Сказочный остров санторини.


Мифы, легенды и даже сказки рассказывают современным обывателям об удивительных местах, где ранее обитали неизвестные существа, жили сверхлюди и царили справедливость и блаженство. Ученые и исследователи несколько веков пытались отыскать сказочный остров Буян, легендарный Авалон, и многие их поиски увенчались успехом. В этом обзоре представлены известные мифические места, которые существовали на самом деле.

1. Остров Буян



«В царство славного Салтана мимо острова Буяна», - эти строки из сказки Пушкина уже давно стали любимыми для многих поколений, а, между тем, некоторые исследователи утверждают, что нашли тот самый остров, о котором упоминал поэт. Это немецкий остров Рюген, расположенный в Балтийском море. Ранее его населяло племя руянов, откуда и прежнее название места – Руян. Возможно, путем многовековых этимологических преобразований Руян превратился в Буян.

Еще одна интересная особенность - это фраза «на море Окияне, на острове Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь». Этими словами на Руси подкрепляли разные заклинания. На реальном острове находится белая меловая скала «Королевский трон». Из сказаний няни Пушкина Арины Родионовны можно почерпнуть информацию о тридцати богатырях (в сказке их было 33). Ранее автор Саксон Грамматик упоминал о гвардии из 300 человек, охранявшей остров Руян. Исследователи считают, что в древности остров Рюген и Русь связывали тесные торговые и культурные отношения.

2. Хай-Бразил



Согласно ирландской мифологии Хай-Бразил – это священный остров довольства, справедливости и бессмертия. По легендам, он окружен туманами и появляется перед взорами людей раз в семь лет. Остров несколько раз изображался на древних картах, т. к. некоторые мореходы утверждали, что видели его. Современные ученые считают, что Хай-Бразил могла бы быть Баффинова земля. Возможно, из-за преломления лучей света, проходящих сквозь слои холодного и горячего воздуха, появлялась оптическая иллюзия.

3. Лукоморье



Еще одна загадочная земля, известная сегодня по сказкам Пушкина – Лукоморье. Согласно фольклору, это царство где-то на севере, где люди впадают в спячку, а с приходом весны просыпаются. Реальное же название «Lucomoria» часто изображалось на древних западноевропейских картах. Эта земля располагалась по правую сторону Обской губы, на территории Томской области. Если обратиться к этимологии слова, то «лукоморьем» ранее обозначало «изгиб морского берега». Так что название Лукоморье ранее часто встречалось в совершенно разных местностях.

4. Остров Авалон



Остров Авалон упоминается в мифах о короле Артуре. По легенде, именно на этом острове был выкован меч Эскалибур и похоронен король Артур. Об Авалоне, как о реальном месте, заговорили в 12 веке, когда в графстве Сомерсет, возле города Гластонбери, на Холме Святого Михаила было обнаружено захоронение. На надписи было указано, что это могила короля Артура и его жены Гвиневры. Современные историки полагают, что, скорее всего, это был «рекламный трюк», чтобы собрать деньги на ремонт аббатства. Наверняка сказать нельзя, потому как в 17 веке во время Гражданской войны могила была разорена, а останки разбросаны.

5. Туле

Для греков и римлян Туле ассоциировался с границей известного им мира. Впервые о его местонахождении упоминается и работе греческого исследователя Пифея (Pytheas) в 4 веке до н. э. после его путешествия в Северную Европу. Пифей упоминал об острове Туле, в замерзшем море и о северном сиянии. На тот момент исследователю никто не поверил. Спустя несколько столетий, когда была открыта Исландия, она очень подходила под описания грека. Нацисты, в свою очередь, считали Туле родиной арийской нации.

6. Тмутаракань



Место с забавным названием «Тмутаракань » в 10-11 вв было действительно реальным городом. Он находился несколько удаленно от других княжеств в Керченском проливе. Со временем Тмутаракань перешел под влияние Византии, а затем к Генуе. Сегодняшнее название этой местности полуостров Тамань.

7. Ээя



В греческой мифологии Ээя – это остров богини Цирцеи (Кирки), которая заманивала к себе мореходов и превращала их затем в зверей. В гомеровской поэме Одиссей попал на этот остров и провел там целый год. Исследователи определили мифическое место как полуостров Cape Circeium, расположенный на западном побережье Италии. Возможно, во времена Гомера, уровень воды был выше, и Cape Circeium выглядел как настоящий остров.
В древних летописях сохранилось множество записей и о других легендарных местах, таких как Многие ученые и авантюристы до сих пор ищут эти города и страны.

Народное творчество восточных славян представляет собой огромную и специальную область исследования. В рамках общего курса можно коснуться лишь самых основных его явлений. Разнообразие форм народного творчества русских, украинцев, белорусов и высокое художественное совершенство многих его произведений таковы, что лишь немногие другие народы Советского Союза могут с ними в этом отношении поспорить.

Устное народное творчество (фольклор, народная словесность) русских, украинцев и белорусов обнаруживает сложное сочетание старых, традиционных и новых форм. Прежние фольклористы рассматривали устное народное творчество исключительно как памятник старины, полагая, что в новейшую эпоху, начиная с проникновения капитализма в деревню, оно обречено на упадок и исчезновение. Но советские фольклористы установили, что это неверно: народное творчество не иссякает и в наши дни, мало того, в советскую эпоху возрождаются и некоторые традиционные жанры фольклора, проникаясь новым содержанием, и развиваются совершенно новые. «Фольклор, - говорит один из видных советских фольклористов Ю. М. Соколов, - это отзвук прошлого, но в то же время и громкий голос настоящего» .

К числу традиционных жанров восточно-славянского фольклора принадлежат: обрядовые песни, лирические песни, народный театр, сказки, пословицы, поговорки и загадки, эпическая поэзия - былины и исторические песни, духовные стихи.

Обрядовые песни - быть может, древнейший вид народной поэзии. Они сопровождали различные обряды из цикла календарных, от рождественских до жнивных. Вместе с этими обрядами они возникли в отдаленную эпоху на почве стихийно-материалистического трудового отношения земледельца к природной среде, но окрашены были и магическими представлениями. Другие обрядовые песни были связаны с семейной обрядностью - это свадебные песни, похоронные причитания (причеты, заплачки); из последних особенно интересны северные. В настоящее время эта обрядовая поэзия, за немногими исключениями, отошла в прошлое.

Лирическая народная поэзия чрезвычайно разнообразна. В ней преобладают грустные мотивы, порожденные тяжелой долей трудового народа в прошлом. Выделяются любовные и семейно-бытовые песни, далее песни о рекрутчине и солдатчине, о крепостном праве, бурлацкие, ямщицкие, тюремные, шуточно-сатирические и иные. Помимо песен крестьянского происхождения, с XVIII в. стала зарождаться и фабричная поэзия рабочих, сохранявшая, впрочем, тесные связи с деревенской поэзией.

Народный театр был некогда довольно широко распространен. У восточных славян это по преимуществу кукольный театр,
известный в нескольких видах. У русских наиболее известен театр «Петрушки» (куклы, надеваемые и двигаемые на пальцах); главный персонаж спектаклей - Петрушка, смелый, находчивый, остроумный герой, вступающий в борьбу с купцом, полицейским, лекарем и всех одолевающий; в этом образе нашел выражение стихийный протест народа против социального гнета. У украинцев и белорусов был больше известен другой вид театра - «вертеп», где куклы двигались через прорезы в полу сцены; содержанием представлений были частью церковные сюжеты, частью бытовые сатирические сцены. Третий вид театра - «раёк» у русских: это разные картинки, которые показывались зрителям путем перематывания между двумя валиками, причем раёшник давал шуточнорифмованные пояснения.

Гораздо менее распространен был театр живых актеров. Известно всего несколько пьес этого народного театра, возникших около XVIII в.: это «Царь Максимилиан», «Лодка», «Голый барин» и др.

В старину на Руси были бродячие профессионалы-актеры - так называемые скоморохи. Но правительство и церковь преследовали их за сатирические выступления против власти имущих, и уже в XVIII в. скоморохи перевелись.

Сказочный эпос восточных славян чрезвычайно богат. Принято делить народные сказки на типы: сказки о животных, волшебные, сказки-легенды, бытовые, сказки-анекдоты, сказки-новеллы. Сказки с элементом чудесного являются вообще более древними. Но ошибочно мнение прежних исследователей, особенно сторонников мифологической школы, будто в основе всякой и прежде всего волшебной сказки лежит миф или религиозное представление. Советские фольклористы и этнографы пришли к выводу, что сказочное творчество народа с самого начала существовало самостоятельно от религиозно-мифологических представлений, хотя взаимное перекрещивание того и другого, конечно, было. Отмечается, что (П. Г. Богатырев), образы сказок у восточных славян - такие как баба-яга, кощей бессмертный, жар-птица - совершенно не встречаются в народных верованиях (т. е. народ не верит в их существование) и, наоборот, предметы народных поверий - леший, водяной, домовой и пр. - почти никогда не фигурируют в сказках. Сказки бытового содержания связаны с социальной тематикой, нередко имеют сатирическую окраску и почти не заключают в себе элементов фантастики: здесь встречаются сюжеты о попе и его работнике (поп всегда рисуется отрицательными чертами), о глупом барине и барыне, о солдате и др. В этих сказках народ запечатлел свою вражду к эксплуататорам и сочувствие к обездоленным.

Пословицы и поговорки чрезвычайно многочисленны. В них тоже выражается народная мудрость, народные представления о морали, критическое отношение к эксплуататорскому строю. Известно, как широко пользовались и пользуются народными пословицами классики литературы, как часто используют их в своих выступлениях политические деятели.

Один из наиболее специфических видов русского фольклора - героический эпос, так называемые былины. В отличие от других видов фольклора, распространение их ограничено: они сохранились почти исключительно на севере - в Карельской АССР, Архангельской, Вологодской областях, на Печоре, в некоторых местах Сибири. Но по происхождению своему былины связаны с древними центрами Руси - по преимуществу с Киевом, Новгородом, меньше с Москвой. Создавались они, по мнению большинства специалистов, между XII и XVII вв. Советские фольклористы установили, что и былины, подобно другим видам народной поэзии, не являются полузабытым обломком старины, а живут и сейчас полнокровной жизнью, изменяются, даже обогащаются новыми деталями. Впрочем, основное содержание былин - подвиги древних богатырей. Из них наиболее излюбленным является крестьянский герой Илья Муромец, рядом с ним стоят Добрыня Никитич, Алеша Попович, Вольга Святославич, Микула Селянинович и др. Это богатыри киевского цикла. Из новгородского цикла выделяются особенно Садко, Василий Буслаевич. Слово «былины» - не народное, его ввели фольклористы, из них первый И. И. Сахаров. Народ называет эти произведения чаще «старинами». Исполняются они особыми специалистами - «сказителями», талантливыми певцами, обладающими огромной памятью, ибо надо помнить подряд тысячи строк текста. Наиболее известные Сказители - семья Рябининых, семья Крюковых (умершая, в 1954 г. Марфа Крюкова - орденоносец и член Союза советских писателей). Исполняются былины нараспев, мотивы их нередко слышатся в произведениях русской классической музыки.

К былинам близки «исторические песни». Они посвящены историческим деятелям - Ивану Грозному, Степану Разину, Пугачеву и др, и ближе передают исторические события. По размерам они, как правило, короче.

У украинцев тоже есть исторические песни. Но у них получил большое значение особый жанр народной исторической поэзии - так называемые «думы». По содержанию большинство дум посвящено историческим событиям, борьбе украинского народа с татарами, турками, поляками; но есть и думы бытового содержания. Характерная особенность дум - наличие в них наряду с чисто народным творчеством также элементов книжного, интеллигентского сочинительства. Пелись думы обычно слепцами-лириками, кобзарями, бандуристами.

Духовные стихи - отживший вид народной поэзии. В средние века они отражали настроения недовольных слоев населения, примыкавших к разным «ересям»; но впоследствии этот «еретический» их дух пропал. Духовные стихи пелись разными странниками, слепцами-нищими, богомольцами, державшимися вблизи монастырей. Это был вид религиозной пропаганды, одурманивавшей сознание народа.

Но основная масса произведений традиционного восточнославянского фольклора представляет большую идейную ценность. К ним с интересом относился В. И. Ленин. Ознакомившись с записями русских фольклорных текстов, он сказал раз одному из собеседников: «Какой интересный материал… Я бегло просмотрел все эти книжки и вижу, что не хватает, очевидно, рук или желания все это обобщить, все это просмотреть под социально-политическим углом зрения. Ведь на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных. Смотрите…, в сказках Ончукова, которые я перелистал, - ведь здесь есть замечательные места. Вот на что нужно было бы обратить внимание наших историков литературы. Это подлинное народное творчество, такое нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни» . Высоко оценивал русский фольклор Максим Горький. «Собирайте наш фольклор, - говорил он писателям, - учитесь на нем, обрабатывайте его».

остров из сказки Пушкина

Альтернативные описания

. (устаревшее) речная пристань, место для выгрузки товаров с судов (кож, сала, льна)

Буйный, шумный, скандальный, драчливый человек

Пристань с амбарами для пеньки, льна, сала и масла, перевозимых по воде.

Забияка; тот, кто буянит

Остров, упоминаемый в русских сказках и заговорах. Находится далеко за морем, наделяется фантастическими чертами потустороннего мира

Синоним скандалист

Торговые амбары на пристани, а также сама пристань

Речная пристань, иногда небольшой естественный или искусственно насыпанный на сваях остров для выгрузки и складирования товаров

Остров, лежащий на пути «к царству славного Салтана»

Забияка

Скандалист

Остров на пути к царству Салтана

Возмутитель спокойствия

Тихоня наоборот

Дебошир

Остров на пути в царство славного Салтана

Мимо него в царство славного Салтана

Мимо него плыл князь Гвидон

Кто дебоширит, если пьян?

Пушкинский остров

Мимо него плыл Гвидон

Пушкинский остров (сказка)

Бузотер

Драчун и задира

Остров на пути в царство Салтана

Остров, наделенный чудесной силой

Драчливый тип

Остров на пути князя Гвидона

Скандальный тип

Остров«забияка»

Скандалист

Сказочный остров на Окиян-море

Пристань с амбарами для пеньки, льна, сала и масла, перевозимых по воде

Буянить, буянство и пр. см. буйный. или б союз, частица, состоящая в связи с глаголом и выражающая желание, условие или следствие. Когда б он пришел. Было бы пиво, будут и гости. Не тебе бы говорить, да не мне бы слушать. Кабы не бы, так бы Ивана-великого в бутылку спрятал. Все бы ему знать; все бы, вишь, пил да гулял, т. е. хотелось бы. Все бы ты знал, да не все бы врал, т. е. желательно чтобы. не ломлив бы парень, да в гости не зовут. Бы нареч. южн. зап. как бы, будто, ровно, словно. Хмарно, бы к дождю. Быкать, приговаривать условно бы, желать чего нет, несбыточного. Быкай, не быкай, а быка не добудешь

Кто дебоширит, если пьян

Остров"забияка"

Остров, лежащий на пути "к царству славного Салтана"

Пушкинск. остров на "море-окияне"

Задолго до того, как люди вознамерились строить рай на земле своими руками, их предки верили в то, что подобный обетованный край уже существует. От Китежа до Буяна – 6 обетованных стран в русской традиции.

Пожалуй, самое известное обетованное место. Сокровенный город, который находился в северной части Нижегородской области на берегах озера Светлояр. Согласно легенде, когда монгольский хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его, один из русских пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала князя Юрия и вскоре достигла стен города. К удивлению монголов, у города совсем не было никаких укреплений. Его жители даже не собирались защищаться и только молились. Внезапно из-под земли хлынула вода, поглощая город и топя захватчиков. Врагам оставалось лишь бессильно наблюдать, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. Исчез и крест – и на месте Китежа осталась только водная гладь.

С тех пор, согласно легенде, считается, что только чистый сердцем и душой может найти путь в Китеж. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра, которое иногда называют «Русской Атлантидой». К легенде о Китеже неоднократно обращались, в том числе композитор Римский-Корсаков, создавший «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Легендарная страна свободы в русских народных преданиях, образ Беловодья частично связан с образом невидимого града Китежа. Возникновение легенды относят к концу XVIII века, а ее распространение связывают с деятельностью бегунов, одной из старообрядческих общин. В то время существовали многочисленные «путеводители», в зашифрованной иносказательной форме описывавшие путь в Беловодье. В XVIII-XIX веках Беловодье обрело у староверов реальный образ - долины рек Бухтарма и Катунь на Алтае, где самовольно селились различные беглецы от правительственных повинностей, сформировав этнографическую группу бухтарминских каменщиков. Некоторые группы старообрядцев в поисках Беловодья уходили намного дальше вглубь китайской территории, и даже переправлялись в Новый Свет.

Лукоморье - заповедное место на окраине вселенной в «излучине» моря, где стоит мировое древо - ось мира, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. Иногда Лукоморьем называли древнее Северное царство, где люди впадают в зимнюю спячку, чтобы проснуться к возвращению весеннего Солнца - такая трактовка зафиксирована в исследованиях Н. М. Карамзина, А. Н. Афанасьева и А. А. Коринфского.

Эту обетованную страну описывал Ефросин в «Слове о рахманех и о предивном их житии». Те же Острова Блаженных подробно описаны в апокрифе, известном под названием «Хождение Зосимы к Рахманам». Острован населяют «рахманы» (брахманы?), христианские мудрецы, которых якобы посетил Александр Македонский во время похода на Индию. Рахманы днем и ночью пребывают в молитве, питаются плодами земли и пьют сладкую воду, вытекающую из-под корня одного дерева. Нет у них ни винограда, ни железных сосудов, ни ножей железных, ни домов, ни огня, ни золота и серебра, нет и одежды.

Прижив с женой двух детей, рахманы разводятся и живут целомудренно. Ангелы сообщают рахманам о праведных и грешных людях на земле, сколько кому назначено лет жизни, и рахманы молятся за людей, потому что, как сказали они Зосиме, «мы от вашего рода есмы». В посту рахманы вместо древесных плодов питаются манной, спадающей с неба, и только поэтому судят о перемене времени. Рахманы живут от 100 до 860 и даже до 1800 лет. Они знают время своей кончины и умирают без болезни и без страха.

Сказочный остров-град в русском фольклоре. Хорошо известен благодаря сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Остров Буян наделен чудесной силой, на нем хранятся волшебные вещи, которые помогают сказочным героям бороться со злом (на острове растёт мистический дуб, в ветвях которого запрятана смерть Кощея). Там же на острове есть священный камень алатырь, обозначающий центр мира. Кто сумеет найти этот камень - у того все желания исполняются. В качестве предположительных реальных прототипов острова-града Буяна называют заграничные острова Рюген и Борнхольм (имеющие, однако, не по одному, но по несколько городов и поселений каждый), а также остров-град Свияжск и остров Березань.

В славянской мифологии южные края, куда птицы улетают зимой, сказочная страна. В соответствии с древнеславянскими мифами, на этом острове живут прародители всех птиц и зверей (перед названием зверя, обитавшего на этом острове, говорили «старший» или «старый», это говорило о их зрелости и телесной мощи). Этот остров седьмого неба, крышей которому служили восьмое и девятое небеса, также называли «Ирий» или «Вирий». В белорусском и украинском языках в настоящее время также существуют выражения о перелётных птицах: «ляцяць у вырай» (белор.) и «летіти у вирій» (читается: лэтиты у вырий) (укр.), которые не употребляются в другом контексте.

Санторини - это остров вулканического происхождения, который является вершиной кратера подводного вулкана. В результате страшного извержения и последовавшего за ним взрыва около полутора тысяч лет до н.э центральная часть острова обвалилась во внутрь кратера. Предполагают, что извержение 1645 года до н.э. положило основу легенде от Атлантиде.
На самом деле сам остров, а точнее самый большой из нескольких островов, называется Фира. Названия Санторини на карте вы не найдете.
46 фото
Фотографии Сергея Степаненко

Немного истории острова

Древнейшее население Фиры, которое появилось здесь около 3 000 года до н. э. В этот период остров назывался Стронгила («круглый») по причине своей формы, поскольку вулкан Санторин, который находился в центре острова и имел высоту 1.5 км.
Около полутора тысяч лет до н.э (1500 до н.э - 1645 до н.э по разным оценкам) произошло событие, решительным образом изменившее как историю древнего мира, так и форму острова. Речь идёт о страшном извержении вулкана Санторин.
В результате извержения кратер вулкана провалился и образовалась огромная кальдера (воронка), которая сразу же была заполнена морем. От древней Стронгилы остался только видимый в настоящее время полумесяц с отвесной скалой более 300 м.
После заполнения жерла вулкана водой произошел огромной силы взрыв (эффект парового котла), который вызвал огромное цунами, высотой предположительно от 100 до 200 м, обрушившееся на северное побережье Крита. Последствием цунами стал закат минойской цивилизации.

С Крита до Санторини ходит скоростной корабль и путь занимает порядка 2-х часов. Цена в одну сторону составляет около 50 евро.


Таким остров Санторини представляется путешественникам в первые минуты пребывания:

После подъема на 300 метров по почти вертикальному серпантину мы оказываемся на вершине острова в городке Фира, который является столицей Санторини. Улочки на острове настолько узкие, что почти везде проходит только одна машина:


Как только зашли в город, сразу начинаешь чувствовать себя как в сказке - дома, постройки, окружение кажется каким-то нереальным и сказочным:


Внешний вид домов и двориков потрясает своей белизной и красотой форм.


На склонах Фиры и других городков расположены в основном виллы, отели и рестораны. Основное население живет на равнине в центре острова.


Местные делают инсталяции на крышах домов:


Частная собственность, не входить:


В городках сотни церквушек. По местному обычаю каждая семья должна построить свою церквушку:


Южная часть Фиры. На заднем плане виднеется гора Profitis Ilias:


Рассмотрим поближе:


Вид с горы Profitis Ilias на восходе. (Кликабельно):


Все домики чистенькие и аккуратненькие. На улочках множество цветов:


В Фире есть ослиная дорога со ступеньками с вершины в самый низ. Табличка показывает, что ослиная станцию внизу:


Ступени зачем-то пронумерованы. Если верить нумерации, то их почти 600 штук. По жаре в 35 градусов совсем не хочется подыматься на 300 метров в горку:


Православный храм и самая большая площадь острова:


Пешеходная улица, иногда тут можно встретить мопеды:


Вечером мы поехали в городок Ия смотреть закат.


Ия на закате:


Яхта:


Вечерний город:


Симпатичная церквушка:


Основной транспорт на Санторини. Из-за узких улочек квадроциклы - лучший способ передвижения:


Ресторан «Велосипед» в городке Ия:




Ступеньки. Внизу еще один маленький порт Санторини в Ия:




Очень красивый домик в бело-синих тонах:




Многие улочки ведут в тупик и заканчиваются калиткой или дверью в частный дом, поэтому иногда приходится подниматься назад вверх:




Небесные купола церквей:


Еще несколько фотографи со сказочного острова Санторини:






Балкончик:




Крыша одной из вилл выложена вулканическими камнями, которые выкрашены в белый цвет. Смотрится очень красиво и необычно:




Без панорам трудно представить себе масштабы Санторини.
Улочками Фира Стефани. (Кликабельно, 1918×634 px):


Фира. (Кликабельно, 1918×825 px):


Фира поближе. На заднем плане наивысшая точка острова гора Profitis Ilias. (Кликабельно, 1918×1130 px):


Фира с обрыва. (Кликабельно, 1918×998 px):


Городок Ия. (Кликабельно, 1918×765 px):


Сказочный остров Санторини вулканического происхождения - туристическая жемчужина Греции. (Фото Arjun Purkayastha):


/loveopium.ru/