Бунин кто он поэт или прозаик. Иван Алексеевич Бунин

В 1887 году в печати появилось первое стихотворение Ивана Бунина ("Над могилой Надсона").

С 1889 года началась его самостоятельная жизнь; он работал корректором, статистиком, библиотекарем, газетным репортёром. С осени 1889 года Бунин работал редактором в газете "Орловский вестник", печатал в постоянном разделе газеты "Литература и печать" свои рассказы, стихи, литературно-критические статьи и заметки.

В редакции Бунин познакомился с Варварой Пащенко, работавшей корректором, на которой женился в 1891 году, однако их брак не был узаконен (родители невесты не хотели выдавать дочь за нищего поэта).

В том же году в Орле вышел сборник Бунина "Стихотворения 1887-1891 гг.".

В конце августа 1892 года Бунин и Пащенко переехали в Полтаву, где он начал служить в губернской земской управе статистиком, параллельно сотрудничая с газетой "Полтавские губернские ведомости", в которой печатал свои статьи, очерки, рассказы.

В 1892-1894 годах стихотворения и рассказы Бунина начинают печататься в столичных изданиях: газете "Киевлянин", в "толстых" журналах - "Вестник Европы", "Мир Божий", "Русское богатство" и др.

В 1893 1894 году Бунин посещал колонии толстовцев под Полтавой, а в январе 1894 года он познакомился с Львом Толстым, встреча с которым произвела на Бунина, как он писал, "потрясающее впечатление".

В 1895 году, после того, как Варвара Пащенко оставила Бунина и вышла замуж за другого, он уехал из Полтавы в Петербург, а затем в Москву, где состоялись его знакомства с писателями и поэтами Дмитрием Григоровичем, Алексеем Жемчужниковым, Николаем Михайловским, Николем Златовратским, символистами Константином Бальмонтом, Федором Сологубом, Валерием Брюсовым, с Антоном Чеховым, Владимиром Короленко и др.

В 1897 году вышла книга Бунина "На край света" и другие рассказы", а через год - стихотворный сборник "Под открытым небом".

В июне 1898 года Бунин уехал в Одессу, где в сентябре того же года женился на Анне Цакни.

Семейная жизнь Бунина вновь сложилась неудачно, в начале марта 1900 года супруги развелись, а в 1905 году скончался их сын Коля.

В 1899 году Иван Бунин познакомился с писателем Максимом Горьким, который привлек его к сотрудничеству в издательстве "Знание".

В 1900 году в печати появился рассказ Бунина "Антоновские яблоки", вошедший позднее во все хрестоматии русской прозы, и в том же году писатель предпринимает путешествие в Германию, Францию, Швейцарию.

В начале 1901 года вышел сборник стихов "Листопад", вызвавший многочисленные отзывы критики.

С 1902 года в издательстве Горького "Знание" начало выходить отдельными нумерованными томами собрание сочинений Бунина.

19 октября 1903 года за стихотворный сборник "Листопад" (1901), а также за перевод поэмы американского поэта-романтика Лонгфелло "Песнь о Гайавате" (1896) Российской Академией наук Бунину была присуждена Пушкинская премия.

Помимо собственного литературного творчества Бунин много занимался переводом . Среди его поэтических переводов - четыре фрагмента из "Золотой легенды" Лонгфелло, философские драмы Байрона "Каин" (1905), "Манфред" (1904), "Небо и земля" (1909), "Годива" Теннисона и др.

1904 году Иван Бунин совершил путешествие по Франции и Италии.

В 1906 году Бунин познакомился в Москве с Верой Муромцевой, с которой в апреле 1907 года отправился в путешествие в Египет, Сирию, Палестину. С этого путешествия началась их совместная жизнь. Итогом поездок по Востоку стал цикл очерков "Храм Солнца" (1907-1911) и цикл рассказов "Тень птицы" (1907-1911).

В 1909 году Академия наук присудила Бунину вторую Пушкинскую премию за стихи и переводы Байрона. В этом же году Бунин был избран почетным академиком.

Началом огромной популярности Бунина стала напечатанная в 1910 году повесть "Деревня", ставшая событием в литературной и общественной жизни.

В середине декабря 1910 года Бунин с женой отправились в Египет и далее в тропики - на Цейлон. Это путешествие писатель описал в дневнике "Воды многие", рассказах "Братья", "Город Царя Царей".

В 1911 году Ивану Бунину была присуждена Золотая Пушкинская медаль.

В 1912 году вышел сборник "Суходол. Повести и рассказы", в дальнейшем выходят сборники "Иоанн Рыдалец. Рассказы и стихи 1912-1913 гг." (1913); "Чаша жизни. Рассказы 1913-1914 гг." (1915); "Господин из Сан-Франциско. Произведения 1915-1916 гг." (1916).

С октября 1917 года по май 1918 года Бунины жили в Москве. Они покинули Москву 21 мая 1918 года. Из Москвы они уехали в Одессу, а затем за границу, во Францию.

В своей автобиографии Иван Бунин пишет : " …жил на юге России, переходившем из рук в руки "белых" и "красных", и 26 января 1920 г., испив чашу несказанных душевных страданий, эмигрировал сначала на Балканы, потом во Францию. Во Франции я жил первое время в Париже, с лета 1923 г. переселился в Приморские Альпы, возвращаясь в Париж только на некоторые зимние месяцы".

Бунин враждебно встретил Октябрьскую революцию, дневником событий жизни страны и размышлений писателя в это время стала книга публицистики "Окаянные дни" (1918).

Разрыв с Родиной, как оказалось позднее, навсегда, был мучителен для писателя. В эмиграции отношения с видными русскими эмигрантами у Буниных складывались тяжело.

Произведения этого периода пронизаны мыслью о России, о трагедии русской истории ХХ века. В эмиграции Буниным было написано десять новых книг, среди которых сборники рассказов "Митина любовь" (1925), "Дело корнета Елагина" (1925), "Солнечный удар", (1927), автобиографический роман "Жизнь Арсеньева" (1927 1929, 1933), сборник рассказов "Темные аллеи" (1943).

В эмиграции издательством "Петрополис" были изданы книга "Воспоминаний", книга "Избранных стихов" и книга "Освобождение Толстого" (о его жизни и учении). Короткие рассказы, написанные в 1927-1930 годах - "Слон", "Небо над стеной" и многие другие - в страницу, полстаницы, а иногда и в несколько строк, вошли в книгу "Божье дерево".

В 1933 году Ивану Бунину была присуждена Нобелевская премия "за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер". Он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. Советская официальная пресса, комментируя это событие, объясняла решение Нобелевского комитета происками империализма.

К концу 1930-х годов Бунин всё больше ощущает драматизм разрыва с Родиной, избегает прямых политических высказываний о СССР. Фашизм в Германии и Италии резко им осуждается. Он столкнулся с нацистами в 1936 году во время путешествия в Германию, когда в городе Линдау его арестовали и подвергли бесцеремонному и унизительному обыску.

В 1939 году, с началом Второй мировой войны, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле "Жаннет", где и провели всю войну, некоторое время и под немецкой оккупацией. Писатель пристально следил за событиями в России, отказываясь от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупационными властями. Очень болезненно переживал поражения Красной Армии на восточном фронте, а затем искренне радовался ее победам. Победу встречал с огромной радостью.

В мае 1945 году Бунины вернулись в Париж. Последние годы писатель жил в большом безденежье, голодая. Живя в нищете, много и тяжело болея, он все же написал в последние годы книгу "Воспоминания" (Париж, 1950), работал над книгой "О Чехове", вышедшей посмертно в 1955 году в Нью-Йорке.

Произведения писателя переведены на все европейские языки и на некоторые восточные.

Бунин неоднократно выражал желание возвратиться на Родину, указ советского правительства 1946 года "О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи..." назвал "великодушной мерой". Однако постановление о журналах "Звезда" и "Ленинград" (1946), растоптавшее Анну Ахматову и Михаила Зощенко, навсегда отвратило писателя от намерения вернуться на Родину.

Иван Бунин скончался в ночь на 8 ноября 1953 года на руках своей жены. Он похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Жена Бунина, обладавшая незаурядными литературными способностями, оставила литературные воспоминания о своем муже - "Жизнь Бунина" и "Беседы с памятью".

Произведение мемуарного характера "Грасский дневник" и статья "Памяти Бунина" были написаны Галиной Кузнецовой, жившей в 1927-1942 годах по соседству с Буниными и ставшей глубокой поздней привязанностью писателя.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Выдающийся писатель и поэт XX века – Иван Алексеевич Бунин, имел особый творческий талант. Богатый жизненный опыт и события, происходящие в стране в те годы, вдохновляли автора для написания самых разнообразных произведений, созданных на актуальную тематику.

Бунин болезненно наблюдал за разрушениями и запущенностью дворянских усадеб, властвующей буржуазией и ухудшающейся жизнью обычных крестьян. Эта тема часто поднималась в его стихотворениях и рассказах.

Великий литератор был чутким художником слова, поэтому все социальные потрясения в стране болезненно переживались автором. Революция 1917 года и предвидение братоубийственной Гражданской войны, заставили русского писателя покинуть родину и эмигрировать в Европу. Он переехал во Францию, здесь же и были написаны многочисленные произведения Бунина.

Иван Алексеевич выступал против революции, он был верен своим убеждениям и не желал принимать происходящие события, как возможность для преобразования жизни в стране. Наблюдения за страшными деяниями активистов, мысленное сопоставление возможного исхода и простая жалость к обычным людям, нагнетала предчувствие беды. Свои опасения, а также реальные факты революционного процесса, он описал в известном произведении «Жизнь Арсеньева». В этом романе автор довольно четко и правдиво описал события 1917 года, и эта смелое высказывание вызвало восторг у читателя и критиков.


Бунин писал на разные темы. Он много путешествовал и занимался переводами. Его насыщенная жизнь и разносторонняя деятельность позволила проявить талантливые качества во многих направлениях.

Первые произведения Бунина

Иван Алексеевич начал писать еще в детстве, однако, первое стихотворение великого автора было опубликовано, когда ему исполнилось 17 лет. В конце 80-х годов XIX столетия, он начинает бурную литературную деятельность, посвященную бедной крестьянской жизни. В этот период были написаны рассказы «На чужой стороне», «На краю света», «На хуторе» и другие.

Произведения 90-х годов отличаются демократической идеей, особым знанием и сопереживанием обычной народной жизни. Бунин знакомится со многими зрелыми русскими писателями и поэтами, от которых черпает профессиональный опыт, пытаясь отыскать свой стиль в литературном искусстве.

Ивану Алексеевичу удалось приблизиться к импрессионизму, в его произведениях просматривается гармоничное сочетание принципов композиции с новыми приемами, эффектно переплетенными с реалистическими традициями русской литературы.

В его произведениях часто присутствует социальные моменты, проблемы жизни и смерти, а также неувядающая красота натуральной природы. Разносторонность в творчестве всегда вызывала интерес у читателя, а самое главное, этот замечательный поэт и великий писатель XIX-XX века, мог умело доносить до слушателя свои мысли и идеи.

Произведения о родине

Иван Алексеевич Бунин очень любил свою родину, однако, правдивость обычной человеческой жизни русских, оставляла болезненный след в его душе. Он не мог игнорировать все происходящие в стране события, с тревожностью описывал свои наблюдения и четко передавал наболевшие моменты в новых произведениях.

Тема родины в творчестве Бунина является основной. Он воспевает ее уже в первых произведениях, и следует этой традиции на протяжении всего творческого пути.

Первые стихи и рассказы, написанные еще в юном возрасте, четко отображают жизнь крестьян и типичный деревенский быт. В своем стихотворении «Родина» поэт представляет Россию, как нищую крестьянку, над которой изымаются злопыхатели, желающие осквернить ее за простоту. Вчитываясь в это стихотворение, становится понятным, что сочинить такую честную и правдивую историю мог только настоящий патриот, всем сердцем переживающий за свою родину.

Бунин отчетливо видел все проблемы страны, его угнетала ее беднота и нищета, но, в то же время, поэт был восхищен благородной красотой русской природы, ее закатами и осенними пейзажами. Любовь к окружающему также была представлена в творческих произведениях Ивана Алексеевича, который, словно опытный художник, умело переносил на лист бумаги, волшебные моменты природной красоты.

Патриотизм великого русского автора всегда присутствовал в его творческих шедеврах. Он умело писал о родине, гармонично высказывал свои убеждения и красочно передавал ее естественную красоту. Эта тема была актуальной на протяжении всего авторского пути, даже когда писатель находился в эмиграции.

Тема природы в творчестве русского поэта

Иван Алексеевич Бунин очень любил русскую природу, восхищался и боготворил ее очаровательную красоту. Поэт написал множество стихотворений, посвященных данной тематике.

Человек и природа – самое главное направление в его творчестве. Он наблюдал за многоликими пейзажами, сменяющимися в разное время года. Был восхищен живостью русского леса и воспринимал его шелест как приятную музыку для души.

Бунин прожил последние годы жизни во Франции. Разлука с родиной и невозможность наблюдения за природными пейзажами родного края, часто нагнетали печаль и искреннюю боль. Поэт увлеченно писал новые произведения, не изменяя своим взглядам и не предавая истинную любовь к стране и природным краскам. Теперь он все больше размышляет о возможных переломных последствиях, ожидающих Россию в послереволюционный период.

Иван Алексеевич всегда ценил творчество великих поэтов, таких как Пушкин, Полонский, Фет, Есенин и другие. Он был очарован их произведениями, живо передающими неземную красоту русской природы. Чувствуя подобную связь и желая достичь совершенства и истинной красоты в творческих работах, поэт с особой старательностью воспроизводил живой мир природы, отчетливо передавая ее неповторимый шарм и безупречную красоту.

Философское направление в творчестве Бунина

С 1917 года в произведениях Ивана Алексеевича Бунина стала часто проявляться философская тематика, основанная на размышлениях автора. Он пытается заглянуть за грань бытия, разобраться с основным предназначением каждого человека, его угнетает обреченность и эти волнения передаются в произведениях великого русского писателя.

Довольно глубоко тема смертельного исхода была раскрыта автором в рассказе «Человек из Сан-Франциско». Главный герой самодоволен и полон снобизма, он стремится к богатству и роскоши, и это идея полностью захватывает его мысли и жизненные принципы. Когда господину все же удается достичь поставленной цели, наступает переломный момент, приходит понимание, что за деньги нельзя стать счастливым и благополучным. Герой умирает, а его ставки на богатство при жизни оказываются никчемными и пустыми. Бунин отчетливо описал страшную смерть богатого господина, его бездыханное тело, перевозимое в трюме корабля и пустоту воспоминаний в памяти людей об этом человеке, жизнь которого была выстроена исключительно на материальном уровне.

Творческие произведения Ивана Алексеевича решают многие философские проблемы, раскрывают перед читателями мировоззрение автора, его избыточный интерес к неизведанному и естественному. Проблема жизни и смерти часто переплетается с вечной темой любви, что также удалось описать автору в своих многочисленных произведениях.

Концепция любви в произведениях Бунина

В произведениях Бунина особое внимание уделяется любовной теме. В его жизни было несколько женщин, и отношения с ними часто находили отражение в творчестве. В 26 году вышел известный рассказ Ивана Алексеевича «Дело корнета Елагина». В этом произведении автор описал личные чувства и душевные переживания, испытываемые к Варваре Пащенко.

Эта женщина стала первой любовью юного писателя, но страстные отношения между влюбленными часто омрачались серьезными скандалами и ссорами. Её родители были против брака с бедным поэтом, поэтому недолговременная совместная жизнь Бунина с Пащенко была обречена.

Любовные отношения с Варварой автор описал и в другом известном произведении, вышедшем в пятой книги «Жизни Арсеньева». Бунин часто испытывал ревность к любимой женщине, а их скорый разрыв серьезно отразился на состоянии известного поэта и в какое-то время ему даже приходили мысли о самоубийстве.

Некоторые читатели могут воспринять Бунина как сухого и черствого человека, но в действительности, это мнение ошибочно. Люди, близко знакомые с Иваном Алексеевичем, часто говорили о его необычной душе, наполненной нежностью и страстью. Бунин умел любить и всецело отдавал себя этому волшебному чувству. Он часто скрывал свои эмоции от окружающих, пытался замаскировать собственные переживания и страх, и это вполне удавалось ему в творчестве, но не в реальной жизни.

Безумная любовь к Варваре Пащенко выражалась самозабвенно и порывисто. Искренние чувства вдохновляли писателя, и эта тема стала занимать особое место в его творческом списке.

Список произведений Ивана Алексеевича Бунина

Сборники стихотворений:

✔«Стихотворения» (несколько томов);

✔«Под открытым небом»;

✔«Листопад»;

✔«Избранное»;

✔«На Невском».

Рассказы:

✔«На край света и другие рассказы»;

✔«Антоновские яблоки»;

✔«Полевые цветы»;

✔«Тень птицы»;

✔«Иоанн Рыдалец»;

✔«Чаша жизни»;

✔«Лёгкое дыхание»;

✔«Сны Чанга»;

✔«Темные аллеи»

✔«Храм Солнца»;

✔«Начальная любовь»;

✔«Крик»;

✔«Косцы»;

✔«Роза Иерихона»;

✔«Солнечный удар»;

✔«Молодость»;

✔«Божье древо»;

✔«Весной в Иудее»;

✔«Петлистые уши и другие рассказы».

Повести:

✔«Деревня»;

✔«Суходол»;

✔«Митина любовь».

Роман: «Жизнь Арсеньева».

Иван Алексеевич также занимался переводами произведений известных зарубежных писателей. В его творческом списке есть несколько мемуаров и дневников, с весьма содержательными повествованиями о личной жизни. На некоторые произведения Бунина были проведены экранизации. По мотиву рассказа «Лето любви» была снята кинокартина «Натали» (мелодрама). Также довольно интересен фильм «Солнечный удар», созданный по одноименному рассказу известного писателя.

Бунин Иван Алексеевич (1870 — 1953), русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1909). В 1920 эмигрировал. В лирике продолжал классич. традиции (сб. "Листопад", 1901). В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением) оскудение дворянских усадеб ("Антоновские яблоки, 1900), жестокий лик деревни ("Деревня", 1910, "Суходол", 1911), гибельное забвение нравственных основ жизни ("Господин из Сан-Франциско", 1915). резкое неприятие Октябрьской революции в дневниковой книге "Окаянные дни" (1918, опубл. 1925). В автобиографическом романе "Жизнь Арсеньева" (1930) — воссоздание прошлого России, детства и юности писателя. Трагичность человеческого существования в новеллах о любви ("Митина любовь", 1925; кн. "Темные аллеи", 1943). Мемуары. Перевел "Песнь о Гайавате" Г. Лонгфелло (1896). Лауреат Нобелевской премии (1933).
Большой энциклопедический словарь, М. — СПб., 1998

Биография

Родился 10 октября (22 н.с.) в Воронеже в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии,среди "моря хлебов, трав, цветов", "в глубочайшей полевой тишине" под присмотром учителя и воспитателя, "престранного человека", увлекшего своего ученика живописью, от которой у того "было довольно долгое помешательство", в остальном мало что давшего.

В 1881 поступил в Елецкую гимназию, которую оставил через четыре года из-за болезни. Следующие четыре года провел в деревне Озерки, где окреп и возмужал. Образование его завершилось не совсем обычно. Его старший брат Юлий, окончивший университет и отсидевший год в тюрьме по политическим делам, был выслан в Озерки и проходил весь гимназический курс с младшим братом, занимался с ним языками, читал начатки философии, психологии, общественных и естественных наук. Оба были особенно увлечены литературой.

В 1889 Бунин покинул имение и был вынужден искать работу, чтобы обеспечить себе скромное существование (работал корректором, статистиком, библиотекарем, сотрудничал в газете). Часто переезжал — жил то в Орле, то в Харькове, то в Полтаве, то в Москве. В 1891 вышел его сборник "Стихотворения", насыщенный впечатлениями от родной Орловщины.

В 1894 в Москве встречался с Л. Толстым, доброжелательно принявшим молодого Бунина, в следующем году познак милея с А. Чеховым. В 1895 опубликован рассказ "На край света", хорошо принятый критикой. Вдохновленный успехом, Бунин целиком переходит к литературному творчеству.

В 1898 выходит сборник стихов "Под открытым небом", в 1901 — сборник "Листопад", за который он удостоился высшей премии Академии наук — Пушкинской премии (1903). В 1899 познакомился с М. Горьким, который привлекает его к сотрудничеству в издательстве "Знание", где появились лучшие рассказы того времени: "Антоновские яблоки" (1900), "Сосны" и "Новая дорога" (1901), "Чернозем" (1904). Горький напишет: "...если скажут о нем: это лучший стилист современности — здесь не будет преувеличения". В 1909 Бунин стал почетным членом Российской Академии наук. Повесть "Деревня", напечатанная в 1910, принесла ее автору широкую читательскую известность. В 1911 — повесть "Суходол" — хроника вырождения усадебного дворянства. В последующие годы появилась серия значительных рассказов и повестей: "Древний человек", "Игнат", "Захар Воробьев", "Хорошая жизнь", "Господин из Сан-Франциско".

Враждебно встретив Октябрьскую революцию, писатель в 1920 навсегда покинул Россию. Через Крым, а затем через Константинополь эмигрировал во Францию и обосновался в Париже. Все, написанное им в эмиграции, касалось России, русского человека, русской природы: "Косцы", "Лапти", "Далекое", "Митина любовь", цикл новелл "Темные аллеи", роман "Жизнь Арсеньева", 1930, и др. В 1933 Бунину была присуждена Нобелевская премия. Написал книги о Л. Толстом (1937) и о А. Чехове (издана в Нью-Йорке в 1955), книгу "Воспоминания" (издана в Париже в 1950).

Бунин прожил долгую жизнь, пережил нашествие фашизма в Париж, радовался победе над ним.

Иван Бунин появился на свет в 1870 году в семье дворянина, бывшего офицера Алексея Бунина, успевшего к тому времени разориться. Из своего поместья семья вынуждена была переехать в Орловскую область, где и прошло детство писателя. В 1881 году он поступает в Елецкую гимназию. Но получить образование не удается, после 4 классов Иван возвращается домой, т. к. у разоренных родителей просто не хватает средств на его обучение. Старший брат Юлий, успевший окончить университет, помог пройти весь курс гимназии дома. Биография Бунина - человека, творца и создателя, - полна неожиданных событий и фактов. В свои 17 лет Иван опубликовал первые стихи. Вскоре Бунин переезжает в Харьков к старшему брату, идет работать корректором в газету «Орловский вестник». В ней он печатает свои рассказы, статьи и стихи.

В 1891 г. выходит первый поэтический сборник. Здесь же молодой писатель знакомится с Варварой - своей Родители девушки не желали их брака, поэтому молодая пара тайком уезжает в Полтаву. Их отношения продлились до 1894 г. и стали для написания романа «Жизнь Арсеньева».

Биография Бунина удивительна, полна встреч и интересных знакомств. 1895 год становится переломным в жизни Ивана Алексеевича. Поездка в Москву и Петербург, знакомство с Чеховым, Брюсовым, Куприным, Короленко, первый успех в литературном обществе столицы. В 1899 г. Бунин женится на Анне Цакни, однако брак этот недолговечен. 1900 - рассказ «Антоновские яблоки», 1901 - сборник стихов «Листопад», 1902 - выходит собрание сочинений в издательстве «Знание». Автор - Иван Бунин. Биография уникальна. 1903 - присуждена Пушкинская премия! Писатель много путешествует: Италия, Франция, Константинополь, Кавказ. Лучшие его произведения - рассказы о любви. О любви необычной, особенной, без счастливого конца. Как правило, это мимолетное случайное чувство, но такой глубины и силы, что ломает жизни и судьбы героев. И здесь сказывается непростая биография Бунина. Но произведения его не трагичны, они наполнены любовью, счастьем от того, что это великое чувство случилось в жизни.

В 1906 г. на литературном вечере Иван Алексеевич знакомится с Верой Муромцевой,

тихой барышней с огромными глазами. Опять же родители девушки были против их отношений. Вера училась на последнем курсе, писала диплом. Но она выбрала любовь. В апреле 1907 Вера и Иван вместе отправились в путешествие, на этот раз на восток. Для всех они стали мужем и женой. Но обвенчались только в 1922 г., во Франции.

За переводы Байрона, Теннисона, Мюссе в 1909 году Бунин опять получает Пушкинскую премию, становится почетным академиком Петербургской академии наук. В 1910 появляется повесть «Деревня», вызвавшая много споров и сделавшая автора популярным. Побывав с Горьким в 1912-1914 гг. на в Италии, Бунин написал свой известный рассказ «Господин из Сан-Франциско».

А вот года не приветствовал Иван Алексеевич Бунин. Биография писателя непроста. В 1920 г. его семья Он был принят на Западе как крупнейший русский писатель, стал главой Союза русских литераторов и журналистов. Выходят в свет новые произведения: «Митина любовь», «Дело корнета Елагина», «Солнечный удар», «Божье древо».

1933 г. - биография Бунина вновь удивляет. Он становится первым русским К тому времени писатель очень популярен в Европе. Бунин был противником нацистского режима. За годы войны, несмотря на потери и лишения, он не издает ни одного произведения. Во время оккупации Франции он пишет цикл ностальгических историй, но публикует их только в 1946 г. В последние годы своей жизни Иван Алексеевич не пишет стихов. А вот к Советскому Союзу начинает относиться с теплотой, мечтает вернуться. Но планы его были прерваны смертью. Умер Бунин в 1953 г., как и Сталин. И лишь через год в Союзе стали публиковаться его произведения.

Иван Алексеевич Бунин - поэт, прозаик, переводчик, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе - происходил из старинного дворянского рода, к которому принадлежали поэты В.А. Жуковский и А.П. Бунина, выдающиеся учёные П.П. Семёнов-Тян-Шанский и Я.К. Грот, братья Киреевские.

Родился будущий писатель в Воронеже в знатной, но обедневшей дворянской семье. Бунин гордился своим происхождением: «Все мои предки были связаны с народом и землёй, были помещиками. Помещиками были и деды, и отцы мои, владевшие имениями в средней России, в том плодородном подстепье, где... образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым». Отец писателя, Алексей Николаевич Бунин, был настоящим русским дворянином. Азартный и беззаботный, больше всего любивший охоту и пение под гитару, он в молодости служил в канцелярии Дворянского собрания, участвовал в Крымской кампании 1853-1856 годов, а после возвращения жил в деревне и растрачивал за картами наследство. И всё же Алексей Николаевич был незаурядной личностью. Как вспоминала жена писателя, В.Н. Муромцева-Бунина, отец «принадлежал к тем редким людям, которые... всех пленяют, возбуждают к себе любовь, интерес за благостность ко всем и ко всему на земле, за художественную одарённость, за неиссякаемую весёлость, за подлинную щедрость натуры». Образ жизни отца казался младшему сыну (у Ивана Алексеевича были ещё старшие братья Юлий и Евгений и младшие сёстры Мария и Александра) образцовым. С годами он не утратил сыновней любви. Мать, Людмила Александровна, урождённая Чубарова, также происходила из старинного дворянского рода. Она занималась воспитанием детей и самозабвенно их любила, особенно Ваню. Детство Бунина прошло в поместье на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии - среди «моря хлебов, трав, цветов».

Близкие Бунина отмечали присущие ему с детства богатое воображение и впечатлительность. Эти качества развивал в нём и его учитель - сын предводителя дворянства Н.О. Ромашков. «...Человек очень талантливый - и в живописи, и в музыке, и в литературе... вероятно, его увлекательные рассказы... пробудили во мне страсть к стихотворчеству...» - писал Бунин спустя годы.

Места, где прошли детство и отрочество писателя, оказали огромное влияние на его творчество прежде всего органическим приобщением к жизни и быту народа, к красоте природы, к стихии живого национального языка. От матери, отца, дворовых, крестьян Иван Алексеевич слышал многие песни, сказки, предания, истории, мотивы которых позже он использовал в своём творчестве. Словесное мастерство писателя питалось этими источниками и непримиримо противостояло как модернизму, так и «изобразителям сусальной Руси».

В 1881 году Бунин поступил в 1 класс Елецкой гимназии. Годы жизни в Ельце были очень нелегки: бедность, жизнь в семье мещанина Бякина, полуказарменные порядки в провинциальной гимназии привели к тому, что в 1886 году Бунин решил продолжать обучение дома. В доме Бякина он познакомился с творчеством поэтов И.С. Никитина и А.В. Кольцова. Став взрослым, Бунин иначе оценил елецкий период в своей жизни (тема памяти является важной в творчестве писателя), отдав дань не только житейскому опыту, приобретённому там: он всю жизнь проявлял живой интерес к творчеству поэтов «из народа» и посвятил им несколько статей. Простая и сильная поэзия оказала влияние на поэтические опыты юного Бунина. Сравните, например, стихотворение Никитина «Нищий» и бунинское:

В стороне от дороги, под дубом,
Под лучами палящими спит В зипунишке, заштопанном грубо,
Старый, нищий, седой инвалид...

Деревенский нищий, 1887

В 1887 году Бунин, потрясённый ранней смертью популярного молодого поэта С.Я. Надсона, написал стихотворение, посвящён ое его памяти, и направил в петербургский журнал «Родина». Стихотворение было опубликовано, а Бунин стал частым автором журнала.