Д.В. Философов Литературная летопись

Одним из древнейших жанров письменности на Руси была летопись - форма исторических сочинений древнерусской литературы. Русская летопись ярко отразила национальные интересы и стала показателем роста национального самосознания народа. Литературное значение летописей определяется большим количеством вошедших в них сказаний, повестей и легенд, которые чередуются с изложением исторических фактов.

Запечатленное время

В русских летописях события излагаются по годичному принципу (лето в древнерусском языке означает «год»). Вехами истории обычно являются какие-то знаменательные события: победы русского князя над врагами, строительство соборов и т.д. По замыслу летописцев, их повествование должно продолжаться, пока существует мир. Некоторые ученые (например, И.Н. Данилевский) полагают, что летописи составлялись не для людей, а для Страшного суда, на котором Бог будет решать судьбы людей в конце мира: в летописи перечислялись грехи и заслуги правителей и народа. Летописец не истолковывал события, а просто описывал их.

Классическое изображение русского летописца дано А.С. Пушкиным в образе Пимена («Борис Годунов»), который так формулирует кредо средне-векового историка: «Описывай не мудрствуя лукаво. Все то, чему свидетель в жизни будешь: Воину и мир, управу государей. Угодников святые чудеса. Пророчества и знаменья небесны...» По мысли Пушкина, историческая память является и уроком современности и основой народной нравственности.

Все происходящее он объяснял волей Божией и рассматривал в свете Страшного суда. Летописцами были обычно монахи, описание событий велось при монастырях, при дворах князей, епископов и митрополитов.

Летописи делятся на общерусские и местные. В общерусских летописных сводах соединены известия о событиях, происходивших в самых разных княжествах. Составители местных летописей интересуются случаями, связанными только со своим городом или княжеством.

Почти все русские летописи представляют собой своды - соединение нескольких более ранних вариантов. Первые дошедшие до нашего времени летописи относятся к рубежу XIII-XIV вв. Но летописание велось на Руси и раньше.

«Повесть временных лет»

«Нестор-летописец». Скульптор М. Антокольский. 1889 г.

В 1110-1113 гг. была завершена первая версия «Повести временных лет» - летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси, легенды и предания: о войнах русских с Византийской империей, о княжении в Киеве легендарного князя Кия, его братьев Щека, Хорива и сестры Лыбиди, о происхождении названия города Киева от имени князя Кия, о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа, о призвании на княжение на Русь в 862 г. трех скандинавов (варягов) Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря.

Эта летопись - не только исторический, но и литературный памятник. Академик Д.С. Лихачев считал ее «не просто собранием фактов русской, истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной, литературно изложенной историей Руси».

Название летописи обыкновенно переводится как «Повесть минувших лет». Существуют и другие толкования: «Повесть, в которой повествование распределено по годам» или «Повествование в отмеренных сроках», т.е. рассказ не о вечном, а о преходящем - кануне конца света и Страшного суда. Вероятный автор этой летописи - монах Киево-Печерского монасты-ря Нестор.

В XII в. текст «Повести временных лет» переработал монах Сильвестр. Так возникли вторая и третья редакции «Повести временных лет», дошедшая до нас в составе Лаврентьевской (XIV в.) и Ипатьевской летописей (XV в.).

Позднейшие летописные своды


Важным этапом в истории русского летописания было завершение Киевского великокняжеского летописного свода (конец XII в.), в состав которого вошли местные летописи. В1212 г. был создан Владимирский свод. В XIII в. на юго-западе Руси была составлена Галицко-Волынская летопись. Одним из центров летописания после монголо-татарского нашествия стала Тверь.

В начале XV в. центр летописания переместился в Москву: здесь по инициативе митрополита Киприана был создан первый Московский летописный свод. В XVI в. при Московском великокняжеском дворе была составлена обширнейшая Никоновская летопись. В этой работе, по-видимому, лично участвовал царь Иван Грозный. В XVII в. летописание постепенно приходит в упадок, возникают новые, не летописные формы исторических сочинений.

Традиция летописи прослеживается в сочинениях XVIII-XIX вв. Ориентация на стиль летописи присутствует в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. В пародийных целях форма летописи использовалась А.С. Пушкиным («История села Горюхина») и М.Е. Салтыковым-Щедриным («История одного города»).

Значение слова ЛЕТОПИСЬ в Литературной энциклопедии

ЛЕТОПИСЬ

ежемесячный литературно-политический журнал, издававшийся в Петрограде с декабря 1915 по декабрь 1917. В нем сотрудничали представители различных течений тогдашней социал-демократии (М. Горький, Ю. Мартов, А. Ерманский, А. В. Луначарский, М. Павлович, М. Смит, А. Коллонтай, С. Вольский и др.). Однако группой, определявшей политическую линию журнала во все время его существования, оставались так называемые социал-демократы интернационалисты (Б. Авилов, В. Базаров, Н. Суханов). Все перечисленные сотрудники «Л.» участвовали до того в «Современнике» — ежемесячном «журнале литературы, общественной жизни, науки и искусства», закрытом в 1915. На страницах «Современника» объединялись либералы, народники, меньшевики-ликвидаторы, «впередовцы», махисты. В. И. Ленин писал об этом объединении в 1914: «Литераторский союз вождей народничества... и разных интеллигентских фракций с.-д., либо прямо идущих против подполья, т. е. рабочей партии..., либо помогающих тем же ликвидаторам группок без рабочих..., на деле не что иное, как союз буржуазной интеллигенции против рабочих». В последнее время своего существования «Современник» стал переходить на интернационалистические позиции и в этом отношении явился предшественником «Л.». Вокруг «Летописи» сплотились сторонники богдановской группы «Вперед» (к которой принадлежал в то время и М. Горький) и меньшевики-интернационалисты (Мартов и другие), ликвидаторы, сторонники Организационного комитета (так наз. «окисты»). Тех и других объединяло отношение к войне. О политической физиономии журнала В. И. Ленин в письме к А. Г. Шляпникову осенью 1916

340 писал: «Там какой-то подозрительный блок махистов и окистов. Гнусный блок! Едва ли его можно разбить... Попытать разве блок с махистами против окистов? Едва ли удастся...» В эпоху войны «Л.» являлась по существу единственным в России легальным журналом, в к-ром так или иначе велась борьба против империалистической бойни; этим и определялось участие в ней некоторых большевиков, использовавших предоставлявшиеся легальные возможности. Интернационалистские статьи «Л.» писались «эзоповским языком», рассчитанным на усыпление внимания цензуры. Так, Л. Каменев призывал методам германских империалистов противопоставить методы той силы, «которая завтра эту задачу (создание нового хозяйственного плана — А. Ц.) будет призвана решить» (ст. «Социальное содержание империализма и его преодоление», 1916, кн. IX). Это не обмануло однако царской цензуры, учуявшей в журнале «пораженческие идеи». Утверждению интернационализма служила и литературная продукция «Летописи». — Именно здесь впервые были напечатаны «Война и мир» Маяковского (третья часть поэмы не могла быть напечатана «по не зависящим от редакции обстоятельствам») и ряд иностранных произведений, порывавших с шовинистической интерпретацией войны и национализмом: «Мистер Бритлинг пьет чашу до дна» Г. Уэлса, «Еврей» Гольдшмидта, «Inferno» (Ад) Э. Штильгебауера, рассказы Милля и пр. Из русских писателей, сотрудничавших в «Л.», следует отметить Чапыгина, Бабеля (рассказы), Вяч. Шишкова («Тайга»), из поэтов — М. Моравскую, В. Брюсова, Бунина; в «Л.» печатались и автобиографические очерки «В людях» М. Горького, одного из основателей этого журнала и ближайшего его участника. Несмотря на резкую полемику с Г. В. Плехановым, разоблачавшую его социал-патриотические позиции, интернационализм «Л.» был однако половинчатым, ограниченным, трусливым. Разоблачение империалистического характера мировой войны производилось крайне нерешительно, если не сказать больше; так, небезызвестному ныне социал-интервенту, осужденному советским судом, Н. Суханову принадлежало чудовищное утверждение, что Россия ведет оборонительную войну, что ни один класс России не преследует ни в каких внешних странах и областях никаких своих действительных материальных интересов (1916, кн. III), — утверждение, целиком бравшее под защиту русский империализм и самодержавие. «Летописи» было чуждо то последовательное отрицание войны, которое вело к развязыванию классовых противоречий в воюющих странах, к превращению войны империалистической в войну гражданскую. В своем отношении к проблеме войны «Л.» не смогла таким образом преодолеть интеллигентского гуманизма и смыкалась с мелкобуржуазным пацифизмом. Вот почему, восторженно встретив низвержение самодержавия, «Летопись» заняла враждебную позицию по отношению к большевикам.

341 Отсюда — характерная замена в «Летописи» в 1917 году политических лозунгов социальной революции призывом к культурничеству. В Октябрьские дни «Летопись» клеветнически нападала на большевиков, якобы повинных в том, что «хозяйственный развал России» превратился ныне «в социальную катастрофу». Параллельное существование газеты «Новая жизнь», к-рая издавалась той же группой, позволило редакции «Л.» придать журналу характер литературных сборников, исключив оттуда общественно-политический отдел. Это однако не придало «Л.» жизнеспособности, и в конце 1917 она закрылась, меланхолически заверив своих читателей в том, что «рано или поздно внешние препятствия, мешающие нашей совместной работе, будут устранены и страницы „Летописи“ вновь станут ареной борьбы во имя политической свободы, социального равенства и пролетарского Интернационала». Социально-политическая сущность «Летописи» прекрасно разъясняется статьями Ленина , содержащими жесточайшую критику беспринципной политической линии новожизненцев, этих сидящих между двумя стульями «четверть большевиков, питающихся мелкобуржуазными иллюзиями» и дошедших на последнем этапе своего существования до «политической слепоты» (см. особенно статью Ленина «Удержат ли большевики государственную власть?», Сочинения, издание 3-е, том XXI, стр. 249, 257, 280 и др.). А. Ц.

Литературная энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛЕТОПИСЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛЕТОПИСЬ в Словаре литературоведческих терминов:
    - древнейший вид повествовательной письменной древнерусской литературы: последовательное описание исторических событий по годам. Например: "Повесть временных лет" (Киев, XII в.), …
  • ЛЕТОПИСЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    ежемесячный литературный, научный и политический журнал, издавался в Петрограде в 1915-17. Основан М. Горьким, который сгруппировал вокруг "Летописи" литературные силы, …
  • ЛЕТОПИСЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    русский ежемесячный литературный, научный и политический журнал, издаваемый в Петрограде в 1915-17. Основан М. Горьким, сгруппировавшим вокруг "Л." писателей, выступавших …
  • ЛЕТОПИСЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Вид русской повествовательной литературы II -17 вв.: погодная запись исторических событий. Древнерусские летописи. 2. перен. То …
  • ЛЕТОПИСЬ
    "Л́ЕТОПИСЬ СОБЫТИЙ В ЮЖНОЙ РУСИ", за 1614-1700, составлена в нач. 18 в. на лат. яз. львовским каноником Я. Юзефовичем. Включает …
  • ЛЕТОПИСЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "Л́ЕТОПИСЬ САМОВИДЦА", укр., т.н. казацкая летопись. Предположительно составлена ген. подскарбием Романом Ракушкой-Ромодановским. Освещает историю Украины 1648- 1702 (в т.ч. события …
  • ЛЕТОПИСЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "Л́ЕТОПИСЬ О МНОГИХ МЯТЕЖАХ", ист. сочинение с описанием событий 1584-1655. Составлено, вероятно, ок. 1658 в Москве при Патриаршем дворе на …
  • ЛЕТОПИСЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "Л́ЕТОПИСЬ ЗАНЯТИЙ АРХЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМИССИИ", непериодич. издание Археографич. комиссии. Вышло 35 вып., с 1862 по 1929. Публикации источников, исследований по истории …
  • ЛЕТОПИСЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "Л́ЕТОПИСЬ", ежемес. лит., науч. и полит. журнал, издавался в Петрограде в 1915-17. Осн. М. Горьким, к-рый сгруппировал вокруг "Л." лит. …
  • ЛЕТОПИСЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ле"топись, ле"тописи, ле"тописи, ле"тописей, ле"тописи, ле"тописям, ле"топись, ле"тописи, ле"тописью, ле"тописями, ле"тописи, …
  • ЛЕТОПИСЬ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, мн. л"етописи, л"етописей, ж. 1) В Древней Руси: запись исторических событий по годам. Древнерусские летописи. В числе татарских темников... …
  • ЛЕТОПИСЬ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Хроники от …
  • ЛЕТОПИСЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    анналы, хроника, история. См. …
  • ЛЕТОПИСЬ в словаре Синонимов русского языка:
    анналы, изолетопись, …
  • ЛЕТОПИСЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Запись исторических событий древнего времени по годам, производимая современником; книга с такими записями. 2) перен. Регулярная запись каких-л. …
  • ЛЕТОПИСЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    л`етопись, …
  • ЛЕТОПИСЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    летопись, …
  • ЛЕТОПИСЬ в Орфографическом словаре:
    л`етопись, …
  • ЛЕТОПИСЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    вид русской повествовательной литературы 11 - 17 вв.: погодная запись исторических событий Древнерусские летописи. летопись Poet == история N3 Л. …
  • «ЛЕТОПИСЬ» в Современном толковом словаре, БСЭ:
    ежемесячный литературный, научный и политический журнал, издавался в Петрограде в 1915-17. Основан М. Горьким, который сгруппировал вокруг «Летописи» литературные силы, …

См. также `Летопись` в других словарях

ж. 1) Запись исторических событий древнего времени по годам, производимая современником; книга с такими записями. 2) перен. Регулярная запись каких-л. событий; история чего-л.

Летопись

л\"етопись, -и


Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: "Азбуковник" . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

1. Погодная запись исторических событий.
2. Роман Леонида Лиходеева «Средневозвышенская...».
3. Журнал, основанный Горьким в 1915 году.
4. Анналы.

летопись

Анналы, хроника, история.

См. история...

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари , 1999

летопись Искон. Сложение лето «год» и пись «запись, писание» (см. лето , писать ). Летопись буквально - «запись событий по годам». Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004

летописи, мн. летописи, летописей-летописей, ж. Погодная запись исторических событий древнего времени (возникла и велась первонач. в монастырях; истор., лит.). Новгородская летопись. Летопись Нестора. Еще одно последнее сказанье, и летопись окончена моя. Пушкин. || Всякая погодная запись событий, дневник, хроника (книжн.). Летопись моей музыкальной жизни (заглавие автобиогр. Римского-Корсакова).

ЛЕТОПИСЬ

На Руси ХI–XVII вв. - вид исторической повествовательной литературы, представляющий собой записи о том, что произошло в годовом порядке (погодные записи ).


Слово летопись образовано от существительного лето в значении ‘год’.
Летописи являются одним из главных источников сведений об истории страны. Древнейшие из дошедших до нашего времени летописи относятся к ХI в. Разные летописи (или летописные своды ) отличаются набором фактов и их интерпретацией, поэтому в некоторой степени являются авторскими работами, хотя не многие имена древних летописцев дошли до нашего времени. Это объясняется тем, что в древнерусском восприятии летописцы считались не авторами летописей, а тольк...

Описание исторических событий в хронологическом порядке; то же что на Западе "хроника". В русских летописях заключается основной материал для истории древней Руси; в них таюке встречаются сведения о казачьих предках, которые называются там Касагами, Казягами, Черными Клобуками, Черкасами, Бродниками и др. именами.

Летопись

Летопись

(др.-рус. лето – год) – погодная запись исторических событий, вид повествовательной литературы на Руси в ХI – ХVII вв. (возникла и велась первоначально в монастырях).

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .

ЛЕТОПИСЬ

Описание исторических событий в хронологическом порядке; то же что на Западе «хроника». В русских летописях заключается основной материал для истории древней Руси; в них таюке встречаются сведения о казачьих предках, которые называются там Касагами, Казягами, Черными Клобуками, Черкасами, Бродниками и др. именами.

Казачий словарь-справочник. - Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А. Составитель словаря Г.В.Губарев, редактор - издатель А.И.Скрылов 1966-1970

Л. называются постоянно производившиеся офиц. историч. записи (анналы) во времена Давида (1Пар 27:24) , Соломона (3Цар 11:41) , царей иуд. (3Цар 14:29; 15:7; 4Цар 8:23 и др. - букв. "книга дневных событий царей Иудеи") и израил. (3Цар 14:19; 15:31; 4Цар 1:18 и др.) ; под этим названием подразумевались также историч. труды. В Неем 12:23 упомин. одна Л., содерж. список левит. родов. см. Книги Паралипоменон.

летопись

ЛЕ́ТОПИСЬ -и; ж. В древней Руси: погодная запись исторических событий, происходивших в стране, городе, местности. Киевская л. // обычно чего или какая. Всякая регулярная запись событий; дневник, хроника. Корабельная л. // чего, какая. Совокупность, собрание каких-л. записей, произведений, снимков, кинолент и т.п., в которых нашли отражения отдельные моменты развития, хода чего-л.

Живая ле́топись кто-л. О том, кто хорошо помнит все современные ему события.

Летопи́сный, -ая, -ое. Л-ые своды.

Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд...

Летопись («Ле́топись»)

русский ежемесячный литературный, научный и политический журнал, издаваемый в Петрограде в 1915-17. Основан М. Горьким, сгруппировавшим вокруг «Л.» писателей, выступавших против империалистической войны, национализма, шовинизма. В «Л.» были опубликованы многие произв., поддерживавшие традиции реализма и противостоявшие милитаристской и декадентской беллетристике. В «Л.» печатались М. Горький, И. А. Бунин, А. А. Блок, В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, С. А. Есенин, В. Я. Шишков, А. П. Чапыгин, Я. Райнис, А. Исаакян и др., из зарубежных авторов - Г. Уэллс, А. Франс, Р. Роллан, Э. Верхарн, Дж. Лондон и др. В научном отношении определяющим для «Л.» было участие К. А. Тимирязева. Большевики использовали легальные возможности журнала...

Летопись

Ежемесячный литературный, научный и политический журнал, основан М. Горьким. Выходил с декабря 1915 по декабрь 1917. Тираж 10-12 тыс. экземпляров. Редакция - на улице Большая Монетная, 18. Издатель A. Н. Тихонов, редактор А. Ф. Радзишевский. Публиковались произведения М. Горького, М. М. Пришвина, Ф. В. Гладкова, И. А. Бунина, В. Я. Брюсова, К. А. Тренёва, С. А. Есенина, А. А. Блока, Г. Уэллса, А. Франса, Р. Роллана, Дж. Лондона и др. Активное участие в «Л.» принимали учёные К. А. Тимирязев, И. П. Павлов, И. И. Мечников и др., сотрудничали большевики И. И. Скворцов-Степанов, В. П. Ногин, Н. К. Крупская и др. Журнал подвергался цензурным преследованиям.

ЛЕТОПИСЬ

Летопись это жанр древнерусской литературы, форма исторических сочинений, в которых события объединены по годовым, или «погодичным», статьям (их также называют погодными записями). В этом отношении летопись принципиально отличаются от известных в Древней Руси византийских хроник, в которых события были распределены не по годам, а по царствованиям императоров. Летописцами были обычно монахи и княжеские или царские чиновники. Летописание велось при монастырях, при дворах князей, царей и священнослужителей высшего сана - епископов и митрополитов. Летописи делятся исследователями на общерусские и местные. Самые ранние дошедшие до нашего времени относятся к концу 13-14 века. Но летописание велось на Руси и раньше. Наибольшее признание получила гипотеза А.А.Шахматова, согласно которой Древнейший Киевский летописный свод был составлен около 1037. В 1110-13 была завершена первая редакция (версия) «Повести временных лет» - пространного летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси: о войнах русских с Византийской империей, о призвании на Русь на княжение скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря, о княжеских преступлениях. Вероятный автор этой летописи - монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В 1116 монахом Сильвестром и в 1117-18 неизвестным книжником из окружения князя Мстислава Владимировича текст «Повести временных лет» был переработан. Так возникли вторая и третья редакции «Повести временных лет»; вторая редакция дошла до нас в составе Лаврентьевской (1377), а третья - Ипатьевской летописи (15 век). В Северо-Восточной Руси одним из центров летописания после монголотатарского нашествия стала Тверь, где в 1305 при дворе князя Михаила Ярославича был составлен первый тверской летописный свод. В начале 15 века центр летописания переместился в Москву, где в 1408 по инициативе митрополита Киприана был создан первый московский летописный свод. Он имел общерусский характер. Вслед за ним были созданы общерусские московские своды 1448, 1472 и 1479. Финальным этапом в истории великокняжеского и царского летописания стала иллюстрированная редакция Никоновской летописи - Лицевой (т.е. иллюстрированный) летописный свод. Работа над ним велась в 1560х или во второй половине 1570 - начале 1580-х. В этой работе, повидимому, лично участвовал первый русский царь Иван Грозный.

В 17 веке летописание постепенно приходит в упадок : в него начинают включать откровенно недостоверный материал (об отношениях Олега Вещего и Кия, о близком родстве Олега и Юрия Долгорукого, об обстоятельствах основания Москвы Юрием Долгоруким). Возникают новые, нелетописные формы исторических сочинений. Тем не менее при патриаршем дворе летописи велись до самого конца столетия, а в некоторых местностях летописание сохранялось еще в 18 веке. Почти все русские летописи представляют собой своды - соединение нескольких летописных текстов или известий из других источников более раннего времени. Летописные тексты имеют начало, но их концовка обычно условна и приурочивается к каким-то знаменательным событиям: победе русского князя над врагами или вступлению на княжение, строительству соборов и городских укреплений. Для летописи важен принцип аналогии, переклички между событиями прошлого и настоящего: события настоящего мыслятся как «эхо» событий и деяний прошлого, прежде всего, описанных в Библии. Убийство Святополком Бориса и Глеба летописец представляет как повторение и обновление первоубийства, совершенного Каином; Владимир Святославич - креститель Руси - сравнивается со святым Константином Великим, сделавшим христианство официальной религией в Римской империи. Летописи чуждо единство стиля, это «открытый» жанр. Самый простой элемент в летописном тексте - краткая погодная запись, лишь сообщающая о событии, но не описывающая его. В её состав также включаются юридические документы, предания, жизнеописания святых, княжеские некрологи, рассказы о сражениях (воинские повести), описания каких-либо знаменательных событий. Так, в Софийскую вторую и Львовскую летопись вошло «Хожение за три моря» Афанасия Никитина (1468-75). Значительную часть текста в летописи занимают повествования о сражениях, написанные так называемом воинским стилем (см. ), и княжеские некрологи.

Традиции летописи прослеживаются в русских исторических сочинениях 18 и начала 19 века ; ориентация на стиль летописи присутствует в «Истории государства Российского» (1816-29) Н.М.Карамзина. В пародийных целях форма Традиции летописи использовалась А.С.Пушкиным («История села Горюхина», 1830) и М.Е.Салтыковым-Щедриным («История одного города», 1869-70). Сходство с концепцией истории, присущей летописцам, характерно для исторических воззрений Л.Н.Толстого - автора романа «Война и мир» (1863-69). С 1841 издается серия «Полное собрание русских летописей». В 1999 было начато новое издание «Полного собрания русских летописей»; к середине 2000 опубликовано семь томов (в состав этого издания вошла прежде не печатавшаяся в «Полном собрании русских летописей» Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов).

Творчество Герольда Карловича Бельгера широко известно читателям многих стран, литературоведам и критикам. В центре книги Герольда Бельгера «Помни имя свое» – жизнь и творчество немецких, российских и казахстанских прозаиков, драматургов, поэтов, публицистов, литературоведов, композиторов. Прежде всего, это представители старшего и среднего поколения – А.Дебольский, А.Гассельбах, Д.Вагнер, К.Эрлих, О.Гейльфус, Э.Айрих, А.Штульберг, Н.Пфеффер, И.Варкентин, А.Реймген, В.Вебер, К.Вельц, Д.Гольман.

Анализ ключевых произведений, весьма точные критические выводы и обоснованные прогнозы на обозримое будущее делает Г.Бельгер, подходя к первостепенным проблемам всего этноса, как правило, сопряженным с не придуманными трагедиями сурового времени. Для него дороги подлинно бесценные обретения нескольких веков той немецкой культуры, которая еще с давних времен стала неотделимым слагаемым общероссийского и казахстанского нравственного величия.

Бельгеру духовно близок и дорог конкретный вклад того или иного литератора или ученого в общечеловеческую духовную сокровищницу, важно его нравственное самочувствие перед лицом великого и разноликого множества нынешних и грядущих испытаний. В сборнике «Помни имя свое» имеются два эссе, посвященные Алексею Дебольскому. Одно было написано при жизни А.Дебольского, другое – в память о нем. Эти очерки – эссе о талантливом писателе и журналисте, основателе немецкой газеты «Фройндшафт», редактором которой он был одиннадцать лет. Г.Бельгер как верный друг и коллега А.Дебольского бережно говорит о всех его достижениях и произведениях.

Отличительная черта эссе Г.Бельгера: соседство точных биографических данных, исторических дат, подлинных исторических личностей с обобщающими отступлениями нередко лирического плана. А.Дебольский приехал в Казахстан из Москвы в конце 1965 года. И три десятилетия, связанные с Казахстаном, стали для него в творческом плане наиболее существенными и продуктивными.

Часть своих произведений (романы «Туман», «Свершение», повесть «Такое долгое лето!», пьесу «Великое испытание», ряд рассказов, очерков и статей) А. Дебольский написал на родном, немецком языке и сам перевёл на русский язык. Романы «Истины своей жизни», «Простые смертные», книга рассказов «Огненная грива» и другие написана на русском языке. Он переводил произведения «с французского, английского, немецкого без подстрочника, как и подобает настоящему переводчику». Роман А.Дебольского «Простые смертные» Г.Бельгер считает крупным успехом казахстанской литературы. Сквозной герой этого многопланового «повествования от третьего лица» уже в преклонном возрасте говорит: «Сколько добра недоделано в жизни! Все хотят коренных превращений. У немцев есть прелестное выражение: Weltverbesserir – улучшатели мира. Сколько шишек наставили мы себе. А надо делать добро ближнему. Ведь только за этим мы родились на свет».

Г.Бельгер убеждает нас в том, что А.Дебольский и есть «улучшатель мира», это его жизненный «штандпункт». Об этом свидетельствуют его жизнь и творчество. Что касается романа «Простые смертные», то он еще недооценен критикой. По мнению Г.Бельгера, «это честное, правдивое повествование, своеобразная исповедь о судьбе нашего народа, его старшего поколения, ввергнутого в драматический водоворот событий тотально трагической эпохи. Роман колоритно, обнаженно, прочувствованно воссоздает живую атмосферу той, казалось, на наших глазах (я имею в виду мое поколение) прошедшей эпохи, глубокое, всестороннее художественное осмысление трагизма которой, видно, удел не одного мастера пера».

В своих очерках–эссе Г.Бельгер стремится постичь духовный мир творящего. Он радуется, когда находит общие точки соприкосновения. И, говоря о своих собратьях по перу, таких же «хоффнунгс-трегерах» (носителях надежды), что и он, Г.Бельгер доносит до нас одну важнейшую истину: «безголосым народ быть не может» и посему вся деятельность талантливых сынов тевтонского племени направлена на одну цель – служить рупором своему народу.

Писатель часто обращается и к судьбе литераторов, поэтов, покинувших Казахстан. Среди них Нора Пфеффер, Иоганн Варкентин, Нелли Ваккер, Виктор Герд и многие другие. «Обретение новой родины, вживание в новую среду всегда было мучительным процессом: так было двести с лишним лет назад, когда наши предки массовым потоком переселялись в Россию, нечто подобное мы видим и теперь при массовой эмиграции их потомков назад, в Германию. На наших глазах происходит эволюция самосознания этноса, в терзаниях и сомнениях. Этой болью пронизаны многие произведения наших соплеменников, очутившихся на перепутье судьбы и времени».

Публицист констатирует, что адаптация руссланддойче будет чрезвычайно тяжела, ибо они – «это продукт нескольких культур», они не смогут сразу прижиться на новой для них, хотя и родной почве Фатерланда. Российские немцы покидают страну, которая более двух веков служила им Родиной. Эмиграция – трагедия не только отдельного человека, а всего этноса. Один из поздних «аусзидлеров» (переселенцев) Эдуард Альбрандт напиcал об этом проникновенные строки:

Уходят те, а эти остаются,
Душа и сердце рвутся пополам.

Рвутся связи, рушатся налаженный быт, жизни, судьбы, рвутся пополам душа и сердце остающихся и уезжающих.

Анализируя сборник стихов Лидии Розин, Г.Бельгер отмечает, что в нем превалирует мотив неприкаянности, растерянности, потерянности. Вот характерные строки:

«Хронически мы переселенцы, потерянный, растерянный народ».

«Здесь все не так: погода не такая, дома другие, запахи не те…»

«Здесь даже муха на стекле и та чужая», – вторит поэтессе Анна Вайнерт. Подобные мотивы, как крик души, варьируются бесконечно в творчестве российских немцев, эмигрировавших в Германию.

И долго еще аусзидлерам, и тем, кто, как Виктор Клеграф, «унесли в памяти свое Боровое», и тем, кто как Эльза Ульмер, взяли с собой горсть казахстанской земли, не забудутся запущенные ландшафты, горы, реки, и долго еще будут сниться люди, села и города той земли, «на которую капнула кровь от их пуповины».

Большинство из тридцати девяти материалов сборника «Помни имя свое» впервые было опубликовано в международных немецко-русскоязычных газетах «Дойче Альгемайне Цайтунг» (Алматы), «Нойес Лебен» (Москва), в «Евроазиатском курьере» (Гамбург), в казахстанских журналах «Простор», «Мысль», в международном общественно-политическом и литературно-художественном немецко-русскоязычном альманахе «Феникс» и других авторитетных изданиях.

Собранные воедино, эти публикации обрели статус своеобразной литературной летописи. В статье «Исповедь сердца» о книге «Время любви» Норы Пфеффер Г.Бельгер пишет: «Сама эта книга, кажется, излучает теплый, благодатный, благородный свет… Искренность, подлинная мелодичность, яркость метафор влекут и тем, что в стихах ее сказано больше, чем написано, и звучит больше, чем слышится. Эти стихи – «биография души» Норы Пфеффер:

Еще я не могу
Поверить равнодушью.
Еще я берегу
Бунтующую душу.
Нирвану я молю,
Как призрак не маячить:
Еще я жизнь люблю,
Еще люблю и плачу.

Аналитик, искусно препарирующий стихи, проверяющий их на вкус, на вес, на звук, ловко сортирующий их по тематике, форме, размеру, наверняка разложил бы «Время любви» по соответствующим полочкам – любовная лирика, философская лирика, стихи-воспоминания, стихи-импульсы, осколки бытия, трехстишья, пятистишья, триптихи и т.д. Я этого делать не могу и не буду. В стихах Н.Пфеффер все эти названные формальные признаки и качества неразъемны, едины, органически сплавлены, сплетены душой и сердцем, и пейзаж, и рассуждения, и воспоминания о былом, и рассказ о лагерном быте, и пронзительный цикл о сыне, все-все подчинено одной высокой человеческой страсти – всепоглощающей любви, навеяно и озарено великой любовью ко всему изначально сущему, из чего, собственно, и состоит суть мироощущения ее автора и всего его творчества».

Прошло четырнадцать лет со дня издания сборника Г.Бельгера «Помни имя свое». Есть на карте Германии небольшой городок под названием Оерлингхаузен. Здесь находится Институт по вопросам миграции и интеграции. Сюда приезжают группы на обучение в сферах политического и социально-культурного образования. Здесь же литературное общество немцев из России проводит литературные чтения, творческие семинары. Поэты, писатели рассказывают о своих книгах, о чем они, как создавались, а также о своих творческих планах на будущее.

Какие же проблемы волнуют сейчас «аусзидлеров» из России и Казахстана? Рената Вольф («И на другом краю земли цветут ромашки…», «Отражение», «В преддверии весны»), Елена Думрауф-Шрейдер («Воину – победителю», «Молитва», «Чудо – это дети»)… Уже названия произведений говорят о том, что авторов волнуют извечные человеческие вопросы о жизни, любви, верности, одиночестве и мечте:

Вода, вода – от края и до края,
Но если и земля – то сторона чужая.
Ты гостем приходишь и гостем уйдешь,
Мгновения жизни с собою возьмешь.
А память напишет об этом страницу,
И дальние страны потом будут сниться.
Мы странники жизни, мы вечно в пути,
От края до края идти и идти…

Эти поэтические строки Ренаты Вольф, лирика Анны Шаф, лирический герой Бауржан – «джигит из Казахстана» Валентины Каиль подтверждают слова Г.Бельгера о том, что «главный дом – это дом в душе человека, который прочно стоит до тех пор, пока крепок его нравственный фундамент. Дом человека – его память».

В современном читательском сознании произведения Герольда Бельгера объединяются в художественное полотно с единой темой – судьба немецкого этноса в Казахстане и духовные контакты казахов и немцев.