Чем россияне отличаются от жителей европейских стран? Почему русских так легко вычисляют за границей? Что в нашей внешности и одежде выдает, что мы не из Европы или Америки.

— Мы отличаемся от европейцев тем, что любим ругать свое правительство, очень много работаем, очень мало отдыхаем, не щадим природу, не следим за своим здоровьем, постоянно меняем законы и не соблюдаем их. И до сих пор считаем себя самой читающей и культурной страной мира, хотя это уже давно не соответствует действительности.

Геннадий Скворцов,
пенсионер

К сожалению, мои знакомые иностранцы Россию любят, но побаиваются. И когда приезжают в гости, подстраиваются под окружающих, чтобы не привлекать внимание к себе. То есть перестают улыбаться дружелюбно, здороваться в магазинах, уступать место в общественном транспорте.

Юрий Кольцов,
программист

На мой взгляд, сегодня европейцы отличаются от россиян любознательностью. Иногда кажется, что наши соотечественники боятся пускать в свою жизнь что-то новое и непривычное взгляду. Именно поэтому у нас так сложно приживаются новые форматы образовательных программ, культурных выставок, модные новинки «догоняют» нас спустя годы. Мой комментарий без упрека, а скорее с призывом к людям, живущим в России, не останавливаться на привычном. Прогресс приносит больше пользы, чем разрушений. Важно об этом помнить.

Анастасия Васильченко, специалист по PR

Впервые в Европе я побывал 15 лет тому назад. Тогда русских сразу можно было отличить в толпе. По напряженному выражению лица, по манере переходить улицу, обилию макияжа и золотых украшений на женщинах. Сейчас, когда россияне стали больше ездить, интереснее одеваться, отличить уже сложнее. Особенно быстро адаптировалась молодежь, их за границей запросто с местными можно спутать.

А вообще, честно сказать, нам еще учиться культуре поведения и учиться. Если я еду отдыхать за границу, то стараюсь выбирать места, где российских туристов мало. Отдыхать среди иностранцев гораздо приятнее и спокойнее, чем с соотечественниками.

Егор Сбитнев,
фотограф

Не поленился, нашел в Интернете, что говорят европейцы о россиянах:

Будьте готовы к тому, что при какой-нибудь важной просьбе знакомый русский никогда не скажет «пожалуйста» и «заранее спасибо».

В России почему-то стучат в дверь кабинета и тут же входят, не дождавшись приглашения.

В России любой вопрос или проблему можно решить по знакомству.

Русские не понимают, когда иностранец приезжает в Россию на постоянное жительство. Они считают, что нужно наоборот, уезжать из страны.

Когда вы приходите к зубному врачу в России, вас сразу спрашивают: «Где болит?» Услышав, что ничего не болит, просто вы явились на профилактический осмотр зубов, удивляются. В России к врачу ходят, когда что-то очень сильно болит. А в основном – терпят или занимаются самолечением.

Как только у кого-нибудь из русских появляется мало-мальская причина что- нибудь отметить - будь то день рождения или повышение по службе, они тут же приносят угощение для всех коллег (конфеты, шоколадки, торты и спиртное). Иностранцам эта традиция кажется странной - обычно виновник торжества ожидает даров от коллег. А в России все наоборот.

Не удивляйтесь, если на празднование Нового года в России вас пригласят к 23 часам, до 6 утра вы будете употреблять коньяк, шампанское, сельдь под шубой, салат оливье, потом вас уложат спать, и праздник продолжится в квартире ещё три дня.

Россияне зачем–то перед путешествием садятся «на дорожку». Причем молча. Как будто едут на кладбище.

Россияне любят ругать свою Родину, но при этом терпеть не могут, когда ее критикуют иностранцы.

Вениамин Проскурин,
преподаватель

Конечно, россияне отличаются от европейцев. А как же иначе? Сам ход многовековой истории повлек за собой эти различия. Европейская культура базируется, в первую очередь, на античной, а мы были лишены этого наследия. У них первый университет появился в XXII веке, у нас - только при Екатерине Второй. На нашу огромную территорию постоянно кто-то нападал, приходилось все время защищаться от набегов. Эти войны наносили удары по экономике и демографии. Европейцы же в своих маленьких государствах быстро консолидировались. И грабили (иначе и не скажешь) другие страны.

Таких примеров из истории можно приводить бесконечное множество. Вывод один: Россия для Европы (да и всего мира в целом) - как большой ребенок, которого не принимают компанию из-за его роста и «непохожести». Поэтому это надо понять и принять. И гордиться тем, что родились в великой России. Которая не похожа ни на одну страну мира!

Кирилл Соболев,
предприниматель

Недавно одна моя подруга, живущая в Италии, сказала, что иностранцы в плане отношения к жизни, позитива и эмоциональности отличаются от россиян кардинально, потому что они никогда не знали, что такое есть макароны с кефиром и что такое носить одни и те же вещи по 5 лет.

Юлия Иванова,
продавец - консультант

Я женился на русской женщине и очень этому рад. Меня поражает, насколько люди в России образованны в плане культуры. Вернее, это даже не образование - это интерес к культуре, к искусству. Здесь ходят в театры, на концерты, читают книги – причем делают это постоянно. Еще вы очень открытые, добрые и искренние.

Янис Реке,
полицейский

Я была в трех странах - Бельгии, Франции и Италии. Отличие от России чувствуются сразу же. Во Франции поразило, что все пассажиры при входе в общественный транспорт здороваются с водителем. И он всем в ответ улыбается: «бонсуа». Порадовало обилие красивых стульев, которые стоят в парках. Они не прикручены болтами к асфальту, не прикованы цепью для сохранности. Можно спокойно взять понравившийся стул и сесть на него в тень под деревом или поставить рядом с прудом, где плавают утки. Вы можете представить эту ситуацию у нас в России? В Бельгии в выходные дни не работает ни один магазин (только те, что ориентированы на туристов, да и они работают по укороченному графику), все активно отдыхают в парках, катаются на роликах и велосипедах, спокойно лежат на лужайках с книгой в руках, рядом играют дети. Мы же в выходные дни «отрываемся» за всю неделю: совершаем «набеги» на рынки и магазины, стираем–моем-убираем, делаем ремонты и совсем забываем про отдых. В Италии посередине дня «святое время» - сиеста. Два (а кое-где и три) часа в день итальянцы отдыхают: все учреждения, магазины, аптеки, парикмахерские закрыты. Отдохнув, все снова принимаются за работу. В России за последнее десятилетие практически вычеркнули из рабочей жизни слово «перерыв». На вывесках пишем: «Работаем без перерывов и выходных». И все чаще - до 22-23 часов. А потом удивляемся, почему россияне страдают от депрессий и жалуются на постоянную усталость. А самое главное отличие между россиянами и европейцами - выражение лиц. У них на лицах какое–то спокойствие, уверенность в себе. У нас - напряжение, недовольство всем и озабоченность: «что день грядущий нам готовит?».

Ксения Семененко,
предприниматель

Господа, не надо путать туризм с эмиграцией! Не так уж в Европе и хорошо, как кажется. Там в семьях давно уже товарно–денежные отношения. Друг другу (и детям тоже) деньги под проценты занимают, брачные контракты заключают, однополые браки разрешают. Во всем - холодный расчет и жесткая экономия. На день рождения все идут поздравлять именинника в кафе, а там каждый платит сам за себя. Мужчина никогда за женщину в ресторане не заплатит. А мы все с душой делаем. И женщины у нас самые красивые!

Юрий Кушнарев,
водитель

Анекдот в тему: когда все нормально, европеец спокойно и хорошо работает, а когда все идет наперекосяк - паникует. Когда у русского все наперекосяк – он мобилизуется и делает невозможное. Когда все хорошо - русский страдает.

Вот этим мы и отличаемся друг от друга.

Евгений Столбов,
военнослужащий

Подготовила Ирина СТУКАЛОВА

Любой житель бывшего СССР, бывающий за границей, знает с какой легкостью иностранцы выделяют наших сограждан и безошибочно опознают в них «русских». Вроде бы и языком английским хорошо владеешь, и прибарахлился в местных магазинах, ан нет, все равно практически любой иностранец, кинув на тебя мимолетный взгляд, тут же угадывает в тебе «русского».

У самих «русских» существует множество гипотез, почему их так легко «вычисляют»: тут и вечно озабоченные хмурые физиономии, и специфический «розовый» цвет золотых украшений… каких только гипотез нет…

Но гипотезы эти ничего не объясняют, потому что вон шведы, к примеру, расхаживают по Европе с такими хмурыми физиономиями, что русским до них — как до Сахары. А розовое «русское» золото уже как много лет в Европе — на пике моды и перестало быть чисто русским атрибутом.

Честно говоря, когда я раньше ездил по миру в краткосрочные поездки, меня это тоже довольно напрягало, что меня так запросто узнают, и я тоже строил теории относительно того, чем так «русские» выделяются.

И лишь поселившись в Европе насовсем, я понял, как это делается, и теперь уже сам с дистанции в 100 шагов безошибочно распознаю «русского». Однако если вы меня попросите перечислить конкретные признаки, по которым «Русский» внешне отличается от Европейца, я боюсь, что не смогу это сделать.

Вот сможете вы перечислить конкретные признаки, по которым музыкальная «попса» отличается от «не попсы»? Перечислить не сможете, однако услышав — сразу определите. Вот примерно так же отличается «русский» от «нерусского» за границей.

Принадлежа формально к европейской культуре советская культура долгое время развивалась совершенно изолировано (да и сейчас эта культурная изоляция в значительной мере сохраняется) и в итоге обросла такими многочисленными специфическими штрихами и нюансами в культуре поведения, внешнего облика, жестикуляции и манере общения, которые, будучи каждый сам по себе незначительным, в сумме формируют очень характерный облик русского.

  • Семейная пара идет по улице вяло переругиваясь и выясняя отношения? — русские!
  • Спорят у прилавка, какой сорт колбасы купить к ужину и не могут прийти к согласию? — русские!
  • Жена задержалась у витрины, а муж нетерпеливо тащит ее дальше за руку — русские!
  • Прилюдно прикрикнули на ребенка или тем паче шлепнули его? — русские, однозначно!
  • Дама загородила проход в супермаркете, народ протискивается мимо нее, а она даже не сдвигается и не извиняется? — русская, без вариантов!
  • Человек не придерживает дверь гостиницы, когда его спутник протискивается туда с чемоданами? — русский!
  • С ним поздоровались, ему улыбнулись, а он не отвечает «потому что незнакомы»? — русский!

«Русский» вообще не терпит «фальшивых европейский улыбок», а потому улыбается только анекдотам или дамам, которых вознамерился трахнуть. Ну, или наоборот, мужикам, если «русский» — дама.

На протяжении 100 лет граждане советской империи были для государства мусором, тленом и расходным материалом. Это отношение закономерно перетекло и на отношения «русских» граждан друг с другом.

Любой другой человек является для «русского» личностью и особой, заслуживающей внимания, только в том случае, если его с этим человеком связывают какие-то личные отношения. Если никаких личных отношений нет, то любой посторонний человек для «русского» — тлен, пустое место, на которое не стоит обращать внимания. При этом даже тот факт, что русского с кем-то связывают личные отношения, вовсе не означает, что русский будет высказывать к нему хоть какое-то уважение.

Специфика общения русских между собой и с другими людьми настолько очевидно отличается от специфики общения и европейцев, и азиатов, что тут же выдает «русского» со всем потрохами, как только он начинает «общаться». Или наоборот, как только он не начинает общаться.

Впрочем, одинокий русский в голой европейской степи будет так же легко опознаваем, как и русский в общении.

Внешний облик русского выдает его с головой.

Русский возможно и не подозревает, что любая шмотка, купленная на Черкизовском рынке, активно транслирует окружающим сигнал — «это — русский». Даже если вроде бы и не отличается внешне от такой же шмотки, купленной в Европе, и даже если на ней красуется европейский лейбл.

Уточню, говоря «шмотка, купленная на Черкизовском рынке», я имею ввиду «любая шмотка, купленная в России». Неважно где, в самом деле на рынке или в каком-нибудь фирменном салоне, вроде «Зара», «Кальцедония» или «Бершка».

За 100 лет изолированности советской империи до нее окольными путями все же как-то добирались тенденции мировой моды, а потому худо-бедно советские вкусы в одежде соответствуют европейским. Но со спецификой.

Специфика эта возникла из-за того, что на протяжении этих ста лет смысловые лакуны в моде, которые неизменно возникали из-за изолированности советской культуры, заполнялись исходя из местных реалий, из местных понятий, из местных вкусов и возможностей. В итоге возникла советская манера одеваться, которая по своей сути — Европейская, но с изрядным налетом совковости. Этот налет сохраняется до сих пор.

Еще с начала 90-х мировые производители шмоток категории «массовый прет-а-потре», разобравшись во вкусах советской публики, стали продавать в России модели, адаптированные под этот вкус. Не говоря уже о рыночном ноу нэйм, где этот вкус бьет изо всех щелей.

«В чем отличия», — спросите вы?

Да кто ж вам скажет, это вещь не формализуемая. Вот чем, к примеру, картина Ван Гога отличается от «подражания Ван Гогу»? Какими-то неописуемыми, но отчетливо заметными штрихами. Вот так же и с одежной. Может в каком-то месте где-то кружавчиков и блестяшек побольше. Или кружавчкики эти другой формы. Или пришиты чуток в другом месте. Или пуговицы чуть иначе расположены и другого фасона. Или планочка какая особая пришита…

Объяснить сложно. Но если вы хотя бы год прожили в Европе, вы без труда приобретете навык отличать «шмотки из России» с первого взгляда.

Впрочем, если русский турист все свое барахло купил в местных европейских магазинах, то он все равно будет отличаться, потому что носить эту одежду будет иначе, и сочетать предметы туалета совсем не так, как это делают местные. Не хуже, и не лучше, просто - по-другому.

Никакой англичанке, к примеру, не придет в голову подбирать пляжные маечку, шортики и шлёпки по цветам и фасону. Потому что пляж же! Кэжуал! Так что если я вижу даму, которая несет на себе пляжный ансамбль как вечернее платье — значит — русская!

Ну, или полька. Только у польки будет другая прическа.

Потому что во всех русских парикмахерских, как в самых дешевых, так и в «элитных салонах», прически каким-то мистическим образом делают так, что на их носительницах стоит клеймо «подстрижено в России». Я, упаси боже, вовсе не хочу сказать, что в России стригут плохо. Нормально стригут, порой даже очень умело и красиво. Но — опознаваемо. Может какие-то технологии стрижки там особые, не знаю. Но работа российского парикмахера так же хорошо опознаваема, как и работа российского пластического хирурга.

Как и работа российского ювелира.

Цвет золота на самом деле — ерунда, розовый, не розовый, он разный может быть. А вот фасон — да! Изделие любого российского ювелирного завода невозможно ни с чем спутать. Это опять-таки сложно объяснить. Я мог бы, наверное, опять отослать к аналогии с Ван Гогом, но сделаю иначе. Пошарьте в интернете по коллекциям разных ювелирных домов: европейских, американских, японских… а потом зайдите в любой ювелирный салон в Москве. Вы тут же поймете разницу. Не можете не понять!

Ну вы уже разобрались? Почему бесполезно задавать вопрос: «Что сделать, чтобы во мне за границей не опознавали русского?»

Но если вы его все же зададите, я отвечу: «Ничего не поделаешь. Для этого вам придется капитально поселиться в Европе и долго-долго, по каплям, выдавливать из себя советского человека».

Ее к сожалению уже переписали, люди съели, а как говорил Платон я то что я ем...Ваше право, вы можете оставаться со своим видением истории.

ЗАПОВЕДИ ПЕРУНА

1. Почитайте родителей своих и содержите их в старости, ибо как вы проявите заботу о них, тако же и о вас проявят заботу чада ваши.
2. Сохраняйте память обо всех предках родов ваших, и ваши потомки будут помнить о вас.
3. Защищайте старых и малых, отцов и матерей, сынов и дочерей, ибо они – родичи ваши, жизнь и сила родов ваших.
4. Воспитывайте в чадах своих любовь к Родной Земле, чтобы не прельщались они диковинами заморскими, а могли сами сотворить чудеса более чудесные и прекрасные – во славу родов ваших, во славу Родной Земли.
5. Кто убежит с Родной Земли на чужбину в поисках жизни лёгкой – тот отступник рода своего, и да не будет ему прощения от рода его, ибо отвернутся духи предков от него.
6. Трудитесь честно на благо родов ваших, и обретёте богатство и славу по делам вашим.
7. Помогите сородичу в беде его, ибо придёт к вам беда – помогут и вам ближние ваши.
8. Творите дела добрые – во славу Рода и Предков ваших, и да пребудет над вами покровительство Богов Родных ваших.
9. Помогайте всеми силами строить Капища и Храмы (Хоромы Боговы).
10. Сберегите Святилища ваши от поругания чужеземных ворогов, если же не сбережёте вы Святыни родов ваших и Веру предков ваших – посетят вас лета горести и страдания.
11. Не забывайте Родных Богов ваших, возжигайте во славу Их огни священные, и да пребудет с вами Благость и Милость Богов ваших!
12. Утверждайте на Родной Земле вашей Закон Небесный – Закон Сварожий, что дали вам Родные Боги ваши.
13. Почитайте в Лета Вращения Святодни заповедные, соблюдайте Богов Родных святы праздники.
14. Свято храните Мудрость Богов Родных – Веду Древнюю, не открывайте таинств Её недостойным.
15. Не убеждайте насильно в истинности Родной Веры вашей тех людей, кои не хотят слушать вас и внимать словам вашим.
16. Омывайте после дел ваших руки ваши, ибо кто рук своих не омывает, тот нечестие Богам творит и сам Силу Богоданную теряет.
17. Очищайтесь в водах Ра-реки, что течёт по Родной Земле вашей, дабы омыть тело белое, освятив его Божеской Силой, очистить душу и помыслы.
18. Не чините обид соседям вашим, живите с ними в мире, в согласии. Не унижайте достоинство других людей, и не унижено будет достоинство ваше.
19. Не творите бед людям других вер, ибо Вышний Бог-Творец – Един над всей Землёй.
20. Не продавайте Родную Землю свою за злато и серебро, ибо проклятия от предков тем на себя призовёте, и не будет вам прощения во все дни ваши без остатка.
21. Защищайте Родную Землю свою и роды ваши от чужеземных ворогов, что идут на вас со злым помыслом и с оружием.
22. Да не возрадуетесь вы никогда горю чужому, ибо кто чужому горю радуется, тот к себе горе призывает.
23. Не злословьте и не поносите друг друга ни за глаза, ни в глаза, и да пребудут с вами Благость и Милость Богов Родных ваших!
24. Не берите в жёны брат – сестру свою, а сын – мать свою, ибо тем Богов Родных прогневите и кровь рода своего загубите.
25. Не берите, мужи, жён с кожей чёрною – так кровь рода своего загубите, а берите жён с кожей белою – так кровь рода своего в чистоте сбережёте и ветви родов своих с честью продолжите.
26. Не носите, жёны, одеяний мужских, ибо женственность потеряете, а носите то, что по обычаям вам полагается.
27. Не рушьте узы союза семейного, Богами Родными освящённые, ибо против Закона Рода пойдёте и счастье своё потеряете.
28. Да не будет убиенно чадо во чреве матери, ибо кто убьёт чадо во чреве, тот навлечёт на себя гнев Родных Богов и духов предков – всего Рода Небесного.
29. Любите, жёны, мужей своих, ибо они – защита и опора ваша и всего рода вашего.
30. Не пейте, родичи, много питья хмельного, знайте меру в питье, ибо кто много питья хмельного пьёт, тот теряет образ человеческий, Родными Богами нам данны

Это Вам в укор, особенно 17 пункт Вы знаете понятие старославянское РА, не понимайте буквально реку, может и что поймете

– Никакого различия между нами и европейцами нет, – так ответят вам некоторые из нас. Возрастом молодые и не очень.

– Да не похожи мы ни… чуть, – так ответит вам подавляющее большинство нашего населения. Многие из этого большинства, говоря так, состроят на лице презрительную гримасу. Иные – позавидуют в душе европейцам, мало чего зная об их жизни…

– Есть и третья группа россиян, которая станет уверять вас, что мы азиаты. Стало быть, мы ближе …

Чем русские отличаются от европейцев

Все три категории россиян, ответившие по-разному на вопрос: похожи ли мы на европейцев, по-своему правы. Поскольку, отвечая как бы за всех или за многих, говорили про себя. Где же истина? И какие аргументы следует приводить в доказательство нашего сходства или различия с европейцами? Что здесь важно:

  1. внешний вид,
  2. поведение,
  3. отношения с законом,
  4. традиции и привычки, жизненные ценности,
  5. пространство и просторы,
  6. письменная и устная культура.

Пройдемся по перечисленным выше пунктам применительно к европейцам и к нам.

1. Внешний вид

Под внешним видом имеется в виду лицо, одежда, стиль. Здесь, наверное, можно найти некоторое сходство. Хотя наше отношение к внешнему облику, особенно к одежде, отличается от европейского. Ибо мы придаем одежде слишком большое значение. И именно у нас “встречают по одежке”.

Говорят, что если по пляжу идет красиво одетая девушка на высоких каблуках, то эта девушка либо из России, либо из Италии. Ибо русские девушки и итальянки хотят всегда быть в форме.

А вот лица россиянина и европейца во многом отличны. У жителей Европы совершенно другие глаза, в которых уверенность и спокойствие. Лица многих европейцев напоминают чем-то детей.

В глазах же россиянина страх, тревога, растерянность, беспокойство. Россиянину следует всегда быть начеку. Дабы не облапошили, не обошли на повороте, не засудили огульно или за дело. Каждый день – борьба. Либо за выживание, либо за место под солнцем. И постоянный стресс, который лечится известным народным средством. А вот в Европе стресс редок, и лечат они его медицинским вмешательством.

А старики? Их и наши? Разница контрастная. Наши старики согбенны, взгляд потух. А вот пенсионеры Европы выглядят свежо и сдаваться не собираются, поскольку жизнь им не в тягость… И дело здесь не только в размере пенсий.

Феномен европейских пенсионеров объясняется в первую очередь тем, что они, как правило, дают своим детям какое-либо образование и далее «прости, прощай»: отправляют детей в самостоятельное плавание. У них совсем не принято помогать своим детям, например, с внуками. Считается, что бабушки и дедушки своих детей вырастили, свой долг выполнили. А своим внукам они ничего не должны, поэтому могут с ними изредка поиграть и на этом все.

Тогда как у нас связь бабушек и дедушек со своими внуками зачастую крепче, чем в свое время у них была со своими собственными детьми.

2. Поведение

Жители Европы уважают себя, а посему исполнены достоинства, а еще они уважают других. При этом они индивидуалисты, каждый сам за себя. Поэтому так сложно бывает нашим студентам учиться в европейских вузах. Наши студенты привыкли помогать друг другу конспектами, готовностью прийти на помощь. Европейцы учатся по отдельности, у них не принято списывать и помогать друг другу.

Мы не уважаем никого. И себя тоже. Мы как-то умудрились даже привыкнуть к хамству, нас не удивляет обсчет и обвес в магазине и на базаре, бесправие перед законом или нереальный счет на оплату коммунальных услуг.

Что касается стариков, то наши безропотно простаивают в очередях за получением пенсий и субсидий; считают гривенники, покупая хлеб и молоко, поскольку помогают детям и внукам. А пожилые граждане Европы путешествуют по городам и весям и отдыхают в собственных загородных домах.

В Европе принято обращаться в полицию и сообщать обо всем подозрительном вокруг. У нас это не принято, такой поступок презрительно называется «стучать», хотя в целях безопасности в современных реалиях это может быть просто необходимо.

3. Отношения с законом

Мы не доверяем органам правопорядка, не доверяем правительству. Поэтому мы не соблюдаем законы, толком не знаем их. И они у нас не всегда работают. Еще классик М. Е. Салтыков-Щедрин писал: “ Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».

Мы не умеем, не хотим и боимся отстаивать свои права. Поскольку это такая проблема, что почти всегда обходится “себе дороже”. И не приносит не только ожидаемых результатов, но и вообще никаких. Поэтому у нас никаких прав и нет.

У европейцев права есть. И если их задеть, полицейские участки и суды будут завалены заявлениями о нарушении прав. А при повышении цен на тот же бензин, что у них иногда случается, европейцы выйдут на улицу протестовать без подкупа и подстрекательств со стороны. У них работает закон. А это значит, что там рядовой гражданин защищен.

4. Традиции, привычки и жизненные ценности

Наиважнейшая ценность в России – безопасность. Мы осторожны и дуем на воду. Мы боимся последствий, даже если правы. Мы ценим порядок больше свободы. И нас можно понять. Нам нужна стабильность, потому что от хаоса и бардака во всех жизненных сферах мы смертельно устали.

Все новое нас несказанно пугает. Мы его боимся. Поскольку с приходом чего-то нового лучше нам не становится. А делается хуже, чем было. «Хотели как лучше, а получилось как всегда» - одно из наиболее известных крылатых выражений Виктора Степановича Черномырдина, который произнёс его в бытность свою Председателем Правительства Российской Федерации на пресс-конференции 6 августа 1993 года. Таким образом он охарактеризовал проведение денежной реформы 1993 года.

В Европе новизну ценят, мгновенно берут на вооружение, претворяют в жизнь, и европейцам становится лучше и проще жить. Им не нужна стабильность. Она у них есть, они к ней давно привыкли.

Они самостоятельны и решительны. Инициатива у них в почете. У нас она наказуема и опять-таки обходится “себе дороже”, поэтому мы предпочитаем “не высовываться”. И ждем чуда, как это красочно описано в наших сказках про золотую рыбку, по щучьему велению, про конька-горбунка и т.д.

Мы не любим богатых. Кто-то не любит по складу русской души, презирающей торгашей в принципе, кто-то из-за банальной зависти, кто-то считает, что честным трудом не разбогатеешь. А в Европе богатыми стараются быть, стремятся к этому.

5. Пространство и просторы

Отношение к пространству у нас разное. Европейцы привыкли жить на очень ограниченном пространстве, скученно. Поэтому почему-то кажется, что русская поговорка «в тесноте, да не в обиде» больше относится именно к европейцам. Мы все-таки привыкли к тому, что места много и не надо сильно тесниться в кафе, в магазине, в аэропорту, в театре, в транспорте и т.п. А европейцы не замечают стесненности и чувствуют себя в тесноте, как «рыба в воде».

Говорят, что слово «простор (просторы)» есть только в русском языке, и его сложно, невозможно перевести на европейские языки.

6. Письменная и устная культура

У нас принята устная , то есть, не считается зазорным переспросить устно то, о чем где-то уже написано.

У немцев письменная культура, там не принято переспрашивать что-то. По этой причине нашим студентам бывает очень сложно привыкнуть к обучению в и университетах.

То, что у немцев принято многие документы в обязательном порядке отправлять по почте в письменном виде, является еще одним свидетельством письменной культуры у немцев.

Как и у нас, устная культура. Они предпочитают живое общение, говорят много, в том числе, и испанские чиновники. «А поговорить?» – это для испанцев давно стало привычкой, то есть, второй натурой.

Получается, что у нас с европейцами нет никакого сходства? И нет ничего, нас объединяющего?

Это не так. Сходство есть. Они считают нас чужаками. Мы их – тоже…

Честно говоря, я не знаю, что такое европеец. Разумеется, есть европейские ценности, и они в большинстве своем разделяются людьми, живущими в Европе. Но точно так же они находят отклик в сердцах и душах других людей: русских, китайцев, украинцев. Если за понятием европеец скрывается человек, проживающий в Европе, то за этим термином я не вижу большой объединяющей силы: люди, которых можно охарактеризовать так, чересчур разные.

Частично ответ на ваш вопрос был дан в письме Достоевского Майкову, которые я привел ранее, в частности, там есть диалог следующего содержания (Достоевский, будучи в Германии, разговаривает с русским собеседником, экспатрировавшимся в Германию):

Достоевский: Для чего, собственно, вы экспатрировались?

Собеседник: Здесь цивилизация, а у нас варварство. Кроме того, здесь нет народностей; я ехал в вагоне вчера и разобрать не мог француза от англичанина и от немца.

Достоевский: Так, стало быть, это прогресс, по-вашему?

Собеседник: Как же, разумеется

Достоевский: Да знаете ли вы, что это совершенно неверно. Француз прежде всего француз, а англичанин - англичанин, и быть самими собою их высшая цель. Мало того: это-то и их сила.

Поэтому говоря "европеец" вы уподобляетесь собеседнику Достоевского, который считает, что в Европе уже нет народностей. И это, разумеется, огромная ошибка, и, к сожалению, большое количество людей с пространства бывшего СССР ей подвержены (за исключением Прибалтики, они уже на своем опыте поняли, насколько Европа разнородна). Даже сами европейцы в какой-то момент в это поверили и создали Европейский Союз. Пока что этот эксперимент все еще продолжается, но количество евроскептиков все больше и больше. На эту тему советую вам посмотреть Munk Debates: Debate on Europe.

Говоря же об отличии европейца от русского, то, как мне кажется, русский интеллигент, в отличие от французского или британского, легче отказывается от национальной принадлежности, считая ее каким-то пережитком прошлого, этим обусловлено и появление русского космизма, когда человек считается "гражданином мира". Однако оборотной стороной отказа от национальной принадлежности является пренебрежение и отсутствия ощущения связи с российской общей для нас всех историей, а в некоторых случаях - откровенное злорадство над неудачами России, и даже убежденность, что «если б провалилась Россия, то не было бы никакого ни убытка, ни волнения в человечестве». Вы не представляете, как много русских эмигрантов, с ехидством интересующихся, не стреляют ли еще на улицах и с воодушевлением расспрашивающих о бесправии и деспотизме в современной России. В конце концов, есть и совершенно необычный вид людей, те, кто говорят, что любят Россию, но помимо своей воли ее, Россию, ненавидящих. Опять предоставлю слово Достоевскому:

«Но вот что я заметил: все эти либералишки и прогрессисты, преимущественно школы еще Белинского, ругать Россию находят первым своим удовольствием и удовлетворением. Разница в том, что последователи Чернышевского просто ругают Россию и откровенно желают ей провалиться (преимущественно провалиться!). Эти же, отпрыски Белинского, прибавляют, что они любят Россию. А между тем не только всё, что есть в России чуть-чуть самобытного, им ненавистно, так что они его отрицают и тотчас же с наслаждением обращают в карикатуру, но что если б действительно представить им наконец факт, который бы уж нельзя опровергнуть или в карикатуре испортить, а с которым надо непременно согласиться, то, мне кажется, они бы были до муки, до боли, до отчаяния несчастны».