Чем занимались народы поволжья в 17. Презентация «Народы Поволжья

Народы Поволжья в XVII в.

К началу XVII в. покорение Поволжья было уже закончено. На территории края был создан ряд опорных военно-административных пунктов, в частности Оса, Сарапул, Уфа, Самара и др., прикрывавшие край с востока от наступления соседних кочевых народов.

В середине XVII в. по образцу южных засечных черт начата была постройка так называемой Закамской черты-от Белого Яра на Волге до Мензелинска (основан около 1645 г.), дополняемой на юге Самарской чертой-от Инсара до Симбирска, с поселением мелких служилых людей для несения здесь сторожевой службы (1652-1657 гг.).

Экономическое богатство края привлекало внимание крупных московских феодалов, которые в первой половине XVII в. усиленно расхватывали земли коренного населения среднего Поволжья.

В XVII в. известны, например, крупные вотчины боярина Морозова в мордовских землях, князя Черкасского и др., с большими лесными разработками, поташными заводами и другими, преимущественно промысловыми, предприятиями, сопряженными с жестокой крепостнической эксплоатацией местного населения. О захвате земель говорит указ 1685 г.: «а которым русским людям даны мордовские и чувашские и черекесские и всякие земли, и те русские люди, сверх своих дач, завладели многими землями».

В середине XVII в. московское правительство было даже вынуждено ограничивать русские земельные захваты в крае, опасаясь упадка сбора ясака. Положение в Поволжье осложнялось этнической неоднородностью местного населения.

Здесь сталкивались татары, мари (черемисы), чуваши, мордва, к северу-удмурты, к востоку-башкиры. Царское правительство умело сеяло между этими народами рознь, которая мешала их объединению.

В частности Москва поддерживала татарских феодалов, создавая из них свою опору в крае.

Местная знать постепенно переходила на службу к московскому правительству, получая за это земельные дачи и феодальные привилегии. Так, на территории Поволжья в XVII в. распространяется категория «служилых татар». Местные челобитные содержат жалобы на эксплуатацию с их стороны и ограбление ими местного населения.

Феодальное расслоение и угнетение усиливалось политикой московского правительства. В ряду налагаемых на население повинностей немалое место заняла повинность по строительству засечных черт: на валовое и острожное дело бралось каждое лето до 5 тыс. человек-по 1 человеку с трех ясачных дворов.

Видное место в закабалении местного населения занимала система обращения в христианство. Крещение создавало привилегированное положение «новокрещенам» по сравнению с некрещеными. За крещеными в частности закреплялись вотчины и поместья родичей и к ним переходили феодальные привилегии их рода.

Только крещеным феодалам разрешалось владеть крестьянами, исповедовавшими христианскую веру. Классовые противоречия, усиливаясь религиозной и национальной рознью, ослабляли силы, национальной борьбы в Поволжье.

В борьбе с крестьянским движением местные феодальные верхи выступали в союзе с московским правительством, тогда как народное движение объединялось с широким движением русского крестьянства.

В XVII в. общее положение затрудняло самостоятельные восстания в Поволжье. В своей борьбе народы Поволжья опирались обычно на крестьянские войны Московской Руси XVII-XVIII вв. или на народное движение в соседней Башкирии.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 20. Народы Поволжья в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока.:

  1. 4. Этнологическая характеристика народов Поволжья и Урала.
  2. 25. Освоение Сибири и Дальнего Востока в конце 16-17 в. Вклад русских землепроходцев в географические открытия.
  3. 42. Восточный фронт в 1918-1920 г. Борьба с Белой гвардией на Урале, Сибири и Дальнем Востоке.

ирина сорокина
Презентация «Народы Поволжья»

Чуваш и мариец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья ,

И этим гордиться должны мы друзья.

Россией зовётся общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нём.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России.

Среднее Поволжье представляет собой особую этнографическую область Восточной Европы, расположенную на стыке Европы и Азии. Народы , населяющие Поволжье , имеют много общего как в экономическом и историческом, так и в происхождении, культуре, быте. К народам Поволжья относятся : чуваши, мордва, марийцы, татары, удмурты и башкиры. Правда, башкиры включены в число народов Поволжья условно , так как они фактически занимают среднее положение между народами Средней Азии и Поволжья , в культурном отношении тяготеют как к тем, так и к другим.

Данная презентация знакомит детей старшего дошкольного возраста культурой и бытом народов Поволжья , даёт представление о национальных костюмах и праздниках этих народов .

Публикации по теме:

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию авторское дидактическое пособие «Народы России», предназначенное для детей старшего дошкольного.

Фестиваль народов Поволжья Программное содержание. 1. Закрепить представление о людях разных национальностей Поволжья: мордва, чуваши, татары, русские. 2. Воспитывать.

Фестиваль народов Поволжья Сценарий фестиваля народов Поволжья «У бабушки в деревне» Цель: формирование творческой личности, гражданина своей страны, ориентированного.

Конспект занятия «Какие они-народы Поволжья?» Конспект совместной деятельности по организации выставки по теме: «Народы Поволжья» Вид интегрированной деятельности: познавательная, социально.

Коренные народы Сахалина Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад «Улыбка» г. Долинск Сахалинской области. ТЕМА:.

Такие макеты мы выставляем на стенде между уголком природы и патриотическим уголком. Они используются на НОД по ознакомлению с окружающим.

Народы, проживающие в Иркутской области История формирования населения Иркутской области начинается с древне- и новокаменных веков. Доказательством являются археологические находки.

НОД Виртуальное путешествие «Народы Южного Урала». Виртуальное путешествие «Народы Южного Урала» Задачи. Продолжать формировать интерес детей к «малой Родине». Познакомить детей с тем, что.

Населяют поволжские регионы России не только русские люди. В Поволжье проживают к тому же еще несколько народностей, которые считаются в этой местности коренными. Ведь в незапамятные давние времена эти земли входили в состав Половецкой степи, государств Золотая Орда и Волжская Великая Булгария .

На среднем Поволжье компактно проживают татары , потомки татар Казанского ханства. Сегодня они имеют в составе России автономию в виде автономной республики Татарстан с центром в городе Казани. Южнее татар на Среднем Поволжье проживает много чувашей и мордвинов . Еще одно, устаревшее название мордвинов в России – это черемисы.

Если вспомнить Владимира Ленина, вождя большевиков во время революции 1917 года, то в роду его отца, педагога Ильи Ульянова встречалось немало чувашей. Небольшие раскосые глаза широкие скулы, темные волосы – Илья Ульянов выглядит на портрете как типичный чуваш. В Российской империи их называли «инородцами».

Автономная в составе Российской Федерации Республика Мордовия строго к Волге выхода не имеет, но граничит с Ульяновской области Среднего Поволжья. То же самое касается и автономной Республики Чувашии.

Уже в Самарской области встречается небольшой процент казахов среди населения. Но в целом эта национальность для Поволжья не характерна. На нижнем Поволжье, на Саратовщине и Астраханщине казахов побольше. Это логично, потому что культура казахов и калмыков похожа между собой. А Автономная Республика Калмыкия и тюркоязычный Казахстан здесь совсем рядом.

Астраханщина вообще, наверное, самый многонациональный регион России. Здесь много и татар . Потому равных по уникальности астраханской кухне, например, нет. Как ей устояться в рамках чего-то одного, когда вокруг столько обычаев и традиций?

Волгоградская область – это вотчина казаков . Казаки – по паспорту русские, но особые русские. Казак, когда его спрашивают, какой он национальности, может ответить не «я русский», а «я казак».

Это вольница России еще с тех времен, когда вся она находилась под крепостным ярмом: а на юге России, в низовьях Волги, на Дону и на Кубани казаки жили свободно, не служили ни панам, ни господам. Со временем, конечно, царская власть Петербурга дотянулась и до этих краев, казаков начали призывать на царскую службу. Но гордый дух и память о вольном житье тут сохранились.

Немало в Поволжье и украинцев , однако, они в основном рассеяны по областям. Чуть компактнее ни проживают на юге Поволжья. Культура их почти одинакова с русскими, разве что говор украинцев мягок и певуч, а фигурки чуть пополнее: украинцы традиционно любят покулинарить и покушать.

На юге Поволжья расположена Республика Калмыкия, национальная автономия калмыцкого народа , народа кочевых скотоводов, всадников и охотников. У калмыков особая кухня и традиции: особое место в ней занимает мясо и молоко.

Население Самарского края формировалось в течение ряда столетий. С древнейших времен Среднее Поволжье было пограничьем различных по происхождению этнических массивов.

Когда-то за рекой Самарой, в стороне нынешнего Новокуйбышевска, простирались чужие земли – кочевья башкир, ногайцев, а прямо по реке проходила государственная граница Руси. В 1586 г. Самара была основана как погранзастава, чтобы оберегать русские земли от ногайских кочевников. Время шло, некогда враждующие народы переходили к сотрудничеству, а плодородные волжские земли влекли сюда переселенцев. Рядом стали жить русские, чуваши, татары, мордва, немцы, калмыки, украинцы, башкиры, евреи. Разные культуры, быт, традиции, религии, языки, формы хозяйствования... Но всех объединяло одно стремление – созидать, строить, растить детей, осваивать край.

Одинаковые условия хозяйствования, тесные контакты в процессе освоения края, явились основой для выработки в традиционной культуре народов интернациональных черт. Примечательной особенностью Самарского края является отсутствие межнациональных конфликтов и столкновений. Многолетнее мирное сожительство, использование всего ценного в быте и хозяйстве соседей оказывало благодатное влияние на создание прочных связей между русским населением и другими народами Поволжья.

По данным переписи 2002 года на территории области проживает 3 миллиона 240 тыс. человек. Этнический состав населения Самарской области многонационален: 135 национальностей (для сравнения, всего в России – 165). Национальный состав населения таков:

русские составляют большинство 83,6% (2 720 200);

татары – 4% (127 931);

чуваши – 3,1% (101 358);

мордва – 2,6% (86 000);

украинцы – 1,8% (60 727);

армяне – 0,7 % (21 566);

азербайджанцы – 0,5 % (15 046);

казахи – 0,5 % (14 918);

белорусы – 0,4 % (14 082);

немцы - 0,3% (9 569);

башкиры – 0,2 % (7 885 чел.);

евреи – 0,2% (6 384);

узбеки – 0,2 % (5 438);

цыгане – 0,2% (5 200);

таджики – 0,1 % (4 624);

марийцы – 0,1 % (3 889);

грузины – 0,1 % (3 518);

другие народности (удмурты, корейцы, поляки, чеченцы, осетины, киргизы, молдаване) – 0,7% (25 764)

Бесермя́не (самоназвание - бесерман ; удм. бесерман ) - малочисленныйфинно-угорский народ в России, дисперсно проживающий на северо-западеУдмуртии в 41 населённом пункте, из которых 10 деревень - мононациональны.

Численность, по переписи 2002 года - 3,1 тысяч человек.

Говорят на наречии удмуртского языка финно-угорской группы уральской семьи, в общем близком к южным говорам удмуртского языка, что имеет объяснение в этнической истории бесермян [ источник не указан 1550 дней ] .

Верующие бесермяне - православные христиане; народная религия бесермян очень близка к народной религии удмуртов, включая в себя также некоторые элементы исламского происхождения.

Кержаки́ - этнографическая группа русских старообрядцев. Название происходит от названия реки Керженец в Нижегородской области. Носители культуры северорусского типа. После разгрома в 1720-х Керженских скитов десятками тысяч бежали на восток - в Пермскую губернию. С Урала расселились по всей Сибири, до Алтая и Дальнего Востока. Являются одними из первых русскоязычных жителей Сибири, «старожильческим населением». Вели достаточно замкнутый общинный образ жизни со строгими религиозными правилами и традиционной культурой. В Сибири кержаки составляли основу алтайских каменщиков. Противопоставляли себя более поздним переселенцам в Сибирь - «расейским» (российским), но впоследствии практически полностью ассимилировались с ними из-за общего происхождения.

Ко́ми-я́зьвинцы (коми, ёдз, коми йоз, пермяки ; коми-язьвин. комийөз, пермякйӧз, коми утьыр ; коми ёдзва комияс, язьвинса ; к.-п. коми язьвинса ) - этнографическая группа коми-зырян и/или коми-пермяков , или обособленная финно-угорскаянародность в России.

Кунгурские, или сылвенские, марийцы (мар. Кöҥгыр марий, Сулий марий) - этнографическая группа марийцев в юго-восточной части Пермского края России. Кунгурские марийцы - часть уральских марийцев, которые в свою очередь входят в число восточных марийцев. Название группа получила от бывшего Кунгурского уезда Пермской губернии, к которому до 1780-х годов относилась территория, на которой селились марийцы с XVI века. В 1678-1679 гг. в Кунгурском уезде уже насчитывалось 100 марийских юрт с мужским населением в 311 человек . В XVI-XVII веках появились марийские поселения по рекам Сылва иИрень. Часть марийцев затем была ассимилирована более многочисленными русскими и татарами (например, деревня Ошмарина Насадского сельского совета Кунгурского района, бывшие марийские деревни по верхнему течению Ирени и др.). Кунгурские марийцы приняли участие в формировании татар Суксунского, Кишертского и Кунгурского районов края.

Нагайба́ки (ногайбаки , тат. нагайбәкләр ) - этнорелигиозная группа татар, проживающих по большей части в Нагайбакском и Чебаркульском муниципальных районах Челябинской области. Язык - говор среднего диалекта татарского языка. Верующие - православные христиане. По российскому законодательству официально являются малым народом .

Не́нцы (ненец. ненэй ненэче , хасово , нещанг (устаревшее - самоеды ,юраки ) - самодийский народ в России, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова доТаймыра. Ненцы делятся на европейских и азиатских (сибирских). Европейские ненцы расселены в Ненецком автономном округе Архангельской области, а сибирские в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области и в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе Красноярского края. Небольшие группы ненцев проживают в Ханты-Мансийском автономном округе, в Мурманской и Архангельской областях, Республике Коми.

ПОВОЛЖЬЯ:

Жилище калмыков соответствовало их образу жизни. Кочуя со своими стадами с места на место, калмык имел переносное жилище - юрту - своеобразный войлочный шалаш на деревянной основе. Убранство юрты составляла низкая кровать с несколькими войлоками, рядом с ней помещали ящик, где хранили «бурханы» (кумиры). Перед бурханами ставили маленький деревянный, украшенный резьбой, красками и позолотой столик с серебряными или медными чашечками, в которые клали пожертвования - масло, пшеницу и пряности. Необходимую принадлежность юрты составлял таган, занимавший ее середину. Этот очаг, в котором варилась пища, считался священным местом. Верхняя одежда калмыков состояла из халата или однобортного бешмета, заимствованного у кавказских горцев. Бешмет стягивали на талии ременным поясом, у богатых пояс украшался железными пластинами с серебряными насечками. Зимой надевали овчинную или лисью шубу. Шапки национального калмыцкого покроя с четырехугольной тульей пользовались большой популярностью в России. По их подобию кроили головные уборы для русских ямщиков и кучеров. Одежда калмычек состояла из широкой блузы и шаровар. На голове носили низкие желтые с черным узором шапочки, украшенные золотой нитью и густой красной бахромой. Основной пищей калмыков было козье и баранье мясо. Крепкий навар из баранины считался даже целебным. Вместо хлеба пекли пышки из ржаной или пшеничной муки в горячей золе из круто замешенного теста. Кроме них, из муки приготовляли будан - молоко, смешанное с мукой и прокипяченное в котле. Особым лакомством были также шарики из пшеничного теста, обжаренные в бараньем сале. Немцы (выходцы из различных регионов Германии) в начале XX в. составляли колонию примерно в 400 тыс. человек и жили на территории нынешних Самарской и Саратовской областей. Первые колонисты появились здесь после манифестов императрицы Екатерины II, которые призывали всех желающих в Европе свободно поселяться в «наивыгоднейших к населению и обитанию рода человеческого полезнейших местах, до сего праздно остающихся». Немецкие поселения Поволжья представляли собой как бы государство в государстве - совершенно особый мир, резко отличающийся от окружающего его русского населения по вере, культуре, языку, быту, характеру людей. После начала Великой Отечественной войны национальные образования немцев Поволжья были ликвидированы, а их обитатели выселены в разные области страны, преимущественно в Казахстан. Многие из немцев, вернувшихся в Поволжье в 60 - 70-х гг., после распада СССР уехали в Германию. Татары исповедуют мусульманство суннитского толка, т. е. наряду с Кораном признают Сунну - мусульманское Священное Предание о деяниях пророка Мухаммеда. Основная часть Сунны возникла в конце VII - начале VIII в. В течение многих веков муллы и их многочисленные помощники занимались обучением мальчиков, а их жены - девочек, вследствие чего грамотность среди татар была распространена гораздо больше, чем среди русских. Калмыки исповедуют буддизм , сохраненный ими со времени их перемещения с востока. В основе верований лежат десять заповедей о добрых и злых делах, во многом схожие с христианской религией. К злым делам относятся лишение жизни, грабеж, прелюбодеяние, ложь, угрозы, грубые слова, празднословие, зависть, злоба в сердце; добрые дела - миловать от смерти, делать подаяния, соблюдать нравственную чистоту, говорить приветливо и всегда правду, быть миротворцем, поступать согласно учению священных книг, быть довольным своим состоянием, помогать ближнему и верить в предопределение. Немцы Поволжья - в основном лютеране . Русские - христиане православного толка.

детская стоматология