Культура руси во время феодальной раздробленности кратко. Особенности формирования древнерусской культуры

Подготовил студент факультета русской филологии и национальной культуры отделения культурологии, группа 1Г Першин Святослав

Слайд 2

С XI в. Киевская Русь, так же, как и Западная Европа, начинает переживать период феодальной раздробленности. Распад Руси на удельные княжества начинается еще при жизни Ярослава Мудрого (1019 -1054) и усиливается после его смерти. В 1097 г. Любече состоялся съезд русских князей. На нем было принято два важных решения: - во-первых, прекратить княжеские усобицы, - во-вторых, придерживаться принципа "Каждо да держит отчину свою".

Слайд 3

Время с начала XII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. На основе Киевской Руси к середине XII в. сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу XIII в. - 50, в XIV в. - 250. В каждом из княжеств правила своя династия Рюриковичей.

Слайд 4

Современные исследователи понимают под феодальной раздробленностью период XII - XV вв. в истории нашей страны, когда на территории Киевской Руси образовалось и функционировало от нескольких десятков до нескольких сотен крупных государств. Феодальная раздробленность явилась закономерным итогом предыдущего политического и экономического развития общества, так называемого периода раннефеодальной монархии.

Слайд 5

Причины феодальной раздробленности

Выделяют четыре наиболее значимых причины феодальной раздробленности Древнерусского государства: 1. Политическая (огромные пространства Восточно-Европейской равнины, многочисленные племена – все это способствовало децентрализации государства); 2. Социальная (К началу XII в. усложнилась социальная структура древнерусского общества); 3. Экономическая причина (в рамках единого государства сложились самостоятельные экономические районы); 4. Феодальной раздробленности способствовала и внешнеполитическаяобстановка (Русь в этот период не имела серьезных противников, так как великие князья киевские сделали многое, чтобы обеспечить безопасность своих границ).

Слайд 6

Из государств, сложившихся на территории Древней Руси, наиболее крупными и значительными были Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская боярская республика. Именно они стали политическими наследниками Киевской Руси.

Слайд 7

Новгородская боярская республика выбрала прозападную позицию, что сказалось и на её культуре

Однако, являясь самой большой по территории и самой богатой землей этого периода, Новгородская земля из-за стремления отгородиться от общерусских проблем потеряла исторический шанс стать центром объединения всех русских земель.

Слайд 8

В то время, когда в Галицко-Волынском княжестве шли бесконечные распри между князьями и боярством, в Новгороде - ссоры и усобицы на вечах, на Северо-Востоке русских земель закладывались основы новой русской государственности.

Однако Владимиро-Суздальское княжество повторило судьбу всех русских земель: после смерти Всеволода Большое Гнездо оно распалось на множество мелких.

Слайд 9

В период феодальной раздробленности вокруг Галича, Новгорода и Владимира формируются три культурных общерусских центра. Они складываются на основе традиций Киевской Руси, но в каждой из них складывалась своя эстетическая среда, вырабатывались свои художественные идеалы, свое понимание и выражение красоты. И это не свидетельствовало о распаде древнерусской народности и ее культуры. Несмотря на существование местных школ, стилей, традиций, древнерусская культура продолжала оставаться единой в своей основе. Время феодальной раздробленности было временем не упадка, а расцвета древнерусской культуры.

Слайд 10

Именно этот период истории подарил миру такие шедевры искусства как «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», «Слово Даниила Заточника», «Поучение» Владимира Мономаха в литературе, Успенский собор во Владимире и церковь Покрова на Нерли в архитектуре, иконы «Владимирская Богоматерь» и «Ангел Златые власы» в иконописи.

Слайд 11

Таким образом, в целом в доордынский период была создана мощная древнерусская культура. Далее на Руси настанут тяжелые времена, нашествие монголо-татар нанесет культуре Руси значительный урон, но русская культура не погибнет. Она смогла выразить такой высокий духовный идеал, она обладала такими мощными творческими возможностями, таким большим запасом оригинальных художественных идей, что далеко себя не исчерпала. Древнерусская культура XI - XII вв. заложила основы для культуры новой русской государственности - Московского царства.

Слайд 12

Список литературы

1. История [Эл. ресурс] Москва, 2010. – Режим доступа: http:/ www.ido.rudn.ru. – Загл. с экрана. – Дата доступа: 11.03.10. 2. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века [Текст] : учебник для 10 класса общеобразоватю учреждений / А.Н. Сахаров, В.Н. Буганов; под ред. А.Н. Сахарова. – 8 изд. – М.:Просвещение, 2002. – С. 65-121.

Посмотреть все слайды

Культура Руси в период раздробленности

Для русской духовной культуры середины XII — XIII в. характерно становление «полицентризма» — появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров.

Получает дальнейшее развитие летописание. Если в XI — начале XII в. центрами летописной работы были только Киев и Новгород, то в последующий период летописание ведется в большинстве центров образовавшихся феодальных княжеств: Киеве, Чернигове, Переяславле, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Новгороде, вероятно, также в Смоленске и Полоцке. Несмотря на «областной» характер летописания, летописцы XII — первой половины XIII в. не замыкались в своих узкорегиональных событиях, в той или иной мере освещая историю всей Руси. Из дошедших до нас летописных текстов летописание центров Южной Руси в наибольшей степени отражает Ипатьевская летопись (конец XIII в.), Северо-Восточной — Лаврентьевская летопись (начало XIV в.), Радзивилловская летопись и летопись Переяславля Суздальского (XIII в.).

В конце XII в. было создано одно из наиболее выдающихся по своим художественным достоинствам произведение мировой средневековой литературы — «Слово о полку Игореве». Оно посвящено упомянутому выше неудачному походу на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича. Не случайно то, что именно этот поход послужил поводом для создания произведения. Ряд обстоятельств — сопутствовавшее походу затмение солнца, невзирая на которое Игорь продолжил поход, гибель и пленение всего войска, бегство князя из плена — были уникальны и произвели сильное впечатление на современников (кроме «Слова» им посвящены две пространные летописные повести).

«Слово о полку Игореве» в дошедшем до нас виде было создано, как считают ученые, осенью 1188 г. (при этом, возможно, основной текст его был написан еще в 1185 г., вскоре после бегства Игоря из плена, а в 1188 г. в него были внесены добавления в связи с возвращением из плена брата и сына Игоря). Неизвестный автор его, разгадка имени которого не перестает занимать исследователей и любителей «Слова» (к сожалению, почти все имеющиеся версии серьезной критики не выдерживают), был, во всяком случае, жителем Южной Руси, лицом светским и принадлежащим к высшему слою древнерусской знати — боярству.

Основная идея «Слова» — необходимость единства действий русских князей перед лицом внешней опасности. Главное зло, препятствующее этому, — княжеские распри и междоусобные войны. При этом автор «Слова» — не сторонник единого государства: разделение Руси на княжества под властью суверенных правителей он воспринимает как должное; его призыв направлен не к государственному объединению, а к внутреннему миру, к согласию в действиях.

Являясь произведением о событиях своего времени, LСлово¦ одновременно представляет собой и яркий памятник исторической мысли. «Нынешнее» время сопоставляется в нем с прошлыми событиями, причем отечественной истории (что было редкостью — обычно исторические примеры в произведениях древнерусской литературы черпались из библейской и римско-византийской истории). Особенностью историзма «Слова» является попытка отыскать в прошлом корни нынешних бед Руси: автор обращается с этой целью к событиям второй половины XI в., когда началась эпоха княжеских распрей, приведших к ослаблению страны перед лицом половецких набегов. В своем обращении к истории автор «Слова» широко использует эпические мотивы.

Во второй половине XII в. (точная датировка » предмет спора) в Севере-Восточной Руси появилось другое примечательное произведение древнерусской литературы «Слово Даниила Заточника». Оно написано в форме обращения к князю: автор, выходец из низших слоев господствующего класса, попавший в опалу, старается вновь заслужить княжескую милость и доказать князю свою полезность в качестве мудрого советника. «Слово» насыщено афоризмами. В 20-е или в первой половине 30-х годов XIII в. была создана вторая редакция этого произведения, именуемая «Молением Даниила Заточника». Она адресована Ярославу Всеволодичу, в то время князю Переяславля Залесского. Автор этой редакции — дворянин, представитель новой категории в рядах господствующего класса. Характерной чертой «Моления» является негативное отношение к высшей знати — боярам.

Еще одно выдающееся произведение древнерусской литературы — «Слово о погибели Русской земли» — было написано в самые тяжелые для Руси дни во время монголо-татарского нашествия. Скорее всего оно было создано в начале 1238 г. в Киеве, при дворе князя Ярослава Всеволодича, занимавшего тогда киевский стол, после получения вестей из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее полчищ Батыя и о гибели в бою с татарами на р. Сити брата Ярослава — Юрия.

Это произведение (оставшееся незаконченным) содержит не имеющий себе равных в средневековой литературе гимн-прославление родной земли, воспоминание о ее былом могуществе (при князьях Владимире Мономахе, его сыне Юрии Долгоруком и внуке Всеволоде Большое Гнездо) и рассуждение о «болезни» — усобицах, подтачивавших силу Руси после смерти Ярослава Мудрого. Подобно автору «Слова о полку Игореве», автор «Слова о погибели» обращается к прошлому своего отечества, пытаясь понять причины его сегодняшних бед.

В жанре эпоса середина XII — начало XIII в. — время появления таких былинных сюжетов, как «Саур Леванидович», «Сухман», новгородские былины о Садко, циклы песен о князе Романе (прототип этого героя — князь Роман Мстиславич Галицкий).

Продолжают развиваться каменное строительство (в основном храмовое, но появляются и каменные княжеские дворцы) и церковная живопись. В архитектуре второй половины XII — начала XIII в. наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Из сохранившихся памятников зодчества этой эпохи особо могут быть выделены Георгиевский собор Юрьева монастыря (первая половина XII в.) и церковь Спаса на Нередице (конец XII в.) под Новгородом, в Северо-Восточной Руси — Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли (вторая половина XII в.), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bestreferat.ru

Вторжения захватчиков и стихийные бедствия привели к гибели множества драгоценных произведений зодчества, живописи, прикладного искусства и литературы. Почти не сохранились и имена простых людей, создававших для светских и духовных феодалов «измечтанные разною хитростью» шедевры стенной живописи и каменной резьбы, тончайшей серебряной чеканки и монументальной архитектуры. Лишь немногие из русских мастеров упомянуты в дошедших до нас летописях.

Русский язык и культура обогащались в результате взаимодействия с культурой ряда народов. Такое взаимодействие нашло отражение в суздальском зодчестве (в котором прослеживаются связи с грузинской и армянской архитектурой), в новгородской живописи (в которой встречаются общие мотивы с армянской фресковой живописью), в народном фольклоре и литературе , где имеются многочисленные упоминания о других народах, об их культуре и быте.

Несмотря на господство богословия, по мере роста опыта, накапливаемого в производстве и развития просвещения (хотя оно затpaгивало лишь незначительную часть общества) на Руси распространялись начатки знаний в области изучения природы и истории . Заметно росла грамотность среди феодальной знати, дворянства и горожан. Развитие исторических знаний получило яркое отражение в летописании. Во всех крупных городах, от Новгорода до Холма, от Новгородка до Рязани, велись исторические хроники-летописи и составлялись летописные своды (целостные исторические произведения, представлявшие собой обработку летописных записей). До нашего времени частично сохранились лишь летописи владимиро-суздальские, волынские и новгородские.

На Руси, так же как и в других странах, существовала тесная связь между развитием ремесла, прикладного народного искусства и зодчества . Поскольку в обществе господствовала религиозная идеология, лучшие образцы зодчества были связаны с церковью, бывшей к тому же богатым заказчиком. С переходом к феодальной раздробленности для памятников архитектуры стали характерны уменьшенные размеры храмов, упрощенность их внутреннего убранства и постепенная замена мозаики фреской. Господствующим видом церковного зодчества сделался «кубический» храм с тяжелой главой. Эти изменения были связаны и с быстрым распространением каменной архитектуры.

В изобразительном искусстве возросло стилистическое разнообразие, причем местное народное творчество нередко вступало в борьбу с господствующей церковной идеологией.

Прикладное искусство и скульптура , менее чем живопись связанные с церковными канонами, нередко отражали в своих сюжетах народные игры и пляски, сцены борьбы и т. п. Значительного подъёма достигло искусство чеканки монет, печатей и каменной резьбы (убранство соборов, каменные иконки и т. п.). Мотивы народного творчества нашли богатое отражение в вышивке, а также в украшениях книг - заставках, концовках, заглавных буквах и т. д., где наряду с растительным и цветным орнаментом зачастую представлены сцены народного быта и труда.

В памятниках литературы периода феодальной раздробленности проводились идеи господствующего класса. В лучших её творениях, призывавших князей к миру и защите независимости родины, отражены и чаяния широких народных масс.

Церковная проповедническая литература, идейная направленность которой заключалась в призыве населения к повиновению властям небесным и земным, представлена произведениями Климента Смолятича, Кирилла Туровского и др.

В составе летописных сводов сохранились повести о князьях (об Андрее Боголюбском, Изяславе Мстиславиче Волынском и др.), о крупных исторических событиях - о взятии крестоносцами Константинополя и т. д. В этих повестях имеется много деталей, свидетельствующих о возрастании интереса к человеческой личности, к действиям и переживаниям отдельных людей.

Величайшим памятником русской культуры XII в. является «Слово о полку Игореве».

Развитие русской культуры в XII-XIII вв. происходило в тесной связи с дальнейшим развитием русской народности.

В Русской земле и в период феодальной раздробленности сохранялся общий язык (при наличии различных диалектов) и действовали общие гражданские и церковные юридические нормы. Народ был чужд феодальных распрей и хранил память о былом единстве Руси. Это нашло своё отражение прежде всего в былинах.

В начале ХII в. на Руси начинается период
феодальной раздробленности. Вместо
единого государства на карте Руси появилось
несколько самостоятельных княжеств.
Обороноспособность государства
ослабилась. Этим воспользовались монголотатарские племена. Для Руси настали
тяжелые времена.

Катастрофические последствия
монголо-татарского нашествия
Разорение русских земель
Разрушение и гибель культурных ценностей
Истребление и угон в плен значительной
части городского населения
Утрачивание ряда ремесел, забыты многие
технические приемы и навыки
Гибель многих памятников письменности,
упадок летописания, живописи, прикладного
искусства

Особенности периода

Общерусская культура высочайшего уровня (X – XII вв.)
Создание культурно-художественных школ
Монголо-татарское нашествие
Упадок культуры
Начало возрождения (XV век)
Стремление к единению

Продолжало развиваться былинное творчество

С XIII в. главной темой устного
народного творчества стала борьба
против золотоордынского ига. Многие
поэтические произведения в
переработанном виде вошли в
письменную литературу - сказания о
битве на Калке, о разорении Рязани
Батыем и рязанском богатыре Евпатии
Коловрате, о подвигах Меркурия
Смоленского, о Невской битве и
Ледовом побоище, о Куликовской битве.
Новую жизнь получали древние былины.

В XIV в.
складывался цикл
новгородских былин
о Василии Буслаеве
и Садко,
отразивший
могущество
Новгорода и
вольнолюбивый дух
новгородцев.

Появление в былинах
образов монгольских ханов.
Старые былинные герои - с
чертами монголов.

Переводная литература (около 90 %):






Евангелие, Апостол, Псалтырь.
Произведения Иоанна Златоуста
Византийские светские повести и романы.
Воинские повести.
Рассказы о морях, океанах, реках,
диковинных животных, звездах.
– Произведения восточных авторов
(сирийские, индийские).

Главная идея "Слова о полку Игореве"
в том, что вся Русь должна быть единой,
а не разделенной на множество мелких
княжеств. Раздробленность неизбежно
приводит сильное государство
к неминуемой гибели.
"Слово о полку Игореве", конец XIII в. (
1185 г. - поход Новгород-Северского
князя Игоря против половцев) - яркий образец русской эпической литературы.

Год?
Слово о полку
Игореве
1185
Князь?
Игорь НовгородСеверский
Поход против кого?
половцев

Литература
цикл произведений,
посвященных
Куликовской битве
«Сказание о
Мамаевом
побоище»
В XIII - XV вв. «слова», «повести» и
«сказания» были широко распространены и
отражали важнейшие события истории.
"О битве на Калке",
повести об Александре Невском
Главная тема
в XIII в. –
борьба за свободу
против захватчиков.
(Сафоний Рязанец)
«Задонщина
»
«Повесть о
московском взятии
от царя
Тохтамыша»
тверские повести
«Об убиении князя
Михаила
Ярославича в
Орде» и «О
Шелкане» (о
тверском восстании
1327 г.);,
«Повесть о
Меркурии
Смоленском»
«Повесть о
разорении
Рязани
Батыем»
«Повесть о
Петре и
Февронии».

Исторические повести

"О битве на Калке"
До
Куликовской
битвы

Исторические повести

" Повесть о разорении
Рязани Батыем "
До
Куликовской
битвы

До
Куликовской
битвы
Повести об
Александре
Невском

"Задонщина" (Сафоний Рязанец)

"Задонщина" (Сафоний Рязанец)

"Сказание о Мамаевом побоище"

"Сказание о
Мамаевом
побоище"

Исторические песни

Тогда же оформился
новый жанр народного
творчества - жанр
исторической песни.
Следы исторических
песен, связанных с
Куликовской битвой,
например, можно
обнаружить в
«Задонщине» и
«Сказании о Мамаевом
побоище».

«Хожения» или «хождения»

Развитие культурных,
экономических и
политических связей
с другими странами.
описания
путешествий.
Самым известным
произведением подобного
рода является первое в
европейской литературе
описание Индии -
«Хождение за три
моря» - путевые дневники
тверского купца Афанасия
Никитина, совершившего
в 1466-х – 1472 гг. несколько
путешествий на восток, в
частности в Индию.
К концу XV в. светский характер.

«Хожения» или «хождения»

описания
____________.
Самым известным
произведением подобного
рода является
«________________
________________»
- путевые дневники
__________________ купца
Афанасия __________,
совершившего в???????? гг.
несколько путешествий на
восток, в частности в Индию.
К концу XV в. ____________ характер.

«Слово Даниила Заточника»

«Моление Даниила Заточника» послание к князю (?) от человека,
попавшего в «заточение» - рассказ о
бедствиях, гонениях, мечта о
расположении князя, готовность
служить ему верой и правдой.
Идеи признания
человеческого достоинства и
защиты прав личности
независимо от ее
положения.
Много иронии, сатиры,
пословиц, поговорок,
балагурства.
Философские
рассуждения о природе
счастья и несчастья
(«участи» и «доли»).
Многие суждения
нравственного характера
актуальны и сегодня.
«Литературным памятником,
стоящим вне жанровых систем»,
назвал «Слово (или моление)
Даниила Заточника» Д.С. Лихачев.

Жанр "плачей"

Жанр "плачей"
«О ветер, ты, ветер!
К чему же так сильно
веешь?
На что же наносишь ты
стрелы ханские
Своими легковейными
крыльями
На воинов лады моей?
Мало ль подоблачных гор
твоему веянью?
Мало ль кораблей на синем
море твоему лелеянью?
На что ж, как ковыль-траву,
ты развеял мое
веселие?»
«Плач Ярославны»

Появление хронографов

Хронограф - (греч. - время + пишу) – сочинение по всемирной истории,
рассказывающие о событиях всемирной истории по годам и по царствованиям,
изложенные в нравоучительном описательном стиле.
Стремление определить место России в мире, интерес к жизни других народов
привел к тому, что в 1442 г. появляется первая популярная русская
компилятивная энциклопедия по всеобщей истории, составленная в России
сербским книжником Пахомием Логофетом (жил в России с 1430-х до своей
кончины в 1484 г. и хорошо знал русскую историю).
Xронограф содержит, во-первых, краткий пересказ
библейских событий, за которым следует очерк
всеобщей истории, причем более подробно
рассказана история римского государства, Александра
Македонского и Византийской империи до падения
Константинополя в 1453 г.; затем идут отрывки из
истории южных славян и довольно обширный
русский отдел.
1512 г. - самый подробный вариант Хронографа

Берестяные грамоты

Более 700 берестяных грамот найдено во время
археологических раскопок в Новгороде в 1951г.
«Поклон к Юрию и к Максиму от всех
крестьян. Что ты дал нам за
ключника! Он за нас не стоит,
нас продает и мы им ограблены…Изза него погибаем…Дай нам смирного
человека. А в том тебе челом бьем.»

Обучение – домашнее
или при монастырях

Азбука

Устав
Полуустав
Скоропись
С XV в.
Материал для письма
Пергамент
VIP
Бумага
Береста
Черновики

Летописание
Итак, русская
письменная
литература возникла
на основе богатых
традиций устного
народного творчества.
Одним из основных
оригинальных жанров
формирующейся
древнерусской
литературы стало
летописание. При
этом русские летописи
- не просто памятники
литературы или
исторической мысли.
Они отражают широкий круг
представлений и понятий того
времени, являются свидетельством
всей духовной культуры
средневековья.

Самым
значительным и
наиболее ранним из
дошедших до нас
памятником
летописания
считается «Повесть
временных лет»,
составленная около
1113 г.
Летописец Нестор,
монах
Киево-Печерской
лавры
Летопись

Летописание
С середины XII в. в
условиях политической
раздробленности
летописание начало
приобретать областной
характер.
«Повесть» включалась
в начальную часть
большинства местных
анналов. Каждая
летопись начинается с
ПВЛ, потом - события
истории княжества.

Летописание
1325 г. - Московская летопись
1408 г. - Троицкая летопись
(общерусский летописный
свод)

Летописание
Одним из самых значительных
примеров русского летописания
стал Московский свод 1479 г.

Появление отдельных летописей: Псковской,
Новгородской,
Ипатьевской, Лавреньтьевской.

Архитектура
Большинство
храмов XII - начала
XIII вв. – одноглавые
Разные
архитектурнохудожественные
школы.

С XII в. начался новый этап в развитии русского зодчества

От архитектуры
прошлого его
отличают меньшая
масштабность
зданий, поиск
простых, но
выразительных
форм. Наиболее
типичным стал
кубический храм с
массивной главой.
Церковь Георгия во дворе Староладожской
крепости была построена в 1164 г. Храм очень
компактен и пропорционален. Световой
барабан со шлемовидным куполом увенчивает
кубический в объеме и массивный в
основании собор с тремя полукруглыми
апсидами.

Уменьшение объемов.
Упрощение конфигурации каменных зданий.
Многоглавые церкви вытеснены одноглавыми.
Храмы строили не по княжескому заказу, а на
средства бояр и купцов или прихожан одной
улицы(уличан).
Упрощение техники строительства и декоративной
отделки позволяли в короткие сроки строить
экономичные сооружения, соответствовавшие
материальным возможностям и эстетическим
представлениям заказчиков.

Характерной чертой, роднящей всю
архитектуру той поры,было
органическое сочетание
архитектурных сооружений с
природным ландшафтом.

Сложился тип храма, при котором
маленькая церковь выглядит
величественной.

Со второй половины
XII в. заметно
ослабевает
византийское
художественное
влияние, что
ознаменовалось
появлением в
древнерусской
архитектуре храмов
башнеобразной формы,
неведомой зодчеству
Византии.
Собор Черниговского монастыря, больше
известный под названием Пятницкой церкви,
один из самых древних памятников архитектуры
Черниговской области, построен в XII в.
Храм похож на крепость -
очень толстые стены, окнабойницы, массивные
колонны. Храм отличается
стремительной удлиненной
композицией, динамично
«взлетая» вверх.
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве
(1425-1427 гг.) - новый тип одноглавого храма башнеобразной
конструкции, со сложным верхом - рядами килевидных закомар
и кокошников, с системой лестниц, ведущих к прекрасно
декорированным перспективным порталам.

Примерами таких построек
являются собор СпасоЕвфросиньева монастыря в
Полоцке (до 1159 г.), собор
Михаила Архангела в Смоленске
(1191 - 1194 гг.) и церковь
Параскевы Пятницы в Чернигове
(конец XII в.). Устремленность
зданий ввысь подчеркивается
высоким стройным барабаном,
вторым ярусом закомар и
декоративными кокошниками у
основания барабана.
1
2
3

Если византийское влияние в XII в. ослабевает, то влияние
романского стиля становится все заметнее.
Оно не затрагивало основу древнерусского храма -
крестово-купольную конструкцию, но сказывалось на
внешнем оформлении храма: группы полуколонн и пилястр,
колончатые пояса на стенах, перспективные порталы и,
наконец, причудливая каменная резьба на внешней
поверхности стен.
Использование элементов романского стиля
распространилось в Смоленском и Галицко-Волынском
княжествах, а затем и в Северо-Восточной Руси.

Именно с XII в. при сохранении общих черт творчества в разных центрах
Руси вырабатывались его местные особенности. Наиболее яркими
примерами расцвета местного зодчества являются владимирский и
новгородский архитектурные стили.

Шедевры строительного искусства Владимиро-Суздальского княжества

Успенский (1158-1161 гг.) и Дмитриевский
(1194-1197 гг.) соборы во Владимире, церковь
Покрова на Нерли (1165 г.) - отличаются
парадностью форм, утонченностью и
легкостью пропорций. Последним
памятником этого стиля («лебединой песней
домонгольской архитектуры») стал
Георгиевский собор Юрьева-Польского
(1230-1234 гг.).

Во ВладимироСуздальском княжестве,
начиная с достаточно
скромных в декоративном
отношении построек Юрия
Долгорукого типа церкви
Бориса и Глеба в Кидекше,
складывалась самобытная,
яркая архитектура,
отличавшаяся особенным
изяществом пропорций и
нарядностью внешнего
декора, в частности,
виртуозной резьбой по
белому камню.

"Золотые ворота" были возведены в
1164 году в западной части
владимирской крепости, на главной
дороге, ведущей в город. Они
служили одновременно и
оборонительным сооружением, и
торжественным въездом.
Белокаменную арку ворот венчала
надвратная церковь с золоченым
куполом. В те времена на
противоположной стороне
владимирской крепости
возвышались, вероятно, столь же
мощные и парадные "Серебряные
ворота". В 1469 году русский зодчий
Василий Дмитриевич Ермолин
подновил надвратную церковь
"Золотых ворот". Позднее храм был
перестроен.

Основание Боголюбова

По легенде, в 1155 году князь Андрей
Юрьевич Боголюбский, уезжая из
Киева во Владимир, взял с собой
икону "Владимирская Богоматерь". В
пути, немного не доехав до
Владимира, везшие образ лошади
стали. На этом месте, при впадении
реки Нерли в Клязьму, князь Андрей
Юрьевич велел поставить церковь
Рождества Богородицы, дворец для
себя и кельи для монахов. Вскоре
поселение разрослось и получило
название Боголюбова. В настоящее
время от дворца в Боголюбове
сохранилась лишь небольшая часть
белокаменных палат – "моленная
палата", соединявшаяся с церковью
Рождества Богородицы и служившая
переходом в храм. "Моленная палата"
– единственный сохранившийся
памятник древнерусского
гражданского зодчества XII века.

Построенный в 1194-1197 годах
при Великом князе Всеволоде
III Юрьевиче Большое Гнездо
каменный одноглавый
Дмитриевский собор во
Владимире хорошо
сохранился до настоящего
времени. По некоторым
предположениям,
неизвестный зодчий,
соорудивший здание, был
близко знаком с собором
Святого Луки в Венеции: он
украсил фасады храма
тождественными
декоративными резными
изображениями людей и
зверей, белокаменным
растительным орнаментом.
На стенах Дмитриевского
собора во Владимире
сохранились фрески,
относящиеся к 1197 году.

Особенно активно каменное
строительство велось во
Владимире.
В строительную артель, кроме
местных мастеров, входили
западноевропейские, присланные
императором Фридрихом
Барбароссой.
Наиболее крупным объектом был
Успенский собор города
Владимира (1158-1160 гг.,
перестроен в 1185-1189 гг.),
отличавшийся как от киевских, так
и от ранних памятников СевероВосточной Руси.
Это белокаменный храм
стройных пропорций и крупных
размеров, украшенный
роскошными резными
перспективными порталами,
аркатурно-колончатым поясом,
сложно профилированными

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во
Владимире
Построенный в 1158-1160 годах по велению
Великого князя Андрея Юрьевича
Боголюбского Успенский собор во
Владимире не сохранился в
первоначальном виде. Храм сильно
пострадал во время пожара 1185 года и в
1185-1189 годах был перестроен.
Впоследствии он не раз перестраивался. В
настоящее время собор пятиглавый, хотя по
первоначальному плану он имел только
одну главу. Внутреннее убранство храма, на
сооружение которого князь Андрей Юрьевич
выделил десятую часть своих доходов,
сверкало золотом, серебром и
драгоценными камнями. Его сравнивали с
легендарным храмом библейского царя
Соломона. В 1408 году собор украсили
фрески прославленных русских мастеров
Андрея Рублева и Даниила Черного. В то
время Успенский собор во Владимире, по
образцу которого был позднее построен
Успенский собор Московского Кремля,
считался на Руси эталоном в архитектуре.

Церковь Покрова Богородицы на Нерли близ Боголюбова

В 1165 году близ Боголюбова, на
берегу реки Нерли, возвели
каменную одноглавую церковь
Покрова Богородицы. Великий
князь Андрей Юрьевич
Боголюбский построил этот храм
после кончины сына в память о
нем и в умиротворение своей
печали. При сооружении церкви
ее фасады украсили
декоративными резными
изображениями людей и зверей.
Такое внимание внешней отделке
стен было уделено едва ли не
впервые на Руси.

Храм стоит на
искусственном
холме высотой 4 м,
некогда
облицованном и
обложенном
белокаменными
плитами. Высота его
стен, равная длине,
дополнялась легкой
главой,
поставленной на
четырехгранный
пьедестал.

Удачно найденные
пропорции, тонкая
многоуступчатая
профилировка
выступающих из толщи
стен лопаток с почти
отрывающимися от них
колонками, резные
изображения под
сводами закомар
делали церковь
нарядной. Впервые в
аркатурно-колончатом
поясе появились
фигурные консоли в
виде львов, барсов,
грифонов, звериных и
женских масок.

Церковь Спаса Преображения в Переславле-Залесском

В 1152 году в
Переславле-Залесском
возвели одноглавую
церковь Спаса
Преображения.
Белокаменный храм,
достроенный в 11571160 годах, отличался
монументальной
массивностью,
отсутствием настенных
украшений и простотой
интерьера.

Демократизм новгородской архитектуры выразился в таких
чертах, как небольшие размеры и простота в оформлении
фасадов.
2
1
Церкви:
1. Благовещенья в
Аркажах (1179 г.),
2. Петра и Павла
(1185 - 1192 гг.),
3. Спаса-Нередицы
(1198 г.);
4. Параскевы
Пятницы (1207 г.)
в Новгороде
3
4

Георгиевский собор Юрьева монастыря близ Новгорода

В архитектурном
ансамбле
расположенного близ
Новгорода Юрьева
монастыря доминирует
каменный трехглавый
Георгиевский собор,
возведенный в 1119-1130
годах русским зодчим
Петром. На стенах храма
сохранились фрески,
относящиеся к XII веку.

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. 1117 г.

Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода

В 1198 году близ Новгорода,
на берегу реки Спасовка,
была построена каменная
одноглавая церковь Спаса
Преображения на
Нередице. Храм, сильно
разрушенный в 1941-1943
годах, во время Великой
Отечественной войны,
ныне восстановлен, но
фрески 1199 года на его
стенах почти полностью
утрачены.

Церковь Спаса Преображения Мирожского монастыря в Пскове

В архитектурном ансамбле
псковского Мирожского
монастыря особое место
занимает величественная,
хотя и невысокая,
одноглавая церковь Спаса
Преображения,
возведенная в 1156 году.
Храм был соединен с
колокольней, что было
редкостью для культовой
архитектуры Руси того
периода. В интерьере
церкви Спаса
Преображения Мирожского
монастыря сохранились
фрески, относящиеся к XII
веку.

Памятники архитектурной школы Киевской земли

1
1. Церковь Богородицы
Пирогощи (1131-1136)
на Подоле в Киеве
2. Кирилловская (после
1146)
3. Васильевская (1183)
4. Юрьевская церковь в
Каневе (1144)
3
2
4

Архитектура Черниговской земли

Борисоглебский собор
Церковь Параскевы
Пятницы (Пятницкая)
церковь

Трехнефное
башнеобразное,
устремленное ввысь
однокупольное
здание. Толстые
стены выложены
кирпичом особой
техникой
«в
ящик» (снаружи и
изнутри ряды
кирпичей, а
промежутки между
ними заполнены
раствором).

Аркатурноколончатый поясдекоративный фриз в виде
ряда небольших одинаковых
глухих арок.
Закомара- полукруглое или
килевидное завершение верхней
части стены, соответствующее
форме лежащего за ней свода.
Лопатка- вертикальное
утолщение стены, отвечающее
конструкции здания. Лопатку более
сложной профилировки называют
пилястрой.

Прясло - часть стены
здания от одного членения
пилястры или лопатки - до
другого.
Кокошник – ложная
закомара. Представляет
собой полукружие с
килеобразным повышением
в центре. Кокошник
располагается на стенах,
сводах, у основания шатров
и барабанов глав церковных
зданий.

После монголо-татарского разорения русская
архитектура переживала пору упадка и застоя.
Монументальное строительство прекратилось на
полстолетия, кадры строителей, по существу, были
уничтожены, подорвана и техническая
преемственность. Поэтому в конце 13 века во многом
приходилось начинать сначала.
Строительство теперь сосредоточилось в двух
основных районах: на северо-западе (Новгород и
Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и
Тверь).
На смену плинфе пришел дешевый плитняк,
который в сочетании с валунами и кирпичом
формировал неповторимо пластичные силуэты
новгородских построек.

Плинфа – большой плоский
кирпич размером 40x30x3 см.
Раствор, соединяющий ряды
плинфы – смесь извести, песка,
толченого кирпича.
Плитняк - природный грубый
валун, из него без всякой
обработки клали стены.
Белый известняк –
тщательно отесанный в
прямоугольные блоки, легко
поддается обработке,
использовали под резьбу.

В конце 13 века на окраинах Северо –
Западной Руси началось возрождение
русского зодчества.
До наших дней сохранились отстроенные
в 14 веке приходские и домашние храмы
Новгорода и Пскова. Перед лицом
постоянной угрозы вооруженного натиска
Орды с востока и крестоносцев с запада
правители были вынуждены уделять
особое внимание крепостному
строительству. Были сооружены кремли
в Новгороде, Пскове, крепости в Изборске,
Острове, Порхове и др.

Лучшие памятники
зодчества,
отличающиеся
богатством декора,
созданы в первой
половине столетия.
Новгородская церковь Федора
Стратилата на Ручью, 13601361гг.
Церковь Спаса
Преображения на Ильине,
1374г.).
Географическое положение
Пскова, постоянная опасность
нападения Ливонского ордена
обусловили развитие оборонного
зодчества. В 1330 году вблизи
города была построена крепость
Изборск (сооружение
выдержало восемь немецких

Псковские храмы небольших размеров
возводили из местного камня и белили,
чтобы известняк не выветривался. Облик
церквей оживлялся асимметричными
крыльцами, папертями, звонницами, которые
в целях экономии строились без
собственного фундамента и возводились
прямо над фасадом церкви, над папертью.
Вековые традиции, гибкость
архитектурного мышления, практичность
создали заслуженную славу псковским
зодчим и позволили им в дальнейшем
сделать весомый вклад в архитектуру

До конца XV в. - сохранение
особенностей Владимиро-Суздальской
и Новгородской школы. Церковь Федора
Стратилата на Ручье 1360 г.

Архитектуру называют каменной
летописью мира. Действительно,
архитектура – это огромная каменная
книга, на страницах которой
запечатлены эпохи жизни человечества.
Любое архитектурное сооружение несет
на себе печать своего времени…

Москва:
строительство
каменных
Кремлей.
1367 г. - Белокаменный кремль
1382 г. (?) - пострадал;
нуждается в перестройке.
Конец XV в. - Краснокирпичный
Кремль, по форме неправильный треугольник;
окружен Москва-рекой и
Неглинной.

Кремль = парадная резиденция

1479 г. - Успенский собор
Построение
Соборной
площади
Кремля.
1489 г. - Благовещенский собор
1509 г. - Архангельский собор

Грановитая
палата
Марко Руффо, Пьетре и Антонио
Саляри, Алевиз Новый (Миланец),
Аристотель Фиорованти
Рубеж XV - XVI вв.

Конец XV в. – «Русское
возрождение»
1330-е годы –1405/10 г.
Великий художник
Фрески
Византия
Новгород
Москва
Церковь Спаса Преображения на Ильине
улице
Церковь Рождества Богородицы 1395
наиболее
значительный из
всех когда-либо
живших в России
греческих
живописцев
Благовещенский собор 1405
Эмоциональное напряжение, трагизм.
Василий I
Учитель
Андрея
Рублева

Конец XV в. – «Русское
возрождение»
Святой,
иконописец и
живописец.
В 1405 г. совместно с Феофаном Греком и
Прохором с Городца расписал Благовещенский
собор Московского Кремля (фрески не
сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др.
мастерами - Успенский собор во Владимире
(роспись сохранилась частично)
Ученик
Феофана
Грека
Школа Андрея
Рублева.
Ученики
расписывали
Успенский собор
в Звенигороде,
Троице-Сергиеву
Лавру.

Идеи объединения
Руси и
централизующей
функции Москвы.
Идея
преемственности
Москвы.
Монах Филофей.
«Москва - третий
Рим»

Нил Сорский
Иосиф Волоцкий
Нестяжатели:
Феодосий Косой.
Федор Карпов.
Матвей Башкин.
Иван-Волк
Курицы.
НЕСТЯЖАТЕЛИ (заволжские
ИОСИФЛЯНЕ (осифляне),
старцы), религиозно-политическое
церковно-политическое течение в
течение в русском государстве в
Русском государстве кон. 15 - сер.
кон. 15 - нач. 16 вв. Проповедовали
16 вв. В борьбе с нестяжателями
аскетизм, уход от мира; требовали
отстаивали незыблемость
отказа церкви от земельной
церковных догм, защищали
собственности. Осуждены на
церковно-монастырское
церковном соборах 1503, 1531.
землевладение.

Образование
самостоятельных
иконописных
школ (своя
манера
исполнения и
цветовая гамма) Былом
распространено в
монастырях
Известно более 100
швов
Создание "рисунков
иглой".

Культура Руси в период раздробленности

Для русской духовной культуры середины XII - XIII в. характерно становление "полицентризма" - появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров.

Получает дальнейшее развитие летописание. Если в XI - начале XII в. центрами летописной работы были только Киев и Новгород, то в последующий период летописание ведется в большинстве центров образовавшихся феодальных княжеств: Киеве, Чернигове, Переяславле, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Новгороде, вероятно, также в Смоленске и Полоцке. Несмотря на "областной" характер летописания, летописцы XII - первой половины XIII в. не замыкались в своих узкорегиональных событиях, в той или иной мере освещая историю всей Руси. Из дошедших до нас летописных текстов летописание центров Южной Руси в наибольшей степени отражает Ипатьевская летопись (конец XIII в.), Северо-Восточной - Лаврентьевская летопись (начало XIV в.), Радзивилловская летопись и летопись Переяславля Суздальского (XIII в.).

В конце XII в. было создано одно из наиболее выдающихся по своим художественным достоинствам произведение мировой средневековой литературы - "Слово о полку Игореве". Оно посвящено упомянутому выше неудачному походу на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича. Не случайно то, что именно этот поход послужил поводом для создания произведения. Ряд обстоятельств - сопутствовавшее походу затмение солнца, невзирая на которое Игорь продолжил поход, гибель и пленение всего войска, бегство князя из плена - были уникальны и произвели сильное впечатление на современников (кроме "Слова" им посвящены две пространные летописные повести).

"Слово о полку Игореве" в дошедшем до нас виде было создано, как считают ученые, осенью 1188 г. (при этом, возможно, основной текст его был написан еще в 1185 г., вскоре после бегства Игоря из плена, а в 1188 г. в него были внесены добавления в связи с возвращением из плена брата и сына Игоря). Неизвестный автор его, разгадка имени которого не перестает занимать исследователей и любителей "Слова" (к сожалению, почти все имеющиеся версии серьезной критики не выдерживают), был, во всяком случае, жителем Южной Руси, лицом светским и принадлежащим к высшему слою древнерусской знати - боярству.

Основная идея "Слова" - необходимость единства действий русских князей перед лицом внешней опасности. Главное зло, препятствующее этому, - княжеские распри и междоусобные войны. При этом автор "Слова" - не сторонник единого государства: разделение Руси на княжества под властью суверенных правителей он воспринимает как должное; его призыв направлен не к государственному объединению, а к внутреннему миру, к согласию в действиях.

Являясь произведением о событиях своего времени, LСлово¦ одновременно представляет собой и яркий памятник исторической мысли. "Нынешнее" время сопоставляется в нем с прошлыми событиями, причем отечественной истории (что было редкостью - обычно исторические примеры в произведениях древнерусской литературы черпались из библейской и римско-византийской истории). Особенностью историзма "Слова" является попытка отыскать в прошлом корни нынешних бед Руси: автор обращается с этой целью к событиям второй половины XI в., когда началась эпоха княжеских распрей, приведших к ослаблению страны перед лицом половецких набегов. В своем обращении к истории автор "Слова" широко использует эпические мотивы.

Во второй половине XII в. (точная датировка " предмет спора) в Севере-Восточной Руси появилось другое примечательное произведение древнерусской литературы "Слово Даниила Заточника". Оно написано в форме обращения к князю: автор, выходец из низших слоев господствующего класса, попавший в опалу, старается вновь заслужить княжескую милость и доказать князю свою полезность в качестве мудрого советника. "Слово" насыщено афоризмами. В 20-е или в первой половине 30-х годов XIII в. была создана вторая редакция этого произведения, именуемая "Молением Даниила Заточника". Она адресована Ярославу Всеволодичу, в то время князю Переяславля Залесского. Автор этой редакции - дворянин, представитель новой категории в рядах господствующего класса. Характерной чертой "Моления" является негативное отношение к высшей знати - боярам.

Еще одно выдающееся произведение древнерусской литературы - "Слово о погибели Русской земли" - было написано в самые тяжелые для Руси дни во время монголо-татарского нашествия. Скорее всего оно было создано в начале 1238 г. в Киеве, при дворе князя Ярослава Всеволодича, занимавшего тогда киевский стол, после получения вестей из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее полчищ Батыя и о гибели в бою с татарами на р. Сити брата Ярослава - Юрия.

Это произведение (оставшееся незаконченным) содержит не имеющий себе равных в средневековой литературе гимн-прославление родной земли, воспоминание о ее былом могуществе (при князьях Владимире Мономахе, его сыне Юрии Долгоруком и внуке Всеволоде Большое Гнездо) и рассуждение о "болезни" - усобицах, подтачивавших силу Руси после смерти Ярослава Мудрого. Подобно автору "Слова о полку Игореве", автор "Слова о погибели" обращается к прошлому своего отечества, пытаясь понять причины его сегодняшних бед.

В жанре эпоса середина XII - начало XIII в. - время появления таких былинных сюжетов, как "Саур Леванидович", "Сухман", новгородские былины о Садко, циклы песен о князе Романе (прототип этого героя - князь Роман Мстиславич Галицкий).

Продолжают развиваться каменное строительство (в основном храмовое, но появляются и каменные княжеские дворцы) и церковная живопись. В архитектуре второй половины XII - начала XIII в. наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Из сохранившихся памятников зодчества этой эпохи особо могут быть выделены Георгиевский собор Юрьева монастыря (первая половина XII в.) и церковь Спаса на Нередице (конец XII в.) под Новгородом, в Северо-Восточной Руси - Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли (вторая половина XII в.), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234).