Значение касаткин николай алексеевич в краткой биографической энциклопедии. Николай Касаткин

Первый народный художник РСФСР. Один из основателей социалистического реализма. Им были создана целая галерея образов советского пролетариата, революционеров.

Родился в семье известного гравера А.А. Касаткина. С 1873 года обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у известных художников и преподавателей В.Г. Перова, И.М. Прянишникова. В 1883 году русский художник окончил Московское училище с большой серебряной медалью. А за картину «Нищие на церковной паперти получил звание художника.

Сразу после окончания училища Касаткин был приглашён на работу в издательство крупнейшим книгоиздателем И.Д. Сытиным, где художник работал на протяжении 30 лет. За всё время работы русский художник участвовал также в создании «Русской истории в картинах», первого настольного календаря.

На творчество Касаткина оказал большое влияние Л.Н. Толстой, с которым художник познакомился в начале 1880-х годов. В своих произведениях близкие друзья освещали социальные вопросы жизни общества. Видимо, поэтому, сюжеты картин Касаткина наполнены литературностью.

С 1891 году Касаткин – член Товарищества передвижных художественных выставок. Не однократно на выставках выставляются работы русского художника на тему – жизнь рабочих и городской бедноты.

В 1900 году Касаткин получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за картину «В коридоре окружного суда, написанную в 1897 году.

С 1894 по 1917 годы Касаткин преподаёт в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ученики любили и уважали своего наставника. Среди студентов Касаткина были Б.В. Иогансон и В.В. Мешков, известные впоследствии мастера.

В 1892-97 годах Касаткин создал знаменитую серию картин шахтёрской жизни. Сюжеты этих картин стали следствием путешествия художника в Донбасс и на Урал.

События революции 1905 года также оставили неизгладимый след в творчестве художника. В это время им были созданы произведения революционно-романтического направления, ставшие образцом для художников социального реализма.

В 1906 году Касаткин едет в заграничное путешествие. Он посетил Финляндию, Норвегию, Швецию. В 1908-10 гг. путешествовал по Италии и Турции, много и плодотворно работая.

После Октябрьской революции Касаткин становится активным участником в общественно-культурной жизни страны – художник-оформитель массовых празднеств, художник-инструктор отдела народного образования Сокольнического районного совета. В это же время им была создана студия изобразительного искусства для рабочих. До конца жизни Касаткин плодотворно работал, писал портреты-типажи. Давая пояснения в Музее революции к своей новой картине «Карийская трагедия», Касаткин скоропостижно скончался.

  • В коридоре окружного суда

  • Нищие на церковной паперти

  • Кто?

  • Шутка

Яков Данилович Минченков

Касаткин Николай Алексеевич

Примечания

Примечания составлены Г. К. Буровой

Касаткин Николай Алексеевич

Касаткин Николай Алексеевич (1859--1930) -- выдающийся живописец-реалист. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Г. Перова. С 1890 по 1922 г. участвовал на передвижных выставках (член Товарищества с 1891 г.). С 1898 г. -- академик живописи. С 1894 г. на протяжении двадцати четырех лет преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Принадлежа к так называемому младшему поколению передвижников, продолжавшему в конце XIX -- начале XX в. лучшие традиции демократического русского искусства, глубоко отразил в своих произведениях жизнь и труд рабочего класса России, его революционную борьбу ("Сбор угля бедными на выработанной шахте", "Углекопы. Смена", "Шахтерка", "Шахтер-тягольщик", "Тяжело", "Ткачиха" и др.). В ряде произведений отразил события революции 1905 г. ("Атака завода работницами", "Рабочий-боевик" и др.). После Великой Октябрьской социалистической революции много работал над образом нового, советского человека ("Селькор", "Пионерка-вожатая" и др.). Совершив в 1924 г. поездку в Англию, выполнил там ряд работ, посвященных жизни английских шахтеров. Был членом АХРР, принимал активное участие в общественной и художественной жизни Советской страны. В 1923 г. Касаткину одному из первых присвоено звание Народного художника Республики. Прянишников Илларион Михайлович (1840--1894) -- живописец, жанрист и пейзажист. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Там же преподавал с 1873 г. до своей смерти. Был одним из членов-учредителей Товарищества передвижников, на выставках которого его произведения экспонировались с 1871 по 1895 г. В своем творчестве развивал традицию реалистического бытового жанра, проникнутого социально-критической тенденцией ("Шутники", "Порожняки" и др.). Обращался также к исторической тематике ("Эпизод из войны 1812 года"). Коровин Сергей Алексеевич (1858--1908) -- живописец-жанрист. Брат художника К. А. Коровина. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где был учеником В. Г. Перова. Позднее, с 1888 г., там же преподавал. Автор картины "На миру" (впервые в русской живописи отразившей важную социальную тему -- расслоение и классовую борьбу в капиталистической деревне) и ряда других произведений, посвященных темам из народной жизни. Участвовал на выставках: Товарищества передвижных художественных выставок (в 1885--1893 гг. в качестве экспонента), "Союза русских художников", "Мира искусства" и др. Пастернак Леонид Осипович (1862--1945) -- художник реалистического направления. Учился в Одесской рисовальной школе и в Мюнхенской академии. Известен своими иллюстрациями к Л. Н. Толстому, портретами, произведениями бытового жанра. Участвовал на выставках: передвижных (в 1888--1901 гг. в качестве экспонента), "36 художников", "Союза русских художников". С 1905 г.-- академик. В 1894--1918 гг. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1921 г. жил за границей. Волнухин Сергей Михайлович (1859--1921) -- скульптор. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1899--1902 гг. участвовал на передвижных выставках в качестве экспонента. Наиболее известен его памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве. С 1895 по 1918 г. преподавал скульптуру в Московском училище; среди его учеников -- Н. А. Андреев, В. Н. Домогацкий, С. Т. Коненков, И. С. Ефимов, А. Т. Матвеев и др. Коровин Константин Алексеевич (1861--1939) -- выдающийся живописец. Брат художника С. А. Коровина. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. В 1901--1918 гг. там же преподавал. С 1905 г. -- академик. Блестящий колорист, создавал произведения, отмеченные высокими живописными достоинствами (пейзажи, портреты, декоративные панно), много работал для театра. Влияние импрессионизма, сказывающееся на поздних работах К. А. Коровина, ограничивает их значение. Участвовал на выставках: передвижных (в 1889--1899 гг. в качестве экспонента), "Мира искусства", "Союза русских художников" и др. Умер в эмиграции. Трубецкой Павел (Паоло) Петрович (1867?--1938) -- скульптор. Родился и умер в Италии. В конце 1890-х -- начале 1900-х гг. преподавал скульптуру в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Наиболее известен работами в области портрета (статуэтки И. И. Левитана, С. С. Боткина, "Л. Н. Толстой на лошади" и др.). Созданный им конный памятник Александру III (открыт в 1909 г.) объективно носил обличительный характер. На передвижной выставке участвовал в 1899 г. в качестве экспонента. Львов Алексей Евгеньевич, князь -- с 1892 г. состоял секретарем совета Московского художественного общества, с 1894 г. -- инспектором Московского училища живописи, ваяния и зодчества, с 1896 по 1917 г. -- директор Училища. Юон Константин Федорович (1875--1958) -- живописец, театральный художник, график, автор многочисленных теоретических и критических работ по искусству, педагог. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. До революции участвовал на выставках: передвижной (в 1900 г. в качестве экспонента), "36 художников", "Союза русских художников" и др. Обычные темы его живописи, сочетающей точность рисунка и звучность колорита с декоративной выразительностью цвета, -- картины русской природы, сцены народной жизни, портрет и особенно часто архитектурный пейзаж, воспевающий красоту памятников старого русского зодчества. После Великой Октябрьской социалистической революции вошел в советское искусство как мастер большой живописной культуры, продолжатель реалистических традиций русской живописи. Был членом АХРР. Лауреат Государственной премии, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР. Был первым секретарем Союза художников СССР. Ге Николай Николаевич (1831--1894) -- выдающийся исторический живописец и портретист. Окончил петербургскую Академию художеств. Был одним из активных организаторов Товарищества передвижников, его членом-учредителем и участником выставок с 1871 по 1894 г. Автор картин из русской истории ("Петр I допрашивает царевича Алексея" и др.), портретов (А. И. Герцена, Л. Н. Толстого и др.). Позднее творчество Ге, испытавшего влияние идей Л. Н. Толстого, характерно обращением к драматическим евангельским сюжетам; на основе религиозной легенды художник пытался решать большие общефилософские и нравственные проблемы. В 1892 г. создана картина "Голгофа", в 1894 г. -- "Распятие" (в нескольких вариантах), запрещенное и снятое царской цензурой с 22-й передвижной выставки. Картина Н. А. Касаткина "Шахтерка" (1894) находится в Государственной Третьяковской галерее, "Сбор угля бедными на выработанной шахте " (1894) -- в Государственном Русском музее. Рисовальная школа у Сытина. -- Сытин Иван Дмитриевич (1851--1934) -- издатель и книготорговец, организатор и владелец крупнейшего в предреволюционной России печатно-издательского предприятия. При издательском комбинате Сытина существовала художественно-графическая школа для подготовки кадров полиграфистов и оформителей книги, в которых нуждалось издательство. В школу принимались дети рабочих. Фортуни Мариано (1838--1874) -- испанский художник. Его живопись, виртуозная и эффектная по колориту, хотя часто неглубокая по содержанию, пользовалась в свое время успехом и оказывала влияние на многих художников XIX в. Тенишева Мария Клавдиевна, княгиня (1867--1928) -- меценат искусства, художница-дилетантка. Брала уроки у И. Е. Репина. Основала частные художественные школы в Смоленске и Петербурге (последней одно время руководил И. Е. Репин). В ее имении Талашкино собирались художники, музыканты; здесь были организованы мастерские художественных промыслов. В конце 1890-х гг. была близка к кругу художников, группировавшихся вокруг журнала "Мир искусства", и субсидировала его издания. В 1896--1897 гг. И. Е. Репин написал ряд портретов М. К. Тенишевой. Упоминаемый Я. Д. Минченковым портрет-рисунок углем экспонировался на 28-й передвижной выставке 1900 г. Нилус Петр Александрович (1869--1943) -- жанрист и пейзажист. Учился в петербургской Академии художеств. На передвижных выставках участвовал с 1891 по 1917 г. (с 1899 г. -- член Товарищества). Упоминаемая Я. Д. Минченковым картина "Привычка" экспонировалась на 28-й передвижной выставке 1900 г. Рубинштейн Антон Григорьевич (1829--1894) -- великий русский пианист, выдающийся композитор, дирижер и музыкально-общественный деятель. Картина Н. А. Касаткина "Углекопы. Смена" (1895) находится в Государственной Третьяковской галерее. Картина К. А. Савицкого "Ремонтные работы на железной дороге" (1874) и Н. А. Ярошенко "Кочегар" (1878) находятся в Государственной Третьяковской галерее. Менцель Адольф (1815--1905) -- выдающийся немецкий художник-реалист. Упоминается его картина "Железопрокатный завод" (1875). Картина Н. А. Касаткина "Шутка" (1892) находится в Государственной Третьяковской галерее, "Трамвай пришел" (1894)--в Ивановском областном краеведческом музее, "Дагомейки в Зоологическом саду" (1903) -- в частном собрании в Киеве. Училище Фидлера -- реальное училище в Москве, помещалось в доме И. И. Фидлера (директор училища). В 1905 г. являлось одним из центров агитационно-массовой работы РСДРП, было местом бесед, митингов, заседаний Московского комитета большевиков, здесь помещался совет боевых дружин. Разгром училища царскими войсками послужил одним из эпизодов, давших толчок к началу Декабрьского вооруженного восстания 1905 г. в Москве. Версия о роли провокации в "фидлеровском деле", приводимая Я. Д. Минченковым, не подтверждается историческими документами. В картинах у него появились дамы в кринолинах, подобно сомовским . -- Сомов Константин Андреевич (1869--1939) -- один из ведущих художников круга "Мира искусства", мотивы многих своих произведений черпал из придворного быта XVIII века. Картина Н. А. Касаткина "Жена заводского рабочего" (1901) находится в Одесской художественной галерее. Сегантини Джованни (1858--1899) -- итальянский художник, жанрист и пейзажист.

Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

Касаткин Николай Алексеевич

Nikolai Kasatkin

(1859 - 1930)

Николай Алексеевич Касаткин родился в Москве в 1859 году. В 1873 году поступил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Одним из преподавателей в училище у Касаткина был известный русский художник В.Г. Перов. Закончил обучение Николай в 1882 году.

С самого начала самостоятельного творческого пути художник был привержен традициям демократического искусства. В 1891 году Касаткина принимают в ряды Товарищества передвижных художественных выставок, после чего художник становится одним из его активных деятелей. С 1890 по 1922 годы художник принимает участие в выставках товарищества.

Персонажи произведений Касаткина — люди из народа. В своих жанровых картинах художник ярко и непосредственно изображал народный быт: «Соперницы» (1890), «Осиротели» (1891), «Шутка» (1892), «Клевета» (1893), «Трамвай пришел» (1894). В 1890-е годы тема борьбы русского рабочего класса против нечеловеческой эксплуатации стала ведущей в творчестве художника. С 1892 году Касаткин совершил несколько поездок на Донбасс. Результатом стало создание цикла картин, посвященных шахтерам, среди которых «Буревестник», или «Тяжело» (1892), «Сбор угля бедными на выработанной шахте» (1894), «Шахтерка» (1894), «Шахтер-угольщик» (1896). Одно из лучших произведений Касаткина этого периода «Углекопы — смена» (1895). Произведения художника конца 1890-х годов носят социальный характер. Наиболее известные картины этого периода - «В коридоре окружного суда» 1897, «Арестантки на свидании» 1898.

События революции 1905-1907 годов оказали влияние на творчество Касаткина. Художник откликнулся на эти события картинами «Атака завода работницами» (1906) «Рабочий боевик» (1905), а также «9 января», «После обыска», «Последний путь шпиона». В период между двумя революциями (1907—17) Касаткин занимался педагогической деятельностью в Московском училище живописи ваяния и зодчества (до 1918 года) и в художественной школе при издательстве Сытина, организованной самим художником.

После Октябрьской революции творчество Касаткина стало одним из звеньев, связавших русский реализм XIX века с новым советским искусством. Художник первым открыл историю индустриальной темы, исполнив серию зарисовок этюдов на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1919 году. Стал членом только что созданной Ассоциации художников революционной России (АХРР). Касаткин активно занимался общественной деятельностью, что выразилось в работе по организации нескольких музеев. В середине 1920-х годов художник много работал в портретном жанре, особое внимание уделяя портретам молодежи, в которой живописец видел строителей нового советского общества. В 1923 г. Николаю Алексеевичу Касаткину было присвоено звание народного художника РСФСР.

Родился в Москве в семье известного гравера А.А.Касаткина.

Учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества у В.Г.Перова и И.М.Прянишникова.

В 1883 году получил большую серебряную медаль и звание художника за картину «Нищие на церковной паперти».

После окончания училища около 30 лет проработал художник в книжном издательстве И.Д.Сытина, участвуя в создании «Русской истории в картинах», первого настольного календаря и других изданий. Живописное творчество Николая Алексеевича Касаткина складывалось под несомненным влиянием искусства передвижников. Старший товарищ по передвижническому цеху И.А.Ярошенко видел в нем своего прямого продолжателя.

В 1891 году художник стал членом Товарищества Передвижных Художественных Выставок и постоянным участником выставок объединения. Важную роль в становлении Касаткина как художника социальной темы сыграло знакомство с Л.Н.Толстым, с которым его связывали теплые дружеские отношения, обоюдный интерес к творчеству друг друга и ключевым вопросам жизни общества.

Главной темой искусства Касаткина стала жизнь рабочих и городской бедноты («Семья рабочего», 1891; «В коридоре окружного суда», 1897; «Арестантки на свидании», 1899 и другие). Особый интерес у художника вызывала жизнь шахтеров. В 1892 году он впервые посетил Донецкий бассейн и потом в течение нескольких лет приезжал туда. По впечатлениям от поездок Касаткин создал знаменитую серию картин о шахтерах: «Шахтерка» (1894), «Углекопы. Смена» (1895), «Кузница» (1897).

Образы русских женщин - лучшее из созданного мастером, открывшего перед зрителем новый мир чувств, идей. Наметившееся уже в ранних работах Касаткина («Соперницы», 1890), это в полной мере относится к его знаменитой «Шахтерке», небольшому этюду, написанному с натуры. В центре холста - фигура девушки. Во всем ее облике, в непринужденной манере держаться, осанке, чуть насмешливом взгляде видна спокойная уверенность в себе, в своих силах. Образ девушки, полный обаяния, непосредственности, внутренней теплоты, рождает светлое чувство, которое не могут заглушить тяжесть, бедность и беспросветность ее жизни.

Отклик на события революции 1905 года нашел в таких произведениях мастера, как «Тревожное», «Рабочий-боевик», «Студент».

С 1894 года началась его преподавательская деятельность в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, длившаяся более двадцати лет.

Среди учеников Касаткина был известный впоследствии мастер соцреализма Б.Иогансон.

После Октябрьской революции художник активно включился в общественную жизнь страны: новая история требовала новые типажи, воплотившиеся на портретах Касаткина («Герой обороны СССР», «Комсомолка-пионервожатая»). Впервые в истории русской традиционной живописи создал галерею образов-типов рабочих, революционеров-пролетариев, за что был ценим советской властью, одним из первых удостоился звания «народный художник республики» (1923).



13 декабря 1859 (Москва) - 17 декабря 1930 (Москва)
Живописец, график.
Родился в семье художника-литографа А. А. Касаткина и крепостной крестьянки. Первые художественные навыки получил дома под руководством отца. В 1873 поступил в МУЖВиЗ, учился у В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова. В 1878 за «Этюд старухи» и в 1882 за рисунок с натуры награжден малыми серебряными медалями. В 1883 за картину «Нищие на церковной площади» удостоен большой серебряной медали и получил звание классного художника.
С 1878 преподавал в школе при типографии Общества распространения полезных книг, в 1884–1894 - в Художественной школе при типографии товарищества «И. Д. Сытин и К°». С 1894 до революции 1917 сотрудничал с издательством Сытина и как художник.
В 1893 был удостоен звания академика. В 1894–1918 преподавал в МУЖВиЗ.
С 1890 регулярно экспонировал свои произведения на выставках Московского общества любителей художеств (до 1910, с перерывами) и ТПХВ, в 1891 стал членом Товарищества (до 1922). Несколько картин с выставок ТПХВ были приобретены П. М. Третьяковым. В 1890-х сблизился в Л. Н. Толстым, часто гостил в имении писателя Ясная Поляна, испытал влияние на свое творчество его идей. В 1894 принимал участие в работе Первого съезда русских художников и любителей художеств, был избран в члены совета съезда. В 1900 за картину «В коридоре окружного суда» был награжден серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже. В 1903 был избран действительным членом ИАХ в Петербурге.
Неоднократно совершал творческие поездки по России. В 1887 путешествовал по Волге, с 1891 по 1901 ежегодно выезжал в район донецких шахт, в 1894 побывал на Кавказе, в 1898 предпринял поездку на Урал, в 1900-х ездил на торфоразработки Иваново-Вознесенской области и по текстильным предприятиям Подмосковья. В 1893 посетил Париж и Берлин, с 1901 ежегодно бывал в Италии, в 1907–1917 совершил путешествия по Турции, Англии, Германии, Австрии, Швейцарии, Скандинавским странам.
После Октябрьской революции принимал участие в оформлении революционных празднеств. Создал районную художественную студию, при которой основал музей художников, вышедших из народа. С 1918 до середины 1920-х заведовал художественной студией на Биостанции им. К. А. Тимирязева, преподавал рисование в Лесной школе им. В. Д. Бонч-Бруевича и на учительских курсах. С 1920 руководил детской изостудией при санатории «Захарьино», с 1924 - Музеем труда. В 1923 первым был удостоен звания народного художника РСФСР.
В 1924 совершил поездку в Лондон и Южный Уэльс, чтобы запечатлеть борьбу пролетариата в Англии. В 1922 вступил в Ассоциацию художников революционной России, участвовал в выставках АХРРа до 1927. В 1927 стал членом Общества художников-реалистов. В 1929 в Москве прошла первая (и единственная прижизненная) персональная выставках мастера.
Ретроспектива произведений Касаткина состоялась в 1953–1954 в Москве, Ленинграде и Таллине.
Касаткин - один из ведущих русских мастеров реалистического искусства второй половины XIX - первой трети ХХ века. Наиболее значительный период его художественной деятельности связан с ТПХВ. В раннем творчестве (конец 1880-х - начало 1890-х) создавал жанровые работы в духе передвижничества, для которых характерны повествовательность сюжета, взятого из обыденной жизни, сдержанность колористической гаммы, тщательность исполнения.
В середине 1890-х тематика картин художника изменилась: он одним из первых в русской живописи обратился к индустриальной теме. Манера письма также претерпела изменения: доминирующими в палитре стали напряженные красно-коричневые, синие тона, мазок приобрел более энергичный и экспрессивный характер, а основной акцент делался уже не на пересказе сюжета живописными средствами, а передаче настроения, эмоционального состояния героев картин.
Помимо бытового жанра, являющегося основным в творчестве художника, обращался к портрету и пейзажу.
Произведения Касаткина находятся во многих музейных и частных собраниях России, среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Киевский музей русского искусства, Пермская государственная художественная галерея, Астраханская государственная картинная галерея им. Б. М. Кустодиева, Национальный художественный музей республики Беларусь и другие.
В статье использована информация сайта artinvestment.ru

Касаткин Николай Алексеевич

Касаткин, Николай Алексеевич
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Национальность:
Учёба:
Работы на Викискладе

Николай Алексеевич Касаткин (13 (25) декабря , Москва - 17 декабря , Москва) - русский живописец-реалист , член «Товарищества передвижников» с 1891 года, первый народный художник РСФСР (1923), один из основателей социалистического реализма . Окончил (1873-1883), где его главным наставником был В. Г. Перов .

Биография

Николай Алексеевич Касаткин родился в Москве 13 (25) декабря 1859 года в семье художника-литографа А. А. Касаткина. В 1873-1883 годы занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества , где его наставниками были художники-передвижники Василий Перов и Илларион Прянишников . С 1891 года стал членом «Товарищества передвижников» . В 1883 году Касаткин получил высшую награду училища - большую серебряную медаль и звание художника за картину «Нищие на церковной паперти». В 1894 и 1895 посетил Донбасс . В 1894-1917 годы Касаткин работал педагогом в родном Училище. Кроме этого, после окончания училища Касаткина пригласил на работу в свое издательство крупнейший русский книгоиздатель И. Д. Сытин, где художник проработал около тридцати лет, участвуя в создании «Русской истории в картинах», первого настольного календаря и др.

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Касаткин Николай Алексеевич" в других словарях:

    - (1859 1930), советский живописец. Народный художник Республики (1923). Учился в МУЖВЗ (1873 83) у В. Г. Перова: преподавал там же (1894 1917), среди учеников Б. В. Иогансон, В. В. Мешков. Передвижник (с 1891), член АХРР (с 1922). Начал с… … Художественная энциклопедия

    Русский живописец, народный художник Республики (1923). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873‒83) у В. Г. Перова, преподавал там же (1894‒1917). Ученики: Б. В. Иогансон, В.… … Большая советская энциклопедия

    - (1859 1930) российский живописец. Передвижник. Член Ассоциации художников революционной России (с 1922), народный художник Республики (1923). Один из первых русских художников, реалистически изображавших жизнь и борьбу пролетариата (Углекопы.… … Большой Энциклопедический словарь

    Касаткин, Николай Алексеевич художник жанрист (родился в 1859 г.), преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, постоянный участник передвижных выставок. В Третьяковской галерее имеются его произведения: Соперницы (1890), Шутки … Биографический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Касаткин. Касаткин, Николай Алексеевич … Википедия

    - (1859 1930), живописец, народный художник Республики (1923). Передвижник. Одним из первых среди художников России обратился к жизни рабочих, воплотив яркие характеры в созданной в результате поездок в Донбасс и на Урал так называемой шахтёрской… … Энциклопедический словарь

    Род. 1859, ум. 1930. Художник передвижник, реалист. Среди полотен "Углекопы. Смена" (1895), "Рабочий боевик" (1905). Член АХРР (Ассоциации художников революционной России) (1922), народный художник Республики (1923) … Большая биографическая энциклопедия

    Касаткин, Николай Алексеевич Дата рождения: 13 (25) декабря 1859 Место рождения: Москва Дата смерти: 17 декабря 1930 … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Касаткин. Касаткин, Николай: Касаткин, Николай Алексеевич (1859 1930) русский живописец; Касаткин, Николай Иванович (род. 1932) художник. См. также Николай (Касаткин) (1836… … Википедия