Исторические произведения гоголя список. Сказки Гоголь Николай Васильевич «Вечера на хуторе близ Диканьки

Как только ударял в Киеве поутру довольно звонкий семинарский колокол, висевший у ворот Братского монастыря, то уже со всего города спешили толпами школьники и бурсаки. Грамматики, риторы, философы и богословы, с тетрадями под мышкой, брели в класс. Грамматики были еще очень малы; идя, толкали друг друга и бранились между собою самым тоненьким дискантом; они были все почти в изодранных или запачканных платьях, и карманы их вечно были наполнены всякою дрянью; как-то: бабками, свистелками, сделанными из перышек, недоеденным пирогом, а иногда даже и маленькими воробьенками, из которых один, вдруг чиликнув среди необыкновенной тишины в классе, доставлял своему патрону порядочные пали в обе руки, а иногда и вишневые розги. Риторы шли солиднее: платья у них были часто совершенно целы, но зато на лице всегда почти бывало какое-нибудь украшение в виде риторического тропа: или один глаз уходил под самый лоб, или вместо губы целый пузырь, или какая-нибудь другая примета; эти говорили и божились между собою тенором. Философы целою октавою брали ниже: в карманах их, кроме крепких табачных корешков, ничего не было. Запасов они не делали никаких и все, что попадалось, съедали тогда же; от них слышалась трубка и горелка иногда так далеко, что проходивший мимо ремесленник долго еще, остановившись, нюхал, как гончая собака, воздух.
Читать полностью »




Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

ИВАН ИВАНОВИЧ И ИВАН НИКИФОРОВИЧ

Славная бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая! А какие смушки! Фу ты, пропасть, какие смушки! сизые с морозом! Я ставлю бог знает что, если у кого-либо найдутся такие! Взгляните, ради бога, на них, - особенно если он станет с кем-нибудь говорить, - взгляните сбоку: что это за объядение! Описать нельзя: бархат! серебро! огонь! Господи боже мой! Николай Чудотворец, угодник божий! отчего же у меня нет такой бекеши! Он сшил ее тогда еще, когда Агафия Федосеевна не ездила в Киев. Вы знаете Агафию Федосеевну? та самая, что откусила ухо у заседателя.

Николай Васильевич Гоголь (фамилия при рождении Яно́вский, с 1821 года - Го́голь-Яно́вский; 20 марта 1809 года, Сорочинцы, Полтавская губерния - 21 февраля 1852 года, Москва) - русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских.

Николай Васильевич Гоголь - один из самобытнейших русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Его книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удаётся найти в них новые грани, почти новое содержание. Жизнь его не изобиловала внешними событиями. Вся она была в напряжённой работе, в углублённом внутреннем анализе своих поступков и мыслей. Дело писателя было для Гоголя неразрывно слито с общественной, воспитательной ролью искусства, стало для него творческим подвигом. Открыв миру "всю Русь", прежде всего её смешные, печальные, драматические стороны, - но не только эти, а и героические, - пророчески сказав об её прекрасном будущем, Гоголь создал книги, которые явились подлинным открытием в художественной культуре, оказали большое влияние на развитие русской литературы и искусства вообще. Книги Гоголя активно существуют в духовной жизни нашего времени. Художественное слово Гоголя воспринимается сегодня как пророческое. Гоголь не просто писатель, но человек исключительной, трагической судьбы, мыслитель и пророк, стоявший на пороге подлинной разгадки исторических судеб России, в судьбе которого так или иначе отразилась судьба литературы и общественной мысли того времени. Гоголь - начало новой эпохи в художественном сознании России ХIХ века.

Н.В.Гоголь, великий русский писатель, создал собственный художественный мир, в котором живёт уже несколько поколений русских читателей. Ни у одного из русских классиков не оказалось столько нарицательных персонажей, как у Гоголя. Гоголевский Городничий, Хлестаков и Чичиков, Тарас Бульба и Акакий Акакиевич - все эти персонажи, творческим воображением гениального прозаика, воспринимаются нами как исторические или действительно существовавшие личности.

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии (Украина).

Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Яновский-Гоголь, служил при Малороссийском почтамте, откуда уволился в чине коллежского асессора. Служил секретарем у дальнего родственника, бывшего министра, уездного представителя дворянства, Д.П. Трощинского. Василий Афанасьевич любил искусство, сам писал стихи и комедии на украинском языке.

Мать Гоголя, Мария Ивановна, урожденная Косяровская, была, по преданию, первой красавицей на Полтавщине. Происходила из семьи помещиков. Замуж на Яновского-Гоголя вышла в 14 лет, родила шесть детей.

По преданию (информация не подтвержденная), вторую часть фамилии – Гоголь – прибавил к своей (Яновский) дед Николая Васильевича. Это было сделано, чтобы доказать происхождение рода от полковника Остапа Гоголя, прославившегося на Украине в XVII веке.

Семья Гоголей была очень религиозна, что, несомненно, наложило свой отпечаток на мировоззрение будущего писателя. Особое внимание духовному воспитанию детей уделяла мать.

1818 – 1819 годы – Николай Гоголь, вместе с братом Иваном, обучаются в Полтавском уездном училище.

1820 – 1821 годы – Гоголь берет уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского.

1821 – 1828 годы – обучение в гимназии высших наук в Нежине.

Нежинская гимназия высших наук была своеобразным аналогом Царскосельского лицея, здесь обучались дети провинциальных дворян. В гимназии Гоголь учился музыке, живописи, участвовал в театральных постановках. К этому времени относятся и первые литературные опыты Николая Васильевича, который поначалу работал с разными жанрами: писал трагедии, элегии, повести. Тогда же была написана не сохранившаяся первая сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан». Когда пришло время выбирать специальность, Николай Гоголь выбрал юриспруденцию – он хотел «пресекать неправосудие». 1828 – 1829 годы – в декабре 1828 года Гоголь отправляется в Петербург. Работу получить ему не удалось. Попытка заработать литературным трудом закончилась неудачно: были изданы всего два произведения, стихотворение «Италия» и «идиллия в картинах» «Ганц Кюхельгартен». Последняя, опубликованная под псевдонимом «В. Алов» вызвала снисходительные насмешки критиков. Гоголь сжигает нераспроданный тираж книги и, разочарованный, уезжает в Германию (июль 1829 года).

Конец 1829 года – Николай Васильевич возвращается в Петербург. На этот раз поиски работы оказались удачными, и Гоголю удалось получить место писца в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. Служба была однообразной и скучной, единственными отдушинами были занятия живописью и литературой. Еще один положительный момент от «службы государственной» - она снабдила писателя богатейшим материалом для будущих произведений. 1830 год – в журнале «Отечественные записки» впервые опубликована повесть Гоголя «Басаврюк». Позже повесть была переработана автором, после чего получила название «Вечер накануне Ивана Купала». Этот же год, декабрь – в альманахе «Северные цветы» (издававшемся Дельвигом), появляется глава из исторического романа Гоголя «Гетьман». Первым произведением, вышедшим с настоящей фамилией автора, стала повесть «Женщина». После первых публикаций Николай Васильевич принят в круг петербургских литераторов. Он сближается с Дельвигом, Пушкиным, Жуковским. Живет в Павловске, кроме прочего, выполняет поручения по изданию пушкинских «Повестей Белкина». Критики утверждают, что именно Александр Сергеевич дал Гоголю идеи для таких произведений, как «Ревизор» и «Мертвые души». В этот период Гоголь зарабатывает частными уроками, а вскоре становится преподавателем истории в Патриотическом институте.

1831 – 1832 годы – написаны и опубликованы «Вечера на хуторе близ Диканьки». Именно это произведение принесло Гоголю настоящую популярность. 1832 год – Гоголь приезжает в Москву уже известным писателем. Работает над своей первой комедией «Владимир 3-й степени», однако не заканчивает ее. 1834 год – Николай Васильевич стремится работать на кафедре всеобщей истории в только что открытом Киевском университете, но все попытки заканчиваются неудачей. Писатель принят адъюнкт-профессором на кафедру всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Изучая историю родной Украины, Гоголь разрабатывает идею произведения «Тарас Бульба». Втайне от всех пишет повести для сборников «Миргород» и «Арабески». Этот же год – в книге «Новоселье» опубликована «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». 1835 год – Гоголь оставляет университет, чтобы полностью посвятить себя литературе. В этом же году он завершает и издает сборники «Миргород» (в том числе «Старосветские помещики», «Вий», «Тарас Бульба» и др.), «Арабески». Кроме того, в 1835 году был начат «Ревизор». В том же, 1835, году была начата работа над первым томом поэмы «Мертвые души». Идею, как уже указывалось выше, подал Пушкин. Он же стал первым, кому Гоголь прочел несколько глав. Александр Сергеевич одобрил писателя, но одновременно поэма и расстроила его. Январь 1836 года – на вечере у Жуковского, в присутствии Пушкина, Гоголь читает «Ревизора». 19 апреля 1836 года – премьера «Ревизора» в Александринском театре. 25 мая 1836 года – премьера «Ревизора» в Малом театре. Первые отзывы о комедии были негативны. К сожалению, Николай Васильевич прочитал именно их, открывать другие у него после этого уже не было желания.

Писатель уезжает за границу. Этот же год – Гоголь живет сначала в Швейцарии, потом в Париже. Все это время продолжает работать над «Мертвыми душами». 1837 год – Гоголь приезжает в Рим. 1839 – 1840 годы – несколько месяцев Гоголь проводит в России. В Москве и Петербурге читает 6 глав «Мертвых душ». Май 1840 года – на торжественном обеде в честь именин Николая Васильевича присутствует М.Ю. Лермонтов, который читает гостям свою новую поэму «Мцыри». Через несколько дней Гоголь отправляется в Рим. По пути останавливается в Риме, чтобы завершить давно начатую драму «За выбритый ус» - этюд из запорожской истории. Однако рукопись была сожжена. Именно в Вене Гоголя впервые настигает тяжелая нервная болезнь. 1840 – 1841 годы – в Риме закончена работа над первым томом «Мертвых душ». Октябрь 1841 года – Гоголь приезжает в Россию, чтобы издать «Мертвые души». Ему помогает В.Г. Белинский. Цензура пропустила поэму, но с условием – для книжного издания должна быть изъята «Повесть о капитане Копейкине» и изменено название.

Май 1842 года – из печати вышла книга «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Начало 1843 года – вышли «Сочинения Николая Гоголя» в четырех томах. Вторая половина 1840-х годов – Николай Васильевич переживает духовный кризис. Доходило до того, что писатель сомневался в значении и действенности художественной литературы и был готов отречься от своих произведений. Конец июня 1845 года – Гоголь сжигает рукопись второго тома поэмы «Мертвые души». Причиной стало душевное состояние писателя, выражаясь современным языком, длительная депрессия. Позже Николай Васильевич объяснил свой поступок в произведении «Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ» - выбранные места»: во втором томе «пути и дороги» к идеалу были указаны недостаточно. 1847 год – Гоголь издает «Выбранные места из переписки с друзьями». Белинский крайне недоволен этим обстоятельством, особенно религиозно-мистические идеи писателя, звучащие в «Переписке…».

Апрель 1848 года – Гоголь посещает Гроб Господень в Иерусалиме, после чего окончательно возвращается в Россию. Живет в Одессе, Петербурге и Москве, все это время работает над вторым томом «Мертвых душ». Здоровье писателя ухудшается. Что касается духовных настроений, мистика и религия продолжают занимать его мысли. Весна 1850 года – Гоголь делает предложение руки и сердца А. М. Виельгорской, однако получает отказ. 1852 год – Николай Васильевич регулярно встречается и беседует с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком. Ночь с 11 на 12 февраля 1852 года – Гоголь сжигает теперь уже беловую рукопись второго тома «Мертвых душ». Существует версия, что сделать это писателя уговорил Константиновский. 21 февраля 1852 года – Николай Васильевич Гоголь умирает в Москве. Первоначально похоронен на кладбище Свято-Данилова монастыря. В 1931 году прах Гоголя был погребен на Новодевичьем кладбище.


Несмотря на то что творческая жизнь писателя была недолгой, а некоторые периоды жизни вовсе покрыты тайной, имя Николая Васильевича Гоголя знают все. Быстро прославившись, молодой автор удивлял современников своей одарённостью. Удивляет он и нынешнего читателя.

Те пятнадцать лет, которые литератор посвятил писательству, явили миру гения самой высшей пробы. Отличительная особенность - это многогранность и творческая эволюционность. Поэтика, ассоциативное восприятие, метафоричность, гротеск, интонационное многообразие, чередование комичного с патетикой. Повести, пьесы, даже стихи.

Новоселье (1826)

Вся жизнь писателя была полна борьбы и внутренних переживаний. Возможно, ещё учась в Нежине, юноша чувствовал, что к смыслу жизни у него будет много вопросов.

Там, будучи гимназистом, для школьного рукописного журнала Коля написал стих, название которого принято считать «Новоселье». Но точно известно, что в чистовом оформлении с автографом автора оно называлось «Непогода».

Юный поэт уже в свои семнадцать лет имел сомнения в правильности названия своего стихотворения. Эти сомнения, по поводу правильно выбранного стиля, правильно вставленной реплики, и даже слова, автор пронесёт через всё своё творчество, безжалостно расправляясь с неудавшимся, по его мнению, текстами.

Юноша словно пророчил сам себе:

Светло ль, темно ли - всё одно,
Когда в сем сердце непогода!

Кроме стихотворения «Новоселье», Гоголем было написано ещё четыре стихотворения и поэма «Ганц Кюхельгартен».

Ганц Кюхельгартен (1827-1829)

Первая публикация не оправдала ожиданий Николая - это было жестокое разочарование. Надежды, возлагаемые на эту повесть, не были оправданы. Романтическая идиллия в картинах, написанная ещё в Нежинской гимназии в 1827 году, получила отрицательные отзывы, и заставила автора пересмотреть свои творческие возможности.

В это время Гоголь скрывался за псевдонимом А.Алов. Писатель скупил все нераспроданные экземпляры и уничтожил их. Теперь Николай решил писать о том, что ему хорошо знакомо - о прекрасной Украине.

Вечера на хуторе близ Диканьки (1829-1832)

Книга вызвала живой интерес читателей. Исторический экскурс по Малороссии, изображавший картины украинского быта, блиставший весёлостью и тонким юмором, производил большое впечатление.

Было бы совершенно логично, если бы рассказчик использовал украинский язык для своих творений. Но русским языком Гоголь словно стёр грань между Малороссией и Великороссией. Украинские фольклорные мотивы, где основной язык русский, щедро усыпанный украинскими словами, сделали весь сборник «Вечеров» совершенно изысканным, абсолютно не похожим на всё, что было в то время.

Начинал свою работу молодой писатель не с чистого листа. Ещё в Нежине он вёл тетрадь, которую сам назвал «Всякая всячина». Это была тетрадь на четыреста девяносто листов, в которую гимназист записывал всё, что ему казалось занятным: исторические и географические справки, высказывания знаменитых писателей, пословицы и поговорки, придания, песни, обычаи, собственные мысли и сочинительства.

Этим юноша не ограничился. Он пишет письма своей матери и сёстрам, и просит их присылать ему различную информацию на тему: «жизнь Малороссийского народа». Он хочет знать всё. Так началась большая работа над книгой.

«Вечера» имели подзаголовок: «Повести изданные пасичником Рудым Паньком». Это вымышленный персонаж. Он понадобился для придания достоверности повестям. Автор словно уходит в тень, пропуская вперёд образ простого, добродушного, весёлого пасечника, позволяя ему смеяться и шутить над односельчанами. Так, через рассказы простого крестьянина передаётся колорит украинского быта. Этот персонаж словно подмигивает читателю, лукаво оставляя за собой право на вымысел, но выдавая его за чистую правду. И всё это с особой приподнятой интонацией.

Различия между фантастикой и историями писателя в том, что в сказках действуют волшебные персонажи, а у Гоголя религиозные. Здесь всё пропитано верой в бога и в дьявольскую силу.

Действие всех повестей, входящих в сборник, связано с одним из временных хронологических пластов: древность, недавние легендарные времена Екатерины Великой и современность.

Первыми читателями «Вечеров» стали типографские рабочие, которые завидев зашедшего к ним Гоголя, начали посмеиваться и заверили, что его «штучки» очень забавны. «Так! - подумал писатель. - Черни я понравился».

Первая книга

И вот дебют состоялся. Вышла первая книга. Это: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Утопленица», «Пропавшая грамота».

И всем вокруг стало понятно - это Талант! Все известные критики единогласно высказали свой восторг. Писатель заводит знакомства в литературных кругах. Печатается у барона Антона Антоновича Дельвига, узнаёт мнение, на то время уже признанного критика Василия Андреевича Жуковского. Сдружившись с Жуковским, Николай попадает в литературно-аристократический круг.

Прошёл год и вышла вторая часть сборника. Простота, разнообразие, пестрота народности выплеснулись историями: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место».

У праздничной, красочной стороны есть и другая - ночная, тёмная, греховная, потусторонняя. Правда соседствует с ложью, ирония с серьёзностью. Нашлось место и любовным историям, и неразгаданным тайнам.

Ещё на заре кинематографа произведения Гоголя стали привлекать режиссёров. В начале XX века экранизация «Ночи перед Рождеством», «Страшной мести», «Вия», были восприняты публикой на «Ура», несмотря на то, что на экране в немом кино пропала та поэтика и образность сюжета, которую так старательно вкладывал рассказчик в каждую фразу.

Фильмы по мотивам гоголевских «Вечеров» выходили и позже, а «Вий», по сути, - это первый Советский фильм ужасов.

Арабески (1835)

Это был следующий сборник, частично составленный из статей, опубликованных в 30-34 годах XIX века, а частично из произведений, публиковавшихся впервые.

Рассказы и литературные тексты, вошедшие в этот сборник, широкому читателю малоизвестные. Здесь Гоголь вёл рассуждения о русской литературе, искал её место в истории, и намечал для неё задачи. Говорил об искусстве, о Пушкине, как о величине народного поэта, о народном творчестве.

Миргород (1835)

На этот период приходится пик славы Гоголя, а все его произведения, вошедшие в сборник «Миргород», только подтвердили гениальность автора.

Для редакции сборник разделили на две книги, по две повести в каждой.

Тарас Бульба

После выхода «Тараса Бульбы» Белинский сразу заявил, что это «поэма великих страстей».

Действительно: война, убийства, месть, предательство. В этой истории нашлось место и любви, да такой сильной, за которую герой готов отдать всё: товарищей, отца, Родину, жизнь.

Рассказчик создал такой сюжет, что оценить однозначно поступки главных героев невозможно. Тарас Бульба, так жаждущий войны, в итоге теряет двух сыновей и погибает сам. Предательство Андрия, так полюбившего прекрасную полячку и готового на всё ради этой роковой страсти.

Старосветские помещики

Это произведение было многими не понято. Мало кто увидел в рассказе о старой супружеской паре историю любви. Той любви, которая не выражается бурными признаниями, клятвенными заверениями или изменами с трагическим концом.

Простая жизнь старых помещиков, которые не могут друг без друга, потому что они одно целое в этой жизни - вот что пытался донести до читателя рассказчик.

Но публика по-своему поняв повесть, тем не менее выразила одобрение.

Современники Николая Васильевича были удивлены знакомству со старославянским языческим персонажем. В народных украинских сказках этого персонажа нет, его Гоголь «привёл» из исторических глубин. И персонаж прижился, устрашая читателя своим опасным взглядом.

Повесть имеет колоссальную смысловую нагрузку. Всё основное действие разворачивается в церкви, где идёт борьба добра со злом, веры и безверия.

Финал печален. Нечисть победила, главный герой погиб. Вот повод для раздумий. Человеку чтобы спастись не хватило веры.

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

Это замыкающее произведение сборника «Миргород», в котором все страсти носят иронический характер.

Человеческая природа в лице двух помещиков, которые от нечего делать затеяли многолетнюю тяжбу, показана со всех сторон, обличая их худшие черты. Элитарное светское общество показано в самых неприглядных картинах: глупость, тупость, дурость.

А концовка: «Скучно на этом свете, господа!» - пища для глубоких философских рассуждений.

Записки сумасшедшего (1835)

Первое название повести «Клочки из записок сумасшедшего».

Это история о безумии, выдержанная в гоголевском стиле, не имела аналогов. Здесь Николай Васильевич к остроумию и оригинальности добавил хорошую порцию жалости.

Страдал герой не напрасно. В этом странном гротеске многие увидели и поэзию слова, и философию мысли.

Невский проспект (1835)

Писатель много лет прожил в Петербурге и не описать место, которое было центральным в жизни многих горожан, он просто не мог.

Чего только не происходит на Невском проспекте. И рассказчик, словно сделав главным героем Невский проспект, показывает его жизнь, на примере двух, совершенно случайно выхваченных из толпы персонажей.

Ревизор (1835)

Бессмертная пьеса, которая принесла Николаю Васильевичу огромную славу. Он создал ярчайшие достоверные образы провинциального чиновничества, казнокрадства, взяточничества и глупости.

Считается, что идея этой пьесы родилась в голове Пушкина, но проработка сюжета и создание характеров героев - это всё заслуга Гоголя. За фарсом и натурализмом скрывается философский подтекст, ведь за самозванцем стоит наказание для чиновников уездного города.

Добиться постановки пьесы удалось не сразу. Убеждать в том, что пьеса не опасна, что это просто насмешка над плохими провинциальными чиновниками пришлось самого императора.

Комедия Утро делового человека (1836)

Изначально произведение задумывалось как большой труд, который должен был носить название «Владимир третьей степени», и «Утро» - это только часть большой задумки.

Но по разным причинам, в том числе из-за цензуры, состоятся большому произведению было не судьба. Слишком много в комедии «соли, злости, смеха». Даже начальное название «Утро чиновника» цензор заменил на «Утро делового человека».

Остальные рукописи несостоявшегося большого труда, были переработаны и использованы Гоголем в других произведениях.

Тяжба (1836)

Незаконченная комедия - часть пьесы «Владимир третьей степени». Несмотря на то что «Владимир» рассыпался и не состоялся, и «Тяжба» осталась не оконченной, отдельные сцены получили право на жизнь и ставились в театре ещё при жизни автора.

Отрывок (1839-1840)

Первое название «Сцены из светской жизни» - драматический отрывок. Ему не суждено было увидеть свет - так решила цензура.

Николай Васильевич включил этот отрывок в «Драматические отрывки и отдельные сцены» в своё издание в 1842 году.

Лакейская (1839-1840)

Ещё один драматически отрывок из несостоявшейся пьесы «Владимир третьей степени», самостоятельно опубликованный в «Сочинениях Николая Гоголя» в 1842 году.

Нос (1841-1842)

Абсурдная сатирическая работа не была понята. Журнал «Московский наблюдатель» отказался её печатать, обвинив писателя в глупости и пошлости. Но Пушкин нашёл в ней много неожиданного, весёлого и оригинального, разместив в своём журнале «Современник».

Правда, не обошлось без цензуры, которая вырезала целые куски текста. Но образ пустого амбициозного человека, стремящегося к статуарности и преклонению перед вышестоящими чинами удался.

Мертвые души (1835-1841)

Это самое фундаментальное творение, с непростой судьбой. Задуманный трёхтомник не смог увидеть свет, в том варианте в котором хотел Николай Васильевич - ад, чистилище, рай (так считают многие филологи).

В 1842 году вышел первый том, строго отредактированный цензурой. Но смысловая нагрузка сохранилась. Читатель мог увидеть всё: соблазн, зло, динамическое начало. И распознать дьявола в том, кто покупает души - в Чичикове. А все помещики - это целая разнотипная галерея, каждый из которых олицетворяет какое-нибудь свойство человеческого характера.

Книга получила достойную оценку. Её переводом на другие языки занялись уже в 1844 году, и очень скоро её можно было читать на немецком, чешском, английском, польском. Ещё при жизни автора, книга была переведена на десять языков.

Задумки третьего тома так и остались задумками. Для этого тома писатель собирал материалы, но не успел ими воспользоваться.

Театральный разъезд после представления новой комедии (1836-1841)

Писатель всю жизнь искал подлинные чувства, разбирал душевные качества, вкладывал определённую философию в свои творения.

По сути, «Театральный разъезд» - это пьеса о пьесе. И вывод напрашивается сам собой. То количество шутов, которое необходимо обществу, непропорционально разного рода стяжательству и стремлению к наживе. «Мнений много, а главного никто не понял», - сетует автор.

Шинель (1839-1841)

Считается что эта повесть родилась из анекдота. Смешав сострадание с раздражением вдруг вышел Акакий Акакиевич. И грустная смешная история о маленьком ничтожном человеке вдруг оказалась интересна.

А посмеявшись над гоголевским персонажем, приходит время задуматься не вложен ли библейский смысл в этот рассказ. Ведь душа хочет любить одно прекрасное, а люди так не совершенны. Но Христос призывает всех быть добрыми и кроткими. По-гречески «не делающий зла» - Акакий. Вот мы и получаем Акакия Акакиевича, образ мягкий и ранимый.

«Шинель» понималась по-разному, но полюбилась. Она нашла своё место и в кинематографе. Фильм «Шинель», вышедший в 1926 году, и восторженно принятый публикой, в 1949 году цензура запретила. Но к 150-летию со дня рождения писателя был снят новый фильм «Шинель» режиссёра Алексея Баталова.

Портрет (1842)

В первой части писатель затрагивает отношение окружающих к искусству, ругая однообразие и недальновидность. Автор осуждает обман на полотнах, так нравящийся публике, призывая служить настоящему искусству.

Во второй части Гоголь копнул ещё глубже. Объясняя, что цель искусства - служение богу. Без озарения художник просто делает бездушные копии, и в этом случае ликование зла над добром неизбежно.

Повесть подверглась критике за излишнее поучительство.

Пьеса Женитьба (1842)

Пьеса с полным названием «Женитьба, или Совершенно невероятное событие в двух действиях» написана она была ещё в 1835 году, и имела название «Женихи».

Но Николай Васильевич ещё восемь лет вносил корректировки, и когда, наконец, спектакль был поставлен многие его не поняли. Даже сами актёры не понимали, что они играют.

Но время всё расставило на свои места. Мысль о том, что брак - это союз двух душ, а не поиски призрачного идеала, много лет заставляет зрителей идти на этот спектакль, а режиссёров ставить его на разных сценах.

Комедия Игроки (1842)

В царской России тема азартных игр витала в воздухе. Её затрагивали многие литераторы. Своё видение выразил на этот счёт и Николай Васильевич.

Писатель так закрутил сюжетную историю, сдобрив всё шикарными оборотами, включая сленговые выражения азартных игроков, что комедия превратилась в настоящую замысловатую матрицу, где все герои, выдают себя за кого-то другого.

Комедия имела успех сразу. Актуальна она и в наши дни.

Рим (1842)

Это не самостоятельное произведение, а отрывок из незаконченного романа «Аннунциата». Этот отрывок достаточно ярко характеризует авторскую эволюцию в творчестве, но достойной оценки он не получил.

Выбранные места из переписки с друзьями (1845)

Душевный кризис подталкивает писателя к религиозно-философской тематике. Плодом этой работы стала публикация сборника «Выбранные места из переписки с друзьями».

Эта работа, написанная назидательно-проповедническим стилем, вызвала бурю в кругах критиков. Во всех литературных кругах шли споры и зачитывались отрывки из этой книги.

Страсти были нешуточные. Виссарион Григорьевич Белинский написал критический отзыв в виде открытого письма. Но письмо запретили к печати, и его стали распространять рукописями. Именно за распространения этого письма к смертной казни был приговорён Фёдор Михайлович Достоевский. Правда, «смертной казни расстрелянием» не случилось, приговор был смягчён на наказания в виде каторжных работ.

Гоголь же выпады против книги объяснял своей ошибкой, считая, что выбранный назидательный тон всё испортил. Да и те места, которые изначально не пропустила цензура, окончательно погубили изложенный материал.

Всё творчество Николая Васильевича Гоголя - это страницы изумительной красоты русского слова, когда читая радуешься и гордишься тем, что можешь говорить и думать на том же языке.

Николай Васильевич Гоголь - классик, известный каждому из нас со школьных времен. Это гениальный писатель и талантливый публицист, к чьему творчеству не ослабевает интерес по сей день. В этой статье мы обратимся к тому, что успел за свою недолгую жизнь написать Гоголь. Список произведений автора внушает уважение, рассмотрим же его более подробно.

О творчестве

Все творчество Николая Васильевича Гоголя представляет собой единое неразрывное целое, объединенное одними темами, мотивами и идеями. Живой яркий слог, неповторимая стилистика, знание характеров, встречающихся в русском народе, - вот чем так знаменит Гоголь. Список произведений автора очень разнообразен: здесь есть и зарисовки из жизни хуторян, и описания помещиков с их пороками, широко представлены характеры крепостных, показана жизнь столицы и уездного городка. Поистине Гоголь описывает всю картину русской действительности своего времени, не делая различий между сословиями и географическим положением.

Гоголь: список произведений

Перечислим главные произведения писателя. Для удобства рассказы объединены в циклы:

  • цикл «Миргород», куда входит и повесть «Тарас Бульба»;
  • «Петербургские повести» включают в себя рассказ «Шинель»;
  • цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», куда входит одно из известнейших произведений Гоголя - «Ночь перед Рождеством»;
  • пьеса «Ревизор»;
  • цикл «Арабески», разительно выделяющийся на фоне всего написанного автором, так как сочетает в себе публицистику и художественность;
  • поэма «Мертвые души».

Теперь более подробно разберем ключевые произведения в творчестве писателя.

Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Этот цикл стал Николая Васильевича и выходил в двух частях. Первая была опубликована в 1831-м, а вторая только через год.

В рассказах этого сборника описываются истории из жизни хуторян, произошедшие в разные временные отрезки, например, действие «Майской ночи» происходит в XVIII веке, а «Страшной мести» - в XVII. Объединены все произведения образом рассказчика - дядьки Фомы Григорьевича, который пересказывает услышанные им когда-то истории.

Самой известной повестью этого цикла является «Ночь перед Рождеством», написанная в 1830 году. Действия ее происходят во времена правления Екатерины II на Украине, в селе Диканька. Повесть полностью выдержана в романтической традиции с ее мистическими элементами и необычайными ситуациями.

«Ревизор»

Данная пьеса считается самым известным произведением Гоголя. Связано это с тем, что с того момента, как она впервые была поставлена в театре (1836 г.), она и по сей день не сходит с театральных подмостков не только в нашей стране, но и за рубежом. Это произведение стало отражением пороков, произвола и ограниченности уездных чиновников. Именно такими видел провинциальные городки Гоголь. Список произведений автора невозможно составить, не упомянув эту пьесу.

Несмотря на социально-нравственный подтекст и критику самовластия, которые хорошо угадываются под покровом юмора, пьесу не запретили ни при жизни самого автора, ни позднее. А ее успех можно объяснить тем, что Гоголю удалось необычайно точно и метко изобразить порочных представителей своего времени, которые, к сожалению, встречаются и сегодня.

«Петербургские повести»

Повести Гоголя, вошедшие в этот сборник, были написаны в разное время - примерно с 30-х по 40-е годы XIX века. Объединяет же их общее место действия - Петербург. Уникальность этого сборника состоит в том, что все рассказы, вошедшие в него, написаны в духе фантастического реализма. Именно Гоголю удалось развить этот метод и так блестяще воплотить его в своем цикле.

Что же такое Это метод, который позволяет использовать в изображении действительности приемы гротеска и фантастики, сохраняя злободневность и узнаваемость образов. Так, несмотря на абсурдность происходящего, читатель легко узнает в образе вымышленного Петербурга черты настоящей Северной Пальмиры.

Кроме того, так или иначе, героем каждого произведения цикла является и сам город. Петербург в представлении Гоголя выступает как сила, уничтожающая человека. Это разрушение может происходить на физическом или духовном уровне. Человек может погибнуть, может утратить свою индивидуальность и превратиться в простого обывателя.

«Шинель»

Это произведение входит в сборник «Петербургские повести». В центре повествования на сей раз оказывается Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник. О жизни и мечте «маленького человека» рассказывает в этом произведении Н. В. Гоголь. Шинель - вот предел желаний главного героя. Но постепенно эта вещь разрастается, становится больше самого персонажа и в конечном счете поглощает его.

Между Башмачкиным и шинелью образуется некая мистическая связь. Герой словно отдает часть своей души этому предмету гардероба. Именно поэтому Акакий Акакиевич погибает через несколько дней после исчезновения шинели. Ведь вместе с ней он утратил и часть себя.

Основной проблематикой рассказа является пагубная зависимость людей от вещей. Предмет стал определяющим фактором суждения о человеке, а не его личность - вот в чем ужас окружающей действительности, по мнению Гоголя.

Поэма «Мертвые души»

Изначально поэма по замыслу автора должна была делиться на три части. В первой описывается своеобразный «ад» действительности. Во второй - «чистилище», когда герой должен был осознать свои прегрешения и ступить на путь раскаяния. В третьей - «рай», перерождение персонажа.

В центре повествования оказывается бывший таможенный чиновник Павел Иванович Чичиков. Этот господин всю свою жизнь мечтал только об одном - заработать состояние. И теперь, чтобы осуществить свою мечту, он пустился в авантюру. Смысл ее заключался в скупке умерших крестьян, числящихся по последней переписи живыми. Заполучив определенное число таких душ, он мог бы взять взаем у государства приличную сумму и уехать с ней куда-нибудь в теплые края.

О том, какие приключения ждут Чичикова, и рассказывает первый и единственный том «Мертвых душ».

Николай Васильевич Гоголь-Яновский; Российская империя, Полтавская губерния; 20.03.1809 – 21.02.1852

Великий русский прозаик и драматург Николай Гоголь заслужил признание еще при жизни. Но рассказы и повести Н В Гоголя пользуются огромной популярностью и сейчас. Многие его произведения экранизированы, а имя этого писателя стало знаковым для русской и мировой литературы. Лучшим тому доказательством является высокое место автора в нашем рейтинге , где Н В Гоголь входит в первую двадцатку.

Биография Н. В. Гоголя

Родился Николай Гоголь – Яновский в селе Большие Сорочинцы Полтавской губернии. Впоследствии он отбросит вторую часть своей фамилии, хотя именно под этой фамилией жил его прадед. Сменил же фамилию прадед после принятия российского подданства. В семье Гоголя было 11 детей, но лишь пятеро из них дожили до зрелого возраста. Сам же Николай был третьим ребенком, но из выживших, первым. Благодаря этому он лучше всего запомнил своего отца, который писал небольшие пьесы для домашних постановок, и был вообще замечательным рассказчиком. Отчасти именно он привил Н В Гоголю первую любовь к театру.

В десятилетнем возрасте Николая отправляют на обучение в Полтаву. Сначала он проходит подготовительные курсы у одного из местных учителей, а затем поступает в Гимназию высших наук. Так как это учебное заведение только образовалось, учебный процесс был налажен не очень хорошо, возможно именно это стало причиной низкой успеваемости Гоголя. Но при этом, создав кружек единомышленников, ученики занимались самообразованием и даже организовали свой журнал. Именно во время самообразования Николай Гоголь влюбился в творчество , которое оказало впоследствии весомую роль в его произведениях.

После окончания гимназии в девятнадцатилетнем возрасте Николай Гоголь переезжает в Санкт – Петербург. Его скромных сбережений не хватает на жизнь в большом городе, и он вынужден искать работу, то актера, то государственного служащего, но не на одной из них он долго не задерживается. В то же время в 1829 году выходит первая поэма Н В Гоголя – «Ганц Кюхельгартен». Она не получает признания, что на долгое время внушает писателю недоверие в своих возможностях. Тем не менее, писатель не останавливается в своих начинаниях и уже через год издается «Вечера накануне Ивана купала», которая воспринята более положительно.

В 1830 году благодаря друзьям, Н В Гоголю удается пристроиться учителем сначала в Патриотическом институте, а затем на кафедру истории в Петербургский университет. Это значительно поправило финансовые дела автора и позволило с головой окунуться в литературу. Именно на этот период приходится публикация повестей Н В Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки», «Ночь перед Рождеством» читать которые популярно и в нынешнее время. Это приносит автору славу и позволяет стать одним из ведущих писателей России того времени. С 1834 по 1842 выходят такие знаменитые произведения Н В Гоголя как «Тарас Бульба», «Ревизор», «Мертвые души» и многие другие.

С 1836 года Гоголь проводит много времени за границей. Его второй «родиной» становится Рим, который сам автор назвал «городом по духу». В то же время писатель становится все более религиозным человеком и совершает путешествие к Гробу Господнему. Но, по словам самого автора, когда он попал под дождь в Палестине, он ощущал себя также как станции в России. Поэтому душевного спокойствия это путешествие Н В Гоголю не принесло. По возвращению в 1949 году он много работает над вторым томом «Мертвых душ», но перед самой смертью уничтожает их.

Похоронен Гоголь был на кладбище Данилового монастыря, но впоследствии останки перенесены на Новодевичье кладбище. В 1952 году сменили постамент памятника, а «Голгофу», которая ранее служила памятником Гоголю, впоследствии приобрела жена , как памятник мужу. Ведь именно повести Н В Гоголя Булгаков считал образцом для своего творчества.

Произведения Н В Гоголя на сайте Топ книг

В рейтингах нашего сайта повести Н В Гоголя представлены достаточно широко. Многие из них находятся в нашем рейтинге и занимают там далеко не самые низкие позиции. В то же время популярность комедий Н В Гоголя «Ревизор», «Вечера на хуторе близь Диканьки», «Ночь перед Рождеством» читать настолько велика, что это позволило этим и некоторым другим произведениям Н В Гоголя попасть в наш рейтинг . При этом многие из них занимают в этом рейтинге достаточно высокие места и имеют все шансы укрепить свои позиции.

Все книги Гоголя Н. В.

  1. Авторская исповедь
  2. Ал-Мамун
  3. Альфред
  4. Аннунциата
  5. Статьи из Арабесок
  6. Вечер накануне Ивана Купала
  7. Вечера на хуторе близ Диканьки
  8. Взгляд на составление Малороссии
  9. Владимир третьей степени
  10. Ганц Кюхельгартен
  11. Гетьман
  12. Девицы Чабловы
  13. Дождь был продолжительный…
  14. Женитьба
  15. Записки сумасшедшего
  16. Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
  17. Игроки
  18. Италия
  19. Коляска
  20. Лакейская