Василиса прекрасная премудрая и еще какая. Василиса премудрая и василиса прекрасная

Я очень люблю читать сказки. Особенно волшебные. До сих пор. Но всегда задавала вопрос – почему в сказках часто выступают две героини – Елена и Василиса ? Но при этом Елена почти всегда награждается эпитетом Прекрасная , в то время как Василиса Премудрая .

Давно, еще в советские времена была у меня книжечка, в которой ответ на этот вопрос был такой – Елена слаба, всегда ждет, что её спасут, за нее будут сражаться, поэтому она – Прекрасная, а Василиса сама решает все проблемы, поэтому она – Премудрая. Но, извините, не соглашусь. В заточении у Кощея находились обе героини, т.е. их обеих приходилось спасать! Итак, вопрос так и остался для меня открытым с тех времен.

И вот сейчас, имея опыт работы именологом, я решила вернуться к мучившей меня с детства дилемме. Сделаем сравнительный анализ двух имен, чтобы понять, почему же героини любимых волшебных сказок награждались такими разными эпитетами.

Елена

Имя трехсложное , что уже говорит о том, что героиня обладает сильным характером, волей, стремлением покорять, обладает удивительной способностью притягивать к себе критические ситуации.

В имени Елена первый слог открыт , что говорит о том, что юные Елены уязвимы, подвержены влиянию извне. И ведь действительно, ни в одной сказке не написано, что Кощей похищал дам бальзаковского возраста, именно юные девицы оказывались в его власти.

Чем же покоряли они?

Первая Е говорит о том, что Елены трудолюбивы, талантливы. Но они еще не умеют бороться за себя, их легко уговорить, убедить, а то и просто обмануть. Елены просты, милы в общении, гибки и не любят конфликтов, они обаятельны, стремятся жить со всеми в мире и гармонии. Именно в таком, юном, возрасте и происходят с Еленами все перипетии судьбы – похищает Кощей, спасает царевич для того, чтобы отдать другому, но друг-волк помогает Елене остаться с царевичем, царевича убивают злые братья, Елену забирают себе и насильно собираются выдать замуж за одного из братьев (сказки разные, но сюжет в большинстве своим схож). Вот такой «переходящий приз». А Елена при этом лишь плачет или радостно улыбается в зависимости от ситуации.

Она действительно представляется подарком, даром судьбы тому, кто её спасает.

Но не может быть все так просто! Не может героиня волшебной сказки не обладать какими-то знаниями, умениями.

Посмотрим, что даст нам дальнейший анализ имени.

С момента, как Елену спасает Иван-царевич, она переходит под вибрации второго слога, ЛЕ . Слог уже закрыт спереди – это делает Елену более самостоятельной, дает ей поддержку Высших сил в самые сложные моменты жизни. И действительно, в сказках мы это можем увидеть. Казалось бы, все плохо – спаситель убит завистливыми братьями, Елена запугана ими и принуждена говорить то, что они заставляют и даже согласиться на брак с одним из них (первая Л в слоге делает её привлекательной не только как добычу, но и как женщину). Но… Судьба в лице верного Волка спасает нашего героя, и он мчится во дворец, вновь спасая свою Елену. И – вот оно, трехсложное имя – Елена смело рассказывает всем, что же произошло на самом деле. Итак, первая Л (слог ЛЕ ) говорит о том, что таких людей часто «используют», но Е в этом слоге ударная, и дает стремление к прочным семейным узам, к упрямству, с которым Елена отстаивает теперь свои интересы (как правило, перед вмешательством братьев в судьбу пары, Елена и её спаситель обмениваются обещаниями стать одним целым, по сути обручаются).

Что же получается? Права была та давняя книжечка? Елена действительно создавала борьбу вокруг себя, покоряя сердца лишь красотой .

Сказки не позволяют нам проследить жизнь наших героев дальше, остановимся и мы.


И перейдем к анализу другого имени – Василиса .

Имя, состоящее из четырех слогов , говорит о том, что человек навсегда сохраняет верность привитым с детства понятиям, привычкам, следует правилам этикета, такие люди зависимы от окружающих людей или стремятся окружать себя людьми. Имя несет женскую энергетику, что очень благоприятно для нашей героини.

Первая буква имени – В – говорит о том, что Василиса обладает разнообразными талантами, общительна, изобретательна (ей очень пригождается это качество, когда приходится выполнять задания царя), у неё сильная воля, она – лидер. Но лидер не активный. Она умеет подчинять себе благодаря своим талантам и определенным чертам характера.

В имени «бросается в глаза» сразу две буквы С , две А и две И . Причем, С оба раза становится началом слога.

Буква эта характеризует нашу героиню непоколебимо убежденной в своей правоте, такие люди стараются избежать любого принуждения (мы помним по сказкам, что она считает Кощея злодеем и не желает подчиняться ему), сострадательны к другим (вспомните, её любили животные, она понимала их язык, готова была помочь всем, кто нуждался в помощи). Говорит эта буква о здравом смысле, стремлении к прочному положению.

Буква И , которых в имени тоже две, характеризует Василису чувствительной, доброй, стремящейся к гармонии, к идеалам.

Все слоги имени Василиса закрыты спереди , что говорит о поддержке Высших сил, но и о том, что Василиса самостоятельна в принятии решений.

Буква А , которых в имени тоже две, дополнительно придаёт характеру Василисы самостоятельность, ясность мысли, чистоту помыслов, открытость.

Подведем итоги.

Василиса – женщина сильная, добрая, умеющая сохранять гармонию в отношениях и в окружающем её мире, самостоятельная, талантливая. Конечно же, такая героиня должна награждаться эпитетом Премудрая! Она всегда точно следует своим целям, её сложно обмануть, с младых лет в её характере вырабатывается верность, честность, непреклонность, и она не сворачивает с этого пути, несмотря на трудные испытания.

Вот и подошли мы к финалу нашего анализа двух имен, двух характеров, двух эпитетов. Теперь я точно знаю, что та книжечка из детства давала верную, но просто неполную информацию. Но именно эта книжка стала началом интереса к особенностям имени, названия города, заставила внимательно и уважительно относиться к каждой букве. И именно она дала мне «путевку в жизнь», увлекая в интереснейший мир именологии.

Имя Василиса, означающее в переводе с греческого «жена царя» или «царица», попало на Русь из Византии не позднее XIII века. В Повести временных лет, датированной началом XII столетия, это имя не упоминалось ни разу. А первыми известными Василисами были дочь ростовского князя Василиса Дмитриевна, жившая на рубеже XIII–XIV веков, а также еще одна ростовская княжна - Василиса Константиновна, которая жила в XIV веке.

Вероятно, в это имя пришло уже после того, как прочно закрепилось в обиходе. Но сама героиня и сюжеты с ее участием существовали за тысячи лет до этого. Специалисты относят время появления волшебной сказки к эпохе разложения первобытно-общинного строя, когда основным источником пропитания стала не охота, а земледелие.

В волшебных сказках или Прекрасная - лишь одно из имен невесты героя, которую могут звать и по-другому: Елена Прекрасная, Марья-царевна, Царь-девица, Настасья-королевишна, Варвара-краса и так далее. Функция персонажа-невесты в русских сказках не зависит от имени. Например, в известном собрании сказок Александра Афанасьева встречаются разные сюжеты и роли, связанные с именем Василисы. Главная героиня «Василисы Прекрасной» вовсе не царевна, а бедная падчерица, которую отправляют за огнем в избушку Бабы-яги. В сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» Василису ловит стрелец-молодец по поручению царя. Царевна на первый взгляд желает своему похитителю смерти: «Не пойду, - говорит царю, - за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться» . Волшебный конь стрельца заговаривает воду, и герой выходит из котла краше прежнего. В финале, как и положено в волшебной сказке, старый царь погибает, по примеру стрельца искупавшись в кипятке, а главный герой получает жену и царство в придачу. В сюжете «Морской царь и Василиса Премудрая» Василиса - дочь Водяного, помощница героя-царевича. В разных вариантах известной сказки «Царевна-лягушка» главную героиню зовут то Еленой Прекрасной, то Василисой Премудрой, что подтверждает: имя героини не столь важно - важна лишь функция.

Филолог-фольклорист Владимир Пропп доказал, что жанр уходит корнями в эпоху первобытной общины, когда мужчины проходили «магические» обряды и получали специальные силы, власть над животным миром, чтобы охотиться успешней. Прохождение обряда было своего рода путешествием в потусторонний мир, где мужчина подвергался жестоким испытаниям: ему могли отрезать пальцы, его могли пытать огнем - и так далее. Позже, когда охотничье общество сменилось земледельческим, эти традиции постепенно ушли из жизни, но их завуалированные описания остались в сказках.

Именно поэтому во многих сказках Василиса испытывает потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка в котел с кипятком: такие сюжеты - отзвук времен древнейшего матриархата, когда женщина была «держательницей рода и тотемической магии».

Василиса Прекрасная и Премудрая

Речь - про невесту главного героя. Будь он Иван-царевич или Иванушка-дурачок, ему непременно найдется Василиса Премудрая или Василиса Прекрасная. Девицу полагается сначала спасти, а потом жениться - все честь по чести. Вот только девица непростая. Она может скрываться в образе лягушки, обладать какими-то колдовским и способностями, уметь говорить с животными, солнцем, ветром и луной…



Василиса Премудрая - персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая - дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. Иной по своей природе является обездоленная сиротка - Василиса Прекрасная в уникальном тексте Афанасьева.

Имя "Василиса" намекает на высокое происхождение, его можно перевести с греческого как "царственная". И эта царственная девица (иногда в сказках она так и называется - Царь-девица) начинает подвергать героя испытаниям. То есть порой это делает не она, а какой-нибудь сказочный злодей вроде Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, который похитил царевну и держит в плену (в лучшем случае) или собирается сожрать (в худшем).



Иногда в роли злодея выступает отец потенциальной невесты. В сказке, где Василиса предстает дочерью водяного царя, владыка морских вод чинит герою препятствия, чтобы погубить его, но проигрывает, потому что враг вдруг оказывается мил сердцу его дочери, и никакое колдовство не может его одолеть. Но тут все более-менее понятно: есть некая злая сила (дракон, чародей или злые родители девушки), и герой должен сразиться с неприятелем. Собственно, именно так он и становится героем. А принцесса, королевна или царевна (неважно) - награда для героя.

Бывает и так, что Иван-царевич или Иван-дурак или еще какой-нибудь центральный сказочный персонаж вынужден проходить испытания не из-за драконов или колдунов - его мучает сама невеста. То герою нужно на коне допрыгнуть до окон ее светлицы и поцеловать красавицу в уста сахарные, то узнать девицу среди двенадцати подруг, выглядящих точь-в-точь как она, то нужно поймать беглянку - или продемонстрировать завидное хитроумие, чтобы спрятаться от царевны так, чтобы та его не отыскала. На худой конец, герою предлагается разгадывать загадки, а Василиса будет его проверять.


У купца умирает супруга, оставив ему маленькую дочь. Отец решает жениться снова. У мачехи есть свои дочери, и вся эта новая компания начинает тиранить Василису, загружая ее непосильной работой. В общем, очень похоже на сказку про Золушку. Похоже, да не совсем, потому что Золушке помогла фея-крестная, а Василисе - жуткая ведьма из леса.

Получилось это вот как. Мачеха и ее дочери сказали, что в доме нет больше огня, и отправили Василису в лес к Бабе Яге, само собой, надеясь, что она не вернется. Девушка послушалась. Ее дорога через темный лес была страшной - и странной: она встретила трех всадников, одного белого, другого красного, и третьего черного, и все они ехали в сторону Яги.

Когда Василиса добралась до ее обиталища, то ее встретил высокий забор из кольев, усаженных человеческими черепами. Не менее жутким оказался дом Яги: например, вместо слуг у ведьмы было три пары рук, которые появлялись ниоткуда и исчезали неведомо куда. Но самым страшным в этом доме существом была Баба Яга.

Ведьма, однако, приняла Василису благосклонно и пообещала, что огня ей даст, если Василиса выполнит все ее задания. Выполнение тяжелых заданий - непременный путь героя. В отличие от сказок, о которых говорилось выше, в этой его проходит женщина, потому и задания у нее женские, просто их слишком много: и двор вычистить, и избу вымести, и белье перестирать, и обед приготовить, и зерна перебрать, и все - за один день. Само собой, если задания будут выполнены плохо, Баба Яга пообещала Василису съесть.

Василиса постирала одежду Яги, убирает ее дом, приготовила ей еду, потом научилась отделять здоровые зерна от зараженных, а мак - от грязи. После Яга позволила Василисе задать ей несколько вопросов. Василиса спросила о трех загадочных всадниках - белом, красном и черном. Ведьма ответила, что это ясный день, красное солнце и черная ночь, и все они - ее верные слуги. То есть Баба Яга в этой сказке - чрезвычайно могущественная колдунья.

"В символике архетипа одежда соответствует персоне, тому первому впечатлению, которое мы производим на окружающих. Персона - нечто вроде камуфляжа, который позволяет показать другим только то, что хотим мы сами, и не больше. Но … персона - не только маска, за которой можно спрятаться, но присутствие, затмевающее привычную личность.

Василиса видит, как и что Яга ест, как заставляет мир вертеться вокруг себя, а день, солнце и ночь - ходить у себя в прислужниках. И страшный череп, полыхающий огнем, который ведьма вручает девушке, в данном случае - символ особого колдовского знания, которое та получила, находясь у Яги в послушницах.

Колдунья, кстати, может, и продолжила бы обучение, не окажись Василиса благословенной дочкой. Но не сложилось. И Василиса, вооруженная силой и тайными знаниями, отправилась обратно в мир. В таком случае понятно, откуда у Василисы волшебные навыки, которые нередко упоминаются в других сказках. Так же понятно, почему она может быть и доброй, и злой.

Она по-прежнему благословенное дитя, но школу Бабы Яги тоже никуда не денешь. Потому Василиса перестала быть кроткой сироткой: ее враги погибли, а сама она вышла замуж за царевича и села на престол…


,

В давние времена сказки писались совсем не для детей. Они создавались для взрослых; имели поучительный смысл и передавали все те образы, которые были характерны для представителей разных народов. В русских сказках одной из главных героинь, воплощением женственности и мудрости, всегда выступала Василиса-Премудрая или Василиса-Прекрасная. В популярном произведении «Царевна лягушка» именно в образе Василисы-Премудрой показаны все те лучшие черты, которыми обладала русская женщина.

Характеристика героини

(Образ русской красавицы )

Кто такая Василиса-Премудрая в сказке «Царевна лягушка»? Это дочь Кощея Бессмертного, который не смог пережить того, что дочь сумела превзойти его в искусстве волшебства и колдовства. За непослушание он превращает ее в лягушку на целых три года. И только поцелуй Ивана-Царевича способный превратить ее снова в красивую женщину.

Какими качествами наделяется Василиса-Премудрая? Она умная, ловкая, хозяйственная, гордая, заботливая, добрая, скромная. Настоящая поддержка и советчица для мужа. Нет ничего такого, с чем бы не смогла справиться. Любое задание царя ей «по плечу». Захотел Царь-батюшка хлеб-коровай к утру от невестки получить? Не беда: пока муж отдыхает, она не просто создает вкуснейшую выпечку, но и украшает ее изысканными декорациями: замками с башнями, птицами и садами цветущими. Нужно ковер соткать за ночь из шелка, золота и серебра? И с этим заданием ловко справляется. Да такой ковер у нее получается, что только по большим праздникам расстилать можно.

(Образы Василисы-Прекрасной и Ивана-Царевича в палех миниатюре )

Когда же царь дает задание прибыть всем невесткам на пир, дабы убедиться в их умении танцевать, опечалился Иван-Царевич: как его лягушонка справиться с этим? Но доверие превыше всего. А мудрая жена умеет поддержать и успокоить мужа. В назначенное время прибывает на пир Василиса-Премудрая в образе чудесной принцессы. Все гости диву даются ее красоте.

На торжестве ведет себя скромно: вино не допивает, еду не доедает. А вот в танцах - нет ей равных. Даже тут она проявляет себя мастерицей-волшебницей: из вина озера создает, а из пищи- лебедей.

Образ героини

(Не только красивая, но и умная, от того Василису-Прекрасную еще и называют Василисой-Премудрой )

Интересно, что в сказке только дважды упоминается вскользь описание внешних качеств Василисы-Премудрой. Один раз она характеризуется как «ясное солнышко», второй - «красной девицей». И это не случайно. Таким образом народ хотел подчеркнуть, что не внешняя красота является основной для женщины. А внутренние качества, умение поддержать и быть надежной «соратницей» мужу, умелой хозяйкой и хранительницей домашнего очага.

Почему был выбран образ именно лягушки? Исследователи считают, что это «игра» на противоположностях: очаровательная девушка и некрасивое земноводное. Да и само имя «Василиса» означает «возвышенная». Лягушка же является земным «болотным» существом.

Также через образ Василисы-Премудрой и ее взаимоотношению с Иваном-Царевичем показано, что только вместе, при общей поддержке друг друга, возможно преодолеть любые препятствия. И не красота или богатство являются залогом счастья. Настоящий идеал женщины - это умная, понимающая, хозяйственная и добрая жена.

Главная героиня большинства русских народных сказок - это Василиса Премудрая. Она является воплощением женского идеала, в котором сочетается ум и красота. Василиса Премудрая является главным женским персонажем русской народной сказки "Царевна-лягушка". И эта сказка учит, что главное в человеке - это его внутренний мир, а не внешность. Поэтому Василиса Прекрасная предстает в образ лягушке, а только потом - царевны.

Чтобы составить описание Василисы Премудрой, нужно знать о чем говорится в сказке. Иван-царевич вместе с братьями по велению своего батюшки-царя решили найти невесту. Для этого они пускали стрелу, и на какой двор она упадет, там и их невеста.

Получилось так, что стрела Ивана оказалась на болоте, и его суженой стала лягушка. Но она оказалась необычной, она могла разговаривать, поэтому успокоила царевича, сказав, что все образуется.

Царь решил проверить, насколько его будущие невестки хозяйственны и умеют себя вести в обществе. Царевна-лягушка справлялась со всем благодаря тому, что она была заколдованной Василисой Премудрой. Иван-царевич узнал об этом и во время пира сжег лягушачью шкуру. Из-за его нетерпения Василиса оставила его.

Чтобы вернуть свою суженую обратно, Ивану пришлось победить Кащея Бессмертного. И Василиса Премудрая стала женой Ивана-царевича.

Почему героиня превращалась в лягушку

В описании Василисы Премудрой стоит выделить, что уже в ее имени сделан акцент на внутренний мир героини. И образ лягушки помогает донести до читателя мысль, что главное в человеке не внешность. И в русской женщине больше всего ценилось именно ее умение вести хозяйство и создавать в семье уют. Были важны ее внутренние качества.

И поэтому описание Василисы Премудрой следует начинать именно с того, что она предстает перед читателями именно в малопривлекательном облике лягушке. И то, как повел себя Иван-царевич - характерная реакция человека на некрасивую внешность. Но стоит отметить, что постепенно царевич привязался к своей необычной суженой именно благодаря ее внутренним качествам. То есть главного героя больше покорила не внешность, а характер героини.


Внешность главной героини

В описании Василисы Премудрой в "Царевне-лягушке" нужно сказать, что в сказке максимально стараются сконцентрировать внимание читателя на внутреннем мире героини. Поэтому подробно говорится о заданиях, которые дает царь девушкам. А вот конкретного описания внешности героини нет.

Если проанализировать внешний вид других героинь, то можно предположить то, как могла выглядеть царевна. Описание Василисы Премудрой могло быть таким: статная девушка с плавной походкой, длинной красивой косой и ясными голубыми глазами. Следует особо отметить то, что длинные волосы всегда считались основным признаком женственности, поэтому у всех героинь русских сказок была длинная коса.


Внутренний мир героини

Основной акцент в описании Василисы Премудрой из сказки нужно сделать на ее внутреннем мире. Ее характер наиболее полно раскрылся именно тогда, когда она выполняла задания царя. В описании Василисы Премудрой из сказки "Царевна- лягушка" следует отметить, что она была очень хозяйственна. Она умела готовить и вышивать, что очень ценилось в женщине.

Но стоит выделить и то, что несмотря на ее терпение, доброту и заботу об Иване-царевиче, она любила выделиться среди окружающих. Потому что во время пира она продемонстрировала свои способности: из еды и напитков сделала море и лебедей. Этим она подчеркнула свою особенность, исключительность и тем самым, она получила дополнительное преимущество перед невестами братьев. Однако девушка была знакома с правилами этикета и знала как вести себя в обществе, чем восхитила Ивана-царевича и царя.


В описании Василисы Премудрой нужно отметить, что она была воплощением идеала русской женщины. Она была не только красива, но и умна и умела вести хозяйство. В сказке "Царевна-лягушка" показано как Иван-царевич научился ценить человека прежде всего за его характер, внутренний мир, а не за красоту.

Вся сказка построена на противопоставлении главной героини, Василисы Премудрой и образа лягушки - царевны, которая умела делать все по хозяйству, и неумелых невестах других царевичей. Благодаря этому образ Василисы получился выразительным и стал отражением представления русского народа о настоящей женщине.