Дориан грей фильм подробное содержание. Дориан грей

В литературе много достойных и интересных произведений. Одно из них - «Портрет Дориана Грея». Краткое содержание этого романа поможет вам вникнуть в основную суть этой удивительной истории. Данное произведение не раз экранизировалась, а главный герой стал легендарным собирательным образом. Человека, подарившего известное всему миру произведение, звали Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея», краткое содержание этого романа, вы сможете увидеть в данной статье. Конечно же, она не сможет полностью передать всю глубину этого произведения. Однако уловить главную идею и сделать собственные выводы сможет каждый.

«Потрет Дориана Грея»: краткое содержание. Часть 1

История начинается со встречи талантливого живописца Бэзила Холлуорда со старым другом Генри Уоттоном, который застает художника в момент работы над портретом молодого и очень красивого мужчины Дориана Грея. Не проходит много времени, а молодой человек появляется на пороге дома Бэзила. Невероятная красота юноши, пленяющая живописца, не оставляет равнодушным и самого лорда Уоттона. Как только портрет закончен, Дориан произносит мечтательные слова о том, что хотел бы, чтобы его красота оставалась неизменной, в то время как портрет бы старел. Растроганный этими словами художник вручает юноше картину. В это время лорд Генри приглашает юношу окунуться в мир распутной, богатой и светской жизни, полной роскоши и развлечений. Проходит время, и молодой человек влюбляется в Сибилу Вэйн - начинающую актрису. Прекрасная и нежная, эта талантливая девушка прозябает на подмостках убогого театра. Жизнь у девушки нелегка, ведь она вынуждена влачить голодное и бедное существование со своей матерью и братом. Встретив Дориана, она видит в нем божество, спустившееся с небес на землю.

«Портрет Дориана Грея»: краткое содержание. Часть 2

Обретя в Сибиле воплощение таланта и красоты, наивный Дориан сообщает Бэзилу и лорду Генри о своей скорой помолвке с юной девой. Мало кто воспринимает данное известие с радостью или восторгом. Всех начинает волновать будущее Дориана. Тем не менее наставники юноши охотно соглашаются прийти на спектакль Сибилы, где она будет играть Джульетту. Однако всех ждет горькое разочарование. Ведь актриса, витающая в облаках в ожидании предстоящей помолвки, нехотя исполняет роль, без особого желания проговаривая сценарий. Видя это, Дориан обвиняет Сибилу в том, что она убила его любовь своей бездарностью. Проведя бессонную ночь, Дориан пишет ей письмо примирения, еще не зная о том, что девушка не вынесла его слов и покончила с собой.

«Портрет Дориана Грея»: краткое содержание. Часть 3

После всего случившегося Дориан вновь возвращается к распутному образу светской жизни. Вот только портрет начинает меняться, и не на шутку обеспокоенный молодой человек убирает его подальше. Следующие 20 лет Дориана умещаются в одну главу. Он настолько поглощен знакомством с новыми соблазнами, что начисто забывает про свою душу, любуясь лишь своей внешней оболочкой. И никакие разумения не могут вытянуть юношу из порочного круга, за ним закрепляется слава совратителя молодых умов. Когда его посещает подаривший ему злополучный портрет, Дориан с усмешкой открывает ему истинное лицо, запечатленное на полотне. Практически разлагающийся старик - образ, который не может вынести не только художник, но и сам Дориан - становится причиной, по которой он убивает Бэзила, обвиняя его в случившемся. Все больше Дориан пытается забыться, но портрет не дает ему покоя, показывая его истинное лицо. И вот однажды, не выдержав этого, Грей бросается на полотно с ножом. Слуги, поднявшиеся на шум, застают изуродованное тело старика и невредимый портрет с красивым и молодым юношей, который не подвластен времени. Так и заканчивается знаменитый роман «Портрет Дориана Грея», сочинение которого - заслуга знаменитого Оскара Уайльда.

17 июля на Первом канале – премьера нашумевшего английского фильма. После съемок картины жилище героя приобрела супруга Лужкова .

Нет темы благодатнее для кино, чем английская классическая литература. Какие костюмы, какие интерьеры! И какие страсти под маской чопорности и степенности.

«Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда будоражит кинематографистов давно, что неудивительно: гремучая смесь порока, красоты, проклятия и искупления… Да что там кинематографистов! Дориан Грей будоражит политиков и бизнесменов.

Сразу после завершения работы над этим английским фильмом самая богатая женщина России, Елена Батурина, купила особняк Уайтанхерст, где велись съемки «Дориана Грея». Это охраняемый государством замок, построенный в стиле королевы Анны, который является второй по величине частной резиденцией в Лондоне после Букингемского дворца. С 25 спальнями, огромным бальным залом, 8 ванными комнатами и 8 гостиными. Сумма сделки – 50 миллионов фунтов стерлингов… Остается гадать, чей портрет украсит главную гостиную госпожи Батуриной…

б) насколько разнятся представления о мужской привлекательности.

Глядя на «красавчика» Грея, ловишь себя на ощущении дежавю: Дориан весьма смахивает на Нео из «Матрицы» . Вернее, молодой актер Бен Барнс похож на юного Киану Ривза . Режиссер Оливер Паркер оправдывается так: «Самый очаровательный мужчина наших дней очень сильно отличается от того, которого выбрали бы во времена Оскара Уайльда».

Несмотря на страшный сюжет, на съемках «Дориана Грея» было много смешного. Рассказывает Бен Барнс:

– Было очень забавно. В те дни, когда мой герой был молодым и уязвимым, Колин Ферт постоянно задирал меня на съемочной площадке. Но как только его загримировали под 70-летнего, мы поменялись ролями: он стал чувствовать себя немного уязвимым, потому что стал лысеть! Очень интересно наблюдать, как люди буквально забывают, что это не твое настоящее лицо, а грим. Мы снимали последнюю часть картины, где я превращаюсь в отвратительное, проклятое чудовище. Три часа на мне были протезы. Даже продюсер не узнал меня, а помощники режиссера не могли взглянуть мне в глаза. Было интересно почувствовать себя всесильным мутантом!

Барнсу вторит сам Ферт:

– Как только Бен Барнс видел меня в парике с лысиной, он пытался помочь мне сесть, дать лекарство и поменять калоприемник! Он не мог не опекать меня, ведь я был стар!

Помимо колоритного актерского ансамбля, на картине собрались и другие достойные профессионалы. Оператором выступил номинировавшийся на премию «Оскар» и премию Британской академии кино и телевидения Роджер Прэтт . В его долгой кинокарьере такие фильмы, как «Гарри Поттер и Кубок огня» , «Гарри Поттер и Тайная комната », «Троя» , «Шоколад» , «102 далматинца», «Конец романа», «Франкенштейн Мэри Шелли», «Бэтмен», «Большие надежды» и «Мона Лиза» . А в качестве художника по костюмам попробовала себя номинантка на премию «Оскар» художник Рут Майерс , которая призналась:

– Я представляла Дориана почти как Мика Джаггера или Рудольфа Нуриева. Мне хотелось, чтобы образы и костюмы отражали идею гламура 1960–1970-х годов.

Так оно и получилось: роскошно одетый, трясущийся над своим смазливым личиком Дориан Грей словно посылает месседж сегодняшним светским львам и труженицам гламура и глянца.

Лучше всего идею фильма озвучила Ребекка Холл :

– Сегодня многие озабочены тем, как остановить ход часов и остаться молодым. Думаю, люди во все времена были одержимы этим вопросом. И каждой эпохе присущи свои представления о том, что является красивым и выглядит молодо. Сегодня это ботокс, а вчера, возможно, это была определенная манера одеваться. Эта тема всегда актуальна, и кто-то всегда будет пытаться остановить время. Но может, стоит подумать о душе?..

Илона Егиазарова

Предупрежу сразу, я читала саму книгу, поэтому отзыв будет исходить именно от этого. Обычно знакомые с оригиналом начинают сразу возмущаться, что испоганили сюжет, зачем его переделали, кто все эти люди, на Дориане плавки были другого цвета и так далее. В принципе понятно их возмущение. Если книга горячо любимая, то все изменения воспринимаются в штыки. Однако оценивать фильм лучше отдельно от книги. Почему? Потому что то, что замечательно выглядит на экране, будет выглядеть плохо на бумаге и наоборот. Поэтому многие замечательные вещи не спешат экранизировать – трудно и «благодарные» фанаты сожрут живьём. Но я попробую быть более объективной.
Тем, кто читал книгу, сразу бросается в глаза изменённые сюжет. Каких-то героев добавили, роль Безила уменьшили, Ванессу Дориан в дом не приглашал, и причиной разрыва послужила её бездарная игра, некоторых героев убрали (так исчезла мать Ванессы в виду небольшого влияния на сюжет), мотивы некоторых поступков изменились. Бросилось в глаза, что в конце фильма добавили Первую Мировую. Роман был написан в 1890 году, поэтому трудно было предположить, что спустя 25 лет начнётся такой ахтунг. Конечно, режиссёр скорректировал время действия. Начало совпадает с исторической эпохой, где жил Уайльд, а вот конец соответствует фактическому времени действия (солдаты на улицах, шуточки касающиеся войны, военные плакаты, фотоаппараты, машины и прочая мишура, которая мало влияет на основной сюжет). Изменили многие сцены, чтобы добавить им кинематографичности и зрелищности. Так в книге брат Ванессы был подстрелен на охоте, а в фильме он ещё погонялся за Дорианом. Изменился конец. Оригинальный, где Дориан просто вонзает нож в портрет и умирает сам, показался сценаристам пресным. Поэтому нужно добавить спецэффектов, обязательный голливудский взрыв (по-настоящему крутые парни входят во взрыв) и побольше эмоций. Не могу сказать, что это идеальное решение. Однако у нас кино, рассчитанное на массового зрителя. В книге очень много болтовни Генри, отвлечённых рассуждений и так далее. По событийности книга далеко не в лидерах. Выход – перекроить сюжет. Оставить канву событий, добавить новые и отредактировать старые и сохранить максимально количество Уайльдовских диалогов. С последним постарались. Всю оригинальную болтовню вместить не получится, но сценаристы старались (переводчики тоже использовали канонический перевод на русский). И сразу чувствуется, какие диалоги были взяты из книги, а какие сочинялись уже сейчас. Уровень слишком разный.
Если сразу сделать скидку на то, что перед нами фильм, который не может быть книгой, то можно расслабиться и получить удовольствие. Фильм снят очень хорошо. Оператор, костюмер, режиссёр, композитор – все сработали очень слаженно. Но главное – очень удачный Дориан. Бен Барнс очень хорошо подошёл под эту роль. Начиная с красивого наивного мальчика, который только что приехал в большой город, он заканчивает настоящим королём разврата. Барнс показал, что не только лицом торговать умеет.
В остатке имеем фильм, который не стал изложением книги (что было бы на экране откровенно скучно), а пошёл немного своим путём. Появились новые темы, которых не было. Так Дориан возвращается в Англию и не находит той старой Англии, которую он знал. Она слишком сильно изменилась – на улицах солдаты, нет прежней пышности, никто не уверен в завтрашнем дне. А Дориан? По факту ему уже за сороковник, поэтому он просто не может выглядеть, как прежде. Внешне он не меняется, слабо меняется и внутреннее. Дориан – реликт старой эпохи, которая полностью ушла. Он был оторван от портрета, поэтому не мог наблюдать, как он гниёт заживо. И в результате он понял, что счастье и удовольствие – разные вещи и предпочёл сгинуть вместе с прошлым.
А насчёт Дориановских «50 оттенков серого»… На самом деле Уайльд намекал на разврат, на жуткий разврат, но книгу и в этом виде окрестили непристойной. А что было бы, если Уайльд рассказывал всё подробно?

В солнечный летний день талантливый живописец Бэзил Холлуорд принимает в своей мастерской старого друга лорда Генри Уоттона - эстета-эпикурейца, «Принца Парадокса», по определению одного из персонажей. В последнем без труда узнаются хорошо знакомые современникам черты Оскара Уайльда, ему автор романа «дарит» и преобладающее число своих прославленных афоризмов. Захваченный новым замыслом, Холлуорд с увлечением работает над портретом необыкновенно красивого юноши, с которым недавно познакомился. Тому двадцать лет; зовут его Дориан Грей.

Скоро появляется и натурщик, с интересом вслушивающийся в парадоксальные суждения утомлённого гедониста; юная красота Дориана, пленившая Бэзила, не оставляет равнодушным и лорда Генри. Но вот портрет закончен; присутствующие восхищены его совершенством. Златокудрый, обожающий все прекрасное и нравящийся сам себе Дориан мечтает вслух: «Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как есть!» Растроганный Бэзил дарит портрет юноше.

Игнорируя вялое сопротивление Бэзила, Дориан принимает приглашение лорда Генри и, при деятельном участии последнего, окунается в светскую жизнь; посещает званые обеды, проводит вечера в опере. Тем временем, нанеся визит своему дяде лорду Фермеру, лорд Генри узнает о драматических обстоятельствах происхождения Дориана: воспитанный богатым опекуном, он болезненно пережил раннюю кончину своей матери, наперекор семейным традициям влюбившейся и связавшей свою судьбу с безвестным пехотным офицером (по наущению влиятельного тестя того скоро убили на дуэли).

Сам Дориан между тем влюбляется в начинающую актрису Сибилу Вэйн - «девушку лет семнадцати, с нежным, как цветок, лицом, с головкой гречанки, обвитой тёмными косами. Глаза - синие озера страсти, губы - лепестки роз»; она с поразительной одухотворённостью играет на убогих подмостках нищенского театрика в Ист-Инде лучшие роли шекспировского репертуара. В свою очередь Сибиле, влачащей полуголодное существование вместе с матерью и братом, шестнадцатилетним Джеймсом, готовящимся отплыть матросом на торговом судне в Австралию, Дориан представляется воплощённым чудом - «Прекрасным Принцем», снизошедшим с заоблачных высот. Её возлюбленному неведомо, что в её жизни тоже есть тщательно оберегаемая от посторонних взглядов тайна: и Сибилла, и Джеймс - внебрачные дети, плоды любовного союза, в своё время связавшего их мать - «замученную, увядшую женщину», служащую в том же театре, с человеком чуждого сословия.

Обретший в Сибиле живое воплощение красоты и таланта, наивный идеалист Дориан с торжеством извещает Бэзила и лорда Генри о своей помолвке. Будущее их подопечного вселяет тревогу в обоих; однако и тот и другой охотно принимают приглашение на спектакль, где избранница Дориана должна исполнить роль Джульетты. Однако, поглощённая радужными надеждами на предстоящее ей реальное счастье с любимым, Сибила в этот вечер нехотя, словно по принуждению (ведь «играть влюблённую - это профанация!» - считает она) проговаривает слова роли, впервые видя без прикрас убожество декораций, фальшь сценических партнёров и нищету антрепризы. Следует громкий провал, вызывающий скептическую насмешку лорда Генри, сдержанное сочувствие добряка Бэзила и тотальный крах воздушных замков Дориана, в отчаянии бросающего Сибиле: «Вы убили мою любовь!»

Изверившийся в своих прекраснодушных иллюзиях, замешенных на вере в нерасторжимость искусства и реальности, Дориан проводит бессонную ночь, блуждая по опустевшему Лондону. Сибиле же его жестокое признание оказывается не по силам; наутро, готовясь отправить ей письмо со словами примирения, он узнает, что девушка в тот же вечер покончила с собой. Друзья-покровители и тут реагируют на трагическое известие каждый по-своему: Бэзил советует Дориану укрепиться духом, а лорд Генри - «не лить напрасно слез о Сибиле Вэйн». Стремясь утешить юношу, он приглашает его в оперу, обещая познакомить со своей обаятельной сестрой леди Гвендолен. К недоумению Бэзила, Дориан принимает приглашение. И лишь подаренный ему недавно художником портрет становится беспощадным зеркалом назревающей в нем духовной метаморфозы: на безупречном лице юного греческого бога обозначается жёсткая морщинка. Не на шутку обеспокоенный, Дориан убирает портрет с глаз долой.

И вновь ему помогает заглушить тревожные уколы совести его услужливый друг-Мефистофель - лорд Генри. По совету последнего он с головой уходит в чтение странной книги новомодного французского автора - психологического этюда о человеке, решившем испытать на себе все крайности бытия. Надолго заворожённый ею («казалось, тяжёлый запах курений поднимался от её страниц и дурманил мозг»), Дориан в последующие двадцать лет - в повествовании романа они уместились в одну главу - «все сильнее влюбляется в свою красоту и все с большим интересом наблюдает разложение своей души». Как бы заспиртованный в своей идеальной оболочке, он ищет утешения в пышных обрядах и ритуалах чужих религий, в музыке, в коллекционировании предметов старины и драгоценных камней, в наркотических зельях, предлагаемых в притонах с недоброй известностью. Влекомый гедонистическими соблазнами, раз за разом влюбляющийся, но не способный любить, он не гнушается сомнительными связями и подозрительными знакомствами. За ним закрепляется слава бездушного совратителя молодых умов.

Напоминая о сломанных по его прихоти судьбах мимолётных избранников и избранниц, Дориана пытается вразумить Бэзил Холлуорд, давно прервавший с ним всякие связи, но перед отъездом в Париж собравшийся навестить. Но тщетно: в ответ на справедливые укоры тот со смехом предлагает живописцу узреть подлинный лик своего былого кумира, запечатлённый на холлуордовском же портрете, пылящемся в тёмном углу. Изумлённому Бэзилу открывается устрашающее лицо сластолюбивого старика. Впрочем, зрелище оказывается не по силам и Дориану: полагая создателя портрета ответственным за своё нравственное поведение, он в приступе бесконтрольной ярости вонзает в шею друга своих юных дней кинжал. А затем, призвав на помощь одного из былых соратников по кутежам и застольям, химика Алана Кэмпбела, шантажируя того некой позорной тайной, известной лишь им обоим, заставляет его растворить в азотной кислоте тело Бэзила - вещественное доказательство содеянного им злодейства.

Терзаемый запоздалыми угрызениями совести, он вновь ищет забвения в наркотиках. И чуть не гибнет, когда в подозрительном притоне на самом «дне» Лондона его узнает какой-то подвыпивший матрос: это Джеймс Вэйн, слишком поздно проведавший о роковой участи сестры и поклявшийся во что бы то ни стало отомстить её обидчику.

Впрочем, судьба до поры хранит его от физической гибели. Но - не от всевидящего ока холлуордовского портрета. «Портрет этот - как бы совесть. Да, совесть. И надо его уничтожить», - приходит к выводу Дориан, переживший все искушения мира, ещё более опустошённый и одинокий, чем прежде, тщетно завидующий и чистоте невинной деревенской девушки, и самоотверженности своего сообщника поневоле Алана Кэмпбела, нашедшего в себе силы покончить самоубийством, и даже... духовному аристократизму своего друга-искусителя лорда Генри, чуждого, кажется, любых моральных препон, но непостижимо полагающего, что «всякое преступление вульгарно».

Поздней ночью, наедине с самим собой в роскошном лондонском особняке, Дориан набрасывается с ножом на портрет, стремясь искромсать и уничтожить его. Поднявшиеся на крик слуги обнаруживают в комнате мёртвое тело старика во фраке. И портрет, неподвластный времени, в своём сияющем величии.

Так кончается роман-притча о человеке, для которого «в иные минуты Зло было лишь одним из средств осуществления того, что он считал красотой жизни».

Решив посмотреть фильм Дориан Грей , я была уверена, что не досмотрю. Причина ? Дело в том, что Оскар Уальд так описал своего персонажа,

что для прочитавшего книгу, он будет свой...свой образ этой красоты .
На сегодня существует достаточно фильмов про Дориана, и в каждом создатели отобразили свое видение.
1. В последней экранизациии 2009 года режиссером Оливером Паркером , Великобритания, тот самый, который начал свою карьеру с доставщика мебели в фильме "Восставший из ада ", на роль Дориана был выбран Бен Барн с .



Мда-с.... Неужели в представлении англичан это мужчина-красавец, от которого даже мужчины сходят с ума?
Бен многим знаком нам по сказке Хроники Нарнии , где он сыграл "великолепного" принца Каспии,

также роль обоятельного красавца ему была отведена в "Легкое поведение " (2008). Но все же, чего-то сильно в его внешности не хватает??? Фильм спасает присутствие Колина Фёрта , где из-за его имени уже посморят или начнут смотреть фильм. Ферт отлично воплотил героя Дарси в сериале Гордость и предубеждение и останется его символом навсегда.


2. Экранизация 2004 года режиссера Дэвида Розенбаума . На этот раз США.
Дориана Грея исполнил Джош Дюамель , звезда Трансформеров и муж Ферги .


Красивый парень, возражений нет, но все же не идеал...
3. Стоит также упамянуть персонаж Дориана Грея в фильме Лига выдающихся джентельменов 2003 года, США, в исполнении Стюарта Таунсенда . Многие считают этот образ наиболее удавшимся. Стюарт действительно красивый мужчина, есть в нем что-то аристократическое и холодное, не всем "по зубам" так сказать. Да, я б тоже подумала о нем, если бы экранизировала произведение. Кстати, именно после этого фильма, я узнала о Таунсенде, как об актере и стала следить за его не очень активной карьерой. Но внешность и связь с Шарлин Терон и так держат его в объективах камер.


Его образ Лестата по произведению Энн Райс в фильме Королева проклятых (2002) тоже один из лучших.

4. 2001 год. Дориан Грей. Дъявольский портрет. Канада, Великобритания.
События происходят в наши дни. Дориана Грея исполнил Этан Эриксон . Симпатяга, но такой себе американский мачос.

Это сериальный актер, многим неизвестен, также, как и мне . Режиссер фильма Аллан А. Голдштейн (Шестой элемент (2000) - пародия на Пятый элемент ). В фильме присутствует Малкольм МакДауэлл , что это за кино - судите сами.
5. 1983 год. Грехи Дориан Грей , телефильм. США. В данном случаи Дориан Грей сыгран актриссой Белинда Бауэр . Также поступили и немцы в 1984 году, сняв вольною интерпретацию под названием Образ Дориана Грея в жёлтой прессе , где Дориан Грей становится инструментом международного заговора и сыграла его модель Верушка Фон Лендорфф .

6. 1977 год. Франция. Фильм режиссера Пьера Бутрона . Дориана Грея сыграл Патрис Александр (Жилец (1976) ). Этот Дориан для французов.

7. 1973 год. США. ТВ. Режиссер Гленн Джордан . Дориана Грея сыграл Шэйн Брайант (Франкенштейн и монстр из ада (1974)... )

8. 1970 год. Великобритания, Италия, Германия. Режиссер фильма Массимо Далламано . Дориана Грея исполнил Хельмут Бергер , австриец по национальности (Крестный отец 3 (1990)... )



9. 1968 год. СССР . ТВ. Фильм Надежды Марусаловой и Виктора Турбина (Следствие ведут знатоки.. ). Тут подробней. Дориана Грея сыграл Валерий Бабятинский .
Лорда Генри сыграл Юрий Яковлев .
Безила (художника) - Александр Лазарев .

10. 1945 год. США. Фильм режиссера Альберта Левина + премия «Оскар » за лучшую операторскую работу (Harry Stradling ). Дориана сыграл Херд Хэтфилд .


12. 1917 год. Германия. Режиссер Ричард Освальд . Дориана сыграл Бернд Алдор .
13. 1916 год. США. Режиссер Фред Даррант . Грея сыграл Генри Виктор , который в 1932 году сынграл роль красавца Геркулеса в фильме "Уродцы ".

14. 1913 год. США. Режиссер Филлипс Смолли . Дориан - Уоллес Рейд . Умер в 31 год (1923 год).

15. 1910 год. Дания. Режиссер Эксел Стрём . Дориан Грей - Вальдемар Псиландер . Умер в 32 года (1917 год).

Сам творец произведения, Оскар Уайльд

скончался в 1900 году от острого менингита, вызванного ушной инфекцией. Считался лондонским денди, позднее осуждённый за «непристойное поведение» (гомосексуализм) и после двух лет тюрьмы и исправительных работ уехавший во Францию, где жил в нищете и забвении под изменёнными именем и фамилией (Себастьян Мельмон).
Это его единственный опубликованный роман при жизни. Впервые напечатан в июле 1890 года. После публикации романа в обществе разразился скандал. Вся английская критика осудила его как аморальное произведение, а некоторые критики требовали подвергнуть его запрету, а автора романа — судебному наказанию. Уайльда обвиняли в оскорблении общественной морали. Однако обычными читателями роман был принят восторженно.

Влияние : дориан-грейство : желание скрывать признаки старения тела. «Синдром Дориана Грея» — культ молодости, страх перед физическим увяданием и старением. Компенсируется неоправданным использованием молодёжной атрибутики, выбором одежды в молодёжном стиле, в крайнем случае ведёт к злоупотреблению пластической хирургией и косметическими средствами. Иногда это расстройство заканчивается депрессиями и попытками самоубийства.
Среди психологов нет единого мнения о том, является ли это состояние болезнью.
Кстати, кого из актеров вы выбрали бы на роль Дориана Грея, имея такую возможность?
У меня вариант Александр Ричард Петтифер (Громобой (2006) , Красавица и чудовище (2010) ).