Аржантее в 1874 году. Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. «Железная дорога » опять вызвала острую антипатию жюри. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В оранжерее» и «В лодке » были встречены очень тепло.

Последние годы

Неприятие Мане установившегося во Франции строя во главе с Наполеоном выливается в написание им картины «Расстрел императора Максимилиана » - повествование о казни ставленника французского правительства в Мексике . Эту картину Мане не смог выставить в сооруженном им по примеру Курбе бараке у моста Альма в числе прочих по причине сильнейшего политического резонанса.

С 1868 года , в период краха Империи ни один из официальных салонов не принес Мане славы и творческого удовлетворения. Продолжались нападки критиков и неприятие творчества художника буржуазной публикой.

Цвет, - говорил Мане, - это дело вкуса и ощущения, но надо иметь за душой ещё кое-что, то, что вы хотите выразить, - без этого всё теряет смысл!
Из воспоминаний Жаннио (перевод с французского Т. М. Пахомовой).

Франко-прусская война

На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны , затеянной Наполеоном III. Имперский режим рухнул ранней осенью 1870 года, во Франции была объявлена республика, но военные действия шли с прежним размахом. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари . Сам же художник, вполне разделяя судьбу своих соотечественников, вместе со многими коллегами по цеху вступает в армию и участвует в защите Парижа. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. В феврале 1871 года он покидает Париж, и через несколько дней узнаёт о капитуляции французского правительства. Даже в такое тяжёлое для него время, Мане не перестаёт работать - так, в Бордо он пишет пейзаж порта.

Через некоторое время, после объявления Парижской коммуны , Мане был включен в подготовительный совет вновь созданной Федерации художников, однако сам он был далёк от политики. Серьёзные потрясения и невзгоды заставили живописца сделать перерыв в своём творчестве почти на год.

После обустройства в новой мастерской в 1873 году Эдуард Мане пишет свою знаменитую картину «За кружкой пива» («Le Bon Bock»), и впервые за последние почти 15 лет имеет огромный успех. Это, однако, не привело к превращению Мане в модного конъюнктурного художника (каким отчасти стал Курбе после некоторых успехов в Салоне) - в 1874 году жюри отвергает его «Бал-маскарад в Опере». В 1876 году жюри Салона отвергает обе картины Мане. Самостоятельные совместные выставки ничего, кроме порицания публики и издевательств критики не принесли.

Однако, начиная уже с 1874 года, Мане вполне вырабатывает свой оригинальный стиль, особенности которого во многом сближают его с молодым тогда движением импрессионистов (в этой связи стоит отметить также дружбу Мане с Дега, одной из ключевых фигур импрессионистского движения).

Поздний период

Начиная с 1877 года в живописи Мане заметно стремление к натюрмортам и портретам. Особенно явно прослеживается влияние на Эдуарда творчества Веласкеса. Постепенно художник обретает признание. С 1879 года его авторитет в глазах критиков от искусства растёт, его картины принимаются салонами . На одном из них Мане удостаивается медали за второе место, что даёт ему возможность выставляться, минуя отбор жюри.

В тот день, когда захотят описать завоевания или поражения французской живописи XIX века, можно будет пренебречь Кабанелем, но нельзя будет не считаться с Мане.
Кастаньяри , 1875 год (перевод с французского Т. М. Пахомовой).

Тем не менее, творчество Эдуарда Мане не было до конца признанным вплоть до 1890-х годов. Лишь тогда его картины начали приобретаться в частные и государственные собрания («Олимпия» была практически навязана Лувру друзьями Эдуарда, выкупившими её по общественной подписке в

Эдуард Мане (1832-1883) – французский художник и гравёр, считается одним из основоположников импрессионизма в живописи. Многие его картины стали украшением самых прославленных музеев мира – «Белые пионы», «Бар в «Фоли-Бержер», «Олимпия», «Завтрак на траве», «Лола из Валенсии», «Нана», «В оранжерее», «Музыка в саду Тюильри», «Железная дорога», «В лодке», «Сливовица».

Детство

Эдуард появился на свет 23 января 1832 года в квартале Парижа Сен-Жермен-де-Пре на улице Малых Августинцев в доме № 5.

Его дед по отцовской линии, Клеман Мане, был помещиком, строителем дамб. Папа художника, Огюст Мане, родился во французском городе Женвилье в 1797 году. Он не стал продолжателем семейного строительного дела, а выучился на юриста и состоял на государственной службе. В министерстве юстиции Франции он занимал должность начальника отделения, был советником при дворе, какое-то время работал в апелляционном суде Парижа. Удостоился французской национальной награды – рыцарь Ордена Почётного легиона.

Мама, Эжени-Дезире Фурнье, происходила из интеллигентной семьи. Её отец Жозе-Антуан-Эннемо Фурнье служил на дипломатических должностях, работал консулом в Гётеборге. Крёстным отцом Эжени-Дезире был король Швеции Карл XIII. В январе 1831 года она вышла замуж за Огюста Мане. Ровно через год у них родился первенец Эдуард. Позже семья пополнилась ещё двумя мальчиками Гюставом и Эженом.

Несмотря на хорошее материальное положение, обстановку в доме Мане нельзя было назвать богатой и роскошной. Меблировка, убранство, одежда – всё было простым, умеренным и скромным, с присущим французским вкусом. Эдуард обожал свой дом, к тому времени семья переехала на улицу Мон-Татор.


Портрет родителей Эдуарда Мане

Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой. Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы. Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом. Частенько в такие вечера он доставал блокнот и делал небольшие зарисовки сидящих у камина людей. В эти моменты маленький Эдуард бросал игры с братьями и наблюдал за дядей, даже несколько штрихов на бумаге осмеливался сделать сам.

Образование и раннее увлечение живописью

Родители Мане были состоятельными и могли обеспечить сыну достойное образование. Им очень хотелось, чтобы Эдуард продолжил отцовское дело и построил блестящую карьеру на государственной службе. В семилетнем возрасте они отдали мальчика учиться в пансион аббата Пуалу. К учёбе Эдуард оказался абсолютно равнодушным, в связи с этим в 1844 году отец перевёл его на полный пансион в коллеж Роллена.

Единственное, что привлекало юного Мане, - это живопись. В этом увлечении ему способствовал дядюшка Фурнье, который был очень образованным человеком и особенно интересовался искусством. Бывая часто в доме сестры, он дружил с её детьми, по воскресеньям водил их в Лувр. Мужчина сразу обратил внимание на старшего племянника Эдуарда, который не просто рассматривал картины в музее, а с альбомом и карандашом в руках делал какие-то наброски.

Одним воскресным вечером, возвратившись из Лувра, Фурнье попытался уговорить шурина Огюста Мане разрешить Эдуарду посещать в коллеже факультативные курсы рисунка. Отец на эту тему разговаривать не желал, он хотел юридической профессии для всех трёх сыновей. Тогда полковник отправился к директору коллежа мсье Дефоконпре и со своего кармана оплатил дополнительные уроки рисования племяннику.

Удивительно, но эти занятия не вызвали у мальчика интереса. Ему не нравилась академичность преподавания, учитель заставлял копировать гравюры, гипсовые изваяния, орнаментальные рельефы. Не желая изображать головы рыцарей в античных шлемах, Мане рисовал портреты своих одноклассников. По соседству с рисовальным кабинетом находился гимнастический зал, Эдуарду всё время хотелось убежать туда. В занятиях гимнастикой подросток проявлял исключительные способности.

Помимо рисования и гимнастики юного Мане интересовала ещё история. Предмет преподавал молодой профессор М. Валон, который в будущем стал творцом французской Конституции 1885 года. Но иногда и на этих уроках Эдуард прятал под парту книжку, принесенную из дома после выходных, и читал. Его любимое произведение – «Салоны» Дидро.

Насколько сильно Мане любил родной дом, настолько же он ненавидел коллеж. Ему поскорее хотелось отсюда вырваться. Возможно, этот факт повлиял, а быть может его отличная физическая форма и увлечение гимнастическими занятиями привели к решению поступать в мореходную школу. Он с решительностью сказал отцу, что не желает связывать свою жизнь с юриспруденцией.

Путешествие через Атлантику

Мане окончил коллеж Роллена в 1848 году, особенных успехов ни в чём не проявил. Отец смирился с тем, что старший сын не хочет становиться государственным служащим, и из двух зол выбрал меньшее – уж лучше пусть поступает в морское училище, чем становится художником.

Осенью 1848 года Эдуард сдавал вступительные экзамены в мореходную школу, но провалился. Он решил, что подготовится более основательно и в следующем году предпримет ещё одну попытку поступления. В качестве подготовки ему позволили отправиться в учебное путешествие.

В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа». Плавание через Атлантический океан и пребывание в Бразилии полностью перевернуло его мировосприятие. Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. А теперь парню открылись солнечные просторы тропических стран, и окружающая действительность засияла разноцветными красками. В своих многочисленных письмах родным он описывал экзотических и красивых бразильянок, делился впечатлениями о карнавале в Рио-де-Жанейро.

В последний третий день бразильского карнавала Эдуард с молодёжью из команды судна отправился в джунгли. Дикая природа поразила его до глубины души. Здесь юношу потрясало всё – маленькие колибри среди ярких цветов; насекомые, ползающие по траве и сверкающие словно драгоценности; спускающиеся с веток лианы и орхидеи. Такого буйства красок он не встречал ещё в своей жизни. Мане понял, что хотел бы научиться переносить всё увиденное в реальную жизнь – на холст.

Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи. Она ужалила Эдуарда в левую ногу, конечность очень болела и распухла, юнгу отправили на борт судна. Две недели он провёл на пришвартованном паруснике, и, чтобы не мучиться от скуки и безделья, рисовал. Когда в начале лета 1849 года Мане сходил по трапу на берег Франции, его дорожный чемодан был полон карандашных зарисовок. Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника. В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря. Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи.

Эдуард предпринял ещё одну попытку поступления в мореходное училище, она снова оказалась безрезультатной. Но на это раз у него уже не было прежнего рвения, он даже признался младшему брату Эжену, что на земле чувствует себя спокойнее, чем на борту корабля.

Нелёгкий путь к искусству

Просмотрев рисунки сына, которые он привёз из путешествия, отец перестал сомневаться в его художественном призвании. Он посоветовал Эдуарду поступить на учёбу в школу изящных искусств Парижа. Но молодой Мане побоялся, что, как и на факультативных уроках рисования в коллеже Роллена, преподавание будет скучным, академическим и жёстким. Поэтому в 1850 году начал брать уроки живописи в мастерской модного на тот период французского художника-академиста Тома Кутюра.


Через несколько лет обучения между Мане и Кутюром стали возникать разногласия. Эдуард категорически не хотел принимать буржуазную направленность стиля в живописи, которая господствовала тогда во Франции. Кутюр предпочитал стилистические и жанровые каноны рисования, а Мане привлекало живое искусство. В 1856 году он покинул мастерскую художника и занялся самообразованием.

Он часто посещал Лувр, где изучал картины известных художников. Также Эдуард много путешествовал по Европе, в результате чего увлёкся старой живописью. В Италии, Испании, Германии, Голландии, Австрии он обошёл все художественные музеи, после которых пытался скопировать работы великих мастеров (так поступает любой начинающий художник). Особенно влияние на его подход к творчеству оказали Тициан, Рембрандт, Веласкес.

К 1858 году Мане приобрёл в Париже известность как художник, подающий надежды. Он стал вхож в различные салоны, где завёл знакомства с представителями высшего общества. Особенно доверительные отношения завязались у него с поэтом Шарлем Бодлером.


В 1859 году Эдуард принял решение выставлять свои картины в Парижском салоне. Но тогда его произведение «Любитель абсента» отвергли. Лишь спустя два года критиками благосклонно были приняты две работы Мане «Гитарреро» и «Портрет родителей». Не меньший успех картины имели и у публики. Такое признание принесло художнику неплохие деньги, славу, а самое главное, похвалу отца. Ещё до выставки Огюст Мане гордо показывал гостям картину, где сын изобразил своих пожилых родителей.

Творчество

В 1860-х годах в творчестве Эдуарда преобладали испанские мотивы:

  • «Алабамы»;
  • «Лола из Валенсии»;
  • «Мёртвый тореадор»;
  • «Испанский балет»;
  • «Кирсаджа».

Обращался он к религиозным сюжетам («Мёртвый Христос») и к тематике современной истории («Расстрел императора Максимилиана»).

В 1863 году картины, которые были отвергнуты критиками от участия в официальном Салоне, были выставлены в соседнем Дворце промышленности. Это мероприятие назвали «Салон отверженных», а его главной сенсацией стала работа Мане «Завтрак на траве». Это теперь полотно считается шедевром импрессионизма, а тогда оно снискало скандальную славу.


Критики возмущались представленной на картине обнажённой женщиной. Мало того, что она сидит в компании одетых мужчин, ведущих беседу, так ещё и бесстыдно смотрит на зрителей, не стесняясь своей наготы. Такие отзывы не обидели художника, а, наоборот, раззадорили. В том же году он написал картину «Олимпия», которая вызвала ещё больше споров. Критики назвали её вульгарной и непристойной.

После такой травли живописец сменил творческую тематику и стал писать портреты, сцены на скачках, натюрморты, какие-то важные происходящие события:
«Мадам Мане на синей софе»

Был в жизни художника и страстный роман с натурщицей Викторией Мёран, с которой он писал свои самые знаменитые полотна.

Смерть

В начале осени 1879 года у Эдуарда случился первый приступ ревматизма. При доскональном медицинском обследовании врачи диагностировали у художника атаксию (это болезнь, при которой теряется координация мышечных движений). Заболевание быстро прогрессировало, что ограничивало творческие возможности живописца. За три года болезнь развилась настолько, что Эдуард оказался прикованным к постели. За ним ухаживал сын Леон.

Весной 1883 года у художника началась гангрена левой ноги, ему ампутировали конечность. Через одиннадцать дней, 30 апреля 1883 года, он умер. Его могила находится на кладбище Пасси в Париже.

Эдуа́рд (Эдуа́р) Мане́ (фр. Édouard Manet ; 23 января 1832, Париж - 30 апреля 1883, Париж) - французский живописец, гравёр, один из родоначальников импрессионизма .

Эдуард Мане родился в доме 5 по улице Бонапарта в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре в семье Огюста Мане, главы департамента Министерства юстиции, и Эжени-Дезире Фурнье, дочери французского дипломата, бывшего консулом в Гётеборге. Шведский король Карл XIII был крёстным отцом матери Мане. В 1839 году Мане был отдан на обучение в пансион аббата Пуалу, затем по причине абсолютного равнодушия к учёбе был переведён отцом «на полный пансион» в колле́ж Роллена, где и обучался в период с 1844 по 1848 год, также не проявляя никаких успехов.

Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, его отец, пророчивший сыну карьеру юриста, горячо выступал против его художественного образования. Однако брат матери, Эдмон-Эдуард Фурнье, осознавая художественное призвание мальчика, посоветовал ему посещать специальные лекции по живописи, на которые сам записал племянника и посещение которых лично оплачивал. Благодаря дядюшке Эдмону, регулярно водившему мальчика по музеям, Мане открыл для себя Лувр, что оказало решающее влияние на его личную и творческую жизнь. Уроки рисования, как ни странно, не вызвали у Мане ожидаемого интереса, во многом из-за академичности преподавания, и мальчик копированию гипсовых изваяний предпочитал рисование портретов своих товарищей, что вскоре стало примером для многих его одноклассников.

В 1848 году, после окончания учёбы, молодой Мане столкнулся с решительным противодействием отца его планам стать художником. Своего рода компромисс был найден, когда Мане решил поступать в мореходную школу в 1847 году, однако с треском провалил вступительные экзамены (сказалась общая малообразованность Мане). Тем не менее, в качестве подготовки к повторным экзаменам ему было позволено отправиться в учебное плавание на парусном судне «Гавр и Гваделупа».

Во время путешествия парусник, в частности, посетил Бразилию. Экзотика и богатство красок тропических стран лишь усилили желание Мане обучаться живописному искусству - из поездки Эдуард привёз большое количество рисунков, набросков и этюдов. В качестве моделей он часто использовал членов команды.

От этого путешествия остались многочисленные письма Мане к родственникам, в которых он описал свои впечатления от карнавала в Рио и экзотическую красоту бразильских женщин. С другой стороны, он критическим взглядом оценивал рабство и возможную реставрацию монархии во Франции. Последующие работы Мане на одну десятую часть состоят из морских пейзажей, и в этом не последнюю роль сыграло его морское путешествие в Бразилию.

В июле 1849 года, после возвращения в Париж, Мане ещё раз безрезультатно попытался сдать экзамен в Морскую школу. На этот раз отец, оценив многочисленные рисунки, привезённые из путешествия, уже не сомневался в художественном призвании сына и посоветовал ему поступать в парижскую Школу изящных искусств. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра , который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка».

Именно тогда начинает назревать конфликт Мане и классико-романтической традиции живописи, господствовавшей в то время во Франции. Резкое неприятие буржуазной направленности господствовавшего стиля, в конечном итоге, вылилось в явный разрыв Мане с Кутюром - молодой художник покинул мастерскую учителя. Однако, по настоянию отца Мане был вынужден принести извинения и вернуться, хотя своё неприятие строгого академизма Кутюра он сохранил.

Положение юного художника усугублялось нежелательной беременностью его давней возлюбленной Сюзанны Леенхоф. Отцовство ребёнка, во избежание дурной славы и гнева отца Эдуарда, было приписано вымышленному Коэлла, и то лишь для мэрии. Распространялась и иная версия, что новорождённый является не сыном, а братом Сюзанны.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →